Каждый день сотни тысяч москвичей прикладывают к терминалу карту. Но не банковскую. Это «Тройка» – главная транспортная карта Москвы, без которой жить и передвигаться в городе неудобно и как минимум невыгодно.
Рассказываем, как она устроена, и что с ней можно сделать.
- Зачем нужна карта «Тройка»
- Что внутри карты
- Какие бывают «Тройки»
- Сколько стоит карта «Тройка»
- Принцип работы и тарифы
- «Кошелек»
- «Единый»
- «ТАТ»
- «90 минут»
- Как пополнить карту «Тройка»
- Как платить «Тройкой» со смартфона
- Где можно платить «Тройкой», кроме транспорта
- А ещё «Тройку» можно подарить на новый год
- Можно ли ездить по «Тройке» бесплатно?
- Карту «Тройка» даже встраивали под кожу
- Ксения Шестакова
- Общие характеристикиПравить
- Количество выданных карт
- Система оплаты в Новом Уренгое
- Запись проездных билетов
- Способы пополнения карты
- Совмещённые «Тройка» и «Стрелка»
- Совмещённые «Тройка» и «Подорожник»
- Тематические картыПравить
Зачем нужна карта «Тройка»
Карта «Тройка» – это универсальный проездной для московского общественного транспорта. На неё можно записать любой бумажный билет или билет «Кошелек».
«Тройка» позволяет прокатиться на наземном пассажирском транспорте и метро, поездах «Аэроэкспресс», пригородных электричках, канатной дороге на Воробьёвых горах, велосипедах проката «Велобайк».
Кроме того, ей можно пользоваться для оплаты прохода к достопримечательностям, в зоопарк, на каток.
Что внутри карты
Так выглядит самая главная часть карты. Остальное – просто прессованный картон.
Основа «Тройки» (карты, брелока, кольца) — чип NFC (Near Field Communication). В элемент размером 2х2 мм встроены модуль флеш-памяти, радиомодуль и система беспроводного питания. К чипу присоединена антенна из тонкой медной проволоки.
Чип с антенной работает на частоте 13,56 МГц. Питание он получает посредством радиоволн. Активная часть, которая генерирует импульсы, находится в турникете, валидаторе пополнений или смартфоне с NFC.
Для «Тройки» производители выбрали NFC-чипы Mifare Plus производства компании NXP. Они совместимы со старым стандартом Mifare Classic (SL1) и стоят от 2 рублей за штуку, если брать оптом.
Технологию MasterCard PayPass эти чипы не поддерживают. Поэтому, к примеру, пополнить «Тройку» в банковском терминале невозможно.
Но есть нюанс. В социальные карты «Банка Москвы» встроены функции «Тройки». Эти карты с чипами стандарта EMV можно пополнить в банковских терминалах с PayPass.
Какие бывают «Тройки»
Транспортные карты выпускаются в виде карт, браслетов, брелоков и колец.
Рисунки разные, но основной – синий.
Карты «Тройка» есть с разным рисунком. Стоят 50 рублей.
На редкие карты идёт настоящая охота. К примеру, карту с цифрой «10 000 000», которая символизировала количество выпущенных «Троек», хотели продать за 1,8 млн рублей, но покупателей не нашлось. Впрочем, часто можно купить редкую карту с рук за 5-10 тыс. рублей.
Все остальные варианты считаются сувенирной продукцией, но функции свои исправно выполняют. Продаются браслеты, брелоки и кольца в сувенирных киосках.
Удобная вещь с хорошей дальностью срабатывания. И потерять тяжелее.
Брелоки из прочного пластика можно носить на ключах. Вариантов дизайна много, официальная цена брелока — 300 рублей.
Фишка: брелок можно сточить и положить под чехол iPhone, а затем удобно «платить смартфоном» на турникетах. Подробнее – в нашей статье.
Чем-то похожи на браслеты от Apple Watch. Жаль, что несовместимы.
Браслеты «Тройка» впервые показали 10 сентября 2017 года. Тогда волонтёры раздавали их бесплатно в честь дня города. Позднее браслеты стали продавать по 450 рублей.
Самый странный аксессуар, а цену вообще ничем не объяснить.
Кольца «Тройка» – самый странный вариант. Обойдётся в 2200 рублей. Водонепроницаемое: выдерживает до 20 атмосфер.
Увы, сделано фактически из пластика. Турникеты реагируют на него медленно. Есть жалобы, что в автобусах не срабатывает с первого раза.
Сколько стоит карта «Тройка»
«Тройка» недорогая, и её можно теоретически вернуть, получив всю стоимость назад.
Карта обойдётся в 50 рублей. Но это не цена, а залог за пользование.
Если срочно нужны будут деньги, вы можете вернуть «Тройку» в кассу и получить свои 50 рублей обратно. И деньги с баланса «Кошелька» тоже. Минус: формально деньги возвращают в течение месяца.
«Тройка» практически вечная, действует 5 лет с момента последнего использования. Даже если редко ездите в метро, она вам пригодится.
Принцип работы и тарифы
В тарифах легко запутаться, это факт.
На карту «Тройка» можно записывать билеты трех тарифов: «Единый» и «90 минут» и «ТАТ». Также есть тариф «Кошелек»: это скорее баланс, с которого могут списываться разные суммы, в зависимости от вида поездки.
«Кошелек»
Начнем с самого простого. «Кошелек» можно пополнить, а затем тратить деньги на проезд. За поездку на метро, монорельсе или наземном транспорте спишется 36 рублей (со 2 января – уже 38 рублей!).
За билет «90 минут» (один проход в метро + любое количество пересадок на трамвае, автобусе, троллейбусе в течение 90 минут) – 56 рублей (58 рублей со 2 января).
«Единый»
Здесь есть два варианта: на количество поездок или на количество дней. Чтобы не запутаться, приводим сразу новые тарифы, которые будут действовать со 2 января.
На карту можно записать 1, 2 или 60 поездок (билеты на 20 и 40 поездок больше продавать не будут). После покупки билетов на 1 и 2 поездки есть 5 дней на их активацию, на 60 поездок – 90 дней (пока не закончатся поездки). Оптом дешевле:
Можно также записать билеты, которые действуют определенное время (количество поездок может быть любым). Есть варианты на разное количество дней, а также на календарный месяц. Билет на 7 дней из сетки убрали. Если брать «Единый» на год и ездить каждый день, выходит совсем дешево:
Красное – «Зона А», серое – «Зона Б».
Билеты на 1 и 3 дня нужно активировать не позднее 10 дней с момента продажи. Остальные билеты начинают действовать сразу после покупки.
«ТАТ»
Если вы редко пользуетесь метро и монорельсом, имеет смысл купить билет «ТАТ» на трамвай, автобус и троллейбус. Билеты будут продаваться 1 поездку или на 30 дней, вариант на 60 поездок отменяют.
Цена на одну поездку разная в зонах А и Б:
- Зона А: «старая Москва» в пределах МКАД и Новомосковский административный округ. Одна поездка обойдётся в 38 рублей
- Зона Б: Троицкий и Зеленоградский административные округа. Одна поездка здесь стоит 45 рублей
Безлимитный билет на 30 дней стоит 1194 рубля. Если ездить два раза в день, то одна поездка в среднем обойдётся в 20 рублей.
«90 минут»
По билету «90 минут» вы можете один раз пройти через турникет метро или монорельса, а также совершить любое количество поездок на трамвае, автобусе и троллейбусе за 90 минут.
Из метро на МЦК можно выйти, дополнительно деньги не спишутся. Одна поездка стоит 59 рублей.
Как пополнить карту «Тройка»
Пример терминала пополнения «Тройки» в метро.
Пополнить карту «Тройка» можно без комиссии на сумму от 1 до 3000 рублей.
Кассы и терминалы: на станциях метро, в «Аэроэкспрессе», банкоматах МКБ, «Элекснет», EuroPlat, «Мегафон», Velobike.
В терминалах и кассах метро записывают на карту билеты «Единый» и «90 минут», а билеты «ТАТ» – только в терминалах.
Абонементы на электрички записывают в кассах станций пригородного сообщения, в билетных автоматах на вокзалах, в терминалах «Электричка» и РЖД.
Проще всего пополнять «Тройку» в банковских приложениях.
Cо смартфона: в приложении «Метро Москвы», на официальном сайте Тройки, в приложениях банков (Тинькофф, Сбербанк, Альфа-Банк и другие) и платёжных систем («Портмоне», Qiwi, «Яндекс.Денгьги» и другие).
Важно. При пополнении с iPhone нужно активировать операцию с помощью жёлтого валидатора в турникетах метро. NFC-чипы производства NXP в iPhone конфликтуют с чипами из карты «Тройка», поэтому вы не сможете пополнить её напрямую.
А вот на Android-смартфонах пополнение можно совершать встроенным NFC, приложив карту к задней панели девайса.
Как платить «Тройкой» со смартфона
Если у вас Android-смартфон с NFC, вы можете не носить с собой карту «Тройка», браслеты или брелоки, а записать данные прямо в гаджет. Для этого есть сервис Мобильный билет».
Что нужно сделать:
1. Поменять у оператора свою SIM-карту на совместимую с сервисом — она будет с NFC-чипом.
2. После того, как вы вставите карту и выйдете в мобильную сеть, на смартфон придет SMS от «Мобильного билета».
3. Отправьте в ответ «1», и с вашего баланса на баланс сервиса спишутся 150 рублей. Их можно будет использовать для оплаты проезда.
4. Сервис автоматически пополняет свой баланс с баланса мобильного, когда на проезд остаётся меньше 90 рублей. Все операции подтверждаются SMS с номера 3210.
Если отправить «0» на номер 3210 и выключить «Мобильный билет» через SIM-меню, сервис деактивируется. Но деньги с баланса никуда не денутся — как только активируете сервис снова, можно будет их тратить.
Список поддерживаемых смартфонов есть здесь. iPhone в нём, понятное дело, нет, но можно «заколхозить» и ни в чем себе не отказывать.
Теоретически можно и подложить карту под чехол. Правда, срабатывать она будет редко. Но вот здесь есть лайфхак, который это исправит.
Где можно платить «Тройкой», кроме транспорта
Да, заплатить «Тройкой» можно даже в Третьяковской галерее.
Оплатить проход к достопримечательностям также можно «Тройкой». Средства спишутся с «Кошелька». Это удобно: в очереди за билетом стоять не нужно, сильно экономит время и нервы.
Список достопримечательностей внушительный — в него, к примеру, входят Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, и Музей «Лунариум» Московского Планетария, а также Музей советских игровых автоматов, ЦПКиО им. Горького и каток в нём, Московский зоопарк.
В парке «Зарядье» на проход на объекты и мероприятия Медиацентра, Заповедного посольства и Подземного музея при оплате картой «Тройка» дадут скидку 5%, также можно будет оплатить парковку. В «Экспериментариуме» и интерактивном музее «Живые системы» карта дает скидку 10%.
Но и минусы есть: в Третьяковке и «Лунариуме» оплатить картой «Тройка» можно только один входной билет. Так что если идёте компанией, позаботьтесь, чтобы «Тройки» были у всех.
В остальных случаях можно купить любое количество входных билетов, на которые хватит лимита «Кошелька». Не забудьте заранее его пополнить!
А ещё «Тройку» можно подарить на новый год
Это лимитированная коллекция к Новому году.
Специально к празднику метрополитен выпустил брелоки с новогодним дизайном. Стоит такой брелок 300 рублей, функции — такие же, как и у обычной карты «Тройка».
Купить брелоки можно в сувенирных витринах на стойках «Живое общение» московского метро (они работают с 8:00 до 20:00 на некоторых станциях метро) и в сувенирных магазинах на станциях «Маяковская» и «Трубная». Полезный подарок каждому по карману, пополнить можно на любую комфортную сумму.
Но стоит поторопиться! Брелоков всего 2 тыс., на всех может не хватить 🙂
Можно ли ездить по «Тройке» бесплатно?
Мы не поддерживаем любые операции по взлому «Тройки». Текст ниже размещен исключительно в информационных целях.
По сети гуляет инструкция по взлому «Тройки». Оригинал лежит здесь.
Суть в следующем: с помощью Android-смартфона с NFC-чипом производства NXP и приложения TroikaDumper, созданного Ильёй Шевцовым, можно получить доступ к памяти карты и изменить данные в ней.
Разработчик выяснил, что данные в памяти карты хранятся в незашифрованном виде, и научился подделывать баланс.
Но это чревато: если пополняете карту больше, чем на 100 рублей, система обнаруживает подделку и блокирует «Тройку». Да и вообще это уголовная статья за мошенничество в сфере компьютерной информации.
Карту «Тройка» даже встраивали под кожу
Куда встроен чип карты «Тройка», не имеет значения. Если антенна работает стабильно и соблюдается небольшое расстояние между чипом и считыватель, всё ок.
Инженер Влад Зайцев, к примеру, решил вшить чип от карты «Тройка» в руку. А заодно и настроить дверной замок в офисе на открытие с помощью этого чипа.
Карту Зайцев растворил в ацетоне, чтобы аккуратно извлечь чип. Затем он залил компонент биосовместимым силиконом и вшил под кожу на тыльной стороне кисти.
Но что-то пошло не так. Зайцев неправильно рассчитал параметры антенны, и карта срабатывала не на всех станциях.
В итоге инженер вынул «Тройку» из-под кожи. А на её место имплантировал чип от банковской карты — дескать, так полезнее и удобнее.
Ксения Шестакова
Живу в будущем. Разбираю сложные технологии на простые составляющие.
У этого термина существуют и другие значения, см. Тройка.
Карта «Тройка», макет обратной стороны
Из похожих проектов в Санкт-Петербурге действует «Подорожник», в Московской области — «Стрелка», в Уфе — «Алга», в Свердловской области — «Екарта», в Нижегородской области — «Ситикард», в Казани — «Транспортная карта», в Самарской области — «Объединенная транспортная карта».
Общие характеристикиПравить
Вводя в использование «Тройки», московские власти преследовали следующие цели:
- сокращение очередей (нет необходимости тратить время на отдельную оплату каждой поездки);
- создание единой карты для всех видов транспорта, поскольку транспортную карту «Мосгортранса» и «Единый» билет нельзя было использовать для проезда на метрополитене и в электропоездах соответственно.
Терминал оплаты проезда в салоне московского автобуса (ЛиАЗ-5292.65)
Департамент транспорта Москвы постепенно расширяет спектр услуг, доступных по карте «Тройка», но не зависящих от транспортного комплекса. В 2015 году стало возможным оплатить «Тройкой» вход в Московский зоопарк (до 23 мая 2018 года) и музей «Лунариум» Московского планетария. При валидации карты на входном турникете со счёта «Кошелька» списывается стоимость полного входного билета в зоопарк. 29 декабря 2015 и 3 января 2016 года картой стало возможно оплатить вход на катки в парке Горького и на ВДНХ. По состоянию на 2019 год можно также оплачивать посещение 45 музеев и других городских сервисов.
Количество выданных карт
Карта «Тройка» позволяет оплачивать проезд во всем общественном транспорте Москвы и Тульской области вне зависимости от места приобретения карты. В Туле оплатить проезд «Тройкой» можно на 64 внутригородских и 267 межмуниципальных маршрутах, а также в электричках Тула — Москва. Планируется подключение к системе коммерческого транспорта.
Места приобретения карты:
- кассы автовокзалов и автостанций Тулы и Тульской области,
- отделения «ОЕИРЦ»,
- железнодорожные кассы «ЦППК»,
- вендинговый автомат, расположенный на автовокзале Тулы.
Цена карты — 50 рублей.
Система оплаты в Новом Уренгое
Зональная тарификация проезда была впервые введена для городских маршрутов с 1 июля 2012 года. До 31 июля 2013 года для проезда в направлении ТиНАО действовали старые пригородные тарифы, также применявшиеся на ряде других пригородных маршрутов (кроме автобусных маршрутов № 400, 400к и 400т, на которых действовали свои тарифы, даже при условии высадки на областных остановках) и маршрутах 12-го автобусного парка, права на перевозки на которых были переуступлены «Мострансавто» и другим областным автоперевозчикам с 1 января 2015 года. Единственным отличием старозонных пригородных билетов от билетов для проезда в ТиНАО была надпись «Для проезда на присоединённых территориях г. Москвы».
- зона А — административные округа Москвы (АО) до расширения территории в 2011 году (без Зеленоградского АО) и Новомосковский АО;
- зона Б — Троицкий и Зеленоградский АО и внутригородское муниципальное образование Кунцево.
Эта система имела ряд исключений из официально установленных правил:
По состоянию на 2 января 2022 года имеются два вида базового тарифа:
- «Единый» (46 рублей) для оплаты одной поездки на наземном транспорте, метро, монорельсе, МЦК и МЦД в зоне «Центральная», с августа 2021 года — также на речном трамвае Захарково — Северный речной вокзал;
- «90 минут» (69 рублей) — неограниченное число пересадок на наземном общественном транспорте с одной поездкой на метро, монорельсе, МЦК и в зоне «Центральная» МЦД.
Запись проездных билетов
Информация в этом разделе устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Способы пополнения карты
Внешний вид карты (лицевая и оборотная сторона)
Электронный кошелёк «Пятёрка» был введён Департаментом транспорта Москвы по поручению С. С. Собянина в октябре 2013 года и распространялся среди студентов-первокурсников московских вузов. Карта выдавалась в конверте, на лицевой стороне которого имелась надпись «Первокурсник — 2013» и изображение лицевой стороны карты. Тестовый период карты проходил в ноябре 2013 года, в течение этого периода на ней действовал билет «Единый» без ограничения числа поездок на всех видах городского общественного транспорта. По окончании действия билета карта заработала в режиме «Тройки». После октября 2013 года карта больше не выдаётся.
Совмещённые «Тройка» и «Стрелка»
В 2016 году при записи на карту «Тройка» билета «Единый» на 90 суток в подарок выдавался брелок «Тройка». Функциональность у брелока та же, что и у классической карты. Брелоки были выпущены ограниченным тиражом.
Совмещённые «Тройка» и «Подорожник»
С 2014 года различными российскими банками выпускаются кобейджинговые банковские карты с транспортным приложением «Тройка». Приложение функционирует в режиме обычной карты «Тройка», однако при этом для него не доступно прямое пополнение ни через автоматы в метро, ни через терминалы «МКБ». На сентябрь 2021 года такие банковские карты выпускают «ВТБ» и «Россельхозбанк»; ранее за всё время существования «Тройки» данное приложение к своим картам также выпускали «Сбербанк», «Газпромбанк», «Русский стандарт» и другие банки.
Тематические картыПравить
- Август — появление возможности записи билетов на 1 поездку в электропоездах РЭКС.
- 3 октября — появление возможности записи билетов на 1 и 2 поездки в электропоездах ЦППК.
- Ноябрь — введение возможности оплаты некоторых нетранспортных услуг картой «Тройка», таких как вход в Московский зоопарк и в интерактивный музей «Лунариум» Московского планетария.
- 29 декабря — после перезапуска катка в парке Горького введена возможность входа на сеанс по карте «Тройка» по цене стандартного билета. 3 января 2016 года такая же функция запущена и на катке на ВДНХ.
- 2 июня — введение кобрендинговой модификации карты с дополнительным приложением «Стре́лка», позволяющим оплачивать проезд в транспорте Московской области.
- Лето — появление брелоков «Тройка».
- 15 апреля — с введением пропускного режима в Москве карта стала единственным доступным средством оплаты проезда в общественном транспорте Москвы с обязательной привязкой к ней цифрового пропуска. Начато распространение карт через сеть магазинов «Магнит». С 12 июня это требование было отменено.
- 2 ноября — карта «Тройка» заработала в общественном транспорте Тулы и Тульской области. В этот же день в рамках начавшегося скидочного эксперимента «Время ранних» на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях Московского метро в утренние будничные часы впервые появился скидочный тариф; пользователи записанных на «Тройку» единых безлимитных проездных могут еженедельно получать кэшбэк на тариф «Кошелёк» в размере 20 рублей за каждую поездку в скидочные часы.
- 27 января — появилась возможность привязки карты к личному кабинету в приложении «Метро Москвы».
- 16 марта — «Тройку» начали тестировать в Ульяновске.
- 29 мая — с открытием Восточного вокзала в переходе с него на станцию МЦК «Локомотив» появились валидаторы стандарта МЦД с функцией для пассажиров поездов дальнего следования, прибывающих из Нижнего Новгорода, бесплатной пересадки с Нижегородского метрополитена на Московский (или МЦК).