Предложения профильных комитетов Смольного по новому Генплану проливают свет на их стратегию по реконструкции и строительству станций метро. До 2030 года должны закрыться два десятка вестибюлей.
Протоколы заседания комиссии по подготовке изменений в Генплан опубликованы КГА, они касаются разных видов объектов. Отдельный посвящен предложениям КРТИ, комтранса и «Петербургского метрополитена» по подземке.
Речь идет о предложениях, которые чиновники добавляют к первому проекту Генплана. Насколько можно судить, у города много идей по реконструкции вестибюлей метро в так называемую «первую очередь» Генплана — то есть до 2030 года. Все заявки «Петербургского метрополитена» упаковать туда конкретные станции учтены комиссией. Это станции «Политехническая», «Фрунзенская», «Парк Победы», «Технологический институт», «Электросила», «Чернышевская» (уже в реконструкции. — Прим.ред.), «Площадь Восстания-1», «Площадь Восстания-2», «Площадь Ленина-1», «Площадь Ленина-2», «Кировский завод», «Нарвская», «Московские ворота», «Балтийская», «Шушары» (что характерно, в числе самых молодых станций в городе, ей нет и 4 лет), «Гражданский проспект», «Петроградская», «Автово», «Площадь Александра Невского-2». Кроме того, в первую очередь Генплана включат также реконструкцию трех депо — «Невское», «Южное» и «Автово».
Практика показывает, что если начинают именно реконструкцию, а не частичный ремонт, то вестибюль всегда закрывается на время работ. О том, что ряд станций из перечисленных ждет перестройка, уже было известно. Не считая закрытой на полтора года «Чернышевской», это южный участок синей линии метро. Глава метрополитена Евгений Козин говорил, что «Фрунзенскую» предполагают закрыть в конце 2023 года до 2025-го, но сроки могут и сдвинуть. Речь идет о строительстве на месте нынешнего приземистого вестибюля многоэтажного единого диспетчерского центра подземки: «паука» здесь отменили, но архитектура все равно осталась противоречивой.
В 2024 и 2027 годах должна бы настать очередь ее ровесников и товарищей по типовому проекту — «Парка Победы» и «Электросилы», их тоже будет не узнать после реконструкции. « Удельной» и «Озеркам» прочили капремонт, но тоже с полным закрытием (в 2024–2025 и 2025–2026 соответственно).
«Технологический институт-2» и выход с «Площади Ленина» на Боткинскую вписывали на 2026 и 2027 годы. Кроме того, «Фонтанка» рассказывала о письме метрополитена, где говорилось, что по-хорошему в 2026–2030 годах необходимо поочередно реконструировать оба вестибюля «Площади Восстания», начиная со второго.
Иногда они закрываются. Как станции метро уводят на ремонт и что делать пассажирам
В проект Генплана не только «забыли» включить станции метро, но и вписали лишние. В частности, согласно первой версии документа, на реконструкцию должны уйти «Приморская», «Проспект Большевиков», «Проспект Просвещения» и «Пионерская» (которая, кажется, выбрала кредит закрытий на много лет вперед). Всех их записали в так называемый «расчетный» период», то есть 2031–2040 гг., но, судя по тому, что указано в протоколе, в этом интервале собирались только начать, а работы провести в 2039–2048. Это уже неважно: комтранс и метрополитен сообщили комиссии, что произошла ошибка: «Реконструкция указанных станций в настоящее время не запланирована».
Это болезненный вопрос, и сарказм читателей «Фонтанка» предвидит: поменять даты на бумаге проще, чем открыть хотя бы одну станцию за 4 года. Тем не менее Генплан не просто бумага, это обоснование для всей стройки на ближайшие десятилетия.
«Фонтанка» неоднократно рассказывала о графике, который для Смольного разработал ЛМГТ и в котором учтены все новые линии и станции. Впоследствии его чуть поменяли, и теперь в 2024–2030 годах хотят построить аж 21 станцию (раньше меньше, но открытия 2032-го переписали на 2 года поближе и тем самым добились «бумажного» ускорения). Сейчас схема выглядит так.
В проекте Генплана есть разбивка по линиям, а также конкретным станциям и вестибюлям. Надо помнить: кое-что комитеты просят изменить, об этом ниже. Чтобы понимать разбивку: «первая очередь» — это до 2030 года, «расчетный период» — это 2031–2040, «прогнозируемый период» — до 2050 года.
Как легко заметить, в первой очереди, то есть до 2030 года, не так много: оранжевая линия от «Горного института» до «Морского фасада», коричневая от «Путиловской» до «Каретной» (это отдельная музыкальная история), она же от «Казаковской» до «Сосновой Поляны» (интересные новости по ней — здесь), депо «Красносельское» и «Правобережное», станция «Кудрово» (хотя перегон к ней указан только до границы с областью, это же городской Генплан), зеленая линия до «Каменки» (здесь хотя бы уже раскочегарили проходческий щит) и фиолетовая до пересадочного с ней «Шуваловского проспекта». Ну и конечно, первый выход с «Театральной». Почему-то нет самих строящихся станций «Горный институт», «Казаковская» и «Путиловская», но их, судя по замечаниям метрополитена, ошибочно указали как уже существующие. То ли поторопились, то ли собираются без спешки принимать Генплан, станции-то должны открыть уже в 2024-м.
Однако каким-то чудом в ближайшие планы пробралась еще и северная дуга по-своему легендарной кольцевой линии (два перегона от «Лесной-2» до «Горного института» и от «Горного института» до «Ладожской-2»). В период до 2030-го вписали «Петроградскую-2», «Василеостровскую-2», «Кантемировскую», вторые вестибюли «Комендантского проспекта», «Сосновой Поляны», «Казаковской», «Броневой-1», «Приморской», «Боровой». И еще почему-то — продолжение красной линии за «Проспект Ветеранов» через «Александрино» до «Проспекта Маршала Жукова». Плюс депо «Арсенальное». Комитеты оптимизма разработчиков не оценили: в протоколе комиссии они просят все это убрать подальше, в основном — на расчетный период до 2040 года, но кое-что — и вообще за горизонт.
Остальные «переносы» — из того далекого будущего, где все теряется в тумане согласований и проектов. К примеру, станцию «Улица Коммуны» записали в четвертую декаду столетия, а надо в пятую. К ГА просит к середине века «предусмотреть альтернативный вариант трассировки продолжения Кировско-Выборгской линии метрополитена в Пушкинский район для улучшения транспортного обеспечения города-спутника Южный». И так далее. Наверное, это тоже важно, все предложения — в файле ниже.
Напоследок — немного актуального. Это предложение внесли под сотню физлиц, и примерно можно предположить, где они живут. Звучит оно очень вежливо: «Изыскать техническую возможность, детально проработать этот вопрос и определить конкретную территорию в Генплане под размещение станции метро в жилой зоне поселка Шушары». В какой транспортной реальности живет этот поселок, «Фонтанка» рассказывала неоднократно, а запланированный на конец июля саммит «Россия — Африка» так и вовсе сделал его похожим на Кронштадт до строительства дамбы. Комиссия решение по этому запросу отложила.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
- Смольный утвердил новый план.
- Смольный переписал схему развития петербургского метро. Продление фиолетовой и начало кольцевой линий отодвигаются
- Когда построят кольцевую линию метро?
- Перспектива открытия новых станций петербургского метро
- Схемы развития петербургского метро
- Вторая очередь Фрунзенского радиуса от станции «Международная» до станции «Южная»
- Строительство станции «Проспект Славы»
- Строительство станции «Дунайская»
- Красносельско-Калининская линия
- Строительство станции «Обводный канал-2»
- Станция метро «Казаковская»
- Строительство участка Правобережной линии от станции «Спасская» до станции «Большой проспект» («Горный институт»)
- Строительство станции «Большой проспект»
- Строительство станции «Театральная»
Смольный утвердил новый план.
Как изменилась схема развития метро Петербурга
Городское правительство обновило схему развития петербургского метрополитена. Измененный документ декларирует планы Смольного по строительству новых станций метро до 2030 года.
Об этом «Фонтанке» 12 декабря сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Кроме уже известного переноса сроков открытия трех новых станций на фиолетовой линии, в схеме стоит отметить продолжение оранжевой линии станциями «Театральная» и «Горный институт», которые должны начать работать в конце 2019 года.
В период с 2020 по 2022 год предполагается закончить только с одним перегоном Красносельско-Калининской линии — от «Юго-Западной» до «Путиловской». Большая же часть линии, от «Сосновой Поляны» и до «Обводного канала», должна построиться к 2026-2027 годам. А вот у продолжения коричневой линии на север, вплоть до станции «Ручьи», судьба неопределенная – «после 2030 года».
«До 2025 года отраслевой схемой запланировано строительство депо «Красносельское» на Красносельско-Калининской ветке метро. Также на этой ветке от станции «Юго-Западная» до станции «Сосновая Поляна» добавились две промежуточные станции – «Улица Доблести» и «Брестская», – отмечают в комитете по развитию транспортной инфраструктуры.
В 2023-2025 годах отпраздновать открытие подземки должны жители Кудрово, где появится одноименная станция, которая продолжит оранжевую ветку. В этот же период на северо-западе города построят еще две станции, продолжающие зеленую линию, – «Туристскую» и «Планерную»/«Шуваловский проспект», на которой будет переход на фиолетовую линию. По плану властей она появится на пересечении Комендантского и Шуваловского проспектов. В КРТИ отмечают, что новое место было выбрано с учетом развития жилой застройки и потребностей жителей Приморского района в части транспортного обеспечения.
В 2026-2027 годах подземка продвинется и на юг — на красной ветке появятся станции «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова». Пунктиром в качестве возможной альтернативы развития красной линии также отмечено продолжение метро к Пулково, но в КРТИ подчеркивают: за основной вариант развития этой ветки выбрали строительство линии до станции «Проспект Маршала Жукова», по этому участку разрабатывается проект планировки территории.
Из документа также следует, что участок кольцевой линии от «Большого проспекта» до «Лесной» появится в 2028-2030 годах, хотя ранее власти планировали сделать это в 2023-2028 годах. Оставшаяся часть кольцевой должна появится после 2030 года, хотя еще в начале 2018 года экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявлял, что её можно построить за 300 млрд рублей в течение 10 лет.
За 2030 год, как и раньше, отброшена линия от «Двинской» до «Янино», проходящая через существующие пока только на бумаге «Площадь Репина», «Михайловскую», «Суворовскую», «Большеохтинскую», «Проспект Энергетиков», «Индустриальный проспект» и «Ул. Коммуны». Под нее же должны быть сделаны пересадки на существующих станциях «Адмиралтейская» и «Чернышевская» и на строящейся «Театральной».
Не меняются далекие планы в отношении 4-й линии от станции «Горный институт» до «Юнтолово» через «Морской фасад», «Новокрестовскую» и «Лахту». Не раньше чем через 12 лет продлят и пятую линию за «Шуваловский проспект» к «Коломяжской», и третью до «Осиновой Рощи».
Кроме того, на схеме появились планы по вторым вестибюлям уже существующих станций метро: «Василеостровская», «Балтийская», «Приморская», «Пионерская», «Проспект Просвещения», «Проспект Большевиков», «Горный институт». Как рассказали в КРТИ, по станциям «Василеостровская», «Балтийская» и «Приморская» разрабатывают проекты планировки территории.
Утвержденная в декабре новая схема развития подземки в статусе проекта была опубликована комитетом еще в марте 2018 года. « Фонтанка» подробно анализировала изменения относительно предыдущих планов городского правительства.
Смольный переписал схему развития петербургского метро. Продление фиолетовой и начало кольцевой линий отодвигаются
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры разработал проект изменений в правительственное постановление «Об Отраслевой схеме развития метрополитена в Санкт-Петербурге». В нем новые сроки по строительству станций.
По данным «Фонтанки», в основной части постановления меняется только одно: Игоря Албина как бывшего куратора транспортной отрасли там меняют на нынешнего профильного вице-губернатора Максима Соколова. Это в целом отражает время, когда Смольный в последний раз возвращался к отраслевой схеме, — Албин покинул правительство еще в конце 2018 года.
Остальные изменения — в приложениях к документу. В частности, в иллюстрации к планам по строительству метро. Внизу — текущая версия документа и проект новой.
текущая версия схемы
проект новой схемы
Из того, что сразу бросается в глаза, — меняются сроки по вводу самых «скорых» станций: «Юго-Западной» и «Горного института». Раньше предполагалось, что их введут, соответственно, в 2023 и 2019 годах, но теперь обе даты передвинуты на 2024 год в связи с секвестром бюджета.
В действующей схеме сообщается, что зеленая линия должна дойти через «Туристскую» до «Планерной» в 2023–2025 годах; тогда же фиолетовая линия продлится за «Комендантский проспект», до станции «Шуваловский проспект», которая станет пересадочной с «Планерной». По новой же версии планы по Невско-Василеостровской линии остаются в силе, а вот Фрунзенскому радиусу предложено подождать до 2028–2030 гг.
В проекте КРТИ на тот же интервал 2028–2030 гг. запланированы еще два участка: Красносельско-Калининская линия от «Юго-Западной» через «Брестскую», «Улицу Доблести» и «Петергофское шоссе» до «Сосновой Поляны» (сейчас значится в планах на 2026–2027), а также Лахтинско-Правобережная от «Горного института» через «Гавань» до «Морского фасада» (сейчас отодвинутся за 2030 год). Кроме того, именно на 2028–2030 годы теперь записан отрезок «Улица Дыбенко» — «Кудрово», который ранее оптимистично видели уже к 2025-му.
В 2026–2027 годах Смольный теперь хочет увидеть отрезок коричневой линии от «Путиловской» (пересадочная с «Кировским заводом») до «Каретной» (пересадочная с «Обводным каналом») с промежуточными станциями «Броневая», «Заставская» (пересадочная с «Московскими воротами») и «Боровая». По срокам это совпадает с нынешним вариантом отраслевой схемы.
Продолжение красной линии от «Проспекта Ветеранов» до «Проспекта Маршала Жукова» в текущей версии схемы ждали в 2026–2027 гг., а первую четверть кольцевой линии метро от «Горного института» до «Лесной» — до 2030 года. Теперь и то и другое отнесено на дальнюю перспективу — за 2030 год, как и все остальные станции.
Другие изменения касаются адресного перечня объектов, которые планируются к стройке.
Помимо самих новых станций и вентиляционных шахт в нем есть вторые вестибюли для уже существующих узлов: «Балтийская» (2021–2024 годы), «Приморская», «Василеостровская» и другие. Полный список — ниже.
Интересно, что, к примеру, вестибюль «Горного института» ожидается до 2022 года, хотя контракт на строительство участка уже отодвинут на 2024-й. На этой же линии в 2024–2027 годах КРТИ надеется получить вестибюль «Театральной» на углу улиц Глинки и Декабристов. Напомним, ранее сообщалось, что Смольный намерен один из вестибюлей организовать на месте дома быта, на пересечении Декабристов и Лермонтовского. От идеи строить выход прямо на площади город отказался.
Напомним, главное городское отраслевое предприятие «Метрострой» находится под процедурой наблюдения. Смольный уже договорился с ВТБ о том, что в дальнейшем этим будет заниматься совместное предприятие банка и города — «Метрострой Северной столицы». Последние новые станции были открыты еще осенью 2019 года — это было продолжение Фрунзенского радиуса.
Как сообщили в КРТИ изданию «Фонтанка», Смольный официально утвердил обновленную схему развития метрополитена до 2030 года. Сама схема была опубликована еще в марте текущего года и уже была подробно проанализирована «Фонтанкой».
На ближайшее будущее в схеме запланированы три новые станции Фрунзенского радиуса, которые должны были сдать до конца 2018 года, но не сдадут из-за возникших проблем. Логичнее всего ожидать открытия в мае 2019, возможно с привязкой к Дню города.
Также, согласно новой схеме развития метро, до конца следующего года должны быть открыты станции «Театральная» и «Горный институт», которые станут продолжением 4 («оранжевой») линии.
Следующими на очереди станут станции «Юго-Западная» и «Путиловская» на новой Красносельско-Калининской линии. Для них сроки стали обозначены более четко — 2020-2022 гг. Ранее их относили к этапу 2019-2025, на который было запланировано открытие всей линии целиком. Теперь сроки немного сдвинулись — 2026-2027 года. Также обновленная схема предполагает строительство станции «Улица Доблести», отсутствовавшей на предыдущем варианте схемы.
В 2023-2025 годах стоит ожидать появления двух новых станций «зеленой» линии — для пассажиров станут доступны «Туристская» и «Планерная». Последняя в перспективе станет пересадочной на «фиолетовую» линию, которая будет продолжена станцией «Шуваловский проспект».
Сравнить новую и предыдущую схемы развития метро Санкт-Петербурга до 2025-2030 гг.:
ОТКРЫТЬ НОВУЮ СХЕМУ НА ПОЛНЫЙ ЭКРАН
ОТКРЫТЬ ПРОШЛУЮ СХЕМУ НА ПОЛНЫЙ ЭКРАН
У развития петербургского метрополитена снова скорректированные перспективы. Подземка находится на некотором распутье — контракты с «Метростроем» уже расторгнуты, с новым подрядчиком «Метрострой Северной столицы» еще на согласовании. Но при этом есть достаточно радужные перспективы относительно финансирования. Денег новым метростроителям будет выделяться много.
Примерное понимание о том, какие станции метро Петербурга будут открыты в перспективе ближайших (и не очень) лет, дает отраслевая программа до 2045 года. Ее подготовкой занимался «Ленметрогипротранс» по заказу КРТИ.
Основная схема содержит план открытия новых станций до 2032 года и выглядит следующим образом:
Фото — «Ленметрогипротранс» Открыть в полном размере
Обращает на себя внимание, что на схеме более четко указаны годы открытия новых станций. Причем в большинстве случаев даты открытия чуть-чуть сдвинулись вперед относительно февральского обновления схемы развития. Так, Беговая, Туристская и Шуваловский проспект сдвинулись с 2025 года на 2026. Ну а с ближайшими открытиями все в принципе понятно — это перенесенные на 2024 год «Горный институт», «Путиловская» и «Юго-Западная».
Когда построят кольцевую линию метро?
В документах отраслевой программы лучше прослеживается и перспектива кольцевой линии метро Петербурга. Подождать ее придется более 15 лет — сдача первого участка в планах назначена на 2037 год. Это станции «Лесная-2», «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект-2». Далее кольцевая продолжит свой путь до станции «Дальневосточный проспект» через станции «Большеохтинская-2» и «Ладожская-2». Сдача участка запланирована на 2039 год.
Дальше наступит год 340-летия Санкт-Петербурга, к которому постараются приурочить открытие самого масштабного участка кольцевой — от «Дальневосточного проспекта» до «Нарвской-2». На участке также будут открыты станции «Елизаровскя-2», «Фарфоровская», «Международная-2», «Витебский проспект», «Парк Победы-2», «Броневая-2».
В 2044 году кольцевая должна дотянуться до «Спортивной-2», а в 2045 году — кольцо сомкнется!
Перспектива открытия новых станций петербургского метро
Итак, опираясь на текущие данные можно узнать, когда будут открыты новые станции на различных линиях подземки.
1 линия (Кировско-Выборгская)
— Ближайшее открытие — второй вестибюль станции «Балтийская» — в 2028 году;
— Продолжение линии станциями «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова» придется подождать до 2040 года;
3 линия (Невско-Василеостровская)
— В 2026 году откроются станции «Туристская» и «Планерная»;
— Станция «Василеостровская» обзаведется вторым вестибюлем в 2029 году.
4 линия (Лахтинско-Правобережная)
— первый на очереди — «Горный институт» в 2024 году;
— «Театральная» перестанет быть станцией-призраком в 2025;
— многострадальная «Кудрово» должна открыться в 2029 году;
— через год — в 2030 году — откроют станции «Гавань» и «Морской фасад»;
— далекий 2036 год подарит станции «Новокрестовская-2», «Лахта», «Конная Лахта» и «Юнтолово»
5 линия (Фрунзенско-Приморская)
— 2028 год — станция «Шуваловский проспект»;
— В 2035 году запланировано открытие станций «Магистраль № 31», «Каменка» и «Коломяжская».
6 линия (Красносельско-Калининская)
— развитие новой линии петербургского метро начнут станции «Путиловская» и «Юго-Западная» в 2024 году;
— В 2029 году линия должны продолжить станции «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная»;
— Через год — в 2030 году — откроют станции «Лиговский проспект — 2», «Знаменская» и «Суворовская-1»;
— 2032 год — станции «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна».
— 2033 год — «Смольный», «Полюстровский проспект — 1», «Бестужевская» и «Пискаревка».
— Торжественное завершение линии — станция «Ручьи» в 2034 году.
Подробный разбор отраслевой программы можно почитать в материале «Фонтанка.ру»
В 2018 году были открыты две новые станции «зеленой» линии — «Новокрестовская» и «Беговая», в 2019 будут открыты станции «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары».
В 2019 году планируется открытие станции «Горный институт» на Васильевском острове.
К 2022 году планируется открытие первой очереди новой шестой линии — Красносельско-Калининской. В первую очередь войдут станции «Юго-Западная» и «Путиловская» (пересадочная на станцию «Кировский завод»)
В 2023-2025 гг :
— продление Невско-Василеостровской линии до станции «Планерная»;
— открытие станции «Театральная»;
— открытие станции «Кудрово» (станет новой конечной на «оранжевой» линии);
— открытие станции «Шуваловский проспект» на пятой, «фиолетовой», линии;
— открытие новых выходов со станций «Балтийская», «Василеостровская», «Приморская»
В 2026 -2027 гг:
— продление Кировско-Выборгской («красной») линии станциями «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова» после текущей конечной «Проспект Ветеранов»;
— продолжение шестой линии — открытие станций «Броневая», «Заставская», «Боровая», «Каретная» (переход на станцию «Обводный канал»).
Начало строительства кольцевой линии метро в Санкт-Петербурге запланировано на 2021 год. Сдача первого участка линии ориентировочно произойдет с период с 2028 по 2030 годы. Первая очередь пройдет от станции «Большой Проспект-2» до «Лесная-2» и будет включать себя, помимо этих станций, вестибюли «Василеостровская-2», «Спортивная-2», «Петроградская-2», «Кантемировская» (не будет являться пересадочной на одну из основных линий)
Метро СПб в будущем
Согласно утвержденному 28.06.2011 плану развития метро до 2025 года, в перспективе схема метрополитена примет следующий вид:
Однако можно смело утверждать, что не все из запланированных станций будут открыты к 2025 году, хотя перспектива развития схемы метро в будущем будет аналогична предложенному плану, просто с изменением сроков ввода новых станций в эксплуатацию.
Не так давно в прессе обсуждалось заявление главы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Андрея Левакина о строительстве 21-й станции Петербургской «подземки» к 2030 году.
Тоннелепроходческий механизированный комплекс «Надежда»
Прокомментировать эту информацию мы попросили заместителя генерального директора по проектированию метрополитена ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» Владимира Маркова.
— Владимир Андреевич, будет ли построена 21 станция в течение ближайших 8 лет?
— Такие вопросы нужно адресовать не нам, а заказчику, то есть КРТИ. Как только Президент РФ В. В. Путин заявил, что в городах – миллионниках нужно строить метро, чиновники стали рапортовать о будущих достижениях, причем совершенно голословно. На данный момент институту не заказано ни одного проекта перспективных линий петербургского метрополитена. Сколько бы мы ни говорили о катастрофической ситуации по метростроению в нашем городе, правды никто не слышит, и никакого наказания за дезинформацию не несет.
— Как сегодняшняя политическая ситуация скажется на отрасли метростроении?
— Пока прогнозы делать сложно, тем более что проходческое оборудование приобретает или берет в лизинг сам подрядчик. Безусловно, необходимо переориентироваться и понять, где его закупать. Если раньше мы работали с немцами (концерн Herrenknecht AG), сейчас, скорее всего, придется работать с китайцами. В ближайшей перспективе «Надежду», единственный петербургский щит для строительства 2-путных тоннелей, возьмет в аренду АО «Метрострой Северной столицы» у своего предшественника ОАО «Метрострой». Возможно, его изымут в рамках процедуры банкротства у старого Метростроя, но не факт, что передадут новому. А О «Метрострой Северной столицы», не имея собственной техники и оборудования, работает на базе ОАО «Метрострой» на добровольных началах, однако законодательно это пока никак не урегулировано.
— Какие работы для города ЛМГТ выполняет сейчас?
— Мы занимаемся исключительно корректировками технически устаревших, причем не по нашей вине, проектов. Однако при необходимости ЛМГТ сможет разработать проектную документацию в ускоренном режиме при условии, что с нас не будут требовать проект планировки территории (ППТ) — основной документ, за который отвечает Служба Заказчика (КРТИ). Мы не можем выходить на работы, если нет согласования по отводу земельного участка.
— И все же, какие станции будут открыты для пассажиров до 2030 года?
— Однозначно достроены будут 2 станции на Красносельско-Калининской линии: «Казаковская» и «Путиловская». Проект станций выполнил ОАО «ЛМГТ», а тендер на подготовку рабочей документации выиграл московский АО «Метрогипротранс». Также будут сданы 2 станции на Лахтинско-Правобережной линии: «Театральная», правда, без выхода на поверхность, и «Горный институт», которые имеют самую высокую степень готовности.
— Поясните, пожалуйста, ситуацию с «Театральной»?
— «Театральная» — это полноценная станция, но только под землей, без выхода на поверхность. Аналогичная ситуация у нас была на «Адмиралтейской», которую в течение 14 лет поезда проследовали транзитом. К 2025 году будет станция, а выход – это отдельный проект, судьба которого пока неизвестна. Еще в 2014 году институт разработал станционный комплекс на 2 вестибюля, но проект уже технически устарел.
Архитектурная концепция станции метро «Театральная»
— Что касается станций «Шуваловский проспект» Фрунзенско-Приморской линии и станций «Яхтенная», «Зоопарк» Невско-Василеостровской линии, все они будут построены не скоро. На станцию «Шуваловский проспект» проект есть, но он не прошел государственную экспертизу и уже технически устарел. В 2019 году мы подготовили проекты станций «Зоопарк» (мелкое заложение) и «Шуваловский проспект» (глубокое заложение), но Заказчик в лице Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) их не принял. Г УП «Петербургский метрополитен», являющийся третьей стороной контракта, сначала не согласовал проект, который в отличие от согласованного задания потребовал изменить линии с мелкого заложения на глубокое, а затем дал огромное количество замечаний, которые сейчас пытаются снять наши архитекторы.
— Какие ресурсы необходимы, чтобы озвученные планы стали реальностью?
— Чтобы строить 21 станцию за 8 лет, нужны не только деньги, но и долгосрочные планы, выделенные участки земли под строительство, тендеры на подготовку проектной документации, наличие подрядчика с опытом и материально-технической базой. А О «Метрострой Северной столицы» должен иметь в своем штате не менее 15 тысяч человек против сегодняшних 1,5 тысяч. Очевидно, что молодежь уже не пойдет работать под землю, это слишком тяжелый труд, а старые кадры потеряны. Если общестроительные фирмы, владеющие техникой и технологией, могут строить станции мелкого заложения, то на глубоком заложении, а это фактически весь центр Петербурга, никто, кроме Метростроя, работать не сможет. Так что давать какие-либо прогнозы сегодня затруднительно.
Метростроевцы на стройплощадке станции «Казаковская»
О планах развития Петербургского метрополитена до 2030 года рассказал начальник отдела проектирования организации и механизации строительных работ ОАО «Ленметрогипротранс» Игорь Ильин.
— Игорь Валерьевич, почему Красносельско-Калининская линия сократился до 2-х станций? Планируется ли реализовать проект в полном объеме?
— На Красносельско-Калининской линии в стадии строительства находятся станции «Казаковская» и «Путиловская». Для следующего участка, включающего «Броневую», «Черниговскую», «Боровую» и «Обводный канал -2» пока не выделена земля, то есть, нет места под строительство наклонных ходов и наземных вестибюлей.
В экспертизу без правоустанавливающих документов тоже идти бессмысленно. Поэтому планируется, что сначала будет построен и сдан участок «Казаковская» — «Путиловская» с пересадкой на «Кировский завод» Кировско-Выборгской линии, а когда будут решены проблемы с землей, начнется строительство второго участка до «Обводного канала».
В судебном порядке можно отвести землю, необходимую для строительства метро, но это небыстрый процесс, который занимает 4-5 лет.
Следует отметить, что недавно был объявлен конкурс на проектирование депо «Казаковская», на который никто из проектировщиков не вышел. Очень важно, чтобы депо имелось на каждой ветке метро, и станция «Казаковская», в частности, необходима для связи с поверхностью, на которой будет строиться депо.
В настоящий момент мы готовим, вернее, актуализируем в соответствии с действующими нормами, проектную документацию до станции «Обводный канал – 2». Планируется, что пуск Красносельско-Калининской линии пройдет в несколько этапов. Некоторые станции не сразу получат выходы на поверхность, поезда будут идти на прогон, как, например, ранее на «Адмиралтейской». Это связано с тем, что ожидаемый пассажиропоток на некоторых участках, где нет крупных жилых массивов, пока невысок. Такое пожелание выразило руководство города.
С 2015 года Ленметрогипротранс занимается проектированием участка линии Красносельско-Калининской линии от станции «Путиловская» до «Обводного канала – 2». Все станции глубокого заложения, их строительство будет идти не менее 6 лет.
— Какие станции метро будут открыты в Петербурге до 2030 года?
— В Санкт-Петербурге принята Схема развития метрополитена до 2030 года. В соответствии с этим документом планируется построить участок Невско-Василеостровской линии от станции «Беговая» до станции «Зоопарк» и от станции «Комендантский проспект» до «Шуваловского проспекта» Фрунзенско-Приморской линии. Конкурс на проектирование до станции «Шуваловский проспект» выиграл АО «Метрогипротранс», который и спроектирует данный участок линии.
Участок от «Беговой» до «Зоопарка» проектирует Ленметрогипротранс. Отмечу, что изначально проект был подготовлен от станции «Приморская» до станции «Зоопарк», но опять же пришлось его «раздробить» на несколько этапов. Первый этап от станции «Приморская» до станции «Беговая» уже введён в эксплуатацию в мае 2018года, а вот следующий этап до станции «Зоопарк» необходимо значительно переработать под сегодняшние реалии.
Более того если раньше станция «Зоопарк» предполагалось строить как станцию глубокого заложения, то сейчас планируется её поднимать наверх и строить в котловане. Таким образом, весь участок от «Приморской» до «Зоопарка» станет участком линии мелкого заложения. Со станции «Шуваловский проспект» на станцию «Зоопарк» будет запроектирован пересадочный узел.
Также планируется актуализация проектной документации на строительство наклонного хода и вестибюля станции «Театральная», так же продления Лахтинско-Правобережной линии, от станции «Горный институт» до «Морского фасада» и от станции «Дыбенко» до «Кудрово» с депо.
До 2030-го года планируется подготовить проект и построить участок Кольцевой линии Петербургского метрополитена от станции «Горный институт» до «Лесной», продление Красносельско-Калининской линии за станцию «Казаковская» в сторону Петерговского шоссе, продление Кировско-Выборгской линии за станцию «Проспект Ветеранов». В общем, планы большие, а будут ли они реализованы — покажет время.
— Существуют ли долгосрочные планы развития метрополитена Северной столицы?
— Безусловно! Тем более, что конкурсы на выполнение работ по подготовке исходных данных по перспективным объектам метрополитена для учета в Генеральном плане Санкт-Петербурга проводятся, и Ленметрогипротранс в них активно участвует. В частности, наш институт выиграл конкурс и разработал варианты по продлению существующих и строительству новых линий (всего по 8-и линиям). В документах показывается, будут это станции мелкого или глубокого заложения, где будут располагаться стволы, вестибюли, где следует зарезервировать землю под нужды метростроения.
Предпроектная документация готовится по участку Дыбенко-Кудрово Правобережной линии. Важной частью этого проекта будет строительство депо. Ленметрогипротранс выиграл конкурс и подготовит предпроект, но это только перспектива, чтобы понять ориентировочную стоимость строительства и зарезервировать участки земли.
транспортная инфраструктура, станции метро СПб 2018
На сегодняшний день Петербургский метрополитен является вторым в стране по протяженности сети и пассажиропотоку. Метрополитен прочно удерживает первое место в доле городских перевозок общественным транспортом. Существующие линии сильно перегружены и работают на пределе пропускной способности.
Строительство метро «Проспект Славы» в Санкт-Петербурге
Из-за экономических трудностей 1990-х и начала 2000-х, недостаточного финансирования, а также долгой ликвидации последствий аварии на участке «Размыв» (1995-2004 гг.) город потерял много времени на развитие транспортной инфраструктуры. Многие существующие и строящиеся кварталы, и районы до сих пор остаются неохваченными сетью метрополитена. Среди них Красносельский район, Охта, Ржевка-Пороховые, Пискарёвка, Кудрово, Коломна, Каменка, Лахта, западная часть Васильевского острова, юг Купчино и другие. По оценкам специалистов отставание метрополитена от потребностей города составляет минимум 20 лет.
Взгляды на перспективы развития Петербургского метро менялись за последние 25 лет. Все изменения, в основном, касались приоритета в очередности строительства новых участков. Так, например в 1990-х после завершения работ на Приморском и Фрунзенском радиусе значилось строительство Кольцевой линии, в то время как в официальной программе развития, принятой в середине 2000-х, строительство Кольцевой линии было отложено на очень дальнюю перспективу.
Схемы развития петербургского метро
Первая официально утвержденная концепция развития была принята в 2008 году. По ней в 2008, 2010 и 2012 годах поэтапно должен был быть введён в эксплуатацию Фрунзенский радиус, а к 2015 году построена первая очередь Красносельско-Калининской линии. Всего в период 2008—2020 годов планировалось построить 70 км новых линий, пять электродепо, 41 новую станцию. На эти цели предполагалось выделить сумму в 415 млрд рублей, она должна была сложиться из трёх источников: городского и федерального бюджета, а также внебюджетных средств Из всего этого, в срок была введена только первая очередь Фрунзенского радиуса, от станции «Садовая» до станции «Волковская», без станции «Обводный канал», собственного выхода в город «Звенигородской». Дальнейшие участки открывались с опозданием.
Схема развития метро Санкт-Петербурга (2008 год)
В июне 2011 года была утверждена новая, более масштабная, концепция развития метрополитена на 2011-2015 год с перспективой до 2025 года. Сроки ввода строящихся участков были сдвинуты. Фрунзенский радиус а так же станции «Театральная» и «Большой проспект» планировалось достроить к 2015 году, а в 2016-2020-х годах построить первую очередь Красносельско-Калининской линии и продление Невско-Василеостровской линии за станцию «Приморская». Кольцевая линия была отложена за рамки действия программы.
Очень быстро стало понятно, что обозначенные сроки в концепции невыполнимы. Причины этому — недостаточное финансирование, задержки с изготовлением рабочей и проектной документации, а так же земельные вопросы, — многие участки, на которых должны были размещаться стройплощадки, оказались в собственности частных лиц. Сложностей добавлял еще тот факт, что необходимо было начинать освоение новых строительных площадок, а не достраивать начатое ещё в советское время, как это было на первой очереди Фрунзенского радиуса («Садовая» — «Международная»).
Перспективная схема развития метро Санкт-Петербурга
Последний до сегодняшнего момента крупный пуск состоялся в декабре 2012 года, когда были открыты две станции «Бухарестская» и «Международная», являющиеся рекордсменами по длительности строительства – 24 года. Последний участок, строительство которого стартовало ещё в советское время был достроен. Власти не спешили организовывать работы на новых участках и линиях. Работы велись на более «лёгких» объектах, а именно – строительство новых вестибюлей для существующих станций. Так в 2013 году был открыт собственный вестибюль станции «Спасская», а в 2015 году – второй вестибюль станции «Спортивная». Лишь осенью 2013 года начались первые работы по ограждению и подготовке строительных площадок для Красносельско-Калининской линии, а так же начались работы на второй очереди Фрунзенского радиуса «Международная» — «Южная».
В 2013 году, в связи с решением о проведении в России Чемпионата мира по футболу в 2018 году концепция развития метрополитена была изменена. Строительство Красносельско-Калининской линии было отложено вопреки необходимости для города в пользу участка Невско-Василеостровской линии «Приморская» — «Улица Савушкина» с промежуточной станцией «Новокрестовская», расположенной у скандально известно строящегося стадиона на Крестовском острове. Итого, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге ведутся строительные работы на четырех участках, расположенных на трёх существующих линиях и одной новой, в общей сложности ведется строительство 9 новых станций.
Вторая очередь Фрунзенского радиуса от станции «Международная» до станции «Южная»
Новый участок протяжённостью около 6,5 км включает в себя 3 станции: «Проспект Славы», «Дунайская» («Дунайский проспект» и «Южная» («Шушары») а также новое электродепо ТЧ-7 «Южное». Работы на этом участке стартовали в 2013 году. Проектную документацию разработал «Ленметрогипротранс». Общая стоимость строительства составляет 27 млрд. рублей. Этот участок станет местом опробования технологий, которые ранее никогда не применялись в Санкт-Петербурге. Речь идет о строительстве станции «Дунайская» методом «top-down» (сверху вниз) и двухпутном перегонном тоннеле, сооружаемом механизированным способом.
Строительство станции метро «Южная»
Строительство станции «Проспект Славы»
Перегон «Шушары» — «Дунайская» и участок от «Дунайской» до демонтажной камеры у станции «Проспект Славы» было решено построить новейшим тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК) Herrenknecht S-782 «Надежда», приобретенным в Германии за 23 млн евро. Это будет первый в нашей стране двухпутный тоннель, построенный механизированным способом. Проходка стартовала 23 января 2014 года со стороны станции «Шушары» и завершилась в середине 2015 года, когда щит вошел в демонтажную камеру перед станцией «Проспект Славы».
Станция «Проспект Славы» — по конструкции будет пилонной, глубокого заложения. В отличие от последних пилонных станций диаметр центрального зала будет увеличен до 9.8 метров, а количество проходов – до 7. Станция будет сдана сразу с двумя наклонными ходами и вестибюлями – что является редкостью для Санкт-Петербурга. За станцией построена уникальная демонтажная камера для поочередной приемки и разборки трёх ТПМК, двух КТ-5.6 пришедших со стороны «Международной» и нового ТПМК Herrenknecht «Надежда». В этом же месте будет раструб – два однопутных тоннеля будут переходить в двухпутный.
Проект станции метро «Проспект Славы»
Станция «Дунайская» или «Дунайский проспект» — будет колонной мелкого заложения (17 м) с боковыми платформами. Станция станет четвёртой станцией мелкого заложения в Петербурге. Строится она методом top-down, который впервые применяется в Санкт-Петербурге. Сперва возводятся «стены в грунте» по периметру котлована, после чего начинается постепенная разработка котлована с бетонированием перекрытий и других постоянных конструкций, начиная с самого верхнего (которое является и прикрытием и служит в качестве распорок), заканчивая по мере разработки грунта нижним.
Строительство станции «Дунайская»
Станция «Шушары» будет наземной, крытой. Проект станции полностью аналогичен проекту станции «Парнас» Московско-Петроградской линии. За станцией будет построено новое электродепо, которое будет обслуживать Фрунзенско-Приморскую линию, не имеющую собственного депо на данный момент. Кроме того, его постройка позволит увеличить количество вагонов в составах поездов на этой линии с 6 до 8.
Работы на данном участке должны завершиться либо в 2017 году, либо в 2018 году. Работы идут с опережением графика, однако власти не спешат открывать нужный для города участок поскольку было решено перебросить часть средств на участок Невско-Василеотровской линии нужный для проведения Чемпионата мира по футболу. По состоянию на ноябрь 2015 года на участке пройдены все перегонные тоннели, демонтированы все ТПМК. Ведется строительство электродепо, строительство наземной станции «Шушары». Станция «Дунайская» готова на треть, а на станции «Проспект Славы» пройдены оба наклонных хода, ведется строительство вестибюлей, переборка правого и левого пилот-тоннеля под станционный диаметр. Средний станционный тоннель, СТП и блок служебных помещений пройдены. Впереди предстоит раскрытие проемов и бетонные работы по сооружению платформ.
Красносельско-Калининская линия
Архитектурная концепция станции метро «Юго-Западная» («Казаковская»)
Первая очередь шестой, Красносельско-Калининской линии включает в себя 5 станций: «Юго-Западная» («Казаковская»), «Путиловская», «Броневая», «Заставская» и «Обводный канал-2» («Каретная»), ССВ на Кировско-Выборгскую линию и электродепо ТЧ-8 «Красносельское».
Строительство станции «Обводный канал-2»
Работы на данном участке начались в 2012 года, когда началась подготовка к началу щитовой проходки перегонного тоннеля от станции «Обводный канал-2», но к концу года работы были приостановлены. В 2013 была огорожена и подготовлена часть строительных площадок по длине трассы. Однако затем губернатором было принято решение о приоритетности продления Невско-Василеостровской линии к Чемпионату мира 2018 года, и строительство Красносельско-Калининской линии было отодвинуто на неопределенный срок. Позже было заявлено, что первые станции будут открыты в 2019-2020-х годах. Большой трудностью, с которой столкнулись при организации строительства новой линии, стало то, что большая часть строительных площадок, зарезервированных для строительства метро, была взята в аренду коммерческими структурами.
Архитектурная концепция станции метро «Обводный канал-2»
Согласно техническому заданию к конкурсу на строительство линии, организованного в сентябре 2015 года, первую очередь планируется разделить на 3 пусковых комплекса. В состав первого пускового комплекса входят две станции «Юго-Западная» («Казаковская») и «Путиловская», каждая с путевым развитием, одним наклонным ходом и вестибюлем, пересадочный узел «Путиловская» — «Кировский завод», две соединительные ветки – к станции «Нарвская» Кировско-Выборгской линии и в электродепо «Красносельское», а так же строительство самого электродепо ТЧ-8 «Крсносельсткое».
В состав второго пускового комплекса входит участок «Путиловская» — «Обводный канал-2», без промежуточных станций «Боровая» и «Броневая». В составе третьего пускового комплекса входит пуск станций «Боровая», «Броневая», второй вестибюль станции «Казаковская», ССВ между станциями «Обводный канал-2» и «Площадь Александра Невского-2».
Архитектурная концепция станции метро «Путиловская»
Станция метро «Казаковская»
Станция «Юго-Западная» («Казаковская») будет пилонной станцией глубокого заложения, «Путиловская» — колонной, глубокого заложения. В сентябре 2015 года Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) был объявлен конкурс на сооружение первого пускового участка, включающего эти 2 станции. Стоимость работ составит 38 млрд. рублей. Сроком завершения работ по первому пусковому комплексу значится 30 апреля 2022 года. Остальные пусковые комплексы первой очереди шестой линии будут введены в эксплуатацию значительно позже.
По состоянию на ноябрь 2015 года огорожены лишь строительные площадки, активные работы по сооружению станций и шахтных стволов не начинались. К сожалению, из-за непонимания городским правительством приоритетов развития метрополитена, жители Юго-Запада города в ближайшие годы не увидят новых станций метро в своем районе.
Строительство участка Правобережной линии от станции «Спасская» до станции «Большой проспект» («Горный институт»)
Новый участок Правобережной линии будет состоять из двух станции «Театральная» и «Большой проспект». Проектирование участка было завершено в сентябре 2012 года институтом «Ленметрогипротранс». Строительство планировалось начать в конце 2013 года и завершить в 2018 году. Этот участок является очень важным для развития города. Станция «Большой проспект» позволит частично разгрузить станции «Василеостровская» и «Приморская» которые обслуживают Василеостровский район Санкт-Петербурга, а станция «Театральная» будет размещена в той части исторического центра, не имеющего вообще станций метро по близости.
Строительство станции «Большой проспект»
Станция «Большой проспект» будет пилонной станцией глубокого заложения. Планируется два вестибюля, на углу Большого проспекта В. О. и 25 линии В. О. и на углу 23 линии В. О. и Масляного канала. Изначально станция будет открыта с одним вестибюлем. В июне 2014 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга станция «Большой проспект» была переименована в «Горный институт». Новое название не сочетается ни с местоположением станции, ни с современным названием того самого учебного заведения, в честь которого она и получила новое название.
Архитектурная концепция станции «Большой проспект» («Горный институт»)
Строительство станции «Театральная»
Станция «Театральная» будет располагаться в историческом центре Санкт-Петербурга, в районе одноименной площади. По конструкции она будет тоже пилонной, глубокого заложения и будет иметь два вестибюля. Первый вестибюль будет подземный, и располагаться он будет на Театральной площади у Мариинского театра. Второй вестибюль будет расположен на месте Дома быта на углу улицы Декабристов и Лермонтовского проспекта и будет построен уже после ввода в эксплуатацию станции с первым вестибюлем. Оформление станции будет довольно интересным и оригинальным посвящённым театру.
В 2013 году работы по сооружению участка так и не начались. Только во второй половине 2014 года с опозданием был объявлен первый тендер на строительство участка. Однако из-за несовершенства конкурсной документации ни один участник на конкурс так и не заявился, и он был отменен. Новый конкурс был объявлен в феврале 2015 года, победителем стало ОАО «Метрострой». Тогда же стало известно о сдвиге строка завершения работ на 2019 год, а так же о том, что станция «Театральная» в срок построена не будет, а будет введена в эксплуатацию уже позже 2020 года.
Городские власти объяснили такое решение тем, что в ближайшее время на Театральной площади предстоит и так множество строительных работ: реконструкция Консерватории и старой сцены Мариинского театра. Эти работы требуют ограничения движения автотранспорта в районе площади, и что если добавить к этому еще и строительство станции метро, то это может привести к транспортному коллапсу, по их мнению. На самом деле, причина сдвига сроков ввода станции «Театральная» — реальное отсутствие денежных средств в бюджете города на строительство.
В марте 2015 года начались работы по выносу инженерных коммуникаций на месте стройплощадок. В июне 2015 года был объявлен третий по счету конкурс на строительство участка, так как предыдущий был отменен на основании жалоб Федеральной Антимонопольной службой (ФАС). В августе были подведены итоги конкурса, победу в котором одержало ОАО «Метрострой». Стоимость работ составила 20,7 млрд. рублей, сроки ввода в эксплуатацию участка без станции «Театральная» — конец 2019 года.
По состоянию на ноябрь 2015 года на обеих площадках ведутся работы по выносу инженерных сетей. Активная фаза работ начнется в 2016 году, тогда же и будет объявлен конкурс на строительство станции «Театральная», поскольку ее ввод в эксплуатацию, как уже было объяснено выше, произойдет гораздо позже.