2. Хотя по своей сути это поезд-музей, номинально это грузовой состав
3. Внутри, конечно, никто ничего не перевозит, кроме пассажиров на экскурсиях, это вагоны сопровождения
4. Но так проще было провести реставрацию и вообще дать жизнь этому проекту
5. В составе 4 вагона, головные типа Ем (Ема и Емх соответственно) производства завода имени Егорова, промежуточные типа Е производства мытищинского завода
6. Внутри кабины
7. Всё восстановлено с сохранением оригинального вида
8. Впрочем, в Петербурге составы выглядят очень хорошо, к ним относятся аккураттно и бережно
9. Салон вагона типа Ем
10. Данный тип был создан специально для Петербурга, точнее для станций закрытого типа («горизонтальный лифт»), где необходимо симметричное расположение дверей вагона в соответствии с платформенными
11. Вагон Е внешне можно отличить по окнам, полностью разделённым на две половины
12. Форточки суперские!
13. Также отличительной особенностью вагонов типа Е является наличие вот таких вот одноместных диванов
14. Табличка Мытищинского завода
15. Вот так раньше выглядело устройство для связи с машинистом
16. В одном из вагонов типа Е установлено оборудование для демонстрации документальных фильмов
17. В Емх часть диванов и окон заменены на стенды с изображением проектов станций и вестибюлей метрополитена Ленинграда-Петербурга
18. Про стенды вообще планирую сделать отдельный пост (ввиду того, что сейчас доступ к ретропоезду отсутствует), надеюсь, это будет интересно
19. Осматривать вагоны занимательно, но пора отправляться в путь
20. Мы покидаем депо Автово. Несмотря на то, что я его уже показывал, планируется ещё один рассказ, так как в это раз удалось увидеть ещё ряд интересностей
21. Знаменитый по кинофильмам о Шерлоке Холмсе портал
22. Из депо до станции Автово ведёт редкий (пока что) для Петербурга двухпутный тоннель
24. Проносятся мимо станции, только успевай подмечать интересные детали
25. Вот перед Нарвской примыкает оборотный тупик, который используется в крайних случаях
26. Технологический институт — платформа справа
27. Вправо уходит соединительная ветвь с Московско-Петроградской линией (она же линия 2)
28. Площадь Восстания
29. Мы движемся по соединительной ветви на Невско-Василеостровскую линию (линия 3), впереди стрелка 3 станции Маяковская
30. Вот так из кабины машиниста выглядит станция закрытого типа (горизонтальный лифт). А на этой линии таких станций шесть, причём подряд, главное не перепутать
31. Сейчас правда чуть легче, Василеостровская на реконструкции, но нужно помнить, что двери на ней открывать не следует
32. А тем временем, путешествие подошло к концу
33. Надеюсь, ретропоезд ещё проследует с пассажирами, и не раз
34. Отдельно хочу поблагодарить Дмитрия Русанова, машиниста из электродепо Выборгское, за прекрасную экскурсию и интересные рассказы. Желаю всяческих успехов и надеюсь, что ещё увидимся 🙂
Центральным событием юбилея петербургского метрополитена стал запуск ретросостава из отреставрированных вагонов типа Ем и Е. С одной стороны, это не самые старые вагоны, движение в Ленинграде открывали вагоны типа Г, с другой стороны, именно «Е»-образные — настоящие ветераны, которые работают и по сей день (с некоторыми допущениями). Так что состав вышел вполне заслуженным и как раз к юбилею. Уже мелькают в дискуссиях на просторах сети, где восстановили вагоны лучше, в Петербурге или в Москве. Однако, оставим тонкости реставрации знатокам, мне хочется подчеркнуть другое, если московские вагоны — это музейные экспонаты, то петербургские сами являются музеем. Данный факт, как мне показалось, подзатерялся в общей атмосфере праздника. Предлагаю поподробнее посмотреть, что из себя представляет ретросостав.1. Явление ретросостава народу состоялось на станции Автово, конечной на момент открытия метро в Ленинграде и одной из самых красивых в Петербурге
2. У всех было волнение, вероятно, не меньше, чем 60 лет назад
3. Но все сотрудники при параде
4. После напряжённого ожидания наконец-то показался состав. Тут же начались съёмки ремейков нетленки братьев Люмьер
5. Дискуссии возникли и на тему того, стоило ли Ленина на кабину вешать или нет. По-моему, стоило, атмосфера тех времён передана очень хорошо
6. Чувствуется, что вагоны восстановлены качественно
7. И с любовью
8. Вместо линкруста использован имитирующий материал, соответствующий нормам пожарной безопасности
9. Табличка тоже не оригинальная, но, на мой взгляд, это не страшно
10. Главное — общее впечатление и прикосновение к истории
12. И сотрудники — праздник на всех один
13. Надпись стала хитом 15 ноября, её не фотографировал только ленивый. В целом, заслуженно
15. А вот и отступление от каноничного вида: часть сидений заменена стендами
16. Каждый вагон посвящён своей странице истории метро Ленинграда-Петербурга
17. 1-й вагон (Ема, вагон с Лениным) посвящён истории создания метрополитена, второй — схемам и уникальным станциям, третий — подвижному составу, четвёртый — нереализованным проектам.
18. Собственно, проекты станций
19. Которые остались только на бумаге
20. По мне, так это гораздо интереснее, чем просто поездка на историческом поезде (хотя такое путешествие само по себе не плохо)
21. Стенды очень информативные и качественные
22. В другом вагоне — история подвижного состава
23. Специальные сооружения
24. Интерактивный экран, где демонстрируется кинохроника. Не беда, что в оригинальных вагонах не было экранов — в музее «Ретросостав» это более чем уместно
25. В дальнейшем этот поезд будет выходить на специальный маршрут из депо Автово до Площади Восстания, далее через служебную соединительную ветвь до Приморской
26. Экскурсии состоятся уже в ближайшее время, по субботам ноября-декабря, уверен, это будет интересно и незабываемо
27. Внимание! Не перепутайте ретросостав с другим поездом
28. Поезд «Воспоминание» — восьмивагонный состав, ходит в регулярном графике до середины декабря
29. Тоже подарок к юбилею, красив, но по-своему
30. Снаружи оклеен историческими фотографиями
31. Изнутри же — самый обычный состав
32. Тем не менее, мне он очень понравился
33. Ещё раз с юбилеем, Ленинградский-Петербургский метрополитен
- Именные поезда Петербургского метрополитена
- «50 лет метрополитену»
- «Национальные проекты России. Поезд Возможностей»
- История файла
- Использование файла
- Глобальное использование файла
- Проекты метро в царском Петербурге
- Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
- Великая Отечественная война (1941—1945)
- Линии, станции и депо
- Строительство новых линий, станций и депо
- Музейный подвижной состав
- Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
- Многоразовые проездные билеты
- Бесконтактные однократные платежи
- Работа в ночное время
- Доступность для маломобильных групп населения
- Особенности системы информирования пассажиров в поездах
- Съёмки в метрополитене
- Прорыв 1974 года
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 декабря 1996 года
- Обрушение козырька 10 июня 1999 года
- Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
- Теракт 3 апреля 2017 года
Именные поезда Петербургского метрополитена
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 ноября 2018 года; проверки требуют 55 правок.
Именные поезда Петербургского метрополитена — составы, имевшие собственное имя, присвоенное в честь каких-либо людей, событий, в рамках тематических акций и т. п. Как правило, такие составы имели какие-либо отличительные особенности. Спектр таких особенностей мог быть широким: от простых табличек на головных вагонах или внутри их до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.
На торцевых дверях головных вагонов висели вывески:
Комсомольско-молодёжная бригада имени XIX съезда ВЛКСМ 60 ПОЕЗД ПИОНЕРСКИЙ
Внутри отличался только наличием под заводской табличкой второй, на которой присутствовала надпись красным шрифтом:
Вагон сделан из металлолома, собранного пионерами Ленинграда и Ленинградской области
«50 лет метрополитену»
Обкатка ретро-поезда Петербургского метрополитена на станции «Площадь Ленина»
В качестве подвижного состава поезда (два головных вагона, шесть промежуточных, один запасной) были использованы вагоны типа Ема (головные) — резерв из депо «Невское», типа Е и Ем (промежуточные) — резерв из депо «Северное». Номера вагонов: 3935—3433—3733—3756—3430—3425—3735—3936.
В 2006 году вся праздничная информация из вагонов была убрана, а сами они были перекрашены в стандартную окраску.
Был оформлен в классических тонах первого фирменного поезда — вагоны красного цвета с жёлтой полосой, проходящей по нижней части периметра состава. На бортах кабин головных вагонов был размещён малый герб Санкт-Петербурга. На борту каждого вагона жёлтая надпись с названием поезда:
Состав состоял из восьми вагонов Ем.
Курсировал по Кировско-Выборгской линии с 28 декабря 2016 года до октября 2018 года. Состоял из вагонов 81-722.1/723.1/724.1 в красном исполнении. Посвящён творчеству русских писателей и поэтов (Пушкин, Маяковский, Горький, Чернышевский, Достоевский и русские поэты Серебряного века).
Курсировал по Невско-Василеостровской линии с 12 ноября 2015 года по январь 2019 года. Состоял из вагонов 81-722/723/724 «Юбилейный». Посвящён дворцам Санкт-Петербурга.
«Национальные проекты России. Поезд Возможностей»
Исходный файл (1600 × 1200 пкс, размер файла: 462 Кб, MIME-тип: )
История файла
Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.
Использование файла
Следующие 3 страницы используют этот файл:
Глобальное использование файла
Данный файл используется в следующих вики:
Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению.
Проекты метро в царском Петербурге
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Динамическая схема развития Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год
Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Административное здание Петербургского метрополитена на улице Одоевского
Станция «Гражданский проспект»
Великая Отечественная война (1941—1945)
Первое продление Ленинградского метрополитена датируется 1958 годом, когда первая (Кировско-Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».
Вторую (Московско-Петроградскую) линию начали строить сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок «Технологический институт» — «Парк Победы» вдоль Московского проспекта, после чего образовался первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт», а также впервые в мире открыта станция закрытого типа — «Парк Победы».
Четвёртую (Правобережную) линию построили в 1985 году.
На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей.
Станция «Комендантский проспект»
К началу 1992 года продолжалось строительство 14 станций на четырёх линиях:
Предполагалось, что в 1994—2004 гг. метрополитен вырастет вдвое за счёт трёх новых линий и 61 станции, однако в условиях нестабильной экономики в эти сроки удалось построить только 6 станций.
Линии, станции и депо
Информационные наклейки на эскалаторе станции «Волковская»
Станция «Площадь Мужества»
Станции по конструкции разделяются на:
«Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту, т. н. «сороконожка».
В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»). Узел «Технологический институт» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
Курсивом обозначены строящиеся станции.
Петербургский метрополитен обслуживается семью (в перспективе — ещё шесть приблизительно до середины 2030-х годов) электродепо. Определить, к какому депо приписан тот или иной пассажирский состав, можно по маркировке номера депо (кроме тех, которые не являются эксплуатационными) у головных вагонов, расположенной в нижней части торцевой стены вагона со внешней стороны справа по ходу движения поезда.
Строительство новых линий, станций и депо
Состав с головным вагоном типа Ема, въезжающий в ТЧ-4
Состав с головным вагоном типа 81-717 в ТЧ-5
Головной вагон 81-540 в ТЧ-5
Состав с вагонами типа НеВа
Состав с вагонами типа Юбилейный в ТЧ-5
Состав с вагонами типов 81-722.1/723./724 .1 на станции «Владимирская»
Состав из вагонов 81-540.1/541.1 на IV пути (в первом колонном зале) станции «Технологический институт»
Музейный подвижной состав
Поезд «Ладога» (не эксплуатировался, переделан в «Оку» на Метровагонмаше для эксплуатации в Московском метрополитене)
Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
Проездной билет Петербургского метро
Транспортная карта «Подорожник»
Для оплаты проезда и провоза багажа используются:
При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира выдаёт чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
Многоразовые проездные билеты
Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт.
Время проезда лимитировано:
Бесконтактные однократные платежи
В 2005 году, в год 50-летия петербургского метро, в петербургском метрополитене начали выпускать коллекционные жетоны. Выпуск таких жетонов обычно приурочен к какой-либо круглой дате в истории метрополитена (юбилеи метрополитена, отдельных его станций или служб), либо к другим круглым датам так или иначе связанным с метрополитеном или его историей. По заведённой традиции, в день юбилея коллекционные жетоны можно приобрести по цене обычного жетона в кассах определённых станций метро и очень ограниченным тиражом. В последующие дни коллекционные жетоны можно приобрести только в составе открытки и по гораздо более высокой цене. Коллекционный жетон можно использовать для прохода в метрополитен, однако из-за его ценности никто так не поступает.
Ниже можно ознакомиться со списком всех коллекционных жетонов, выпущенных в 2005—2022 годах.
Список коллекционных жетонов
Работа в ночное время
Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям
Доступность для маломобильных групп населения
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Подъёмник для инвалидов на станции «Ленинский проспект»
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пять операторов сотовой связи: «МегаФон» (в том числе Yota), «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» и Tele2. Они присутствуют на всех станциях.
Особенности системы информирования пассажиров в поездах
Объявление в поезде метро, озвученное Михаилом Быковым
Объявление в поезде метро, озвученное Вадимом Чернявским
Объявление «Осторожно, двери закрываются!», озвученное Вадимом Чернявским
Съёмки в метрополитене
Часть бюллетеня Роспатента (№ 23; 2021 г.)
Прорыв 1974 года
8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм «Прорыв».
Размыв 1995 года
Состав из вагонов 81-540.7 №№ 10264—10263 на открытии перегона «Площадь Мужества» — «Лесная» 26 июня 2004 года, в котором участвовал также президент России Владимир Путин. Фотография сделана в экспозиции ретро-поезда
Теракт 19 декабря 1996 года
19 декабря 1996 года на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушён взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июня 1999 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции «Восточная» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
10 февраля 2012 года в 18:23 состав, следовавший в сторону «Парнаса» по первому пути, совершил запланированную остановку на «Петроградской», проехав до сигнального знака «Остановка первого вагона», чтобы совместить двери поезда с дверьми станции («Петроградская» — станция закрытого типа). Однако при попытке тронуться далее произошёл сбой пневматического характера в системе торможения, в результате чего поезд простоял около пяти минут на станции до тех пор, пока инструктор не помог машинисту вручную сбросить тормозное давление путём отключения воздухораспределителей в каждом из вагонов. По инструкции, данный состав стал непригоден для эксплуатации и должен был произвести аварийную высадку пассажиров, после чего быть отбуксированным в ближайший ПТО. Тем не менее, машинист с инструктором решили «дотянуть» состав до ПТО вручную при помощи резервного управления, и в 18:28 состав отправился в сторону «Чёрной речки». Поскольку на данном перегоне имеется значительный перепад высот (порядка 15 м), стояночные тормоза не справились с нагрузкой и отказали за 300 м до въезда на станцию, отчего состав проехал «Чёрную речку» без остановки, а позже развил предельную скорость 60 км/ч в сторону «Пионерской». Дежурный по станции, не сумев связаться с аварийным составом, догадался в чём дело и подал сигнал в ПЦБ для отключения питания КР на перегоне. В результате состав снизил скорость, и по инерции доехал до середины перегона, затем поехал в обратную сторону и проехал «Чёрную речку» до упора, а после — опять сменил направление и остановился в тоннеле между «Чёрной речкой» и «Пионерской». Инцидент в СМИ прозвали «американскими горками в Питере». Никто не пострадал. Машинист и инструктор в дальнейшем уволились по собственному желанию.
Теракт 3 апреля 2017 года
Петербургский метрополитен описывается в романе Шимуна Врочека «Питер», «Питер. Война» и «Путевые знаки» книжной вселенной Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Петербургское (Ленинградское) метро запечатлено в художественном фильме «Прорыв», вышедшем в прокат в 1986 году.