Музей Санкт-Петербургского метрополитена
В экспозиции Музея метрополитена можно увидеть эскалатор изнутри, часть вагона, инструменты рабочих метрополитена, элементы оформления станций. На стендах размещены проездные документы разных годов, схемы строительства подземки, фотографии людей, принимавших участие в строительстве метро.
- Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
- Многоразовые проездные билеты
- Бесконтактные однократные платежи
- Работа в ночное время
- Доступность для маломобильных групп населения
- Особенности системы информирования пассажиров в поездах
- Съёмки в метрополитене
- Петербургский метрополитен в культуре
- Пассажирский подвижной состав
- Музейный подвижной состав
- Музей метро в Санкт-Петербурге
- Как добраться до музея метро в Санкт-Петербурге
- Проекты метро в царском Петербурге
- Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
- Великая Отечественная война (1941—1945)
- Экспозиция музея метро в Санкт-Петербурге
- Посещение музея метро в Санкт-Петербурге
- Другие музеи Санкт-Петербурга
- Экскурсии по метро Санкт-Петербурга
- Влияние санкций в связи со вторжением России на Украину
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 декабря 1996 года
- Обрушение козырька 10 июня 1999 года
- Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
- Теракт 3 апреля 2017 года
- Строительство новых линий, станций и депо
Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
Проездной билет Петербургского метро
Транспортная карта «Подорожник»
Для оплаты проезда и провоза багажа используются:
При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира выдаёт чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
Многоразовые проездные билеты
Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт.
Время проезда лимитировано:
Бесконтактные однократные платежи
В 2005 году, в год 50-летия петербургского метро, в петербургском метрополитене начали выпускать коллекционные жетоны. Выпуск таких жетонов обычно приурочен к какой-либо круглой дате в истории метрополитена (юбилеи метрополитена, отдельных его станций или служб), либо к другим круглым датам так или иначе связанным с метрополитеном или его историей. По заведённой традиции, в день юбилея коллекционные жетоны можно приобрести по цене обычного жетона в кассах определённых станций метро и очень ограниченным тиражом. В последующие дни коллекционные жетоны можно приобрести только в составе открытки и по гораздо более высокой цене. Коллекционный жетон можно использовать для прохода в метрополитен, однако из-за его ценности никто так не поступает.
Ниже можно ознакомиться со списком всех коллекционных жетонов, выпущенных в 2005—2022 годах.
Список коллекционных жетонов
Работа в ночное время
Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям
Доступность для маломобильных групп населения
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Подъёмник для инвалидов на станции «Ленинский проспект»
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пять операторов сотовой связи: «МегаФон» (в том числе Yota), «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» и Tele2. Они присутствуют на всех станциях.
Особенности системы информирования пассажиров в поездах
Объявление в поезде метро, озвученное Михаилом Быковым
Объявление в поезде метро, озвученное Вадимом Чернявским
Объявление «Осторожно, двери закрываются!», озвученное Вадимом Чернявским
Съёмки в метрополитене
Стоимость билета в музей метро в Санкт-Петербурге зависит от возраста посетителя.
К льготным категориям граждан относятся:
Для посещения музея метрополитена ОБЯЗАТЕЛЬНА предварительная запись.
Петербургский метрополитен в культуре
Петербургский метрополитен описывается в романе Шимуна Врочека «Питер», «Питер. Война» и «Путевые знаки» книжной вселенной Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Петербургское (Ленинградское) метро запечатлено в художественном фильме «Прорыв», вышедшем в прокат в 1986 году.
Пассажирский подвижной состав
Состав с головным вагоном типа Ема, въезжающий в ТЧ-4
Состав с головным вагоном типа 81-717 в ТЧ-5
Головной вагон 81-540 в ТЧ-5
Состав с вагонами типа НеВа
Состав с вагонами типа Юбилейный в ТЧ-5
Состав с вагонами типов 81-722.1/723./724 .1 на станции «Владимирская»
Состав из вагонов 81-540.1/541.1 на IV пути (в первом колонном зале) станции «Технологический институт»
Музейный подвижной состав
Поезд «Ладога» (не эксплуатировался, переделан в «Оку» на Метровагонмаше для эксплуатации в Московском метрополитене)
Музей метро в Санкт-Петербурге
4 туриста были тут
Адрес Интерактивного центра истории метро
ул. Одоевского, дом 29, Василеостровский р-н, в здании ТЦ «Приморский»смотреть на карте
Ежедневно, с 09:00 до 18:00
Взрослые – 600 руб., дети от 4 до 18, студенты, пенсионеры, инвалиды, сотрудники метрополитена — 400 руб.
Телефон (запись на посещение по рабочим дням с 10:00 до 17:00)
+7 (812) 301-98-33, +7 (921) 794-16-26
Посещение Интерактивного центра истории метрополитена только по предварительной записи
Как доехать до Музея Петербургского метрополитена
Интерактивный центр истории метрополитена — один из самых интересных и познавательных музеев Санкт-Петербурга. Он был открыт в 1995 году как тематическая выставка, посвященная истории метро, а с 2005 года разросшаяся экспозиция заняла отдельное просторное здание на Васильевском острове и стала постоянной.
Музей Петербургского метрополитена привлекателен как для взрослых, так и для детей: они могут почувствовать себя машинистами электропоезда подземки, понажимать различные рычаги и узнать не только историческую информацию о метро, но и попробовать разобраться в сложных инженерных конструкциях, которые были использованы при его строительстве.
Как добраться до музея метро в Санкт-Петербурге
Музей метрополитена расположен на Васильевском острове Санкт-Петербурга, недалеко от исторического центра города, потому добраться до него несложно. Общественный транспорт курсирует по разным районам города, из которых можно доехать до места назначения.
Есть несколько способов:
Остановка у всех наземных видов транспорта называется «Метро Приморская» и расположена рядом с выходом из метро и, соответственно, в пяти минутах ходьбы от музея по улице Одоевского.
Кроме того, напротив выхода из метро и рядом с автобусными остановками находится еще остановка трамвая № 6 и 40, которые также курсируют по разным районам города.
Также добраться до интерактивного центра истории метрополитена в Санкт-Петербурге можно на автомобиле: рядом с музеем есть парковки в шаговой доступности. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими. Поезда по городу обойдется дешевле, чем на обычных такси.
Проекты метро в царском Петербурге
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Динамическая схема развития Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год
Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Административное здание Петербургского метрополитена на улице Одоевского
Станция «Гражданский проспект»
Великая Отечественная война (1941—1945)
Первое продление Ленинградского метрополитена датируется 1958 годом, когда первая (Кировско-Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».
Вторую (Московско-Петроградскую) линию начали строить сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок «Технологический институт» — «Парк Победы» вдоль Московского проспекта, после чего образовался первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт», а также впервые в мире открыта станция закрытого типа — «Парк Победы».
Четвёртую (Правобережную) линию построили в 1985 году.
На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей.
Станция «Комендантский проспект»
К началу 1992 года продолжалось строительство 14 станций на четырёх линиях:
Предполагалось, что в 1994—2004 гг. метрополитен вырастет вдвое за счёт трёх новых линий и 61 станции, однако в условиях нестабильной экономики в эти сроки удалось построить только 6 станций.
Часть бюллетеня Роспатента (№ 23; 2021 г.)
Экспозиция музея метро в Санкт-Петербурге
В музее собрано все: от истории идеи проекта метро Санкт-Петербурга в XIX веке до образцов различного оборудования и униформы сотрудников разных лет. В залах музея хранятся уникальные инструменты первых рабочих метрополитена 1944–1955 годов. Все экспонаты собирались многие годы людьми, так или иначе связанными профессией с метро и преданными ей.
Также в музее бережно хранятся первоначальные проекты станций, строительные документы и артефакты, так или иначе связанные со строительством метро в городе на Неве.
Отдельное помещение музея занимает настоящий вагон электропоезда, точнее, его кабина и часть салона в разрезе, где можно увидеть многие принципы работы механизма воочию. Так, посетителям представляется уникальная возможность оказаться в кабине машиниста и ощутить себя в его роли или побывать на рабочем месте дежурного по станции, которое также сохранено здесь в деталях.
Также в музее метрополитена своими глазами можно увидеть внутренний вид эскалатора и железнодорожных путей, обычно спрятанных от глаз в туннеле метро, и понять принципы их работы. Интерактивные видео-панели погружают посетителей в мир подземных дорог и туннелей, создают эффект движения и одновременно демонстрируют принципы работы того или иного оборудования, сопровождая это рассказом экскурсовода.
В музее собрана уникальная коллекция жетонов, бывших в пользовании с 1955 года, которая удивит любого коллекционера. Также здесь можно увидеть всю униформу сотрудников петербургского метрополитена от начала его функционирования до наших дней.
Одной из первых посетителей встречает интерактивная схема метро Санкт-Петербурга, которая по мере рассказа экскурсовода зажигает те линии подземки, о которых упоминает рассказчик. Тем самым посетители могут увидеть, какая линия была построена первой, какие станции открыли свои двери на самых ранних этапах существования метро в городе на Неве. Также на схему нанесены линии, которые находятся только в проекте строительства — можно увидеть, каким будет метро через несколько лет.
Сохранились также многие документальные фильмы о строительстве метрополитена Петербурга. Некоторые из них демонстрируются публике во время экскурсий. Кроме того, в музее находятся многие фотографии станций, которые можно наглядно сравнить с нынешними, а видео-панели показывают посетителям целые пролеты станций и этапы их создания.
В музее хранятся типичные предметы разных лет, связанные с метро: автомат по продаже жетонов, воссозданный первый турникет, книги отзывов пассажиров и телефоны.
Отличительная черта петербургского метро — это его внутренняя архитектура и сложное инженерное решение, равных которым сложно найти в других городах России и мира. Поэтому в музее хранится много сведений о талантливых людях, создавших это уникальное техническое произведение. Есть даже отдельный зал, где выставлены образцы пород камня, использованные при облицовке станций метро.
Посещение музея метро в Санкт-Петербурге
Посещения музея возможны только по предварительной записи в определенные дни и часы. Можно пройти организованной группой или индивидуально.
Другие музеи Санкт-Петербурга
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс. Путешествия.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Музей был организован к 25-летию Ленинградского метрополитена. Инициаторами его создания стали руководство, совет ветеранов метрополитена и общественные организации. Музей размещался в административном корпусе электродепо «Автово», в небольших помещениях рядом с актовым залом.
Заведующая Н. В. Ефимова с помощью ветеранов и активистов музея занялась подбором экспонатов, фотографий, документов. Витрины и стенды были изготовлены силами технических служб. Экспонаты музея рассказывали посетителям об основных вехах в жизни Ленинградского метрополитена и его подразделений, ветеранах труда.
Посещали музей работники метро, учащиеся технической школы и лицея, делегации метрополитенов страны. В 1995 году в результате реформирования музея были увеличены площади и количество представленных экспонатов.
Экскурсии по метро Санкт-Петербурга
Музей Санкт-Петербургского метрополитена — панорама Google Maps:
Видео-обзор Интерактивного центра истории метро:
Смотреть отзывы на
Влияние санкций в связи со вторжением России на Украину
8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм «Прорыв».
Размыв 1995 года
Состав из вагонов 81-540.7 №№ 10264—10263 на открытии перегона «Площадь Мужества» — «Лесная» 26 июня 2004 года, в котором участвовал также президент России Владимир Путин. Фотография сделана в экспозиции ретро-поезда
Теракт 19 декабря 1996 года
19 декабря 1996 года на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушён взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июня 1999 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции «Восточная» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
10 февраля 2012 года в 18:23 состав, следовавший в сторону «Парнаса» по первому пути, совершил запланированную остановку на «Петроградской», проехав до сигнального знака «Остановка первого вагона», чтобы совместить двери поезда с дверьми станции («Петроградская» — станция закрытого типа). Однако при попытке тронуться далее произошёл сбой пневматического характера в системе торможения, в результате чего поезд простоял около пяти минут на станции до тех пор, пока инструктор не помог машинисту вручную сбросить тормозное давление путём отключения воздухораспределителей в каждом из вагонов. По инструкции, данный состав стал непригоден для эксплуатации и должен был произвести аварийную высадку пассажиров, после чего быть отбуксированным в ближайший ПТО. Тем не менее, машинист с инструктором решили «дотянуть» состав до ПТО вручную при помощи резервного управления, и в 18:28 состав отправился в сторону «Чёрной речки». Поскольку на данном перегоне имеется значительный перепад высот (порядка 15 м), стояночные тормоза не справились с нагрузкой и отказали за 300 м до въезда на станцию, отчего состав проехал «Чёрную речку» без остановки, а позже развил предельную скорость 60 км/ч в сторону «Пионерской». Дежурный по станции, не сумев связаться с аварийным составом, догадался в чём дело и подал сигнал в ПЦБ для отключения питания КР на перегоне. В результате состав снизил скорость, и по инерции доехал до середины перегона, затем поехал в обратную сторону и проехал «Чёрную речку» до упора, а после — опять сменил направление и остановился в тоннеле между «Чёрной речкой» и «Пионерской». Инцидент в СМИ прозвали «американскими горками в Питере». Никто не пострадал. Машинист и инструктор в дальнейшем уволились по собственному желанию.
Теракт 3 апреля 2017 года
Информационные наклейки на эскалаторе станции «Волковская»
Станция «Площадь Мужества»
Станции по конструкции разделяются на:
«Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту, т. н. «сороконожка».
В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»). Узел «Технологический институт» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
Курсивом обозначены строящиеся станции.
Петербургский метрополитен обслуживается семью (в перспективе — ещё шесть приблизительно до середины 2030-х годов) электродепо. Определить, к какому депо приписан тот или иной пассажирский состав, можно по маркировке номера депо (кроме тех, которые не являются эксплуатационными) у головных вагонов, расположенной в нижней части торцевой стены вагона со внешней стороны справа по ходу движения поезда.
Строительство новых линий, станций и депо
Музей Петербургского метрополитена находится на Васильевском острове. Ранее он располагался в другом месте (у станции «Автово»), но ныне месторасположение его сменилось — в 2005 году произошел переезд на улицу Одоевского.
Экспозиция музея метро
В музее сохранена история метрополитена разных лет — медали, кубки, ключи, проекты станций, светодиодная карта метро. Здесь отвечают на давно мучающие вопросы — устройство эскалаторов, светофоров, проводов, которые проходят по сторонам в тоннеле. В экспозиции «Начало истории» находятся рассекреченные документы 1944 года о начале строительства метро.
Современным элементом экспозиции являются видео- и кинофильмы об истории Ленинградского — Петербургского метро, а также анимационный фильм, в доступной, шутливой форме рассказывающий о правилах поведения в метрополитене. Для тех гостей музея, кому интересно узнать подробности о документах, связанных со строительством метро, открыт архив.
Работает ежедневно с 10:00 до 16:00, кроме выходных и праздничных дней.