Нет связи с интернетом. Включен offline-режим.
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский
Инженер-конструктор: О. В. Иванова
Скульпторы: Г. В. Косов, А. Г. Овсянников, В. Г. Стамов и А. П. Тимченко, Е. Г. Челпанова, М. К. Аникушин, Н. К. Слободинский, В. О. Пирожкова, А. М. Игнатьев, М. Т. Литовченко, М. Р. Габе, В. Л. Рыбалко, Л. М. Холина, П. А. Куликов, В. И. Сычев и А. Н. Черницкий
Тип станции: пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: 52 метров
Проектные названия: «Площадь Стачек», «Нарвские ворота»
Пассажиропоток по станции: 1 484 917 в месяц (2016 г.)
1. Описание станции
2. Наземный вестибюль
3. Проекты и строительство
4. История и происхождение названия
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Балтийская» и «Кировский завод».
Бытует распространённое мнение о том, что якобы перед открытием станцию хотели назвать «», но впоследствии отказались. Это всего лишь красивая легенда, основанная на том, что торец станции изначально был украшен мозаичным панно с изображением Сталина, демонтированным в 1961 году, и горельефом со Сталиным в наземном вестибюле станции (однако, там в итоге Сталин так и не появился). «» станцию никогда не планировали называть. Название «» не фигурирует ни в одном из документов. Обо всём этом подробнее читайте ниже.
Станция расположена на юго-западе от центра города, в Кировском районе. Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце. Выход в город ведёт к площади Стачек (бывшая Нарвская), образованная пересечением проспектов Старо-Петергофского, Нарвского и Стачек. Рядом со станцией расположены Нарвские ворота.
Для возможности оборота подвижного состава за станцией «Нарвская» предусмотрен тупик, расположенный между главными путями в сторону станции «Кировский завод». При строительстве первого пускового участка новой, шестой линии метрополитена этот тупиковый путь будет переоборудован в соединительную служебную ветвь, протяжённостью 2,5 км, ведущую к станции «Путиловская».
Стоит заметить, что «Нарвская» — единственная станция в Петербургском метрополитене, имеющая путевое развитие, но не являющаяся пересадочной и никогда не бывшая конечной. Данный факт породил множество легенд, как например, что на самом деле это не тупик и за стеной тоннель не заканчивается, а продолжается дальше. Куда он ведёт существует также множество выдумок, и это уже зависит от фантазии рассказчика. Кто-то повествует о неком подземном городе, который расположен аккурат под Нарвской заставой, а некоторые и вовсе говорят о соединительной ветке с линиями секретного метро. Конечно же, всё это не имеет ничего общего с реальностью.
Тем не менее, сам факт строительства тупика после именно «Нарвской» вызывает множество вопросов. Дело в том, что он очень короткий, один раз его даже удлиняли, но все равно для 8-ми вагонных составов он не используется, так как в случае поломки состава, его будет тяжело оттуда увезти. Сейчас тупик используется очень редко, поезда в него заходят только на ночной отстой. Существует мнение, что изначально часть поездов планировалось оборачивать по «Нарвской», именно этим объясняется что на световых табло с надписью «Поезд следует до станции», висевших на станциях над платформой в направлении «Автово», была отмечена и «».
Ещё есть предположение, что тупик появился из-за того, что за «Кировским заводом» линия поднимается наверх, на мелкое заложение. В плане защищенности этот участок слабый и, вероятно, чтобы в случае чрезвычайной ситуации его можно было бы легко отсечь. Однако, это всё — лишь предположения.
Тема архитектурно-художественного оформления станции — «Трудовая слава советского народа».
На двадцати четырех пилонах помещены сорок восемь барельефов с двенадцатью повторяющимися сюжетами, изображающие советских людей разнообразных профессий.
Пилоны украшены коваными позолоченными вентиляционными решётками.
В оформлении интерьеров доминируют два цвета – белый и красный, в сочетании с позолотой они создают торжественное и праздничное впечатление.
Белая облицовка вверху и внизу оттенена красным.
«Золото» — это тот же алюминий, анодированный под желтый металл.
Своды пересечены рядами хрустальных дуг-светильников, которые сливаясь в перспективе, создают впечатление сплошной светящейся поверхности. На тот момент это было новаторским решением проблемы освещения.
К моменту открытия метрополитена в Ленинграде уже потихоньку начался процесс развенчания культа личности Сталина (уже через несколько месяцев Хрущёв выступил на ХХ съезде ЦК КПСС с знаменитым докладом о развенчании культа личности Сталина), топонимические названия связанные с «Вождём народов» уже постепенно начали исчезать с карты нашей страны (этот процесс принял массовый масштаб в 1957 году), начались демонтажи скульптурных изображений «Вождя», закрашивались изображения, перебирались или уничтожались мозаики.
После подведения итогов XXII съезда КПСС, а также в связи со сменой эпох и в целом нового видения руководителей страны того времени, было принято решение демонтировать смальтовое панно. Чуть позже, «закуток» в котором оно располагалось, отгородили фальшстеной. В отгороженном пространстве сначала размещался зал заседаний, позже он был переоборудован в линейный пункт машинистов депо «Автово», который и находится там по сей день.
Согласно распространённой версии, в линейном пункте за фальшстеной изображение Сталина якобы сохранилось и до сегодняшнего дня. Однако, как вы можете видеть на этом фото, сделанном в начале 1960-х гг, панно со Сталиным уже демонтировано, а закуток, не отгороженный стеной ещё сохраняется. Это уникальное фото публикуется впервые!
Станция, одетая в богатое убранство в первые дни работы. 1955 г.
Один из барельефов с видом на центральный зал станции.
Станция «Нарвская» создавалась по проекту архитекторов А. Васильева, Д. Гольдгора, С. Сперанского. Фото 1958 года.
Центральный зал в 1959 году.
Станция в 1961 году. Панно со Сталиным будет демонтировано со дня на день.
В оформлении интерьера станции использовали несколько видов гранита и мрамора. Пол выложен плитами красного Лезниковского гранита Бордюр – красный и серый украинский гранит. Фото 1986 года.
Пилоны облицованы мрамором Прохорово-Баландинского месторождения. Станция в 1995 году.
Как уже говорилось выше, в оформлении станции отражена трудовая доблесть советского народа. Эта тема развернута в оформлении всех 24 пилонов, украшенных 48 барельефами с 12 повторяющимися сюжетами.
В создании барельефов принимали участием многие скульпторы.
Знаменитый в будущем скульптор М. Аникушин создал композицию «Колхозники».
Композиция «Литейщики», выполненная скульптором П. А. Куликовым.
Существует версия, что все композиции создавались по образам реальных людей, причём, как правило, это были передовики производства. То есть их увековечивание было как награда. « Селекционеры». Скульптор
«Деятели искусств». Скульптор
«Текстильщицы». Скульптор Л. М. Холина.
«Советские воины». Скульптор В. О. Пирожкова.
В композиции «Строители», выполненной также впоследствии ставшим известным скульптором А. Н. Черницким, есть так называемая «пасхалка». Один из строителей в руках держит макет здания вестибюля станции метро «Нарвская», это — аллегория Огюсту Монферрану, создателю Исаакиевского собора: который держит в руках макет собора, на одном из горельефов, расположенного на стенах храма.
Горельеф изображающий Монферрана, держащего в руках макет Исаакия.
Композиция «Моряки». Скульптор В. И. Сычёв.
Композиция «Школьники» (по другим источникам — «Учащиеся)». Скульптор
«Врачи». Скульптор Н. К. Слободинская.
«Метростроевцы». Скульптор А. М. Игнатьев.
Стены платформенного зала также украшены оригинальными коваными вентиляционными решётками.
Путевые стены облицованы мрамором Прохорово-Баландинского месторождения.
Цоколь путевых стен облицован мрамором «Садахло».
Состав из вагонов типа «Г». 1955 год.
Состав из вагонов типа «Е». 1968 год.
На дверях кабельных шкафов в путевых стенах установлены декоративные решётки с надписью «1955» по году открытия станции.
Платформенный зал освещается массивными люстрами.
Люстра в боковом зале в 1955 году.
Надпись с названием станции на путевой стене.
Стены путевых залов также освещаются дополнительно одиночными светильниками.
Они расположены в начале и конце платформы.
«Нарвская» в день открытия.
Аванзал перед эскалаторами.
На его стенах установлены три пары тройных светильников.
Вид на станцию от эскалаторов.
С наземным вестибюлем станцию соединяют три ленты эскалаторов.
Наземный вестибюль станции работы архитекторов А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора и С. Б. Сперанского расположен на площади Стачек (бывш. Нарвской площади), у Нарвских триумфальных ворот.
Архитектура вестибюля гармонично вписалась в архитектуру площади и перекликается с внешним видом Нарвских ворот, сооружённых в 1827-1834 гг.
Павильон выполнен в неоклассическом стиле с купольным завершением. 1955 год.
Наземный вестибюль в 1960-е годы.
Фасад вестибюля облицован гранитом украинского месторождения. 1960 г.
Арочные пролёты фасада заполнены декоративными чугунными решётками с эмблемами «Метро».
Портал наземного вестибюля.
Чугунная решётка с логотипом метрополитена.
Празднование Первомая около станции «Нарвская». 1 мая 1982 года.
Интерьер вестибюля, центральный зал которого выполнен в форме ротонды, также имеет богатое оформление.
Венчает купол массивная чугунная люстра.
Основание купола украшено барельефами.
Линия турникетов сегодня.
Первые турникеты в 1958 году. Первые несколько лет проход в метро осуществлялся по предъявлению контролёру билета или другого проездного документа. В штате каждой станции состояло до двадцати контролёров и кассиров. Однако растущий пассажиропоток заставил автоматизировать контрольно-кассовые операции. На станции «Нарвская» были испытаны первые турникеты. Они представляли собой двери-вертушки, открывающиеся при опускании в них жетона стоимостью 50 копеек. Позже их заменили на московские турникеты, которые по умолчанию были открыты. Их конструкция позволяла быстрее проходить к эскалатору. К тому же, в них опускался не жетон, а 5-копеечная монета. Столько стал стоить проезд в метро после деноминации 1961 года. Одновременно с вводом новых турникетов к 1967 году в метро были установлены автоматы для размена монет.
Над эскалаторным спуском расположен горельеф «Слава труду!», изображающих рабочих, собравшихся на площади Ленина.
Горельеф «Слава Труду!» в 1955 году.
Горельеф выполнен скульпторами Г. В. Косовым, А. Г. Овсянниковым, В. Г. Стамовым и А. П. Тимченко.
Согласно первоначальным планам, в центре композиции должен был находиться Сталин. Впоследствии фигуру Иосифа Виссарионовича было решено не воплощать и на его месте образовалось пустое, сразу бросающееся в глаза место. Собравшиеся трудящиеся смотрят в центр, а там никого нет.
Горельеф «И. В. Сталин — депутат Ленинграда», был установлен в павильоне «Ленинград и Северо-Запад» на ВДНХ 30 декабря 1951 года.
Освещает зал массивная люстра, украшенная «звёздами» и «серпами и молотами».
Также зал дополнительно освещается и настенными светильниками.
Кованая решётка, за которой расположена батарея.
Лепнина над входными дверями, устроенными в пространстве по форме напоминающая апсиду.
3. Строительство станции и проекты
На территории, где расположена станция, ранее находилась застава на почтовом тракте на Нарву и Ревель (ныне Таллин). На территории Нарвской заставы с начала 18 века находились деревни, а также усадьбы знати вдоль Петергофской дороги. После завершения войны с Наполеоном было решено соорудить триумфальную арку у въезда в столицу.
К началу ХХ века район Нарвской заставы превратился в неблагоустроенную фабрично-заводскую окраину и оброс многочисленными предприятиями и жилыми домами для рабочих, также к этому моменту она стала центром рабочего движения в Петрограде. Именно в районе Нарвских ворот 9 января 1905 года произошли события, вошедшие в историю как «Кровавое воскресенье». 1 мая 1920 года по проекту садовода Р. Катцера был заложен «Сад в память жертв 9 января 1905 года» (ныне Детский парк им. 9 января) на месте, откуда в «Кровавое воскресенье» в январе 1905 года рабочие Нарвской заставы, которые позже были расстреляны у нынешней площади Стачек, двинулись с петицией к Зимнему дворцу. В 1924 году со стороны проспекта Стачек установлена кованая решетка, перенесенная от Зимнего дворца.
В конце 20-х — начале 30-х годов в районе Нарвской заставы начали строиться новые, более современные жилые и общественные здания. Именно тут выросло множество строений, построенных в стиле конструктивизма. Когда пошли первые разговоры о строительстве метро в Ленинграде, было решено тянуть первую линию в район Нарвской заставы.
Площадь Стачек до строительства метро. 1930-е годы.
Строительство станции началось в марте 1941 года, когда на площади Стачек был заложен шахтный ствол. Первое время строительные работы велись очень высокими темпами, но вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз сорвало мирные планы, начатое строительство пришлось законсервировать методом мокрой консервации. 27 июня решением Военного Совета Северо-Западного направления метростроевцы переключились на возведение оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду.
Послевоенный Ленинград залечивал тяжёлые раны, нанесённые 900-дневной блокадой. Несмотря на огромную помощь страны городу, Ленинград остро нуждался в рабочих, постоянно требовались строительные материалы, финансовые ресурсы. Люди ютились в полуразрушенных домах, в три смены шли занятия в переполненных школах, не хватало магазинов, чтобы без очередей выдать по карточкам скудную норму продуктов и промышленных товаров. И на этом фоне очень странно звучали предложения о возобновлении строительства метро. Тем не менее, вопрос о строительстве метро в Ленинграде был решённым.
После завершения Великой Отечественной войны, в ноябре 1945 года рабочие вернулись к работе на трассе метро. Строить метро, когда столько неотложных задач лежало на плечах страны, поднимавшейся из руин, казалось нереальным. И вот, за огороженные строительные площадки, где в самый канун войны закладывались первые шахты, возвращалась рабочая жизнь. Очищались котлованы, насосами откачивалась вода из затопленных забоев. У Нарвских ворот вновь появились буровые вышки, станки, лебёдки. Возобновили исследования геологоразведчики. Строительство возобновилось!
К 1950-му году стройка набрала запланированные темпы. Строительные бригады соревновались между собой в скорости строительства и проходки тоннелей. На перегоне станций «Кировский завод» — «Нарвская» впервые щит продвинулся в глубину забоя на 5,15 метра (правда, очень скоро этот рекорд был перебит).
5 ноября 1955 года был подписан акт о приеме в эксплуатацию станции «Нарвская», как части Ленинградского метро, а 15 ноября, после торжественного митинга, посвященного открытию первой очереди («Площадь Восстания» — «Автово») Ленинградского метрополитена, станция открыла свои двери перед первыми пассажирами.
Ниже представлены различные варианты оформления станции. Темы оформления разные: революционные движения пролетариата исторического района Нарвской заставы, деятельность Сталина в Петрограде в 1919 году, которая так же была связана с районом Нарвской заставы, трудовые подвиги советского народа.
Авторы проекта: В. Ф. Белов, А. А. Лейман. 1946 год. 1 тур конкурса.
Автор проекта: неизвестен. 1946 год. 1 тур конкурса.
Автор проекта: Б. Н. Журавлев. 1947 год. 2 тур конкурса.
Авторы проекта: А. И. Лапиров. Е.Н. Сандлер. 1947 год. 2 тур конкурса.
Авторы проекта: А. И. Лапиров. Е.Н. Сандлер. 1949 год. 3 тур конкурса.
Авторы проекта: А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский. 1949-1950 года. 3 тур конкурса.
Авторы проекта наземного вестибюля: А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор, С. Б. Сперанский. 1950 год. 3 тур конкурса. Проект принят к осуществлению.
Ещё вариант оформления внутреннего убранства наземного вестибюля.
Незадолго до открытия.
Строительство вестибюля станции.
За несколько дней до открытия.
Станция получила своё название по своему расположению в исторической местности — Нарвская застава. Наземный вестибюль расположен на площади Стачек, которая до 1923 года называлась Нарвской. Исторически, на месте вестибюля станции находилась застава почтового тракта на Нарву и Ревель (ныне Таллинн). После завершения военной кампании 1813-1814 годов у въезда в столицу было решено построить триумфальную арку, сооружённую по проекту архитектора Д. Кваренги. Изначально арка была деревянная с декором из гипса и представляла она вариацию на тему арки Тита в Риме.
Но вследствие того, что арка была деревянная, она стала ветшать. Поэтому в 1827 году архитектор В. Стасов создает новый проект. Он увеличил размер ворот и слегка передвинул их чуть южнее. Ворота сделали каменными и «одетыми» в медь. Надпись над аркой говорит нам о том, что Нарвские ворота созданы «Повелением Александра I», над нею на русском языке и латыни выбиты слова: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 день августа 1834». В 1888 году в аттике ворот был размещен архив, но он сгорел в 1918 году. Тогда после капитальной реставрации 1987 года в аттике открыт музей.
В конце XIX века Нарвская застава была неблагоустроенной фабрично-заводской окраиной, ставшей центром рабочего движения в Петрограде, и именно отсюда в январе 1905 года, в «Кровавое воскресенье», рабочие двинулись с петицией к Зимнему дворцу. Близ станции метро «Нарвская» заложен парк «Сад в память жертв 9 января 1905 года».
Как уже говорилось выше, вопреки распространённому мнению, станция никогда не носила названия «Сталинская» (в том числе и в проекте). В самых первых проектах станция носила имя «Площадь Стачек», по своему расположению на этой площади. Позже станции было присвоено название «Нарвская», с которым она и была открыта. Ошибочное мнение, что станция называлась «Сталинская», связано с мозаичным панно, с изображением И. В. Сталина, которое располагалось в торце станции (однако, никто не говорит что станция «Кировский завод», на которой установлен бюст В. И. Ленина, должна была называться «Ленинской»). Ни в одном документе названия «Сталинская» не фигурирует.
Метро Нарвская
image/svg+xmlКировско-Выборгская линияМосковско-Петроградская линияНевско-Василеостровская линияПравобережная линия1234Фрунзенско-Приморская линия5123125343521Проспект ВетерановБалтийскаяМосковские воротаВолковскаяОбводный каналБухарестскаяМеждународнаяДостоевскаяВладимирскаяЛиговскийпроспектСпасскаяСадоваяСенная площадьЗвенигородскаяПушкинскаяЛенинский проспектАвтовоКировский заводНарвскаяТехнологический институтКупчиноЗвёзднаяМосковскаяФрунзенскаяПарк ПобедыЭлектросилаАдмиралтейскаяСпортивнаяВасилеостровскаяПриморскаяЧкаловскаяКрестовский островСтарая ДеревняКомендантскийпроспектНевский проспектГостиный дворМаяковскаяПлощадь ВосстанияПлощадь Александра НевскогоНовочеркасскаяЛадожскаяПроспект БольшевиковУлица ДыбенкоРыбацкоеОбуховоПролетарскаяЛомоносовскаяЕлизаровскаяГорьковскаяПетроградскаяЧёрная речкаПионерскаяУдельнаяОзеркиПроспект ПросвещенияПарнасЧернышевскаяПлощадь ЛенинаВыборгскаяЛеснаяПлощадь МужестваПолитехническаяАкадемическаяГражданский проспектДевяткиноНовокрестовскаяБеговаяПроспект СлавыДунайскаяШушары
Как доехать от Нарвской
Выберите из списка станций метро ниже ту, до которой нужно добраться от станции «Нарвская»:
Маршрут метро от Площади Восстания до Нарвской
На схеме Петербургского метрополитена выше Вы можете посмотреть как быстрее всего доехать от ст.м. Площадь Восстания до ст.м. Нарвская. Онлайн расчёт времени в пути происходит автоматически. С помощью этой страницы Вы можете узнать как ехать от станции до станции и сколько времени это займёт. Подробный план метро СПб создан, чтобы помочь построить удобный маршрут и определить сколько времени займёт поездка.
Маршрут метро от Нарвской до Политехнической
На схеме Петербургского метрополитена выше Вы можете посмотреть как быстрее всего доехать от ст.м. Нарвская до ст.м. Политехническая. Онлайн расчёт времени в пути происходит автоматически. С помощью этой страницы Вы можете узнать как ехать от станции до станции и сколько времени это займёт. Подробный план метро СПб создан, чтобы помочь построить удобный маршрут и определить сколько времени займёт поездка.
Площадь Восстания — Нарвская
Мы построили оптимальный маршрут между станциями метро «Площадь Восстания» и «Нарвская» на интерактивной карте метро ниже и рассчитали время в пути с учётом всех пересадок и остановок.
Нарвская — Политехническая
Мы построили оптимальный маршрут между станциями метро «Нарвская» и «Политехническая» на интерактивной карте метро ниже и рассчитали время в пути с учётом всех пересадок и остановок.