Станцию метро «Чернышевская» в Петербурге закрыли на полуторагодовалую реконструкцию. Уже совсем скоро — 26 октября АО «Метрострой Северной Столицы» приступит к работам. Каждый крупномасштабный ремонт в метро большого города — это всегда некоторые неудобства для жителей. Однако проводить модернизацию необходимо как по соображениям безопасности, так и для того, чтобы пользоваться станцией в будущем пассажирам было комфортнее. « МК в Питере» попытался разобраться, как будет проходить ремонт и зачем его вообще надо делать.
«Чернышевскую» открыли в 1958 году и ни разу не реконструировали за 64 года. Все изменения, которые претерпевала станция до этого момента, были косметическими. Так, в 2003–2004 годах поменяли кафельную плитку на путевых стенах, а в 2017 году на станции над пилонами установили дополнительные светильники. До сих пор на станции многое напоминает об ушедшей советской эпохе. В частности — эскалаторы, которые в современных условиях не всегда справляются с пассажиропотоком. И почему это происходит — не секрет. Когда станцию только построили, в Ленинграде жили около трех миллионов горожан. А по данным Росстата, уже в 2020-м это число перевалило за 5,3 миллиона. Пассажиров за эти годы стало также гораздо больше.
После реконструкции повысится пропускная способность станции, которая не была изначально рассчитана на большой пассажиропоток. После завершения работ станция сможет принимать в среднем на 6,5 тысячи пассажиров в день больше, чем ранее. В пиковое время на вход смогут принимать до 16 тысяч горожан, а на выход — около 13 тысяч.
С началом 2023 года начнутся демонтажные работы в натяжной камере и восстановительные работы вентиляционного ствола вестибюля. Вместе с тем специалисты изменят и конфигурацию внутреннего вестибюля. Эти работы продлятся пять месяцев. Количество эскалаторов тоже увеличится — с трех до четырех.
Чтобы дышалось свободней
На первом этапе, который продлится до конца 2022 года, специалисты проделают подготовительные и демонтажные работы и обустроят противопожарные и воздухоплотные перегородки.
Во II квартале 2023 года будет заменено электрооборудование в вестибюле, машинном зале и наклонном ходе. Предполагается, что эти работы продлятся год. В это же время на станции поставят турникеты, интегрируют системы автоматизации управления электротехническими устройствами и выполнят другие работы.
А что с внешним видом?
Также в мае 2023 года приступят к восстановительным работам внешнего вида вестибюля. Облик станции сохранят, поменяют только двери. Современные эскалаторы на «Чернышевской» начнут устанавливать в IV квартале 2023 года, они появятся на станции в марте 2024 года.
Работы по плану будут идти в течение 18 месяцев. Несмотря на длительный срок и некоторые неудобства, которые испытают горожане, эти обновления давно зрели и результат будет того стоить. Многие станции метро Петербурга нуждаются в подобных изменениях. Так, после длительной реконструкции «Маяковской», станция распахнула двери для горожан в современном облике и обрела большую пропускную способность. Раньше на станции заторы из пассажиров были не редкостью. Сейчас этого почти не случается.
А как же быть до конца ремонта?
Завершить работы и открыть обновленную станцию для горожан планируют в мае 2024 года. На время реконструкции «Чернышевской» для удобства петербуржцев усилили наземный транспорт, а также ввели дополнительные временные маршруты. « МК в Питере» писал, какими альтернативными способами смогут добираться горожане.
Кстати, помимо «Чернышевской» в планах у города есть реконструкция и других станций. Так, в 2022 году уже закрыли второй вестибюль станции «Московская», там также переделают наклонный ход и подземный переход. А также некоторые изменения ждут «Площадь Восстания», «Сенную площадь», «Садовую», «Спортивную» и другие станции. Правда, их закрывать не планируют.
етербургский метрополитен всегда был авангардом метрополитена СССР. Наше метро является экспериментальным — на ленинградцах обкатывали все новинки науки и техники (от поездов до турникетов). Технические новинки сначала проверяли на ленинградцах, а уже потом применяли в Москве и других городах СССР.
Петербургский метрополитен — самый глубокий, самый северный и самый западный метрополитен в России. Самый глубокий в мире по средней глубине залегания станций.
Далее некоторые примечательные факты из истории петербургского метро
Строитель Дороги Жизни и первые станции метро
Первым руководителем метро можно считать Ивана Зубкова. Он возглавлял Строительство №5 Наркомата путей сообщения, будущий Метрострой, он участвовал в проектировании и создании заделов для будущих станций первой очереди первой линии Ленинградского метрополитена: от «Автово» до «Площади Восстания».
Зубков погиб в авиакатастрофе в 1944 году, а в 1946 году с троительтство метрополитена возобновилось.
Первый поезд и первый машинист
Первый пробный поезд по первой линии Ленинградского метрополитена от «Автово» до «Площади Восстания» прошёл 8 октября 1955 года (за месяц до официального открытия подземки). Машинист- Алексей Тимофеевич Денисов.
Денисов родился в 1927 году и в 1976 году возглавил наш метрополитеном. При нём были открыты 7 станций и электродепо.
В Петербурге метро глубокое
Петербургское метро остается самым глубоким и северным в России. Самая северная станция нашей страны — это «Беговая». » Адмиралтейская» — самая глубокая в Европе. Глубже станция есть только в Китае.
Встретить Новый год в метро?! Реальность!
Наше метро работает и в новогоднюю ночь. В метро можно встретить Новый год ))) помнится на станции метро «Адмиралтейская» встал эскалатор. Пока его запускали, пришел Новый год. Интересно, как у людей этот год прошел)))
Петербургское метро с 31 на 1 января в 1.30 ночи
Горизонтальные лифты
Первая в мире станция «горизонтальный лифт» была открыта 29 апреля 1961 года и получила название «Парк Победы». Всего в Ленинграде было построено десять таких станций. Последней стала «Звездная», открытая в 1972 году.
Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название «горизонтального лифта». Такая станция обходится дороже, но зато повышается безопасность пассажиров.
Существует легенда, что во время торжественного открытия станции заело механизм открывания дверей-створок и перед высоким московским начальством, их открывали переодетые в форму красноармейцев работники метро.
Начальство ничего не заметило, даже похвалило за новаторство и театральный нестандартный подход. Позже выяснилось, что эксплуатация «горизонтальных лифтов» слишком дорога и такие станции теперь остались лишь в Ленинграде.
Подробный пост — «Горизонтальные лифты петербургского метро»
Станции, которые так и не появились
Перспективный план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это связано с изменениями в потребностях города, кое-где — со сложной геологической обстановкой.
Когда проектировали Московско-Петроградскую («синюю») линию, то была задумана станция в районе Марсова поля. Но выяснилось, что там нельзя что-либо построить. По геологической причине появились так называемые «американские горки» в петербургском метрополитене. Иногда закладывает уши на перегоне между «Невским проспектом» и «Горьковской».
Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.
Ходят легенды, что между «Московской» и «Звездной» находится некий подземный город)))
А за большими массивными подземными воротами в тупике станции Нарвская находится секретный завод. Ночами массивные створки открываются (якобы))) и на завод отправляется сырье и детали, а обратно вывозится готовая продукция.
Станции — призраки
«Станциями — призраками» обычно называют еще не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время «Адмиралтейская». Она строилась дольше всех в метро Ленинграда-Петербурга и была станцией-призраком с 1997 по 2011 год. Станция является самой глубокой в Европе (86 м.). « Адмиралтейская» — самая долго строившаяся станция в метро Петербурга. Она была станцией-«призраком» с 1997 по 2011 год. Место для ее верхнего вестибюля искали очень долго и пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной» виделитемный зал с колоннами, малькающий за окнами поезда. Такой же долгое время была и станция «Обводный Канал», для которой вестибюль строили слишком долго.
На станции «Пушкинская» напротив платформ, над путями, есть металлические двери. На которых красивыми цифрами написан год «1955». Но это неправильный год. Станция лишь в 1956 году приняла первых пассажиров.
Есть в Петербурге и бывшая станция. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция «Дачное». Она была единственной наземной открытой станцией в городе — климат появлению подобных строений не очень способствовал — и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли «Ленинского проспекта» и «Проспекта Ветеранов».
В 13:00 5 октября 1977 года из «Дачного» ушел последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО-5 ГИБДД (Трамвайный проспект 18-а).
На станции снимали несколько фильмов: «Его звали Роберт» (1967), «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) и «Шаг навстречу» (1975).
Схема Петербургского метрополитена, на которой расстояние между соседними станциями измерили в минутах ходьбы. Очень полезная схема петербургского метро
О мистике в метро
Есть неофициальные свидетельства, что некоторые пройденные стволы зимой временно использовали для складирования трупов. Впрочем, тогда были и квартиры и подъезды-морги в жилых домах. Писал об этом пост — Самая страшная и узкая улица Петербурга
Возможно поэтому многие диггеры встречаются под землей со странными свечениями, привидениями и разным необъяснимым и потусторонним.
В 1950-х годах между станциями Парк Победы и Электросила при строительстве перегона произошёл взрыв сжиженного газа. Причин не знаю, но погиб рабочий. Говорят что после этого машинисты стали видеть перед поездом в тоннеле привидение — фигуру человека в спецовке.
На станции Электросила утверждали что их спихнул мужчина в окровавленной спецовке. В 1960-х наверное провели какой-то обряд, потому что мужчина толкающий людей под электрички пропал.
Да что там мужчина в спецовке, у нас ночами по рельсам бродит целая «бригада» метростроевцев-призраков
Мистические легенды петербургского метро
Размывы и аварии
Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство.
Самый знаменитый размыв случился между «Площадью Мужества» и «Лесной» в 1995 году, но все началось еще раньше: первое столкновение с подземными водами на этом участке случилось еще при строительстве перегона в 1974 году. Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий.
Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм «Прорыв». В фильме один из героев предлагает замораживать тоннели жидким азотом. В реальности так и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике.
Метро восстановили. Но в 1995 году плывун опять прорвал стенку тоннеля. Теперь его пришлось замуровывать.
21 ноября 2001 года в шахту был опущен проходческий щит «Виктория». Которому удалось совершить то что не удавалось ранее никому. Восстанавливали и делали обход затопленных веток 7 лет.
Раньше жил у Академической в 5 минутах пешком от станции и помню радость путешествий на маршрутках и автобусах вместо метро. Приятного мало.
Самая серьезная авария в петербургском метро
Ныне особым шиком у экстремалов считается искупаться в шахте. Пост как там купаются
Случались аварии и на других станциях. Например станцию «Пушкинская» планировалось открыть в первой очереди 15 ноября 1955 года, но ее открытие перенесли на следующий год из-за того, что наклонный ход с эскалатором обрушился перед самым открытием.
Московский след в нашем метро
Московский метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его станций — это колонные неглубокого заложения. В народе их звали «сороконожками». Это дети хрущевского постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. С целью экономии средств на месте пышных ампирных колоннад с лепниной и сказочными панно появились аккуратные залы с длинными рядами геометрически правильных колонн. Некоторые московские станции настолько похожи друг на друга, что их постоянно путают.
И в Петербурге тоже есть три по-настоящему московские станции. Богато украшенная «Автово» без эскалатора (на фото), находящаяся в районе, сплошь застроенном сталинским ампиром. И под землей и на земле и над землей, все как в Москве)))Еще подобные «Ленинский Проспект» и «Проспект Ветеранов».
Станция «Автово» знаменита хрустальными колоннами. До нее стеклянные колонны применялись только архитектором Камероном в Екатерининском дворце в городе Пушкине и архитектором Старовым, поставившим колонны из розового стекла в Зимнем дворце.
Этим исчерпываются все попытки делать хрустальные колонны в зданиях. На станции «Автово» хрустальные колонны впервые служат не только украшением, но и прочной опорой для потолка. На станции всего 16 колонн из 46 имеют стеклянную облицовку. Подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и их временно облицевали камнем, а после этого не возвращались к этому проекту из-за плохого отношения Хрущева к «архитектурным излишествам».
Веселая история приключилась с буквами у станции «Новочеркасская».
В середине прошлого века в Ленинграде переименовали Новочеркасский проспект в Красногвардейский. Открываемая станция получила такое же имя — «Красногвардейская». Но в 1992 году проспекту вернули прежнее название «Новочеркасский». В результате получилось что Красногвардейская площадь в одном месте, а станция «Красногвардейская» в другом. Тогда решили переименовать и станцию.
Снабженцы заметили, что из длинного слово «Красногвардейская» можно легко составить — «Новочеркасская». Нужно добавить две буквы «Ч» и «О». Кроме того останется еще аж 5 свободных букв
которые можно увезти на дачу
Буквы «О», которые практически «один в один», удалось достать. Видимо их позаимствовали с названий в подземном переходе, а вот «Ч» не нашли. Ведь в слове «Красногвардейская» Ч вообще нет.
Метростроевцы заказали похожие по размеру бронзовые буквы «Ч». Результат этой смекалки люди наблюдали на станции метро «Новочеркасская» аж до 2011 года. Время «Ч» наступило в ночь с 10 на 11 октября. Буквы были заменены но не по инициативе Метрополитена!
Самый Ленинский метрополитен в мире!
Именно в Ленинграде появился первый кросс-платформенный переход. В одном вестибюлей «Технологического института» (построен в 1961 году) поезда двух линий едут на юг, в другом — на север.
В Петербурге есть единственная в мире односводчатая двухэтажная станция с кроссплатформенным переходом. Это шикарно оформленная в древнегреческом стиле «Спортивная». Правда, перехода пока тут нет. Два пустых пути — это будущая Кольцевая линия. Правда, пока неизвестно, когда точно она появится. В планах развития нет ни четких дат проектирования, ни четких дат строительства. Говорят, что все будет после 2025 года.
Сталин, Пушкин и культ личности
Ленинградский метрополитен строили при Сталине, не удивительно, что почти все станции первой линии украсили его портретами.
При строительстве станции метро «Сталинская» Ленинградского метрополитена, архитекторами было создано огромное мозаичное панно вождя народов на фоне кровавых кумачей. Панно располагалось в торце главного нижнего зала станции.
15 ноября 1955 года станция Сталинская была торжественно открыта. В 1961 году пассажиры, спустившиеся вниз, были удивлены тем, что мозаичное панно пропало. Вместо привычного Сталина в торце станции была фанерная стена, которую позже заменили на каменные блоки.
Фрагменты мозаичного панно сохранились. Усы Сталина находятся в музее метрополитена (правда не обозначены, как усы и просто лежат, как образцы мозаики). О том что это именно усы мне рассказал директор музея Виктор Васильевич Червяков.
Кроме этого есть легенда, что испарился Сталин и с некоторых барельефов. С барельефа который на фото, Сталин исчез всего за одну ночь, а вместо вождя появился мужик с флагом
Ныне из всего «сталинского изобилия» остался только небольшой барельеф со Сталиным на «Площади Восстания». Правильнее было бы его назвать «Непонятный мужик в халате за Лениным» наверное поэтому и оставили.
Вместе со Сталиным были репрессированы и другие деятели науки. Энгельс висел в центре зала (непонятно почему репрессировали ведь Маркс остался), а вот Фаворский и Крылов пострадали потому что станцию слегка сократили (часть подземного зала отдали под технические помещения).
Зато Пушкин стал единственным (после Ленина) историческим героем, которому в Петербурге стоят сразу два памятника на станциях метро. Оба — работы Аникушина. Тот, что на «Пушкинской» — молодой поэт в пиджачке (на фото), тот, что на «Черной Речке» — уже зрелый литератор, который, по задумке скульптора, «как бы ждет гостей на бал». Ниже ссылка на пост о культе личности в Ленинграде подробне. О культе личности Сталина в Ленинграде
Станции с опечатками и курьезами
Панно станции Спасская вызвало много споров. Панно должно отразить благодарность потомков зодчим Петербурга, вернее, некоему «Зодчеству Петербурга». Но если по этому пункту ещё можно долго спорить, то непривычное написание фамилий великих архитекторов вызвало недоумение.
Фамилия Валлен-Деламот (Vallin de la Mothe) превратилась в Деламот, архитектор Тома де Томон превратился в Детомона.
На станции «Озерки» светильники выполнены в виде молекулярных соединений. Без ошибок, но креатив зашкаливает.
Зато какое там панорамное рубилово с немцами на втором выходе!
Еще одна загадка
На корме корабля всадник, похожий на Петра I, некто летящий с корабля вниз головой и две стрелки. Отсюда два вопроса, где эта мозаика и что она означает?
Считалось и хорошей приметой прокатиться в вагоне ярко голубого цвета. Такой вагон в единственном экземпляре действительно появлялся на разных линиях метрополитена. Говорят, что люди даже специально дежурили в метро, что бы его дождаться и прокатиться. Он исполнял желания, дарил удачу, помогал влюбленным.
Самое — самое в нашем метро
Петербургский метрополитен был самым северным в мире до 1982 года, пока не открылось метро Хельсинки. Наши тоннели уже московских на пол метра. Они 5, 5 м, а московские 6 м. Это все для экономии чугуна для страны. Но до того как эту инициативу реализовали, местростроевцы успели оборудовать тоннели от Автово до Кировского завода. Там они, как и в Москве — 6 м. Так что в Петербурге тоннели разного радиуса.
Станция «Проспект Ветеранов» — самая загруженная станция метрополитена в России, опережающая даже Выхино в Москве.
Между прочим автоматы по продаже жетонов были в нашем метро еще при царе Горохе, когда проезд стоил 1 руб.
Наш метрополитен помнит свою историю и к юбилеям выпускает памятные жетоны. Жетоны вообще наша фишка. Карточки бумажные у нас не в почете. И удобно и чище.
«Красная» ветка — единственная, где ходят 8-вагонные поезда. На остальных четырех линиях курсируют 6-вагонные составы.
24 из 65 станций находятся на островах дельты Невы. И к 2018 году появятся новые.
«Автово» стала первой в питерском метрополитене станцией без эскалаторов.
Вот уже более тридцати лет голос диктора Ленинградского телевидения Михаила Быкова приглашает пассажиров метро проследовать на выход, объявляя станции метро. Эта традиция была нарушена лишь однажды — в 2009 году в честь празднования Дня города. 27 мая станции метро объявляли знаменитости — Эдита Пьеха, Александр Розенбаум, Михаил Боярский и Геннадий Орлов.
Метрополитен Петербурга административно находится в двух субъектах федерации: станция «Девяткино» построена на территории Ленинградской области.
За время работы метро (на этот год) было открыто 57 станций вдобавок к уже построенному отрезку «Автово — Площадь Восстания», т.е. средняя скорость строительства метро — 1 станция в год. Сравните с Москвой.
В Петеребурге на Крестовском острове впервые в истории нашего метрополитена появилась станция с названием «Зенит». На ней выставлены копии кубков завоеванных Зенитом.
Станция метро Зенит в Санкт-Петербурге
Музей ленинградско-петербургского метрополитена
Ссылки на посты со сравнениями станций-тезок в Москве и Петербурге
Достоевские, Чкаловские, Фрунзенские, Маяковские, Международные, Академические
Часть фото и инфы (С) сайт метрополитена, Википедия, вКонтакте и др. интернет
Эскалаторы
Сообщения: 659Зарегистрирован: 12 окт 2004, 12:58
Также ижёт упоминание журнала «Подъемно-транспортное оборудование» (
На съемках рекламы соков «Моя семья» лопнули три девочки
Интересно, Коменда считается самой глубокой станцией, но когда мы первый раз стали спускаться вниз, длина эскалаторов нам показалась точно такой же как и на Старой Деревне. Это, с позволения сказать, «оптический обман»?
Как хочется верить в свое ремесло!
ShyrikСообщения: 1914Зарегистрирован: 07 июл 2004, 20:43id ВКонтакте: 263410last_fm: 263410Станция метро: Гостиный ДворОткуда: 78 rus
Контактная информация:
06 апр 2005, 21:47
А Старая Деревня утоплена вниз ???
Место для Вашей рекламы.
RummДиггер ПараноикСообщения: 2805Зарегистрирован: 15 апр 2004, 14:42Станция метро: Сенная ПлощадьОткуда: Из болота Питерского
Контактная информация:
07 апр 2005, 01:57
вы не считаете ПОДЗЕМНЫЙ переход (вестибюль) коменде, и НАДЗЕМНЫЙ вестибюль на старухе.
Избегай троп, по которым ходят трамваи и троллейбусы — они приводят не к человечьему жилью, а в их логово
Сообщения: 63Зарегистрирован: 06 авг 2004, 14:05Откуда: SPB
Эскалаторы (Коменда и др
07 апр 2005, 23:26
2 Старый: Вы же из SPB, сгоняйте и проверьте, а заодно и нам расскажете
08 апр 2005, 01:39
ПЛ всегда первый =)
23 авг 2005, 20:56
Но вот что меня потрясло —
Я предполагаю что это цена импортного эскалатора.
Если нет, то получается, что на коменде потратили 150 миллионов рублей только на закупку эскалаторов ? (сумму округлил)
ЕленаСообщения: 1049Зарегистрирован: 24 дек 2004, 00:21Откуда: Санкт-Петербург
15 ноя 2005, 03:57
Cognosce te ipsum.
Сообщения: 284Зарегистрирован: 30 апр 2004, 06:10id ВКонтакте: 57889last_fm: nik4566Станция метро: Международная-1Откуда: бомжую вокруг Атлантики
Контактная информация:
15 ноя 2005, 05:27
У т. Лебедева появилась статья товарищей, что в Питере делают экскалаторы — настоятельно рекомендую. Хорошим и понятным языком:
Nik
Road to success is always under construction.
dencoСообщения: 711Зарегистрирован: 27 сен 2004, 14:30Откуда: Питер
15 ноя 2005, 10:19
Елена, вроде про скорости что-то мелькало в ветке «что за проволока при ремонте эскалатора» в разделе «около метро».
15 ноя 2005, 16:23
Скорости у эскалаторов и в правду бывают разные — в 70-е проводились эсперименты по повышению скорости движения полотна, что ничем положительным не кончилось.
SvyazistСообщения: 81Зарегистрирован: 30 июл 2005, 21:07Откуда: Sankt Petersburg
17 ноя 2005, 06:18
январь 2004. Отрывки из интервью с замначальника метрополитена, начальником эскалаторной службы (Вилис Язепович):
/полностью
FreemanСообщения: 224Зарегистрирован: 05 ноя 2005, 21:09last_fm: VapaamiesСтанция метро: Улица ДыбенкоОткуда: Оккервиль
Контактная информация:
15 фев 2006, 03:06
А у меня вот дурацкий вопрос: в Питере (возможно, только на некоторых станциях) при сходе с эскалатора висят по бокам две фразы: «Поднимите тележку» и «Возьмите детей за руки». Почему именно эти фразы?
Поиск по форуму давал, но вышло слишком много ссылок, не осилил.
— «Проспект Большевиков», следующая станция «Ладожская», переход к поездам 7-й линии.