С севера на юг:
Московско-Петроградская — линия Петербургского метрополитена.
Первый участок линии был открыт 29 апреля 1961 года и состоял из 5 станций: от «Технологического института» до «Парка Победы».
На линии основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС. На линии используется система автоведения «ПА-КСД» и модификации.
Московско-Петроградская — Линия Санкт-Петербургского метрополитена. Соединяет южные и северные районы города с центром. Открыта 29-го апреля 1961-го года в составе участка «Технологический институт — Парк победы».
Вторая линия Петербургского метрополитена, также известная как Моско́вско-Петрогра́дская, или синяя линия, соединяет через центр южные и северные районы Санкт-Петербурга. В настоящее время начинается в Московском районе и достигает северной части Выборгского.
Согласно планам по развитию метрополитена до 2025 года никаких работ по продлению линии не предполагается. Однако есть ряд перспективных проектов, предусматривающих различные направления строительства:
Линия 2 — Вторая линия Петербургского метрополитена. В 1961—1992 гг. называлась . Цвет линии: синий.
Подробнее
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Московско-Петроградская линия — вторая линия Петербургского метрополитена.
Линия была открыта в 1961 году и состояла из пяти станций — от Технологического института до Парка Победы.
Московско-Петроградская линия проложена почти строго с севера на юг, соединяя самые окраины города с его центром. Названа по Московскому и Петроградскому
районам, в которых она долгое время заканчивалась, но впоследствии линия стала захватывать часть Приморского и Выборгского районов. Протяжённость линии —
более 30 км, количество станций — 18 (таким образом, она является самой длинной, но лишь второй по количеству станций).
В архитектурном плане станции второй линии не выделяются ничем выдающимся. Центральные и южные станции проектировались и строились в хрущёвские времена
удешевления строительства и и борьбы с “архитектурными излишествами” и весьма унылы по художественному оформлению. Типичный вид этих станций — укороченные
центральные залы, кафельная плитка на путевых стенах, почти никаких скульптурных украшений. Также следует отметить, что именно на этой линии впервые
в мире появились станции типа “горизонтальный лифт”. В противовес этому, на севере линии сосредоточено большое количество просторных односводчатых
станций. А обе конечные станции — наземные.
Цвет Московско-Петроградской линии — синий.
Количество фотографий в разделе: 468.
Последнее обновление страницы: 31 июля 2021.
Кировско-Выборгская линия — первая линия Петербургского метрополитена. Именно с неё началась история Ленинградского метрополитена в 1955 году.
Первая очередь линии включала 8 станций: Площадь
Восстания — Автово, а спустя всего 3 года линия
была продлена на север до Площади
Ленина и Финляндского вокзала и на юг до станции Дачное, которая впоследствии была закрыта. Затем было многолетнее затишье, а в середине и конце
1970-х линия была существенно продлена на север и немножко на юг, и пребывает в таком состоянии по сей день.
Кировско-Выборгская связывает между собой все центральные железнодорожные вокзалы Петербурга (кроме Ладожского), и продолжается на юго-запад в Кировский
район и на северо-восток в Выборгский и Калининский районы города. Названа по соединяемым районам. Протяжённость линии — 29.6 км, количество станций —
19 (таким образом, она является первой только по количеству станций, а по протяжённости занимает второе место).
Большинство станций линии построено глубоким заложением, но есть также и три станции мелкого заложения (что в Петербургском метрополитене является
исключением) и одна наземная. Центральные станции Кировско-Выборгской линии — роскошные дворцы расцвета “сталинской” архитектуры, участь последующей
эпохи 1960-х тотальной борьбы с “архитектурными излишествами” эту линию почти миновала, а станции 1970-х годов вполне разнообразны по художественному
оформлению, несмотря на то, что конструктивно большинство станций построено по типовым ленинградским проектам.
Цвет Кировско-Выборгской линии — красный.
Количество фотографий в разделе: 591.
Последнее обновление страницы: 9 февраля 2021.
Невско-Василеостровская линия — третья линия Петербургского метрополитена, главная достопримечательность которой — она проходит под самым центром города,
под Невским проспектом на всём его протяжении.
В момент своего открытия в 1967 году линия состояла всего из четырех станций (от Василеостровской до Площади Александра Невского), которые все были “горизонтальными
лифтами”, и даже после открытия последующих станций долгое время оставалась самой короткой, уступив это место только Правобережной и Фрунзенско-Приморской
линиям после их разделения в 2009 году.
Невско-Василеостровская линия связывает Василеостровский район на западе города с центром и левобережной частью Невского района на юго-востоке, от которых
она получила своё название, а в 2018 году была добавлена связь с Приморским районом. Протяжённость линии — 27.5 км, количество станций — 12. Таким
образом, это линия с самыми длинными перегонами (длина перегона между Площадью Александра Невского и Елизаровской составляет 4.7 километра, долгое время он считался самым длинным
перегоном в России).
Долгое время Невско-Василеостровскую линию не планировалось продлевать по причине ограниченной провозной способности и малого числа потенциально пересадочных
станций в центре города. Однако в 2010-е годы планы изменились и было начато строительство продолжения линии в Приморский район (вместо Лахтинско-Правобережной
линии, строительство центрального участка которой невообразимо затянулось); открытие новых станций было приурочено к чемпионату мира по футболу в мае 2018 года.
Невско-Василеостровская — наименее красивая линия Петербургского метро. Шесть станций этой линии — “горизонтальные лифты”, отличающиеся лишь углом
наклона стен и обрамлением дверей; на их фоне выделяется только Маяковская
благодаря ярко-красным стенам, и некоторое разнообразие вносят самые новые станции.
Цвет Невско-Василеостровской линии — зелёный.
Количество фотографий в разделе: 280.
Депо и подвижной состав
На линии используются вагоны типов 81-717/714 и 81-540.1/541.1(81-540.9/81-541.9), так называемые «номерные».
С момента пуска первой очереди и до 1970 года линию обслуживали пятивагонные составы, с 1970 года и по настоящее время на линии работают шестивагонные составы. Дальнейшее удлинение составов невозможно как из-за длины станционных платформ, так и из-за наличия на линии четырёх станций закрытого типа, так называемый «горизонтальный лифт».
С 1972 года линию обслуживало электродепо ТЧ-3 «Московское». С 1 августа 2013 года обслуживание линии было передано в ТЧ-6 «Выборгское», которое раньше обслуживало пятую линию.
Первая линия, которая соединяла Московский район Ленинграда с центром появилась в 1933-ем году. На первой линии планировалось строительство вилки от станции «Балканский переулок» до «Электросилы» с промежуточной «Московским воротами».
Также планировалась линия от «Невского проспекта» до «Балтийской», которая на половину дублировала участок нынешней Московско-Петроградской.
Строительство и открытие.
Строительство второй линии Петербургского метрополитена началось через три года после открытия движения. Строительство началось уже после выхода постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», из-за чего первый участок линии отличался от первого участка Кировско-Выборгской линии своей минималистичностью.
Линия открылась 29-го апреля 1961-го года в составе участка » — » с тремя промежуточными станциями:
На станции «Технологический институт» появилась кросс-платформенная пересадка, ставшая первой таковой в СССР и единственной в городе на Неве. Станция «» стала первой станцией закрытого типа (т.н «горизонтальный лифт») в мире.
Через 2 года после открытия, линия была продлена на север, прошла под рекой Невой (недалеко от Большой Невки) и Кронверкским проливом до станции «» с тремя промежуточными станциями:
После открытия этого участка Метрополитен стал обслуживать Петроградскую сторону города и во второй раз пересек реку Неву (первый раз — участок » — «).
В 1969-ом году линия была продлена на юг на одну станцию — «». Строительство участка велось 6 лет из-за обнаружения залежей песчаника из-за чего проходка велась ручным способом. В 1972-ом году линия стала обслуживаться открывшимся электродепо .
Через почти две недели (13 дней) после открытия ССВ в депо от «», на этом участке было открыто еще две станции — «» и «». Последняя стала конечной линии и является ею до сих пор. На станции «Купчино» появилась первая и до 1982-ого года — единственная пересадка с Московско-Петроградской линии на станцию железной дороги.
В 1988-ом году линию продлили еще раз на север, линия вышла на Проспект Энгельса, на котором расположилась станция «» и достигла Проспекта Просвещения, где расположилась .
Развитие линии в Российской Федерации.
Из-за того, что строительство линии началось после выхода постановления «о устранении излишеств в проектировании и строительстве» вся линия не имела никаких красот, какие имела первая очередь Кировско-Выборгской линии. На некоторых станциях линии стены оштукатурены на всю высоту (Невский Проспект, частично Электросила), либо выложены керамической плиткой (Сенная Площадь, Петроградская), для других станций использовались крупные плоские панели из мрамора.
На станциях первой очереди не использовались люстры, вместо них были люминесцентные лампы без плафонов, либо закарнизное освещение.
Кроме устранения излишеств, экономия средств на и без того дорогое строительство (за счет глубины заложения) выражалась и в других особенностях: Все станции линии, кроме «Технологического Института» (из-за Кировско-Выборгской) способны принимать максимум шестивагонные составы (Кировско-Выборгская линия способна принимать восьмивагонные составы с заходом одной двери в тоннель).
На линии расположено 7 пилонных станций подряд, многие из которых имеют короткий центральный зал, 4 станции были построены с типовыми наземными вестибюлями «ротондами».
В рамках строительства 2 очереди 2 линии предполагалось построить станцию под Марсовым полем, однако из-за обнаруженного плывуна от станции пришлось отказаться.
9 октября 1965 года начаты испытания системы автоматического управления поездами, предусматривающей ведение без помощи машиниста. Однако систему не удалось довести до состояния, позволяющего водить поезда без машиниста.
При строительстве перегона от станции «Парк Победы» до станции «Московская» были обнаружены залежи песчаника, из-за чего щитовая проходка была невозможна — производилась ручная проходка отбойными молотками, а также буровзрывной метод проходки.
С 80-х годов на линии было также построено 4 станции односводчатого типа и одна колонная (Проспект Просвещения), имеющие более богатое оформление. Конечные станции — Купчино и Парнас, построены соответственно в 1972 и 2006 годах, и являются крытыми наземными станциями перед въездом в де
по (соответственно ТЧ-3, построенного в 1972 году и ТЧ-6 в 2000).
В 1993 году в тоннеле у станции «Пионерская» мотовоз переехал находившихся там рабочих, которые от полученных травм позже скончались.
Авария на эскалаторе станции «Невский проспект»
11 ноября 1993 года в 16:35 в зубья одного из работавших на спуск эскалаторов попало колесо хозяйственной сумки-тележки одного из пассажиров. Дежурная по станции отключила эскалатор, толпа пассажиров двинулась вниз пешком, несмотря на указания дежурного. В результате 15 человек, находившиеся в нижней части машины, оказались под давлением толпы, спасти жизнь одного из них не удалось.
Обрушение бетонного козырька вестибюля станции «Сенная площадь»
10 июня 1999 года в 19:45 пятиметровый бетонный козырёк наземного павильона, площадью около 50 квадратных метров, обрушился на людей. Авария унесла 7 жизней. Трое женщин и двое мужчин погибли на месте, ещё двое раненых — мужчина и женщина — скончались в больнице на следующий день. Причина — ошибки при проектировании вестибюля.
Взрыв на перегоне «Сенная площадь» — «Технологический институт»
3 апреля 2017 года в 14:40 на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошёл взрыв. Погибло 15 человек, 87 получили ранения.
Согласно планам по развитию метрополитена до 2048 года, никаких работ по продлению линии не предполагается. Однако есть ряд перспективных проектов, предусматривающих различные направления строительства:
Тем не менее, на данный момент эти проекты всерьёз не рассматриваются.
В 1970-х годах планировалось построить ответвление от станции «Петроградская» на Крестовский остров.
С 25 мая до 2 июня 2009 года станции на второй линии объявлялись голосом певца Александра Розенбаума
Линия обслуживается составами типа 81-717/714. До 1998-го года на линии работали составы Типа ЕМ.
Планируется что с 2019-го года на линию придут составы 81-556/557/558 «НеВа»
Кол-во Вагонов в составе
С момента пуска первой очереди и до 1970 года линию обслуживали пятивагонные составы, далее — шестивагонные. Дальнейшее удлинение составов невозможно, так как проектная длина платформ на всех станциях и канав в депо, а также количество дверей на станциях закрытого типа изначально рассчитывалась только на шесть вагонов
Московско-Петроградская линия протяжённостью в 30,1 километров (что делает ее самой длинной линией в петербургском метро) и с 18 станциями. Это вторая линия по счёту и самая густонаселенная: нежилых станций всего три.