Население Северной Пальмиры растет, весьма стремительно. Проблема перегрузки как в наземном, так и в подземном транспорте обостряется ежегодно. Многие работают на другом конце города. Метро для них – наиболее быстрый и удобный способ передвижения.
Однако на платформах нередки несчастные случая. Что неудивительно, ведь они переполнены куда-то спешащими людьми. Поэтому расширение метрополитена становится необходимостью, предназначенной для создания комфортных условий не только жителям города, но и гостям.
На самом деле сеть подземных тоннелей расширяется еще с момента введения в эксплуатацию – с 1955 года. В 2023 карта метро СПб тоже будет чуть скорректирована.
Основной источник официальной информации — Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Проектирование и строительство метрополитена в Санкт‑Петербурге осуществляется согласно следующих документов:
Можно выделить три основных направления развития скоростного транспорта Северной Столицы:
11 августа 2023 16:56
Для горожан заработают три новых станции
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил, что реализация нескольких новых станций петербургского метро запланирована на 2024-2025 год. Об этом чиновник рассказал в интервью «Интерфаксу».
— Благодаря средствам инфраструктурного бюджетного кредита (ИБК), в Санкт-Петербурге будут построены участки Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до «Путиловской», и Лахтинско-Правобережной линии от станции «Спасская» до станции «Морской фасад». Их реализация запланирована на 2024-2025 годы, — заявил Хуснуллин, отметив, что проекты подразумевают строительство самих станций, их вестибюлей и административных зданий.
В «Метрострое Северной Столицы», в свою очередь, пояснили: о переносе сроков финала строительства на 2025-й год речи не идет. Вице-премьер говорил только о сроках финансирования работ средствами ИБК. Под реализацией станций подразумевается не только само строительство, но и финансовая сторона процесса. На развитие двух линий выделяли 8 млрд рублей в рамках упомянутого кредита.
— Речь идет о вариантах использования инфраструктурных кредитов и сроках финансирования и выплат. Производственная программа, при этом, рассчитана до 2024 года, — прокомментировали Spb.kp.ru в пресс-службе компании. — По текущим объектам Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линии срок окончания строительства в 2024 году остается неизменным. Использование инфраструктурных кредитов рассматривается в рамках реализации всей программы развития метрополитена в Петербурге до 2032 года, а не только указанных участков.
В компании заметили, что «МССС» работает в рамках контрактов, заключенных со Смольным. Так что обещанные подземные новинки ждем в срок.
Аналогичное подтверждение Spb.kp.ru получила и во время похода на строящуюся станцию «Горный институт». Тогда и исполнительный директор «МССС» Дмитрий Васильев, и зампредседателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Максим Кузнецов заявили, что все эти станции откроются в 2024 году. Насчет «Горного института» Кузнецов даже подчеркнул, что власти стремятся запустить станцию не в ноябре-декабре, а чуть раньше.
Напомним, что «Казаковская» (она же «Юго-Западная») и «Путиловская» — это станции новой коричневой ветки метро. « Путиловская» увяжется с «Кировским заводом» пересадочным узлом и, соответственно, появится по соседству, а «Казаковская» станет конечной точкой коричневой линии на юге города. Она расположится на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова.
На участке от «Спасской» до «Морского фасада» строятся «Горный институт» и «Театральная». Первая станция поселилась на углу Большого проспекта Васильевского острова и Косой линии, вторая строится рядом с Мариинским театром, но пока не определилась с точками для вестибюлей. « Театральная» станет единственной из четырех новых станций, которая не откроется для пассажиров в 2024 году — поезда будут проезжать мимо нее. Ее открытие намечено на конец 2026 года.
Вскрылись новые дефекты: Как проходил ремонт на закрытой «Пионерской»
Станцию «Пионерская» впервые оборудовали пандусами (подробнее)
04.08.2023 Как сообщает пресс-служба Смольного, о запланированном ускорении строительства новых станций метро Санкт-Петербурга, рассказал председатель КРТИ Андрей Левакин, ссылаясь на обновленную схему развития метрополитена. Как и предполагалось, в 2024 году откроются уже строящиеся «Путиловская», «Юго-Западная» («Казаковская») и «Горный институт». В 2026-м — «Богатырский проспект», «Планерная» и «Театральная», а также депо «Красносельское». В 2028 году фиолетовая линия дотянется до станции «Шуваловский проспект», где пересечется с зеленой. В 2029 году запланировано открытие четырех станций Красносельско-Калининской линии: «Каретная», «Броневая», «Заставская» и «Боровая». Тогда же должна запуститься станция «Кудрово». На 2030 намечен ввод в эксплуатацию девяти станций: «Гавань», «Морской Фасад», «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая поляна». После этого в Петербурге будет работать 93 станции, уточняет «Фонтанка».
Что касается столицы, то как сообщает официальный портал Мэра и Правительства Москвы, во-превых, в 2023 году карту московского метрополитена дополнят станции «Мамыри», «Славянский мир», «Бачуринское», «Коммунарка», «Новомосковская», «Пыхтино», «Внуково». А в начале апреля мэром Москвы Сергеем Собяниным были открыты еще две станции Большой кольцевой линии — «Народное Ополчение» и «Мневники». По словам столичного градоначальника Сергея Собянина, ими ежедневно будут пользоваться около 40 тысяч пассажиров, а в перспективе — 90 тысяч. Московский метрополитен в настоящее время состоит из 236 станций и еще 5 временно закрытых, что делает его первым в Европе по длине эксплуатируемых линий. Работы по строительству станций «Физтех», «Лианозово» и «Улица 800-летия Москвы» завершатся к 2023 году, а сам запуск запланирован на вторую половину 2023 года. К этому же времени должен быть готов участок Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внукова. Линию построят полностью закрытым способом: станции «Физтех», «Лианозово» и «Улица 800-летия Москвы» будут находиться под землей.
По словам заммэра, самыми сложными этапами строительства станут проходка тоннелей под Московской кольцевой автомобильной дорогой, перекладка коммуникаций и интеграция с железной дорогой. « Пока мы не рассматриваем продление этой линии за границы города Москвы на север, но такую техническую возможность оставим. То есть мы, видимо, возведем конструкции таким способом, чтобы, если будет принято такое решение в более поздний период, можно было продлить линию дальше», — сказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро улучшит транспортное обслуживание сразу четырех районов — Дмитровского, Восточного Дегунина, Лианозова и Северного. Жители смогут экономить на поездках до 20 минут в день. Открытие новых станций снизит нагрузку на конечные станции Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линий метрополитена, а также позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе и местной дорогам.
07.08.2023 Как сообщает пресс-служба Смольного, о запланированном ускорении строительства новых станций метро Санкт-Петербурга, рассказал председатель КРТИ Андрей Левакин, ссылаясь на обновленную схему развития метрополитена. Как и предполагалось, в 2024 году откроются уже строящиеся «Путиловская», «Юго-Западная» («Казаковская») и «Горный институт». В 2026-м — «Богатырский проспект», «Планерная» и «Театральная», а также депо «Красносельское». В 2028 году фиолетовая линия дотянется до станции «Шуваловский проспект», где пересечется с зеленой. В 2029 году запланировано открытие четырех станций Красносельско-Калининской линии: «Каретная», «Броневая», «Заставская» и «Боровая». Тогда же должна запуститься станция «Кудрово». На 2030 намечен ввод в эксплуатацию девяти станций: «Гавань», «Морской Фасад», «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая поляна». После этого в Петербурге будет работать 93 станции, уточняет «Фонтанка».
06.08.2022 Как сообщает пресс-служба Смольного, о запланированном ускорении строительства новых станций метро Санкт-Петербурга, рассказал председатель КРТИ Андрей Левакин, ссылаясь на обновленную схему развития метрополитена. Как и предполагалось, в 2024 году откроются уже строящиеся «Путиловская», «Юго-Западная» («Казаковская») и «Горный институт». В 2026-м — «Богатырский проспект», «Планерная» и «Театральная», а также депо «Красносельское». В 2028 году фиолетовая линия дотянется до станции «Шуваловский проспект», где пересечется с зеленой. В 2029 году запланировано открытие четырех станций Красносельско-Калининской линии: «Каретная», «Броневая», «Заставская» и «Боровая». Тогда же должна запуститься станция «Кудрово». На 2030 намечен ввод в эксплуатацию девяти станций: «Гавань», «Морской Фасад», «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая поляна». После этого в Петербурге будет работать 93 станции, уточняет «Фонтанка».
Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что продление двух линий петербургского метро запланировано в 2024–2025 годах (а не в 2024-м). Люди, близкие к процессу, не удивились бы, но перед выборами никто ничего официально двигать пока не решается.
Реплика Хуснуллина прозвучала во время интервью «Интерфаксу», опубликованного 11 августа. Говорили об инфраструктурных льготных кредитах (ИБК) под 3 % годовых, которые федеральный центр раздает регионам на конкретные важные проекты и часть которых перепала Петербургу. « Благодаря средствам ИБК, в Санкт-Петербурге будут построены участки Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до «Путиловской», и Лахтинско-Правобережной линии от станции «Спасская» до станции «Морской фасад». Проекты предусматривают возведение станции, вестибюлей и административного здания станции. Их реализация запланирована на 2024–2025 годы»», — заявил вице-премьер.
Петербург несколько раз подавался на инфраструктурные кредиты. В первичной заявке было проектов аж на 200 млрд, но в итоге в первую порцию включили развязки ЗСД и приобретение трамваев, всего 24,2 млрд рублей. Соглашение с Минфином подписали уже в 2022 году, к тому времени в Москву ушла вторая заявка на 27,5 млрд: строительство метро, покупка электробусов и газомоторных автобусов. Зима и весна внесли свои коррективы, так что эти запросы удовлетворять никто не стал, а Смольный еще раз запросил более реальное и конкретное: 8 млрд на строительство коричневой линии от «Казаковской» до «Путиловской» (6,3 млрд) и оранжевой от «Спасской» до «Горного института» (1,7 млрд). Правительственная комиссия одобрила.
Появление в этой речи станции «Морской фасад» не должно смущать: продолжение Лахтинско-Правобережной линии даже в титуле контракта берется от «Спасской» до «Морского фасада» (то есть включая, помимо них, «Театральную», «Горный институт» и «Гавань»), но всегда уточняется, что это первый пусковой комплекс именно от «Спасской» до «Горного института». Да и кредиты выдавали только на этот отрезок, Смольный недвусмысленно об этом сообщал. Что касается «Гавани» и «Морского фасада», то на их проектирование даже пока нет соглашения.
Новость в том, что объекты, о которых говорит Хуснуллин, строятся много лет, сроки их сдачи неоднократно и радикально переносились, а за время работ сменился даже генподрядчик — вместо обанкротившегося «Метростроя» участки взял «Метрострой Северной столицы» (МССС). Последняя и железобетонная дата — 2024 год, ее неоднократно называл губернатор, в том числе — на встрече с президентом. По сути, это единственная стройка, которую ведет МССС: зеленую линию еще толком не потянули к «Каменке», а все остальное — это реконструкция «Чернышевской» или приведение в порядок последних станций Невско-Василеостровской линии и Фрунзенского радиуса. Между тем, у Хуснуллина прозвучали 2024–2025 годы.
В «Метрострое Северной столицы», не комментируя конкретные слова вице-премьера, отметили, что компания «работает в рамках заключённых с правительством Санкт-Петербурга контрактов». « По текущим объектам Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линии срок окончания строительства в 2024 году остаётся неизменным. Использование инфраструктурных кредитов рассматривается в рамках реализации всей программы развития метрополитена в Петербурге до 2032 года, а не только указанных участков», — говорят там.
Если бы город и МССС уже заключили допсоглашение об очередном переносе сроков, широкая публика и не узнала бы об этом — так работает контракт с единственным поставщиком. Но собеседники «Фонтанки», близкие к процессу, подтверждают: этого допсоглашения нет, а во всех производственных планах действительно все еще значится 2024-й. Ни один из них не поручится своей карьерой, что эти сроки будут выдержаны, но пока официально никто ничего не объявлял. Одна из причин, как они признаются, — электоральная насыщенность 2024 года, в который пройдут выборы и губернатора, и президента. Насколько можно судить, именно уложиться по ранее данным обещаниям — это главный приоритет Смольного: о том, что отставание необходимо компенсировать под личную ответственность гендиректора МССС, писал губернатору комитет по развитию транспортной инфраструктуры, а бюджетные деньги по максимуму перераспределяют на уже строящиеся станции.
В логике собирания позитива для избирателей важно правильно выбрать время для неприятных новостей, если сроки все же пойдут под откос. Президентские выборы запланированы на март, губернаторские — на осень. Можно вспомнить, что Беглову, в общем, не привыкать к неурядицам с метро посреди кампании: в 2019 году одним из главных достижений к выборам должно было стать открытие трех станций и одного депо Фрунзенского радиуса. В итоге в назначенный день ленточку решили не перерезать, поставив соображения безопасности выше электоральных, и станции открыли со второго раза уже после голосования.
Откуда все же взялся 2025 год — сложно сказать наверняка, но можно предположить. Речь, судя по всему, именно о выдаче 8-миллиардного инфраструктурного кредита под стройку, за которую расплачиваться придется и после ввода станции. Говорят-то о нем давно, больше года, но деньги никуда пока не дошли. По данным «Фонтанки», соглашение могли под камеры подписать на ПМЭФ, но этого не случилось. Комитет финансов на запрос «Фонтанки» подтвердил, что в 2023 году кредит предоставляли именно на Витебскую и Шкиперскую развязки ЗСД и трамваи, то есть только по первой заявке города. Что касается метро, то этот кредит никто не похоронил: по данным комитета, планы не изменились и он — внимание — «планируется к выдаче в 2024 и 2025 годах».
Заходим в адресную инвестиционную программу Санкт-Петербурга и видим следующее: на оранжевую линию метро есть отдельная строчка в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга», в ней на 2024 год заложено 1 млрд 746 млн 318 тыс. рублей — это до рубля повторяет сумму ИБК на этот участок. А вот на коричневую линию деньги по аналогичной строчке заложены и на 2024, и на 2025 годы: 4,5 млрд и 1 млрд 764 млн 949 тысяч — это в сумме ровно дает выделенный на объект инфраструктурный кредит.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
Предложения профильных комитетов Смольного по новому Генплану проливают свет на их стратегию по реконструкции и строительству станций метро. До 2030 года должны закрыться два десятка вестибюлей.
Протоколы заседания комиссии по подготовке изменений в Генплан опубликованы КГА, они касаются разных видов объектов. Отдельный посвящен предложениям КРТИ, комтранса и «Петербургского метрополитена» по подземке.
Речь идет о предложениях, которые чиновники добавляют к первому проекту Генплана. Насколько можно судить, у города много идей по реконструкции вестибюлей метро в так называемую «первую очередь» Генплана — то есть до 2030 года. Все заявки «Петербургского метрополитена» упаковать туда конкретные станции учтены комиссией. Это станции «Политехническая», «Фрунзенская», «Парк Победы», «Технологический институт», «Электросила», «Чернышевская» (уже в реконструкции. — Прим.ред.), «Площадь Восстания-1», «Площадь Восстания-2», «Площадь Ленина-1», «Площадь Ленина-2», «Кировский завод», «Нарвская», «Московские ворота», «Балтийская», «Шушары» (что характерно, в числе самых молодых станций в городе, ей нет и 4 лет), «Гражданский проспект», «Петроградская», «Автово», «Площадь Александра Невского-2». Кроме того, в первую очередь Генплана включат также реконструкцию трех депо — «Невское», «Южное» и «Автово».
Практика показывает, что если начинают именно реконструкцию, а не частичный ремонт, то вестибюль всегда закрывается на время работ. О том, что ряд станций из перечисленных ждет перестройка, уже было известно. Не считая закрытой на полтора года «Чернышевской», это южный участок синей линии метро. Глава метрополитена Евгений Козин говорил, что «Фрунзенскую» предполагают закрыть в конце 2023 года до 2025-го, но сроки могут и сдвинуть. Речь идет о строительстве на месте нынешнего приземистого вестибюля многоэтажного единого диспетчерского центра подземки: «паука» здесь отменили, но архитектура все равно осталась противоречивой.
В 2024 и 2027 годах должна бы настать очередь ее ровесников и товарищей по типовому проекту — «Парка Победы» и «Электросилы», их тоже будет не узнать после реконструкции. « Удельной» и «Озеркам» прочили капремонт, но тоже с полным закрытием (в 2024–2025 и 2025–2026 соответственно).
«Технологический институт-2» и выход с «Площади Ленина» на Боткинскую вписывали на 2026 и 2027 годы. Кроме того, «Фонтанка» рассказывала о письме метрополитена, где говорилось, что по-хорошему в 2026–2030 годах необходимо поочередно реконструировать оба вестибюля «Площади Восстания», начиная со второго.
Иногда они закрываются. Как станции метро уводят на ремонт и что делать пассажирам
В проект Генплана не только «забыли» включить станции метро, но и вписали лишние. В частности, согласно первой версии документа, на реконструкцию должны уйти «Приморская», «Проспект Большевиков», «Проспект Просвещения» и «Пионерская» (которая, кажется, выбрала кредит закрытий на много лет вперед). Всех их записали в так называемый «расчетный» период», то есть 2031–2040 гг., но, судя по тому, что указано в протоколе, в этом интервале собирались только начать, а работы провести в 2039–2048. Это уже неважно: комтранс и метрополитен сообщили комиссии, что произошла ошибка: «Реконструкция указанных станций в настоящее время не запланирована».
Это болезненный вопрос, и сарказм читателей «Фонтанка» предвидит: поменять даты на бумаге проще, чем открыть хотя бы одну станцию за 4 года. Тем не менее Генплан не просто бумага, это обоснование для всей стройки на ближайшие десятилетия.
«Фонтанка» неоднократно рассказывала о графике, который для Смольного разработал ЛМГТ и в котором учтены все новые линии и станции. Впоследствии его чуть поменяли, и теперь в 2024–2030 годах хотят построить аж 21 станцию (раньше меньше, но открытия 2032-го переписали на 2 года поближе и тем самым добились «бумажного» ускорения). Сейчас схема выглядит так.
В проекте Генплана есть разбивка по линиям, а также конкретным станциям и вестибюлям. Надо помнить: кое-что комитеты просят изменить, об этом ниже. Чтобы понимать разбивку: «первая очередь» — это до 2030 года, «расчетный период» — это 2031–2040, «прогнозируемый период» — до 2050 года.
Как легко заметить, в первой очереди, то есть до 2030 года, не так много: оранжевая линия от «Горного института» до «Морского фасада», коричневая от «Путиловской» до «Каретной» (это отдельная музыкальная история), она же от «Казаковской» до «Сосновой Поляны» (интересные новости по ней — здесь), депо «Красносельское» и «Правобережное», станция «Кудрово» (хотя перегон к ней указан только до границы с областью, это же городской Генплан), зеленая линия до «Каменки» (здесь хотя бы уже раскочегарили проходческий щит) и фиолетовая до пересадочного с ней «Шуваловского проспекта». Ну и конечно, первый выход с «Театральной». Почему-то нет самих строящихся станций «Горный институт», «Казаковская» и «Путиловская», но их, судя по замечаниям метрополитена, ошибочно указали как уже существующие. То ли поторопились, то ли собираются без спешки принимать Генплан, станции-то должны открыть уже в 2024-м.
Однако каким-то чудом в ближайшие планы пробралась еще и северная дуга по-своему легендарной кольцевой линии (два перегона от «Лесной-2» до «Горного института» и от «Горного института» до «Ладожской-2»). В период до 2030-го вписали «Петроградскую-2», «Василеостровскую-2», «Кантемировскую», вторые вестибюли «Комендантского проспекта», «Сосновой Поляны», «Казаковской», «Броневой-1», «Приморской», «Боровой». И еще почему-то — продолжение красной линии за «Проспект Ветеранов» через «Александрино» до «Проспекта Маршала Жукова». Плюс депо «Арсенальное». Комитеты оптимизма разработчиков не оценили: в протоколе комиссии они просят все это убрать подальше, в основном — на расчетный период до 2040 года, но кое-что — и вообще за горизонт.
Остальные «переносы» — из того далекого будущего, где все теряется в тумане согласований и проектов. К примеру, станцию «Улица Коммуны» записали в четвертую декаду столетия, а надо в пятую. К ГА просит к середине века «предусмотреть альтернативный вариант трассировки продолжения Кировско-Выборгской линии метрополитена в Пушкинский район для улучшения транспортного обеспечения города-спутника Южный». И так далее. Наверное, это тоже важно, все предложения — в файле ниже.
Напоследок — немного актуального. Это предложение внесли под сотню физлиц, и примерно можно предположить, где они живут. Звучит оно очень вежливо: «Изыскать техническую возможность, детально проработать этот вопрос и определить конкретную территорию в Генплане под размещение станции метро в жилой зоне поселка Шушары». В какой транспортной реальности живет этот поселок, «Фонтанка» рассказывала неоднократно, а запланированный на конец июля саммит «Россия — Африка» так и вовсе сделал его похожим на Кронштадт до строительства дамбы. Комиссия решение по этому запросу отложила.
9 августа 2022 19:50
До 2030 года власти Петербурга пообещали построить 21 станцию метро
Обновленный проект Генплана Петербурга сильно впечатлил горожан — проект пообещал строительство аж 89 станций и дополнительных вестибюлей метрополитена до 2050 года!
«Проект предусматривает усовершенствование работы метрополитена — увеличение протяженности линий на 139 километров. Будет открыто 89 новых станций метро, из них 31 станция запланирована на первую очередь», — заявил губернатор Александр Беглов в соцсетях.
Еще 62 объекта (и станции, и вторые вестибюли, и депо) построят в городе до 2040 года, еще 18 — до 2050 года.
Карты проекта Генплана так и пестрят значками новых станций: они появятся и в Юнтолово, и в Парголово, и в Буграх, и в Стрельне. Дойдет подземка до аэропорта Пулково, в Янино, Ручьи и на площадь Калинина — всего не перечислить! Видна на карте и долгожданная кольцевая линия, куда войдут вторые вестибюли «Лесной», «Петроградской», «Нарвской» и «Международной», новенькие станции «Фарфоровская», «Дальневосточный проспект», «Арсенальная».
От отраслевой схемы развития метрополитена, менявшейся в последний раз в 2019 году, карта Генплана отличается совсем немного. Как уточнили «Комсомолке в Петербурге» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), схему метро немного модернизировали в соответствии со свежим Генпланом — уточнили названия некоторых станций, их полный список и местоположение. Поэтому обновленный перечень стал обширнее — часть станций обзавелась вторыми вестибюлями.
Дотошные петербуржцы могут заметить, что на опубликованной карте Генплана отсутствуют «Стрельна», «Константиновская», «Пулково», «Янино», «Сосновка» и еще несколько станций вдали от города. Это не значит, что власти отказались от их строительства.
— В утвержденную часть проекта Генерального плана попали объекты, запланированные к реализации в расчётный срок (до 2040 года). Объекты, запланированные к строительству в прогнозируемый период (до 2050 года), учтены в материалах к обоснованию проекта Генерального плана, — рассказали в комитете.
И ЦЕЛОГО ВЕКА МАЛО
— Петербургу потребовалось около 70 лет для строительства 72 станций. Так что для 89 станций запасаемся терпением и ждем без малого век: Петербург, в отличие от Москвы, где сейчас метростроительный бум, работает по советским темпам, — комментирует инженер, исследователь метрополитена Дмитрий Графов. — Но это неплохо — стройка идет активно, через полтора года мы увидим три новые станции. И уровень технологий сейчас отличается, и техника.
Как отметил эксперт, надежда, что в ближайшие годы строительство подземки в городе на Неве действительно ускорится, есть. Правда, с одним условием: если финансирование будет в пределах хотя бы 50 млрд рублей в год.
— Где-то на периферии можно строить вылетные линии на поверхности или эстакадах — это позволит серьезно снизить стоимость работ и возводить станции пачками, как в Ташкенте, — рассуждает Графов. — В ближайшие 10 лет мы получим около 14 станций. Значит, за 30 лет построим примерно 45 новых.
По мнению инженера, городское метро развито не полностью и отстает на несколько десятков лет. В Петербурге много локаций, где, как говорит Графов, станции были нужны уже вчера: это и Сосновая поляна, и Ржевка, и Большая и Малая Охта, и Кудрово, и Морской фасад, и район за Комендантским проспектом.
Реальные планы у самого КРТИ большие — до 2030 года власти намерены построить 21 станцию метро, рассказали они «Комсомолке». А вот получится ли действительно возвести все 89 станций за 30 с хвостиком лет, все-таки вопрос риторический. Главное — тщательное планирование.
— Обеспечение проектного задела позволит развивать метрополитен в Санкт-Петербурге плановым порядком, то есть правильно и своевременно планировать финансовое обеспечение строительства, земляные и энергетические ресурсы, обеспечить выполнение целевых показателей и индикаторов государственной программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и последующие плановые периоды в части обеспечения жителей Санкт-Петербурга доступным внеуличным транспортом, — объяснили в КРТИ.
КАК ИЗМЕНЯТСЯ ЛИНИИ
Услышать десятки новых названий, конечно, интересно. Но гораздо любопытнее прикинуть, с какими уже существующими станциями будут соседствовать эти названия. Расскажем обо всех ветках по порядку.
Кировско-Выборгская, 1 линия (красная ветка):
На севере ее конечной останется «Девяткино», а вот на юге грядет двойное изменение. После «Проспекта Ветеранов», согласно плану, построят небольшое разветвление: в одну сторону пойдут «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова», а в другую – «Ульянка» и «Пулково».
Невско-Василеостровская, 3 линия (зеленая ветка):
На юге конечную позицию так и будет занимать «Рыбацкое», а на севере, после «Беговой», планируется возвести сразу шесть станций. Друг за другом пойдут «Туристская», «Планерная», «Парашютная», «Академгородок», «Парголово» и «Осиновая роща».
Лахтинско-Правобережная, 4 линия (оранжевая ветка):
Вслед за «Улицей Дыбенко» линии подстроят только «Кудрово», а с другой стороны ветка обещает крупно разрастись. По соседству со Спасской появится долгожданная «Театральная», а вслед за ней – «Горный институт», «Гавань», «Морской фасад», «Новокрестовская-2», «Лахта», «Конная Лахта» и «Юнтолово».
Фрунзенско-Приморская, 5 линия (фиолетовая ветка):
Обновление этой ветки ожидаем на севере. После «Комендантского проспекта» планируется построить «Шуваловский проспект», который будет объединяться в пересадочный узел с упомянутой «Планерной» с зеленой ветки. Далее возведут загадочную «Магистраль №31», «Каменку» и «Коломяжскую».
Красносельско-Калининская, 6 линия (коричневая ветка):
Новая часть схемы метро в далеком будущем будет состоять аж из 18 станций. Верхней конечной станут «Ручьи», вслед за ними пойдут «Пискаревка», «Бестужевская», «Полюстровский проспект-1», «Смольный», «Суворовская-1», «Знаменская» (узел с линиями 1 и 3), «Лиговский-2» (узел с 4 линией), «Каретная» (узел с 5 линией), «Заставская» (узел с 2 линией), «Броневая-1», «Путиловская» (узел с 1 линией), «Юго-Западная», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе».
А дальше – такая же «рогатка», как на красной ветке: в одну сторону пойдут «Константиновская» и «Стрельна», в другую – «Сосновая поляна».
Кольцевая, 7 линия:
Самую удобную ветку Петербург увидит еще очень нескоро, но даже ее предварительный план выглядит впечатляюще. Начнем отсчет с «Василеостровской-2». На север от нее потянутся «Спортивная-2», «Петроградская-2», «Кантемировская», «Лесная-2», «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект-2», «Большеохтинская-1», «Ладожская-2», «Дальневосточный проспект», «Елизаровская-2».
На «Фарфоровской» сделаем паузу. Ух! Вот это у города планы! Представляете, сколько новых названий и узлов придется запоминать? Возможно, не нам, но нашим детям и внукам. Но давайте продолжим. Далее по кольцу пойдут «Международная-2», «Витебский проспект», «Парк Победы-2», «Броневая», «Нарвская-2», «Двинская-2» и «Большой проспект», который свяжется с «Горным институтом».
Несложно догадаться, на каких станциях кольцевая будет пересекаться с другими ветками.
Адмиралтейско-Охтинская, 8 линия:
Самые далекие планы у Петербурга на ветку, для которой пока даже не выбрали официальную раскраску. Начнется она на «Двинской-1», а продолжится «Площадью Репина», «Адмиралтейской-3», «Михайловской», «Чернышевской-2», «Суворовской-2», «Большеохтинской-2». После них пойдут «Проспект Энергетиков», «Индустриальный проспект», «Улица Коммуны» и «Янино».
- Новые станции и линии метро в Санкт-Петербурге в 2023 году
- “Путиловская”
- “Юго-Западная”
- “Горный институт”
- Новые линии 6 и 7
- Из госпрограммы Петербурга пропали несколько новых станций метро. Смольный уверяет, что дело в горизонте планирования
- План развития метро СПб
- Приморский район
- Красносельский район
- Василеостровский район
- Адмиралтейский район
- Красносельско-Калининская линия
- Всеволожский район
- Кольцевая линия
- Как будет выглядеть схема метро СПб в 2023 году
- Продление действующих линий метро
Новые станции и линии метро в Санкт-Петербурге в 2023 году
Таким образом, Государственная программа предполагает глобальное расширение метрополитена за счет открытия в метро Санкт-Петербурга новых станций и платформ. Причем перемены грядут не только в центре или на знакомых ветках, но и в отдаленных участках:
Они пока не проработаны и уж тем более не утверждены документально. На схеме путевого развития они обозначены набросками. Однако наивно рассчитывать, что все произойдет в одночасье. Планы по разгрузке растянуты на перспективу. В году Кролика петербуржцы смогут посетить и воспользоваться по назначению только:
“Путиловская”
Название связано с изначальным наименованием Кировского завода. Коренные жители знают, что до 1922 года он именовался Путиловским. Согласно заявленным планам, она позволит делать пересадку. Но примечательна будет совсем другим. Дело в том, что она станет первой в Северной столице, оснащенной двумя каскадами эскалаторов. Ее вестибюль, согласно проекту, выходит на улицу Васи Алексеева, между проспектами Маршала Говорова и Стачек.
“Юго-Западная”
Она продлит Красно-Калининскую линию от центра на юго-восток. Работы над ней стартовали в 2013 году, открытие обещалось в 2022. Однако строительство было прервано из-за ЧМ 2018. Возобновилось все лишь в 2015 году, но потом снова застопорилось из-за пандемии, локдаунов и экономического спада.
В 2021 году анонсировался перенос торжественного открытия на 2024 год, но руководство проекта пообещало завершение в срок. Так, в 2023 году вестибюль откроет двери на пересечении проспекта имени Жукова и улицы имени Казакова, поэтому второе наименование – “Казаковская”.
“Горный институт”
Она завершит правобережную линию. Своим названием, утвержденным в 2014 году, обязана Горному институту. Однако выход будет в ином направлении. Расположение планируется на пересечении Большого пр. и 24-25 линий Васильевского острова. Что позволит пассажирам осуществлять переход на “Большой проспект-2”.
Новые линии 6 и 7
Линия 6 пересечет город с юго-запада на северо-восток, соединив Стрельну (в одном из вариантов строительства) с районом Ручьи. Основная часть строительства придется на период до 2027 года, на север ветка пойдет уже после 2030 года.
Линия 7 пересечет Санкт-Петербург с запада на восток — от Двинской до Янино, пройдя через самый центр.
Линия стоит в планах после 2030 года.
В Санкт-Петербурге после 2030 года появится аналог кольцевой линии московского метро.
Новая ветка соединит Василеостровский, Петроградский, Калининский, Красногвардейский, Фрунзенский, Московский и Кировский районы.
Из госпрограммы Петербурга пропали несколько новых станций метро. Смольный уверяет, что дело в горизонте планирования
В государственной программе Петербурга анонсированы лишь 4 новые станции метро до 2028 года включительно. Это не бьется с официальными планами чиновников.
Проект изменений в постановление правительства о государственной программе «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» опубликован накануне. Среди прочего в предложенном варианте документа говорится: «К 2028 году планируется увеличить эксплуатационную длину линий метрополитена до 133,6 км, ввести в действие четыре новые станции». При этом в действующей редакции программы с последними изменениями на конец ноября значится: «К 2027 году планируется увеличить эксплуатационную длину линий метрополитена до 138,8 км, ввести в действие шесть новых станций».
Напомним, в 2024 году Смольный обещал открыть три новые станции метро, которые строятся уже несколько лет: «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская» (пересадочная с «Кировским заводом») и «Горный институт» («Большой проспект»). « Театральная» будет работать на прогон, и выход для нее должен быть построен в 2026-м. Тогда же в соответствии с планом правительства достроят продолжение зеленой линии со станциями «Туристская» и «Планерная» (они же «Зоопарк» и «Каменка»), проходка начнется уже ближайшей весной. В 2028 году на фиолетовой линии хотят достроить «Шуваловский проспект» (пересадочная с «Планерной»). Таким образом, всего набирается 7 станций, не считая второго вестибюля «Балтийской».
«Фонтанка» обратилась в комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который курирует строительство метро в Петербурге. « В проекте госпрограммы отражена актуальная информация на сегодняшний день, — сообщили там. — Информация о сроках ввода объектов в эксплуатацию представлена в соответствии с доведенными лимитами финансирования по АИП 2023–2025, отрасль «Транспорт» (в ней учтены бюджетные обязательства на стройку метро. — Прим. ред.). В настоящее время с АО «Метрострой Северной столицы» заключены дополнительные соглашения к государственному контракту М-12 на строительство станций метро «Путиловская», «Юго-Западная», «Горный институт», «Театральная». Государственные программы Санкт-Петербурга разрабатываются на шесть лет. Ежегодно они корректируются, в том числе путем исключения уже реализованных мероприятий в прошедшем году и дополнением мероприятий шестого года».
Напомним, ранее губернатор пояснил, что до 2048 года в Петербурге появится 89 новых объектов метрополитена. В это число входят 57 новых станций, 29 новых вестибюлей и три вестибюля для существующих станций — «Василеостровская», «Балтийская», «Адмиралтейская». До 2030 года хотят построить 31 объект.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
План развития метро СПб
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Это второй по значимости город страны (после Москвы). Новые жилые комплексы “вырастают” здесь, практически как грибы после дождя. Расширяются также и промышленные районы города. Очень многие приезжают в Питер в погоне за лучшей жизнью. Его выбирают для обучения молодежь, а те, кто постарше, решают строить здесь карьеру.
Государственная программа от 2011 года предполагает увеличение протяженности метрополитена. Существует 2 основных документа, регламентирующих план развития метро Санкт-Петербурга:
Особенно любопытно то, что планируется добавление кольцевой линии в план метро Санкт-Петербурга. Ориентировочно выполнение работ займет пять лет: с 2023 по 2028 гг.
Приморский район
Этот район занимает первое место по количеству населения, что усложняет передвижение. К ЧМ мира 2018 года было завершено строительство двух станций “зеленой” ветки. Так посетители метрополитена могли рассмотреть вестибюли “Новокрестовской” и “Беговой”.
Согласно плану развития Петербургского метрополитена, с 2023 по 2025 год планируется расширение Невско-Василеостровской линии. Благодаря чему, в городе появится еще два вестибюля:
Что значительно облегчит жизнь жителей нескольких новостроек приморского района.
Красносельский район
Этот район стоит на шестом месте по количеству людей. Кроме того, Финский залив – одно из любимых мест петербуржцев и часто посещаемое туристами. Когда-то район очень любили застройщики, но сейчас он испытывает дефицит внимания с их стороны. Причина – полное отсутствие метро и постоянный перенос сроков строительства. Из-за чего Красносельский давно уже причислен к числу самых проблемных в плане доступности.
Его жилые комплексы находятся гораздо дальше “шаговой” доступности от платформ. Однако это не мешает людям заселяться в благоприятном месте. Что усиливает нагрузку на наземный транспорт.
В году Кролика ожидается открытие станции “Юго-Западная” (СПБ, угол проспекта М. Жукова и улицы М. Казакова). Однако граждане относятся к этому обещанию несколько скептически.
Василеостровский район
На настоящий момент на всей “Ваське” имеется лишь 2 вестибюля. На временной отрезок с 2023 по 2025 года прогнозируется запуск дополнительных выходов с:
В 2023 году в южной части Васильевского острова завершится строительство “Горного института”. Его построят на пересечении Большого проспекта и 24-25 линий Васильевского острова. Называться он будет в честь находящегося рядом одноименного учебного учреждения. Отчего “Спасская” перестанет быть последней в правобережной линии.
Адмиралтейский район
Центральная часть Санкт-Петербурга, открывающая доступ к красивейшим местам, фонтанам, культовым магазинам, а также всемирно известному Мариинскому театру и консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Новой станцией метро СПб здесь станет “Театральная”. Она будет построена на ул. Глинки.
Однако по некоторым данным строительство вестибюля будет закончено к 2024 году. И это при том, что открытие вестибюля было обещано еще в 2012 году.
Красносельско-Калининская линия
“Коричневая” ветка начинается с “Обводного канала” и заканчивается “Юго-Западной”. В году Кролика финиширует строительство станции метро Санкт-Петербурга “Путиловская”. Согласно заверениям, она станет пересадочной. То есть у пассажиров появится возможность перейти на “красную” ветку – “Кировский завод”.
Всеволожский район
Не стоит ожидать нововведений в году Кролика. Согласно схеме развития метро СПб, долгожданная “Кудрово”, конкурс на подготовку проектной документации которой был объявлен еще в 2019 году, планируется к открытию только в 2025 году. Любопытно то, что строительство вестибюля, тогда еще именовавшегося “Народным”, началось в далеком 1980 году. Однако неожиданно прервалось к 1997 – не хватило денег на продолжение.
К счастью, уже через несколько лет на Мурманском шоссе появятся два вестибюля. Что существенно разгрузит “Улицу Дыбенко”. Вот только жителям Кудрово по-прежнему придется тратить время на дорогу.
Кольцевая линия
Пусть Санкт-Петербург и уступает Москве по площади и количеству проживающих, он также нуждается в проектировке собственной Кольцевой. Новости о строительстве в метро СПб станций, образующих круг часто появляются в СМИ. При этом сама идея стара. И возникла за 5 лет до запуска метро. Доказательством тому является “Спортивная”, которая изначально проектировалась двухплатформенной, с возможностью стать пересадочной.
Введение запланировано поэтапное. Ориентировочно, когда обещается запуск стартового отрезка “Северной хорды”, – 2028-2030 годы. Согласно проекту, он протянется от перспективного “Большого проспекта” до второго вестибюля “Лесной”. При этом будет возможен переход на существующую “Василеостровскую”.
Всего в составе кольца будет 15 станций. По крайней мере пока заявлено именно столько. Нововведения существенно разгрузят метрополитен и наземный транспорт, позволят жителям и гостям комфортно перемещаться по Северной Пальмире. Кроме того, некоторые станут затрачивать меньше времени на поездки, их маршрут упростится. Достигнуто это будет благодаря увеличению пересадочных узлов, появлению новых дополнительных платформ у ряда существующих.
Как будет выглядеть схема метро СПб в 2023 году
Согласно схеме метро Петербурга, в 2023 году подземка увеличится на три платформы:
Все они расположены в центре Питера, что позволит снизить загруженность наземного транспорта. Однако каждая относится к типу глубокого заложения. А это осложняет строительные работы, увеличивает длительность их выполнения. Кроме того, процессу мешают различные стоп-факторы, вроде пандемии, спецоперации и других ситуаций, требующих внеплановых расходов. Руководители проекта стараются придерживаться сроков, однако, получается это не всегда.
Продление действующих линий метро
Линия 1 пройдет по Тихорецкому проспекту и проспекту Культуры на севере до пос. Бугры. На юге она дойдет до проспекта Маршала Жукова.
Линия 3 дойдет до Парголова и выйдет за пределы КАД.
Линия 4 пройдет через Василеостровский и Петроградский районы, Лахта Центр и доберется до Юнтолово. На востоке она же будет продлена в Кудрово.
Линия 5 пройдет по Комендантскому проспекту до Каменки.