Поезд, который ходит только ночью
Внутри специального «вагона-батарейки» вместо пассажирских диванов установлены аккумуляторы.
«Батарейки» работают ночью, когда производится большинство внутренних работ по техническому обслуживанию станций, эскалаторов и тоннелей, которые невозможно провести днём.
А ночью напряжение с контактного рельса снимается и, чтобы доставить на станцию необходимое оборудование и материалы, используются либо мотовозы с грузовыми платформами, либо контактно-аккумуляторные электровозы вроде этого.
В метро есть птица счастья
Необычную птичку можно заметить на станции метро «Бухарестская»: художник Александр Быстров поселил её в растительный орнамент.
По одной из версий, птица посвящена другу художника с фамилией Синиц, который живёт в Купчино. Другая же гласит, что разглядевший птицу всю жизнь будет счастлив.
Украшение станций петербургского метро
Петербургские станции не зря называют подземными дворцами: их украшают около 65 видов натуральных материалов. Всего вес использованных в отделке метро горных пород в 13 раз больше веса Гром-камня, на котором возвышается Медный всадник.
Среди материалов, украшающих подземку: гранит, мрамор, лабрадорит, известняк, травертин, габбро-диабаз, габбро-норит и множество других.
Например, на станции «Площадь Ленина», когда обработчики распилили красный салиэтский мрамор, привезённый с Кавказа, обнаружили коралловые остатки, множество моллюсков и морские лилии. Рассмотреть их можно на подходе к эскалатору с правой стороны.
А в украшении станций не обошлось и без даров Карелии: карельским гранитом «Кашина Гора» облицованы станции «Пионерская», «Ленинский проспект», «Чкаловская», «Комендантский проспект», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская».
Синяя буква на логотипе петербургского метро
В Советском Союзе весь подземный транспорт относился к Министерству путей сообщения и обозначался буквой М. В Москве остроконечная буква традиционно была красной, в Петербурге — синей.
Разработка нового логотипа метрополитена стартовала в 1992 году, когда подземка вышла из-под контроля Министерства путей сообщения и стала относиться к администрации города. Дизайнеры работали над новым символом около шести месяцев.
В современном логотипе соединяющиеся линии символизируют эскалаторы, а полукруглые — своды тоннелей. Цвет буквы разработчики решили не изменять.
Мифическая станция метро «Сталинская»
Станция «Сталинская» – популярный миф, кочующий из одной популярной книги по истории города в другую. Считается, что именно так планировали назвать величественную станцию красной ветки между станциями «Балтийская» и
«Кировский завод». Однако это название не фигурировало ни в одном из чертежей: рассматривали варианты названия в честь Нарвских ворот или «Площадь Стачек»
Причина распространения мифа – монументальный мозаичный портрет вождя во всю стену. В 1961 году утренние посетители метро однажды спустились вниз по эскалатору, но не встретили добрый взгляд отца народов. На месте панно была девственно белая стена.
Самый короткий перегон в петербургском метро
«Владимирская» — «Площадь Восстания». Длина перегона между этими станциями составляет 848 метров. Такое же расстояние можно преодолеть, если, например, 20 раз пересечь Поцелуев мост через реку Мойку.
Эти станции были открыты 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена.
На одной из станций метро в Петербурге «живёт» кот
Речь идёт о рыжем коте, который изображён на панно художника Александра Кировича Быстрова на «Волковской». Не все проезжающие его замечают, однако, однажды увидев, говорят, что он приносит удачу.
По сюжету мозаики рыжий кот подкрадывается к красноглазой сове, облюбовавшей забор у стога сена. Это действие происходит на фоне петербургского пригорода с деревенскими избами и густым лесом.
Существование станций-призраков и станций-мертвецов
«Станциями-призраками» обычно называют ещё не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время «Адмиралтейская». Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для её верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной», видели полутёмный зал. Такой же долгое время была и станция «Обводный канал», для которой вестибюль строили слишком долго.
Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция «Дачное». Она была единственной наземной открытой станцией в городе — климат появлению подобных строений не очень способствовал — и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от неё строили вестибюли «Ленинского проспекта» и «Проспекта Ветеранов». В 13:00 5 октября 1977 года из «Дачного» ушёл последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.
Станция в виде летающей тарелки
Своей инопланетностью «Горьковская» обязана не только облицовке, но и цилиндрической конструкции. Вестибюль станции намеренно приподнят на ступенчатое основание, чтобы предотвратить её затопление при наводнениях, которые в Петербурге случались уже не раз. А верхняя часть «летающей тарелки» предназначена для административных и хозяйственных помещений метрополитена.
Сам проект разработали архитекторы из бюро «СУАР. Т». Градостроительный совет правительства Санкт-Петербурга в 2008 году решился поддержать их смелую идею, оформленную в стиле хай-тек.
Единственная станция в Ленобласти
В прошлом «Комсомольская», а с 1992 года «Девяткино» — единственная станция Петербургского метро, которая находится в Ленинградской области, в посёлке Мурино Всеволожского района.
Также она является первой станцией Ленинградского-Петербургского метро, где организовали кросс-платформенную пересадку на железную дорогу. А ещё с 29 декабря 1978 года по 1 июня 1982 года «Девяткино» была самой северной среди станций метрополитенов мира, но потом титул перешёл к метро Хельсинки.
Дизайн знака посвящен особенностям подземки Петербурга.
Сотрудники пресс-службы метро Петербурга объяснили, что значит логотип подземки. Об этом сообщили в Telegram-канале «Метро. Повседневности».
Современный логотип появился в 1992 голу, когда метрополитены вышли из Министерства путей сообщения и стали относиться к администрации города. Дизайн был разработан за полгода.
«Изучали архивы, искали подходящие образы, рисовали сотни вариантов эскизов и всё для того, чтобы новый знак не был похож ни на один другой знак метро по всему миру. Коллектив разработчиков состоял всего из двух дизайнеров, но им помогали коллеги – другие дизайнеры, архитекторы и психологи – из художественного совета», – отметили в пресс-службе метро.
Решение нашли благодаря важной характеристике петербургской подземки – глубине. « Эта особенность и отражается в нынешнем логотипе: соединяющиеся в середине линии символизируют эскалаторы, а полукруглые основания – своды тоннелей», – подчеркнули сотрудники метро.
Еще в советские годы логотип в Москве был красным, а в Петербурге – синим. Цвет впоследствии решили не менять.
Ранее в метро рассказали, зачем между нимичерно-желтые конструкции, на какой станции«птица счастья» и где «» рыжий кот.
Петербургское метро объяснило значение своего логотипа
Принято считать, что до изобретения консервантов и ароматизаторов вся еда была натуральная. Но фальсификация продуктов ещё в царской России была настоящей проблемой.
Проверено на себе
В мире бега бесконечное количество стартов: от нескольких метров до тысяч километров, от стадионов до горных вершин. Забеги объединяются, разъединяются, меняют названия, дистанции, логотипы и спонсоров, но самой популярной серией марафонов уже несколько лет остается World Marathon Majors – шесть главных забегов мира, которые объединились, чтобы объединять других.
В скором времени логотипу петербургского метро, знаку «М», который можно увидеть на каждой станции, исполнится 25 лет. Какие глубокие смыслы он скрывает и почему его разрабатывали целых полгода – в материале «ПД». Спускаясь в метро, пассажиры вряд ли задумываются о том, что значит большая буква «М», которую они видят на каждой станции. Она настолько привычна взгляду, что, кажется, другой никогда и не была. Да и какие скрытые смыслы? «М» – значит метро, и точка. Но, как выяснил «ПД», за этим простым символом скрыта целая история.
До начала 1990‑х гг. метро всей страны относилось к Министерству путей сообщения, и для него был выбран единый логотип – буква «М» с острыми углами, предложенная архитекторами еще в канун открытия московского метро. Логотипы отличались лишь по цвету: в столице он был и до сих пор остается красным, в Ленинграде – синим, а в Киеве – зеленым.
«Со временем логотип претерпел изменения, и на то была причина. В 1992 г. метро вышло из Министерства путей сообщения и стало относиться к администрации города», – рассказала официальный представитель ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. Тогда подземке понадобился собственный стиль, и руководство обратилось в ленинградский филиал Научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), где создали новый символ.
«Целый институт работал около полугода, в архивах изучали историю, в результате был утвержден тот логотип, который мы видим сегодня в каждом вестибюле. В смысл этого знака вложено очень много. Наш метрополитен – один из самых глубоких в мире, показать эту особенность хотелось через знак: линии, которые соединяются в середине, символизируют эскалаторы, полукруглые основания – это своды тоннелей», – пояснила Юлия Шавель. По ее словам, сегодня метрополитен часто получает рекомендации по изменению логотипа. Последний случай – в ноябре этого года известный дизайнер Артемий Лебедев в грубой форме раскритиковал петербургскую букву «М», но в администрации подземки отметили, что не собираются ее менять.
А теперь вернемся в историю. » ПД» встретился с одним из разработчиков нынешнего логотипа метро – Михаилом Ивашиным, в начале 1990‑х гг. ведущим дизайнером ленинградского филиала ВНИИТЭ.
«Этот заказ к нам поступил в 1991 г. Работа шла примерно полгода, над логотипом трудились вдвоем. Два месяца искали аналоги, сидели в архивах, библиотеках, это нужно было для того, чтобы наш знак не был похож ни на один знак метрополитена в мире. Второй этап – создание эскиза, разработали сотни вариантов, потом более-менее отработанные представили на художественном совете, в состав которого входили дизайнеры, архитекторы, психологи, они давали нам рекомендации. Следующий этап – технический, были варианты для светящихся вывесок, эмали», – рассказал Михаил Ивашин, добавив, что работа по созданию логотипа завершилась в 1992 г.
По его словам, в мире существует около 400 вариантов логотипов подземки, но, несмотря на такое многообразие, пассажиру петербургского метро потребуется всего несколько секунд, чтобы отыскать петербургский знак.
«Заостренная буква «М» меня очень много лет раздражала, это был один из первых вариантов, от которого мы отказались, потому что он был очень простой», – отметил Михаил Ивашин.
Но и та самая простая буква «М» с момента открытия метро неоднократно менялась, причем, по словам исследователя истории метрополитена Михаила Крайнова, одновременно могло существовать несколько вариантов. Их можно было увидеть на разных носителях. К примеру, на билетах (жетоны появились позже) был один логотип, на открытках другой. Впрочем, зачастую эту разницу мог заметить лишь пристальный взгляд дизайнера. » Сегодня логотип зарегистрирован, он является нашим товарным знаком, это уже история. Тогда мы придали метрополитену индивидуальность и сегодня хотим ее сохранить», – отметила Юлия Шавель.