Юбилей станций Петербургского метрополитена
1 июня 2008 года две станции Петербургского метрополитена – «Чернышевская» и «Площадь Ленина», отмечают 50-летие
Еще не был сдан в эксплуатацию первый участок Ленинградского метрополитена от ст. Автово до ст. Восстания, когда развернулись подготовительные работы по сооружению станций второго участка Кировско-Выборгской – линии ст. Чернышевской и ст. Площадь Ленина (линия 1).
Продление линий метрополитена до Финляндского вокзала решала задачу, поставленную в проектах еще в начале века, – соединить все железнодорожные вокзалы города. Впервые метростроевцы проложили подземную трассу под руслом Невы, пересекая ее, и вышли на правобережную сторону. В строительстве этого участка применялись самые последние технические достижения того времени. Вместо чугунных тюбингов стали использовать железобетонные. Впервые в строительной практике для прокладки тоннеля под рекой и крепления забоя использовался сжатый воздух. Несмотря на сложности гидрогеологических условий (труднопреодолимая зона плывучих грунтов, близость Невы) определила очень глубокое заложение обоих станций. Два подводных тоннеля были сооружены за полгода.
Открытие второго участка Ленинградского метрополитена состоялось 1 июня 1958 года на станции Площадь Ленина. Протяженность данного участка составил 3,4 км.
Сегодня этим станциям 50 лет. Юбилей — это возможность напомнить современникам, «как это было».
В одном из первоначальных проектов каждая станция имела свою идею, и не все совпадали с тем, что было создано в окончательном варианте. Так, по первому проекту станция «Чернышевская» называлась «Чайковская», и все ее оформление хотели пронизать мотивами творчества великого композитора. Был и второй вариант проекта — станция «Кирочная» (по названию улицы). И с 1958 г. станции назвали Чернышевская. До строительства метро на этом месте существовала Николаевская гвардейская богадельня.
Темой оформления станции в конкурсе проектов была деятельность русских революционных демократов. Конкурс проектов совпал с появлением в печати в 1955 году постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», отсюда и такое скучное решение.
Наземный вестибюль был создан архитекторами А. С. Гецкиным и В. П. Шуваловым. Высокий пятигранник с огромным витражом на главном фасаде разместился на проспекте Чернышевского.
Высокий пятигранник с огромным витражом на главном фасаде разместился на проспекте Чернышевского. Подземный зал спроектирован архитекторами А. В. Жук и С. Г. Майофис, первоначально планировалось построить станцию закрытого типа, в итоге станция построена пилонного типа с укороченным центральным залом.
Станция Чернышевская является одной из самых глубоких (70 м) в мире. Наклонный ход, содержит 3 эскалатора, на время их установки, это были самые протяженные в мире эскалаторы. Главным украшением зала являются серебристые вентиляционные решетки на пилонах и серый мрамор. Путевые стены уложены белой кафельной плиткой. На всей подземной станции использовано закарнизное освещение, это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. Вестибюль станции украшен рельефом с портретом русского философа, революционера Н. Г. Чернышевского.
Станция Площадь Ленина, в проекте носила название «Финляндский вокзал». Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитектора А. К. Андреева и встроен в здание Финляндского вокзала. Стену кассового зала украшает мозаичное панно, посвящённое выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда в апреле 1917 года, работы художников А. И. Мыльникова и А. Л. Королёва. Подземный зал имеет пилонный тип. Оформление станции выдержано в контрастных красно-белых тонах. На путевых стенах перронного зала плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены декоративные решётки с надписью «1958» (по году открытия станции). Поверх плитки пущен деревянный карниз, покрашенный шаровой краской.
Стены оформлены мрамором. Пол перронов асфальтовый, с полосой из квадратиков плитки, по краю укреплен гранитом. Центральный зал не длинный и находится между двумя арками, за каждой из которых расположен эскалаторный зал. В освещении зала люстры применены только на пилонах. По всему остальному периметру зала лампы прячутся за карнизами. Пол центрального зала покрыт гранитом красного цвета с серым кантом и белой ниткой по краям. В 1962 году по проекту того же архитектора при участии Ю. Н. Козлова и инженера Е. А. Эрганова выполнен второй выход на поверхность в сквере на Боткинской улице. Вестибюль круглый, фасад снаружи выделяется большими окнами-витринами, разделёнными пилонами.
С пуском станции Площадь Ленина, метро соединила все железнодорожные вокзалы. Задача, поставленная ещё до войны, была выполнена.
К 50-летию станции Чернышевская и станции Площадь Ленина, для коллекционеров и жителей города, метрополитен продолжил выпуск серии «Юбилейные жетоны Петербургского метрополитена». Жетоны с изображением юбилейных станций можно приобрести во всех кассах метрополитена.
- Проведены эксплуатационные испытания системы автоматической идентификации номеров маршрутов на линии 4.
- Завершено внедрение поездной аппаратуры комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов (ПА КСД) — на линии 2 (оснащен весь парк — 63 состава Электродепо «Московское»).
Петербургский метрополитен, который до июля 1992 года носил название Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина, был открыт 15 ноября 1955 года.
Перспективы строительства подземной железной дороги обсуждались еще в конце XIX века. Сохранились даже дореволюционные проекты метро. Проектирование же современного метрополитена началось в 1938 году. 21 января 1941 года была образована «Дирекция Строительства № 5 HКПС», а к апрелю 1941 года были заложены 34 шахтных ствола. Однако работы по сооружению метро были прерваны из‑за войны и возобновлены лишь 3 сентября 1947 года.
Первый обкаточный электропоезд был запущен 7 октября 1955 года, а 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди метрополитена. Торжественное открытие Ленинградского метрополитена состоялось 15 ноября 1955 года, после чего метрополитен вступил в постоянную эксплуатацию. Первый пусковой участок включал в себя восемь станций, соединивших крупнейший промышленный район Автово с центром города и тремя железнодорожными вокзалами. В первый год эксплуатации метрополитена было перевезено 66 миллионов пассажиров.
На сегодняшний день Петербургский метрополитен имеет четыре действующих линии, которые вместо названий имеют номера, присвоенные в порядке исторического введения линий в эксплуатацию. Линия номер 1 ‑ Кировско‑Выборгская, номер 2 ‑ Московско‑Петроградская, номер 3 ‑ Невско‑Василеостровская, номер 4 ‑ Правобережная. Для строящейся Фрунзенско‑Приморской линии оставлен номер 5. Все 4 линии являются диаметральными и соединяют районы города, находящиеся по разные стороны центра.
На настоящий момент общая протяженность линий метро Петербурга ‑ 105,6 км. В метро 60 станций (в том числе шесть пересадочных узлов), 67 вестибюлей (в которых располагается 215 эскалаторов и 709 турникетов). По линиям метро курсируют 1445 вагонов; есть пять эксплуатационных и одно ремонтное депо; в метрополитене Петербурга работают 13 тысяч сотрудников.
Петербургский метрополитен перевозит 2,8 миллиона пассажиров в день, являясь 11‑ым в мире по пассажиропотоку. Пассажиропоток за год составляет 829,8 миллионов человек.
Петербургский метрополитен обладает рядом особенностей: это самое глубокое в мире метро по средней глубине залегания. Впервые в мире в 1975 году построены односводчатые станции глубокого заложения: «Площадь Мужества» и «Политехническая». В петербургском метрополитене впервые в мире использованы станции закрытого типа («горизонтальный лифт»). Здесь их 10, первая из них — «Парк Победы». В настоящее время такие станции уже не сооружаются, однако существующие являются характерной «визитной карточкой» петербургского метро.
Впервые в СССР в 1961 году здесь создан кроссплатформенный пересадочный узел ‑ «Технологический институт», впервые в мире в 1997 году построена двухъярусная пересадочная односводчатая станция ‑ «Спортивная».
Определенная часть станций метрополитена расположена в зоне, подтопляемой при наводнениях. Поэтому наземные вестибюли этих станций приподняты на несколько ступенек над уровнем почвы и оборудованы гермоворотами. Несмотря на это, в Петербургском метрополитене достаточно часто случаются неприятности, связанные с подтоплениями.
В 1995 году произошла резкая подвижка плывуна под землей в районе площади Мужества в Санкт‑Петербурге, после чего надолго закрыли станцию метро «Площадь Мужества».
В июле 2000 года после сильной грозы и урагана, пронесшихся над Петербургом, были закрыты станции метро «Пролетарская» и «Обухово», на которых вода стояла 30‑сантиметровым слоем.
В январе 2005 года в связи с наводнением были закрыты шесть самых низко расположенных станций метро («Ладожская», «Садовая», «Пионерская», «Спортивная», «Чкаловская», «Новая деревня»).
В октябре 2006 года из‑за наводнения в Петербурге были закрыты две станции метро. Подтопления произошли в районе Невы и Фонтанки. Возле подземного входа на станцию «Спортивная» вода из Невы перехлестывала на проезжую часть дороги, и станцию закрыли из‑за опасений, что вода просочится в тоннели. На короткий период времени закрывалась также станция метро «Василеостровская».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников