В 19 в. Историк М.П. Погодин, анализируя преобразования Петра 1, связанные с европеизацией быта, заметил:
Озаглавьте данный текст. В названии должна прозвучать главная мысль автора.
Определите, кому могли принадлежать обвинения в адрес Петра 1:
Что бы вы ответили сторонникам этих точек зрения?
Карточки для проверки знаний по теме «Эпохе преобразований Петра I» дают возможность учителю расширить методы проверки знаний учащихся, усвоения ими материала по заданной теме. Карточки включают в себя разный уровень сложности, что позволит использовать их в работе и для успевающих на отлично и для отстающих учеников.
Карточка 1эпоха петра.doc
Карточка 1
1.Почему у современных историков нет единства в оценке
последствий петровских реформ?
2. Выпишите номера правильных утверждений
1. Культура петровской эпохи отличалась быстрым темпом
развития
2. В петровскую эпоху сохраняется прежнее русское
представление о красоте и древний канон
3. Художникиконописец начинает восприниматься в петровскую
эпоху как неумелый, неграмотный
4. В петровскую эпоху снижается воспитательное значение
искусства
5. В петровскую эпоху за границей приобретаются произведения
искусства, науки, техники
6. Искусство в петровскую эпоху воспринимается как
общегосударственное дело
7. Архитектурным произведениям Д.Трезини свойственна
пышность и нарядная декоративность
8. Творчество архитектора Растрелли воплощает стиль русского
барокко
Карточка 2
1. Какими особенностями обогащает архитектуру Санкт
Петербурга творчество Д.Трезини, а какими – творчество
Б.Растрелли?
2. Выберите признаки, свойственные живописи петровской
эпохи
1.Обратная перспектива
2.Сохранение некоторых черт иконописи в ранних произведениях
художников
3.Стремление к анатомической правильности фигур
4. Живопись в технике фрески
5.Овладение приемами масляной живописи
6.Появление станковой картины 7.Художники не стремились передавать объем и глубину
пространства на картинах
8.Заимствование европейской системы видов и жанров живописи
Карточка 3
1.Какие черты архитектуры СанктПетербурга позволяют
считать его зримым воплощением новой, петровской культуры?
2.Выберите правильный вариант ответа
1.Парсунами назывались:
1. первые портреты царей
2. картины иностранных художников
3. картины, сочетающие древнерусские и иностранные приемы
живописи
2.Особенность русской живописи середины 18 века
1. Только портретный жанр
2. Овладение технологией европейской живописи на высоком
уровне
3. недостаточное владение приемами перспективы и светотени
3.Этот художник был крепостным в знаменитой графской семье:
1. Никитин
2. Антропов
3. Аргунов
4. Этот художник создал ряд прижизненный портретов Петра I:
1. И.Никитин
2. А. Аргунов
3. И.Вишняков
5.Особенность «Автопортрета с женой» А.Матвеева
1. подражание европейским образцам
2. яркость красок
3. воплощение нового типа семейных отношений Карточка 4
1.Почему Д.Трезини был главным архитектором эпохи Петра I,
а Батоломео Растрелли – главным архитектором Елизаветы I ?
2.Выберите правильный ответ
1. В творчестве этого русского художника впервые появляется
детский портрет
1. А.Матвеев
2. И.Никитин
3. И.Вишняков
2.Этого художника считают выразителем стиля барокко:
1. А.Матвеев
2. И.Аргунов
3. А.Антропов
3.Этого художника называют основателем русской живописи
1. И.Никитин
2. А.Матвеев
3. И.Аргунов
4.Этот художник создает первый в России автопортрет
1. А.Антропов
2. И.Вишняков
3. А.Матвеев
5.Этот художник создает первый в России портрет крестьянской
женщины:
1. И.Никитин
2. И.Аргунов
3. И.Вишняков
Подготовка к ЕГЭ. История.
Тема № 9: «Правление Петра I.»
Ноябрь. 1-ая неделя.
Полтавская баталия. Мозаичная картина М.В.Ломоносова.1762-1764.
Начинаем повторять эпоху правления Петра Великого. Какие преобразования во внутренней политике были им проведены? Удачи и поражения во внешней политике. Как Россия превращалась в империю? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы, познакомившись с материалами по теме.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
1705-рекрутские наборы, регулярная армия (обязательная пожизненная служба дворян)
-1698- первое мореходное училище в Азове
— 1698-1699-первая военная школа при Преображенском полке
— 1701-в Москве первая артиллерийская школа
1712-артиллерийская школа в Петербурге
-1721- в Петербурге- артиллерийская школа, две военно-инженерные школы
Конец 90-хгг 17в- Азовский флот
1722-1723- Каспийский флот.
1702-1704-строительство Балтийского флота
1718-1722-Устав морской, Регламент адмиралтейский.
1698- Невьянский металлургический завод на Урале
— 1699-Виниус первый на Урале железоделательный завод
1700- начало разработки Нерчинских серебросвинцовых рудников
1703- на Урале Алапаевский железоделательный завод
1716-железоделательный завод Демидовых на р. Тагил
1723-1725- казенные медеплавильные заводы на Урале
1703-ПЕРВАЯ биржа купцов
1699-1700- создание Ратуши в Москве и земских изб в городах
1700-перход на новое летоисчисление
1701- создана Консилия министров- решала дела Боярской думы ДО создания Сената
1702 г. – начало издания первой печатной газеты «Ведомости». Первый общедоступный театр. 1703 г.– основание Санкт-Петербурга. 1704, 1711-денежная реформа
1708-1790- ПЕРВАЯ областная реформа: 8 губерний — уезды
1708- гражданский шрифт
1711- вместо боярской думы- Правительствующий Сенат
1712- столица — Петербург
1714- указ о единонаследии
1714- первая публичная библиотека
1718- тайная канцелярия(полит. сыск).Фискалы- тайные агенты
1718- ревизские сказки — перепись
1718-1724-перепись и подушная подать ( с 1725)
1718-1721 гг. – создание коллегий
1719- вторая реформа: уезд-провинция- губерния
1719-мануфактур – коллегия, поддержка частного предпринимательства( объявление Берг-привилегии)
1719- первый музей- кунсткамера
1721- СИНОД-часть государственного аппарата, во главе- обер-прокурор( должность утверждена в 1722)
1721 г. – провозглашение России империей.
1721- указ о праве недворянам покупать и переселять крестьян на заводы
1722- указ о наследовании престола
1722- главный магистрат
1722 г. – введение «Табели о рангах».
1724- первый протекционный таможенный устав, паспортная система
1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.
1725 г. – указ о создании Академии наук.
1705-1706 — в Астрахани( против воеводы Ржевского). Власть к выборному купцу Якову Носову.
Расправился с ними Шереметьев.
13 марта 1706г.- Астрахань взята штурмом.
1707-1708- Восстание Кондратия Булавина.
1699-1700- создан Северный союз( Русское царство, Речь Посполитая, Дания, Саксония- протии в Швеции).
1700 г. – поражение под Нарвой. 1708 г. – сражение у деревни Лесная. 1709 г.- Полтавская битва. 1714 г. – победа русского флота при мысе Гангут. 1720 г. – победа русского флота у о. Гренгам.
1710-1713 гг. – русско-турецкая война.
1722-1723 г. – русско-персидская война.
1716- распался Северный союз (не хотели преимущества России)
30августа 1721- Ништадский мир
Р +выход к Балтийскому морю,порты Ригу,Ревель.+ Ингрия, Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии с Выборгом и часть Финляндии.
1695-война с Крымом за крепость Азов, первый поход.
1696- второй Азовский поход. Захват Азова. Построены флот, крепость Таганрог.
1697-16980 Великое посольство (Лефорт, Головин, Возницын и др.)
3 июля 1700- Константинопольский мир с Турцией(закреплены результаты Азовских походов и нейтралитет Турции со Швецией).
1710-1713- русско-турецкая война
1711- Прутский поход-неудача в Модавии,
Р.окружена турками на р. Прут
Р. возвращает Азов, разоряет Таганрог, Азовский флот
1722-1723- Каспийский поход. С Персией.
1722- Р. +_ Дербент
1723- Р.+несколько городов на побережье Каспийского моря, Турция захватила Грузию.
1723-Петербургский договор с Персией: Р.+ западное и южное побережье каспийского моря, г. Баку, Ленкорань, Решт.
1724- Константинопольский договор с Турцией: признавались территории России на Каспии, а Россия согласилась с территорией Турции в Закавказье.
( потом Анна Иоанновна вернёт земли Персии).
1716-1717-экспедиция кабардинского князя Бековича-Черкаского по каспийскому морю в Среднюю Азию( поиск пути в индию) Гибель в Хиве.
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней его
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
О ком пишет Александр Сергеевич Пушкин?
? Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?
? Каждый русский князь или царь получал по своим делам прозвище: Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Иван Калита, Иван Грозный, Всеволод Большое Гнездо. А вот Петру какое бы прозвише дали вы?
На этот вопрос ответите после изучения 1 главы
Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь?Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России.Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.
Начнем с того, что вспомним как и кем осуществлялось управление страной в конце XVII века? В этом нам поможет генеалогическое древо. Заполните пропуски, работая с 1 п. учебника и поясните, что здесь представлено.
Когда в России воцарилась новая династия Романовых в 1613 г. Первым царем был Михаил Федорович (1613-1645). После М. Ф. Романова правил его сын Алексей Михайлович (1645-1676). У него было 2 брака. 1 жена Мария Милославская, 2 жена Наталья Нарышкина. От 1 брака у царя 3 ребенка (Федор (1676-1682), Иван (1682-1696), Софья (1682-1689) и от 2 брака Петр 1 (1682-1725)).
П. 2. Двоецарствие.
Поясняет, что после смерти Фёдора Алексеевича, 25 июня 1682 в Успенском соборе Московского Кремля венчались на царство братья-соправители Специально для них в придворных кремлёвских мастерских был изготовлен особый трон с двумя сиденьями. был переделан из парадного трона царя Михаила Фёдоровича.
Однако двойной по названию трон на самом деле был . За спинкой трона было предусмотрено тайное место для наставников царей. Чаще всего его занимала царевна Софья, которая помогала своим братьям во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через окошко.
Правительницей государства при юных царях стала их старшая сестра Софья.
Дадим краткую характеристику правлению Софьи.
-Софья во что бы то ни стало стремилась удержать власть в своих руках, и вся её внутренняя и внешняя политика была подчинена этой цели. Однако ситуация оставалась сложной: казна была пуста, стрельцы подолгу не получали жалованье и часто бунтовали, Крымские походы были неудачными.
Что вы можете сказать об Иване?
— Он был болезненным, слаборазвитым и не мог самостоятельно править страной.
Какими качествами обладал Петр?
-Петр, в отличие от старшего брата, был любознательным, активным, много и с охотой учился, особенно у иностранцев.
Т. О. Правила Софья, но не слишком успешно и подрастали два её брата.
-Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на имеющиеся вначале вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.
3.О какой «третьей особе» говорится в письме.
-На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.
Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?
-Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.
— Как складывалась ситуация в дальнейшем?
-С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. Глава стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый советовал Софье убить Петра, но доверенное лицо Софьи кн. В.В. Голицын считал подобный шаг недопустимым. 8 августа 1789г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиев монастырь, туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г.
Задание работа с иллюстрацией стр. 20 и 21 сравните иллюстрации.
У Репина есть картина «Царевна Софья», где она изображена после отстранения от власти. Какой она предстает перед нами на этом полотне?
— Здесь Софья изображена очень угрюмой, с растрепанными волосами. Видно, что она недовольна своим новым положением.
-Подумайте, кто в итоге оказался у власти?
-Государями остались Иван и Петр, но реальное управление страной перешло в руки Петра, как более способного к этому.
Задание 3. Нам необходимо определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XYII — начале XYIII веков; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления
-Попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Петром I вначале правления.
Каким было экономическое положение России в конце XYII века? Вы сказали, что казна была пуста. Из каких источников её можно было пополнить?
-Поскольку при Софье казна совсем опустела, то необходимо было её пополнить. Для этого следовало развивать промышленность и торговлю, откуда идут основные налоговые поступления.
-Как же можно сформулировать и записать данную задачу?
Ученики записывают в тетрадях.
2. Имела ли Россия выход в море? Покажите на карте.
— Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
-Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а через Каспийское можно торговать лишь с Персией
Наличие выхода в какие моря сулило России выгоды? Как можно было получить выход в эти моря? Покажите их на карте.
-Необходимо было завоевать выход в Черное и Балтийское моря.
Молодцы. Совершенно верно.
-Итак, следующая задача — «завоевание выхода в Черное и Балтийское моря»
Что нужно для осуществления завоеваний?
-Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.
-Что представляла собой русская армия XYII века?
-Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
-Верно, это являлось одной из важнейших задач того времени.
«создание сильной армии и флота»
Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником п. 4 и 5 стр. 21-23
Показываю крепость Азов, Азовское и Черное моря, Крымское ханство и Турцию на карте.
-Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось.
на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись.
2-му Азовскому походу
-Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море.
Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем.
-«Великое посольство» — русская дипломатическая миссия в Западную Европу с целью поиска союзников в борьбе с Турцией, найма иностранных специалистов, закупки вооружения и учебы за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность. В его состав входили дипломаты, переводчики, солдаты и офицеры охраны, волонтёры. Согласно словарю, – это доброволец. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем десятника Петра Михайлова. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую. (карта)
— Чем занимался Петр во время «Великого посольства»?
-Работал на верфи, где учился кораблестроению, старался овладеть различными ремеслами.
Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато удалось найти союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой. Все остальные цели посольства были достигнуты.
А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 116.Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.
Задание 5. Игра «Лови ошибку!»А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка — Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией — тоже была выполнена».
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Карточки для проверки знаний по теме «Эпохе преобразований Петра I»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш email