Подземный фальстарт

В Петербурге до начала апреля попытаются повторить попытку найти генпроектировщика на перспективный участок Красносельско-Калининской линии (ККЛ) метрополитена. Первый конкурс, объявленный «Метростроем Северной столицы», у проектных организаций не вызвал интереса из-за условий договора и цены. Эксперты считают, что стоимость работ занижена заказчиком в несколько раз.

АО «Метрострой Северной столицы» (МССС, генеральный подрядчик строительства петербургского метрополитена) намерено до начала апреля повторно объявить запрос котировок на разработку проектной и рабочей документации по участку ККЛ от станции «Путиловская» до станции «Каретная» («Обводный канал — 2»).

Предыдущая закупка стоимостью 351,493 млн рублей, объявленная компанией 16 февраля, была отменена в связи с отсутствием заявок. Не помогло продление срока подачи заявок до 13 марта (первоначально — 28 февраля) и подведения итогов — до 20 марта (ранее — 6 марта).

Как сообщили «Ъ-СПб» в пресс-службе МССС, компания решила изменить содержание закупки: она будет включать комплекс работ по разработке проектной и рабочей документации на весь объект строительства, с выделением приоритетных этапов в графике проектирования. Объявленный ранее конкурс не предполагал этапы проектирования, позволяющие проходить госэкспертизу небольшими участками объекта и вести строительство одновременно с проектированием последующих.

Будущему генпроектировщику предлагалось учитывать уже существующие проектные решения, разработанные петербургским НИПИИ «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ) несколько лет назад по госконтракту на проектирование этого участка. Проектная документация не дошла до стадии государственной экспертизы, в том числе из-за отсутствия проекта планировки территории, который был утвержден в Смольном лишь в январе 2023 года. Ранее, в декабре прошлого года, ЛМГТ уведомил городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры об отказе исполнения госконтракта (в числе еще нескольких), а КРТИ, в свою очередь, оспорил это решение в арбитражном суде. Рассмотрение исков в первичной инстанции намечено на май-июль.

Участники рынка и эксперты отмечают, что проект, выполненный ранее ЛМГТ, нуждается в существенной корректировке, а объявленные МССС сроки выполнения (до декабря 2023 года) и максимальная цена контракта (351,5 млн рублей) не соответствуют объему работ. В частности, этим объяснил генеральный директор ассоциации «Подземдорстрой» (объединение предприятий метро- и тоннелестроения) Сергей Алпатов отсутствие интереса к попытке МССС найти проектировщика участка. « Работу, которая стоит около 1,5 млрд рублей, предлагают выполнить за 350 млн и в нереальные сроки. Это абсолютно неадекватное предложение, на которое никто, разумеется, не согласился»,— подчеркнул эксперт.

Читайте также:  План метро СПб 2016 и План развития Нового метро

Заместитель генерального директора ЛМГТ по проектированию метрополитенов Владимир Марков, комментируя для «Ъ-СПб» возможность участия проектной организации в новом конкурсе, сказал: «Все будет зависеть от условий договора и цены. В объявленном конкурсе нас не устраивало ни то, ни другое».

Помимо запроса предложений на проектирование участка ККЛ, в «Метрострое Северной столицы» планируют в течение месяца объявить конкурс на проектирование еще одного перспективного объекта метро — участка Лахтинско-Правобережной линии от «Улица Дыбенко» до «Кудрово».

АО «Трансхолдлизинг» заключило с Петербургским метрополитеном договор на поставку вагонов метро 81-725.1/726.1/727.1 «Smart». В качестве поставщика будет выступать Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг»). 

Договор на поставку вагонов предполагает реализацию подвижного состава по лизинговой схеме, с финансированием за счет средств Фонда национального благосостояния и ВЭБ. Общая стоимость сделки – 242,6 млрд рублей, срок поставки подвижного состава – 2022-2031 годы. Контракт рассчитан на 25 лет.

В общей сложности ТМХ должен построить для Санкт-Петербурга 950 вагонов новой серии, из которых будут сформированы восьмивагонные и шестивагонные поезда.
Первый состав будет отправлен Петербургскому метрополитену в сентябре 2022 года для прохождения испытаний. Согласно условиям контракта, в текущем году метрополитен получит 8 поездов.

Для комплектования будущих поездов завод построит вагоны трёх различных модификаций – головные, промежуточные моторные и промежуточные безмоторные. Среди ключевых особенностей и новшеств – кузов из нержавеющей стали, асинхронный тяговый привод, позволяющий экономить до 30% электроэнергии по сравнению с двигателями постоянного тока, электродинамическая тормозная система — без использования тормозных колодок, предусматривающая торможение двигателем, необслуживаемые межвагонные автосцепки, двери прислонно-сдвижного типа, система вентиляции салона с комплексом по обеззараживанию воздуха, автономный ход до 200 метров для обеспечения маневровых работ на парковых путях. Маски головных вагонов будут оснащены логотипом Петербургского метрополитена с подсветкой. Наддверные табло в салонах вагонов представляют собой ЖК-экраны.

При отделке салонов поездов планируется использовать материалы, обеспечивающие повышенную стойкость. Пассажирские диваны также будут изготовлены из износостойких материалов с нанесенным патером в виде разводных мостов, символизирующих одну из достопримечательностей северной столицы.
Конструкция воздухозаборников и вентиляционных решеток системы вентиляции предусматривает равномерное распределение воздушного потока в объеме пассажирского салона.

Читайте также:  Разгадайте карту метро Санкт-Петербурга для удобной навигации

В головных вагонах предусмотрен электронный маршрутоуказатель. Кабина машиниста оснащается современным пультом управления с терминалом в виде цветного сенсорного дисплея, кондиционером, системой обогрева, обеззараживания воздуха и эргономичным вибропоглощающим креслом. 

С наружной стороны торцевой стены вагоны оснащаются приспособлениями, препятствующими падению пассажиров на путь. 

Дополнительный комфорт обеспечат пассажирам современные технические решения – улучшенное шумовибропоглощение, площадки для инвалидных колясок в головных вагонах, эргономичные кресла.

Прототип вагона демонстрировался специалистам транспортной отрасли и жителям города на Международном форуме пассажирского транспорта в «Экспофоруме» и заслужил высокие оценки горожан.

Состав сконструирован и реализован с использованием комплектующих и разработок отечественного производства, более 95% элементов выпускаются российскими предприятиями. 

ОЭВРЗ производит поезда метро различных серий с 2010 года. За этот период выпущено более 700 вагонов для метрополитенов Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска.

ТМХ является единственным в России и одним из крупнейших в мире разработчиков и производителей поездов метро. Разработка подвижного состава осуществляется действующей в составе холдинга профильной организацией – «ТМХ Инжиниринг», подразделения которого расположены в 9 городах и насчитывают в общей сложности более 1100 сотрудников.

«Трансмашхолдинг» поставит «Петербургскому метрополитену» 950 вагонов по лизинговому контракту общей стоимостью 242,6 млрд рублей. Срок контракта — 25 лет. Эксперты отмечают, что в текущих условиях заключать такой контракт неразумно: в мире идет тренд на создание беспилотного транспорта и через десять лет город рискует оказаться с парком морально устаревшей техники.

Контракт между ГУП «Петербургский метрополитен» и АО «Трансхолдлизинг» подписан на 25-летний срок, до 2031 года включительно. Поставщик — входящее в «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрея Бокарева петербургское АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ОЭВРЗ) — будет поставлять городскому метрополитену вагоны новой серии 81–725.1/726.1/727.1 Smart, разработанные специально для Петербурга. В том числе до конца года подземка получит восемь восьмивагонных составов и, по словам начальника метрополитена Евгения Козина, первые партии вагонов будут направлены на Кировско-Выборгскую линию, где планируется полностью обновить подвижной состав.

В пресс-службе «Трансмашхолдинга» уточнили, что ОЭВРЗ построит вагоны трех различных модификаций: головные, промежуточные моторные и промежуточные безмоторные — с кузовом из нержавеющей стали, асинхронным тяговым приводом и электродинамической тормозной системой. В вагонах будут двери прислонно-сдвижного типа, система вентиляции салона с комплексом по обеззараживанию воздуха, автономный ход до 200 метров для обеспечения маневровых работ на парковых путях, ЖК-экраны на наддверных табло. При отделке салонов поездов планируется использовать материалы, обеспечивающие повышенную стойкость, а пассажирские диваны будут изготовлены из износостойких материалов с нанесенным паттерном в виде разводных мостов.

Читайте также:  Ник-карта и Ник Картер (Nick Carter)

С наружной стороны торцевой стены вагоны будут оснащаться приспособлениями, препятствующими падению пассажиров на путь. В ТМХ также отметили, что вагоны будут производиться с использованием комплектующих и разработок отечественного производства, более 95% элементов выпускаются российскими предприятиями.

Наибольшая часть средств на финансирование сделки поступит из федерального бюджета: весной 2021 года президент России дал поручение правительству страны предусмотреть в 2022–2031 годах выделение денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере до 96,9 млрд рублей на приобретение 950 вагонов метрополитена для нужд Петербурга. Через ВЭБ под 6% годовых эти средства будут направлены «Трансхолдлизингу», который, в свою очередь, и заключил контракт на пользование вагонами с «Петербургским метрополитеном», пояснил «Ъ-СПб» источник в транспортном блоке. Лизинговую ставку стороны не раскрывают, но для метрополитена она вряд ли составит более 8% годовых, что примерно соответствует нынешнему уровню ставок для транспортных и инфраструктурных проектов, сказал собеседник издания. По его словам, фактическая стоимость покупки вагонов — 129,3 млрд рублей (75% средств ФНБ и 25% — бюджета Санкт-Петербурга), остальные средства — лизинговые платежи, в результате которых каждый вагон обойдется городу более чем в 250 млн рублей.

В нынешних реалиях никто, кроме «Трансмашхолдинга», выполнить такой контракт в России не в силах, говорит гендиректор агентства «Infoline» Иван Федяков, который, тем не менее, считает контрпродуктивным заключение такого долгосрочного контракта в текущий момент. « Не уверен, что необходимо вкладывать такие средства в метрополитен: во всем мире идет разработка беспилотных систем и мы рискуем через десять лет остаться с парком морально устаревшей техники. Если федеральный центр готов выделять такие деньги, то их разумнее было бы пустить на строительство легкого, наземного метро, скоростных трамваев, которые могли бы решить проблему транспортной доступности стремительно застраивающихся периферийных районов города. По моему мнению, заключать такой контракт не нужно, обязательства лягут грузом на городской бюджет»,— сказал эксперт.

Оцените статью
Подорожник