Проектирование метрополитена спб

07.08.2023 Как сообщает пресс-служба Смольного, о запланированном ускорении строительства новых станций метро Санкт-Петербурга, рассказал председатель КРТИ Андрей Левакин, ссылаясь на обновленную схему развития метрополитена. Как и предполагалось, в 2024 году откроются уже строящиеся «Путиловская», «Юго-Западная» («Казаковская») и «Горный институт». В 2026-м — «Богатырский проспект», «Планерная» и «Театральная», а также депо «Красносельское». В 2028 году фиолетовая линия дотянется до станции «Шуваловский проспект», где пересечется с зеленой. В 2029 году запланировано открытие четырех станций Красносельско-Калининской линии: «Каретная», «Броневая», «Заставская» и «Боровая». Тогда же должна запуститься станция «Кудрово». На 2030 намечен ввод в эксплуатацию девяти станций: «Гавань», «Морской Фасад», «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая поляна». После этого в Петербурге будет работать 93 станции, уточняет «Фонтанка».

Что касается столицы, то как сообщает официальный портал Мэра и Правительства Москвы, во-превых, в 2023 году карту московского метрополитена дополнят станции «Мамыри», «Славянский мир», «Бачуринское», «Коммунарка», «Новомосковская», «Пыхтино», «Внуково». А в начале апреля мэром Москвы Сергеем Собяниным были открыты еще две станции Большой кольцевой линии — «Народное Ополчение» и «Мневники». По словам столичного градоначальника Сергея Собянина, ими ежедневно будут пользоваться около 40 тысяч пассажиров, а в перспективе — 90 тысяч. Московский метрополитен в настоящее время состоит из 236 станций и еще 5 временно закрытых, что делает его первым в Европе по длине эксплуатируемых линий. Работы по строительству станций «Физтех», «Лианозово» и «Улица 800-летия Москвы» завершатся к 2023 году, а сам запуск запланирован на вторую половину 2023 года. К этому же времени должен быть готов участок Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внукова. Линию построят полностью закрытым способом: станции «Физтех», «Лианозово» и «Улица 800-летия Москвы» будут находиться под землей.

По словам заммэра, самыми сложными этапами строительства станут проходка тоннелей под Московской кольцевой автомобильной дорогой, перекладка коммуникаций и интеграция с железной дорогой. « Пока мы не рассматриваем продление этой линии за границы города Москвы на север, но такую техническую возможность оставим. То есть мы, видимо, возведем конструкции таким способом, чтобы, если будет принято такое решение в более поздний период, можно было продлить линию дальше», — сказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро улучшит транспортное обслуживание сразу четырех районов — Дмитровского, Восточного Дегунина, Лианозова и Северного. Жители смогут экономить на поездках до 20 минут в день. Открытие новых станций снизит нагрузку на конечные станции Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линий метрополитена, а также позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе и местной дорогам.

04.08.2023 Как сообщает пресс-служба Смольного, о запланированном ускорении строительства новых станций метро Санкт-Петербурга, рассказал председатель КРТИ Андрей Левакин, ссылаясь на обновленную схему развития метрополитена. Как и предполагалось, в 2024 году откроются уже строящиеся «Путиловская», «Юго-Западная» («Казаковская») и «Горный институт». В 2026-м — «Богатырский проспект», «Планерная» и «Театральная», а также депо «Красносельское». В 2028 году фиолетовая линия дотянется до станции «Шуваловский проспект», где пересечется с зеленой. В 2029 году запланировано открытие четырех станций Красносельско-Калининской линии: «Каретная», «Броневая», «Заставская» и «Боровая». Тогда же должна запуститься станция «Кудрово». На 2030 намечен ввод в эксплуатацию девяти станций: «Гавань», «Морской Фасад», «Лиговский проспект-2», «Знаменская», «Суворовская-1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая поляна». После этого в Петербурге будет работать 93 станции, уточняет «Фонтанка».

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга подготовил проект, которым перераспределяет деньги на строительство конкретных объектов. В пояснительной записке видно, как по ним идут дела и почему некоторым в 2023 году деньги не пригодятся.

По большей части документ касается объектов метрополитена. Стоимость работы по ним формально растет, так как затраты на проектирование исключены из отдельной категории и включены в состав работ по строительству вместе с проектированием.

В частности, после корректировки полная стоимость участка фиолетовой линии от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта» составит 36 миллиардов рублей. Однако необходимо откорректировать проектную документацию, для чего нужно заключить дополнительное соглашение к мегаконтракту города и «Метростроя Северной столицы». Это должно произойти только в

2023 года. В связи с этим предложено снять 270 миллионов с объекта, запланированные в этом году, оставив только 30 миллионов.

Противоположная ситуация с участком зеленой линии до станции «Каменка». Там ожидают получения положительных заключений от госэкспертизы в

. После этого запущенный в тестовом режиме проходческий щит «Надежда» должен заработать полноценно, так что вместо 2 миллиардов рублей в текущем году планируется выделить

. При этом сокращают расходы в 2024 году, чтобы изыскать средства для реконструкции станции «Парк Победы».

На III же квартал запланировано, судя по пояснительной записке, еще одно допсоглашение — на выход со станции оранжевой линии «Театральная», но расходы на проектирование предложено увеличить в

только до 50 миллионов с 10 миллионов рублей в бюджете. Общая стоимость строительства составит 15 миллиардов.

Допсоглашение на проектирование и строительство оранжевой линии до «Кудрово» как раз подписано, говорится в пояснительной записке. Его общая стоимость — 32 миллиарда рублей.

Читайте также:  Государственное унитарное предприятие "Служба сигнализации, централизации и блокировки Петербургского метрополитена"

На участок коричневой линии от «Путиловской» до «Каретной» допсоглашение тоже есть, и МССС уже нашел подрядчика на проект (о странных событиях вокруг этих торгов «Фонтанка» писала). На

запланированы подготовительные работы, в частности, восстановление горнопроходческого комплекса и демонтаж аварийных временных сооружений. В связи с этим на объект предлагают дополнительно направить 640 миллионов, всего до конца года финансирование составит почти 900 миллионов. Общая стоимость по объекту приблизится к 128 миллиардам.

О проблемах второго участка этой же линии «Казаковская» — «Сосновая поляна» «Фонтанка» тоже писала, на пути проектирования встал плывун. На данный момент проектная документация на инженерную подготовку территории дорабатывается после отрицательного заключения госэкспертизы. В

квартале ее планируют всё же пройти, но в итоге в

предложено оставить лишь номинальные 10 миллионов рублей вместо 300 миллионов, заложенных в бюджете. На следующий вписывают 150 миллионов, на

— почти 5 миллиардов.

Планируется заключение допсоглашения и на участок оранжевой линии от «Горного института» до «Морского фасада. Общая стоимость проектирования оценивается в 490 миллионов.

Отдельно говорится о строительстве двух вестибюлей для существующих станций. Один из них — это второй выход с «Василеостровской». На него закладывали 150 миллионов уже в 2023 году, однако теперь город судится с проектировщиком «Ленметрогипротрансом». Только после вступления в силу решения о расторжении контракта сможет подключиться МССС, так что 150 миллионов явно не будут освоены в текущем году, оставят опять же номинальные 10 миллионов. Общая стоимость строительства — 14 миллиардов.

Другой вестибюль — это новый выход с «Балтийской». Там идентичная ситуация и предложение оставить те же 10 миллионов в АИП 2023 года при общей стоимости в 13 миллиардов.

В проекте говорится также о сокращении федеральной доли финансирования наземного объекта — а именно Московско-Дунайской развязки. В тексте ссылаются на поручение председателя правительства РФ Михаила Мишустина, в итоге вместо 1,3 миллиарда в 2023 году на объект из центра придет 770 миллионов.

О том, какие станции метро собираются закрывать на реконструкцию и строить в Петербурге, — читайте на «Фонтанке».

На этой неделе, по данным «Фонтанки», предполагается снова объявить запрос котировок на проектирование участка Красносельско-Калининской линии метро от «Путиловской» к центру Петербурга, до «Каретной». В прошлый раз все закончилось предсказуемым пшиком: подрядчика под огромный объем работ заманивали на 350 млн рублей, но диалог за такие «копейки» никто не поддержал. Да и сроки были там фантастические, учитывая, что запроектировать надо 4 станции метро, две из которых пересадочные.

Как говорят собеседники «Фонтанки», в этот раз отталкиваться будут от стартовой цены в 1,8 млрд — это ближе к теме разговора. Для сравнения: крупнейший за последние годы проектировочный контракт на ту же коричневую линию, но на другие 4 станции (до «Сосновой Поляны»), заключили примерно за миллиард — ну так с тех пор и 4 года прошло. Внутри контракта на участок до «Каретной» за проектную документацию готовы выложить порядка 250 млн рублей, остальные 1,55 млрд — за рабочую.

Немного прояснилось и со сроками, они будут разбиты внутри графика выполнения работ. Весь контракт рассчитан до осени 2026 года. Но учитывая, как быстро устаревает документация — и как утомились горожане жить без новых станций, — ее будут оттаскивать в госэкспертизу этапами, порциями, чтобы потом сразу запускать их в стройку, пока проектируется следующая. То есть проектная документация на инженерную подготовку территорий под 4 шахты должна выйти из экспертизы уже осенью 2023 года, подготовка по иным площадкам — в декабре, а основной этап строительства — в августе 2024-го. « Фонтанка» подробно рассказывала, что, по сути, проектная часть — это актуализация и доработка изысканий, которые ЛМГТ провел еще в 2019 году.

Параллельно будет идти и рабочая документация, первоочередная должна быть готова уже к октябрю: она включит и основное строительство перегонных тоннелей от «Каретной» до «Боровой» и от «Путиловской» до «Броневой». Из этого можно сделать вывод, что участок начнут строить по принципу Ла-Манша — с двух сторон. А застрявшая между этими тянущимися навстречу друг другу кусками «Заставская» (пересадочная с «Московскими воротами») станет последней, где на смычке и забьют торжественно «золотой костыль». Но в самом «Метрострое Северной столицы» не так литературоцентричны: «Технология строительства будет определена проектом с учётом оптимальных сроков и стоимости», — говорят в пресс-службе.

Прокладывать тоннель будут однопутными «маленькими» щитами диаметром по 5,63 метра. Так предполагали изначально, да и двухпутная «Надежда» будет занята на зеленой линии (обещают, что должна тронуться в течение нескольких недель). В целом коричневая линия изначально была прописана как реципиент контракта по производству щитов на Обуховском заводе. Но их еще надо разработать и изготовить, так что сейчас сложно утверждать, что именно их отправят прокладывать тоннели до «Каретной».

Сроки строительства, его стоимость — всего этого при запросе цен не озвучат. Понятно почему: сколько город даст денег своему генподрядчику, столько тот и сделает (в идеальном мире госзаказа справедливо и обратное). Прямо сейчас в адресной программе на участок до «Каретной» вписано 127 млрд рублей, но насколько это адекватные прикидки — собственно, проект и покажет. Непосредственно на 2023–2025 годы заложена принципиально не львиная доля финансирования — 3,5 млрд. Но и это не догма — при формировании бюджета на следующую трехлетку распределение может поменяться.

Читайте также:  Ручная кладь в метро: размеры для удобства поездок на работу

По данным «Фонтанки», на этом проектировочная кампания «Метростроя Северной столицы» не заканчивается. В течение ближайших недель будут объявлены торги по «Кудрово». Сложно найти другую не построенную станцию, вокруг которой годами возникало столько новостей, при том что дело уверенно не двигалось с мертвой точки. Добавляет эксклюзивности тот факт, что перегонный тоннель до нее построен уже много лет назад. Конечно, никакого открытия в 2025 году, как обещали Смольный и область, не будет: даже в самом оптимистичном гороскопе КРТИ она предсказана в 2029-м.

У «Кудрово» настолько самостоятельная мифология, что не все идентифицируют ее с Лахтинско-Правобережной линией метро, а ведь именно для нее станция должна стать конечной. Так что торги на проектирование включат и депо «Правобережнное». Справочно (а никак иначе настолько далекие планы города использовать и нельзя) отметим, что в АИП «Кудрово» оценивается в 32 млрд рублей, а депо — в 42 млрд.

С другого конца Лахтинско-Правобережная линия прямо сейчас прирастает станцией «Горный институт». Ее по-прежнему ждут уже в 2024 году и, если судить по планам МССС, останавливаться не собираются: уже летом должны быть объявлены торги на проектирование трех оранжевых станций. Первые две — это «Гавань» и «Морской фасад», следующие за «Горным институтом» на северо-запад. « Фонтанка» рассказывала, что место для «Гавани» уже определено Смольным, а весь участок запланирован к вводу в 2030-м.

Еще одна оранжевая станция, которую ждут торги, — «Театральная», а точнее ее вестибюль. Под землей она строится параллельно с «Горным институтом», но из-за нерешенных земельных вопросов и особенностей планирования будет работать без выхода на поверхность, на прогон, — даже когда «Горный институт» откроется. При этом концептуально место для вестибюля определено — это участок, на котором сейчас стоит дом быта на Лермонтовском. Именно его проект и собирается уже летом заказать «Метрострой Северной столицы», хотя собственники дома быта имеют все шансы как минимум затормозить стройку в судах.

Со вторым вестибюлем все еще сложнее: первоначальное предложение строить на Театральной площади встретило резкое отторжение у недавнего юбиляра Валерия Гергиева, который элементарно опасается за сохранность театра. В итоге провели голосование среди горожан, по итогам которого утвердили выход в районе Театрального сквера, где сейчас АЗС.

С проектированием метро в Петербурге теперь интересно. Есть как минимум два больших института — «Метрогипротранс» и «Ленметрогипротранс», руководители которых буквально стараются не общаться, настолько обострилось их противостояние. Если бы эти люди просто не подавали друг другу руки, это бы и оставалось их частной проблемой. Как она перестает быть частной — показывают многомесячные прения за контракт по «Сосновой Поляне», во время которых, естественно, оплачивать работы суд запретил. Из последнего — проходной, казалось бы, конкурс на горно-экологический мониторинг, пусть и на 740 млн рублей. Поначалу «Метрогипротранс» сняли с гонки, но он вернулся в нее через ФАС и получил контракт. Тогда уже «Ленметрогипротранс» пошел к антимонопольщикам, а в конце апреля еще и подал иск в арбитраж. Так что можно себе представить, в какой «теплой» атмосфере МССС будет разыгрывать все заявленные контракты на новые станции метро. И как будут соблюдаться сроки.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Размытые перспективы. Новая линия петербургского метро уперлась в подземные воды

Метро до «Сосновой Поляны» сначала долго шло к проектированию, а теперь его предлагают двигать. Осталось убедить чиновников, что строиться в подземных долинах — так себе вариант.

В середине июня из комитета по развитию транспортной инфраструктуры ушло письмо, рассказал «Фонтанке» собеседник, близкий к КРТИ. Адресатом была компания «Метрогипротранс», которая проектирует новые участки подземки для Петербурга и среди них — отрезок от строящейся станции «Казаковская» («Юго-Западная») до сугубо гипотетической «Сосновой Поляны» через «Брестскую», «Улицу Доблести» и «Петергофское шоссе».

В данный момент строится стартовый участок Красносельско-Калининской (коричневой) линии метро «Казаковская» — «Путиловская» (пересадочная с «Кировским заводом»), он должен быть сдан в 2024 году. Параллельно «Метрогипротранс» проектирует участок от «Казаковской» до «Сосновой Поляны» (запланирован на 2030 год), а недавно он же получил контракт на проектирование участка «Путиловская» — «Каретная» (запланирован на 2029 год).

Однако источник «Фонтанки» говорит, что изменение ППТ, о котором явно просит МГТ, связано не с рядовыми причинами. По его словам, c осени прошлого года комитет получает сообщения от проектировщика о палеодолине на пути будущего участка метро. Это только звучит красиво, дилетанты употребили бы какое-нибудь другое слово: «плывун», а то и грозное для петербургского метро — «размыв».

Под палеодолиной обычно понимают погребенный более современными отложениями остаток уже не действующего русла реки, с неустойчивым грунтом и большим количеством подземных вод, под Петербургом такого хватает. Современные технологии позволяют прокладывать тоннели и строить сооружения даже в таких местах, но это требует особых методов, включая заморозку грунта, такие работы по умолчанию дороже и сложнее.

Читайте также:  Подорожник спб носить карты на сумке и сколько стоит проезд, где купить и как пользоваться

Что бывает, когда палеодолина оказывается сильнее строительных конструкций, многие помнят по знаменитому размыву на участке «Площадь Мужества» — «Лесная». Еще при строительстве этой линии в 1974 году метростроевцы столкнулись с водонасыщенными грунтами, произошли прорыв и авария. Однако задачу сдать станции к XXV съезду КПСС никто не снимал, эту зону заморозили с помощью жидкого азота и перегон достроили в срок. В 1995 году поддерживать постоянно текущий участок в нормальном состоянии уже стало невозможно, тоннель закрыли. Линия почти на 10 лет оказалась разорванной, и до 2004 года, пока строили обход, две станции связывал бесплатный автобус. За старыми затопленными тоннелями постоянно следят и время от времени предлагают новые способы их консервации. С плывунами метростроевцы сталкивались и в более поздней истории — достаточно вспомнить, как тонул при строительстве последний участок зеленой линии.

Как объясняет собеседник «Фонтанки», МГТ добивается от комитета созыва научно-технического совета, на котором, вероятно, попытается убедить всех в том, что трассу метро до «Сосновой Поляны» надо смещать. Только после этого город может выдать задание на корректировку ППТ. Кто и за какие деньги будет это делать (если будет) — вопрос; комитет знает, что «Метрогипротранс» предлагал исполнить корректировку самостоятельно и за свой счет. Интерес компании понятен: ей надо выполнять без просрочек и штрафов контракт, за который она долго и мучительно боролась с ЛМГТ. Но еще и так, чтобы этот проект можно было с уверенностью отправить в госэкспертизу, а потом еще и строить по нему.

«Фонтанка» подробно рассказывала о коллизии вокруг одного из крупнейших проектировочных подрядов для городской подземки последних лет, его стоимость составляет почти миллиард рублей. Изначально конкурс выиграл «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ), главный конкурент «Метрогипротранса». М ГТ оспорил это в ФАС и начал упирать на внутрикорпоративные проблемы ЛМГТ и недостаточные полномочия гендиректора. При повторном рассмотрении заявок выиграл уже «Метрогипротранс», а «Ленметрогипротранс» пошел в суды, где разбирательство шло около года. В итоге МГТ остался с контрактом.

Скорее всего, корректировка ППТ запустит цепочку изменений и в другой градостроительной документации, но это для инфраструктурных строек как раз в порядке вещей. Интересно, что и предпроектные работы по участку в свое время тоже выполнял «Метрогипротранс». Так что возникает вопрос: а почему вообще для него сюрпризом стало наличие плывуна прямо по ходу будущего тоннеля? Это может быть связано с тем, что на стадии предпроекта берут архивные данные, которые потом могут не совпасть с результатами уже полноценных проектных изысканий.

Собеседник «Фонтанки» приблизительно показал границы палеодолины, о которых МГТ сигнализирует комитету (оранжевая область на карте). По его словам, такие объекты не несут никакой угрозы наземным объектам, но идти через них на глубине — это отдельная задача.

«На данный момент документация на два начальных этапа работ по линии разработана и готовится к заходу в местную и федеральную экспертизы», — сообщили в МГТ в ответ на вопрос об исполнении контракта, не уточнив, впрочем, о каких этапах речь. По данным «Фонтанки», это как раз отрезок, который к «Петергофскому шоссе» отношения не имеет: инженерная подготовка территории и шахтные стволы на участке от «Брестской» до «Улицы Доблести». Лаконичный тон «Метрогипротранса» говорит о том, что компания, видимо, еще рассчитывает как-то донести свою позицию до комитета в рабочем порядке, а не через публичные заявления.

Кто следит за строительством метро в Петербурге, тот над шутками о неудачно выбранном для Красносельско-Калининской линии цвете не смеется. Но вообще на ней и правда словно клином сошлись все возможные проблемы и родовые черты городской отрасли. Строящийся участок обещано (в том числе президенту) сдать в 2024 году. Люди, близкие к процессу, уже в целом перестали отвечать на вопрос, насколько это реально. Посреди строительства заказчик решил вернуться к ранее предложенной схеме пересадки с «Путиловской» на «Кировский завод». Проект пришлось дополнять и заново отправлять в экспертизу, где он провел несколько месяцев и откуда вышел совсем недавно. Параллельно абсолютно технический контракт на мониторинг строительства пришлось проводить через антимонопольщиков и суды.

Проектировщика участку до «Каретной» тоже нашли не с первого раза, и интрига остается. « Фонтанка» рассказывала, что проигравшая на торгах московская компания «Бустрен РМ» с интересными и не вполне метростроевскими связями не утратила энтузиазма и желания вести переговоры со всеми участниками процесса. Так что в сложный процесс проектирования может зайти нежданный субподрядчик.

Участок до «Сосновой Поляны», как уже говорилось выше, год провел в судах, хотя МГТ утверждал, что вел работы и в тот период за счет собственных средств. Для полноты картины не хватало плывуна на пути проектирования.

Оцените статью
Подорожник