У этого термина существуют и другие значения, см. Шушары.
Если вы захотите доехать до микрорайона Славянка, то наверняка столкнетесь с серьёзной транспортной проблемой. В настоящее время существуют два возможных варианта такого путешествия. Можно либо поехать на автобусе, но при этом большую часть пути вы будете стоять в пробке. Второй вариант – поездка на электричке, что конечно же быстрее. Но электричка не довезёт непосредственно до микрорайона, поэтому снова придётся пересесть на автобус и возможно опять постоять в пробках! Спасительным проектом городские власти считают новую трамвайную сеть «Славянка», которая соединит станцию метро «Купчино» с посёлком Шушары и собственно самим микрорайоном Славянка.
Удастся ли скоростному трамваю решить транспортную проблему и обеспечить жителям районов комфортное перемещение? Разберемся в этой статье!
«Славянка» — это копия «Чижика»?
Большую известность приобрела трамвайная сеть под частным управлением «Чижик», которая находится в Красногвардейском районе. Более подробно о первом успешном сотрудничестве государства и частника мы рассказывали в статье «Любимый трамвай всех урбанистов — «Чижик».
Теперь повторить успех пытается специальная проектная компания ООО «БалтНедвижСервис», созданная с участием группы компаний «АБЗ-1» и Газпромбанк. Трамвайная линия должна пройти от станции метро «Купчино», где в планах построить вокзальный комплекс, далее проследовать в посёлок Шушары и до жилых кварталов Славянки.
По сути своей новая транспортная система напоминает «Чижик». Однако главное, радикальное отличие проекта заключается в том, что «Транспортная концессионная компания», которая занимается «Чижиком», получила уже имевшуюся инфраструктуру. В случае с проектом «Славянка» компании «БалтНедвижСервис» нужно будет построить трамвайную систему с нуля в новых микрорайонах.
Фото — сайт transphoto.org
Шушарский «муравейник» или российский аналог Швейцарии?
После реализации первого этапа проекта, намеченного на 2023 год, путь скоростного трамвая будет проходить до посёлка Шушары. В настоящее время это молодой микрорайон, где ещё двадцать лет назад стояли маленькие пятиэтажные дома и отсутствовала инфраструктура. Потом пришли застройщики во главе с «Дальпитерстроем», и началось строительство многоэтажек, первый дом был сдан в 2004 году.
Сейчас здесь проживает большое количество людей, но инфраструктура всё также отсутствует, а строительство новых зданий не заканчивается. Как же жителям добраться из Шушар в город?
Ещё один способ добраться из микрорайона до города — воспользоваться железнодорожной станцией в Шушарах с электропоездами, которые проходят через «Купчино» и доезжают до Витебского вокзала (ст. метро «Пушкинская» и «Звенигородская»). После начала транспортной реформы нагрузка на электричку увеличилась на 30%. В связи с этим РЖД планирует ввести тактовое движение с 11 декабря.
Фото — сообщество ВК «Типичный Петербург»
Второй этап строительства трамвая «Славянка», окончание которого планируется в 2024 году, даст возможность воспользоваться новым транспортным сервисом жителям города Пушкин, а также новосёлам собственно микрорайона «Славянка». И если у первых на данный момент с транспортной доступностью всё не очень плохо, т.к. станции электрички «Детскосельская» и «Царское Село» расположены в относительной близости, то для вторых имеются только весьма неудобные способы добраться до Петербурга из Славянки: непосредственно на нелегальных маршрутках или с пересадкой на электричку в том же городе Пушкин.
Как видно из вышесказанного, вопрос транспортной доступности стоит остро как для Шушар, так и для Славянки. В начале 2020 года губернатор города Александр Беглов говорил о необходимости улучшения дорожно-транспортной ситуации. Он рассказывал о планах реконструировать существующие улицы и проезды, а также об увеличении количества автобусов на социальных маршрутах. Не обошлось без упоминания скоростной трамвайной линии «Славянка». Строительство путей здесь поможет с перевозкой большого количества людей и обеспечит транспортную доступность. « Трамвай этот нужен, хоть по проекту и есть вопросы, и далеко от метро конечная, и скорость его невысока, но это альтернатива Витебскому проспекту, и в обозримом будущем единственная» — комментирует Ольга Краснова.
Фото — официальный сайт администрации Санкт-Петербурга
Итак, теперь понятно, что проект «Славянка» не копия «Чижика», но тогда получается, что трамвайная сеть на большом протяжении будет дублировать электропоезд по направлению «Витебский вокзал — Купчино — Царское Село – Павловск». Возникает вопрос: зачем трамвай, если есть электричка? Тем более если электрички Витебского направления переводят на тактовое движение?
«Согласно предложенному проекту, некоторое количество километров трамвай действительно будет проходить практически параллельно железнодорожным путям. Но о дубляже в чистом виде речь конечно не идёт. Дело в том, что среднее расстояние между остановками трамвая в несколько раз меньше, чем у электричек, а это значит, что пассажиры трамвая смогут выйти из него на расстоянии шаговой доступности от своего дома. Взгляните на схему, план строительства скоростного трамвая предусматривает обустройство 24-х остановочных пунктов, и это на том же протяжении, где у электропоездов их всего пять!» — объяснил Андрей Мясников, директор Коломенского Музея трамваев, инженер путей сообщения и журналист.
Он также обратил внимание, что именно трамвай позволит жителям новых микрорайонов добраться быстро и комфортно непосредственно от станции метро Купчино без лишних пересадок, а также миновать многочасовые пробки в самих Шушарах. Что способствует экономии времени и денежных средств у жителей.
Другого мнения придерживается Георгий Фролов, руководитель проектов в сфере транспорта, автор телеграмм-канала «Петербуржец в Дептрансе»: «В Шушарах, Славянке и тем более Пушкине уже сейчас существует железная дорога и именно её использование и раскрытие максимального потенциала должно быть в приоритете. Новые магистральные линии, что трамвая, что метрополитена будут её дублировать. Особенно, если речь идёт о заключении концессионного соглашения, где за недополученный пассажиропоток город будет вынужден доплачивать. Может сложиться очень коварная ситуация, в которой и существующая железная дорога будет работать в полсилы, и за дублирующий её трамвай придётся переплачивать».
В целом, по его мнению, проект неудачный и имеет три главных недостатка.
«Взглянув на маршрут, не совсем понятно, кого трамвай будет везти. Складывается впечатление, что трамвай ориентирован не на улучшение доступности существующей застройки, а на дальнейшую застройку прилегающих полей. Трасса проложена, как по западной границе существующей застройки Шушар, так и по краю застройки Славянки. Таким образом, трамвай будет не решать проблемы существующих кварталов, а только способствовать дальнейшему разрастанию далеко не самых благополучных городских окраин, со всеми вытекающими проблемами. Развитие пригородного движения здесь было бы эффективнее, так как стимулировало бы застройку территорий уже обеспеченных инфраструктурой и транспортным каркасом с высоким запасом провозной способности» — аргументирует Георгий Фролов.
Вторая проблема, по его мнению, заключается в плохом расположении конечной остановки трамвая у станции метро ”Купчино”. Предложенная проектом конечная будет находиться далеко от станции, и пассажирам придётся идти в течение 10 минут через не самую располагающую к прогулкам Балканскую площадь. Из-за этого, предполагает эксперт, жители, особенно существующей части Шушар, чаще будут выбирать электричку, которая приезжает в центр города или автобусы, которые довозят прямо к входу на станцию метро «Купчино».
И последняя причина — сомнительная трассировка: выбираясь из Шушар в город, трамвай будет следовать по множеству криволинейных эстакад, что также не отразится положительно на скорости поездки.
Неидеальность маршрута отмечает также и Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra. По его предположениям, концессионер не может проложить пути непосредственно сквозь кварталы Славянки, чтобы как можно больше пассажиров могли дойти до трамвая пешком, из-за проблем с оформлением земельных участков между городом и застройщиками территории. Владимир Валдин также отмечает, что пересадка на предполагаемом вокзале на станции метро «Купчино» будет неудобной и лучше было бы соединить линию с трамвайной сетью в Купчино и продолжить до Московского вокзала.
Эксперт Андрей Мясников соглашается с обоими экспертами в том, что строительство метро экономически неоправданно. « Конечно – говорит он – вопрос пересадки со скоростного трамвая на станцию метро «Купчино», а также на линии городского трамвая надо продумать более тщательно». Однако по вопросу трассировки Андрей Мясников придерживается другого мнения: «Действительно, сейчас кажется, что трамвай в ряде мест проходит по краям посёлков. Но известен эффект, когда транспортные артерии наоборот начинают притягивать к себе новое строительство. Скорее всего так произойдёт и в этом случае. И со временем трамвайная линия окажется в центре жилой застройки. И будет удобна жителям, живущим с обеих сторон от неё».
«Ну, чем я хуже? Я лучше!»
Когда все разрешительные документы были получены, а на территории разбили строительный городок, акционеры концессионной компании “Газпромбанк” и ГК АБЗ-1 подали заявку на частную концессионную инициативу, в рамках которой планируют построить новую линию трамвая из микрорайона Шушары в аэропорт Пулково.
Вообще такая идея кажется инновационной для российских дорог. Как объясняет Андрей Мясников, проекты скоростного трамвая реализовывались во многих городах как бывшего СССР, так и современной России. Но среди них вряд ли есть столь масштабные.
Однако опыт, как отечественный, так и зарубежный, позволяет верить в то, что и этот, новый проект будет весьма успешен. Также эксперт отмечает несомненное преимущество обособленного рельсового транспорта перед автомобильным, как по провозной способности, так и по скорости сообщения. Конечно по аналогии со столицей можно запустить в аэропорт Пулково «Аэроэкспрессы», но такой проект будет требовать значительных капитальных вложений и временных затрат. А скоростной трамвай вполне может справиться с перевозками авиапассажиров, и даже заменить собой «большую» железную дорогу.
Если говорить про своевременность данного проекта, то на данный момент компания возможно слегка опережает запрос. Однако Андрей Мясников прогнозирует, что вследствие немалых предполагаемых сроков реализации проекта, к моменту реального открытия скоростного трамвая линия до аэропорта уже перейдёт в разряд проектов, которые хотели и очень давно!
Напомним, что по сообщению газеты “Санкт-Петербургские Ведомости” часть путей до аэропорта будет построена на основе концессионного соглашения. И следовать они будут от жилых кварталов поселка Шушары до аэропорта «Пулково». Длина пути составит 6 километров. Строительство планируют начать после запуска в эксплуатацию первых двух очередей.
Проект скоростной трамвайной сети «Славянка» выглядит интересно и впечатляюще. Но пока остаются вопросы связанные с его функциональностью. Также из-за меняющихся дат строительства трамвайных путей, люди всё меньше верят в его реализацию. Ранее власти делали громкие заявления на эту тему. Например, весной 2019 года глава администрации Пушкинского района Владимир Омельницкий утверждал, что к 2022 году будет открыта трамвайная линия от станции метро “Купчино” до Шушар. Но обещание не было выполнено. Впрочем, опыт «Чижика» даёт основания полагать, что в реализации данного проекта есть много заинтересованных сторон, что приближает его к воплощению в реальности.
Сооружения и расположение
Станция «Шушары» — наземная крытая с выездом в депо, в Петербурге аналогичным образом устроены близлежащие станции «Купчино» и «Рыбацкое», а также станции «Парнас» и «Девяткино».
За станцией будут расположены перекрёстный съезд и пути в электродепо «Южное».
На юг без удобств. Как будет развиваться станция метро «Шушары»
Два с половиной года прошло после ввода в строй Фрунзенского радиуса фиолетовой ветки метро с конечной станцией «Шушары». Когда станция проектировалась, многие удивлялись, зачем строить ее в чистом поле, в промышленной зоне, на большом удалении от поселка Шушары. Сегодня сомнений в необходимости здесь метро нет, через станцию ежедневно проходят тысячи жителей Колпина. Однако есть и проблемы, в том числе бытовые.
ФОТО Ксении ЯКУБОВСКОЙ
Проектировали и строили «Шушары» на перспективу. Известно, что появление метро дает мощный импульс к развитию всего прилегающего к нему пространства, так было, например, с вводом в строй станции «Парнас», тоже конечной, только на севере города. « Шушары», напротив, самая южная точка подземки. Строительство вестибюля «в чистом поле» объясняется еще и тем, что к нему прилегает электродепо «Южное» — самое современное на сегодня у петербургского метрополитена.
Главное предназначение станции — обеспечить еще один выезд для жителей Колпина в город, и с этой задачей она справляется. К вестибюлю привязана конечная остановка автобусного маршрута № 330, причем маршрута скоростного — до Колпина лишь с одной остановкой «по требованию». Доехав до конечной станции метро и пересев на автобус, жители пригорода уже через 20 минут оказываются дома, для окраинных районов города это благо. Правда, есть одно «но». Путь из центра Петербурга до своих квартир в любом случае у колпинцев занимает не менее часа. Часто приходится ждать и автобуса, интервал движения — 15 – 20 минут. К сожалению, на всем этом пути они не могут воспользоваться туалетом.
— В метро и автобусах туалетов нет — это понятно. Но почему нельзя поставить кабинки у станции метро? Притом что в городе биотуалеты установлены почти у всех вестибюлей подземки, — сетует Алексей, житель Колпина, но работающий в Петербурге и ежедневно преодолевающий путь по маршруту: центр города — станция «Шушары» — автобус № 330 — Колпино.
В будущем самый южный вестибюль подземки собираются сделать транспортно-пересадочным узлом. Однако расположенная неподалеку развязка Софийской улицы и КАД пока не приспособлена для автомобильного доступа к станции, требуется ее расширение. В планах также прокладка от метро до Колпина линии скоростного трамвая. Но все это в перспективе и, видимо, не в самой ближайшей. А вот поставить кабинки туалета у конечной станции метро надо было бы уже «вчера».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7144) от 06.04.2022 под заголовком «На юг без удобств».
Метро в кавычках
У развязки КАД с Софийской улицей, в створе Бухарестской, возводят станцию метро, которую не совсем удачно назвали «Шушарами». Расположенный в промзоне вестибюль надеются использовать как пересадочный узел — своего рода южный аналог «Девяткино». Новое метро призвано улучшить доступность Пушкина, Колпина и, по возможности, поселка Шушары.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Вокруг строящейся станции «Шушары» — автомобильные заводы, ТЭЦ «Южная», другие промышленные предприятия. До ближайшего дома поселка Шушары, который сейчас активно застраивается жильем, около трех километров, и то если по прямой. Но по прямой проехать и даже пройти не удастся, поскольку новостройки отделены от метро железной дорогой Витебского направления.
Бывший член петербургской Топонимической комиссии Андрей Рыжков считает, что название «Шушары» не идеальное, но более подходящего, по его словам, никто предложить не смог. А проектное наименование — «Южная» — нужно было на что-то заменить. При этом эксперт отметил, что с формальной точки зрения название «Шушары» верное. Ведь сейчас Шушарами официально именуется не только поселок у Московского шоссе, в котором растут новостройки, но и обширная территория, куда входят и Славянка, и Пулковское, и Новая Ижора, и Ленсоветовский. Да и промзона, где строится станция, тоже называется «Шушары».
«Учитывая также традицию конечных станций с депо, которые называются по местным микрорайонам — «Рыбацкое», «Девяткино», «Парнас», — остановились на этом варианте», — пояснил «Санкт-Петербургским ведомостям» Андрей Рыжков. Заметим, что в случае с «Парнасом» недоразумений не возникает — там новостройки «Северной долины» строятся совсем рядом.
Строительство метрополитена в Петербурге курирует комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Как заявили нашей газете в КРТИ, расположение станции «Шушары» в промзоне — единственно возможное. Оно связано с созданием на соседней площадке нового депо «Южное». Строительство электродепо необходимо для полноценного функционирования подземки.
Как уточнили в «Метрострое», депо необходимо метрополитену для обслуживания не только Фрунзенского радиуса, но и новых поездов зеленой линии, которые запустят в связи с открытием «Новокрестовской» и «Беговой».
В КРТИ считают, что расположение «Шушар» «является оптимальным с точки зрения доступности для пассажиров». « Транспортная проблема поселка Шушары будет решаться за счет строительства транспортно-пересадочного узла у станции метро и организации движения наземного транспорта от поселка до метро», — сообщили в комитете.
По мнению эксперта, создать пересадочный узел в этом месте с экономической точки зрения оправданно. Раз уж строится депо, то не требуется больших вложений, чтобы разместить перед ним наземный вестибюль. При этом станция будет ориентирована прежде всего на пассажиропотоки из Колпина и Пушкина. Рассматривается возможность задействовать для связи с этими пригородами легкорельсовый транспорт.
Не вполне корректно, считает Баранов, было называть станцию «Шушары», поскольку это вводит людей в заблуждение. Ведь жителям одноименного поселка по-прежнему ближе и проще будет добираться до «Купчино», чем пересекать Московское шоссе, железную дорогу и ехать к «Шушарам».
По словам эксперта, для новоселов было бы, разумеется, удобнее, чтобы прямо среди массовой жилой застройки возвели новую станцию метро. Но с градостроительной точки зрения логичнее тянуть в это место не фиолетовую линию, а синюю. Теоретически ее можно было бы продлить сюда после «Купчино» — так будет ближе всего.
Другой эксперт из СПбГАСУ — профессор кафедры транспортных систем Андрей Горев — считает создание транспортно-пересадочного узла в Шушарах «достаточно перспективным», тем более что сюда собираются вести линию легкорельсового транспорта из Колпина. Пока роль подобного узла этой части города играют в основном станции метро «Купчино» и «Звездная». Условия пересадки пассажиров, которые могут создать в «Шушарах», будут однозначно лучше, полагает наш собеседник. Однако одноименный поселок по-прежнему будет обслуживаться в основном станцией метро «Купчино».
Напомним, станцию «Шушары» собираются открыть вместе с другими новыми метровокзалами фиолетовой линии — «Проспектом Славы» и «Дунайской». Срок завершения работ по контракту — не позднее декабря 2018 года. Но когда именно введут станции, пока не решили. Сейчас обсуждается два варианта: декабрь следующего года и весна 2018-го. Как мы уже рассказывали, вопрос упирается в финансирование.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (5802) от 05.10.2016.