- Проекты метро в царском Петербурге
- Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
- Великая Отечественная война (1941—1945)
- Линии, станции и депо
- Строительство новых линий, станций и депо
- Музейный подвижной состав
- Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
- Многоразовые проездные билеты
- Бесконтактные однократные платежи
- Работа в ночное время
- Доступность для маломобильных групп населения
- Особенности системы информирования пассажиров в поездах
- Съёмки в метрополитене
- Прорыв 1974 года
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 декабря 1996 года
- Обрушение козырька 10 июня 1999 года
- Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
- Теракт 3 апреля 2017 года
- Факты, особенности и технические подробности
- Почему Владимир Гарюгин оставил пост главы метрополитена Санкт-Петербурга
Проекты метро в царском Петербурге
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Динамическая схема развития Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год
Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Административное здание Петербургского метрополитена на улице Одоевского
Станция «Гражданский проспект»
Великая Отечественная война (1941—1945)
Первое продление Ленинградского метрополитена датируется 1958 годом, когда первая (Кировско-Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».
Вторую (Московско-Петроградскую) линию начали строить сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок «Технологический институт» — «Парк Победы» вдоль Московского проспекта, после чего образовался первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт», а также впервые в мире открыта станция закрытого типа — «Парк Победы».
Четвёртую (Правобережную) линию построили в 1985 году.
На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей.
Станция «Комендантский проспект»
К началу 1992 года продолжалось строительство 14 станций на четырёх линиях:
Предполагалось, что в 1994—2004 гг. метрополитен вырастет вдвое за счёт трёх новых линий и 61 станции, однако в условиях нестабильной экономики в эти сроки удалось построить только 6 станций.
Линии, станции и депо
Информационные наклейки на эскалаторе станции «Волковская»
Станция «Площадь Мужества»
Станции по конструкции разделяются на:
«Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту, т. н. «сороконожка».
В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»). Узел «Технологический институт» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
Курсивом обозначены строящиеся станции.
Петербургский метрополитен обслуживается семью (в перспективе — ещё шесть приблизительно до середины 2030-х годов) электродепо. Определить, к какому депо приписан тот или иной пассажирский состав, можно по маркировке номера депо (кроме тех, которые не являются эксплуатационными) у головных вагонов, расположенной в нижней части торцевой стены вагона со внешней стороны справа по ходу движения поезда.
Строительство новых линий, станций и депо
Состав с головным вагоном типа Ема, въезжающий в ТЧ-4
Состав с головным вагоном типа 81-717 в ТЧ-5
Головной вагон 81-540 в ТЧ-5
Состав с вагонами типа НеВа
Состав с вагонами типа Юбилейный в ТЧ-5
Состав с вагонами типов 81-722.1/723./724 .1 на станции «Владимирская»
Состав из вагонов 81-540.1/541.1 на IV пути (в первом колонном зале) станции «Технологический институт»
Музейный подвижной состав
Поезд «Ладога» (не эксплуатировался, переделан в «Оку» на Метровагонмаше для эксплуатации в Московском метрополитене)
Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
Проездной билет Петербургского метро
Транспортная карта «Подорожник»
Для оплаты проезда и провоза багажа используются:
При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира выдаёт чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
Многоразовые проездные билеты
Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт.
Время проезда лимитировано:
Бесконтактные однократные платежи
В 2005 году, в год 50-летия петербургского метро, в петербургском метрополитене начали выпускать коллекционные жетоны. Выпуск таких жетонов обычно приурочен к какой-либо круглой дате в истории метрополитена (юбилеи метрополитена, отдельных его станций или служб), либо к другим круглым датам так или иначе связанным с метрополитеном или его историей. По заведённой традиции, в день юбилея коллекционные жетоны можно приобрести по цене обычного жетона в кассах определённых станций метро и очень ограниченным тиражом. В последующие дни коллекционные жетоны можно приобрести только в составе открытки и по гораздо более высокой цене. Коллекционный жетон можно использовать для прохода в метрополитен, однако из-за его ценности никто так не поступает.
Ниже можно ознакомиться со списком всех коллекционных жетонов, выпущенных в 2005—2022 годах.
Список коллекционных жетонов
Работа в ночное время
Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям
Доступность для маломобильных групп населения
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Подъёмник для инвалидов на станции «Ленинский проспект»
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пять операторов сотовой связи: «МегаФон» (в том числе Yota), «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» и Tele2. Они присутствуют на всех станциях.
Особенности системы информирования пассажиров в поездах
Объявление в поезде метро, озвученное Михаилом Быковым
Объявление в поезде метро, озвученное Вадимом Чернявским
Объявление «Осторожно, двери закрываются!», озвученное Вадимом Чернявским
Съёмки в метрополитене
Часть бюллетеня Роспатента (№ 23; 2021 г.)
Прорыв 1974 года
8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм «Прорыв».
Размыв 1995 года
Состав из вагонов 81-540.7 №№ 10264—10263 на открытии перегона «Площадь Мужества» — «Лесная» 26 июня 2004 года, в котором участвовал также президент России Владимир Путин. Фотография сделана в экспозиции ретро-поезда
Теракт 19 декабря 1996 года
19 декабря 1996 года на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушён взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июня 1999 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции «Восточная» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
10 февраля 2012 года в 18:23 состав, следовавший в сторону «Парнаса» по первому пути, совершил запланированную остановку на «Петроградской», проехав до сигнального знака «Остановка первого вагона», чтобы совместить двери поезда с дверьми станции («Петроградская» — станция закрытого типа). Однако при попытке тронуться далее произошёл сбой пневматического характера в системе торможения, в результате чего поезд простоял около пяти минут на станции до тех пор, пока инструктор не помог машинисту вручную сбросить тормозное давление путём отключения воздухораспределителей в каждом из вагонов. По инструкции, данный состав стал непригоден для эксплуатации и должен был произвести аварийную высадку пассажиров, после чего быть отбуксированным в ближайший ПТО. Тем не менее, машинист с инструктором решили «дотянуть» состав до ПТО вручную при помощи резервного управления, и в 18:28 состав отправился в сторону «Чёрной речки». Поскольку на данном перегоне имеется значительный перепад высот (порядка 15 м), стояночные тормоза не справились с нагрузкой и отказали за 300 м до въезда на станцию, отчего состав проехал «Чёрную речку» без остановки, а позже развил предельную скорость 60 км/ч в сторону «Пионерской». Дежурный по станции, не сумев связаться с аварийным составом, догадался в чём дело и подал сигнал в ПЦБ для отключения питания КР на перегоне. В результате состав снизил скорость, и по инерции доехал до середины перегона, затем поехал в обратную сторону и проехал «Чёрную речку» до упора, а после — опять сменил направление и остановился в тоннеле между «Чёрной речкой» и «Пионерской». Инцидент в СМИ прозвали «американскими горками в Питере». Никто не пострадал. Машинист и инструктор в дальнейшем уволились по собственному желанию.
Теракт 3 апреля 2017 года
Петербургский метрополитен описывается в романе Шимуна Врочека «Питер», «Питер. Война» и «Путевые знаки» книжной вселенной Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Петербургское (Ленинградское) метро запечатлено в художественном фильме «Прорыв», вышедшем в прокат в 1986 году.
Факты, особенности и технические подробности
//
//
Почему Владимир Гарюгин оставил пост главы метрополитена Санкт-Петербурга
Почему Владимир Гарюгин оставил пост главы метрополитена Санкт-Петербурга
Глава санкт-петербургского метрополитена Владимир Гарюгин, занимавший эту позицию ровно 30 лет, покинул должность. Он пережил руководителей города Собчака, Яковлева, Матвиенко, Полтавченко, а вот Беглова не смог. Что случилось? И почему в последние годы питерская подземка постоянно фигурировала в негативном свете?
Владимира Гарюгина называют последним «красным директором» северной столицы. Ныне почетный железнодорожник пришел в метро (тогда и до 1992 года – Ленинградский метрополитен ордена Ленина им. В.И. Ленина) как функционер в 1983 году, а руководителем стал летом 1990 года. Петербургская подземка – вторая по численности станций (их 72, общая протяженность подземных и подводных дорог — 124,8 км) после Москвы в России (и четвертая в Европе). Хозяйство огромное, хлопотное и двойного (военного) назначения, не будем забывать. Место Гарюгина, который имел в определенных кругах прозвище «Андеграунд», занял его многолетний заместитель Евгений Козин.
Метро выдержало 90-е
Так получается, что критиковать проще и интереснее. Чуть нарушим традицию. Несмотря на общую бедность городского хозяйства в 1990-е годы, метрополитен в Санкт-Петербурге работал почти без сбоев. Кто помнит, что творилось с теми же трамвайным или автобусными парками, тот поминает метро добрым словом. Худо-бедно, но в 1990-е возводились и новые станции. Не больше одной в год, но всё же. Отметим и такой факт – до 2014 года именно ГУП «Петербургский метрополитен» выступал заказчиком строительства новых станций. А вот как только эту функцию забрал Смольный – начались бесконечные скандалы с основным заказчиком – компанией «Метрострой». Тут и растраты, и срывы сроков, и большие проблемы с новыми станциями, построенными к чемпионату мира по футболу 2018 года. Пожалуй, именно недоделки на станциях «Беговая» и «Новокрестовская» больнее всего ударили по Владимиру Гарюгину, хотя формально он вроде как ни при чем — строил «Метрострой», а не «Петербургский метрополитен». Но в общественном сознании все равно виновато метро в целом. Еще и потому, что в этом году цена проезда по жетону выросла сразу на 10 рублей, до 55 рублей. Столь резкого повышения не было с 1990-х, при дикой инфляции. К слову, долгое время (до 2018 года) в кассах метрополитена не выдавали чеки при покупке жетонов или карточек. Фактически в метро крутился гигантский черный нал.
«Беговая» и «Новокрестовская» (она будет скоро переименована в «Зенит») должны были стать витринами нового питерского метро. Вместо этого – грандиозный позор. На станциях сломались траволаторы, посыпалась отделочная плитка, выступила ржавчина и т.д. Всего ГУП выставило «Метрострою» 1200 претензий по техническому состоянию станций. Они закрылись на ремонт. Как неформально пояснили в комитете по транспорту горправительства, «вина Гарюгина тут, конечно, не прямая, но именно он принимал эти станции, и по каким-то причинам принял в таком безобразном виде». Конечно, с этим утверждением можно поспорить – как не принять станции, если они специально построены к чемпионату мира, тут ведь федеральная повестка.
УЕФА может пересмотреть формат проведения чемпионата Европы, который перенесен на 2021 год из-за пандемии коронавируса. Планировалось провести соревнования в 12 городах, однако из этого списка могут исключить Санкт-Петербург и Баку.
А вот что точно можно предъявить руководству питерского метро – это протекционизм в отношении некоторых коммерческих компаний. Партнеры «Петербургского метрополитена» — некий закрытый клуб, состоящий из рекламных, клининговых фирм, и, конечно же, производителей подвижного состава. При таких вводных всегда можно заподозрить всяческие системы «поощрений». Если быть пессимистом, конечно.
Был под следствием
Петербургские политологи называют разные причины не совсем добровольного ухода Владимира Гарюгина со своей должности. Но основной посыл – губернатору Александру Беглову непросто находить личный и профессиональный контакт со старой тяжеловесной гвардией. Не случайно, до Гарюгина свои посты покинули другие легендарные питерские «красные директора» — глава ГУП «Водоканал» Феликс Кармазинов (в этом качестве с 1987 по 2016 годы) и глава «Метростроя» Вадим Александров (1991 – 2017 гг.) Такие мастодонты городского хозяйства на всё имеют своё мнение, непререкаемый авторитет среди подчиненных, а потому несколько не вписываются в современную политическую культуру, где шеф априори только один. Александров к тому же сейчас еще и находится под следствием. Сам Гарюгин также был в такой роли. В 2013 году Контрольно-счетная палата Петербурга проверяла детали строительства станции метро «Адмиралтейская» и выявила, что инвестор торгового центра над станцией не компенсировал расходы на сооружение фундамента, как было прописано в контракте. Ущерб, по подсчетам ревизоров, составил 466 миллионов рублей. Дело против Владимира Гарюгина возбудили по 201-й статье — «злоупотребление полномочиями». Однако в 2019 году местный Следком уголовное дело прекратил «в связи с отсутствием состава преступления».
Главным ЧП за время управления Владимиром Гарюгиным метрополитеном стал террористический акт 3 апреля 2017 года между станциями «Сенная площадь» и «Технологический университет. Тогда погибло 16 человек, 103 получили ранения.
Кроме того, 10 июня 1999 года произошло обрушение уличного козырька на станции метро «Сенная площадь», погибли 7 человек. Причина ЧП, по мнению специалистов, – постоянная вибрация при отсутствии генерального ремонта.
Из технологических главной проблемой эпохи Гарюгина был размыв между станциями «Лесная» и «Площадь мужества», который устранялся целых 8 лет.