Как открывали станции петербургского метрополитена

Как открывали станции петербургского метрополитена Подорожник СПБ

Строительство ленинградского метрополитена

Стартуют работы на строительстве второго участка первой очереди ленинградского метро. В ночь на 15 августа началась атака на Ковенский размыв, а уже в конце октября первый тоннель прошел через этот сложный участок.

1957 г.

В начале марта досрочно завершена проходка левого перегонного тоннеля под Невой. Правый перегонный тоннель был закончен через 70 дней. Так в первый раз метро-строители пересекли Неву.

1959 г.

Вступил в строй второй участок Кировско-Выборской линии (станции «Чернышевская», «площадь Ленина»). На Брюссельской выставке ленинградский механизированный щит получил «Гран-при». Такой же награды была удостоена и станция колонного типа «Технологический институт» Первая скоростная проходка на перегоне между станциями «Электросила» и «Московские ворота»: за 6 месяцев щит преодолел 1300 м. Наивысшая среднесуточная скорость – 18 м.


Как открывали станции петербургского метрополитена

1960 г.

Завершены проходческие работы на первом участке Московско-Петроградской линии. Началась отделка станций и вестибюлей, монтаж постоянных конструкций. 13 августа 1960 г. введен в действие второй наклонный ход с вестибюлем станции «Площадь Восстания»

1961 г.

26 апреля по трассе первого участка Московско-Петроградской линии прошли пробные поезда. 29 апреля 1961 г. открыты станции «Парк Победы», «Электросила», «Московские ворота», «Фрунзенская», «Технологический институт-II». Протяженность подземных дорог увеличилась до 20 км. Построен первый пересадочный узел.

1962 г.

Открыт второй наклонный ход ст. « Площадь Ленина» и новый вестибюль на Боткинской улице. Соединены перегонными тоннелями станции «Горьковская» и «Петроградская». Закончено сооружение южного вестибюля и переходных тоннелей станции «Московская». Звания «Заслуженный строитель РСФСР» первыми в Ленметрострое удостоены бригадиры проходчиков А. Ф. Мурашов, Н. А. Твердохлебов, С. А. Сухов, монтажник эскалаторов А. Н. Чурляев, бригадир штукатуров А. Ф. Ушакова.

1963 г.

В строй вступила новая подземная магистраль: «Технологический институт» – «Площадь Мира» – «Невский проспект» – «Горьковская» – «Петроградская».


Как открывали станции петербургского метрополитена

1966 г.

1 июня сдан в эксплуатацию участок метро «Автово» – «Дачное». Впервые метростроители вели трассу на поверхности.

1967 г.

30 апреля введен в строй второй наклонный ход станции «Невский проспект». 3 ноября принял первых пассажиров первый участок Невско-Василеостровской линии со станциями «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская», «Площадь Александра Невского».

1968 г.

Сдан в эксплуатацию второй наклонный ход станции «Гостиный двор». На механизированной проходке перегонного тоннеля «Пл. Александра Невского» – «Елизаровская» установлен рекорд дальности – 3 км.


Как открывали станции петербургского метрополитена

1969 г.

Завершено сооружение третьего участка Московско-Петроградской линии протяженностью 1,7 км, вошла в строй действующая станция «Московская».

1970 г.

Пущен второй участок Невско-Василеостровской линии со станциями «Елизаровская» и «Ломоносовская». На опытном участке впервые пройдены тоннели с тюбинговой железобетонной обделкой, обжатой в породу.

1971 г.

Заложены первые шахты в районе будущих станций «Выборгская», «Лесная», «Площадь Мужества», «Политехническая», «Академическая».

1972 г.

3 февраля осуществлена сбойка с выходом тоннеля на поверхность по трассе между станциями «Звездная» и «Купчино». 25 декабря введены в строй станции «Звездная» и «Купчино», а также электродепо «Московское». Протяженность участка 4,4 км.


Как открывали станции петербургского метрополитена

1974 г.

8 апреля на перегоне у станции «Площадь Мужества» хлынул плывун. Для быстрейшей ликвидации его последствий впервые было применено искусственное замораживание грунтов жидким азотом. Впервые на этом участке тоннели располагались один под другим.

Читайте также:  Простое подключение к Wi-Fi: все, что вам нужно знать

1975 г.

Вступил в строй четвертый участок Кировско-Выборгской линии со станциями «Выборгская» и «Лесная». 31 декабря приняли первых пассажиров станции «Площадь Мужества», «Политехническая», «Академическая». На проходке тоннелей от «Площади Ленина» до «Академической» 4,8 км тоннелей сооружено с помощью нового проходческого щита КТ-1-5,6.

1976 г.

На перегоне «Академическая» – «Гражданский проспект» бригадами ТО-3 установлен мировой рекорд скоростной проходки: пройдено 676 п.м. тоннеля за месяц! Работы велись по методу бригадного подряда. За успехи в скоростном строительстве Ленинградского метрополитена коллектив Ленметростроя награжден орденом Октябрьской Революции.

1977 г.

29 сентября вошел в строй пятый участок Кировско-Выборгской линии: «Ленинский проспект» – «Проспект Ветеранов». Под речкой Красненькой метростроители вели тоннели в кессоне.

1978 г.

Пуск станций «Гражданский проспект» и «Комсомольская» шестого участка Кировско-Выборгской линии, а также депо «Северное».


Как открывали станции петербургского метрополитена

1979 г.

28 сентября вошел в эксплуатацию четвертый участок Невско-Василеостровской линии со станцией «Приморская». В ноябре-декабре на шахте №316 комплексная бригада К. С. Татариновича за месяц соорудила 1070 п. м.готового тоннеля.

1980 г.

Сдан в эксплуатацию второй наклонный ход и первая очередь реконструкции станции «Технологический институт-II».

1981 г.

Результат скоростной проходки, стартовавшей в декабре 1980 г. на шахте No321, на перегоне «Удельная» – «Пионерская» – 1250 м за месяц. Бригада проходчиков ТО-3 под руководством Э. Лубинского добилась наивысшего достижения в практике мирового метростроения. 10 июля 1981 года состоялся досрочный пуск III участка Невско-Василеостровской линии со станциями «Пролетарская» и «Обухово».

1982 г.

На сооружении правого перегонного тоннеля трассы Правобережной линии от станции «Проспект Большевиков» до «Площади Александра Невского-II» суточные показатели механизированной проходки с применением КТ-1-5,6 достигли 20 п.м. 6 декабря введены в эксплуатацию станции «Черная речка», «Пионерская» и «Удельная» Московско-Петроградской линии.


Как открывали станции петербургского метрополитена

1983 г.

Впервые под руслом Невы сооружается тоннель без кессона. С января бригады проходчиков СМУ-17 ведут сквозную проходку левого перегонного тоннеля на Правобережной линии. Впервые комплексной бригадой Н. Панченко (СМУ-15) пройдена 700-метровая затяжная кривая с радиусом 180 м.

1984 г.

Вошли в строй станция «Рыбацкое» и депо «Невское» на III участке Невско-Василеостровской линии. Третий метровокзал совмещен с железнодорожной станцией.

1985 г.

30 декабря – пуск первого участка Правобережной линии, в строю «Площадь Александра Невского-II», «Красногвардейская», «Ладожская», «Проспект Большевиков».

1987 г.

На первом участке Правобережной линии введена в эксплуатацию станция «Улица Дыбенко».


Как открывали станции петербургского метрополитена

Строительство метро «Новочеркасская» Правобережной линии

1988 г.

Сданы в эксплуатацию станции «Озерки» и «Проспект Просвещения» на V участке Московско-Петроградской линии. В Ленинградском метрополитене действует 51 станция, протяженность подземных магистралей превысила 92 км.

1990 г.

Начинается сооружение уникальной двухъярусной станции «Спортивная». Автором уникальной глубинной пересадочной станции нового типа вместе с Н. И. Кулагиным и А. И. Саланом является генеральный директор ОАО «Метрострой» В. Н. Александров, в то время – главный инженер Ленметростроя.

1991 г.

Руководство Ленметростроем принимает Вадим Николаевич Александров. Новый начальник управления строительства «Ленметрострой» начал трудовую деятельность в системе Метростроя в 1963 г. и последовательно прошел все ступени метростроевской биографии – от начальника смены до руководителя ведущей строительной организации Ленинграда. Автор множества публикаций, докладов, рационализаторских предложений и изобретений. Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Заслуженный строитель Российской Федерации, Почетный строитель России, лауреат премии Совета Министров СССР, награжден орденами России и СССР, доктор транспорта Академии транспорта России, доктор транспорта АТ России. Является членом президиума правления и научно-технического экспертного совета Тоннельной ассоциации России.

Как руководителю В. Н. Александрову достался, может быть, самый тяжелый период в истории Метростроя. « Рынок» лишил строительство ассигнований, а строителей – заслуженной оплаты тяжелого труда. Величайшая заслуга В. Н. Александрова в том, что в этих условиях Метрострой сохранился как самостоятельная организация, как боеспособный трудовой коллектив.

Читайте также:  Посетите станцию ​​метро «Беговая» Санкт-Петербурга: современную достопримечательность

30 декабря введен в эксплуатацию второй участок Правобережной линии со станциями «Площадь Александра Невского-2», «Лиговский проспект», «Достоевская», «Садовая» протяженностью 4690 м. Метроплитен передан из Министерства путей сообщения в ведение администрации города.


Как открывали станции петербургского метрополитена

Станция метро «Лиговский проспект» в Санкт-Петрбурге

1992 г.

Путем преобразования государственного предприятия «Управление строительства Ленинградского метрополитена «Ленметрострой» 23 декабря 1992 г. было учреждено ОАО «Метрострой». В июле 1992 г. переименованы станции «Комсомольская» в «Девяткино»; «Площадь Мира» в «Сенную площадь»; «Красногвардейская» в «Новочеркасскую».

На начало 1992 года строительные работы велись на 14 станциях и примыкающих к ним участках. Это шесть станций Приморского радиуса («Адмиралтейская», «Спортивная», «Чкаловская», «Крестовский остров», «Старая Деревня», «Комендантский проспект»), две станции на Правобережной линии («Спасская» и тоннели к «Народной»), станция «Парнас» и депо «Выборгское» на Московско-Петроградской линии и пять станций Фрунзенского радиуса («Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная»).

Среднее время возведения станции метро в Ленинграде – 5-6 лет, поэтому при достаточном финансировании все работы на названных станциях должны были быть завершены не позднее 1997 г., что было бы рекордом в истории строительства Петербургского метрополитена. Однако в связи с осложнившейся экономической обстановкой в стране возникает и серьезное снижение темпов строительства новых участков метро.


Как открывали станции петербургского метрополитена

Станция метро «Обводный канал» в Санкт-Петербурге

1995 г.

Весной 1995 г. резко осложнилась обстановка на перегоне «Лесная» – «Площадь Мужества». Значительно увеличилось поступление воды и песка в тоннели. Гидроизоляция не справлялась, водопесчаная смесь протачивала трещины в стенах и сводах тоннелей. В ночь с 3 на

4 декабря мощный плывун прорвался в нижний тоннель. Пути были затоплены, вода прибывала с каждым часом, пассажирское движение на перегоне было прекращено. Началось срочное возведение бетонных пробок в обоих концах аварийного перегона. Единственным решением, которое позволило бы хоть частично спасти перегон, стало немедленное затопление нижнего тоннеля, с тем чтобы выровнять давление на его внешние и внутренние стенки. Тоннель был затоплен. Однако спасти перегон не удалось. В ночь с 15 на 16 декабря началась закачка воды и в верхний тоннель. Перегон «Лесная» – «Площадь Мужества» прекратил свое существование. Началась восьмилетняя борьба с «размывом».

1997 г.

Сдан в эксплуатацию участок «Садовая» – «Спортивная» – «Чкаловская» Правобережной линии (4,73 км).

1999 г.

Пуск участка «Чкаловская» – «Старая Деревня» Правобережной линии (4,11 км). 3 сентября на Правобережной линии открыта станция «Крестовский остров». Впервые в практике Санкт-Петербурга все сооружение – и подземная станция и ее наземный вестибюль – были выполнены в сборном железобетоне.

2001 г.

1 февраля сдано в эксплуатацию электродепо «Выборгское». Постройка велась ускоренными темпами, чтобы разгрузить депо «Невское», обслуживавшее после «размыва» сразу две линии.

2004 г.

26 июня восстановлено движение на участке «Лесная» – «Площадь Мужества» Кировско-Выборгской линии. Авария на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» произошла в результате разрушительного воздействия плывуна. Перегонные тоннели критически просели, поэтому их пришлось закрыть и затопить.


Как открывали станции петербургского метрополитена

Работа метро во время размыва между станциями Лесная-Площадь Мужества 1995 год

2 декабря движение на участке было прекращено. По проекту Ленметрогипротранса Метростроем было реализовано сложное решение: строительство новых трасс в стороне и на 20 м выше аварийных. 25 мая 2004 г. в от станции метро «Лесная» в сторону «Площади Мужества» прошел поезд, которого горожане ждали восемь с половиной лет – с декабря 1995 г. 26 июня пассажирское движение на аварийном участке было полностью восстановлено.

2005 г.

В апреле открыт участок Правобережной линии со станциями «Старая Деревня» – «Комендантский проспект» (2,66 км).

2006 г.

22 декабря открыта станция «Парнас». В Санкт-Петербурге стало 60 действующих станций.

2008 г.

Пуск первой очереди Фрунзенско-Приморской линии. Метро приросло четырьмя новыми станциями: «Спасской», «Звенигородской», «Обводным каналом» и «Волковской». « Спасская» – первая станция петербургского метро, которая имеет пересадку на две линии.

Читайте также:  Квартира от метрополитена спб


Как открывали станции петербургского метрополитена

Витраж на станции «Адмиралтейская»

2009 г.

7 марта открыта станция «Спасская» Лахтинско -Правобережной линии. Поезда с «Достоевской» стали прибывать к новой станции «Спасская» с переходом на «Сенную площадь» и «Садовую». А участок «Комендантский проспект» – «Садовая» присоединен к Фрунзенско-Приморской линии.

26 декабря открыт наземный вестибюль станции «Звенигородская». На открытии губернатор Валентина Матвиенко отметила, что вестибюль построен в сотрудничестве с коммерческой организацией – компанией «Адамант». Опыт совмещения выходов станций с торговыми и офисными помещениями будет продолжаться. По крайней мере, такие задумки есть по «Адмиралтейской» и «Обводному каналу».

2010 г.

30 декабря открыт наземный вестибюль станции «Обводный канал». Впервые для сооружения наклонного хода станции метрополитена был применен тоннелепроходческий механизированный комплекс немецкой фирмы Herrenknecht, построенный специально для проходки в условиях смешанных грунтов под углом 30 градусов . До последнего времени при проходке использовалась технология заморозки. Новая немецкая технология примерно вчетверо ускоряет проходку и делает ее безопасной для окружающей застройки.

2011 г.

4 апреля открыт пересадочный узел «Садовая» –«Спасская» – «Сенная площадь». В декабре открыта станция «Адмиралтейская». 65-я станция петербургского метро, расположена на углу Малой Морской улицы и Кирпичного переулка. Самая глубокая в России – 96 м. Оформление станции посвящено становлению российского флота в эпоху Петра Великого. Наклонный ход устроен в виде каскада из основной и малой балюстрад эскалаторов, что связано с большой глубиной залегания станции. Для сооружения наклонных ходов применялся новый тоннелепроходческий механизированный комплекс «Аврора» немецкой фирмы Herrenknecht диаметром 10,5 м с активным пригрузом забоя.

Сложность работ по сооружению эскалаторного тоннеля заключалась в крайне неустойчивых грунтах, почти половина трассы ТПМК проходила в условиях плывуна. Вторая трудность заключалась в необходимости сохранить уплотненную застройку Центрального района, где каждый дом является памятником архитектуры. Ситуацию усугубляли также стесненные условия строительной площадки, которая была в два раза меньше, чем требовалось. Проходка велась под углом в 30 градусов и длилась два с половиной месяца. Длина эскалаторного тоннеля составила более 120 м.


Как открывали станции петербургского метрополитена

Станциям метро «Международная» в Санкт-Петербурге

2012 г.

28 декабря приняли первых пассажиров новые станции второй очереди Фрунзенского радиуса «Бухарестская» и «Международная». Две новые станции возведены в кварталах массовой жилой застройки Купчино на юге Санкт-Петербурга. Этот участок Фрунзенского радиуса строили около двадцати лет. В 1990-х гг. из-за отсутствия финансирования работы были заморожены. Строительство было возобновлено в 2005 г.

2013 г.

7 ноября на Сенной площади открылся новый наземный вестибюль станции метро «Спасская». Как и обещали метростроевцы, на год раньше установленного срока. Трудами лучших коллективов Метростроя – ЗАО «СМУ №13 Метрострой», ЗАО СМУ-9 «Метрострой» и многих других – создан полноценный пересадочный узел, соединивший сразу три линии метро. Теперь петербуржцы и гости города могут попадать на узловую станцию сразу, без утомительного перехода через вестибюли «Сенной» или «Садовой».

2014 г.

20 мая 2014 г. генеральный директор Метростроя В. Н. Александров утвердил Положение о конкурсе на лучшую организацию труда по проходке наклонных ходов №1 и №2 станции «Проспект Славы». В производственном соревновании проходчиков участвовали коллективы ЗАО «Управление №10 Метростроя» и ЗАО «Управление-15 Метрострой». Как всегда, победила дружба!


Как открывали станции петербургского метрополитена

Эскалаторный тоннель на станции метро «Проспект Славы»

2015 г.

27 мая, в День города петербуржцы получили прекрасный подарок – второй выход станции метро «Спортивная» и переходной коридор под Малой Невой с Васильевского острова на Петроградскую сторону, оборудованный горизонтальными эскалаторами – траволаторами.

11 июня торжественно завершилась проходка первого в России двухпутного тоннеля метрополитена на строительстве трехкилометрового перегона «Южная» – «Дунайский проспект» – «Проспект Славы» Фрунзенской линии. Сегодня коллектив Метростроя – единственный в России обладатель отработанной технологии строительства двухпутных тоннелей метро.

Оцените статью
Подорожник