Карта метро Лебедева через сто лет — известный продукт Артемия Лебедева, представляющая собой гипотетическую схему Московского метрополитена через 100 лет, которая создана с расчетом на то, что этот вид транспорта будет активно развиваться.
Вот столько станций будет когда-то
ОписаниеПравить
Эта схема была выпущена в 2010 году как юмористический плакат, который можно установить у себя дома.
Схема выполнена на большом чёрном плакате, напоминающем обычную схему метрополитена, но только с количеством станций, увеличенном в три раза. Все реальные станции сохранены, но были также добавлены дополнительные. Несмотря на прошедшие сто лет, на карте есть только две кольцевые линии, также не учтена и Новая Москва.
Появилась Сколковская кольцевая ветка — небольшая ветка в форме восьмерки, раскрашенная в радужный цвет, что символизирует.
Во втором издании плаката были также добавлены линии проекта Метро-2 (правительственные линии метрополитена, существующие в нуждах государства и недоступные для простых пассажиров). Эта линия нанесена с использованием особого вещества, которое светится в темноте.
- название станции Китай-город сделано, внезапно, на китайском.
- есть и станция с весьма забавным названием Новоебенево.
- указана станция метро Купчино, которая располагается в Санкт-Петербурге.
Новый этап дизайна схемы
Дизайн схем метро менялся вместе с развитием метрополитена.
Долгие годы в основе графики схемы лежала логика «кольцо и радиусы»: центр с пересадками внутри Кольцевой линии
и расходящиеся от неё линии-радиусы, которые за границей кольца упрощались до списка станций.
С 2010-х годов станции метро стали активно строиться за пределами центра. В систему метрополитена вошли наземные железнодорожные линии. Усложнение транспортной сети потребовало поиска принципиально новых решений для схемы, поскольку текущая версия перестала отражать реальную географию города.
История схем метро
- Когда линий метро было немного, схему рисовали географично, показывая изгибы тоннелей. Это позволяло легко выстраивать связь между новым транспортным сервисом и картой города.
- Конечные станции всё больше отдалялись от центра, и от географичного отображения линий стали отказываться. Для упрощения графики линии выпрямили.
- Метро подходило всё ближе к МКАД, и за пределами кольца на линиях стали формироваться длинные списки станций. Чтобы сделать списки более компактными, их располагали строго вертикально.
- Дизайнеры сделали попытку отобразить линии метро более географично. Из-за произвольных наклонов такая схема выглядела «сломанной» и использовалась недолго.
- Линии построили по сетке с углом 45°. Параллели линий сделали композицию схемы более гармоничной, но осталась проблема баланса пустых и нагруженных участков.
- В поисках баланса дизайнеры переверстали центр схемы и вернули вертикальные списки станций. Схема стала равномерно заполнять пространство листа.
- В 2013 году прошёл открытый конкурс на дизайн схемы метро. Москвичи выбрали схему Студии Лебедева. Обновление схемы на тот момент было глобальным, и графические решения получили развитие в транспортном дизайне Москвы.
- С открытием МЦК и МЦД схема вновь потеряла визуальный баланс. Из-за двух кругов — МЦК и Кольцевой линии — появились пустоты и перегруженные участки.
География города
Схема метро 2030 показывает транспортную систему города географично.
Линии выходят за границы МКАД и идут к подмосковным городам, поэтому МКАД стал важным акцентом схемы — это граница основной части города. Контур МКАД помогает проще ориентироваться по схеме и рассчитывать время поездки.
Рисунок реальной географии линий выглядит как клубок ниток, в котором очень сложно разобраться. В схеме мы расплели все сложные пересечения в центральной части города и схематично изобразили изгибы линий на окраинах. Такой подход, с одной стороны, помогает разобраться в очень сложной транспортной системе, с другой — позволяет лучше ориентироваться и сопоставлять карту города со схемой.
Кольца теперь не круглые? Почему?
Кольцо — привычная форма для схемы Московского метро. Москва развивается в логике колец — Бульварного, Садового, МКАД и Кольцевой линии метро.
и Большая кольцевая линия
не вписываются в привычную московскую логику. Два новых кольца смещены относительно центра города и пересекают друг друга. В этом и скрывается основная сложность разработки новой схемы.
Кольцевая линия — это, в первую очередь, замкнутый пересадочный контур. Он может быть любой формы. Например, на лондонской схеме метро кольцевая линия (Circle line) своей формой напоминает бутылку, и эта форма хорошо запоминается.
Во время разработки схемы мы проработали множество вариантов для новых кольцевых.
При выборе формы мы учитывали три требования. Схема должна быть: равномерной (без пустот и плотных мест), удобной в использовании и узнаваемой за счёт формы кольцевых.
Мы оставили круглой историческую Кольцевую линию
, но новая кольцевая
стали шестиугольной формы. Такой подход позволил лучше всего учесть перспективу дальнейшего развития метро. Шестиугольники стали основой для применения редкой, но графически элегантной сетки с шагом угла в 60°.
Новая сетка в 60°
Графическая сетка — это невидимые направляющие, по которым строится рисунок. Они формируют композицию.
С 80-х годов в официальной схеме Московского метро используется сетка в 45° — это самый популярный приём в дизайне схем во всём мире. В 1931 году Гарри Бек спроектировал для Лондона первую схему с сеткой 45°. С тех пор этот принцип формирования сеток для транспортных схем стал стандартом.
Для новой схемы метро мы использовали совершенно новый подход к сетке. Вместо четырёх осей под 45°, формирующих рисунок схемы, мы используем только три оси под 60°. Такая сетка позволяет сформировать элегантные и приятные глазу изгибы линий.
Контрастные пересадки
Обозначение пересадки между станциями — один из важнейших элементов транспортной схемы.
На ранних схемах Московского метро пересадки обозначали с подсказками-стрелками, подсвечивая возможность перейти с одной станции на другую.
С годами графика стала упрощаться. С 2013 года пересадки обозначаются «гантелями» — спаренными кольцами с градиентными переходами между цветами. Это хорошо работает в условиях небольшого количества пересадочных узлов.
Усложнение транспортной системы требует более контрастного решения для узловых станций. Для этого мы разработали новый дизайн пересадки — «пилюлю». За счёт контрастной обводки места пересечения линий на схеме считываются намного лучше.
Схема в круге и в квадрате
В Москве с 2015 года обновляется дизайн городской навигации. Все уличные и станционные носители для схемы метро стали круглыми, а классический прямоугольный формат остался в вагонах.
В основу новой схемы легли именно круглые носители; тем не менее, схема легко адаптируется под прямоугольные форматы.
Антрацитовое кольцо метро
Антрацитовый выбран по аналогии с коричневой Кольцевой линией
— контрастный тёмный цвет для пересадочных контуров. В текущей официальной схеме у Большого кольца — бирюзовый цвет
Выбор цветов для линий транспортной системы — сложный процесс, потому что нужно учитывать перспективы развития. Несколько лет назад мы провели исследование по цветовому кодированию диаметров и разработали набор цветов, которые ранее не использовались на схеме метро и хорошо выделялись на фоне существующих линий.
Видео про дизайн знаков Московских диаметров
Схема метро 2030 — это наш взгляд на город, когда сомкнётся Большое кольцо
. Этой работой мы решили начать дискуссию о будущих графических решениях московской айдентики.
Идея сделать московскую схему появилась после успешного проекта создания схемы парижского метро. Многие графические решения, придуманные для Парижа, помогли создать схему для Москвы.