Что такое метро? Известно, что это сокращенная форма слова «метрополитен» — неофициальное название подземного транспорта. Помимо передвижения под землей, существует так же наземное метро. Слово состоит из пяти букв: из трех согласных и двух гласных.
Что такое метро
По одному из самых распространенных определений, метрополитен — это вид электрического подземного транспорта, то есть это железная дорога, по которой постоянно передвигаются поезда. Эта система предназначена для перевозки пассажиров, которая находится на расстоянии от других видов общественного транспорта. Обычно такой вид транспорта является основным для городского общества. Расположен он в туннелях, в основном под землей. Метро отличается от других средств передвижения своей высокой скоростью. При необходимости прокладывают его над землей, рельсы прокладывают на эстакадах. Также этот вид транспорта имеет такое название, как подземка. Метро славится легкой доступностью и регулярной работой. Помимо этого, поезда никак не мешают ни водителям, ни пешеходам, находятся они очень глубоко и поэтому шум от них не бывает слышен на улицах города. Метро включает в себя много различных устройств, например туннельные сооружения, водоснабжение, водосток, эскалаторы. Так что такое метро? Это рейсовый вид транспорта, что славится своей регулярной работой и эффективной работой. За час такой поезд в среднем перевозит по городу около шестидесяти тысяч человек.
Самым лучшим метрополитеном всего мира является метро Лондона. Оно же является самым старым. Нельзя не подметить, что это крупная транспортная сеть, ведь длина ее подземных путей составляет около четырехсот километров, также насчитывается одиннадцать линий и около трехсот станций. Kennington — популярнейшая станция метро в Лондоне.
Шанхайское метро — это длиннейшая подземка, протяженность линий которой составляет около пятисот километров. Очень сложно насчитать, сколько всего линий метро существует в Шанхае, потому что их очень много, поэтому и заблудиться будет нетрудно.
Париж — город романтики, который занимает третье место по качеству метрополитена. Но стоит подметить, что стоимость поездки относительно дороже, чем в других городах.
Известнейшее метро Нью-Йорка по праву можно назвать одним из самых крупных метрополитенов.
И что такое метро в России? Нельзя не сказать про московскую подземку, она является одной из самых красивых во всем мире. Протяженность линий составляет более трехсот километров, а самой красивой станцией признана Киевская.
История создания метро
Что такое метро, нам известно, но какова история возникновения этого транспортного средства? Первая станция была построена в Лондоне в 1863 году, так как инженеры понимали, что на улицах города недостаточно места для удобного передвижения. Длина железной дороги была всего шесть километров. Такой способ передвижения спонсировался компаниями железных дорог, а за первый год метрополитен перевез около девяти миллион человек. В Москве же метро появилось в конце девятнадцатого века, именно тогда впервые начали выдвигаться проекты о создании подземок. Линии были именно окружными, не включая в себя радиальных.
Значение слова
Каково значение слова метро? Это слово английского происхождения. Оно переводится как «столичная». Также нужно сказать, что в Древней Греции метрополиями именовались большие города. Сегодня же это слово редко используют в таком значении.
Род слова «метро»
Для того, чтобы определить род этого существительного, не следует иметь больших знаний. Слово «метро» среднего рода, оно неодушевленное и не склоняется. Также можно подметить, что раньше это слово причисляли к мужскому роду.
Метрополитен — Метрополите́н (фр. métropolitain), или сокращённо метро́ — рельсовый вид городского транспорта, трассы которого проложены отдельно от улиц и, как правило, под землёй. Движение поездов в метро регулярное, согласно расписанию. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена обычно прокладывают под землёй (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах.
- Назначение — пассажирские перевозки в городской среде;
- Электрическая тяга;
- Полная изоляция сети от пересечений с иными видами транспорта;
- Интенсивность движения — не менее 6 пар в час «пик»;
- Совпадение уровня пола вагонов с уровнем платформы.
Эти признаки используются Робертом Швандлем, создателем авторитетного сайта urbanrail.net и автором нескольких книг о метрополитене. Также он предлагает ещё один признак: совпадение уровня пола вагона и перрона, но этот признак не обязателен. Таким образом, подземное расположение трассы, которое зачастую рассматривают как признак метрополитена, в определении не упоминается. Фактически под определение метрополитена подпадает подвесная железная дорога в Вуппертале (она описывается на сайте Швандля как полноценная система метрополитена). В то же время если следовать этим признакам, то на протяжении первых лет своего существования лондонское метро не было полноценным метрополитеном, так как в нём использовалась паровая, а не электрическая тяга. В городах со сложившимися улицами линии метро, как правило, проложены под землёй и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава могут достигать железнодорожных стандартов, хотя обычно уступают им, поезда насчитывают, как правило, 4—8 вагонов. Диаметр тоннелей достигает 5—6 метров (но во многих системах встречаются и более узкие тоннели), предельные уклоны больше, чем на железных дорогах общего назначения, но меньше, чем на трамвае, минимальные радиусы закругления значительно больше трамвайных. Платформы на станциях обычно имеют длину 100—160 м и ширину 5—20 м. Линии метрополитена обычно проходят вдоль градообразующих осей и являются каркасом городской транспортной системы. Стоимость сооружения метрополитена сильно зависит от условий строительства; типичная стоимость километра подземной линии мелкого заложения — порядка 30 миллионов долларов США. В разных странах исполнение и параметры метрополитенов могут варьироваться (например, бывают почти полностью наземные системы), но отличительными чертами метрополитена всегда являются использование электрической тяги, высокая интенсивность и скорость движения поездов, большой пассажиропоток. Размеры метрополитенов находятся в диапазоне от 2-километровой линии «мини-метро» в израильской Хайфе (см. Кармелит) до нью-йоркской системы «подземок» и «надземок» с общей протяжённостью линий более 1300 км. Аналогичными метрополитену по параметрам системами являются разновидности городского электропоезда — наземный S-Bahn («горэлектричка») и надземный эстакадный транспорт («надземка»), которые в некоторых городах называют «наземное метро». Ме́ньшей относительно метрополитена по параметрам преимущественно надземной или наземной системой является лёгкое метро (разновидность легкорельсового транспорта). В ряде случаев эти системы официально или неофициально также называют «метро».
История метрополитенов
Отправной точкой в истории строительства метрополитена, стало изобретение в 1814 году английским инженером Марком Брюнелем тоннелепроходческого щита, ставшего впоследствии наиболее эффективным средством метростроения во всём мире. Идея возникла при наблюдении за морским моллюском-древоточцем, пробуривавшим своей раковиной отверстия в обломках затонувших кораблей. В патенте 1818 года, выданном Брюнелю, была механическая копия такого червя для бурения тоннелей со сборной тюбинговой отделкой, размещённой по спирали. Это был прообраз будущих механизированных щитов.
В 1814 году царь Aлександр I, как признанный победитель в войне с Наполеоном, был с почётом принят в Лондоне. В английской столице императору представили наиболее выдающихся деятелей Англии, среди которых был член Лондонского королевского общества Марк Брюннель. Речь зашла о необходимости шоссейной переправы через Неву в Петербурге, в результате с Брюнелем был заключен контракт на её проектирование. Начатую в 1814 г. работу он передал российским заказчикам в начале 20-х годов в двух вариантах: мостовом и тоннельном. Но воплотить своё гениальное изобретение в России Брюннелю не удалось. Лишившись поддержки скончавшегося в 1825 году Александра I он остался в Лондоне, где переработал чертежи применительно к условиям Темзы.
Метро, в том виде, в котором мы представляем его сейчас, было придумано лондонцем Чарльзом Пирсоном, который в 1846 году представил свой проект Королевской комиссии по делам столичных железных дорог. В 1853 году была создана компания North Metropolitan Railway Co, и со значительным опозданием из-за финансовых неурядиц в январе 1860 года на Истон Сквер был прорыт первый тоннель.
10 января 1863 года в 6 часов утра, произошло главное событие в истории метростроения — пуск первого 3,6 км подземного участка внеуличной железной дороги. На линии было 7 станций, включая конечные «Фаррингдон» и «Паддингтон», а поездка длилась 33 минуты. Вагоны имели газовое освещение, которое, по сообщениям «Дейли Телеграф», было настолько ярким, что можно было без труда читать газету. В день открытия шесть локомотивов, тянущих по четыре вагона, отправлялись через каждые 15 минут и сделали в общем итоге 120 поездок в обе стороны, перевезя за это время 30 тысяч пассажиров. В 1863 году практическая целесообразность движения превзошла все ожидания, и в том же 1863 году было принято решение о строительстве в Лондоне кольцевой линии протяжённостью 30 км. Она открылась 1 октября 1868 года, и пересекалась с первой веткой на станции «Сауф Кенсингтон», так что впервые появилась возможность пересесть с одной подземной трассы на другую. Первой электрифицированной веткой метро была лондонская линия Сити Сауф, открытая официально 4 ноября 1890 года, когда принц Уэльский впервые совершил подземное путешествие от станции «Кинг Уильям Стрит» до станции «Овал».
Оплата на этой линии была постоянной, не зависящей от дальности поездки, и составляла 2 пенса. Сорокачетырехколесные локомотивы весом 12 тонн тянули за собой три вагона со скоростью 11,5 миль в час. Первая схема линий метрополитена, на которой они были обозначены разными цветами, появилась в 1908 году в результате усилий Альберта Стенлея (позже лорда Эшфилда) по объединению линий метро в единую сеть. В том же году было продано 6 миллионов экземпляров схемы.
Интерес к новому виду внеуличного транспорта и одновременно настороженность к перспективе — испытывать удушье в тоннелях появились во многих странах, в том числе и в России.
В 1900 году в Париже построена первая электрифицированная линия метро. Активное участие в пуске этой линии принимал русский инженер, впоследствии пионер отечественного метростроения С. Н. Розанов. Наступило время строительства подземных линий в других городах мира: Берлине, Гамбурге, Токио. Началась подлинная борьба за право строительства метрополитена в Петербурге и Москве.
Метрополитен, который чаще называют просто «метро», — городская сеть подземных железных дорог, по которой курсируют поезда внутригородского транспорта, используемые для перевозки пассажиров.
Метрополитен – это преимущественно подземный вид транспорта, что отличает его от наземного внутригородского. Для него характерна регулярность движения и соответствие графику прибытия и отбытия поездов, довольно высокая скорость (до 80 км/ч), большой пассажиропоток. Наиболее частый вариант прокладки линий метрополитена – подземный тоннельный. Иногда метро выходит на поверхность. Глубина залегания тоннелей и станций различна даже в пределах одного и того же метрополитена.
Сколько вагонов в метро? Попробуем разобраться.
Распространение в мире
Самыми протяженными являются Шанхайский и Пекинский метрополитены, а рекордсменами по объему перевозки пассажиров — Пекинский, Токийский и Московский. Наиболее распространен городской подземный транспорт в Западной Европе и Восточной Азии. Практически не развит в Африке и совеем отсутствует в Австралии и Антарктиде. Метрополитен позволяет экономить городское пространство, снижает транспортный наземный поток и загрязнение воздуха. Это очень актуально в том числе и для Москвы.
Структура поезда метро
Поезда метрополитена различаются внешне, внутренне, а также длиной и техническими характеристиками. Электропоезд метро отличается монолитностью и состоит всего из нескольких вагонов. Из них 2 вагона по краям являются головными, которые включают в себя кабины для водителей и электродвигатель. Между ними находятся от 1 до 6 промежуточных вагонов, используемых исключительно для перевозки пассажиров.
Длина вагона метро, как правило, больше, чем у трамвая, но меньше, чем у поезда. У разных марок она может быть различна. Так, у обычных советских и российских вагонов она составляет около 20 метров, а у модели «Русич» — 27-28 метров. От длины вагона во многом зависит и ответ на вопрос о том, сколько вагонов в метро.
Питание электропоездов метро производится от сети постоянного тока, подключенной к третьему (контактному) рельсу, напряжение в котором составляет 750 – 900 В. Ширина колеи путей на территории бывшего СССР равна 1 520 мм.
В зарубежных странах поезда метро могут работать в автоматизированном режиме, что позволяет уменьшить число сотрудников.
Виды станций
Станции метро используются для входа и выхода пассажиров из вагонов, а также для размещения пассажиров, ожидающих прибытия состава. Конструкции станций различны: они могут быть односводчатого, пилонного, колонного и смежного типа. Если пути располагаются по обоим краям станционного зала, то такие станции называют островными, а если с одной стороны, то береговыми. В бывших социалистических странах станции часто бывают оформлены в различных архитектурных стилях.
Что касается тоннелей, то они могут быть однопутными, двухпутными, Но чаще всего бывают однопутными. В этом случае под землей проложено 2 тоннеля. По характеру сечения они могут быть округлыми или прямоугольными.
Сколько вагонов в составе метро Москвы?
Максимальное количество вагонов в составах Московского метрополитена составляет 8 единиц, а минимальное – 3. Лимит числа вагонов обусловлен длиной платформы станций, через которые проходит данный состав. Также он зависит от интенсивности пассажиропотока. Из-за различий длины вагонов у разных составов их число зависит и от производителя. Например, на Филевской линии Московского метрополитена используют разные типы составов, где число вагонов колеблется от 4 (для составов «Русич») до 6 («Еж»). То, сколько вагонов в поезде метро в Московском метрополитене, зависит и от линии. Для сравнения, рассмотрим длину поездов на некоторых из них:
- «Бутовская» – 4 вагона;
- «Каховская» – 6 вагонов;
- «Сокольническая», «Солнцевская» – 7 вагонов;
- «Замоскворецкая», «Таганско-Краснгопресненская», «Серпуховско-Тимирязевская», «Калужско-Рижская», «Калининская», «Люблинская» – 8 вагонов;
- «Арбатско-Поскровская», «Кольцевая» – от 5 до 7 вагонов.
А сколько вагонов в составе метро всего? В сумме в Московском метрополитене числятся 5 314 вагонов, а на линиях курсируют 3 656 вагонов, в часы пик – чуть больше.
Заключение
Таким образом, мы попытались ответить на вопрос: сколько вагонов в метро Москвы и от чего это количество зависит. Оказывается, на разных линиях оно не одинаково. Поэтому ответ на вопрос о том, сколько вагонов в метро, зависит от конкретной линии метрополитена.
Действует в Москве с 15 мая 1935. Первые предложения о сооружении в Москве железной дороги для внутренних пассажирских перевозок относятся к началу XX в. Общество Рязанско-Уральской железной дороги в 1901 представило проект, разработанный инженером А.И. Антоновичем. Предполагалось построить наземную кольцевую дорогу в пределах города с диаметральным тоннелем между Трубной площадью и улицей Ильинкой и пятью линиями от кольца к Центру. Затем проект был пересмотрен при участии инженеров Н.И. Голиневича и Н.П. Дмитриева. Новый вариант предусматривал строительство кольцевой линии по контуру Камер-Коллежского вала, от которой отходили радиальные линии к Центральному вокзалу в Александровском саду.
Намечалось построить 4 радиуса: Тверской (Театральная площадь — Петровский парк), Покровский (от Центрального вокзала через Каланчёвскую площадь к Черкизову), Замоскворецкий (от Центрального вокзала под Москвой-рекой и Водоотводным каналом к Данилову монастырю) и Арбатский, который через Плющиху выходил бы к Новодевичьему монастырю. Конечные станции предполагалось объединить в кольцо, а позже от каждой должны были протянуться линии к Окружной железной дороге. Проект не рассматривался в официальных инстанциях.
В 1902 инженер и предприниматель П.И. Балинский при участии инженера Е.К. Кнорре разработал новый проект метрополитена и представил его Городской думе. Иллюстрации к проекту выполнил художник Н.Н. Каразин. Общая протяжённость линий должна была составить 105 км; предполагалось построить 28 эстакад для наземных участков и несколько тоннелей. Центральный вокзал должен был располагаться вблизи Красной площади. Первый радиус должен был пройти в направлении Брестского (Белорусского) вокзала и далее на Петровско-Разумовское у Окружной железной дороги. Вторая очередь предусматривала строительство одного радиуса от Центра через Каланчёвскую площадь на село Алексеевское, также на пересечении с Окружной железной дорогой, и другого радиуса — в Черкизово, куда намечалось проложить монорельсовую дорогу и эстакаду, чтобы как можно меньше нарушать городскую застройку и пересечь р. Яузу. В третью очередь были включены линии от Зубовской, Кудринской и Калужской площадей до кольцевой железной дороги. Проект отличался высоким уровнем инженерных решений, но в Думе вызвал бурю протестов. Дума постановила: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать».
Не были приняты и другие предложения (в 1903 — проект К.В. Трубникова и инженера К.К. Руина; в 1912 — проект группы авторов во главе с инженером Г.Д. Хофманом). В 1918 архитектор Б.С. Сакулин предлагал в ходе перепланировки городских улиц построить линии метрополитена, которые связали бы Центр с железнодорожным пригородным движением.
Схема метрополитена была разработана в 1922 специалистами Службы коммунального хозяйства. Сеть метрополитена включала 12 радиусов, то есть шесть диаметральных линий (Дорогомиловско-Преображенская, Всехсвятско-Богородская, Даниловско-Марьинская, Пресненско-Рогожская, Хамовническо-Петровская, Калужско-Лефортовская), две кольцевые линии (Садовое и Бульварное кольца) и два полукольца, вытянутых с севера на юг и с востока на запад. Этот проект также не был официально одобрен. В 1924 в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. Группа авторов (инженеры С.Н. Розанов, К.С. Мышенков, М.Н. Мошков, А.И. Горьков, В.Г. Цырис и др.) под руководством В.Л. Николаи в 1925—30 разработала проект сети метрополитена из четырёх диаметральных и одной кольцевой линий, который был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) «О строительстве в г. Москве метрополитена с 1933 г.» (15 июня 1931). В 1932 был подготовлен рабочий проект в техническом отделе Метростроя (с 1933 Метропроект). В работе приняли участие также английские, немецкие, французские инженеры.
Весной 1932 развернулись подготовительные работы к строительству метрополитена и одновременно началось обучение строителей и эксплуатационников. На городских улицах и площадях появились лозунги: «Даёшь метро!». Был объявлен всесоюзный набор молодёжи для работы в Метрострое. В строительстве приняли участие шахтёры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы. Более 500 предприятий освоили производство новой техники, поставляли для метрополитена эскалаторы, вагоны, насосы, вентиляторы, рельсы, проходческие щиты, цемент, мрамор, гранит, полудрагоценные и поделочные камни, стальной прокат, медные листы, светильники.
Плотная городская застройка, подземные коммуникации, реки (Неглинная, Яуза, Ольховка, Чечера, Рыбинка, Ольховец), которые пересекали подземные трассы, осложняли строительство. Тем не менее сооружение первой очереди метрополитена было завершено к октябрю 1934; было пробито 16,8 км тоннелей. Первый пробный поезд прошёл по участку «Комсомольская» — «Красносельская» — «Сокольники». По всей трассе от «Сокольников» до «Парка культуры» поезда проследовали 5 февраля 1935. 15 мая 1935 началось пассажирское движение поездов через все 13 станций (с ответвлением к «Смоленской»). В день пуска было перевезено 370 тыс. человек.
В результате ввода в эксплуатацию второй очереди метрополитена 20 мая 1937 («Смоленская» — «Киевская», длина 1,7 км) и в марте 1938 («Площадь Революции» — «Курская», длина 3,6 км) линии «Сокольники» — «Парк культуры» и «Курская» — «Киевская» стали действовать самостоятельно. Пуском линии «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» (длина 9,6 км) завершена вторая очередь (1938).
Строительство третьей очереди метрополитена велось в годы Великой Отечественной войны. Общая длина проложенных линий 14,8 км. В 1943 были пущены станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), в 1944 — «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская» (ныне «Семёновская»), «Измайловская» (ныне «Измайловский парк»). Началось сооружение Кольцевой линии — четвертой очереди метрополитена. С конца лета 1941 станции метрополитена служили убежищем жителям города во время бомбёжек. На некоторых станциях размещались государственные учреждения, в вагонах работали медпункты. Мастерские метрополитена выпускали оружие и боеприпасы, ремонтировали танки. На деньги метростроевцев и работников метрополитена был построен и передан фронту бронепоезд «Московский метрополитен». Метростроевцы и работники метрополитена принимали участие в восстановлении железных дорог, вокзалов, шахт, депо и других предприятий, строили заградительные сооружения на линии фронта. Более 1300 человек ушли на фронт, свыше 900 получили боевые награды, 27 удостоены звания Героя Советского Союза.
В марте 1954 закончилось сооружение Кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы. Кольцо замкнулось с открытием станций «Белорусская-кольцевая» и «Парк культуры-кольцевая». Позже на Кольцевой линии появился ещё ряд пересадочных станций на радиальные направления. В 50—60-х гг. получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Сокольническая линия продлилась до Преображенской площади в одну сторону и на юго-западе к Ленинским (Воробьёвым) горам и Университету — в другую. Калужско-Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Замоскворецкая линия пришла к Речному вокзалу на северо-западе В конце 60-х гг. станции метрополитена появились в районах улицы Каховки, на Каширском шоссе, Варшавском шоссе, в Коломенском. Арбатско-Покровская линия дотянулась до Щёлковского шоссе. В 1961—65 добавилось 5 станций на Филёвской линии. В 1962 появились новые станции на Калужско-Рижской линии в сторону Черёмушек. В 1966 до Выхино продлилась Таганско-Краснопресненская линия. В противоположную сторону эта линия увеличила длину в 1972—75, когда были введены в эксплуатацию участки от станции «Баррикадная» до станции «Пролетарская». В конце 1979 начали ходить поезда по новой Калининской линии, связавшей район Таганки с Новогиреевом. Дальнейшее развитие это направление получило в 1982, когда открылась станция «Третьяковская».
В 80-х — начале 90-х гг. продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Тёплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми. В начале 90-х гг. значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). В 1995 начала работать Люблинская линия, на которой введены в эксплуатацию 6 станций — от Курского вокзала («Чкаловская») до района Печатников.
Правительством Москвы принято постановление «О схеме развития Московского метрополитена до 2010 года», которое предусматривает продление и реконструкцию действующей радиально-кольцевой системы линий и строительство новых линий. Будут строиться Митинская и Строгинская линии, продлеваться Люблинская, Калининская — в Новокосино, Серпуховско-Тимирязевская — в Бутово и Северный район, Сокольническая — в Гольяново и до Киевского шоссе, Замоскворецкая — до Химок и Братеева, Калужско-Рижская — в Мытищи, Таганско-Краснопресненская — в Жулебино. Начнутся проектирование и строительство системы новых линий с улучшенными технико-экономическими параметрами для обслуживания удалённых от Центра районов Внуково, Солнцево, Лосиноостровская, Бирюлёво, Бутово, Новоподрезково, Ховрино, Люберцы и районов формирования общегородских центров на границе Центрального административного округа — Парк Победы, деловой центр «Сити», Савёловский вокзал, Марьина роща, Лефортово, Кузьминки, Авиамоторная улица, Волгоградский проспект, Автозаводская улица, площадь Гагарина. Планируется построить 168 км новых линий и довести протяжённость сети до 420 км. Прогнозируемый годовой объём пассажирских перевозок 4—4,5 млрд. человек.
Литература: Мы строим метро. История, настоящее и будущее, М., 1983; Московский метрополитен, М., 1997.
Поговорим еще об этимологии. В Лондоне изначально линии метрополитена строились и эксплуатировались компаниями, конкурируя с друг-другом, так что слово “Metropolitan” осталось торговой маркой одной из них, со временем и переходом всех линий под муниципальный контроль, осталось лишь названием одной из них.
Как термин, описывающий все линии подземного транспорта, прижилось слово “Underground” так как слово “Subway” уже активно использовалось для лондонских канализационных коллекторов.
Метро, оно же «Метрополитен», получило свое название от английского слова “Metropolitan”, т.е. «городской/столичный» — именно так была названа первая линия в городе, открытая в 157 лет назад 1863.
В самом прямом смысле, это была городская железная дорога, исключительно мелкого заложения и с немалым количеством открытых участков проложенных чаще в выемке, нежели в тоннеле, так как эксплуатировать последние с паровозным дымом было проблематично.
Лишь спустя 27 лет, в 1890, в Лондоне открыли первой участок истинной “Tube” («трубкой») – тоннелей глубокого заложения уже с электрической тягой. Изначально, на линиях «трубы» планировалась канатная тяга (как на тех-же канатных трамвайчиках в Сан-Франциско), но в последний момент возникли проблемы с подрядчиком, и на линии было решено попробовать на тот момент еще экспериментальную технологию с электротягой.
Надо заметить, что тогда это были маленькие электровозы, нежели привычные нам в метрополитенах электропоезда.
Но в шотландском Глазго, а также Бостоне и Нью-Йорке за океаном, такой неприятной ассоциации не было, так что в этих городах слово Subway прижилось именно за транспортной системой.
Тем временем, в неанглоязычных Венгрии и Франции, названия строящихся подземок Будапешта и Парижа решили перенять именно от той знаменитой Metropolitan Line, так вот и появилось слово «Метро».
Более конкретно, при строительстве парижского метрополитена было решено создать отдельную компанию, которая получила название Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris. Слово «mеtropolitain» во французском языке носило нарицательное значение «столичный».
Постепенно, слова «метрополитен» и «метро» приобрели значение городской внеуличной железной дороги во французском языке, а потом в таком качестве пришли и в другие языки, в том числе и русский.
Собственно, и более поздние метрополитены в англоязычных странах (например систему в Вашингтоне, открытую в 1976) уже тоже окрестили “Metro” т.к. этот термин был более, ну скажем, «современным» и «европейским» чем слово “subway”, которое ассоциировалось с, прежде всего, не самой эстетичной на тот момент подземкой Нью Йорка.
Добавить про метро мужского рода.
Для жителя мегаполиса метрополитен – это привычный способ передвижения на работу, в гости или просто на прогулку. Никто и не задумывается, какова история создания метрополитена, что означает это слово и как оно произошло. Узнать об этом будет очень познавательно и интересно.
А что же это такое?
Метрополитен – это один из видов городского общественного транспорта, работа которого осуществляется за счет движения поездов по рельсам. Рельсовые трассы проходят, как правило, под землей. Но есть такие виды метрополитенов, в которых движение комбинированное: часть пути поезд следует в тоннеле, а часть рельсовой трассы проходит по земле. Движение в метро стабильно частое, чтобы поезда успевали справляться с нагрузкой в виде большого количества людей. В часы повышенного пассажиропотока интервалы между движением поездов сокращаются, чтобы избежать толпы. Скорость поездов может варьироваться в зависимости от страны, города и прочих факторов. Существуют как высокоскоростные поезда, так и с обычной скоростью.
Признаки метро
Метрополитен — что это такое? Главные признаки, отличающие подземку от других видов общественного транспорта, ввел Роберт Швандлем, который создал целый сайт и написал несколько книг, посвященных метрополитену.
- поезда метро можно встретить только в городах;
- поезда обязательно должны быть оснащены электрическим приводом;
- используется для больших потоков пассажиров;
- рельсовая трасса строго отделена от других видов транспорта и нигде с ними не пересекается;
- уровень перрона и пола в вагоне совпадает (этот признак второстепенный).
Парадокс в том, что если следовать всем этим признакам, то метро в Лондоне в первые годы своего существования не подходило под определение «метрополитена» по причине того, что поезда в нем передвигались на паровой тяге.
Семантика слова
Приведем несколько значений слова метрополитен из разных словарей.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова:
Метрополитен – это подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова:
Метрополитен – это подземная, наземная или надземная (на эстакадах) городская электрическая железная дорога.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой:
Метрополитен – это вид городского пассажирского транспорта в виде рельсовой городской электрической железной дороги (обычно подземной).
Как видно из описания, значение слова соответствует вышеописанным признакам метрополитена: везде указывается на электрическую железную дорогу.
Происхождение слова
Название «метрополитен» (метро, подземка) общепринято в большинстве стран. Происхождение слова связано с компанией, которая построила первую железную дорогу в Лондоне. Компания носила название Metropolitan Railway, что означает «столичная железная дорога».
В 1900 году в главном городе Франции произошло открытие первой линии метро. Компания, которая эксплуатировала дорогу, называлась Compagnie du chemin de fer Métropolitain de Paris. Входы и выходы со станций обозначали словом Métropolitain, отсюда и французское происхождение слова «метрополитен». В русском языке слово «метро» принадлежит к среднему роду, но еще до 20-х годов XX века употреблялось в мужском роде.
История подземки
Как было сказано ранее, первую железную дорогу построили в Лондоне: на улицах было слишком много гужевых повозок, и метро стало решением этой проблемы. Рельсовая трасса протяженностью 6 километров была сооружена и открыта в 1863 году. Железнодорожные компании частично финансировали ее, так как нужен был постоянный доступ к центру Лондона.
В 1890 году в английской столице открыли первую рельсовую трассу на электрической тяге. Подземные линии пользовались большим спросом среди населения, поэтому их нужно было как можно быстрее расширять. Так, спустя 10 лет на электрическую тягу было поставлено около 200 километров рельсовой дороги.
В Европе также занимались строительством метрополитена, к началу XX века было сооружено множество коротких подземных линий. Первая смешанная сеть рельсовых дорог появилась в городе Глазго в 1880 году, линии были с канатной и паровозной тягой.
В 1896 году на европейском материке открыли первый метрополитен в Будапеште, протяженность его была всего 3,7 километра. А в 1902 году в Берлине запустили «У-Бан», так называлось метро.
Первый метрополитен в США – это Тремонтстритская подземка, — был открыт в Бостоне в 1897 году. Его протяженность составляла всего два километра, но это значительно освободило город от трамваев.
Самые-самые подземки
Самым длинным по протяженности метрополитеном в мире считается американская подземка в Нью-Йорке. Общая длина рельсовой трассы составляет 1 355 километров, а количество станций метрополитена равно 468. Нью-Йоркское метро необычно тем, что более трети маршрутов идут не под землей, а на поверхности, хотя они и никак не пересекаются с остальным общественным транспортом. Ежедневно метро пользуются более пяти миллионов человек.
Токийское метро занимает первое место по загруженности среди метрополитенов мира. В схеме метро Токио довольно сложно разобраться обычному туристу: здесь тринадцать линий, на которых организованы 290 станций. В Токио метро пользуются даже чиновники и люди, имеющие не один автомобиль в своем распоряжении, потому как этот вид общественного транспорта признан самым быстрым и позволяет избежать пробок.
Интересный факт: в метрополитене Токио есть женский вагон, который расположен в конце состава, и там почти никогда не бывает давки.