- Прорыв 1974 года
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 декабря 1996 года
- Обрушение козырька 10 июня 1999 года
- Энергоавария 20 августа 2010 года
- Теракт 3 апреля 2017 года
- Права лиц с ограниченными возможностями
- Многоразовые проездные билеты
- Бесконтактные однократные платежи
- Проекты метрополитена для столицы Российской империи
- Проектирование и начало строительства
- Великая Отечественная война
- Страницы из истории Петербургского метрополитена
- Съёмки в метро
- Новые отделочные материалы для сводов станций
- Строительство новых линий, станций и депо
- Реконструкция наклонных ходов и вестибюлей станций
- Новые отделочные материалы для сводов станций
- Строительство новых линий, станций и депо
- Реконструкция наклонных ходов и вестибюлей станций
- Жетоны других городов
- Прорыв 1974 года
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 декабря 1996 года
- Обрушение козырька 10 июня 1999 года
- Энергоавария 20 августа 2010 года
- Теракт 3 апреля 2017 года
- Многоразовые проездные билеты
- Бесконтактные однократные платежи
- Длина сети и пассажиропоток
- Жетоны других городов
- . Петербургский метрополитен является самым северным и самым западным в России ; станция « Парнас » — самая северная станция метрополитена, « Беговая » — самая западная. Для строительства вестибюлей станций в советское время был снесён ряд церквей ( Знаменская , Спас-на-Сенной , церковь Косьмы и Дамиана ). С 27 мая 2015 года — первый метрополитен в России, оборудованный траволаторами , расположенными в тоннеле под Малой Невой, являющемся частью второго выхода станции « Спортивная ». Формат голосовых объявлений В Петербургском метрополитене, в отличие от других метрополитенов постсоветского пространства, используются не поездные, а станционные автоинформаторы, устанавливающиеся непосредственно на путях станции. Система УПО независима от машиниста — объявления по прибытии и при отправлении поезда включаются автоматически. Но станционные информаторы имеют ряд недостатков: речь диктора звучит нечётко, а при поломке УПО на конкретной станции машинисты всех поездов, работающих на линии, вынуждены объявлять станцию самостоятельно. От УПО также работают «бегущие строки» в поездах Московско-Петроградской и Фрунзенско-Приморской линий, в силу технических особенностей показывающих информацию только по прибытии и после отправления со станции. Работа в ночное время Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям В 2011 году петербургский урбанист и дизайнер Коля Чуз запустил независимое маркетинговое исследование «Метро ночью» на сайте MetroNochyu.ru , с целью определения экономической целесообразности работы Петербургского метрополитена в ночное время. Это разогрело общественный интерес к теме ночного транспорта в городе. Инициатива лоббирования ночного метро вскоре была поддержана молодёжным объединением партии «Яблоко» и движением «Весна» . На сайте Metro24.ru был организован сбор подписей под петицией. Уже к лету 2012 года властями Санкт-Петербурга был реализован компромиссный вариант — пять ночных автобусных маршрутов, дублирующих линии метрополитена. Однако власти отрицают, что запуск автобусных маршрутов связан с предшествующим общественным резонансом, и позиционируют это решение как самостоятельную инициативу. Новый год (с 31 декабря на 1 января) Рождество Христово (с 6 на 7 января) Православный праздник Пасхи Праздник Весны и труда (с 1 на 2 мая) День Победы (с 9 на 10 мая) Ночь музеев День города (27 мая) Праздник выпускников « Алые паруса » В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пяти операторов сотовой связи: « МегаФон » (в том числе «YOTA»), « Мобильные ТелеСистемы », « Билайн » и Tele2 . Они присутствуют на всех станциях. Skylink не может провести сотовую связь в метрополитене, потому что необходимо использовать сигналы точного времени навигационной системы GPS, а под землей это возможно только с большими материальными затратами. Вся внутренняя навигация в Петербургском метрополитене производится по номерам линий (напр. « переход на третью линию »). Полные наименования линий используются сугубо в официальной документации, в то время как среди пассажиров преобладает неформальный стиль называть линии по цветам. Информационные наклейки на эскалаторе станции « Волковская » С момента открытия и до 1991 года логотип Ленинградского метрополитена отличался от московского только цветом: в Москве буква «М» была красного цвета, а в Ленинграде — синего. Состав с головным вагоном Ем, выезжающий в ТЧ-4 В Петербургском метрополитене пассажирские перевозки осуществляются вагонами типов Ем и их модификаций. Это самые старые метровагоны в пассажирской эксплуатации на территории России и бывшего СССР), 81-717/714 и его модификации (этот тип составляет основу парка вагонов в Санкт-Петербурге), 81-540/541 и его модификации. Кировско-Выборгская линия — вагоны типов Ем и их модификации (Ема/Ем/Емх, Ема-502/Ем-501/Емх-503, Ем-501М), 81-722.1/723.1/724.1 в составе 8-вагонных поездов. Московско-Петроградская линия — вагоны типов 81-717/714 , 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-541, 81-540.1/541.1 , 81-540.9/541.9 в составе 6-вагонных поездов, а также составы пятой линии, следующие из/в депо на участке Купчино — Невский проспект. Невско-Василеостровская линия — вагоны типов 81-556/557/558 , 81-556.1/557.1/558.1, 81-722/723/724 , 81-722.3/723.3/724.3 в составе 6-вагонных поездов, а также составы четвёртой линии, следующие из/в депо на участке Рыбацкое — Беговая — Площадь Александра Невского и обратно. Правобережная линия — вагоны типов 81-717/714 , 81-714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-540/541 , 81-541.5 и 81-540.8/541.8 в составе 6-вагонных поездов. Фрунзенско-Приморская линия — вагоны типов 81-714, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-540/541 , 81-540.2/541.2, 81-540.5/541.5, 81-541.7, 81-541.8 в составе 6-вагонных поездов. «Юбилейные» жетоны выпускают по случаю открытия новых станций или станций-юбиляров и на памятные даты. Доступность для маломобильных групп населения В Петербургском метро практически отсутствует безбарьерная среда. Лифтом оборудована лишь одна станция метро — «Парнас». Пандусами оснащают вновь открывающиеся станции, начиная со станции «Комендантский проспект», открытой в 2005 году, однако эти пандусы не позволяют людям с инвалидностью самостоятельно и беспрепятственно пользоваться метро. Более старые станции остаются полностью неприспособленными для них. Пассажиры с детскими колясками и багажом испытывают трудности при пользовании метрополитеном. Проекты метрополитена для столицы Российской империи Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е) Динамическая схема строительства линий Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год (просмотр только в увеличенном виде) В 1901 году инженер В. Н. Печковский предложил построить дачный вокзал в середине Невского проспекта, у Казанского собора, и соединить его эстакадно-подземной дорогой (над Екатерининским и Обводным каналами и соответственно под Забалканским проспектом) с Балтийским и Варшавским вокзалами. В том же году инженер Решевский, работавший по заданию Министерства путей сообщения, разработал два варианта проекта, целью которого было соединение линий всех петербургских вокзалов в единый городской узел. Интереснейшие разработки — плод нескольких лет кропотливого труда — выдвигал один из первых теоретиков российского метростроения, инженер путей сообщения П. И. Балинский . Его схема предусматривала строительство шести городских линий, в том числе двух больших кольцевых трасс общей протяжённостью в 95,5 вёрст (102 км). Строительные работы (с учётом засыпки низменных районов города во избежание наводнений, возведения 11 крупных мостов, сооружение насыпей и эстакад высотой 5—10 м, прокладки собственно железнодорожных линий и т. д.) обходились по его проекту в 190 млн рублей. Однако в 1903 году императором Николаем II проект был отклонён. Схема трассы первой очереди Проектирование и начало строительства Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте Первым руководителем метрополитена стал начальник Ленинградского метростроя И. Г. Зубков . Изначально разработка проекта велась московским институтом «Метрогипротранс», но 21 января 1941 года образована «Дирекция Строительства № 5 НКПС». К апрелю 1941 года были заложены все 34 шахтных ствола. К декабрю 1942 года планировалось открыть первую очередь метрополитена. Великая Отечественная война Во время войны , от недостатка средств, пройденные стволы и выработки пришлось затопить. Метростроевцам в эти годы приходилось заниматься постройкой тупиков, складов, железнодорожных веток и портовых сооружений в осаждённом Ленинграде . В 1944 году И. Г. Зубков погиб. В 1946 году создаётся « Ленметропроект ». Руководителем организации стал М. А. Самодуров. В новом варианте трассы специалисты выделяют два новых решения: сооружение станций «на горках» (перегон ниже станции); уменьшение диаметра тоннелей с 6 (московский стандарт) до 5,5 м. 3 сентября 1947 года возобновлено строительство ленинградского метрополитена. В декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил Иван Новиков . Изначально организация располагалась на территории современного наклонного хода станции «Технологический институт». 7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена от « Площади Восстания » до « Автово ». Через десять лет после окончания войны , в начале оттепели , город получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры . Торжественное открытие состоялось 15 ноября . В общей сложности правительственных наград были удостоены 1023 участника строительства первой очереди метрополитена. Первое продление метрополитена случилось в 1958 году, когда первая (позже Кировско-Выборгская ) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу . Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное». Строительство второй — Московско-Петроградской — линии началось сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок « Технологический институт » — « Парк Победы » вдоль Московского проспекта . Эта линия относительно равномерно росла на юг и на север. В 1963 году линия была продлена на север до станции « Петроградская »; окончательно вступил в строй первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт». В 1970-е годы Московско-Петроградская линия продвигалась в основном на юг, дойдя до конечной станции «Купчино», в 1980-е годы — на север. Третья — Невско-Василеостровская — линия открылась в 1967 году и к началу 1980-х годов соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы. Последними введёнными в эксплуатацию станциями (на этой линии и во всём метрополитене) являются «Новокрестовская» и «Беговая» (2018). Четвёртая — Правобережная — линия появилась в 1985 году. Она начинается в юго-восточных спальных районах города. Через центр города она прошла в 1991 году. В тот же период планировалась к запуску и пятая — Фрунзенско-Приморская — линия, но она появилась на схеме только в 2008 году после открытия станций « Волковская » и « Звенигородская ». 7 марта 2009 года , когда произошло разделение Правобережной линии после открытия « Спасской », пятая линия стала связывать Приморский и Фрунзенский районы. Именно так и предполагалось при проектировании. Всего к моменту распада СССР Ленинградский метрополитен насчитывал 4 линии, 54 станции, 94,2 км тоннелей. На начало 1992 года строительные работы велись на 14 станциях или участках, примыкающих к ним. Это: шесть станций Приморского радиуса («Адмиралтейская», «Спортивная», «Чкаловская», «Крестовский остров», «Старая Деревня», «Комендантский проспект»), две станции на Правобережной линии («Спасская» и тоннели к «Кудрово»), станция «Парнас» и депо «Выборгское» на Московско-Петроградской линии, пять станций Фрунзенского радиуса («Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная»). Таким образом, учитывая среднее время возведения станции метро в Ленинграде, равное 5—6 годам, можно предположить, что при достаточном финансировании все работы на упомянутых станциях должны были быть завершены не позднее 1997 года , что стало бы рекордом в истории строительства Петербургского метрополитена. В 1994 году планировалось практически «удвоить» метро к 2004 году, открыв 3 новых линии и 61 новую станцию, но было сдано в 10 раз меньше — только 6 станций. Для постройки метрополитена стали применяться механизмы спонсорства. Страницы из истории Петербургского метрополитена Длина сети и пассажиропоток Станция «Спортивная» посчитана дважды, так как имеет выходы и в Василеостровском , и в Петроградском районах. « Московская » — « Технологический институт » « Невский проспект » — « Чёрная Речка » « Площадь Александра Невского-1 » — « Гостиный Двор » « Новочеркасская » — « Площадь Александра Невского-2 » В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги 5 операторов сотовой связи: « МегаФон » (в том числе «YOTA»), « Мобильные ТелеСистемы », « Билайн » и Tele2 . Они присутствуют на всех станциях. Skylink не может провести сотовую связь в метрополитене, потому что необходимо использовать сигналы точного времени навигационной системы GPS, а под землей это возможно только с большими материальными затратами.
- России
- ,
- Формат голосовых объявлений
- Работа в ночное время
- Доступность для маломобильных групп населения
- Проекты метрополитена для столицы Российской империи
- Проектирование и начало строительства
- Великая Отечественная война
- Страницы из истории Петербургского метрополитена
- Длина сети и пассажиропоток
С момента открытия и до 1991 года логотип Ленинградского метрополитена отличался от московского только цветом: в Москве буква «М» была красного цвета, а в Ленинграде — синего.
Прорыв 1974 года
8 апреля
1974 года
около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями « Лесная
» и « Площадь Мужества
» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества
и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений.
Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы
: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм « Прорыв
»
.
Размыв 1995 года
С 4 декабря 1995
года до 26 июня 2004
года движение на участке Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было закрыто из-за т. н. « размыва
» — аварии на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», произошедшей в результате разрушительного воздействия плывуна
на тоннели.
Теракт 19 декабря 1996 года
19 декабря
1996 года
на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушен взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июня 1999 года
Энергоавария 20 августа 2010 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции « Восточная
» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга
были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Теракт 3 апреля 2017 года
3 апреля
2017 года
произошёл взрыв в поезде, следовавшем по перегону между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт», сразу после отправления от «Сенной площади» примерно в 14:40. В результате 11 человек погибли на месте, 4 скончались в больнице, 87 получили ранения.
Петербургский метрополитен обслуживается семью электродепо. Определить, к какому депо приписан тот или иной пассажирский состав, можно по маркировке номера депо, расположенной в нижней части торцевой стены вагона с внешней стороны: для головных вагонов — под лобовым стеклом, для промежуточных — с левой по ходу движения стороны от торцевой двери.
Права лиц с ограниченными возможностями
В отличие от метрополитенов европейских стран, в Петербургском метро практически отсутствует безбарьерная среда.
Лифтом оборудована одна станция Петербургского метро — «Парнас». Пандусами оснащают вновь открывающиеся станции, начиная со станции «Комендантский проспект», открытой в 2005 году, но эти пандусы не позволяют инвалидам самостоятельно и беспрепятственно пользоваться метро. Более старые станции остаются полностью неприспособленными для инвалидов. Пассажиры с детскими колясками и багажом испытывают трудности при пользовании метрополитеном.
Летом 2012 года один из выходов со станции « Ленинский проспект
» был оснащён подъёмником для людей с ограниченными возможностями.
С 2005 года были выпущены следующие коллекционные жетоны:
Для оплаты проезда и провоза багажа используются:
- металлические жетоны,
- многоразовые проездные билеты,
- мобильные телефоны со стикером,
- банковские карты MasterCard Contactless
и Visa payWave
.
При покупке жетона или многоразового проездного билета
кассир
по требованию пассажира выдает чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
С 2014 года Петербургский метрополитен принимает к оплате банковские карты. Оплата картой возможна во всех кассах. Некоторые станции оборудованы автоматами по продаже билетов, которые принимают банковские карты.
См. также: История стоимости проезда и средств оплаты в Петербургском метро
Многоразовые проездные билеты
Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт
. Их стоимость можно узнать в разделе цены на билеты
официального сайта метрополитена.
Время проезда лимитировано:
- повторный проезд по тем видам проездных документов, которые обеспечивают пассажиру скидку, может производиться только через определённое время: от 0 до 45 минут после предыдущего использования (зависит от вида проездного документа).
- время прохода через турникет ограничено десятью секундами с момента предъявления карты БСК или жетона.
Бесконтактные однократные платежи
- Официальный сайт Петербургского метрополитена
- Официальный сайт Петербургского Метростроя
- Схема метро с режимом работы по каждой станции
- Схема путевого развития Петербургского метрополитена
- Петербургский метрополитен на UrbanRail.net
- Проект Балинского, или Метро, которого не было
- Метро в Петербурге
- Значки и награды Петербургского метрополитена
- Путеводитель по Петербургскому метрополитену на сайте MetroGuides
Названия линий в обиходе, как правило, не используются. Однако они продолжают употребляться в официальной документации, а также в путеводителях и туристских схемах города.
Информационные наклейки на эскалаторе станции « Волковская
»
- Петербургский метрополитен, как и все остальные метрополитены России и других стран постсоветского пространства, использует ту же ширину колеи
, что и обычные железные дороги в России — 1520 мм
. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс: напряжение на нём составляет в среднем 825 В (не более 975 В и не менее 550 В [16]
). - Петербургский метрополитен имеет пять работающих линий, которые обслуживают шесть электродепо. На линиях размещены 69 станций, общая длина путей составляет 118,6 км [3]
. - В Петербургском метрополитене имеется шесть подземных пересадочных узлов, связывающих по две станции, и один — связывающий три станции.
- В Петербургском метрополитене имеется 77 вестибюлей, 281 эскалатор, 856 турникетов.
- Подвижной состав представлен 1534 вагонами. Минимальный интервал времени между поездами составляет в среднем 2 минуты и около 1 минуты в «час пик», а количество поездов в сутки — 3106.
Состав с головным вагоном Ем,
выезжающий в ТЧ-4
В Петербургском метрополитене пассажирские перевозки осуществляются вагонами типов Ем
и их модификаций. Это самые старые метровагоны в пассажирской эксплуатации на территории России и бывшего СССР), 81-717/714
и его модификации (этот тип составляет основу парка вагонов в Санкт-Петербурге), 81-540/541
и его модификации.
- Кировско-Выборгская линия
— вагоны типов Ем
и их модификации (Ема/Ем/Емх, Ема-502/Ем-501/Емх-503, Ем-501М), 81-722.1/723.1/724.1
в составе 8-вагонных поездов. - Московско-Петроградская линия
— вагоны типов 81-717/714
, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-541, 81-540.1/541.1
, 81-540.9/541.9
, 81-722/723/724
в составе 6-вагонных поездов. - Невско-Василеостровская линия
— вагоны типов 81-556/557/558
, 81-556.1/557.1/558.1, 81-722/723/724
, 81-722.3/723.3/724.3 в составе 6-вагонных поездов. - Правобережная линия
— вагоны типов 81-717/714
, 81-714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-540/541
, 81-541.5 и 81-540.8/541.8 в составе 7-вагонных поездов. - Фрунзенско-Приморская линия
— вагоны типов 81-714, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-540/541
, 81-540.2/541.2, 81-540.5/541.5, 81-541.7, 81-541.8 в составе 8-вагонных поездов.
Проекты метрополитена для столицы Российской империи
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Динамическая схема строительства линий Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год (просмотр только в увеличенном виде)
В 1901 году инженер В. Н. Печковский
предложил построить дачный вокзал в середине Невского проспекта, у Казанского собора, и соединить его эстакадно-подземной дорогой (над Екатерининским и Обводным каналами и соответственно под Забалканским проспектом) с Балтийским и Варшавским вокзалами. В том же году инженер Решевский, работавший по заданию Министерства путей сообщения, разработал два варианта проекта, целью которого было соединение линий всех петербургских вокзалов в единый городской узел. Интереснейшие разработки — плод нескольких лет кропотливого труда — выдвигал один из первых теоретиков российского метростроения, инженер путей сообщения П. И. Балинский
. Его схема предусматривала строительство шести городских линий, в том числе двух больших кольцевых трасс общей протяжённостью в 95,5 вёрст (102 км). Строительные работы (с учётом засыпки низменных районов города во избежание наводнений, возведения 11 крупных мостов, сооружение насыпей и эстакад высотой 5—10 м, прокладки собственно железнодорожных линий и т. д.) обходились по его проекту в 190 млн рублей. Однако в 1903 году
императором Николаем II
проект был отклонён.
Схема трассы первой очереди
Проектирование и начало строительства
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Великая Отечественная война
Первое продление метрополитена случилось в 1958
году, когда первая (позже Кировско-Выборгская
) линия прошла под Невой
к Финляндскому вокзалу
. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».
Строительство второй — Московско-Петроградской
— линии началось сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок « Технологический институт
» — « Парк Победы
» вдоль Московского проспекта
. Эта линия относительно равномерно росла на юг и на север. В 1963 году линия была продлена на север до станции « Петроградская
»; окончательно вступил в строй первый в СССР кросс-платформенный узел
на станции «Технологический институт». В 1970-е годы Московско-Петроградская линия продвигалась в основном на юг, дойдя до конечной станции «Купчино», в 1980-е годы — на север.
Третья — Невско-Василеостровская
— линия открылась в 1967 году и к началу 1980-х годов соединила Васильевский остров
и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы. Последними введёнными в эксплуатацию станциями (на этой линии) являются «Новокрестовская» и «Беговая» (2018).
Четвёртая — Правобережная
— линия появилась в 1985 году. Она начинается в юго-восточных спальных районах города. Через центр города она прошла в 1991 году.
В тот же период планировалась к запуску и пятая — Фрунзенско-Приморская
— линия, но она появилась на схеме только в 2008 году после открытия станций « Волковская
» и « Звенигородская
». 7 марта 2009 года
, когда произошло разделение Правобережной линии после открытия « Спасской
», пятая линия стала связывать Приморский и Фрунзенский районы. Именно так и предполагалось при проектировании.
Всего к моменту распада СССР
Ленинградский метрополитен насчитывал 4 линии, 54 станции, 94,2 км тоннелей.
На начало 1992
года строительные работы велись на 14 станциях или участках, примыкающих к ним. Это:
- шесть станций Приморского радиуса («Адмиралтейская», «Спортивная», «Чкаловская», «Крестовский остров», «Старая Деревня», «Комендантский проспект»),
- две станции на Правобережной линии («Спасская» и тоннели к «Кудрово»),
- станция «Парнас» и депо «Выборгское» на Московско-Петроградской линии,
- пять станций Фрунзенского радиуса («Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная»).
Таким образом, учитывая среднее время возведения станции метро в Ленинграде, равное 5—6 годам, можно предположить, что при достаточном финансировании все работы на упомянутых станциях должны были быть завершены не позднее 1997 года
, что стало бы рекордом в истории строительства Петербургского метрополитена.
В 1994
году планировалось практически «удвоить» метро к 2004 году, открыв 3 новых линии и 61 новую станцию, но было сдано в 10 раз меньше — только 6 станций. Для постройки метрополитена стали применяться механизмы спонсорства.
Страницы из истории Петербургского метрополитена
Съёмки в метро
Правила пользования метрополитеном запрещают осуществлять любые фото- кино- и видеосъёмки в метро
(как под землей, так и внутри наземных сооружений) без специального разрешения. На практике, если вы попытаетесь заметно воспользоваться фотоаппаратом
или видеокамерой
или установить штатив
, через одну-две минуты появится работник метрополитена и оштрафует вас на 1 МРОТ
.
Сеть метрополитена в Петербурге развита недостаточно. Станции метро есть лишь в 47 из 111 муниципальных округов Санкт-Петербурга, суммарное население которых составляет порядка 2,6 млн человек. На текущий момент, темпы открытия новых станций достигли исторического минимума (менее одной станции в год) и имеют многолетнюю тенденцию к дальнейшему снижению.
Схема развития Петербургского метрополитена
Новые отделочные материалы для сводов станций
Строительство новых линий, станций и депо
Генеральный план развития метрополитена, принятый в 2008 году
, предусматривал строительство более чем 30 новых станций до 2020 года
, но через год стало очевидно, что средств, поступавших на проектирование и строительство новых станций, недостаточно, и план, принятый в 2008 году, стал нереализуем. В июне 2011 года
была принята новая программа развития Петербургского метрополитена на срок до 2025 года
.
Реконструкция наклонных ходов и вестибюлей станций
Начиная с конца 90-х годов в метрополитене проводятся мероприятия по капитальному ремонту наземных станций. Вестибюли закрываются на вход примерно на год, в среднем ремонтируется 1-2 станции одновременно. В среднесрочной перспективе до 2030 года ожидают ремонта следующие станции: «Маяковская», «Озерки», «Удельная», «Проспект Большевиков», «Садовая», «Ладожская», «Площадь Ленина», «Московская». Окончательное решение о порядке ремонта принимают в зависимости от аварийности наклонных ходов.
- Петербургский метрополитен, как и все остальные метрополитены России и других стран постсоветского пространства, использует ту же ширину колеи
, что и обычные железные дороги в России — 1520 мм
. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс: напряжение на нём составляет в среднем 825 В (не более 975 В и не менее 550 В [17]
). - Петербургский метрополитен имеет пять работающих линий, которые обслуживают семь электродепо. На линиях размещены 72 станции, общая длина путей составляет 124,8 км [2]
. - В Петербургском метрополитене имеется шесть подземных пересадочных узлов, связывающих по две станции, и один — связывающий три станции.
- В Петербургском метрополитене имеется 77 вестибюлей, 281 эскалатор, 856 турникетов.
- Подвижной состав представлен 1534 вагонами. Минимальный интервал времени между поездами составляет в среднем 2 минуты и около 1 минуты в «час пик», а количество поездов в сутки — 3106.
Сеть метрополитена в Петербурге развита недостаточно. В 6 из 18 районов города станции метро отсутствуют, некоторые районы (например, Красногвардейский
) слабо охвачены сетью метрополитена. 5 линий метро, из которых одна имеет только 8 станций, обслуживают свыше 5 млн жителей.
Схема развития Петербургского метрополитена
Новые отделочные материалы для сводов станций
Строительство новых линий, станций и депо
Генеральный план развития метрополитена, принятый в 2008 году
, предусматривал строительство более чем 30 новых станций до 2020 года
, но через год стало очевидно, что средств, поступавших на проектирование и строительство новых станций, недостаточно, и план, принятый в 2008 году, стал нереализуем. В июне 2011 года
была принята новая программа развития Петербургского метрополитена на срок до 2025 года
.
Реконструкция наклонных ходов и вестибюлей станций
Начиная с конца 90-х годов в метрополитене проводятся мероприятия по капитальному ремонту наземных станций. Вестибюли закрываются на вход примерно на год, в среднем ремонтируется 1-2 станции одновременно. В среднесрочной перспективе до 2030 года ожидают ремонта следующие станции: «Маяковская», «Озерки», «Удельная», «Проспект Большевиков», «Садовая», «Ладожская», «Площадь Ленина», «Московская». Окончательное решение о порядке ремонта принимают в зависимости от аварийности наклонных ходов.
Жетоны других городов
После распада Советского Союза
в метрополитенах многих городов России для оплаты проезда были введены жетоны. Первоначально жетоны Петербургского, Нижегородского
и Самарского
метрополитенов имели схожие технические данные (одинаковые размеры, вес, материал); нижегородские и самарские жетоны принимались петербургскими турникетами, петербургские — нижегородскими и самарскими. Однако из-за разницы в цене (в Нижнем Новгороде
и Самаре
стоимость поездки всегда была ниже, чем в Санкт-Петербурге) постоянно наблюдался отток нижегородских и самарских жетонов в Санкт-Петербург
. В результате в Самаре были введены принципиально другие жетоны, а в Нижнем Новгороде 28 декабря
2009 года
те же жетоны стали перфорировать по центру, что изменило их вес.
Тем не менее, до сих пор в кассах продажи петербургских жетонов порой можно получить самарские жетоны образца 1991 года или же жетоны Нижегородского метрополитена без отверстия. Они по-прежнему принимаются турникетами петербургского метрополитена.
В Петербургском метрополитене 72 станции, из которых 61 станция представляет собой станции глубокого заложения
, 6 — станции мелкого заложения
и 5 — наземные станции
. Правобережная линия включает только станции глубокого заложения.
Станции глубокого заложения по конструкции разделяются на:
- односводчатые
; - пилонные
, из которых 7 — станции с укороченным центральным залом
; - колонные
, из которых 7 — колонно-стеновые
станции; - станции закрытого типа
, также их называют «горизонтальными лифтами» за особенности конструкции - .
Три из шести станций мелкого заложения («Автово», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов») являются трёхпролётными колонными
(«Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту), а три («Дунайская», «Новокрестовская» и «Беговая») — многопролётные с боковыми (береговыми) платформами. Все наземные станции являются крытыми
.
В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — « Дачное
». Она же была единственной наземной станцией открытого типа
.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и лишь один — трёхстанционным (« Спасская
» — « Садовая
» — « Сенная площадь
»). Узел « Технологический институт
» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция « Спортивная
», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии
в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
В Петербургском метрополитене 69 станций, в том числе 60 подземных станций глубокого заложения
, 5 подземных станций мелкого заложения
и 4 наземные станции
. Правобережная и Фрунзенско-Приморская линии включают только станции глубокого заложения.
Подземные станции глубокого заложения по конструкции разделяются на:
- односводчатые
; - пилонные
- колонные
- станции закрытого типа
, также их называют «горизонтальными лифтами» за особенности конструкции .
, из которых 7 станций с укороченным центральным залом
;
, из которых 8 колонно-стеновых
станций;
Все станции мелкого заложения
являются трёхпролётными колонными
, а все наземные — крытыми
.
В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — « Дачное
». Она же была единственной наземной станцией открытого типа
.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и лишь один — трёхстанционным (« Спасская
» — « Садовая
» — « Сенная площадь
»). Узел « Технологический институт
» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция « Спортивная
», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии
в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
Прорыв 1974 года
8 апреля
1974 года
около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями « Лесная
» и « Площадь Мужества
» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества
и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений.
Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы
: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм « Прорыв
»
.
Размыв 1995 года
С 4 декабря 1995
года до 26 июня 2004
года движение на участке Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было закрыто из-за т. н. « размыва
» — аварии на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», произошедшей в результате разрушительного воздействия плывуна
на тоннели.
Теракт 19 декабря 1996 года
19 декабря
1996 года
на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушен взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июня 1999 года
Энергоавария 20 августа 2010 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции « Восточная
» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга
были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Теракт 3 апреля 2017 года
3 апреля
2017 года
произошёл взрыв в поезде, следовавшем по перегону между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт», сразу после отправления от «Сенной площади» примерно в 14:40. В результате 11 человек погибли на месте, 4 скончались в больнице, 87 получили ранения.
Для оплаты проезда и провоза багажа используются:
- металлические жетоны,
- многоразовые проездные билеты,
- мобильные телефоны со стикером,
- банковские карты MasterCard Contactless
и Visa payWave
.
При покупке жетона или многоразового проездного билета
кассир
по требованию пассажира выдает чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
С 2014 года Петербургский метрополитен принимает к оплате банковские карты. Оплата картой возможна во всех кассах. Некоторые станции оборудованы автоматами по продаже билетов, которые принимают банковские карты.
См. также: История стоимости проезда и средств оплаты в Петербургском метро
Многоразовые проездные билеты
Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт
. Их стоимость можно узнать в разделе цены на билеты
официального сайта метрополитена.
Время проезда лимитировано:
- повторный проезд по тем видам проездных документов, которые обеспечивают пассажиру скидку, может производиться только через определённое время: от 0 до 45 минут после предыдущего использования (зависит от вида проездного документа).
- время прохода через турникет ограничено десятью секундами с момента предъявления карты БСК или жетона.
Бесконтактные однократные платежи
Длина сети и пассажиропоток
Станция «Спортивная» посчитана дважды, так как имеет выходы и в Василеостровском
, и в Петроградском
районах.
- « Московская
» — « Технологический институт
» - « Невский проспект
» — « Чёрная Речка
» - « Площадь Александра Невского-1
» — « Гостиный Двор
» - « Новочеркасская
» — « Площадь Александра Невского-2
»
Жетоны других городов
После распада Советского Союза
в метрополитенах многих городов России для оплаты проезда были введены жетоны. Первоначально жетоны Петербургского, Нижегородского
и Самарского
метрополитенов имели схожие технические данные (одинаковые размеры, вес, материал); нижегородские и самарские жетоны принимались петербургскими турникетами, петербургские — нижегородскими и самарскими. Однако из-за разницы в цене (в Нижнем Новгороде
и Самаре
стоимость поездки всегда была ниже, чем в Санкт-Петербурге) постоянно наблюдался отток нижегородских и самарских жетонов в Санкт-Петербург
. В результате в Самаре были введены принципиально другие жетоны, а в Нижнем Новгороде 28 декабря
2009 года
те же жетоны стали перфорировать по центру, что изменило их вес.
Тем не менее, до сих пор в кассах продажи петербургских жетонов порой можно получить самарские жетоны образца 1991 года или же жетоны Нижегородского метрополитена без отверстия. Они по-прежнему принимаются турникетами петербургского метрополитена.
- Самый глубокий в мире метрополитен по средней глубине залегания: 61 из 72 станций — глубокого заложения (22—86 метров). Станция «Адмиралтейская» — самая глубокая станция в России (приблизительно 86 метров). Глубина перегонов «Невский проспект» — «Горьковская», «Чёрная речка» — «Пионерская» и «Комендантский проспект» — «Старая деревня» достигает 95—100 метров.
- Метрополитен проектировался при И. В. Сталине
, поэтому на всех станциях первой очереди были предусмотрены его изображения, однако открыто было в начале оттепели
, и все подобные элементы были ликвидированы. Единственное изображение Сталина осталось на станции « Площадь Восстания
» в виде мелкой фигуры на барельефе. - Первый в России метрополитен, находящийся в двух субъектах Российской Федерации
(станция « Девяткино
» находится в Ленинградской области
). До пуска станции Московского метрополитена « Мякинино
» был единственным таким метрополитеном в стране. - Впервые в мире построены станции закрытого типа
. В Петербургском метрополитене их 12, первая из них — « Парк Победы
». - Впервые в СССР в 1975
году построены односводчатые станции глубокого заложения
: « Площадь Мужества
» и « Политехническая
». Таких станций в Санкт-Петербурге 15, в Москве — одна
. - Впервые в СССР в 1961
году создан кросс-платформенный пересадочный узел
(« Технологический институт»).
Впервые в СНГ в 1997
году построена двухъярусная пересадочная односводчатая станция
(« Спортивная
»).
Станция Петербургского метрополитена « Проспект Ветеранов
» является самой загруженной в России
[20]
.
Петербургский метрополитен является самым северным и самым западным в России
; станция « Парнас
» — самая северная станция метрополитена, « Беговая
» — самая западная.
Для строительства вестибюлей станций в советское время был снесён ряд церквей ( Знаменская
, Спас-на-Сенной
,
церковь Косьмы и Дамиана
).
С 27 мая 2015 года — первый метрополитен в России, оборудованный траволаторами
, расположенными в тоннеле под Малой Невой, являющемся частью второго выхода станции «
Спортивная
».
Формат голосовых объявлений
В Петербургском метрополитене, в отличие от других метрополитенов постсоветского пространства, используются не поездные, а станционные автоинформаторы, устанавливающиеся непосредственно на путях станции. Система УПО независима от машиниста — объявления по прибытии и при отправлении поезда включаются автоматически. Но станционные информаторы имеют ряд недостатков: речь диктора звучит нечётко, а при поломке УПО на конкретной станции машинисты всех поездов, работающих на линии, вынуждены объявлять станцию самостоятельно. От УПО также работают «бегущие строки» в поездах Московско-Петроградской и Фрунзенско-Приморской линий, в силу технических особенностей показывающих информацию только по прибытии и после отправления со станции.
Работа в ночное время
Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям
В 2011 году петербургский урбанист и дизайнер Коля Чуз запустил независимое маркетинговое исследование «Метро ночью» на сайте MetroNochyu.ru
, с целью определения экономической целесообразности работы Петербургского метрополитена в ночное время. Это разогрело общественный интерес к теме ночного транспорта в городе. Инициатива лоббирования ночного метро вскоре была поддержана молодёжным объединением партии «Яблоко»
и движением «Весна»
. На сайте Metro24.ru
был организован сбор подписей под петицией. Уже к лету 2012 года властями Санкт-Петербурга был реализован компромиссный вариант — пять ночных автобусных маршрутов, дублирующих линии метрополитена. Однако власти отрицают, что запуск автобусных маршрутов связан с предшествующим общественным резонансом, и позиционируют это решение как самостоятельную инициативу.
- Новый год (с 31 декабря на 1 января)
- Рождество Христово (с 6 на 7 января)
- Православный праздник Пасхи
- Праздник Весны и труда (с 1 на 2 мая)
- День Победы (с 9 на 10 мая)
- Ночь музеев
- День города (27 мая)
- Праздник выпускников « Алые паруса
»
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пяти операторов сотовой связи: « МегаФон
» (в том числе «YOTA»), « Мобильные ТелеСистемы
», « Билайн
» и Tele2
. Они присутствуют на всех станциях. Skylink
не может провести сотовую связь в метрополитене, потому что необходимо использовать сигналы точного времени навигационной системы GPS, а под землей это возможно только с большими материальными затратами.
Вся внутренняя навигация в Петербургском метрополитене производится по номерам линий (напр. « переход на третью линию
»). Полные наименования линий используются сугубо в официальной документации, в то время как среди пассажиров преобладает неформальный стиль называть линии по цветам.
Информационные наклейки на эскалаторе станции « Волковская
»
С момента открытия и до 1991 года логотип Ленинградского метрополитена отличался от московского только цветом: в Москве буква «М» была красного цвета, а в Ленинграде — синего.
Состав с головным вагоном Ем,
выезжающий в ТЧ-4
В Петербургском метрополитене пассажирские перевозки осуществляются вагонами типов Ем
и их модификаций. Это самые старые метровагоны в пассажирской эксплуатации на территории России и бывшего СССР), 81-717/714
и его модификации (этот тип составляет основу парка вагонов в Санкт-Петербурге), 81-540/541
и его модификации.
- Кировско-Выборгская линия
— вагоны типов Ем
и их модификации (Ема/Ем/Емх, Ема-502/Ем-501/Емх-503, Ем-501М), 81-722.1/723.1/724.1
в составе 8-вагонных поездов. - Московско-Петроградская линия
— вагоны типов 81-717/714
, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-541, 81-540.1/541.1
, 81-540.9/541.9
в составе 6-вагонных поездов, а также составы пятой линии, следующие из/в депо на участке Купчино — Невский проспект. - Невско-Василеостровская линия
— вагоны типов 81-556/557/558
, 81-556.1/557.1/558.1, 81-722/723/724
, 81-722.3/723.3/724.3 в составе 6-вагонных поездов, а также составы четвёртой линии, следующие из/в депо на участке Рыбацкое — Беговая — Площадь Александра Невского и обратно. - Правобережная линия
— вагоны типов 81-717/714
, 81-714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-540/541
, 81-541.5 и 81-540.8/541.8 в составе 6-вагонных поездов. - Фрунзенско-Приморская линия
— вагоны типов 81-714, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-540/541
, 81-540.2/541.2, 81-540.5/541.5, 81-541.7, 81-541.8 в составе 6-вагонных поездов.
«Юбилейные» жетоны выпускают по случаю открытия новых станций или станций-юбиляров и на памятные даты.
Доступность для маломобильных групп населения
В Петербургском метро практически отсутствует безбарьерная среда. Лифтом оборудована лишь одна станция метро — «Парнас». Пандусами оснащают вновь открывающиеся станции, начиная со станции «Комендантский проспект», открытой в 2005 году, однако эти пандусы не позволяют людям с инвалидностью самостоятельно и беспрепятственно пользоваться метро. Более старые станции остаются полностью неприспособленными для них. Пассажиры с детскими колясками и багажом испытывают трудности при пользовании метрополитеном.
Проекты метрополитена для столицы Российской империи
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Динамическая схема строительства линий Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год (просмотр только в увеличенном виде)
В 1901 году инженер В. Н. Печковский
предложил построить дачный вокзал в середине Невского проспекта, у Казанского собора, и соединить его эстакадно-подземной дорогой (над Екатерининским и Обводным каналами и соответственно под Забалканским проспектом) с Балтийским и Варшавским вокзалами. В том же году инженер Решевский, работавший по заданию Министерства путей сообщения, разработал два варианта проекта, целью которого было соединение линий всех петербургских вокзалов в единый городской узел. Интереснейшие разработки — плод нескольких лет кропотливого труда — выдвигал один из первых теоретиков российского метростроения, инженер путей сообщения П. И. Балинский
. Его схема предусматривала строительство шести городских линий, в том числе двух больших кольцевых трасс общей протяжённостью в 95,5 вёрст (102 км). Строительные работы (с учётом засыпки низменных районов города во избежание наводнений, возведения 11 крупных мостов, сооружение насыпей и эстакад высотой 5—10 м, прокладки собственно железнодорожных линий и т. д.) обходились по его проекту в 190 млн рублей. Однако в 1903 году
императором Николаем II
проект был отклонён.
Схема трассы первой очереди
Проектирование и начало строительства
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Первым руководителем метрополитена стал начальник Ленинградского метростроя И. Г. Зубков
. Изначально разработка проекта велась московским институтом «Метрогипротранс», но 21 января 1941 года образована «Дирекция Строительства № 5 НКПС». К апрелю 1941
года были заложены все 34 шахтных ствола. К декабрю 1942
года планировалось открыть первую очередь метрополитена.
Великая Отечественная война
Во время войны
, от недостатка средств, пройденные стволы и выработки пришлось затопить. Метростроевцам в эти годы приходилось заниматься постройкой тупиков, складов, железнодорожных веток и портовых сооружений в осаждённом Ленинграде
. В 1944 году И. Г. Зубков погиб.
В 1946
году создаётся « Ленметропроект
». Руководителем организации стал М. А. Самодуров. В новом варианте трассы специалисты выделяют два новых решения:
- сооружение станций «на горках» (перегон ниже станции);
- уменьшение диаметра тоннелей с 6 (московский стандарт) до 5,5 м.
3 сентября
1947
года возобновлено строительство ленинградского метрополитена. В декабре
1954
года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил Иван Новиков
. Изначально организация располагалась на территории современного наклонного хода станции «Технологический институт». 7 октября
1955
года запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября
1955
года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена от « Площади Восстания
» до « Автово
». Через десять лет после окончания войны
, в начале оттепели
, город получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры
. Торжественное открытие состоялось 15 ноября
. В общей сложности правительственных наград были удостоены 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.
Первое продление метрополитена случилось в 1958
году, когда первая (позже Кировско-Выборгская
) линия прошла под Невой
к Финляндскому вокзалу
. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».
Строительство второй — Московско-Петроградской
— линии началось сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок « Технологический институт
» — « Парк Победы
» вдоль Московского проспекта
. Эта линия относительно равномерно росла на юг и на север. В 1963 году линия была продлена на север до станции « Петроградская
»; окончательно вступил в строй первый в СССР кросс-платформенный узел
на станции «Технологический институт». В 1970-е годы Московско-Петроградская линия продвигалась в основном на юг, дойдя до конечной станции «Купчино», в 1980-е годы — на север.
Третья — Невско-Василеостровская
— линия открылась в 1967 году и к началу 1980-х годов соединила Васильевский остров
и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы. Последними введёнными в эксплуатацию станциями (на этой линии и во всём метрополитене) являются «Новокрестовская» и «Беговая» (2018).
Четвёртая — Правобережная
— линия появилась в 1985 году. Она начинается в юго-восточных спальных районах города. Через центр города она прошла в 1991 году.
В тот же период планировалась к запуску и пятая — Фрунзенско-Приморская
— линия, но она появилась на схеме только в 2008 году после открытия станций « Волковская
» и « Звенигородская
». 7 марта 2009 года
, когда произошло разделение Правобережной линии после открытия « Спасской
», пятая линия стала связывать Приморский и Фрунзенский районы. Именно так и предполагалось при проектировании.
Всего к моменту распада СССР
Ленинградский метрополитен насчитывал 4 линии, 54 станции, 94,2 км тоннелей.
На начало 1992
года строительные работы велись на 14 станциях или участках, примыкающих к ним. Это:
- шесть станций Приморского радиуса («Адмиралтейская», «Спортивная», «Чкаловская», «Крестовский остров», «Старая Деревня», «Комендантский проспект»),
- две станции на Правобережной линии («Спасская» и тоннели к «Кудрово»),
- станция «Парнас» и депо «Выборгское» на Московско-Петроградской линии,
- пять станций Фрунзенского радиуса («Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная»).
Таким образом, учитывая среднее время возведения станции метро в Ленинграде, равное 5—6 годам, можно предположить, что при достаточном финансировании все работы на упомянутых станциях должны были быть завершены не позднее 1997 года
, что стало бы рекордом в истории строительства Петербургского метрополитена.
В 1994
году планировалось практически «удвоить» метро к 2004 году, открыв 3 новых линии и 61 новую станцию, но было сдано в 10 раз меньше — только 6 станций. Для постройки метрополитена стали применяться механизмы спонсорства.
Страницы из истории Петербургского метрополитена
Длина сети и пассажиропоток
Станция «Спортивная» посчитана дважды, так как имеет выходы и в Василеостровском
, и в Петроградском
районах.
- « Московская
» — « Технологический институт
» - « Невский проспект
» — « Чёрная Речка
» - « Площадь Александра Невского-1
» — « Гостиный Двор
» - « Новочеркасская
» — « Площадь Александра Невского-2
»
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги 5 операторов сотовой связи: « МегаФон
» (в том числе «YOTA»), « Мобильные ТелеСистемы
», « Билайн
» и Tele2
. Они присутствуют на всех станциях. Skylink
не может провести сотовую связь в метрополитене, потому что необходимо использовать сигналы точного времени навигационной системы GPS, а под землей это возможно только с большими материальными затратами.