Метрополитен спб картинки

Метрополитен спб картинки Подорожник СПБ

За слишком длинным перегоном скрывается недостроенная станция, за зданием ГИБДД — бывший вестибюль, за белой стеной — исчезнувшее панно. В новом тексте для влюблённых в Петербург мы расскажем о трёх призрачных станциях метро, с прошлым которых связаны любопытные истории.

Обновлено: 26.01.2023 Метрополитен в Санкт-Петербурге появился 15 ноября 1955 года. Он охватывает практически все уголки города. По размерам и старшинству, среди стран СНГ, метро уступает место лишь московскому «собрату».

Структура подземного сооружения «Северной столицы» включает в себя пять линий, общей протяженностью порядка 124 км. Всего же, здесь имеется 72 станции, поделенных на семь узлов. Перемещение людей обеспечивает парк из 1935 вагонов.

Масштабная транспортная артерия ежедневно принимает около 2 000 000 пассажиров (743 000 000 в ежегодном эквиваленте). Средняя скорость передвижения составов — 39 км/час, а максимальная — 80 км/час.

Питерский метрополитен может похвастаться оригинальной архитектурой. К примеру, некоторые станции заслуженно считаются частью исторического наследия мегаполиса. Именно о таких пойдет речь в рейтинге.

Представляем вашему вниманию 12 самых красивых станций метро культурной столицы России, отобранные редакцией нашего сайта.

Открывает наш рейтинг станция метро Звенигородская. Она была введена в эксплуатацию в декабре 2008 года. Сооружение находится на Фрунзенско-Приморской линии, в Семеновском округе Санкт-Петербурга. Колонно-стеновая система трехсводчатого вида расположена под землей на глубине порядка 57 метров и соседствует со станциями «Обводной канал» и «Садовая».

Необычное оформление — визитная карточка вестибюля. Здесь имеется живописное панно, отражающее доблесть Семёновского полка. По сюжету, воины в ярких нарядах отчаянно сражаются с неприятелем. Выбор тематики не случаен, ведь непосредственно над Звенигородской станцией некогда существовали казармы Московского, Егерского и Семеновского полков.

В качестве основного фона дизайнеры выбрали бело-зеленые тона с вкраплением золотых элементов. Облицовочными материалами выступают мрамор «Коелга» и «Индиана Грин», а также — гранит «Кашина гора». Пол выполнен из красного гранита «Империал Ред» (индийское производство). Особого шарма композиции придают окна со стеклом молочного оттенка и золотистыми решетками, разместившиеся над колоннами.

Международная

Международная станция метро находится строчкой выше. Она относится к Фрунзенско-Приморской линии и простирается между станциями «Проспект Славы» и «Бухарестская». Колонное сооружение глубокого заложения с одной платформой появилось в декабре 2012 года.

Для строительства объекта были приглашены архитекторы:

Здесь имеется наземный вестибюль, встроенный в первый этаж одноименного торгового центра. В качестве основной концепции, дизайнеры предпочли тематику зарождения цивилизации.

Главной достопримечательностью станции является оригинальное фриз-панно с изображением Атланта. Последний считается одним ведущих символов Санкт-Петербурга. Величественный атлет держит в руках земной шар.

Благодаря оригинальному оформлению подземного объекта, у пассажиров складывается полное впечатление, будто мифический персонаж держит на могучих плечах потолок. Стоит отметить, что картину создал именитый художник — А. К. Быстров. Работа над будущим шедевром проходила в стенах Российской Академии художеств.

Спортивная

Девятую строчку в нашем обзоре занимает станция «Спортивная». Она была названа в честь расположенных неподалеку спорткомплекса «Юбилейный» и стадиона «Петровский».

Грандиозный объект Фрунзенско-Приморской линии спроектировали:

Участок правобережной линии официально открылся для пассажиров в сентябре 1997 года. Он находится между «Чкаловской» и «Адмиралтейской» артериями.

Это — единственная двухэтажная односводчатая станция подземной ветви на территории всего постсоветского пространства. Это означает, что тут могут проезжать четыре состава единовременно, что значительно увеличивает пропускную способность. Перемещению способствуют 6 эскалаторов.

Спортивная станция завораживает взгляд дивной мозаикой на стенах. К примеру, в тоннеле эскалатора можно рассмотреть изображения 12 олимпийских богов. Подземный зал украшают панно с видами древнегреческих атлетов — участников первых олимпиад. Не обошлось без тематических надписей (к примеру — сокращенный вариант «Оды Спорта»). И даже световые объекты здесь представлены в виде факелов.

Пушкинская

Строчкой выше расположилась Пушкинская станция. Она была открыта одной из первых, в апреле 1956 года. Артерия относится к Кировско-Выборгской линии (находится между «Владимирской» и «Технологический институт»).

Объект получил название в честь Витебского вокзала, ведь именно он соединяет Пушкин и Санкт-Петербург. Архитектурный ансамбль был заложен на глубине 57 метров. Над проектом надземного павильона трудились архитекторы А. С. Гецкин, А. А. Грушке и В. П. Шувалова, а также — выдающийся инженер С. М. Эпштейн.

Здесь отчетливо различим помпезный и торжественный стиль. Полукруглый эскалаторный зал украшен шестигранными кессонами. Для облицовки стен использовался мрамор «Газган».

Эскалаторный ход украшают барельефный профиль А. С. Пушкина. Для освещения наклонного входа применяются светильники с имитацией факелов. Это — характерная особенность станций «первой очереди».

Подземный зал — продукт труда архитекторов Л. М. Полякова и В. А. Петрова. Пилоны тут обработаны белым мрамором, а полы — гранитом темно-красного оттенка с вкраплением узора из белого и черного камней.

Читайте также:  Путешествуйте по Санкт-Петербургу легко от станции метро Дыбенко

Девяткино

На седьмой строчке находится «Девяткино». Это — конечная станция Кировско-Выборгской линии северного направления питерского метрополитена (соседствует с «Гражданским проспектом). Она, единственная в своем роде, находится за чертой города.

Участок дороги был открыт в сельской местности в декабре 1978 года. Отметим, что несмотря на современное название, строение находится возле поселка Мурино. Интересно, что на протяжении 28 лет станции принадлежал статус самой северной (до открытия московской «Парнас»).

Наземное сооружение крытого типа оборудовано тремя платформами (средняя является служебной). Несмотря на большой коллектив авторов (А. С. Гецкин, И. Е. Сергеева, К. Н. Афонская, Н. И. Згодько, А. В. Квятковский), стиль здесь довольно аскетичный.

Полы застланы плиткой нежно-желтого оттенка, а свод выполнен на основе армоцементных сборных конструкций с редко расположенными опорами. Окна декорированы кирпичной кладкой (пришла на замену витражам). В общую картину органично вписывается светодиодная подсветка.

Нарвская

Следом в списке представлена станция «Нарвская». Участок дороги Кировско-Выборгского направления находится между отрезками «Кировский завод» и «Балтийская». Он был открыт в ноябре 1955 года.

Сооружение возведено в исторической части Нарвской заставы, от чего и получило свое название. Объект культурного наследия выдержан в стиле «сталинский ампир». В качестве расцветки дизайнеры выбрали красно-белые оттенки с вкраплением позолоты. В непосредственной близости от эскалаторов расположена скульптурная композиция с лозунгом «Слава Труду!», где изображены рабочие на фоне площади Ленина.

В подземном зале имеется 22 пилона, украшенные 48 барельефами людей различных специальностей (врачей, ученых, метростроевцев и прочих). На путевых стенах располагаются решетки с напоминанием года открытия станции. Пожалуй, здесь все отображает концепцию мирного труда советских жителей.

Торцевая перегородка дополнена мраморной фальш-стеной. Примечательно, что за закрытым пространством здесь находится линейный пункт машинистов.

Площадь Восстания

Пятерку самых красивых станций метро Санкт-Петербурга открывает «Площадь Восстания» (названа в честь бывшей Знаменской площади). Она разместилась между станциями «Чернышевская» и «Владимирская», на Кировско-Выборгской линии. Глубина заложения — порядка 58 метров. Сооружение явилось миру в ноябре 1955 года.

Прямая конструкция островного типа оснащена одной платформой. Над ее созданием работали великие умы:

«Площадь Восстания» снабжена двумя выходами. Одним из характерных символов Петербурга посетители называют круглый павильон станции. Объект классического стиля имеет схожесть с храмом. Верхнюю часть сооружения украшает ротонда со шпилем.

Тематикой оформления выступает Октябрьское восстание 1917 года. Выдающиеся деятели искусства смогли успешно совместить революционные настроения и богатство классического декора.

Грандиозного размера люстры украшают вестибюль. Неповторимый колорит придают также:

На стенах нашли выражение несколько важных исторических сюжетов:

Беговая

Строчкой выше представлена Беговая станция. Артерия Невско-Василеостровской линии открылась совсем недавно — в мае 2018 года. Она названа в честь расположенной неподалеку улицы.

Строительство объекта приурочили к Чемпионату мира по футболу — 2018, ведь в непосредственной близости находится стадион «Зенит-Арена».

Архитектурный ансамбль посвящен выдающемуся летчику-истребителю — Александру Савушкину. Стиль постройки — современный индустриальный урбанизм.

Внимание стоит уделить деталям. К примеру:

Здесь имеется четыре яруса, соединенные друг с другом сетью эскалаторов, служебных лифтов, лестниц и траволаторов.

Подземный зал дополнен панно с 3D эффектом (в зависимости от угла взора, картинка меняется). Идейным вдохновителем рукотворного «шедевра» выступил художник-конструктивист Владимир Татлин.

Адмиралтейская

Тройку красивейших станций метро «Северной Столицы» открывает «Адмиралтейская». Одна из самых глубоких в мире, она заложена на расстоянии 86 метров от поверхности. Протяженность сооружения составляет внушительные 162 метра. Не удивительно, что подъем наверх по эскалатору занимает 3 минуты 14 секунд.

Датой запуска считается декабрь 2011 года, несмотря на то, что сооружение было построено еще в 1997 году. Изначальный проект потребовал немало доработок, из-за долгого строительства станцию даже прозвали «призраком».

Это — трехсводчатая станция глубокого заложения. Она была возведена по типовому ленинградскому проекту. Тематическая концепция воспевает основание флота Петром Великим. Именно поэтому, здесь содержатся:

Путевые стены дополнены голубовато-серым мрамором. На колоннах виднеется мрамор светлых оттенков — «газган». Наконец, в качестве украшения выступают декоративные полуколонны на основе алюминия. Последние, покрыты черным цветом.

Кировский завод

Второго места удостоилась станция «Кировский завод». Открытая в ноябре 1955 года (первая очередь строительства), она находится между станциями «Автово» и «Нарвская», Кировско-Выборгской линии.

Названием сооружение обязано находящейся неподалеку одноименной производственной площадке. Главным архитектором выступил А. К. Андреев. Прямая конструкция снабжена одной платформой. Она заложена на глубине порядка 50 метров. Примечательно, что диаметр близлежащих туннелей составляет не классические 5,5, а 6 метров.

Здесь прослеживается концепция индустриализация родины. Классический стиль дает прямые отсылки к античности. Так, купол тут фиксирует 31 пара колонн. Последние, выполнены на основе искусственного белого мрамора. На потолке находится лепнина с изображением эмблемы Кировского завода.

Вниманию посетителей доступны черные горельефы с тематикой разных видов промышленности:

Читайте также:  10 малоизвестных фактов о петербургском метро

Нашла отображение также концепция электрификации.

Несмотря на изначальные планы установки памятника Кирову, сейчас станцию украшает бюст Ленина. Объект можно лицезреть у торцевой стены.

Автово

Самой красивой станцией метро Санкт-Петербурга в нашем рейтинге становится Автово. Отметим, что в 2014 году она вошла в рейтинг 12 красивейших в мире, по версии издания Guardian. Ее также признали одной из самых живописных в Европе (газета Daily Telegraph). Являясь составной частью Кировско-Выборгской линии, популярная площадка разместилась между «Ленинским проспектом» и «Кировским заводом».

Сооружение открыто в составе первой очереди (ноябрь 1955 года). Своим названием оно обязано одноименному району. Колонная конструкция мелкого заложения находится на глубине всего 12 метров.

Над разработкой проекта потрудились архитекторы А. А. Грушке и Е. А. Левинсон. Островная станция оформлена в стиле неоклассицизма. Строгую торжественность обеспечивает высоко вознесенный купол площадки.

Тематика внутреннего пространства — доблестная оборона Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Основную идею подчеркивают светильники, орнаменты решёток и оригинальные люстры, украшенные золочеными мечами, лавровыми венками и прочими признаками настоящих воинов.

Нет связи с интернетом. Включен offline-режим.

Самые красивые станции метро в Петербурге

Мы спускаемся в подземку почти каждый день, но в повседневной суете зачастую не замечаем, насколько интересны интерьеры многих станций. Десять самых красивых и необычных из них собраны в нашем обзоре.

«Автово»

В 2014 году издание The Guardian включило «Автово» в список 12 самых красивых станций метро в мире. И вполне заслуженно: «Автово» напоминает богато украшенный подземный дворец с широкой лестницей вместо эскалаторов, роскошными люстрами и впечатляющими стеклянными колоннами. По первоначальному проекту они должны были ещё и светиться, но воплотить идею в жизнь подрядчик не успел. А потом последовала серия выступлений Хрущёва о борьбе с архитектурными излишествами, и от идеи пришлось вовсе отказаться.

 просп. Стачек, д. 90/2,

м.

«Нарвская»

Красную ветку запустили в Ленинграде первой, и её станции входят в число наиболее красивых. Многие из них оформлены в стиле сталинский ампир с его торжественностью, монументальностью и ориентацией на классику. Относится это и к «Нарвской», которая стала самой богато украшенной скульптурами станцией. В подземном зале установлено 48 композиций, которые изображают людей разных профессий — рабочих, военных, крестьян, учителей. Они должны напоминать пассажирам о трудовой доблести советского народа.

 пл. Стачек, д. 2,

м.

«Кировский завод»

Имя этой станции дал находящийся поблизости Кировский завод, а его продукция стала основным мотивом в оформлении. Подземный зал украшают барельефы на индустриальную тематику, которые прославляют успехи советской тяжёлой промышленности. Когда окажетесь тут, обязательно обратите внимание на необычно мягкий рассеянный свет, струящийся с потолка. Возникает полное ощущение, будто наверху, над сводами, находится чистое небо. Дело в том, что на станции «Кировский завод» впервые отказались от люстр и светильников и сделали выбор в пользу люверсного освещения, которое максимально приближено к естественному.

 просп. Стачек, д. 70,

м.

«Пушкинская»

Если понятие изящества вообще применимо к такой массивной конструкции, как станция метро, то «Пушкинскую» смело можно охарактеризовать именно так. Она производит впечатление лёгкости и воздушности благодаря обилию света, пастельным цветам, волнообразным узорам на полу и главное — памятнику великого поэта работы скульптора Михаила Аникушина. Задумчиво-романтичный Пушкин сидит в расслабленной позе, а за его спиной виднеется Царскосельский парк. У подножия мемориала почти всегда лежат свежие цветы.

 Загородный просп., д. 50,

м.

«Маяковская»

Как Маяковский отличается от Пушкина, так и посвящённые поэтам станции метро резко между собой контрастируют. Если «Пушкинская» оформлена в светлых тонах и без бьющих в глаза деталей, то настроение «Маяковской» задаёт ярко-красный цвет, разбавленный чёрным и белым. В концах зала стены украшены портретами советского авангардиста работы Юрия Могилевского, исполненными из мозаики в острой графичной манере. В наземном вестибюле частенько назначают встречи «между ног Маяковского», имея в виду бронзовый барельеф в полный рост.

«Адмиралтейская»

«Адмиралтейская» открылась в 2011 году, но её отделка выполнена в традициях самых первых станций петербургской подземки: естественный камень, бронзовое литьё, скульптура и мозаика. Дизайн обыгрывает морскую тематику. Стены подземного зала облицованы голубоватым мрамором в тон балтийских вод и украшены мозаичными панно «Нева», «Нептун», «Адмиралтейство» и «Основание Адмиралтейства». Пол гранитный, декорирован инкрустациями роз ветров. Ещё тут можно увидеть бронзовые портреты шести прославленных адмиралов и красивый витраж с часами.

 Кирпичный пер., д. 1,

м.

«Спортивная»

О многих явлениях в Петербурге говорят с приставкой «самый», и «Спортивная» — не исключение. Это первая в России (и вообще на всей территории бывшего СССР) двухэтажная станция. Её внутреннее убранство выдержано в античной стилистике с уклоном в спорт: есть мозаики с олимпийскими богами и атлетами, медальоны с изображением разных видов спорта. Интересно, что станция чуть было не сменила название на «Олимпийскую», когда город претендовал на проведение игр в 2004 году.

Читайте также:  Откройте для себя метро Санкт-Петербурга: путешествия с жетонами стали проще

 просп. Добролюбова, д. 20, корп. 1в,
 наб. Макарова/Кадетская линия Васильевского острова

«Обводный канал»

На этой станции легко совершить путешествие в прошлое и перенестись в район Обводного канала начала XIX века. Стены перронов украшают коллажи с видами церквей, заводов и фабрик, сценками из уличной жизни. С одной стороны — набережная правого берега, с другой — левого. Общая длина композиции — почти 400 метров, и ни один из них не используется под назойливую рекламу.

 Лиговский просп., д. 153,

м.

«Международная»

Что общего между Икаром, вавилонской башней и атлантом с земным шаром на плечах? Все эти изображения можно увидеть на «Международной». Мозаики исполнены в синей гамме, стены облицованы белым мрамором, пол — серым гранитом, а колонны кажутся золотыми. Название станции связано с районом, где она находится. Здесь пролегают Софийская, Будапештская и Пражская улицы, а неподалёку расположен парк Интернационалистов.

 ул. Белы Куна, д. 3,

м.

«Площадь Александра Невского-2»

По планам архитекторов, подземный зал этой станции должен напоминать крепость. И это понятно, ведь в дизайне «Площади Александра Невского-2» запечатлены славные страницы русской военной истории. Главная тема в оформлении — это Ледовое побоище, которое изображено на огромном панно в вестибюле. Стены перронов выложены металлическими дисками, напоминающими кольчуги воинов, светильники обыграны как бойницы.

 пл. Александра Невского, д. 2,

м.

Подписка оформлена


Метрополитен спб картинки

Станция метро «Нарвская» соединила «Балтийскую» и «Кировский завод». Есть легенда, что она должна была называться «Сталинской», однако историки отмечают, что это название никогда не фигурировало в проекте. Тогда откуда взялся миф?

Дело в том, что при разработке проекта у инженеров было наставление сделать эту станцию особенно величественной. В деталях оформления архитекторы планировали продемонстрировать трудовые будни обычных граждан и их наставника.

Идея была такова: пассажир попадает на станцию и продвигается от барельефов с крестьянско-пролетарскими мотивами до конца зала, где видит мозаику с изображением Сталина на фоне пшеницы и чувствует благоговение перед ликом на панно.


Метрополитен спб картинки

Мозаичное панно находилось на станции до 1962 года, когда во время развенчивания культа личности Сталина все изображения с ним ликвидировали. Пассажиры обнаружили на месте вождя белую мраморную стену. Существовало поверье, что панно не уничтожили, а только закрыли мраморными плитами. Многие пытались разглядеть знакомое лицо.

Несколько сохранившихся фрагментов мозаики можно увидеть в Интерактивном центре истории метрополитена у станции метро «Приморская».

Сейчас единственное изображение Сталина в городском метро сохранилось на станции «Площадь Восстания».


Метрополитен спб картинки

Игра: найдёте Сталина?

Станция метро «Сад 9 января»

Станция «Сад 9 января» была в составе первой очереди метрополитена. Её собирались разместить между станциями «Нарвская» и «Кировский завод». Название станции дали в честь одноимённого сада на углу проспекта Стачек и улицы Швецова. Открытие планировалось в декабре 1942 года. Для станции уже заложили шахты, однако началась война и их затопило. После того, как город оказался разрушен, от станции отказались и больше не возвращались к её проекту.


Метрополитен спб картинки

Петербургский историк метро Дмитрий Графов рассуждает, почему именно эта станция пала жертвой проектировщиков.

«Дело в том, что в то время Кировский завод был огромным предприятием, на котором трудились тысячи людей, им нужен был транспорт. В районе будущей „Нарвской“ шла активная застройка, универмаг, дом культуры. В „Автово“ — новостройки, пятиэтажные дома. А здесь сад, малоэтажки, решили, что деньги лучше отправить на строительство метро в сторону площади Ленина».

Сейчас станция «Сад 9 января» напоминает о себе одним из самых длинных перегонов на первой линии метро.

Станция метро «Дачное»


Метрополитен спб картинки

Временную конечную станцию Кировско-Выборгской линии построили в 1966 году южнее «Автово».

«Дачное» было единственной в истории петербургского метро станцией открытого типа. Её оформляли в хрущевские годы, когда архитекторы стремились к минимализму, поэтому платформа выглядела максимально просто.

Станция была тупиковой и больше напоминала открытый вокзал: составы выезжали на поверхность и затем останавливались. Два пути, на которые прибывали поезда, были ответвлениями от главных путей электродепо «Автово».

«Дачное» просуществовало всего 11 лет, поскольку влажный климат Петербурга не подходил для открытых станций.

Последний поезд из «Дачного» ушёл в 13:00 5 октября 1977 года


Метрополитен спб картинки

Пути возле «Дачного» разобрали, большую часть помещений снесли, убрали бетонную платформу. Осталось лишь кирпичное строение, которое принадлежит Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу ГИБДД.


Метрополитен спб картинки

Всё, что осталось от станции метро «Дачное»

«Дачное» можно увидеть в фильмах: «Его звали Роберт», «Происшествие, которого никто не заметил» , «Шаг навстречу» и «Цвет белого снега».

Инициативные горожане предлагают создать на месте станции музей, о проекте которого можно узнать в группе.


Метрополитен спб картинки

А вы знали, что изначально петербургское метро представляли надземным по аналогии с Третьей авеню в Нью-Йорке? Читайте подробнее об этом нереализованном проекте (а также многих других) в нашем тексте.

Оцените статью
Подорожник