Санкт-Петербургский метрополитен —
Внеуличная, преимущественно подземная транспортная система города Санкт-Петербурга, Российская Федерация.
Санкт-Петербургский метрополитен — второй по дате открытия и величине метрополитен в СНГ и РФ. Открытие системы состоялось 15-го ноября 1955-го года в составе первого пускового участка
Кировско-Выборгской линии
«» — «».
В настоящее время Санкт-Петербургская «подземка» состоит из 5 линий с общей протяженностью в 124.8 километров. Для пассажиров открыто 72 станции, из которых 8 — объекты культурного наследия России.
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=1″> <use xmlns
- Советское Время. Проектирование и Начало строительства Петербургского Метрополитена
- Великая Отечественная Война
- Постсоветский Период. Российская Федерация
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=8″> <use xmlns Хоть Санкт-Петербургский метрополитен и имеет 72 станции и большой пассажиропоток, но пешею доступность к станциями не имеет очень большое количество жителей таких районов как «Красногвардейский», «Курортный», «Кронштаднтский», «Петродворец». В Перспективе метро будет из этих районов только в «Красногвардеский» и ‘Петродворец» куда придут Красносельско-Калининская и линии.
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=9″> <use xmlns В Санкт-Петербургском Метрополитене стоимость проезда варьируется от 30-35 рублей до 390. Оплата осуществляется при помощи Жетонов Метрополитена, карты «», которая может быть объединена с картой «» Московского Метрополитена , Банковской Карты и так же при помощи Юбилейных Жетонов метрополитена . Нынешние жетоны для оплаты одной поездки в Санкт-Петербургском Метрополитене за 45 рублей. Автор фотографии — A. Savin
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=10″> <use xmlns В Петербургском Метрополитене для пассажирской эксплуатации работают ~5 типов составов, среди которых есть вагоны типа ЕМ и их модификации , которые на данный момент являются самым старыми метровагонами, которые эксплуатируются на территории Российской Федерации и бывшего СССР. Также эксплуатируются составы типа 81-717/714 и их модификации, которые являются основой парка метрополитена СПб, также в эксплуатации работают составы и его модификации, 81-556/557/558 и 81-722/723/724 . На каждой линии метрополитена работает свой парк составов: На Кировско-Выборгской Линии из-за слабой подстанции эксплуатируются составы ЕМ, модификации ЕМА/ЕМ/ЕМХ, ЕМА-502/501/503 и ЕМ-501М и 81-722.1/723.1/724.1 «Юбилейный» . Это также первая линия, на которой началась эксплуатация 8-вагонных составов. На Московско-Петроградской Линии эксплуатируются только составы 81-717/714 и модификации 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П , 81-540/541, 81-540.1/541.1, 81-540.9/541.9 в составе 6-вагонных поездов, также на линии могут проезжать составы Фрунзенско-Приморской Линии , следующие в депо или из депо. На Невско-Василеостровской Линии эксплуатируются 6-вагонные составы типа 81-556/557/558, 81-556.1/557.1/558.1 «НеВа» и 81-722.3/723.3/724.3 «Юбилейный» . Также на линии могут проезжать составы Правобережной Линии , которые также следуют в депо или из него. На Правобережной Линии эксплуатируются 6-вагонные составы типа 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П , 81-540/541, 81-540.5/540.1, 81-540.8/541.8 . На Фрунзенско-Приморской эксплуатируются 6-вагонные составы типа 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П, 81-540/541, 81-540.5/540.1, 81-540.8/541.8. Все составы Санкт-Петербургского Метрополитена российского производства, кроме составов типа 81-556/557/558 «НеВа» построенный «Вагонмашем», Чешскими и Немецкими заводами. Эксплуатация вагонов началась 22-го Октября 2013-го года, но в тот же год производитель новых составов «Вагонмаш» обанкротился, а на рынок пришли уже Московские производители вагонов метро. На начало 2015-го года парк поездов представлен 1709 вагонами. Средний срок службы вагонов — 26.9 лет при нормативном — 31 год. Парк подвижного состава изношен на 73%, причем, 47.5% всего парка — 812 единиц, это вагоны у которых срок службы выше нормативного. Большая часть этих составов работают на Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской Линии .
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=11″> <use xmlns В Петербургском Метрополитене на 3-е октября 2019-го года работают 72 станций, из которых 61 — являются станциями глубокого заложения, 6 — мелкого заложения и 5 — наземных станций. На всех линиях есть станции каждого типа, кроме Правобережной — на которой только станции глубокого заложения. Станции глубокого заложения по конструкциям разделяются на 4 типа: Односводчатые, всего 15 таких станций — На Кировско-Выборгской Линии : «», «». На Московско-Петроградской Линии : «», «», «», «». На Невско-Василеостровской Линии : Только «». На Правобережной Линии : «», «», «», «». На Фрунзенско-Приморской Линии : » Садовая «, «», «» и «». 18 пилонных станций, из которых 7 станций — с укороченным центральным залом 18 колонных станций, из которых также 7 станций — колонно-стеновые станции. Станции закрытого типа, также известные как «Горизонтальный Лифт», благодаря своей конструкции. Всего таких станций 12 — 8 на Невско-Василеостровской Линии — «», «», «», «», «», » Площадь Александра Невского «, «» и «», и 4 на Московско-Петроградской Линии — «», «», «» и «» Четыре из шести станций мелкого заложения — «», «», «» и «» являются трехполетными-колонными. Две станции — «» и «» построены по конструкции, схожей со станциями закрытого типа. Также, все наземные станции Петербургского Метрополитена, кроме закрытой » Дачной » являются крытыми. Также, » Дачное » является единственной закрытой станцией Метрополитена, и она была открытого типа. Станция показала, что наземные станции открытого типа не могут нормально работать в Ленинграде. Все станции расположены на пяти линиях, которые соединяются при помощи семи пересадочных узлов — из которых шесть — двухстанционные и лишь один — трехстанционный — между станциями » Спасская » , » Садовая » и » Сенная Площадь «. Пересадочный узел «» является первым и пока что единственным кросс-платформенным пересадочным узлом в Петербургском Метрополитене. Также, в Метрополитене примечательна станция «», построенная как двухуровневая кросс-платформенная станция, и является первой таковой в мире, но, до ввода в эксплуатацию Кольцевой Линии она не будет узловой.
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=12″> <use xmlns Полный список станций можно найти по этой ссылке Жирным шрифтом обозначены пересадочные станции, Курсивом — проектируемые. Курсивом и жирным шрифтом — проектируемые/строящиеся пересадочные станции
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=19″> <use xmlns Всего на конец 2019-го года в Санкт-Петербургском Метрополитене работает 7 Электродепо, 6 для обслуживания составов и 1 ремонтное: было открыто через месяц после открытия первой очереди Ленинградского Метрополитена — в Декабре 1955-го года. В депо обслуживаются составы типа «ЕМ» и 81-722.1/723.1/724.1 . Ближайшая станция к электродепо: «», также очень близко к Электродепо расположена закрытая станция » Дачное «. было открыто 30-го Июня 1970-г года. Электродепо обслуживает все линии метрополитена, поэтому в нем обслуживаются все составы, которые работали и работают в Санкт-Петербургском Метрополитене. Ближайшая станция к депо «», также близко расположена закрытая станция » Дачное » было открыто 12-го Декабря 1972-го года, за 13 дней до открытия участка » — » Московско-Петроградской Линии . Обслуживает Московско-Петроградскую и Правобережную Линию , до 4-го Сентября 2019-го года обслуживало Фрунзенско-Приморскую Линию . В депо обслуживаются модификации составов типа 81-717/714 и . Ближайшая станция: «». было открыто в 1979-ом году, через год после открытия участка » — «. Было открыто для обслуживания Невско-Василеостровской Линии , которую обслуживало до 1995-го года, также обслуживало в 1985-1986-ых годах Правобережную Линию , ныне обслуживает Кировско-Выборгскую Линию . В Депо обслуживаются составы типа «ЕМ» и 81-722.1/723.1/724.1 . Ближайшая станция: «». было открыто для обслуживания Правобережной Линии через год после открытия участка » — Рыбацкое «. Обслуживало Правобережную Линию в 1986-2000-ых и в 2008-2019-ых. Обслуживает составы типа и 81-722/723/724 и их модификации. Ближайшая станция к депо:» Рыбацкое «. было открыто 1-го Февраля 2000-го года, через 11 лет после открытия участка » — » и за 6 лет до открытия станции «». Обслуживало с 2000 до 2009-го года Правобережную Линию и с 2009-го до 2013-го Фрунзенско-Приморскую Линию . Обслуживает Московско-Петроградскую Линию . В Электродепо обслуживаются модификации составов типа 81-717/714 и . Ближайшая станция к депо: «» ТЧ-7 «Южное» было открыто 5-го Сентября 2019-го года, за ~28-29 дней до открытия участка » Международная — «. Обслуживает Фрунзенско-Приморскую Линию . В Депо обслуживаются модификации составов типа 81-717/714 и . Ближайшая станция к депо: «». Всего по планам, должно быть построено еще 3 электродепо: «Красносельское» у «» для обслуживания Красносельско-Калининской Линии , «Правобережное» для Правобережной Линии после «» и «Кольцевое» неподалеку от «» для обслуживания .
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=20″> <use xmlns Согласно государственной программе города от 2011-го года «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» к 2020-ому году планируется увеличить протяженность линий Санкт-Петербургского Метрополитена до 139.4 километров, также открыть 13 новых станций и 2 электродепо — и , что мало вероятно. На строительство всех этих объектов запланировано было выделить 145.785 миллиардов рублей, из которых 12.1 миллиардов — из федерального бюджета.
- 2023-ий, 2024-ый и 2025-ый года.
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=28″> <use xmlns
- Прорыв 1974 года
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 Декабря 1996 Года
- Обрушение козырька 10 июля 1999 года
- Энергоавария 20 августа 2010 года
- Теракт 3 Апреля 2017 года
- //metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=35″> <use xmlns Официальный сайт Петербургского метрополитена Официальный сайт Петербургского Метростроя Схема метро с режимом работы по каждой станции Схема путевого развития Петербургского метрополитена Петербургский метрополитен на UrbanRail.net Проект Балинского, или Метро, которого не было Метро в Петербурге Значки и награды Петербургского метрополитена Путеводитель по Петербургскому метрополитену на сайте MetroGuides Перспективы Петербургского метрополитена на metro.vpeterburge.ru Концепция развития транспортной системы Санкт-Петербурга Развитие метрополитена до 2018 года Это список станций — системы линий в (). Первая линия Ленинградского метрополитена была открыта года и включала в себя 7 станций. В настоящее время метрополитен состоит из 5 действующих линий, включающих 72 станции. Ниже представлен список действующих пересадочных узлов Петербургского метрополитена. «» () «» ↔ «» «» ↔ «» «» ↔ «» ↔ «» «» ↔ «» « Площадь Александра Невского-I » ↔ « Площадь Александра Невского-II » «» ↔ «» Указываемая величина является приблизительной. Станция «Театральная» откроется в 2024—2025 годах. Вестибюль, скорее всего, разместят перед Мариинским театром Фрунзенский радиус отодвинул станцию «Горный институт» до 2022 года ↑ 4,0 4,1 ↑ 5,0 5,1 ↑ 6,0 6,1
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=1″> <use xmlns
Первые проекты строительства метрополитена в столице Российской Империи — Санкт-Петербурге появились еще в 1820-ом — 1917-ом годах. Первый план строительства метрополитена в столице Российской Империи был в 1818, когда Марк Брюнель изобрел первый проходческий щит, который должен был прорыть туннели для метрополитена под Невой, но после смерти Александра первого, планы были сорваны. В конце 19-го Века в Санкт-Петербурге всерьез обсуждали строительство подземной железной дороги. О планах строительства Метрополитена шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов. Тем временем в Петербурге не было Электротранспорта. Противодействие городских властей, желавших взять этот вид транспорта под свой контроль в конечном итоге стало одной из причин, почему проект Метрополитена во время Российской Империи так и не был осуществлён.
В 1901-ом году Инженер Владимир Николаевич Печковский предложил строительство Дачного Вокзала в середине Невского Проспекта, у Казанского собора и соединить его эстакадно-Подземной дорогой над Екатеринским и Обводным Каналами и под Забалканским Проспектом с Другими Вокзалами — Балтийским и Варшавским. В том же году, инженер Решевский, работавший по заданию Министерства путей сообщения разработал два варианта проекта, целью которого было соединение всех вокзалов Санкт-Петербурга в единый городской узел. Интереснейшие разработки — плод нескольких лет кропотливого труда выдвигал один из первых теоретиков Российского Метростроения, инженер путей сообщения — Петр Иванович Балинский. Его схема предусматривала строительство шести городских линий, в том числе двух больших кольцевых трасс обще протяженностью в 102 километра или в 95.5 вёрст. Строительство в которое входило — засыпка низменных районов города в случае наводнений, возведение 11 крупных мостов, сооружение насыпей и эстакад высотой 5-10 метров, прокладки железнодорожных линий и так далее обходилось по проекту в 190 миллионов рублей, однако, в 1903-ем году проект был отклонён Российским Императором Николаем II
Практически все дореволюционные проекты строительства Метрополитена отличались преимущественно эстакадными линиями, по аналогии с Парижским Метрополитеном
и и как показал последующий опыт эксплуатации эстакад в условиях Санкт-Петербурга, Использование открытых линий было бы сопряжено с большими трудностями. Для строительства преимущественно тоннельного метрополитена, притом глубокого заложения, в Санкт-Петербурге не было достаточно материальных и технических ресурсов.
Советское Время. Проектирование и Начало строительства Петербургского Метрополитена
Вновь вопрос о проектировании Метрополитена в Ленинграде был поставлен в 1938-ом году, по инициативе председателя «ЛенГорИсполкома» Алексея Николаевича Косыгина.

Первым руководителем Ленинградского Метрополитена стал начальник Ленинградского Метростроя — Иван Георгиевич Зубков. Изначально разработка проекта метро велась Московским институтом «Метрогинпротранс», но 21-го Января 1941-ого года была образована «Дирекция Строительства № 5 НКПС». К Апрелю 1941-ого года были заложены все 34 шахтных ствола. К Декабрю 1942-ого года планировалось открытие Первой Очереди Ленинградского Метрополитена, но открытие Метрополитена помешала Великая Отечественная Война.

Великая Отечественная Война
Во время Великой Отечественной Войны из-за недостатка средств, пройденные стволы и выработки пришлось затопить. Метростроевцам в эти годы приходилось заниматься строительство тупиков, складов, железнодорожных веток и портовых сооружений в осаждённом Ленинграде. За год до конца войны в Авиакатастрофе умер первый руководитель Ленинградского Метрополитена — Иван Георгиевич Зубков.
Также есть легенда что во время войны в Стволы шахт складывали трупы мертвых людей чтобы избежать эпидемии.
После войны работы по строительству метрополитена в Северной столице вновь возобновились. В 1945-ом году из затопленных шахт метрополитена началась откачка воды, были возобновлены геологоразведочные бурения . В 1946-ом году была создана организация «ЛенМетроПроект». руководителем которой стал М. А. Садуров. В ном варианте трассы первой линии специалисты выбрали два новых решения:
- Сооружение станций «на горках», чтобы станции были выше перегонов.
- Уменьшение диаметра с Московского Стандарта в 6 метров до 5.5 Метров.
3-го Сентября 1947-ого года полностью возобновлено строительство Ленинградского Метрополитена. В декабре 1954-го года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский Метрополитен. Его возглавил Иван Новиков. Изначально, организация располагалась на территории современного наклонного хода станции «». 7-го Октября 1955-го года по первой трассе метрополитена отправился обкаточный электропоезд. Почти через месяц, 5-го Ноября 1955-го года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди
Ленинградского Метрополитена от станции «» до станции «»
Кировско-Выборгской Линии
. Через десять лет после окончания Второй Мировой Войны, в начале Хрущёвской Оттепели, Ленинград получил свой, подземный транспорт который был оформлен в стиле Сталинской Архитектуры. Торжественное открытие для жителей города состоялось 15-го Ноября 1955-го года. В общей сложности правительственных наград были награждены 1023 участника строительства первой очереди Метрополитена.
Первое продление первой линии Метрополитена произошло в 1958-ом году.
Кировско-Выборгская Линия
прошла под Невой до Финляндского Вокзала, после чего до открытия Ладожского Вокзала
Кировско-Выборгская Линия
обслуживала все Вокзалы Ленинграда. Дальнейшее продление
Кировско-Выборгской Линии
в 1970-ые годы происходило главным образом на Север. В 1978-ом году была открыта нынешняя конечная «», которая называлась «Комсомольской» которая находится в пределах Всевложского Района Ленинградской Области. Продвижение на Юг
Кировско-Выборгской Линии
был существенно меньшим. В июне 1966-го года была открыта Станция » Дачное
«, которая проработала больше 11 лет. В начале октября 1977-го года станция » Дачное
» Была закрыта и вместо неё были открыты станции «» и «».
Строительство второй Линии
Ленинградского Метрополитена —
Московско-Петроградской
началось сразу после открытия
Ленинградского Метрополитена. Через 6 лет после открытия метрополитена, в 1961-ом году был открыт участок » — »
Московско-Петроградской Линии
, который шел вдоль Московского Проспекта.
Московско-Петроградская линия
равномерно росла на юг и на север и уже в 1963-ом году линия была продлена на север до станции «» с промежуточными » Сенная Площадь», которая тогда именовалась «Площадью Мира
«, «» и «», также окончательно был построен первый в СССР кросс-платформенный пересадочный узел
на станции «» (За ~8 лет до открытия Первого Кросс-Платформенного пересадочного узла
в
Москве
— «».). В 1970-ые
Московско-Петроградскую
продвигали преимущественно на юг, до конечной станции «», а в 1980-ые на Север. Последней открытой на
Московско-Петроградской Линии
станция стала «», которая была открыта в 2006-ом году.
Третья Линия —
Невско-Василеостровская
была открыта в 1967-ом году в составе участка » — Площадь Александра Невского
» и со своего открытия линия соединяла Васильевский Остров с центральной частью Ленинграда. В 1970-ом году линия была продлена на юг до станции «» с промежуточной «» и через 9 лет была продлена на Остров Декабристов с открытием станции «», после чего линия вновь была продлена на Юг до станции » Рыбацкое
«, а через 2 года на линии открылось свое собственное депо — . Последние открытые станции стали «» и «» которые были открыты в 2018-ом году.
Четвертая Линия — Правобережная
, Была открыта в 1985-ом году в составе участка » — Площадь Александра Невского
«. С Момента открытия соединяла
Невско-Василеостровскую Линию
с Правобережным юго-восточными районами Ленинграда. В 1987-ом была продлена до нынешней конечной «», и после распада Советского Союза, через 4 дня, 30-го Декабря 1991-го года был открыт участок » Площадь Александра Невского
— Садовая
«. Движение от «» до » Садовой
» действовало по и вплоть до 2006-го года в составе
Правобережной Линии
открывались станции Приморского Радиуса
Фрунзенско-Приморской Линии
. 7-го Марта 2009-го года из состава
Правобережной линии
был выведен участок » Садовая
— «, ССВ между » Садовой
» и «» была выведена из Пассажирской Эксплуатации, а также была открыта станция » Спасская
«.
Во времена СССР к запуску также планировалась Пятая,
Фрунзенско-Приморская Линия
, но линия появилась на схемах метрополитена только в 2006-ом году, когда открылись первые станции новой Линии — «» и «» с пересадкой на «»
Кировско-Выборгской Линии
. 7-го Марта 2009-го года, после вывода из пассажирской эксплуатации участка » Садовая
— «, был открыт участок » Садовая
— » и участок от » Садовой
» до «» перешел в состав
Фрунзенско-Приморской Линии
. В 2010-ом году, 30-го Декабря была открыта станция «», которая была открыта на действующем участке и через год была открыта станция «» также на действующем участке. 28-го Декабря 2012-го года линию продлили до конечной » Международной
«. 3-го Октября первые поезда с пассажирами отправились от станции «» , тем самым, открыв участок » Международная
» — «»
До распада СССР, Метрополитен Ленинграда насчитывал 4 линии, на которых было расположено 54 станции, а также 94.2 Километра тоннелей. На 2019-ый год (До открытия участка до станции «») Санкт-Петербургский Метрополитен насчитывает 5 линий, 69 станций и 118.6 километров тоннелей. За ~28 лет Метрополитен увеличился на 1 линию, 15 станций и 24.4 Километра тоннелей.
Постсоветский Период. Российская Федерация
На начало 1992-го года, строительные работы велись на 14 станциях или участках, примыкающих к ним. Это были:
- Шесть новых станций Приморского Участка — «», «», «», «», «» и «».
- Две станции и тоннели
Правобережной Линии
— Станции » Спасская
» и «». - Станция «» и электродепо
- Пять станций Фрунзенского радиуса — «», «», «», «», «» и » Международная
«.
Таким образом, учитывая среднее время возведения станций Ленинградского Метрополитена, которое было равно 5-6 годам, можно было предположить, что при достаточном финансировании что все работы, которые только что были упомянуты должны были завершиться не раньше 1997-го года, что стало бы рекордом в строительстве Петербургского Метрополитена.
В 1994-ом году в планах было практически «удвоить» метрополитен к 2004-ом году — Открыть 3 новые линии (
Фрунзенско-Приморскую
,
Красносельско-Калининскую
и
), 61 новых станций, но к 2004-ом году было сдано в 10 раз меньше, всего 6 станций. Для постройки метрополитена стали применяться механизмы спонсорства.
Осенью 2006-го года усилились противоречия Машинистов поездов и руководства Метрополитена, что привело к серьёзным демонстрациям и почти не закончилось забастовкой. В настоящее время эти противоречия заметно были смягчены, но не исчезли.
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=8″> <use xmlns
Хоть Санкт-Петербургский метрополитен и имеет 72 станции и большой пассажиропоток, но пешею доступность к станциями не
имеет очень большое количество жителей таких районов как «Красногвардейский», «Курортный», «Кронштаднтский», «Петродворец». В Перспективе метро будет из этих районов только в «Красногвардеский» и ‘Петродворец» куда придут
Красносельско-Калининская
и
линии.
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=9″> <use xmlns
В
Санкт-Петербургском Метрополитене стоимость проезда варьируется от 30-35 рублей до 390. Оплата осуществляется при помощи Жетонов Метрополитена, карты «», которая может быть объединена с картой «»
Московского Метрополитена
, Банковской Карты и так же при помощи Юбилейных Жетонов метрополитена
.

//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=10″> <use xmlns
В Петербургском Метрополитене для пассажирской эксплуатации работают ~5 типов составов, среди которых есть вагоны типа ЕМ и их модификации
, которые на данный момент являются самым старыми метровагонами, которые эксплуатируются на территории Российской Федерации и бывшего СССР. Также эксплуатируются составы типа 81-717/714
и их модификации, которые являются основой парка метрополитена СПб, также в эксплуатации работают составы и его модификации, 81-556/557/558
и 81-722/723/724
. На каждой линии метрополитена работает свой парк составов:
- На
Кировско-Выборгской Линии
из-за слабой подстанции эксплуатируются составы ЕМ, модификации ЕМА/ЕМ/ЕМХ, ЕМА-502/501/503 и ЕМ-501М
и 81-722.1/723.1/724.1 «Юбилейный»
. Это также первая линия, на которой началась эксплуатация 8-вагонных составов. - На
Московско-Петроградской Линии
эксплуатируются только составы 81-717/714 и модификации 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П
, 81-540/541, 81-540.1/541.1, 81-540.9/541.9
в составе 6-вагонных поездов, также на линии могут проезжать составы
Фрунзенско-Приморской Линии
, следующие в депо или из депо. - На
Невско-Василеостровской Линии
эксплуатируются 6-вагонные составы типа 81-556/557/558, 81-556.1/557.1/558.1 «НеВа»
и 81-722.3/723.3/724.3 «Юбилейный»
. Также на линии могут проезжать составы
Правобережной Линии
, которые также следуют в депо или из него. - На
Правобережной Линии
эксплуатируются 6-вагонные составы типа 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П
, 81-540/541, 81-540.5/540.1, 81-540.8/541.8
. - На
Фрунзенско-Приморской
эксплуатируются 6-вагонные составы типа 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5П/714.5П,
81-540/541, 81-540.5/540.1, 81-540.8/541.8.
Все составы Санкт-Петербургского Метрополитена российского производства, кроме составов типа 81-556/557/558 «НеВа»
построенный «Вагонмашем», Чешскими и Немецкими заводами. Эксплуатация вагонов началась 22-го Октября 2013-го года, но в тот же год производитель новых составов «Вагонмаш» обанкротился, а на рынок пришли уже Московские производители вагонов метро.
На начало 2015-го года парк поездов представлен 1709 вагонами. Средний срок службы вагонов — 26.9 лет при нормативном — 31 год. Парк подвижного состава изношен на 73%, причем, 47.5% всего парка — 812 единиц, это вагоны у которых срок службы выше нормативного. Большая часть этих составов работают на
Кировско-Выборгской
и
Московско-Петроградской Линии
.
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=11″> <use xmlns
В Петербургском Метрополитене на 3-е октября 2019-го года работают 72 станций, из которых 61 — являются станциями глубокого заложения, 6 — мелкого заложения и 5 — наземных станций. На всех линиях есть станции каждого типа, кроме
Правобережной
— на которой только станции глубокого заложения.
Станции глубокого заложения по конструкциям разделяются на 4 типа:
- Односводчатые, всего 15 таких станций — На
Кировско-Выборгской Линии
: «», «». На
Московско-Петроградской Линии
: «», «», «», «». На
Невско-Василеостровской Линии
: Только «». На
Правобережной Линии
: «», «», «», «». На
Фрунзенско-Приморской Линии
: » Садовая
«, «», «» и «». - 18 пилонных станций, из которых 7 станций — с укороченным центральным залом
- 18 колонных станций, из которых также 7 станций — колонно-стеновые станции.
- Станции закрытого типа, также известные как «Горизонтальный Лифт», благодаря своей конструкции. Всего таких станций 12 — 8 на
Невско-Василеостровской Линии
— «», «», «», «», «», » Площадь Александра Невского
«, «» и «», и 4 на
Московско-Петроградской Линии
— «», «», «» и «»
Четыре из шести станций мелкого заложения — «», «», «» и «» являются трехполетными-колонными. Две станции — «» и «» построены по конструкции, схожей со станциями закрытого типа. Также, все наземные станции
Петербургского Метрополитена, кроме закрытой » Дачной
» являются крытыми. Также, » Дачное
» является единственной закрытой станцией Метрополитена, и она была открытого типа. Станция показала, что наземные станции открытого типа не могут нормально работать в Ленинграде.
Все станции расположены на пяти линиях, которые соединяются при помощи семи пересадочных узлов — из которых шесть — двухстанционные и лишь один — трехстанционный — между станциями » Спасская
» , » Садовая
» и » Сенная Площадь
«. Пересадочный узел «» является первым и пока что единственным кросс-платформенным пересадочным узлом в Петербургском Метрополитене. Также, в Метрополитене примечательна станция «», построенная как двухуровневая кросс-платформенная станция, и является первой таковой в мире, но, до ввода в эксплуатацию Кольцевой Линии она не будет узловой.
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=12″> <use xmlns
Полный список станций можно найти по этой ссылке
Жирным шрифтом
обозначены пересадочные станции, Курсивом — проектируемые. Курсивом и жирным шрифтом — проектируемые/строящиеся пересадочные станции
-
- Площадь Александра Невского-1
- Рыбацкое
- Спасская
- Площадь Александра Невского-2
- Садовая
- Международная
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=19″> <use xmlns
Всего на конец 2019-го года в Санкт-Петербургском Метрополитене работает 7 Электродепо, 6 для обслуживания составов и 1 ремонтное:
- было открыто через месяц после открытия первой очереди
Ленинградского Метрополитена — в Декабре 1955-го года. В депо обслуживаются составы типа «ЕМ»
и 81-722.1/723.1/724.1
. Ближайшая станция к электродепо: «», также очень близко к Электродепо расположена закрытая станция » Дачное
«. - было открыто 30-го Июня 1970-г года. Электродепо обслуживает все линии метрополитена, поэтому в нем обслуживаются все составы, которые работали и работают в Санкт-Петербургском Метрополитене. Ближайшая станция к депо «», также близко расположена закрытая станция » Дачное
» - было открыто 12-го Декабря 1972-го года, за 13 дней до открытия участка » — »
Московско-Петроградской Линии
. Обслуживает
Московско-Петроградскую
и
Правобережную Линию
, до 4-го Сентября 2019-го года обслуживало
Фрунзенско-Приморскую Линию
. В депо обслуживаются модификации составов типа 81-717/714
и . Ближайшая станция: «». - было открыто в 1979-ом году, через год после открытия участка » — «. Было открыто для обслуживания
Невско-Василеостровской Линии
, которую обслуживало до 1995-го года, также обслуживало в 1985-1986-ых годах
Правобережную Линию
, ныне обслуживает
Кировско-Выборгскую Линию
. В Депо обслуживаются составы типа «ЕМ»
и 81-722.1/723.1/724.1
. Ближайшая станция: «». - было открыто для обслуживания
Правобережной Линии
через год после открытия участка » — Рыбацкое
«. Обслуживало
Правобережную Линию
в 1986-2000-ых и в 2008-2019-ых. Обслуживает составы типа и 81-722/723/724
и их модификации. Ближайшая станция к депо:» Рыбацкое
«. - было открыто 1-го Февраля 2000-го года, через 11 лет после открытия участка » — » и за 6 лет до открытия станции «». Обслуживало с 2000 до 2009-го года
Правобережную Линию
и с 2009-го до 2013-го
Фрунзенско-Приморскую Линию
. Обслуживает
Московско-Петроградскую Линию
. В Электродепо обслуживаются модификации составов типа 81-717/714
и . Ближайшая станция к депо: «» - ТЧ-7 «Южное» было открыто 5-го Сентября 2019-го года, за ~28-29 дней до открытия участка » Международная
— «. Обслуживает
Фрунзенско-Приморскую Линию
. В Депо обслуживаются модификации составов типа 81-717/714
и . Ближайшая станция к депо: «».
Всего по планам, должно быть построено еще 3 электродепо: «Красносельское» у «» для обслуживания
Красносельско-Калининской Линии
, «Правобережное» для
Правобережной Линии
после «» и «Кольцевое» неподалеку от «» для обслуживания
.
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=20″> <use xmlns
Согласно государственной программе города от 2011-го года «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» к 2020-ому году планируется увеличить протяженность линий Санкт-Петербургского Метрополитена до 139.4 километров, также открыть 13 новых станций и 2 электродепо — и , что мало вероятно. На строительство всех этих объектов запланировано было выделить 145.785 миллиардов рублей, из которых 12.1 миллиардов — из федерального бюджета.
- Открытие второй очереди
Фрунзенского-Радиуса Фрунзенско-Приморской Линии
со станциями «», «» и «» вместе с электродепо . Открытие состоялось 7-го Октября 2019-го года. - Открытие участка
Правобережной Линии
от » Спасской
» до «» без станции «». Открытие запланировано в ноябре. Официальное открытие перенесено на 2022-ый год в марте 2019-го года.
- Открытие первой очереди шестой линии Петербургского Метро —
Красносельско-Калининской
в составе двух станций от «» до «». - Открытие станции «», также без «».
2023-ий, 2024-ый и 2025-ый года.
- Продление
Невско-Василеостровской Линии
от «» до «» с промежуточной станцией — «». - Открытие «» на
Правобережной Линии
на действующем участке » Спасская
— » и от «» до «» и «» с электродепо от «» или «». - Продление
Фрунзенско-Приморской Линии
от «» до «» - Открытие вторых вестибюлей у станций «», «» и «» с продлением платформы на «» и открытием двух последних дверей.
- Продление
Кировско-Выборгской
до станции «Проспект Маршала Жукова», с промежуточной станцией «Александрино» от станции «» - Продление
Красносельско-Калининской Линии
от «» до «Сосновой Поляны», с промежуточными станциями: «Петергофское Шоссе», «Улица Доблести» и «Брестская» и от «» до «Каретной» с промежуточными «», «» и «». Появление Пересадок на
Фрунзенско-Приморскую
и
Московско-Петроградскую
Линии.
- Открытие
в составе участка от станции «» до «» с промежуточными «», «», «» и «». Из всех открытых станций только «» не будет пересадочной.
- Возможное открытия ответвления
Кировско-Выборгской Линии
от «» до «Бугры» с промежуточными станциями «Сосновка» и «Проспект Культуры». - Открытие участка
Невско-Василеостровской Линии
от «Планерной» до «Осиновой Рощи» с промежуточными «Парашютная», «Академгородок» и «Парголово» с открытием пересадки на
Фрунзенско-Приморскую Линию
, также открытие станции «» на
Невско-Василеостровской
между «» и «». - Открытие участка
Правобережной Линии
» — Юнтолово» с промежуточными станциями «Гавань», «Морской Фасад», «Новокрестовская-2», «Лахта» и «Конная Лахта» с вводом электродепо «Юнтолово» и открытием пересадки на
Невско-Василеостровскую Линию
. - Продление линии от «Шуваловского проспекта» до «Коломяжской» с промежуточными станциями «Магистраль № 31» и «Каменка» и ввод электродепо «Коломяжское».
- Продление линии от «Каретной» до «Ручьёв» с промежуточными станциями «Суворовская», «Смольный», «Полюстровский проспект», «Бестужевская» и «Пискарёвка» и ввод электродепо «Ручьи».
- В случае отказа от продления Красносельско-Калининской линии от «Петергофского шоссе» до «Сосновой Поляны», существует план альтернативной трассировки линии от «Петергофского шоссе» до «Стрельны» с промежуточной станцией «Константиновская».
- Ввод второй очереди от станции «Лесная-2» до станции «Большой проспект» с промежуточными станциями «Арсенальная», «Площадь Калинина», «Полюстровский проспект-2», «Большеохтинская-2», «Ладожская-2», «Дальневосточный проспект», «Елизаровская-2», «Фарфоровская», «Международная-2», «Витебский проспект», «Парк Победы-2», «Броневая-2», «Нарвская-2» и «Двинская».
- Ввод Адмиралтейско-Охтинской линии со станциями «Двинская», «Площадь Репина», «Театральная-2», «Адмиралтейская-3», «Михайловская», «Чернышевская-2», «Суворовская-2», «Большеохтинская», «Проспект Энергетиков», «Индустриальный проспект», «Улица Коммуны» и «Янино» и ввод электродепо «Янино».
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=28″> <use xmlns
Прорыв 1974 года
8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений.
Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм «Прорыв»
.
Размыв 1995 года
С 4 декабря 1995 года до 26 июня 2004 года движение на участке Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было закрыто из-за т. н. «размыва» — аварии на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», произошедшей в результате разрушительного воздействия плывуна на тоннели.
Теракт 19 Декабря 1996 Года
19 декабря 1996 года на 1-ой линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушен взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июля 1999 года
Энергоавария 20 августа 2010 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34, произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции «Восточная» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Теракт 3 Апреля 2017 года
3 апреля 2017 года произошёл взрыв в поезде, следовавшем по перегону между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт», сразу после отправления от «Сенной площади» примерно в 14:40. В результате 11 человек погибли на месте, 4 скончались в больнице, 51 получили ранения.
//metropolitain. fandom. com/ru/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD?action=edit§ion=35″> <use xmlns- Официальный сайт Петербургского метрополитена
- Официальный сайт Петербургского Метростроя
- Схема метро с режимом работы по каждой станции
- Схема путевого развития Петербургского метрополитена
- Петербургский метрополитен на UrbanRail.net
- Проект Балинского, или Метро, которого не было
- Метро в Петербурге
- Значки и награды Петербургского метрополитена
- Путеводитель по Петербургскому метрополитену на сайте MetroGuides
- Перспективы Петербургского метрополитена на metro.vpeterburge.ru
- Концепция развития транспортной системы Санкт-Петербурга
- Развитие метрополитена до 2018 года
Это список станций
— системы линий в ().
Первая линия Ленинградского метрополитена была открыта
года и включала в себя 7 станций. В настоящее время метрополитен состоит из 5 действующих линий, включающих 72 станции.
Ниже представлен список действующих
пересадочных узлов Петербургского метрополитена.
«» ()
«» ↔ «»
«» ↔ «»
«» ↔ «» ↔ «»
«» ↔ «»
« Площадь Александра Невского-I
» ↔ « Площадь Александра Невского-II
»
«» ↔ «»
- Указываемая величина является приблизительной.
- Станция «Театральная» откроется в 2024—2025 годах. Вестибюль, скорее всего, разместят перед Мариинским театром
- Фрунзенский радиус отодвинул станцию «Горный институт» до 2022 года
- ↑ 4,0
4,1
- ↑ 5,0
5,1
↑ 6,0
-
- 6,1
Официальный сайт Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
-
↑
8,0
8,1
- Петербургский дневник. Выпуск от 12.09.2016. « Елизаровская» откроется в декабре с новым панно
«Академическую» закроют на капремонт
Шаблон:Линии Петербургского метрополитена Шаблон:Списки станций метрополитенов постсоветского пространства
Шаблон:Избранный список и портал
Это список станций
— системы линий в ().
Первая линия Ленинградского метрополитена была открыта
года и включала в себя 7 станций. В настоящее время метрополитен состоит из 5 действующих линий, включающих 72 станции.
Ниже представлен список действующих
пересадочных узлов Петербургского метрополитена.
«» ()
«» ↔ «»
«» ↔ «»
«» ↔ «» ↔ «»
«» ↔ «»
« Площадь Александра Невского-I
» ↔ « Площадь Александра Невского-II
»
«» ↔ «»
- Указываемая величина является приблизительной.
- Станция «Театральная» откроется в 2024—2025 годах. Вестибюль, скорее всего, разместят перед Мариинским театром
- Фрунзенский радиус отодвинул станцию «Горный институт» до 2022 года
- ↑ 4,0
4,1
- ↑ 5,0
5,1
- ↑
-
- 6,1
6,0
-
-
↑
- Петербургский дневник. Выпуск от 12.09.2016. « Елизаровская» откроется в декабре с новым панно
Официальный сайт Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
8,0
8,1
«Академическую» закроют на капремонт
Шаблон:Списки станций метрополитенов постсоветского пространства
Шаблон:Избранный список и портал
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Петербургское метро — это уникальное сочетание мощного транспортного конвейера, обеспечивающего перевозками пятимиллионный мегаполис, с неповторимым архитектурно-художественным ансамблем метровокзалов, гармонично вписавшимся в исторический облик города на
Неве
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Первым руководителем метро стал начальник Ленинградского метростроя И. Г. Зубков
. Сооружение первой очереди Ленинградского метро — выдающаяся страница советского метростроения. Изначально разработка велась московским институтом Метрогипротранс, но 21 января
1941
апрелю
1941
года были заложены все 34 шахтных ствола.
Работы по сооружению метро прервала война
. Пройденные стволы и выработки пришлось затопить, спасая от обрушений. Во время войны метростроевцы строили тупики и склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде
. В конце войны, 28 июня
1944
года погиб директор строительства И. Г. Зубков
. Во время войны он входил в управление военно-восстановительных работ.
1946
год — новая страница в истории метрополитена, в Ленинграде был создан « Ленметропроект
». Руководителем организации стал М. А. Самодуров. В новом варианте трассы специалисты выделяют два новых решения:
- сооружение станций «на горках» (перегон ниже станции);
- уменьшение диаметра тоннелей с 6 (московский стандарт) до 5,5 м.
3 сентября
1947
года снова началось строительство ленинградского метрополитена. В декабре
1954
года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен
. Его возглавил И. С. Новиков
. Организация разместилась в том здании, в которое выходит наклонный ход станции Технологический институт. 7 октября
1955
года запущен первый обкаточный электропоезд. 5 ноября
1955
года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена. Всего через десять лет после окончания войны
город получил подземный транспорт, оформленный в роскошном стиле, характерном для московского метро 1940-х — 1950-х гг. Торжественное открытие состоялось 15 ноября
. Ленинградский метрополитен вступил в постоянную эксплуатацию.
В общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.
Дальнейшее строительство метро подробно описано на страницах, посвященных конкретным линиям метрополитена. В дальнейшем линии метро достигли бывших окраин Петербурга — Озерков
, Обухово
, Гражданки
, Купчино
.
Станция «Спортивная», нижний уровень
На начало 1992
года строительные работы велись на 14 станциях или участках, примыкающих к ним. Это — 6 станций «Приморского» радиуса («Адмиралтейская», «Спортивная», «Чкаловская», «Крестовский остров», «Старая Деревня», «Комендантский проспект»), 2 станции на Правобережной линии («Спасская» и туннели к «Народной»), станция «Парнас» и депо «Выборгское» на Московско-Петроградской линии, и 5 станций «Фрунзенского» радиуса («Звенигородская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Международная»). Таким образом, учитывая среднее время возведения станции метро в Ленинграде равное 5-6 годам, можно предположить, что при достаточном финансировании все работы на упомянутых станциях должны были быть завершены не позже 1997 года.
В 1994
году за 10 лет планировалось построить гораздо больше и практически «удвоить» метро, построив 3 новых линии и 61 новую станцию, но открылось в 10 раз меньше — только 6 станций. Для постройки метро стали применяться механизмы спонсорства.
С конца 1995
до июня 2004
движение на участке Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было закрыто из-за т. н. размыва
.
Страницы по истории петербургского метрополитена
- Петербургское метро использует ту же ширину колеи
, что и обычные железные дороги в России — 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций — 825 В). - На данный момент Петербургский метрополитен имеет пять работающих линий, которые обслуживает шесть электродепо. На линиях размещены 62 станции, общая длина путей составляет ~113 км.
- В Петербургском метрополитене имеется семь подземных пересадочных узлов, связывающих по две станции. В данный момент продолжаются работы по строительству пятой линии.
- В Петербургском метро имеется 68 вестибюлей, 215 эскалаторов, 709 турникетов.
- Подвижной состав представлен 1 481 вагоном. Минимальный интервал движения составляет 2 (летом)/1,45(зимой) минут между поездами, а кол-во в сутки составляет 3 106 поезда. Поезда Петербургского метро следуют с эксплуатационной скоростью 38,53 км/ч [7]
Объявление: «Осторожно! Двери закрываются»
В Петербургском метро 63 станции, из них 56 — подземные станции глубокого заложения
, 3 подземных станции мелкого заложения
и 4 наземных станции. Правобережная и Фрунзенско-Приморская линии включают только станции глубокого заложения.
Подземные станции глубокого заложения по конструкции разделяются на:
- односводчатые
- ;
- пилонные
, из которых 7 станций с с укороченным центральным залом
; - колонные
, из которых 5 колонно-стеновых
станций; - станции закрытого типа
.
Все станции мелкого заложения
являются трёхпролётными колонными
, а все наземные — крытыми
.
В Петербургском метро есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное»
. Она же была единственной наземной станцией открытого типа
.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и лишь один — трёхстанционным (« Спасская
» — « Садовая
» — « Сенная площадь
»). Узел Технологический институт-1
— Технологический институт-2
имеет кроссплатформенную пересадку. Кроме того, существует станция « Спортивная
», построенная в качестве двухуровневой кроссплатформенной, однако до ввода Кольцевой линии
в эксплуатацию она не будет являться узловой.
C севера на юг:
См. также: Список станций Петербургского метрополитена
- Самое глубокое в мире метро по средней глубине залегания [8]
: 55 из 62 станций — глубокого заложения (50—75 метров). Станция « Адмиралтейская
» после завершения строительства станет самой глубокой в России (102 м.) - Единственное пока в России
метро, находящееся в двух субъектах страны
(станция «Девяткино»
находится не в Санкт-Петербурге
, а в Ленинградской области
). - Впервые в мире использованы станции закрытого типа
(«горизонтальный лифт»). В петербургском метро их 10, первая из них — « Парк Победы
». В настоящее время новые такие станции уже не сооружаются, однако существующие являются характерной «визитной карточкой» петербургского метро. - Впервые в мире в 1975 году
построены односводчатые станции глубокого заложения
: « Площадь Мужества
» и « Политехническая
» - Впервые в СССР
в 1961 году
создан кроссплатформенный пересадочный узел
: « Технологический институт
» - Впервые в мире в 1997 году
построена двухъярусная пересадочная односводчатая станция
: « Спортивная
» - До 1982 года
— самое северное метро в мире [9]
. - Логотип метро «M» в Петербурге синего цвета (в Москве — красного, в Киеве — зеленого).
- В советское время в названиях доходило до смешного — станция «Пл. Ленина» Лениградского ордена Ленина метрополитена им. В. И. Ленина.
Определенная часть станций метрополитена расположена в зоне, подтопляемой при наводнениях
. Поэтому наземные вестибюли этих станций приподняты на несколько ступенек над окружающим пейзажем и оборудованы гермоворотами.
- При уровне 2,5 м выше ординара в зоне затопления окажутся:
- «Приморская»;
- «Горьковская»;
- «Крестовский остров»;
- «Чкаловская»;
- «Спортивная».
- При уровне 3 м выше ординара, кроме того, в зоне затопления окажутся:
- «Чёрная речка»;
- «Садовая»;
- «Василеостровская».
На реализацию концепции требуются денежные средства в следующих объёмах (в ценах 2008 года
):
Адресной инвестиционной программой бюджета Санкт-Петербурга
на 2008
— 2010
годы предусмотрено финансирование строительства и реконструкции объектов метрополитена в следующих объёмах:
Эти цифры более чем в два раза превышают
Новые отделочные материалы для сводов станций
Работы на новых станциях (таких, как « Адмиралтейская
») и наклонного хода «Горьковской»
) будет вестись с применением этих материалов.
Строительство новых линий, станций и депо
Планируемая схема метро до 2020 года
Приобретение новых вагонов
Реконструкция наклонных ходов и вестибюлей станций
Состав с головным вагоном Ем,
выезжающий в ТЧ-4
В метрополитене Санкт-Петербурга пассажирские перевозки осуществляются вагонами типов Е
, Ем
, 81-717/714
и его модификации (этот тип составляет основу парка вагонов в Санкт-Петербурге), 81-540/541
и его модификации.
- Кировско-Выборгская линия
— Вагоны типа Е
и Ем
в составе восьмивагонных поездов. - Московско-Петроградская линия
— Вагоны типа 81-717/714
и 81-540/541
в составе шестивагонных поездов. - Невско-Василеостровская линия
— Вагоны типа Ем
, 81-540/541
, а также промежуточные вагоны 81-714.5П
в составе шестивагонных поездов. - Правобережная линия
— Вагоны типа 81-717/714
и 81-540/541
в составе шестивагонных поездов.
- « Площадь Александра Невского — 1
» — « Маяковская
» - « Горьковская
» — « Невский проспект
» - « Чёрная Речка
» — « Петроградская
» - « Петроградская
» — « Горьковская
» - « Маяковская
» — « Гостиный Двор
» - « Новочеркасская
» — « Площадь Александра Невского — 2
»
Стоимость разового проезда или провоза багажа в Петербургском метрополитене составляет 17 рублей вне зависимости от дальности поездки. В качестве оплаты проезда используются жетоны
, а в качестве оплаты провоза багажа — смарт-жетоны (БСЖ).
Также для проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт
. Их стоимость можно узнать в разделе цены на билеты
официального сайта метрополитена.
Время проезда лимитировано:
повторный проезд по тем видам проездных документов, которые обеспечивают пассажиру скидку, может производится только через определённое время: от 10 до 45 минут после предыдущего использования (зависит от вида проездного документа);
багажные смарт-жетоны действительны в течение трёх месяцев с момента покупки;
время прохода через турникет ограничено тремя секундами с момента начала поворота вертушки.
В кассах
метрополитена отсутствуют кассовые аппараты
, а
наличность
разложена на деревянных полочках. При покупке жетона
или многоразового проездного билета
кассир
по требованию пассажира заполняет так называемую «cправку о стоимости проезда», предьявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
См. также: История стоимости проезда и средств оплаты в Петербургском метро
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги 4 оператора сотовой связи: « МегаФон
», « Мобильные ТелеСистемы
», « Билайн
» и « Tele2
». Они присутствуют на всех станциях.
Съёмки в метро
Правила пользования метрополитеном запрещают осуществлять любые фото- кино- и видеосъёмки в метро
(как под землей, так и внутри наземных сооружений) без специального разрешения. На практике, если вы попытаетесь заметно (особенно с использованием вспышки) воспользоваться фотоаппаратом
или видеокамерой
или установить штатив
, через одну-две минуты появится работник метрополитена и оштрафует вас на 100 р.
Службы метрополитена обеспечивают бесперебойность и безопасность перевозок.
Чистота воздуха метрополитена
Чистота в метро
Вагоны метро
поддерживают в чистоте:
- Каждый день производится сухая уборка салонов;
- Влажная уборка салона поездов производится чуть реже, примерно раз в 2—3 дня;
- Периодически вагоны моют снаружи (в порядке очереди) на вагономоечной машине в депо.
Тоннели метро
моет специальный вагон. Тоннели моют водой, и вода стекает вниз на перегон
.
В музее Петербургского метрополитена
в качестве экспоната представлена модель вагона-пылесоса, но дальше проекта дело не пошло. В качестве причины указывается сложность проекта и пониженная безопасность метода.
Надзор за путевым хозяйством
В метрополитене кроме подвижного состава для перевозки пассажиров есть вагон-путеизмеритель.
- Под ред. Гарюгина В. А.
Метрополитен Северной Столицы (1955—1995). — СПб.: Лики России, 1995. — 240 с. — ISBN 5-87417-020-0 - Баскаков А. М., Бочкова Г. И., Горбенков А. М., Дерябин В. П., Дубовой Э. В. и др.
Метрополитен Ленинграда — Петербурга: Страницы истории. — СПб.: Иван Фёдоров, 1995. - Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог / cост. В.Г. Авдеев и др. — .: ГМИСПб
, 2005. — 160 с. — 1800 экз. — ISBN 5-902671-21-3