Музей Метро в Санкт-Петербурге


Музей метро Санкт-Петербурга (Интерактивный центр истории ГУП «Петербургский метрополитен»)

В нашей летней поездке в Cанкт-Петербург еще одной сбывшейся мечтой стало посещение Интерактивного центра истории ГУП «Петербургский метрополитен». Посещение строго по предварительной записи, осенью я пыталась записаться за неделю — группы были уже заполнены. Теперь же я позвонила в конце мая, планируя поездку в конце июня, и тут уже мы были первыми в списке:).

Сразу скажу — музей отличный! Рекомендуем к посещению.

Музей метро находится рядом со станцией метро Приморская, после выхода из вестибюля два раза налево и видна скромная вывеска.

У входа — касса. Билет для взрослого 300 рублей, льготный -100 рублей.

Группа примерно 25 человек собирается у дверей музея, в коридоре есть ячейки для личных вещей, можно оставить верхнюю одежду и сумки.

Продолжительность экскурсии немногим больше часа.

Нашу группу встретила методист центра Ольга Владимировна. Первый экспонат — схема Санкт-Петербургского метрополитена.

В настоящее время существует 5 линий, общей протяженностью около 115 км пути. Самая длинная линия — Московско-Петроградская (синяя), почти 31 км и 18 станций. Самая короткая — Правобережная (оранжевая), 11 км и 8 станций. Кстати, цветной схема ленинградского метро стала лишь в 1993 году, до этого времени была черно-белой. Общее количество станций — 67, но 74 вестибюля и 263 эскалаторов. Используются также и траволаторы — пока только на станции Спортивная 6 траволаторов помогают преодолеть почти 300 метров пути, тоннель проложен под Малой Невой. Забегая вперед, скажу, что после экскурсии мы посетили эту необычную станцию:) Перегоны между станциями довольно длинные, от 1,5 до 2,5 км; самый короткий — 848 метров между станциями Площадь Восстания и Владимирская, а самый длинный — 3600 метров между станциями Обухово и Рыбацкое.

В длинном коридоре музея показана эволюция вагонов метро от времен открытия до нынешнего времени — 4 разных вагона. Составы именно из такого количества вагонов ходили в первые годы работы метро. Сейчас используются шестивагонные составы, а на красной ветке — восьмивагонные. Среди пассажиров этих четырех вагонов угадываются сотрудники метрополитена. Ольга Владимировна озвучила цену вагонов — от 60 до 120 млн. рублей.

Стена напротив — точная копия путевой стены станции Автово, таблички с названиями станций те самые, из прошлого. Мы прошли по кусочку тоннеля.

Перегонные тоннели метро нынче отделаны железобетонными тюбингами, ранее использовались чугунные детали. Петербургский метрополитен один из самых глубоких в мире, средняя глубина станции 58,5 м. Самая глубокая станция в городе — Адмиралтейская, 86 м.

Следующая экспозиция посвящена строительству метро. Здесь гид объяснила нам, почему же станции такие глубокие — их строят в кембрийских глинах, а глубина залегания пород варьируется от 50 до 90 м. Такие глины плотные, упругие и не пропускают воду.

Группа совершила виртуальный спуск в метростроевской клети на глубину 60 м и мы увидели геологический разрез почвы до тех самых кембрийских глин.

Затем мы попали в самый настоящий. забой. Фигура рабочего с отбойным молотком, звуковое и световое сопровождение — все способствовало погружению в атмосферу шахты метро. Отбойным молотком сооружены тоннели от станции Автово до станции Площадь Восстания и до сих пор он применяется при строительстве некоторых участков. Основную работу по прокладыванию тоннелей в Санкт-Петербурге выполняет проходческий щит «Надежда», в настоящее время он пробивает двухпутный тоннель (шириной 10,5 м) на продолжении Невско-Василеостровской линии. Музей оснащен множеством интерактивных экранов, где можно посмотреть и почитать подробности об экспонатах.

Следующая экспозиция на нашем пути — «История общественного транспорта Санкт-Петербурга. Метрополитены мира»

Стенды посвящены прошлому, настоящему и будущему Петербургского метрополитена, а также другим городам, где есть метро. Карты, схемы и билеты различных городов расположены в витринах.

Основной зал музея — тут уже глаза разбегаются, сколько всего интересного представлено.

Читайте также:  Метрополитен спб регистрация

Первое, что притягивает взгляд — огромный макет линии метро.

Наглядно показано движение на линии, взаиморасположение депо, станций, вестибюлей, тупиков.

Рядом — интерактивный фрагмент тоннеля.

Кусочек пути в натуральную величину, ходовые рельсы и контактный, так называемый блок-участок со своим светофором и автостопом. Экскурсовод рассказала и показала действие автостопа. Также ознакомила нас с правилами безопасности, например, что делать, если вдруг человек окажется на рельсах. Первым делом — прислушаться. Если из тоннеля не доносится шум прибывающего поезда, то нужно идти вдоль платформы до ее начал. Там есть небольшая лестница, с помощью которой можно подняться. Если же поезд слышен, а тем более видны его огни, правила другие. Между рельсами находится так называемый лоток, глубиной около 50 см и шириной 90 см. Нужно лечь в этот лоток, головой в сторону поезда и лицом вниз. Такое положение неспроста — если человек ложится наоборот, головой от поезда, то воздух, сопровождающий поезд, может приподнять полы одежды, которые могут зацепиться за части вагонов. Если Вы видите какую-либо чрезвычайную ситуацию перед прибывающим поездом, нужно подать сигнал машинисту об экстренной обстановке круговыми движениями рук, желательно в руку взять что-то яркое. Не нужно бояться контактного рельса — он проходит под платформой и накрыт кожухом. Но и намеренно трогать его не нужно — все-таки напряжение 825 вольт.

Следующий экспонат — «хрустальная колонна» со станции Автово.

Эта станция входит в перечень 12 самых красивых станций метро мира. Она украшена 46 колоннами. 30 из них их белого мрамора «Коелга», остальные 16 — «хрустальные», облицованы декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом.

Еще несколько шагов — и коллекция турникетов, от самых первых до современных.

Турникеты появились на станциях лишь спустя три года после открытия метро, до этого сотрудники проверяли билеты вручную. Жетоны для прохода через турникеты появились в 1958 году, после денежной реформы 1961 года стоимость проезда составляла 5 копеек, вплоть до 1991 года. В настоящее время стоимость жетона — 45 рублей, выпускаются юбилейные жетоны, за которыми охотятся коллекционеры разных стран. Их можно увидеть в соседних витринах.

Небольшой зал «Службы и ветераны метрополитена» посвящен выдающимся сотрудникам.

А теперь — вниз, по эскалатору.

Об эскалаторах гид тоже рассказала — оптимальный угол наклона ленты 30 градусов, скорость — около метра в секунду. Ступеньки и поручни приводятся в движение разными приводами и поэтому нет полной синхронности между ними.

Экспозиция «Диспетчерская. Ситуационный центр». Эти службы находятся на станции метро «Технологический институт».

Рабочее место поездного диспетчера — на экранах он видит всю свою линию. Здесь мы посмотрели несколько сюжетов о безопасности в метро, реальные ситуации, записанные камерами слежения.

У следующего экспоната группа очень оживилась — это часть настоящего вагона метро с кабиной машиниста.

Это мультимедийный тренажер, можно представить себя машинистом электропоезда среди кнопочек и рычажков, на экран перед стеклом проецируется видео реального тоннеля.

Отдельная секция посвящена художественному оформлению станций.

Здесь я надолго «зависла» над витринами, рассматривая образцы горных пород, используемых для облицовки станций.

Еще один небольшой зал в виде тоннеля метро — «Размыв».

Здесь гид рассказали историю одной из аварий в метрополитене в советское время.

На большом экране мы посмотрели несколько тематических масяня-мультиков:)

После экскурсии некоторое время можно изучить экспонаты самостоятельно, видеосъемка в музее запрещена, а вот фотографировать можно бесплатно. Можно приобрести сувениры с символикой метрополитена — есть киоск-автомат.

После интереснейшей экскурсии мы решили продолжить тему и поехали — на ту самую станцию Спортивная, о которой упоминала гид. Станция необычная — двухэтажная.

Поезда прибывают на второй этаж, а отправляются с первого. Такое решение — шаг в будущее, ведь планируется строительство кольцевой линии, и здесь будет кросс-платформенная пересадка на нее.

На Спортивной между рельсами нет «лотка» — не хватило глубины. В 300 метровом тоннеле под Малой Невой используются траволаторы — всего их 6, по 3 на двух отрезках пути.

Читайте также:  Электронная карта в телефоне

По Санкт-Петербургу удобно перемещаться на общественном транспорте, используя в качестве проездного билета карту Подорожник. Залоговая стоимость 60 рублей, можно оплатить нужное количество суток и получить безлимитный проезд на автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. http://orgp.spb.ru/tarif_pd/

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс. Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Музей метро в Санкт-Петербурге

4 туриста были тут

Адрес Интерактивного центра истории метро

ул. Одоевского, дом 29, Василеостровский р-н, в здании ТЦ «Приморский»смотреть на карте

Ежедневно, с 09:00 до 18:00

Взрослые – 600 руб., дети от 4 до 18, студенты, пенсионеры, инвалиды, сотрудники метрополитена — 400 руб.

Телефон (запись на посещение по рабочим дням с 10:00 до 17:00)

+7 (812) 301-98-33, +7 (921) 794-16-26

Посещение Интерактивного центра истории метрополитена только по предварительной записи

Как доехать до Музея Петербургского метрополитена

Интерактивный центр истории метрополитена — один из самых интересных и познавательных музеев Санкт-Петербурга. Он был открыт в 1995 году как тематическая выставка, посвященная истории метро, а с 2005 года разросшаяся экспозиция заняла отдельное просторное здание на Васильевском острове и стала постоянной.

Музей Петербургского метрополитена привлекателен как для взрослых, так и для детей: они могут почувствовать себя машинистами электропоезда подземки, понажимать различные рычаги и узнать не только историческую информацию о метро, но и попробовать разобраться в сложных инженерных конструкциях, которые были использованы при его строительстве.

Экспозиция музея метро в Санкт-Петербурге

В музее собрано все: от истории идеи проекта метро Санкт-Петербурга в XIX веке до образцов различного оборудования и униформы сотрудников разных лет. В залах музея хранятся уникальные инструменты первых рабочих метрополитена 1944–1955 годов. Все экспонаты собирались многие годы людьми, так или иначе связанными профессией с метро и преданными ей.

Также в музее бережно хранятся первоначальные проекты станций, строительные документы и артефакты, так или иначе связанные со строительством метро в городе на Неве.

Отдельное помещение музея занимает настоящий вагон электропоезда, точнее, его кабина и часть салона в разрезе, где можно увидеть многие принципы работы механизма воочию. Так, посетителям представляется уникальная возможность оказаться в кабине машиниста и ощутить себя в его роли или побывать на рабочем месте дежурного по станции, которое также сохранено здесь в деталях.

Также в музее метрополитена своими глазами можно увидеть внутренний вид эскалатора и железнодорожных путей, обычно спрятанных от глаз в туннеле метро, и понять принципы их работы. Интерактивные видео-панели погружают посетителей в мир подземных дорог и туннелей, создают эффект движения и одновременно демонстрируют принципы работы того или иного оборудования, сопровождая это рассказом экскурсовода.

В музее собрана уникальная коллекция жетонов, бывших в пользовании с 1955 года, которая удивит любого коллекционера. Также здесь можно увидеть всю униформу сотрудников петербургского метрополитена от начала его функционирования до наших дней.

Одной из первых посетителей встречает интерактивная схема метро Санкт-Петербурга, которая по мере рассказа экскурсовода зажигает те линии подземки, о которых упоминает рассказчик. Тем самым посетители могут увидеть, какая линия была построена первой, какие станции открыли свои двери на самых ранних этапах существования метро в городе на Неве. Также на схему нанесены линии, которые находятся только в проекте строительства — можно увидеть, каким будет метро через несколько лет.

Сохранились также многие документальные фильмы о строительстве метрополитена Петербурга. Некоторые из них демонстрируются публике во время экскурсий. Кроме того, в музее находятся многие фотографии станций, которые можно наглядно сравнить с нынешними, а видео-панели показывают посетителям целые пролеты станций и этапы их создания.

Читайте также:  Узнайте время работы Василеостровской: спланируйте свой визит

В музее хранятся типичные предметы разных лет, связанные с метро: автомат по продаже жетонов, воссозданный первый турникет, книги отзывов пассажиров и телефоны.

Отличительная черта петербургского метро — это его внутренняя архитектура и сложное инженерное решение, равных которым сложно найти в других городах России и мира. Поэтому в музее хранится много сведений о талантливых людях, создавших это уникальное техническое произведение. Есть даже отдельный зал, где выставлены образцы пород камня, использованные при облицовке станций метро.

Цена билета в Музей Петербургского метрополитена в 2023 году

Стоимость билета в музей метро в Санкт-Петербурге зависит от возраста посетителя.

К льготным категориям граждан относятся:

Для посещения музея метрополитена ОБЯЗАТЕЛЬНА предварительная запись.

Посещение музея метро в Санкт-Петербурге

Посещения музея возможны только по предварительной записи в определенные дни и часы. Можно пройти организованной группой или индивидуально.

Как добраться до музея метро в Санкт-Петербурге

Музей метрополитена расположен на Васильевском острове Санкт-Петербурга, недалеко от исторического центра города, потому добраться до него несложно. Общественный транспорт курсирует по разным районам города, из которых можно доехать до места назначения.

Есть несколько способов:

Остановка у всех наземных видов транспорта называется «Метро Приморская» и расположена рядом с выходом из метро и, соответственно, в пяти минутах ходьбы от музея по улице Одоевского.

Кроме того, напротив выхода из метро и рядом с автобусными остановками находится еще остановка трамвая № 6 и 40, которые также курсируют по разным районам города.

Также добраться до интерактивного центра истории метрополитена в Санкт-Петербурге можно на автомобиле: рядом с музеем есть парковки в шаговой доступности. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими. Поезда по городу обойдется дешевле, чем на обычных такси.

Экскурсии по метро Санкт-Петербурга

Музей Санкт-Петербургского метрополитена — панорама Google Maps:

Видео-обзор Интерактивного центра истории метро:

Смотреть отзывы на

Другие музеи Санкт-Петербурга

Информация
Санкт-Петербург, Одоевского, 29 — 168-171 кабинет; 1 этаж

Приморская 110 м
Оплата картойНаличный расчётОплата через банк
Отзывы

Вход / Регистрация
Интерактивный центр истории метрополитена
Санкт-Петербург, Одоевского, 29 — 168-171 кабинет; 1 этаж

Приморская 110 м

Если вы фанат метро и поездов, то вам непременно сюда. Но! Попасть можно только вместе с экскурсией, на которую нужно предварительно записаться по телефону. Взрослый билет — 300 рублей. И будьте готовы заплатить наличными, так как терминал для карт отсутствует.
Если вы фанат метро и поездов, то вам непременно сюда. Но! Попасть можно только вместе с экскурсией, на которую нужно предварительно записаться по телефону. Взрослый билет — 300 рублей. И будьте готовы заплатить наличными, так как терминал для карт отсутствует. Экскурсия заняла примерно 1 час 15-20 минут (учитывая, что экскурсовод начал позже). После чего осталось 7 минут, чтобы походить по музею самостоятельно и посмотреть все внимательно. Предоставлена историческая часть Питерского метрополитена, наглядно можно посмотреть, как работают пути, диспетчерская. Присутствуют мультимедийные эффекты. Самая интересная часть — конечно же, кабина машиниста. Немного устаревшая, но все же хочется сесть самому в кресло и все пощелкать. Интересно будет всем, так что придется подождать своей очереди или вернуться после экскурсии. Добраться до музея легко, находится рядом со станцией метро Приморская. Единственный минус — на экскурсию набрали много людей, местами было тесно и не видно, о чем рассказывает экскурсовод. Лучше бы увеличили количество групп в день и тем самым разгрузили бы число человек в них.

Оцените статью
Подорожник