Метрополитен занял последнее место в рейтинге подземок семи городов . К такому выводу пришли эксперты общественного совета при Минтрансе и Общественной палаты.
Исследователи дали оценку по одиннадцати параметрам. Так, метро оказалось одним из самых дорогих: 55 рублей за билет, выше на два рубля только в . Меньше всего баллов набрал и по соотношению позитивных и негативных сообщений в СМИ.
Особое внимание эксперты уделили комфорту подземке и доступности для людей с инвалидностью. вновь заняла последние позиции. Опрошенные назвали метрополитен неудобным и сложным для ориентирования. Не понравилось исследователям и раннее окончание работы подземки.
«Всего по итогам рейтинга московское метро набрало 5,89 балла, заняв первое место. А на месте главного аутсайдера оказалось метро — ему удалось набрать лишь 3,195 балла. Ближайший соперник, , набрал на 0,3 балла больше. , и получили чуть выше четверки, а вот незначительно отстал от них, набрав всего 3,9 балла», — передают результаты исследования в «Общественной службе новостей».
Глава Общероссийского объединения пассажиров объяснил, почему оказался в аутсайдерах.
«Достаточно дорогое метро, нет возможности оплатить поездку телефоном. Даже в метро эта функция есть. Слабая представленность в соцсетях, мало информации о метрополитене. Ряд жалоб вызывает то, что метро закрывается рано, в 11 часов вечера. Малое количество станций и возможностей пересадки. Люди хотят, чтобы метрополитен приходил в новые районы», — заявил .
Ранее занял первое место в рейтинге «Лучшие регионы для жизни», сформированном агентством «Национальные кредитные рейтинги». высоко оценили за уровень покупательской активности, способность населения обслуживать кредиты, уровень официальной занятости и накоплений, обеспеченность региона спортивными и культурными объектами, жильем, педагогами и врачами, доступность жилья для населения. Учитывалась также климатическая зона.
Общероссийское объединение пассажиров составило рейтинг комфортности и доступности метро в городах . Возглавил список метрополитен , аутсайдером рейтинга стала подземка — в том числе метрополитен оказался худшим по соотношению позитивных и негативных сообщений в СМИ. В метрополитене с результатами рейтинга не согласны — «Собака.ru» приводит главные тезисы официального опровержения.
Как говорилось в результатах исследования, проведенного Общероссийским объединением пассажиров по просьбе информационного агенства «Общественная служба новостей», среди недостатков петербургского метрополитена — дороговизна, слабая представленность в социальных сетях, раннее закрытие, малое число станций и возможностей пересадки. Подземка оказалась самой неудобной в для людей с инвалидностью и самой сложной для ориентацией. Достоинством петербургского метро назвали наличие канала на .
«Достаточно дорогое метро, нет возможности оплатить поездку телефоном. Даже в метро эта функция есть. Слабая представленность в соцсетях, мало информации о метрополитене. Ряд жалоб вызывает то, что метро закрывается рано, в 11 часов вечера. Малое количество станций и возможностей пересадки. Люди хотят, чтобы метрополитен приходил в новые районы», — говорил о недостатках петербургской подземки глава объединения .
С результатами рейтинга в ГУП «Петербургский метрополитен» не согласились. Специально для «Собака.ru» в подземке составили подробное опровержение — публикуем его основные тезисы.
- Цена проезда 55 рублей
- Работа с обращениями пассажиров и доступность ресурсов в интернете
- Время работы метрополитена
- Интервал движения поездов — в среднем 4 минуты
- «Мало станций и возможностей для пересадки»
- Международная
- Спортивная
- Пушкинская
- Девяткино
- Нарвская
- Площадь Восстания
- Беговая
- Адмиралтейская
- Кировский завод
- Автово
- Проекты метро в царском Петербурге
- Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
- Великая Отечественная война (1941—1945)
- Пассажиропоток Петербургского метрополитена
- Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
- Многоразовые проездные билеты
- Бесконтактные однократные платежи
- Работа в ночное время
- Доступность для маломобильных групп населения
- Особенности системы информирования пассажиров в поездах
- Съёмки в метрополитене
- Музейный подвижной состав
- Строительство новых линий, станций и депо
- Влияние санкций в связи со вторжением России на Украину
- Факты, особенности и технические подробности
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 декабря 1996 года
- Обрушение козырька 10 июня 1999 года
- Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
Цена проезда 55 рублей
55 рублей — это разовый тариф. Большинство пассажиров пользуется проездными билетами или оплачивает проезд с помощью банковских карт, что позволяет платить значительно меньшую сумму. Стоимость проезда при оплате бесконтактной банковской картой платежной системы «Мир» — 41 рубль, по «Единой карте петербуржца» — 36 рублей. Кроме того, существует гибкая система единых (в том числе комбинированных) и льготных проездных билетов, по которым оплата проезда также ниже разового тарифа. Единый именной льготный — 624 рубля.
Работа с обращениями пассажиров и доступность ресурсов в интернете
Петербургский метрополитен — один из немногих, где работе с мгн уделяется повышенное внимание. С 2017 года в метрополитене в составе Службы движения работает Дистанция обеспечения мобильности пассажиров. Ее сотрудники дежурят на каждой станции метрополитена, в их задачу входит транспортировка по эскалатору и сопровождение на платформе и в вагонах поездов инвалидов-колясочников, а также помощь пожилым людям, мамам с колясками, пассажирам с тяжелым багажом.
Транспортировка инвалидов-колясочников осуществляется дежурными по обслуживанию пассажиров с использованием специальных подъемных устройств — это мобильный лестничный подъемник, стационарный платформенный лестничный подъемник, тележка для перевозки инвалидов-колясочников по эскалаторам метрополитена. Транспортировка пассажиров в креслах-колясках с электроприводом допускается при выполнении следующих условий: наличие возможности фиксации кресла-коляски на подъемно-спусковых устройствах, имеющихся на маршруте следования при суммарной массе пассажира вместе с транспортируемым креслом-коляской не более 115 килограммов.
Все вестибюли станций оснащены речевыми радиоинформаторами системы «Говорящий город», совместимыми с абонентскими устройствами «Ориентир 2». Оборудование установлено над входными дверьми и на кабине дежурного по вестибюлю вблизи первого входного турникета. На всех станциях метрополитена (за исключением станций закрытого типа) у края платформы размещена выступающая тактильная линия и контрастной (желтой) разметки. Также контрастная разметка выполнена на лестничных маршах станций.
Для инвалидов по слуху предусмотрены информационные знаки для упрощения ориентирования пассажиров. В вагонах устанавливаются световые табло «бегущая строка», отображающие название станции прибытия. Все вестибюли станций оснащены индукционными системами, совместимыми со слуховыми аппаратами, работающими в режиме телекатушки.
Время работы метрополитена
В «исследовании» Общероссийского объединения пассажиров утверждается, что Петербургский метрополитен заканчивает работу в 23-00. Это серьезная ошибка. Станции метрополитена закрываются на выход в 00:40 – 01:00 часов (в зависимости от станции).
Интервал движения поездов — в среднем 4 минуты
Средний интервал движения поездов в Петербургском метрополитене в час пик — 2,1 минуты, вне часа пик (преимущественно в вечернее время) — около 3 минут.
«Мало станций и возможностей для пересадки»
Петербургский метрополитен занимается безопасной и бесперебойной перевозкой пассажиров, вопросы развития сети метрополитена, строительства новых станций и пересадочных узлов находятся вне его компетенции. Данные функции осуществляют КРТИ и подведомственная ему ДТС.
Обновлено: 26.01.2023 Метрополитен в Санкт-Петербурге появился 15 ноября 1955 года. Он охватывает практически все уголки города. По размерам и старшинству, среди стран СНГ, метро уступает место лишь московскому «собрату».
Структура подземного сооружения «Северной столицы» включает в себя пять линий, общей протяженностью порядка 124 км. Всего же, здесь имеется 72 станции, поделенных на семь узлов. Перемещение людей обеспечивает парк из 1935 вагонов.
Масштабная транспортная артерия ежедневно принимает около 2 000 000 пассажиров (743 000 000 в ежегодном эквиваленте). Средняя скорость передвижения составов — 39 км/час, а максимальная — 80 км/час.
Питерский метрополитен может похвастаться оригинальной архитектурой. К примеру, некоторые станции заслуженно считаются частью исторического наследия мегаполиса. Именно о таких пойдет речь в рейтинге.
Представляем вашему вниманию 12 самых красивых станций метро культурной столицы России, отобранные редакцией нашего сайта.
Открывает наш рейтинг станция метро Звенигородская. Она была введена в эксплуатацию в декабре 2008 года. Сооружение находится на Фрунзенско-Приморской линии, в Семеновском округе Санкт-Петербурга. Колонно-стеновая система трехсводчатого вида расположена под землей на глубине порядка 57 метров и соседствует со станциями «Обводной канал» и «Садовая».
Необычное оформление — визитная карточка вестибюля. Здесь имеется живописное панно, отражающее доблесть Семёновского полка. По сюжету, воины в ярких нарядах отчаянно сражаются с неприятелем. Выбор тематики не случаен, ведь непосредственно над Звенигородской станцией некогда существовали казармы Московского, Егерского и Семеновского полков.
В качестве основного фона дизайнеры выбрали бело-зеленые тона с вкраплением золотых элементов. Облицовочными материалами выступают мрамор «Коелга» и «Индиана Грин», а также — гранит «Кашина гора». Пол выполнен из красного гранита «Империал Ред» (индийское производство). Особого шарма композиции придают окна со стеклом молочного оттенка и золотистыми решетками, разместившиеся над колоннами.
Международная
Международная станция метро находится строчкой выше. Она относится к Фрунзенско-Приморской линии и простирается между станциями «Проспект Славы» и «Бухарестская». Колонное сооружение глубокого заложения с одной платформой появилось в декабре 2012 года.
Для строительства объекта были приглашены архитекторы:
Здесь имеется наземный вестибюль, встроенный в первый этаж одноименного торгового центра. В качестве основной концепции, дизайнеры предпочли тематику зарождения цивилизации.
Главной достопримечательностью станции является оригинальное фриз-панно с изображением Атланта. Последний считается одним ведущих символов Санкт-Петербурга. Величественный атлет держит в руках земной шар.
Благодаря оригинальному оформлению подземного объекта, у пассажиров складывается полное впечатление, будто мифический персонаж держит на могучих плечах потолок. Стоит отметить, что картину создал именитый художник — А. К. Быстров. Работа над будущим шедевром проходила в стенах Российской Академии художеств.
Спортивная
Девятую строчку в нашем обзоре занимает станция «Спортивная». Она была названа в честь расположенных неподалеку спорткомплекса «Юбилейный» и стадиона «Петровский».
Грандиозный объект Фрунзенско-Приморской линии спроектировали:
Участок правобережной линии официально открылся для пассажиров в сентябре 1997 года. Он находится между «Чкаловской» и «Адмиралтейской» артериями.
Это — единственная двухэтажная односводчатая станция подземной ветви на территории всего постсоветского пространства. Это означает, что тут могут проезжать четыре состава единовременно, что значительно увеличивает пропускную способность. Перемещению способствуют 6 эскалаторов.
Спортивная станция завораживает взгляд дивной мозаикой на стенах. К примеру, в тоннеле эскалатора можно рассмотреть изображения 12 олимпийских богов. Подземный зал украшают панно с видами древнегреческих атлетов — участников первых олимпиад. Не обошлось без тематических надписей (к примеру — сокращенный вариант «Оды Спорта»). И даже световые объекты здесь представлены в виде факелов.
Пушкинская
Строчкой выше расположилась Пушкинская станция. Она была открыта одной из первых, в апреле 1956 года. Артерия относится к Кировско-Выборгской линии (находится между «Владимирской» и «Технологический институт»).
Объект получил название в честь Витебского вокзала, ведь именно он соединяет Пушкин и Санкт-Петербург. Архитектурный ансамбль был заложен на глубине 57 метров. Над проектом надземного павильона трудились архитекторы А. С. Гецкин, А. А. Грушке и В. П. Шувалова, а также — выдающийся инженер С. М. Эпштейн.
Здесь отчетливо различим помпезный и торжественный стиль. Полукруглый эскалаторный зал украшен шестигранными кессонами. Для облицовки стен использовался мрамор «Газган».
Эскалаторный ход украшают барельефный профиль А. С. Пушкина. Для освещения наклонного входа применяются светильники с имитацией факелов. Это — характерная особенность станций «первой очереди».
Подземный зал — продукт труда архитекторов Л. М. Полякова и В. А. Петрова. Пилоны тут обработаны белым мрамором, а полы — гранитом темно-красного оттенка с вкраплением узора из белого и черного камней.
Девяткино
На седьмой строчке находится «Девяткино». Это — конечная станция Кировско-Выборгской линии северного направления питерского метрополитена (соседствует с «Гражданским проспектом). Она, единственная в своем роде, находится за чертой города.
Участок дороги был открыт в сельской местности в декабре 1978 года. Отметим, что несмотря на современное название, строение находится возле поселка Мурино. Интересно, что на протяжении 28 лет станции принадлежал статус самой северной (до открытия московской «Парнас»).
Наземное сооружение крытого типа оборудовано тремя платформами (средняя является служебной). Несмотря на большой коллектив авторов (А. С. Гецкин, И. Е. Сергеева, К. Н. Афонская, Н. И. Згодько, А. В. Квятковский), стиль здесь довольно аскетичный.
Полы застланы плиткой нежно-желтого оттенка, а свод выполнен на основе армоцементных сборных конструкций с редко расположенными опорами. Окна декорированы кирпичной кладкой (пришла на замену витражам). В общую картину органично вписывается светодиодная подсветка.
Нарвская
Следом в списке представлена станция «Нарвская». Участок дороги Кировско-Выборгского направления находится между отрезками «Кировский завод» и «Балтийская». Он был открыт в ноябре 1955 года.
Сооружение возведено в исторической части Нарвской заставы, от чего и получило свое название. Объект культурного наследия выдержан в стиле «сталинский ампир». В качестве расцветки дизайнеры выбрали красно-белые оттенки с вкраплением позолоты. В непосредственной близости от эскалаторов расположена скульптурная композиция с лозунгом «Слава Труду!», где изображены рабочие на фоне площади Ленина.
В подземном зале имеется 22 пилона, украшенные 48 барельефами людей различных специальностей (врачей, ученых, метростроевцев и прочих). На путевых стенах располагаются решетки с напоминанием года открытия станции. Пожалуй, здесь все отображает концепцию мирного труда советских жителей.
Торцевая перегородка дополнена мраморной фальш-стеной. Примечательно, что за закрытым пространством здесь находится линейный пункт машинистов.
Площадь Восстания
Пятерку самых красивых станций метро Санкт-Петербурга открывает «Площадь Восстания» (названа в честь бывшей Знаменской площади). Она разместилась между станциями «Чернышевская» и «Владимирская», на Кировско-Выборгской линии. Глубина заложения — порядка 58 метров. Сооружение явилось миру в ноябре 1955 года.
Прямая конструкция островного типа оснащена одной платформой. Над ее созданием работали великие умы:
«Площадь Восстания» снабжена двумя выходами. Одним из характерных символов Петербурга посетители называют круглый павильон станции. Объект классического стиля имеет схожесть с храмом. Верхнюю часть сооружения украшает ротонда со шпилем.
Тематикой оформления выступает Октябрьское восстание 1917 года. Выдающиеся деятели искусства смогли успешно совместить революционные настроения и богатство классического декора.
Грандиозного размера люстры украшают вестибюль. Неповторимый колорит придают также:
На стенах нашли выражение несколько важных исторических сюжетов:
Беговая
Строчкой выше представлена Беговая станция. Артерия Невско-Василеостровской линии открылась совсем недавно — в мае 2018 года. Она названа в честь расположенной неподалеку улицы.
Строительство объекта приурочили к Чемпионату мира по футболу — 2018, ведь в непосредственной близости находится стадион «Зенит-Арена».
Архитектурный ансамбль посвящен выдающемуся летчику-истребителю — Александру Савушкину. Стиль постройки — современный индустриальный урбанизм.
Внимание стоит уделить деталям. К примеру:
Здесь имеется четыре яруса, соединенные друг с другом сетью эскалаторов, служебных лифтов, лестниц и траволаторов.
Подземный зал дополнен панно с 3D эффектом (в зависимости от угла взора, картинка меняется). Идейным вдохновителем рукотворного «шедевра» выступил художник-конструктивист Владимир Татлин.
Адмиралтейская
Тройку красивейших станций метро «Северной Столицы» открывает «Адмиралтейская». Одна из самых глубоких в мире, она заложена на расстоянии 86 метров от поверхности. Протяженность сооружения составляет внушительные 162 метра. Не удивительно, что подъем наверх по эскалатору занимает 3 минуты 14 секунд.
Датой запуска считается декабрь 2011 года, несмотря на то, что сооружение было построено еще в 1997 году. Изначальный проект потребовал немало доработок, из-за долгого строительства станцию даже прозвали «призраком».
Это — трехсводчатая станция глубокого заложения. Она была возведена по типовому ленинградскому проекту. Тематическая концепция воспевает основание флота Петром Великим. Именно поэтому, здесь содержатся:
Путевые стены дополнены голубовато-серым мрамором. На колоннах виднеется мрамор светлых оттенков — «газган». Наконец, в качестве украшения выступают декоративные полуколонны на основе алюминия. Последние, покрыты черным цветом.
Кировский завод
Второго места удостоилась станция «Кировский завод». Открытая в ноябре 1955 года (первая очередь строительства), она находится между станциями «Автово» и «Нарвская», Кировско-Выборгской линии.
Названием сооружение обязано находящейся неподалеку одноименной производственной площадке. Главным архитектором выступил А. К. Андреев. Прямая конструкция снабжена одной платформой. Она заложена на глубине порядка 50 метров. Примечательно, что диаметр близлежащих туннелей составляет не классические 5,5, а 6 метров.
Здесь прослеживается концепция индустриализация родины. Классический стиль дает прямые отсылки к античности. Так, купол тут фиксирует 31 пара колонн. Последние, выполнены на основе искусственного белого мрамора. На потолке находится лепнина с изображением эмблемы Кировского завода.
Вниманию посетителей доступны черные горельефы с тематикой разных видов промышленности:
Нашла отображение также концепция электрификации.
Несмотря на изначальные планы установки памятника Кирову, сейчас станцию украшает бюст Ленина. Объект можно лицезреть у торцевой стены.
Автово
Самой красивой станцией метро Санкт-Петербурга в нашем рейтинге становится Автово. Отметим, что в 2014 году она вошла в рейтинг 12 красивейших в мире, по версии издания Guardian. Ее также признали одной из самых живописных в Европе (газета Daily Telegraph). Являясь составной частью Кировско-Выборгской линии, популярная площадка разместилась между «Ленинским проспектом» и «Кировским заводом».
Сооружение открыто в составе первой очереди (ноябрь 1955 года). Своим названием оно обязано одноименному району. Колонная конструкция мелкого заложения находится на глубине всего 12 метров.
Над разработкой проекта потрудились архитекторы А. А. Грушке и Е. А. Левинсон. Островная станция оформлена в стиле неоклассицизма. Строгую торжественность обеспечивает высоко вознесенный купол площадки.
Тематика внутреннего пространства — доблестная оборона Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Основную идею подчеркивают светильники, орнаменты решёток и оригинальные люстры, украшенные золочеными мечами, лавровыми венками и прочими признаками настоящих воинов.
Проекты метро в царском Петербурге
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Динамическая схема развития Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год
Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Административное здание Петербургского метрополитена на улице Одоевского
Станция «Гражданский проспект»
Великая Отечественная война (1941—1945)
Первое продление Ленинградского метрополитена датируется 1958 годом, когда первая (Кировско-Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».
Вторую (Московско-Петроградскую) линию начали строить сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок «Технологический институт» — «Парк Победы» вдоль Московского проспекта, после чего образовался первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт», а также впервые в мире открыта станция закрытого типа — «Парк Победы».
Четвёртую (Правобережную) линию построили в 1985 году.
На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей.
Станция «Комендантский проспект»
К началу 1992 года продолжалось строительство 14 станций на четырёх линиях:
Предполагалось, что в 1994—2004 гг. метрополитен вырастет вдвое за счёт трёх новых линий и 61 станции, однако в условиях нестабильной экономики в эти сроки удалось построить только 6 станций.
Пассажиропоток Петербургского метрополитена
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 декабря 2022 года; проверки требуют 3 правки.
Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
Проездной билет Петербургского метро
Транспортная карта «Подорожник»
Для оплаты проезда и провоза багажа используются:
При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира выдаёт чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
Многоразовые проездные билеты
Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт.
Время проезда лимитировано:
Бесконтактные однократные платежи
В 2005 году, в год 50-летия петербургского метро, в петербургском метрополитене начали выпускать коллекционные жетоны. Выпуск таких жетонов обычно приурочен к какой-либо круглой дате в истории метрополитена (юбилеи метрополитена, отдельных его станций или служб), либо к другим круглым датам так или иначе связанным с метрополитеном или его историей. По заведённой традиции, в день юбилея коллекционные жетоны можно приобрести по цене обычного жетона в кассах определённых станций метро и очень ограниченным тиражом. В последующие дни коллекционные жетоны можно приобрести только в составе открытки и по гораздо более высокой цене. Коллекционный жетон можно использовать для прохода в метрополитен, однако из-за его ценности никто так не поступает.
Ниже можно ознакомиться со списком всех коллекционных жетонов, выпущенных в 2005—2022 годах.
Список коллекционных жетонов
Работа в ночное время
Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям
Доступность для маломобильных групп населения
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Подъёмник для инвалидов на станции «Ленинский проспект»
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пять операторов сотовой связи: «МегаФон» (в том числе Yota), «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» и Tele2. Они присутствуют на всех станциях.
Особенности системы информирования пассажиров в поездах
Объявление в поезде метро, озвученное Михаилом Быковым
Объявление в поезде метро, озвученное Вадимом Чернявским
Объявление «Осторожно, двери закрываются!», озвученное Вадимом Чернявским
Съёмки в метрополитене
Состав с головным вагоном типа Ема, въезжающий в ТЧ-4
Состав с головным вагоном типа 81-717 в ТЧ-5
Головной вагон 81-540 в ТЧ-5
Состав с вагонами типа НеВа
Состав с вагонами типа Юбилейный в ТЧ-5
Состав с вагонами типов 81-722.1/723./724 .1 на станции «Владимирская»
Состав из вагонов 81-540.1/541.1 на IV пути (в первом колонном зале) станции «Технологический институт»
Музейный подвижной состав
Информационные наклейки на эскалаторе станции «Волковская»
Станция «Площадь Мужества»
Станции по конструкции разделяются на:
«Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту, т. н. «сороконожка».
В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»). Узел «Технологический институт» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
Курсивом обозначены строящиеся станции.
Петербургский метрополитен обслуживается семью (в перспективе — ещё шесть приблизительно до середины 2030-х годов) электродепо. Определить, к какому депо приписан тот или иной пассажирский состав, можно по маркировке номера депо (кроме тех, которые не являются эксплуатационными) у головных вагонов, расположенной в нижней части торцевой стены вагона со внешней стороны справа по ходу движения поезда.
Строительство новых линий, станций и депо
Петербургский метрополитен описывается в романе Шимуна Врочека «Питер», «Питер. Война» и «Путевые знаки» книжной вселенной Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Петербургское (Ленинградское) метро запечатлено в художественном фильме «Прорыв», вышедшем в прокат в 1986 году.
Влияние санкций в связи со вторжением России на Украину
Поезд «Ладога» (не эксплуатировался, переделан в «Оку» на Метровагонмаше для эксплуатации в Московском метрополитене)
Часть бюллетеня Роспатента (№ 23; 2021 г.)
Факты, особенности и технические подробности
8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм «Прорыв».
Размыв 1995 года
Состав из вагонов 81-540.7 №№ 10264—10263 на открытии перегона «Площадь Мужества» — «Лесная» 26 июня 2004 года, в котором участвовал также президент России Владимир Путин. Фотография сделана в экспозиции ретро-поезда
Теракт 19 декабря 1996 года
19 декабря 1996 года на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушён взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июня 1999 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции «Восточная» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
10 февраля 2012 года в 18:23 состав, следовавший в сторону «Парнаса» по первому пути, совершил запланированную остановку на «Петроградской», проехав до сигнального знака «Остановка первого вагона», чтобы совместить двери поезда с дверьми станции («Петроградская» — станция закрытого типа). Однако при попытке тронуться далее произошёл сбой пневматического характера в системе торможения, в результате чего поезд простоял около пяти минут на станции до тех пор, пока инструктор не помог машинисту вручную сбросить тормозное давление путём отключения воздухораспределителей в каждом из вагонов. По инструкции, данный состав стал непригоден для эксплуатации и должен был произвести аварийную высадку пассажиров, после чего быть отбуксированным в ближайший ПТО. Тем не менее, машинист с инструктором решили «дотянуть» состав до ПТО вручную при помощи резервного управления, и в 18:28 состав отправился в сторону «Чёрной речки». Поскольку на данном перегоне имеется значительный перепад высот (порядка 15 м), стояночные тормоза не справились с нагрузкой и отказали за 300 м до въезда на станцию, отчего состав проехал «Чёрную речку» без остановки, а позже развил предельную скорость 60 км/ч в сторону «Пионерской». Дежурный по станции, не сумев связаться с аварийным составом, догадался в чём дело и подал сигнал в ПЦБ для отключения питания КР на перегоне. В результате состав снизил скорость, и по инерции доехал до середины перегона, затем поехал в обратную сторону и проехал «Чёрную речку» до упора, а после — опять сменил направление и остановился в тоннеле между «Чёрной речкой» и «Пионерской». Инцидент в СМИ прозвали «американскими горками в Питере». Никто не пострадал. Машинист и инструктор в дальнейшем уволились по собственному желанию.