Петербургский метрополитен внутри


Содержание
  1. Проекты метро в царском Петербурге
  2. Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
  3. Великая Отечественная война (1941—1945)
  4. Линии, станции и депо
  5. Строительство новых линий, станций и депо
  6. Музейный подвижной состав
  7. Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
  8. Многоразовые проездные билеты
  9. Бесконтактные однократные платежи
  10. Работа в ночное время
  11. Доступность для маломобильных групп населения
  12. Особенности системы информирования пассажиров в поездах
  13. Съёмки в метрополитене
  14. Прорыв 1974 года
  15. Размыв 1995 года
  16. Теракт 19 декабря 1996 года
  17. Обрушение козырька 10 июня 1999 года
  18. Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
  19. Теракт 3 апреля 2017 года
  20. Факты, особенности и технические подробности
  21. Самые красивые станции метро в Петербурге
  22. «Автово»
  23. «Нарвская»
  24. «Кировский завод»
  25. «Пушкинская»
  26. «Маяковская»
  27. «Адмиралтейская»
  28. «Спортивная»
  29. «Обводный канал»
  30. «Международная»
  31. «Площадь Александра Невского-2»
  32. Подписка оформлена

Проекты метро в царском Петербурге

Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)

Динамическая схема развития Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год

Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)

Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте

Административное здание Петербургского метрополитена на улице Одоевского

Станция «Гражданский проспект»

Великая Отечественная война (1941—1945)

Первое продление Ленинградского метрополитена датируется 1958 годом, когда первая (Кировско-Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».

Вторую (Московско-Петроградскую) линию начали строить сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок «Технологический институт» — «Парк Победы» вдоль Московского проспекта, после чего образовался первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт», а также впервые в мире открыта станция закрытого типа — «Парк Победы».

Четвёртую (Правобережную) линию построили в 1985 году.

На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей.

Станция «Комендантский проспект»

К началу 1992 года продолжалось строительство 14 станций на четырёх линиях:

Предполагалось, что в 1994—2004 гг. метрополитен вырастет вдвое за счёт трёх новых линий и 61 станции, однако в условиях нестабильной экономики в эти сроки удалось построить только 6 станций.

Линии, станции и депо

Информационные наклейки на эскалаторе станции «Волковская»

Станция «Площадь Мужества»

Станции по конструкции разделяются на:

«Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту, т. н. «сороконожка».

В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.

Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»). Узел «Технологический институт» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:

Курсивом обозначены строящиеся станции.

Петербургский метрополитен обслуживается семью (в перспективе — ещё шесть приблизительно до середины 2030-х годов) электродепо. Определить, к какому депо приписан тот или иной пассажирский состав, можно по маркировке номера депо (кроме тех, которые не являются эксплуатационными) у головных вагонов, расположенной в нижней части торцевой стены вагона со внешней стороны справа по ходу движения поезда.

Строительство новых линий, станций и депо

Состав с головным вагоном типа Ема, въезжающий в ТЧ-4

Состав с головным вагоном типа 81-717 в ТЧ-5

Головной вагон 81-540 в ТЧ-5

Состав с вагонами типа НеВа

Состав с вагонами типа Юбилейный в ТЧ-5

Состав с вагонами типов 81-722.1/723./724 .1 на станции «Владимирская»

Состав из вагонов 81-540.1/541.1 на IV пути (в первом колонном зале) станции «Технологический институт»

Музейный подвижной состав

Поезд «Ладога» (не эксплуатировался, переделан в «Оку» на Метровагонмаше для эксплуатации в Московском метрополитене)

Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров

Проездной билет Петербургского метро

Транспортная карта «Подорожник»

Для оплаты проезда и провоза багажа используются:

При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира выдаёт чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.

Многоразовые проездные билеты

Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт.

Время проезда лимитировано:

Бесконтактные однократные платежи

В 2005 году, в год 50-летия петербургского метро, в петербургском метрополитене начали выпускать коллекционные жетоны. Выпуск таких жетонов обычно приурочен к какой-либо круглой дате в истории метрополитена (юбилеи метрополитена, отдельных его станций или служб), либо к другим круглым датам так или иначе связанным с метрополитеном или его историей. По заведённой традиции, в день юбилея коллекционные жетоны можно приобрести по цене обычного жетона в кассах определённых станций метро и очень ограниченным тиражом. В последующие дни коллекционные жетоны можно приобрести только в составе открытки и по гораздо более высокой цене. Коллекционный жетон можно использовать для прохода в метрополитен, однако из-за его ценности никто так не поступает.

Читайте также:  История, особенности, проблемы. Ссылка

Ниже можно ознакомиться со списком всех коллекционных жетонов, выпущенных в 2005—2022 годах.

Список коллекционных жетонов

Работа в ночное время

Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям

Доступность для маломобильных групп населения

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Подъёмник для инвалидов на станции «Ленинский проспект»

В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пять операторов сотовой связи: «МегаФон» (в том числе Yota), «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» и Tele2. Они присутствуют на всех станциях.

Особенности системы информирования пассажиров в поездах

Объявление в поезде метро, озвученное Михаилом Быковым

Объявление в поезде метро, озвученное Вадимом Чернявским

Объявление «Осторожно, двери закрываются!», озвученное Вадимом Чернявским

Съёмки в метрополитене

Часть бюллетеня Роспатента (№ 23; 2021 г.)

Прорыв 1974 года

8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.

Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.

На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.

Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.

По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм «Прорыв».

Размыв 1995 года

Состав из вагонов 81-540.7 №№ 10264—10263 на открытии перегона «Площадь Мужества» — «Лесная» 26 июня 2004 года, в котором участвовал также президент России Владимир Путин. Фотография сделана в экспозиции ретро-поезда

Теракт 19 декабря 1996 года

19 декабря 1996 года на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушён взрывной волной.

Обрушение козырька 10 июня 1999 года

После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции «Восточная» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.

Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»

10 февраля 2012 года в 18:23 состав, следовавший в сторону «Парнаса» по первому пути, совершил запланированную остановку на «Петроградской», проехав до сигнального знака «Остановка первого вагона», чтобы совместить двери поезда с дверьми станции («Петроградская» — станция закрытого типа). Однако при попытке тронуться далее произошёл сбой пневматического характера в системе торможения, в результате чего поезд простоял около пяти минут на станции до тех пор, пока инструктор не помог машинисту вручную сбросить тормозное давление путём отключения воздухораспределителей в каждом из вагонов. По инструкции, данный состав стал непригоден для эксплуатации и должен был произвести аварийную высадку пассажиров, после чего быть отбуксированным в ближайший ПТО. Тем не менее, машинист с инструктором решили «дотянуть» состав до ПТО вручную при помощи резервного управления, и в 18:28 состав отправился в сторону «Чёрной речки». Поскольку на данном перегоне имеется значительный перепад высот (порядка 15 м), стояночные тормоза не справились с нагрузкой и отказали за 300 м до въезда на станцию, отчего состав проехал «Чёрную речку» без остановки, а позже развил предельную скорость 60 км/ч в сторону «Пионерской». Дежурный по станции, не сумев связаться с аварийным составом, догадался в чём дело и подал сигнал в ПЦБ для отключения питания КР на перегоне. В результате состав снизил скорость, и по инерции доехал до середины перегона, затем поехал в обратную сторону и проехал «Чёрную речку» до упора, а после — опять сменил направление и остановился в тоннеле между «Чёрной речкой» и «Пионерской». Инцидент в СМИ прозвали «американскими горками в Питере». Никто не пострадал. Машинист и инструктор в дальнейшем уволились по собственному желанию.

Читайте также:  Откройте для себя дополнительные преимущества путешествия на метро

Теракт 3 апреля 2017 года

Петербургский метрополитен описывается в романе Шимуна Врочека «Питер», «Питер. Война» и «Путевые знаки» книжной вселенной Дмитрия Глуховского «Метро 2033»

Петербургское (Ленинградское) метро запечатлено в художественном фильме «Прорыв», вышедшем в прокат в 1986 году.

Факты, особенности и технические подробности

Нет связи с интернетом. Включен offline-режим.

Самые красивые станции метро в Петербурге

Мы спускаемся в подземку почти каждый день, но в повседневной суете зачастую не замечаем, насколько интересны интерьеры многих станций. Десять самых красивых и необычных из них собраны в нашем обзоре.

«Автово»

В 2014 году издание The Guardian включило «Автово» в список 12 самых красивых станций метро в мире. И вполне заслуженно: «Автово» напоминает богато украшенный подземный дворец с широкой лестницей вместо эскалаторов, роскошными люстрами и впечатляющими стеклянными колоннами. По первоначальному проекту они должны были ещё и светиться, но воплотить идею в жизнь подрядчик не успел. А потом последовала серия выступлений Хрущёва о борьбе с архитектурными излишествами, и от идеи пришлось вовсе отказаться.

 просп. Стачек, д. 90/2,

м.

«Нарвская»

Красную ветку запустили в Ленинграде первой, и её станции входят в число наиболее красивых. Многие из них оформлены в стиле сталинский ампир с его торжественностью, монументальностью и ориентацией на классику. Относится это и к «Нарвской», которая стала самой богато украшенной скульптурами станцией. В подземном зале установлено 48 композиций, которые изображают людей разных профессий — рабочих, военных, крестьян, учителей. Они должны напоминать пассажирам о трудовой доблести советского народа.

 пл. Стачек, д. 2,

м.

«Кировский завод»

Имя этой станции дал находящийся поблизости Кировский завод, а его продукция стала основным мотивом в оформлении. Подземный зал украшают барельефы на индустриальную тематику, которые прославляют успехи советской тяжёлой промышленности. Когда окажетесь тут, обязательно обратите внимание на необычно мягкий рассеянный свет, струящийся с потолка. Возникает полное ощущение, будто наверху, над сводами, находится чистое небо. Дело в том, что на станции «Кировский завод» впервые отказались от люстр и светильников и сделали выбор в пользу люверсного освещения, которое максимально приближено к естественному.

 просп. Стачек, д. 70,

м.

«Пушкинская»

Если понятие изящества вообще применимо к такой массивной конструкции, как станция метро, то «Пушкинскую» смело можно охарактеризовать именно так. Она производит впечатление лёгкости и воздушности благодаря обилию света, пастельным цветам, волнообразным узорам на полу и главное — памятнику великого поэта работы скульптора Михаила Аникушина. Задумчиво-романтичный Пушкин сидит в расслабленной позе, а за его спиной виднеется Царскосельский парк. У подножия мемориала почти всегда лежат свежие цветы.

 Загородный просп., д. 50,

м.

«Маяковская»

Как Маяковский отличается от Пушкина, так и посвящённые поэтам станции метро резко между собой контрастируют. Если «Пушкинская» оформлена в светлых тонах и без бьющих в глаза деталей, то настроение «Маяковской» задаёт ярко-красный цвет, разбавленный чёрным и белым. В концах зала стены украшены портретами советского авангардиста работы Юрия Могилевского, исполненными из мозаики в острой графичной манере. В наземном вестибюле частенько назначают встречи «между ног Маяковского», имея в виду бронзовый барельеф в полный рост.

«Адмиралтейская»

«Адмиралтейская» открылась в 2011 году, но её отделка выполнена в традициях самых первых станций петербургской подземки: естественный камень, бронзовое литьё, скульптура и мозаика. Дизайн обыгрывает морскую тематику. Стены подземного зала облицованы голубоватым мрамором в тон балтийских вод и украшены мозаичными панно «Нева», «Нептун», «Адмиралтейство» и «Основание Адмиралтейства». Пол гранитный, декорирован инкрустациями роз ветров. Ещё тут можно увидеть бронзовые портреты шести прославленных адмиралов и красивый витраж с часами.

 Кирпичный пер., д. 1,

м.

«Спортивная»

О многих явлениях в Петербурге говорят с приставкой «самый», и «Спортивная» — не исключение. Это первая в России (и вообще на всей территории бывшего СССР) двухэтажная станция. Её внутреннее убранство выдержано в античной стилистике с уклоном в спорт: есть мозаики с олимпийскими богами и атлетами, медальоны с изображением разных видов спорта. Интересно, что станция чуть было не сменила название на «Олимпийскую», когда город претендовал на проведение игр в 2004 году.

Читайте также:  Санкт-Петербург Подорожник трансфер и трансферные и зональные тарифы-2022

 просп. Добролюбова, д. 20, корп. 1в,
 наб. Макарова/Кадетская линия Васильевского острова

«Обводный канал»

На этой станции легко совершить путешествие в прошлое и перенестись в район Обводного канала начала XIX века. Стены перронов украшают коллажи с видами церквей, заводов и фабрик, сценками из уличной жизни. С одной стороны — набережная правого берега, с другой — левого. Общая длина композиции — почти 400 метров, и ни один из них не используется под назойливую рекламу.

 Лиговский просп., д. 153,

м.

«Международная»

Что общего между Икаром, вавилонской башней и атлантом с земным шаром на плечах? Все эти изображения можно увидеть на «Международной». Мозаики исполнены в синей гамме, стены облицованы белым мрамором, пол — серым гранитом, а колонны кажутся золотыми. Название станции связано с районом, где она находится. Здесь пролегают Софийская, Будапештская и Пражская улицы, а неподалёку расположен парк Интернационалистов.

 ул. Белы Куна, д. 3,

м.

«Площадь Александра Невского-2»

По планам архитекторов, подземный зал этой станции должен напоминать крепость. И это понятно, ведь в дизайне «Площади Александра Невского-2» запечатлены славные страницы русской военной истории. Главная тема в оформлении — это Ледовое побоище, которое изображено на огромном панно в вестибюле. Стены перронов выложены металлическими дисками, напоминающими кольчуги воинов, светильники обыграны как бойницы.

 пл. Александра Невского, д. 2,

м.

Подписка оформлена

Дело в том, что она расположена сразу на двух этажах. Поезда туда и обратно идут не друг напротив друга, как на большинстве станций в Петербурге (исключение — Технологический Институт, где перемешаны две ветки метро, и на обратный поезд надо идти вообще на другую станцию), а на разных этажах, друг над другом. А напротив них — пустые тоннели, мертвые платформы, пустые выемки для путей, которые так и не проложили. Они так же оформлены, как обычные платформы, и кажется, что вот-вот что-то там поедет, но нет — жизнь на них отсутствует.

На фото хорошо видно, как слева идет поезд, а справа — пустая выемка. Свет горит, название станции есть, а путей нет. И поезд там не придет.  Это верхний этаж, здесь поезда идут в сторону Старой Деревни.

Дело в том, что здесь планировалось сделать пересадку на Кольцевую линию метро. Станция открыта была в 1997 году. Сейчас 2019 год, прошло 22 года, но Кольцевая так и не появилась, и ее даже не начали строить. Сменилось несколько правителей в городе — Яковлев, Матвиенко, Полтавченко, теперь Беглов — но с места ничего не сдвинулось. Заложенная в проекте Кольцевая линия не появилась, и пути так и не проложили. Половина станции жива, половина стала призраком

Со второго этажа можно поглядеть на первый этаж.

Вот через такие огромные окна.

Спускаемся на нижний этаж

Если на верхнем этаже потолком был арочный свод, то на нижнем потолок плоский, это пол верхнего этажа. И сама станция выглядит совершенно иначе. Оно и понятно — ей надо держать вес верхнего этажа.

Здесь тоже мертвая платформа с выемкой. Все облицовано, все красиво, но поездов тут не бывает

Для непонятливых справа надпись — » посадки нет».   А то вдруг кто-нибудь будет ждать поезда.

Наверх ведут несколько эскалаторов — три в одном конце платформы, три  в другом.

Спортивная мозаика на стене. Изображает Олимпийские игры

Еще одна уникальная особенность станции- деревянные шпалы на гранитной подушке. Как на железной дороге! Пишут, что конструкция станции чувствительна к вибрациям, поэтому пути лежат на гравии, который вибрации гасит. Куски гранита под рельсами хорошо видны на этой фотографии

Вход в тоннель закрыт решеткой, ибо туда часто бегали диггеры.

Ну и третья уникальная особенность станции — это траволатор. Движущаяся дорожка, похожая на эскалатор, только с маленьким наклоном — почти горизонтальная. Дело в том, что Спортивная расположена сразу на двух берегах Невы! И траволатор ведет ко второму выходу, который находится на Васильевском острове. Очень красивая штука!

Вид с нижнего этажа на верхний.

Ну и напоследок, пару фото станций, на которых мы делали пересадки. Это Звенигородская

А это Пушкинская.

Моя страница в ВК, посвященная достопримечательностям Петербурга и Ленинградской области

Оцените статью
Подорожник