- Популярные карты
- Схемы и карты общественного транспорта
- Карты для смартфонов (iOS, Android)
- Другие карты и схемы
- Как добраться
- Самолеты
- Поезда
- Автобусы
- Водный транспорт
- Туры
- История
- Климат и погода в Санкт-Петербурге
- Погода в Санкт-Петербурге по месяцам
- Метро
- Троллейбусы
- Трамваи
- Такси
- Районы
- Что посмотреть в Санкт-Петербурге
- Маршруты по Санкт-Петербургу
- Частные гиды в Санкт-Петербурге
- Чем заняться
- Экскурсии
- Пляжи
- Горнолыжные курорты
- Фестивали
- Покупки
Популярные карты
Интерактивная карта Санкт-Петербурга от Google
Улицы, панорамы, достопримечательности, объекты и многое другое
Интерактивная карта Санкт-Петербурга от Yandex
Улицы, панорамы, фото, достопримечательности, поиск объектов
Интерактивная карта Санкт-Петербурга от 2ГИС
Улицы, дома, организации города, поиск по адресу, поиск проезда
Интерактивная карта Санкт-Петербурга от Wikimapia
Улицы, объекты, достопримечательности и многое другое
Схемы и карты общественного транспорта
Маршруты трамваев Санкт-Петербурга
Подробное описание маршрутов трамваев
Маршруты троллейбусов Санкт-Петербурга
Подробное описание маршрутов троллейбусов
Схема движения пригородных поездов Санкт-Петербурга
Балтийское и Витебское, Московское и Северное, Петрозаводское, Финляндское, Псковское и Тверское направления
Карты для смартфонов (iOS, Android)
Яндекс.Карты для Android
Поиск объектов на интерактивной карте, остановки, навигация, построение маршрута
Яндекс.Карты для iOS
Яндекс.Метро для Android
Схема метро, маршруты и информация о станциях
Яндекс.Метро для iOS
2ГИС для Android и iOS
Карта, остановки, общественный транспорт, построение маршрута, поиск объектов и многое другое
Офлайн карты MAPS.ME для Android и iOS
Поиск, туристические маршруты и навигация без интернета
«Мосты Петербурга» для Android и iOS
График разводки и наведения мостов Санкт-Петербурга на текущий сезон навигации
Другие карты и схемы
Ретроспектива застройки Петербурга
По годам, по историческим периодам, по архитектурным стилям
Санкт-Петербург — второй по величине и значимости город России и самый северный в мире город-миллионник. По данным 2019 года, его население составляет 5 381 736 человек и ныне он занимает площадь 1439 квадратных километров. Среди городов, полностью расположенных в Европе, он является третьим по населению, а также первым по численности жителей городом, не являющимся столицей.
С момента основания и до августа 1914 года, а затем с сентября 1991 года поныне город назывался Санкт-Петербург.
С 1914 до января 1924 года — Петрогра́д, с января 1924 года до сентября 1991 года — Ленингра́д. Назван он был в честь Святого Петра, небесного покровителя царя-основателя, а не в честь самого Петра Первого, как многие думают.
В 1712–1918 годах он являлся столицей Российского государства, но и сейчас городу приписывают множество «столичных» функций — от «Культурной столицы» до «Криминальной».
Хотя есть еще «трамвайная столица» (самая протяженная трамвайная сеть), «морская столица» (морской и речной порты, судостроение) и даже «столица такс» (собак этой породы в городе «прописано» более 11 тысяч).
Для туристов со всего мира город является одним из самых интересных и притягательных. Ожидалось, что в 2018 году Северную столицу посетят 8,2 млн человек, но позже выяснилось, что число туристов достигло 15 млн. В итоге число россиян, посетивших Петербург в 2018 году, было оценено в 11 млн человек, а не 4,2 млн, как раньше. А вот иностранцев приехало «всего» около 4 миллионов человек.
Текущее время в Санкт-Петербурге:
Неповторимая аура, объединяющая архитектуру, историю, культуру, характер жителей, а также особый климат, позволяют приезжать сюда круглый год и в каждом сезоне находить свою «изюминку». Зимой — потрясающие новогодние украшения, весной — цветение тюльпанов и сакуры, летом — «белые» ночи и фонтаны, осенью — багрянец и золото пригородных парков.
Площадь исторического центра Петербурга в границах объекта всемирного наследия составляет 4000 га. Для сравнения, площадь охраняемой части Рима — 1485 га, Праги — 866 га, Парижа — 365 га.
По данным Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, по состоянию на 30 июня 2017 г. на территории Санкт-Петербурга находится 3799 выявленных объектов культурного наследия, в т. ч. федерального значения, многие из которых являются уникальными и в мире, так что выбор «куда пойти» будет нелегким.
Как добраться
В Санкт-Петербург едут люди со всего мира. Добраться сюда можно по воздуху, земле и воде.
Самолеты
Аэропорт «Пулково», расположенный на юге города рядом с Пулковскими высотами и всего в 15 километрах от «исторического центра», сейчас обслуживает в год до 18 миллионов пассажиров. Лишь небольшая часть из них следует транзитом, а остальные остаются в городе.
Сам аэропорт состоит из двух терминалов — «старого» и используемого для обслуживания внутренних рейсов и «нового» — для обслуживания международных линий. Для удобства транзитных пассажиров рядом с новым терминалом построен отель.
Для доставки пассажиров используются в основном автобусы маршрута № 39, идущие через каждые 5–10 минут до ближайшей станции метро «Московская» (время в пути около 20–25 минут), 39э, идущий без остановок в режиме экспресса, а также такси и маршрутки.
Использование метро удобно, в том числе и потому, что по этой «синей» ветке можно быстро, дешево, без пробок и пересадок доехать до центральной части города, где большинство туристов предпочитают селиться.
Смело игнорируйте «таксистов-бомбил», которые встречают пассажиров на выходе и обещают оплату «по счетчику». Поездка с ними обойдется в разы дороже, чем на официальном такси, которое можно заказать у специальной стойки или по телефону. Всегда удобно пользоваться трансфером:
Поезда
В Санкт-Петербурге работает 5 железнодорожных вокзалов:
Московский — главный вокзал города, обслуживает связь с Москвой (посредством высокоскоростных поездов «Сапсан») и через нее с городами юга и востока страны. Главные пригородные направления: Мга, Любань, Тосно, Колпино большинству туристов не интересны. Рядом станции метро «Маяковская» и «Площадь Восстания».
Витебский — второй по значимости вокзал города и главный среди них архитектурный шедевр в стиле «модерн». Сюда прибывают поезда с запада страны и из-за границы (Кишинев, Киев, Брест). Гораздо более значимы пригородные поезда, везущие желающих в Пушкин и Павловск. Рядом станции метро «Пушкинская» и «Звенигородская».
Финляндский — обслуживает туристов, едущих в город из соседней Финляндии на высокоскоростном поезде «Аллегро» и на север страны — в Сортавалу и Приозерск. Очень популярны электрички с Финляндского вокзала в Выборг, Зеленогорск, Сестрорецк и другие городки и поселки Карельского перешейка и побережья Финского залива. Рядом станция метро «Площадь Ленина».
Балтийский — обслуживает только электрички, следующие на юг области — в Лугу, Сиверскую, Гатчину и заодно — в Петергоф и Ораниенбаум. Рядом станция метро «Балтийская».
Ладожский — самый «молодой» и самый «разноплановый» транспортный узел.
С Ладожского можно уехать на север (Мурманск, Воркута, Архангельск), юг (Адлер, Анапа, Астана) и восток (Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск). Там же делают остановку некоторые транзитные поезда из Москвы и Хельсинки.
В отличие от других вокзалов он расположен достаточно далеко от центра города, на правом берегу Невы у речки с красивым названием Оккервиль. Рядом станция метро «Ладожская».
Автобусы
Автобусный вокзал города расположен недалеко от Лиговского проспекта и станции метро «Обводный канал».
Несмотря на небольшие размеры, он принимает прямые автобусные рейсы из Беларуси, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, Украины, Финляндии, Эстонии. А также двух десятков ближних областных и дальних российских городов.
С Северного автовокзала (в Мурино) автобусы курсируют только в города Ленинградской области и в ближайшие регионы.
Водный транспорт
Главный поток иностранных туристов прибывает на Морской фасад, который находится на Васильевском острове и способен принимать круизные лайнеры любых существующих сегодня в мире габаритов. В некоторые летние дни у 8 причалов находится до десяти больших судов, а еще несколько швартуются в самой Неве — у Английской набережной и набережной лейтенанта Шмидта. Рекордное количество туристов со всего мира, прибывших в один день по морю в Санкт-Петербург, составляет более 16 000 человек.
Рядом с Морским фасадом пока еще функционирует Морской вокзал, который обслуживает единственный приходящий в город регулярный паром, курсирующий по Балтике. Зимой на нем организуются круизы по балтийским столицам.
Речного вокзала, как такового, в городе нет, но большое количество круизных речных судов высаживают пассажиров на левом берегу Невы у станции метро «Пролетарская» или на другом берегу — в Уткиной заводи. Здесь швартуются суда из Москвы, а также из поволжских городов — Казани, Нижнего Новгорода, Самары.
Другим популярным речным направлением из Петербурга являются круизы по Ладожскому озеру на остров Валаам, по Онежскому озеру в Кижи или по реке Свирь, соединяющей эти озера, к деревне Мандроги.
Туры
Выберите, когда Вам удобно вылететь?
± 5 дней
История
Основан город был 27 мая 1703 года. Некоторые историки считают, что Петр не собирался строить здесь город — в его планах были крепость и верфи и именно для них он выбрал стратегически важное место в дельте Невы. Кстати, была у Петра и идея основать столицу в заливе, на острове Котлин, где тогда был крупный и главный порт и строился новый город, названный им «Кронштадт» — «Коронный город». В 1712 г. он даже собрался переселить туда после окончания войны со шведами дворян, купцов и ремесленников, но, к счастью, быстро к идее остыл.
По мере строительства вокруг Петропавловской крепости и Адмиралтейских верфей начали формироваться землянки, домики, слободы, в которых жили строители, надсмотрщики, ремесленники и так далее.
Так и возник город на таком неудобном месте. А почему неудобном? Виной тому особенность реки Невы и главного природного «бича» города — регулярных наводнений, которые много лет затапливали прибрежные к Финскому заливу районы.
Петр не знал об этом, а вот шведы, которые издавна там селились — знали. Недаром они заложили еще в 1300 г. на месте впадения в Неву речки Охты, там, где сейчас находится Большеохтинский мост (Петра Великого), т. е. значительно дальше от впадения Невы в Финский залив и где влияние наводнений сказывалось не так сильно, поселение Ландскрона. Позже на этом месте существовал довольно крупный по тогдашним временам город Ниеншанц, который в 1703 г. взяли войска Ф. Апраксина.
Одним из важнейших в планах Петра был Васильевский остров — крупнейший в дельте Невы, с севера на юг он тянется на 4.2 километра, а с запада на восток — на целых 6.6 километров, и площадь его почти 11 квадратных километров. Как известно, Петр именно там (тогда он назывался Хирвисаари — Лосиный) собирался делать центр будущего города и, по примеру Амстердама, задумал построить там сеть каналов. Идея не реализовалась в основном из-за саботажа строительства ближайшим сподвижником Петра — князя Меншикова (правда, себе дворец он там построил), за что был неоднократно бит палкой. Петр со временем остыл к этой идее, прорытые в лесу каналы приказал засыпать, зато так на острове возникли улицы — линии. Причем, это, наверное, единственное место в мире, где каждая улица имеет 2 названия — с одной стороны домА на ней это, например, 6 — я линия, а с противоположной — уже 7 — я. Еще одной серьезной причиной, не позволившей Васильевскому стать центром города, стала широкая Нева и отсутствие мостов между ее берегами. А мосты Петр строить не разрешал — хотел, чтобы все было как в Амстердаме — только по воде.
На протяжении ХVIII века город активно реализовывал свой столичный статус.
Был построен Монетный двор, печатавший русские деньги, основана Академия наук. Решением специальной комиссии по итогам двух разрушительных пожаров было принято решение о строительстве каменных зданий и узаконена трехлучевая (впоследствии Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица) планировка города. Для мощения улиц был введен специальный налог для въезжающих — несколько булыжников, и это дало свой результат. К концу века население города составляло 220 тысяч человек.
XIX век оставил в истории города важнейшую веху — восстание декабристов на Сенатской площади 26 декабря 1825 года, ставшее первой попыткой свержения самодержавия. Но сложности в политической жизни не останавливали прогресс. Именно в эти годы завершилось оформление главных архитектурных ансамблей в районе Дворцовой площади и на Васильевском острове, были построены крупнейшие заводы (Путиловский, Обуховский, Балтийский). На заводе Эрикссона начали выпуск телефонных аппаратов. В 1836 году по маршруту до Царского села отправился первый поезд. Были реализованы крупнейшие прорывы в науке — открылась Пулковская обсерватория и Русское географическое общество. К концу века население города перевалило за 1 265 000 человек.
Следующее, ХХ столетие стало самым сложным в истории города и виной тому — три революции и четыре разрушительных войны. Если к началу Первой мировой население города составляло более 2 миллионов человек, то к окончанию Гражданской войны — только 722 тысячи. Именно тогда, в 1924 году, из-за опасений и угроз, вызванных значительным приближением к городу границ, было принято решение о переносе столицы в Москву, и Ленинград на долгие годы получил статус «великого города с областной судьбой».
Однако именно здесь по результатам революционных выступлений 1905–1907 годов была сформирована Первая Государственная Дума, положившая начало истории парламентаризма в стране.
Но главное испытание ожидало город в период Великой Отечественной войны, и имя ему — Блокада. Она продолжалась 872 дня и ночи и принесла городу почти полтора миллиона жертв, причем 97% из них умерли от голода. В итоге в 1944 году в городе осталось лишь 560 тысяч жителей. Именно они своим героическим трудом начали восстанавливать город и добились фантастических успехов. Всего через 10 лет после окончания войны в городе были открыты первые станции метро, через 12 лет был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Были сформированы новые архитектурные ансамбли в районах новостроек и восстанавливались разрушенные дворцы в пригородах. В 1951 году был открыт аэровокзал «Пулково», а в 1962 построены одна из самых высоких в Европе телевизионная башня и новый телецентр. В 1965 году одним из первых Ленинград получил почетное звание Город-Герой. В 1988 году в городе родился пятимиллионный житель.
В XXI веке мощнейшим стимулом для развития города стало празднование 300-летия его основания и проведение саммита Большой восьмерки в Константиновском дворце.
Была проведена серьезная реконструкция центральной части, обновлены дороги, мосты и другая инфраструктура. Реализовывался проект кольцевой автодороги и строительство Дамбы в Финском заливе, которое длилось более 30 лет и завершилось в 2011 году возникновением двух новых и важнейших для города реалий. Во-первых, навсегда была решена проблема наводнений, а во-вторых остров Котлин перестал быть островом и город Кронштадт стал доступен для всех.
Последним по времени важнейшим событием для города стало проведение игр Чемпионата мира по футболу. При этом, по опросам многочисленных туристов, он был признан самым гостеприимным среди всех городов России.
Климат и погода в Санкт-Петербурге
Оценивать погодные условия в Петербурге можно начинать не ранее, чем за три дня до поездки. Но даже при этом метеорологическая наука не гарантирует оправдываемости разработанных прогнозов. Виной тому не плохая работа синоптиков, а сложные климатические условия северного приморского города с огромной территорией. Поэтому так часто в прогнозах упоминаются термины «временами» и «местами», т. е. в центре города идет дождь, а в Петергофе светит солнце.
Среди главных погодных проблем — постоянная сырость весной, высокая влажность летом, отсутствие солнечного света зимой и сильные ветра и наводнения осенью. Или в любой другой комбинации.
Поэтому туристы, едущие в город, должны одеваться по «принципу капусты», т. е. многослойно. Даже летом надо брать с собой теплые вещи, поскольку прогулки на корабликах или осмотр разводки мостов могут проходить в экстремальных условиях. Помните — пусть лучше теплая вещь пролежит все время в чемодане, чем в нужный момент ее там не окажется. Зонтик в сумке обязателен в любое время.
Наиболее предпочтительное время для поездок с точки зрения стабильной погоды — конец лета и начало осени.
Потому что в начале лета часты «черемуховые холода», а зимой — частые оттепели. Для любителей красивой и разноцветной природы, которой с избытком в пригородах, лучше всего ехать не ранее середины октября. Ну, а «настоящие белые ночи» становятся заметными в начале июня и длятся до середины июля. Потом — как везде.
Погода в Санкт-Петербурге по месяцам
Погода в Санкт-Петербурге на 10 и 14 дней на «Погода.Туристер.Ру»
Огромная территория Санкт-Петербурга включает в себя не только сам город, но и пригородные районы — Пушкинский, Петродворцовый, Колпинский, Красносельский, Кронштадский, Курортный. Понятно, что для освоения таких площадей транспорт в городе должен быть очень развитым. Он включает в себя муниципальный транспорт (метро, трамвай, троллейбус, автобус, электробус) и частный (такси, маршрутные автобусы, трамвай «Чижик»).
Метро
Метрополитен в Санкт-Петербурге второй по величине в стране, но, к сожалению, давно уже не удовлетворяет потребности горожан и гостей. Долгое время официальное название одной из его станций звучало так: «Станция „Площадь Ленина“ Ленинградского ордена Ленина метрополитена имени Ленина».
На сегодня у него 5 линий и 72 станции. Общая протяженность путей — около 125 километров. В год метрополитеном пользуется более 750 миллионов пассажиров. Он является самым глубоким по уровню заложения в мире. В его состав входит станция «Автово» вошедшая в десятку самых красивых станций в мире и «Адмиралтейская» — одна из самых глубоких в мире (глубина заложения 86 метров). На выходе со станции «Спортивная» в сторону Васильевского острова работает горизонтальный эскалатор (траволатор) длиной более 300 метров и перепадом высот в 10 метров.
Метрополитен работает с 5.30 утра до 1 часа ночи, но у многих станций есть свое расписание. В период с 30 апреля по 15 ноября на перегоне между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная» поезда ходят до 3 часов ночи, что позволяет туристам, живущим на Петроградской стороне и Васильевском острове не ждать до утра у разведенных мостов. В некоторые общегосударственные праздники, а также при проведении «Ночи музеев», Дня города и праздника «Алые паруса» метро работает круглые сутки.
Петербургское метро выделяется еще и двумя редкими видами станций — закрытого типа (их 12) и односводчатыми (их 15). На первых перрон отделен от путей системой автоматических дверей, которые открываются вместе с дверьми приехавшего поезда. Эта конструкция породила легенды о том, что таким образом станции предохраняют от наводнений. Это, конечно, не так, ведь на некоторых перегонах глубина заложения туннелей составляет более 100 метров. Откуда туда вода может просочиться? Просто во время их строительства, наконец, отказались от «подземных дворцов» и стали сильно экономить.
Оплата проезда производится одноразовыми жетонами, банковскими картами (не везде) или проездными многоразовыми и многочисленными картами разных видов. По ним проезд стоит значительно дешевле. Наиболее удобный и самый выгодный вариант — карта «Подорожник», которую можно использовать как «электронный кошелек» или в режиме единого проездного на 1–7 суток.
На всех станциях (но пока не в туннелях) доступна мобильная связь от четырех основных операторов и подключение к Интернету через Wi-Fi.
К сожалению, инвалидам самостоятельно пользоваться метрополитеном очень сложно, но для них существует служба поддержки, сотрудников которой можно вызвать по телефону, указанному на специальных табличках у входа на любую станцию.
Фотографировать в метро можно, но без вспышки.
Несмотря на свои недостатки метро — самый удобный и комфортный вид городского транспорта хотя бы потому, что холодной зимой там тепло, а жарким летом — прохладно.
Автобусная сеть наиболее развита в городе и пригородах. В основном в центре используются большие низкопольные машины.
Существовавшая до недавнего времени сеть маршрутных такси, обеспечивавших, в том числе, быструю доставку туристов в пригороды, с 1 июля исчезла — в ходе транспортной реформы они были постепенно заменены на большие автобусы. Они же являются основными перевозчиками из города в пригороды.
Многие машины оснащены видеосистемой, на которой отражается маршрут, название остановок, расстояние между ними, а также прогнозы погоды и точное время. Информация о маршруте дублируется объявлением остановок, причем в центре города еще и на английском языке.
С 2016 года запущен специальный проект «Культурный маршрут» — в автобусах № 3, 6, 7, 22, 46 можно слушать аудиоэкскурсии по ходу маршрута. Для индивидуальной экскурсии нужен лишь смартфон с наушниками и бесплатное приложение, которое устанавливается с помощью размещенных в салонах QR-кодов. Экскурсии тоже на русском и английском языках.
Оплата проезда производится транспортными картами или наличными деньгами кондуктору, который заодно является и контролером и может проверить оплатили ли вы проезд. На некоторых маршрутах в «спальных» районах кондукторов нет и оплату принимает водитель, поэтому выход там только через переднюю дверь. В «маршрутках» также действуют проездные карты «Подорожник» или производится оплата наличными.
Уже несколько лет с середины весны до середины осени в городе существует сеть ночных муниципальных маршрутов «М». Они работают в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье и дублируют линии метрополитена, следуя вдоль них.
Таким образом, в эти дни даже их «спального» района можно ночью доехать до Невы, посмотреть на разводку мостов и вернуться домой не дожидаясь открытия станций метро.
Троллейбусы
Наиболее экологичный вид транспорта. С недавнего времени их маршрутную сеть стали дополнять электробусы — это тот же троллейбус, который часть пути едет по проводам, а там, где их еще нет, — на аккумуляторах, как автобус. Поэтому их сейчас много в районах новостроек. Это тоже современные низкопольные машины с розетками для USB портов, через которые можно бесплатно подзаряжать гаджеты. В них оплату наличными принимают только кондукторы, а все виды проездных билетов также применимы.
Трамваи
Трамвай еще совсем недавно являлся одним из символов города и был широко распространен. Однако, отсутствие прогресса в выпуске новых вагонов и старая путевая сеть привели к их немилосердному сокращению, особенно в центре города.
А ведь долгое время трамвайная развязка на пересечении Среднего проспекта Васильевского острова и 8–9 линий была самой сложной в мире — там трамвай с любого из направлений мог свернуть на три других.
Сейчас трамвайная сеть развивается в районах новостроек, на выделенных полосах.
Для них создаются новые, современные низкопольные составы работающие по принципу «челнока», т. е. с двумя кабинами и выходами на обе стороны.
Это привело и к появлению первого частного трамвая — «Чижика», который едет от Ладожского вокзала в Красногвардейский район. Специально для этого проекта построен совершенно новый тип трамвая у которого двери открываются кнопкой, есть розетки USB и электрические, зато нет кондукторов — оплатить проезд можно картой или купить билет в автомате, который принимает монеты и купюры и выдает сдачу. Однако довольно часто на этих маршрутах в вагоны заходят контролеры.
Такси
Такси в последние годы развивается очень энергично и стало вполне доступным, особенно с приходом бюджетных проектов типа Яндекс или Uber. Есть много компаний со своим парком машин или агрегаторов, объединяющих частных таксистов под единым брендом. Главная их особенность — возможность заказа машины по единому телефонному номеру или на сайте (что дешевле), причем стоимость поездки будет названа сразу. Однако, есть минимальный базовый тариф, который с вас возьмут даже за 100 метров. Их отличают написанные на машинах крупным шрифтом телефонные номера.
Полной архаикой представляются в этой ситуации т.н. «бомбилы», которые встречают туристов у вокзалов или в аэропорту, да и по городу ездят с «шашечками» и предлагают оплату «по счетчику». Но счетчики эти заряжены так, что стоимость поездки будет в разы больше, чем на легальной машине. Категорически отказывайтесь от их навязчивых предложений.
Стоянок как таковых в городе нет, но заказанная по телефону машина заберет вас от любого адреса.
Условно к транспортным средствам еще можно отнести кареты, велорикши и сегвеи, прогулки на которых предлагают туристам в районе Невского проспекта и Дворцовой площади.
Районы
Огромная территория города поделена на 18 административных районов, включая пригороды. Самый густонаселенный — Приморский, в котором официально зарегистрированы более 560 000 человек. Самый большой по площади — Курортный — почти 27 000 гектаров. Он расположен вдоль Финского залива узкой полосой протяженностью почти 50 километров.
Можно попытаться условно разделить город на «центр» и «окраины» или т.н. «спальные» районы, но деление это очень неточное.
Центров у города много: Административный (Смольный, где заседает Правительство), Политический (Мариинский дворец, где заседает Законодательное собрание), Исторический (в границах между Невой и Фонтанкой) или Географический (расположен в акватории Финского залива в 3.5 километрах от берега).
В общепринятом понимании к «Центру» относятся части Центрального, Адмиралтейского, Василеостровского и Петроградского районов, затем следует некая «буферная» зона из построек XIX–XX веков и, наконец, новостройки, часть из которых уже плавно перетекла на территорию области (Девяткино, Кудрово).
Есть так называемые «рабочие окраины» — Калининский, Выборгский и Кировский районы на территориях которых располагались крупные предприятия (Металлический завод, Кировский завод, объединение «Светлана»). Там же для рабочих в огромных количествах в 60-е годы прошлого века строились т.н. «хрущевки» — панельные пятиэтажки, которые обеспечили частичное переселение из коммунальных квартир в центре города в небольшие, но отдельные квартиры поближе к работе. Поскольку строились они на окраинах, то там частично сохранились природные лесопарки (Сосновка, Александрино). Для их обозначения придумали забавные аббревиатуры: ГДР (Гражданка дальше Ручьев) или США (Слышен шум аэродрома). А центр называли ФРГ (Фешенебельный район города).
Многие микрорайоны в них носят неофициальные исторические и не совсем понятные названия: Ржевка-Пороховые, Купчино, Автово, Дачное, Парнас.
Поверьте, история возникновения каждого из названий очень интересна, только нет возможности обо всех здесь рассказать.
В этих районах нет совсем уж исторических объектов, но есть места, интересные для туристов с детьми. Это различные парки (Приморский парк с «Диво-островом», ЦПКиО с веревочным парком и мини-зоопарком) или торгово-развлекательные комплексы («Питерленд» и «Родео-драйв» с аквапарками, «Гранд каньон» и «Питер-Радуга» с детским городом профессий «Кидбург»).
Для туристов, конечно, наиболее интересен исторический центр города, где сосредоточены большинство известных зданий, архитектурных комплексов, музеев и видовых панорам. Но не верьте тем, кто считает историческим центром, например, район площади Восстания или Петроградскую сторону.
До середины XVIII века граница города проходила по реке Фонтанке, где у Аничкова дворца караульные постоянно отгоняли волков, прибежавших из ближних лесов.
В результате наиболее интересные для посещения туристов объекты расположены довольно компактно — вдоль Невы между Благовещенским и Литейным мостами и по берегам малых рек — Мойки, Фонтанки, канала Грибоедова.
Ведь именно по ним изначально осуществлялись основные коммуникации и большинство дворцов построены фасадами именно на реку, а не на близкий Невский проспект или другие широкие и известные улицы, появившиеся значительно позже.
Кстати, сам Невский проспект изначально представлял собой просеку («першпективу»), прорубленную от Адмиралтейства к Александро-Невской лавре. Причем от Адмиралтейства ее рубили рабочие и пленные шведы, а от Лавры навстречу им — монахи и поскольку геодезистов и маркшейдеров тогда не было, вот и промахнулись немного, образовав «колено» в районе нынешней площади Восстания, которое делит проспект на собственно Невский и Старо-Невский (название условное и активно применяется горожанами). По легенде, Петр именно монахов порол на этом «колене» за промашку.
Жители города часто используют исторические названия и для районов в центральной части города. Например: Коломна, Пески, Острова, Тучков буян и т. д.
Во избежание путаницы с определением районов отметим, что в городе есть два Больших проспекта и два Малых. Они расположены на Петроградской стороне (ПС) и Васильевском острове (ВО). А на Васильевском острове есть еще и Средний проспект, что позволяет немного неприлично шутить о том, что жители Петроградской стороны «ходят по-большому и по-малому», а жители острова еще и «по-среднему».
Что посмотреть в Санкт-Петербурге
В любой туристической столице, а Санкт-Петербург таковой, несомненно, является, есть некий обязательный список достопримечательностей, увидеть и посетить которые хочет и должен каждый турист. К ним относятся:
- Дворцовая площадь, Эрмитаж и Главный штаб
- Русский музей
- Исаакиевский и Казанский соборы
- Невский проспект на участке от Дворцовой площади до площади Восстания
- Петропавловская крепость и собор
- Кунсткамера
- Летний сад
- Михайловский замок
- Марсово поле
- Медный всадник
Посетить основные достопримечательности города на Неве проще сCityPass, который действителен в течение 2, 3 или 5 дней.
Однако, есть масса «неизбитых», но никак не второстепенных мест и событий, которые тоже являются очень интересными любому гостю города.
Не надо удивляться, что некоторые объекты попали в оба списка. Просто есть «классический» взгляд на них, а есть «нестандартный внутренний ракурс», о котором не все знают.
Большинство интересных для осмотра туристами мест расположены довольно компактно и многие из них можно увидеть из одной точки, стоя на Троицком мосту. Если встать лицом к Петропавловской крепости и поворачиваться по часовой стрелке, мы увидим совершенно невероятное для питерской архитектуры сооружение — самую северную в мире мечеть с голубым куполом и двумя минаретами а-ля «Гур-Эмир». Далее — «первый ленинградский кондоминиум» — Дом политкаторжан — построенный в 1933 г. для тех, кого позднее, в 1937 году, стали расстреливать.
Далее, у спуска к воде (это место — первая пристань в городе) — мифические фигуры Ши-Цза (некий гибрид льва и лягушки — еще пара Ши-цза — в крошечном китайском саду на Литейном пр.), за ними, в небольшом сквере — домик Петра I — первое здание города, за ним видны трубы многократно перестроенного крейсера «Аврора».
Еще дальше, по тому же берегу, недалеко от квадратной башни со шпилем — Финляндского вокзала, на набережной виден небольшой белый купол — церковь знаменитой тюрьмы «Кресты», наконец-то, закрытой.
На самом горизонте — уже на левом берегу — Смольный собор, ближе к нам у Литейного моста высокое серое здание в форме куба с антеннами на крыше — знаменитый «Большой дом» — здание бывшего КГБ, а сейчас — Управления ФСБ. Еще ближе к нам — Летний сад с Летним дворцом Петра I и великолепной решеткой — одним из символов Петербурга, с обеих сторон которого — первые в Петербурге каменные мосты — Прачечный и Лебяжий. На выезде с моста — Марсово поле и памятник А. В. Суворову, за ним — Михайловский замок с золоченым шпилем и Михайловский дворец (Русский музей), «пряничные» купола Спаса на Крови.
Справа от съезда на набережной — Мраморный дворец и, далее, вся Дворцовая набережная с Зимним дворцом, (а над крышами виден ангел с Александрийского столпа), Адмиралтейство, вдали — Исаакиевский собор, Дворцовый мост. За ним Кунсткамера, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами. Совсем вдалеке — небоскреб Лахта Центр. А еще оттуда можно увидеть сразу 9 мостов.
Примерно аналогичные виды могут открываться с обзорных площадок. Они расположены на колоннаде Исаакиевского собора, колокольне собора Петропавловской крепости, звоннице Смольного собора.
На стенах Петропавловской крепости проложен специальный видовой маршрут «Невская панорама». Ну и еще несколько «официальных» мест:
- Балкон в Мариинском театре — 2. Открыт только для посетителей за 1 час до начала спектаклей. Нужен отдельный входной билет.
- Терраса на крыше ТРК «Галерея» — выход из ресторана «Большая кухня». Открыта только для гостей ресторана. Бесплатно. Есть кресла.
- Пространство «Крыша» в лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте — высота 27 метров, единственная легально открытая крыша. Работает круглосуточно.
В помощь туристам существует вот такой сайт — сводная таблица рабочих дней и цен в основных музеях и развлекательных местах города.
Не менее важна и эта информация:
Карта расположения туалетов
Отдельно стоит представить Санкт-Петербург как город многоконфессиональный и толерантный. Например, на участке размером всего 400 на 400 метров в самом центре (на Невском проспекте) мы увидим:
- Православный Казанский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга,
- Армянскую апостольскую церковь Св. Екатерины,
- Римско-католическую базилику Св. Екатерины Александрийской,
- Лютеранскую церковь Св. Петра и Павла,
- Протестантскую шведскую церковь Св. Екатерины,
- Лютеранскую церковь Св. Марии.
А если пройдемся не по самым центральным районам, то обнаружим чуть ли не единственный в северо-западной Европе буддистский дацан, крупнейшую в Северной Европе мечеть, католический собор Нотр-Дам де Лурд и, наконец, вторую по величине в Европе (после будапештской) и одну из 5 крупнейших в мире синагог — Большую хоральную синагогу.
Маршруты по Санкт-Петербургу
За два-три дня можно осмотреть самые основные достопримечательности Санкт-Петербурга и составить своё мнение о городе. А что делать, когда на знакомство с городом есть все 1 день или несколько транзитных часов? Примерные маршруты вы найдете в списке советов:
Частные гиды в Санкт-Петербурге
Более детально с Санкт-Петербургом вам помогут ознакомиться русские частные гиды.
На проекте Эксперты.Туристер.Ру зарегистрировано 8 русских гидов в Санкт-Петербурге.
Чем заняться
В Санкт-Петербурге выявлено 6807 объектов культурного наследия в т. ч. 1125 федерального значения или 10% от всех охраняемых в стране памятников. Всего работает 147 музеев, в т. ч. 27 местных, 26 федеральных, 31 ведомственный и 63 прочих.
Для туристов, приехавших в город впервые, начать знакомство с ним надо с обзорной экскурсии. Они массово организуются у здания Думы на углу Гостиного двора и называться могут по-разному. Их качество сильно зависит от того, какой экскурсовод вам попадется. Избежать «вкусовщины» можно, воспользовавшись услугами компаний «Сити тур» (у них маршрут получше) или «City Sightseeing», которые организуют автобусные экскурсии по принципу «хоп он — хоп офф», т. е. с возможностью выхода на остановках и продолжения поездки на следующем автобусе и с использованием проверенного аудиогида на 8 языках. Они же предлагают комплексный билет на 2 дня дополнительно с водным маршрутом. Проехав один круг на этом автобусе вы увидите, где что расположено, поймете логистику перемещений и в дальнейшем сможете пройти по интересным местам самостоятельно.
Экскурсии
Отдельно организуются водные прогулки по рекам и каналам и с выходом в Неву. На пересечении рек с Невским проспектом активно работают зазывалы, кораблики ходят часто и маршрут у них одинаков. Особая статья — ночная прогулка на осмотр разводки мостов по особой и высокой цене. Кому-то это может показаться экзотикой, но здравый смысл говорит о том, что самые классические и легкодоступные виды на мосты — с берега, в то время как на воде — толкутся сотни суденышек, пытающихся занять лучшие места в акватории. После осмотра Дворцового моста они резко стартуют в сторону Ладоги, чтобы успеть показать и другие мосты, но самые важные и интересные — Благовещенский и Троицкий — легко осмотреть с Дворцовой набережной. Кто-то плохо переносит качку, погода может испортиться, и вы не сможете даже выйти на палубу и т. д. Высадить пассажиров они могут только у спуска со львами у Дворцового моста, и если вам надо на другой берег — придется ждать утра. Ну и, наконец, катаясь до 4–5 часов утра, вы весь следующий день потеряете, ибо будете только сладко зевать и мечтать о нормальном отдыхе.
Однако, есть и экзотические экскурсии по городу — на велорикшах и сегвеях по центру или на навороченных мотоциклах брутальных байкеров по «неформальным» местам. Есть специальный трамвайный маршрут, для иностранцев организуются поездки на старинных троллейбусах, в ходе которых их угощают сушками. Пешеходные маршруты, как правило, предусматривают еще и экскурсию по недоступным в обычное время старинным особнякам.
Отдельно предостерегаем вас от экскурсий по крышам, особенно ночных. Они при любой степени видимой организованности являются незаконными и опасными, поскольку никакие правила техники безопасности там не выполняются и ежегодно люди с крыш падают.
Кроме центральной части города огромной популярностью пользуются экскурсии в пригороды. Все они легко доступны для самостоятельных поездок, но если вы хотите попасть в Екатерининский дворец в Пушкине — лучше взять экскурсию, т. к. они проходят в музей по отдельно формируемой очереди. А вот ехать с экскурсией в Петергоф — неправильно, поскольку вам придется вприпрыжку бежать за экскурсоводом вместо того, чтобы спокойно и с толком рассмотреть все самое интересное, побегать с детьми под шутихами, перекусить на Марлинском валу с видом на залив и спокойно вернуться в самый центр города на Метеоре. Добавим, что ехать туда лучше в теплый и солнечный день.
Пляжи
Как ни странно, но некоторые туристы перед поездкой в Санкт-Петербург интересуются — а где здесь можно купаться? Официально и по стандартам СЭС, практически нигде, но главным кандидатом на «купально-загорательный» отдых для горожан и гостей является побережье Финского залива в районе Райвола — Келломяки — Куоккала — Терийоки.
Для их посещения не нужен Шенген, ибо с 1948 года они называются совсем не так «загранично»: Рощино — Комарово — Репино — Зеленогорск.
Горнолыжные курорты
Есть в окрестностях Санкт-Петербурга и свой «горный кластер». Это горнолыжные курорты (город-то северный!), расположенные в основном в Приозерском районе области.
Самый известный и большой — «Игора», построенный на самой высокой точке Карельского перешейка. Несколько более простых с точки зрения трасс — «Красное Озеро», «Снежный» и «Золотая долина» — расположены вокруг поселка Коробицыно. В том же направлении на север от города в поселках Кузьмолово и Токсово построены совсем простые «Охта-парк» и «Северный склон». Рядом с ними по уровню сложности трасс, но на западе в районе Зеленогорска — «Пухтолова гора». Самый близкий и ориентированный на новичков «Туутари парк» находится всего в 6 километрах от города рядом с Красным селом.
На территории всех этих курортов можно отдыхать и летом — условия есть.
Необычная, но важная информация — в Петербурге и области существует сезон клещей: он начинается уже в феврале, а к апрелю и особенно летом количество укушенных существенно увеличивается. К зоне риска относятся пригородные парки, особенно — Царскосельский. Наиболее «заселенные» клещами районы Петербурга — это Приморский и Курортный.
Фестивали
Желающие могут теперь планировать свою поездку в Петербург на основе Единого календаря событий. Наверняка, большинство планирует свои поездки на лето, когда в городе проходят основные события и праздники, начиная с празднования Дня города в мае и заканчивая Днем ВМФ в конце июля. Праздник выпускников «Алые паруса», проходящий в конце июня, собирает в последние годы более миллиона гостей несмотря на то, что вход на лучшие места осуществляется по специальным билетам.
Интересные фестивали и мероприятия в Санкт-Петербурге есть каждую неделю, и список их настолько разнообразен, что не всегда удастся посетить все топовые площадки.
С большим размахом в культурной столице проходят международные Ночи: Музеев, Музыки, Искусств, Библионочь.
Самые петербургские фестивали — «Белые ночи», один из крупнейших в России фестивалей поп-музыки, проводится с 1992 года и собирает звезд мировой величины.
Классический филармонический по своему формату — фестиваль «Петербургская музыкальная весна», ежегодно в мае. В течение года часты фестивали джаза, рока и других музыкальных направлений.
Неформальные и новые фестивали с каждым годом становятся всё масштабнее и интересные. В их числе Geek Picnic, GagaFest (а с ним и другие фестивали настольных игр), фестивали комиксов (Comic Con Saint Petersburg, Epic Con и другие).
Почти по подобию южных курортов каждое лето в Санкт-Петербурге проходит фестиваль песчаных скульптур — на самом популярном в центре города пляже, у Петропавловской крепости. И тематика всегда разная.
Волна популярности фестивалей света охватила и Санкт-Петербург, и архитектурные шедевры Северной столицы во время таких иллюминаций выглядят еще роскошнее. Один из самых масштабных — фестиваль «Чудо света», проходит в апреле.
Всем, кто неравнодушен к истории, будут интересны проводимые в Санкт-Петербурге и пригородах фестивали военной реконструкции, крупнейший из которых — «РЕКОН», проводится на площадках «Ленэкспо».
В течение года несколько тематических (и всегда фотографируемых!) фестивалей устраивает Ботанический сад.
Покупки
Раньше многие люди приезжали в большие города «за товарами и колбасой», и разные достопримечательности были им не нужны. Сейчас в основном едут за «духовной пищей», но и про шопинг не забывают.
В Петербурге есть три «исторических» универмага, компактно расположенных в районе Невского проспекта — «Гостиный двор», «Пассаж» и ДЛТ (Дом ленинградской торговли).
Именно они в советское время выдерживали на себе поток желающих приобрести «дефицит» или хотя бы простую одежду, которой в провинциях не было в принципе. Сейчас их значение снизилось и они пользуются каким-то интересом только у иностранцев, которые не хотят ехать в большие торговые комплексы (типа «Меги»), расположенные на окраинах. «Гостиный Двор» использует свое уникальное расположение и огромные площади для продажи товаров малоизвестных, но совсем простых брендов по заоблачно высоким ценам.
«Пассаж» попытался провести реконструкцию и вернуть магазину былой блеск. Расположенный рядом «Гранд Палас» рассчитывает на состоятельных покупателей. А вот ДЛТ вошел в группу ЦУМ и превратился в «заповедник» для китайских туристов, которые в 2018 году совершили там 25% покупок и где продавцов всегда больше, чем покупателей. Не стоит говорить, что цены в нем тоже заоблачные.
Основная торговля кипит в больших комплексах в центре города — «Галерея» и «Невский центр» со «Стокманном» на площади Восстания и в «спальных» районах, где построены большие торгово-развлекательные комплексы, почти каждый из которых, наряду с предоставлением традиционного набора товаров самых популярных брендов, имеет свою «изюминку». Где-то это многозальный кинотеатр, где-то каток или аквапарк, где-то большие комплексы для детских развлечений. Везде есть фуд-корты, в которых можно разнообразно и дешево перекусить, если задержитесь там надолго.
Огромное количество магазинов в районе Невского проспекта рассчитаны на невзыскательных туристов, а некоторые — конкретно на китайских и просто так туда не попасть. Торгуют они, в основном, изделиями из янтаря и сувенирами «а ля рюс». Такие же сувениры навязчиво предлагают на ярмарке у корпуса Бенуа на набережной канала Грибоедова.
Как ни странно, летом самый популярный сувенир — белая фуражка с надписью «Санкт-Петербург» на ленточке. Их покупают и взрослым, и детям. Для любителей спорта можно приобрести фирменные майки футбольного клуба «Зенит» или хоккейного «СКА» с фамилией любимого игрока или нанести на них свою собственную.
В Эрмитаже и Русском музее есть большие магазины, где недорого продают копии известнейших картин и всякую сувенирную продукцию. Для гурманов предлагаются торты и пирожные известнейшей ленинградской кондитерской фабрики «Север», правда далеко их не увезти и лучше употребить на месте. Забавные сувениры продаются в подземном переходе на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы.
Многие «кошатники» везут домой наволочки или картины из серии «Коты Санкт-Петербурга» художника Румянцева. Их можно купить в Доме Зингера (Дом Книги), там же огромное количество альбомов с видами города и книг о нем. Но в книжных магазинах сети «Буквоед» на том же Невском они будут стоить немного дешевле.