Как провозить велосипед в городском транспорте Петербурга?
Клуб ВелоПитер изучил формальную сторону вопроса касательно наземного транспорта, метро и электричек.
Наземный транспорт
Сайты крупнейших перевозчиков ГУП Пассажиравтотранс и ГУП Горэлектротранс содержат выдержки правил с отсылкой к приказу Комитета по транспорту от 18.12.1997 №332 «Об утверждении Правил пользования наземным пассажирским транспортом» (Гарант, КонсультантПлюс). В них велосипеды не упомянуты непосредственно, но затронуты косвенно в пунктах, касающихся перевозки багажа.
Другие перевозчики, такие как ООО Вест-Сервис и ООО Питеравто ссылаются в правилах на ФЗ от 08.11.2007 №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Гарант, КонсультантПлюс). Его статья 22 посвящённая перевозке багажа повторяет нормативы указанные выше: бесплатный провоз до 120 см, платный до 180 см.
Подытожим: в наземном транспорте можно бесплатно провозить велосипеды с габаритами до 120 см по сумме измерений и за плату – до 180.
Отметим, что велосипед классической конструкции, даже сложенный в специальный чехол, не будет удовлетворять разрешённым к перевозке габаритам. В 180 см по сумме измерений смогут уместиться лишь складные и детские велосипеды.
Размеры велосипедных чехлов ПИК-99
Метро
Регламент провоза багажа в Петербургском метро регулируется Постановлением Правительства от 29.09.2020 №776 «Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном» (КонсультантПлюс, Правовой портал).
26. Пассажир обязан:
8) провозить с использованием чехлов (упаковки) легко бьющиеся, колющие и режущие предметы, лыжи, монолыжи, санки и коньки, садовый инструмент с открытыми острыми частями, а также сноуборд, складные велосипеды, самокаты, иные средства передвижения и спортивный инвентарь;
Таким образом, правила метро позволяют провозить только складные или детские велосипеды в чехлах с суммой измерений до 150 см.
Электрички
Правила провоза ручной клади, указанные на сайте СЗППК, содержат лишь одно упоминание велосипеда:
6.1 Пассажир имеет право бесплатно провозить с собой на 1 проездной документ (билет) ручную кладь весом до 36 кг, размер которой по сумме трех измерений (длина, ширина, высота) не превышает 180 см.
6.2 Пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за отдельную плату.
6.4. Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату дополнительно к установленной норме не более одного велосипеда в неразобранном виде.
Правила СЗППК ссылаются на Приказ Минтранса №473 от 19.12.2013 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (Гарант, КонсультантПлюс), полностью повторяя формулировку п.106.
Отметим, что посредством обращений в СЗППК велосипедному сообществу Санкт-Петербурга удалось устранить неоднозначность формулировки пункта 6.4:
1) в тамбуре разрешено размещать несколько велосипедов (но не более одного на пассажира);
2) не запрещено провозить велосипеды в салоне вагона при условии, что это не ухудшает условий проезда для других пассажиров.
Ответы СЗППК на обращения по поводу перевозки велосипедов в салоне вагонов
Провоз велосипеда (независимо от габаритов) в пригородных поездах разрешён за дополнительную плату. Специальный «билет на велосипед» можно приобрести в кассе и онлайн-приложении. Если велосипед удовлетворяет условиям «до 36 кг» и «до 180 см», дополнительная оплата такой ручной клади не требуется.
Подытожим все правила перевозки.
Правила перевозки велосипедов в городском транспорте Санкт-Петербурга
Статья подготовлена клубом «ВелоПитер» при содействии «Петербургского велообщества» и представителей других велосипедных движений Петербурга.
Электросамокат – удобное транспортное средство для передвижения по городу. Если предстоит дальняя поездка, разумнее подъехать несколько остановок на метрополитене, чтобы сэкономить время, а порой и заряд аккумулятора. Если вы решили спуститься в подземку с современным транспортным средством, сначала хорошо изучите правила перевозки самоката в метро. Такой подход позволит избежать конфликтов с сотрудниками полиции и контроллерами.
У владельцев самокатов возникает немало вопросов, связанных с перевозкой ТС в метро. Можно ли спускаться с обычным или электрическим самокатом в метрополитен? Существуют ли какие-то запреты? Могут ли оштрафовать? И в каких случаях? Масла в огонь еще и подливают люди, которые распускают слухи о том, что скоро вступит в силу запрет на провоз самокатов в метро. Необходимо разобраться во всех нюансах, чтобы правильно планировать свое перемещение в городской черте.
Можно ли брать самокат в метро?
Люди, которые недавно приобрели современное транспортное средство или только планируют покупку, часто размышляют над тем, можно ли в метро с самокатом. Ведь совмещение индивидуального и общественного транспорта могут в разы сократить время в пути на работу или по делам.
В существующих правилах метрополитена нет запрета на провоз самокатов. В целом контроллеры или полиция не имеют права не пускать вас в метро. Исключением являются случаи, когда пассажир нарушает правила проезда и не соблюдает законные требования.
Запрет катания
В правилах метрополитена указано, что на станциях и подземных переходах запрещено передвигаться на мотоциклах, роликовых коньках, велосипедах и других индивидуальных транспортных средствах. Исключение составляют только инвалидные коляски. Распространяется это правило и на электрические модели самокатов.
Обусловлен запрет катания на самокате правилами безопасности. Человек, который их не соблюдает, представляет опасность для себя и других пассажиров. Всего одно неосторожное движение, и он может оказаться на рельсах перед стремительно несущимся поездом.
За несоблюдение этого правила предусмотрен штраф в размере 100 рублей. Поскольку сумма незначительная и напугать нарушителя штрафными санкциями трудно, сотрудники метрополитена чаще предупреждают пассажира о возможном наказании и указывают на опасность, которую он представляет для себя и других людей.
Если вы катаетесь в подземном переходе или у входа у метро, контроллер может не пропустить вас на станцию. В подобных ситуациях воспользоваться правами пассажира удастся только после долгих разбирательств с транспортной полицией.
Важно! Даже если вы просто поставили ногу на деку, сотрудники метрополитена могут вам сделать замечание. Не нарушайте правила, чтобы избежать конфликтных ситуаций и возможных неприятных разбирательств.
Если ребенок катается в метро на самокате, наказание за его поведение будут нести родители или другие взрослые люди, которые сопровождают маленького пассажира. Им придется получить выговор от сотрудников транспортной полиции и заплатить штраф.
Нужно ли складывать самокат?
Следует отметить, что в правилах метрополитена нет прямого требования складывать самокат при его перевозке в метро, хотя все же рекомендовано это делать. Многих людей интересует, зачем складывать самокат в метро.
Во-первых, так у сотрудников метрополитена не возникнет лишних вопросов. Вас точно не будут останавливать и рассказывать о правилах, запретах и других нюансах. А значит, вы не потеряете зря время.
Во-вторых, в сложенном виде транспортное средство занимает меньше места, а поэтому не будет мешать другим пассажирам и вызывать неудовольствия. Особенно актуально это, если вы едете в общественном транспорте в час пик.
В-третьих, могут потребовать оплатить провоз самоката, поскольку его габариты превышают допустимые размеры ручной клади.
Если конструкцией не предусмотрена возможность складывания, вы можете провозить самокат в обычном виде, но обязательно позаботьтесь о том, чтобы грязные колеса или другие элементы не испачкали одежду или вещи других пассажиров. Запретить заходить в метро только по той причине, что транспортное средство не складывается, вам не могут.
Если вы планируете часто ездить на индивидуальном транспортном средстве и параллельно пользоваться услугами метрополитена, рекомендуем выбрать складной электросамокат. Это позволит избежать препираний с сотрудниками метро в будущем.
Основные правила и советы по перевозке самоката в метро
Если вы будете знать, как перевозить самокат в метро, сможете избежать различных неприятностей. Во внимание необходимо взять следующие правила и рекомендации:
Иногда дежурные по станции или полиция подходит к владельцам электросамокатов, чтобы задать интересующие вопросы и предупредить о запрете катания. Если вы не нарушаете закон, вам ничего бояться. Спокойно ответьте на вопросы и продолжайте движение далее.
Если контроллер категорически отказывается пускать вас в метрополитен, вызовите полицию или позвоните на горячую линию, чтобы пожаловаться. В большинстве случае это дает желаемый результат. После быстрых разбирательств вас пустят в метро.
Перевозка самоката в разных метро России
В целом правила перевозки индивидуальных транспортных средств, в том числе и самокатов, в метро в разных российских городах схожие. В 2014 году в московском метрополитене было принято решение запретить катание на станциях на самокате. Сейчас же такие ограничения действуют и в других городах. Вот только размер штрафа за несоблюдение правил может немного отличаться.
Может присутствовать незначительная разница и в других мелочах. К примеру, в Санкт-Петербурге оплачивать провоз самоката придется, если его длина превышает 121 см.
Если вы едете в метро с индивидуальным транспортным средством, обязательно придерживайтесь простой рекомендации – не доставляйте неудобств другим пассажирам.
Передвижение на арендных электросамокатах теперь полностью запрещено на территории Государственного музея-заповедника «Петергоф», а также в пределах основных туристических локаций в Кронштадте и в парке «Дубки» в Курортном районе. Кроме того, для упорядочивания парковочного пространства и обеспечения свободного прохода пешеходов на 27 улицах Петроградского, Василеостровского, Центрального и Кронштадтского районов вводится запрет парковки самокатов.
Еще одно новое ограничение касается скорости: примерно на сотне городских магистралей сервисы позволят передвигаться не быстрее 15 километров в час, а на территории Марсова поля и еще семи улиц в Кронштадте — не более десяти километров в час.
Новые транспортные схемы для СИМ разработаны совместно с кикшеринговыми компаниями. Как рассказали корреспонденту «РГ» в одной из них, сервисы предоставили данные о количестве и динамике поездок, востребованных временных отрезках, скорости и других показателях, необходимых для проработки предложения. Зоны выбирались по оценке совокупности трех факторов: плотность потока пешеходов, пропускная возможность инфраструктуры (недостаточная ширина тротуара, наличие инфраструктурных объектов — например, остановок, скамеек) и возможность объезда этого участка по параллельной улице. При сочетании этих факторов на участке вводятся ограничения.
— Зоны дополнительного ограничения скорости вводятся на программном уровне, — пояснил корреспонденту «РГ» представитель сервиса кикшеринга Денис Балакирев. — При въезде в зону пользователь слышит специальный звуковой сигнал и самокат автоматически замедляется до разрешенной скорости. При выезде из зоны скоростной режим восстанавливается.
При этом зоны обозначены на специальной карте в приложении для того, чтобы пользователь мог заранее определить маршрут. Но если пользователь случайно или намеренно заедет в зону полного запрета движения, ему придется идти пешком и везти самокат рядом либо выйти за пределы зоны. Однако частные СИМ такого программного обеспечения не имеют, а их владельцы могут даже не знать об ограничениях.
— Я пользуюсь электросамокатом в основном для поездок на работу — это быстро и удобно, — рассказал корреспонденту «РГ» Константин Татосов. — Поскольку работаю я близко от дома, то машинка у меня небольшой мощности, 28 километров в час. Но ведь есть и такие, которые могут разгоняться до 80 километров. Программных ограничений там нет, а лихачей в России всегда хватало. Поэтому я думаю, что нужны и какие-то законодательные меры.
В Москве, кстати, прототип такого решения уже есть. Прокатные электросамокаты столицы начали оснащать специальными IOT-модулями, подключенными к государственной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». А в будущем, как отметил в разговоре с корреспондентом «РГ» генеральный директор компании — разработчика программного обеспечения Павел Мясоедов, продавцов могут обязать комплектовать такими трекерами абсолютно все электросамокаты.
Сами операторы тоже заинтересованы в том, чтобы их сервисы избавлялись от негативного имиджа опасных. Согласно официальной информации, на сегодняшний день операторами кикшеринга выдано более 1,5 миллиона предупреждений за нарушение правил пользования СИМ, выставлено более двух тысяч штрафов, а за грубые нарушения заблокировано более семи тысяч аккаунтов. Кроме того, компании организуют школы безопасного вождения в парках и скверах, проводят разъяснительные лекции в образовательных учреждениях города.
37 тысяч арендных самокатов насчитывается сегодня в Петербурге.
С проблемой самокатов сталкиваются все крупные города России и мира. » РГ» регулярно рассказывает о том, как ее пытаются решать в разных странах. Так, в январе этого года в Италии решили ограничить скорость передвижения на самокатах и скутерах 20 километрами в час. В феврале настоящую войну кикшерингу объявили в Германии: там вводят настолько большие сборы для сервисов аренды, что некоторые из них сворачивают работу. А в апреле стало известно, что в Париже с 1 сентября вообще запретят аренду электросамокатов.
Проблема действительно есть. Одно из самых громких происшествий в Санкт-Петербурге с самокатами случилось в мае 2021 года на Невском проспекте. Юные гонщики на тротуаре задели врача и писателя Валерия Айрапетяна, а когда он сделал им замечание, еще и избили его. Мужчина получил перелом ребер. На двоих нарушителей завели уголовное дело. В итоге они выплатили пострадавшему компенсацию, а также судебный штраф.
Нынешней весной в городе снова участились случаи наезда электросамокатов на пешеходов. Врачи детских больниц сообщают, что каждый день к ним поступают в среднем пятеро пострадавших от такого транспорта. Пешеходам и самокатам особенно сложно уживаться в центре Питера, где всегда много людей, а тротуары где-нибудь на Мойке — с метр шириной. Чтобы хоть как-то решить вопрос, город с 2021 года заключает с сервисами аренды соглашение о соблюдении ряда правил. Так, пользователям кикшеринга запрещен въезд на некоторые территории в центре города: Дворцовую площадь, Невский проспект, в Летний и Михайловский сады, Петропавловскую крепость и другие места. В этом году соглашение уже подписали компании Whoosh, Urent, ВusyFly и «Яндекс Go». Но на частные самокаты и «неподписантов» эти правила не распространяются.
А с марта 2023 года вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые официально признали электросамокаты, гироскутеры и прочие СИМ транспортными средствами. На них можно передвигаться со скоростью не более 25 километров в час, а заезжать на тротуары и велодорожки разрешается только устройствам весом менее 35 килограммов.
— Пешеход оказался в самом уязвимом положении, причем на своей законной территории — тротуаре. Самокат на такой скорости запросто может убить человека, — считает инициатор нововведений, председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Петербурга, депутат от ЕР Алексей Цивилев.
Тем временем кикшеринговые компании только расширяют свое присутствие в Северной столице. В этом году шесть сервисов расставили по городу 32 тысячи самокатов — на 7 тысяч больше, чем в прошлом. В планах — довести их число до 70 тысяч. Причем налоги этот бизнес платит в Москве. Петербург получает только НДФЛ с обслуживающего персонала — это три процента всего оборота. А бизнес прибыльный: кикшеринг уже сравнялся в цене с каршерингом. При этом инфраструктуру для самокатов, согласно письму Минтранса России, город должен создавать на свои средства.
— Мы не можем перестроить исторический центр и расширить тротуары. Придется от кого-то или чего-то отказаться: от пешеходов, автомобилей или самокатов. При этом строительство велодорожки с учетом всех проектов и согласований обходится дороже, чем обычной дороги. Откуда брать деньги? Между тем одна из кикшеринговых компаний привлекла на развитие бизнеса в Петербурге 3,6 миллиарда рублей инвестиций. Сервисы внедряют новые технологии и считают, что мы мешаем прогрессу, — рассказал корреспонденту «РГ» Алексей Цивилев.
На заседании комиссии по транспорту представители сервисов аренды заявили, что готовы платить за создание инфраструктуры. Но при этом они хотят сами выбирать локации для дорожек. Предложили, например, проложить их по Невскому проспекту — между тротуаром и проезжей частью. Однако законодатели этот вариант отвергли, поскольку тогда станет тесно машинам.
Врачи детских больниц Петербурга сообщают, что каждый день к ним поступают пятеро пострадавших от самокатов
В кикшеринговой компании Whoosh «РГ» сообщили, что считают непродуктивным ограничение движения на самокатах по всем узким тротуарам в городе с большим историческим центром:
— Надо рассматривать конкретные локации и плотность трафика на отдельных улицах. У нас есть техническая возможность для введения зон автоматического ограничения скорости и запрета на движение. И такие зоны уже закреплены в соглашении с городом. Можно говорить о расширении списка, но так, чтобы это не влияло на работу транспортной модели. А идеальным решением станет развитие СИМ-инфраструктуры и увеличение количества велодорожек. Сервисы кикшеринга готовы участвовать в этом процессе при наличии соответствующих нормативно-правовых документов, — отметил представитель компании Денис Балакирев.
Депутаты со своей стороны согласны подготовить такие документы, но «сдавать» самокатам исторический центр не собираются. Эту позицию разделяют многие петербуржцы.
— Однозначно нужен запрет на пользование не только самокатами, но и велосипедами в центре города, — говорит мать двоих детей Татьяна Зорина. — Они должны ездить только в специально оборудованных местах. Инфраструктура Петербурга такова, что проезд на самокатах по тротуарам может привести к несчастным случаям. Правда, как их запретить — не представляю, особенно если это личные самокаты. Кто им выпишет штраф за нарушение?
Кстати, о штрафах: поскольку СИМ признали общественным транспортом, ГИБДД должна следить за соблюдением правил и привлекать нарушителей к ответственности. Но на практике этого нет — инспекция ссылается на нехватку кадров.
Комиссия Заксобрания в итоге поддержала решение об ограничении числа самокатов и запрете на их езду по узким тротуарам. Письмо об этом будет направлено в правительство города.
Как вам это?
Запретить нельзя оставить
В ряде локаций исторического центра передвижение на самокатах запрещено еще с 1 марта. Места, где пользователям СИМ придется идти пешком, обозначены специальным знаком. Например, нельзя кататься в Александровском саду, на Васильевском Спуске, на Никольской улице, между Моховой и Кремлевской набережной, на Большом Москворецком мосту. За соблюдением ограничения следит полиция. Также в городе есть места, где запрещающих знаков не видно, но при этом самокатчиков не жалуют. Например, при входе на территорию парка-заповедника «Царицыно» охрана требует сложить самокаты и нести их в руках.
В Мосгордуме и ЦОДД, куда «РГ» направила запросы, пока не сообщили, есть ли планы по расширению запрещенных зон.
Пока что вне исторической части города кататься на электросамокатах можно: в «тихих» зонах автоматика замедляет его до 15 км/ч, в прочих местах максимальная скорость достигает 25 км/ч. Эти лимиты многие москвичи считают слишком высокими, в особенности для езды по тротуарам.
Жители Хамовников начали сбор подписей за запрет езды по тротуарам, а 25 апреля на портал «Активный гражданин» поступило обращение за номером № SD23977931 с просьбой вынести этот вопрос на общегородской электронной референдум. Поводом для заявки стал 10-й с начала этого сезона случай травмирования москвичей в ДТП с самокатами. Представители сервиса отметили, что ответ по обращению будет предоставлен в течение 30 дней.
Андрей Касорин, менеджер интернет-магазина:
— Запрещать езду по тротуарам на СИМ не следует. Это приведет лишь к новым штрафам и недовольству людей. И куда инициаторы предлагают выезжать, на проезжую часть? Так там автолюбители тоже не будут рады такому соседству. Просто надо сделать для самокатов выделенные дорожки, вот и все.
Валентина Львова, пенсионерка:
— Почему не запретят эти самокаты — не пойму. Людям ходить страшно! Полиция почему-то за этим не следит. Вы видели, чтоб мотоциклисты гоняли по пешеходным дорожкам?! А этим самокатчикам почему-то все можно.
Владислава Майорова, мама двоих детей:
— Электросамокат — нормальный вид транспорта, но властям стоит признать свою ошибку: для повсеместного использования СИМ нет ни условий, ни законов. Ну выделите в городе зоны, где нет пешеходов — пусть там этот кикшеринг функционирует как аттракцион. А в остальной части Москвы пусть мораторий вводят. До тех пор, пока для самокатов не будет нормальных выделенных дорог.
Новосибирск
Светлана Каверзина, депутат Совета депутатов города Новосибирска:
— Если бы я была депутатом в Санкт-Петербурге, я бы проголосовала за то, чтобы убрать самокаты с узких улиц в центре города. Как турист я понимаю тех, кто хочет пользоваться самокатом, осматривая достопримечательности, — это удобно. Но в некоторых случаях приходится жертвовать комфортом — прежде всего когда речь идет о безопасности людей.
В Новосибирске сейчас тема самокатов входит в цивилизованное русло, в городе осталась одна кикшеринговая компания (вторая ушла с рынка), предприниматели оплатили аренду парковок. Ну и конечно нельзя сравнивать движение по тротуарам в Питере и в Новосибирске — в Сибири пешеходный трафик не такой плотный.
Екатеринбург
Олег Таратухин, представитель Свердловской организации общественного движения автомобилистов:
Запрет на передвижение самокатов по каким-то участкам города должен предполагать, что есть безопасные объезды этих зон, а пешеходы должны знать, что, например, на набережной Исети или в парке Маяковского они могут комфортно прогулять — там самокатов не будет.
Ростов-на-Дону
Екатерина Стенякина, член комитета Государственной Думы, г. Ростов-на-Дону:
Вводимые ограничения для фирм проката самокатов никакого ущерба бюджету города не нанесут. Налоги, которые они платят, не такие уж существенные, и еще пару лет назад, когда они не получили такого распространения в городах, бюджет вообще обходился как-то и без них.
Совсем недавно Госдума определила статус электросамокатов как средства индивидуальной мобильности (СИМ) и регламентировала для них правила дорожного движения. На основании этого каждый муниципалитет вправе устанавливать свои порядки, дополнительные ограничения на движение электросамокатов, в зависимости от особенностей планировки, архитектуры, транспортной инфраструктуры города.
Конечно, если в Питере не приспособленные для СИМ узкие тротуары и велика возможность нанести вред здоровью пешеходов и самих самокатчиков, то местные законодатели вправе принимать запретительные меры. В Ростове также было несколько громких случаев: на улице Пушкинской самокат сбил ребенка, на улице Горького человек на самокате попал под колеса автомобиля. После этого обычно активизируются попытки урегулировать это движение.
Мое мнение — разрешить движение электросамокатов только по велодорожкам. Тем более их сеть в Ростове сейчас активно растет, и велодорожки хотят протянуть даже из спальных микрорайонов в центр.
Казань
В Казани власти пока далеки от мысли запрещать езду на электросамокатах в центре города. Напротив, в этом году число парковочных мест для них увеличилось с 500 до 1600. И теперь воспользоваться средствами индивидуальной мобильности можно будет не только в центральной части Казани, но и в других районах. Все в распоряжении горожан будет 7,5 тысячи электросамокатов от трех операторов.
Однако о вопросах безопасности власти тоже не забывают. Все варианты дислокации электросамокатов, которые предложили каршеринговые компании, согласованы с Отделом ГИБДД УМВД России по Казани.
В столице Татарстана помимо новых федеральных правил езды на самокатах и гироскутерах действуют и свои ограничения. На 486 участках действует особый скоростной режим. Например, возле детских садов, школ нельзя разгоняться свыше 10 километров в час. В общественных пространствах — парках и скверах — максимальная скорость составляет 15 километров в час, у торговых центров — 10-15 километров в час. В 44 зонах города движение электросамокатов запрещено.
Что касается ДТП с электросамокатами в Казани, то в прошлом году было девять таких случаев. Их них пять — по вине пользователей.
В 2023 году с открытием сезона пока зафиксирована одна авария с участием самоката.
Подготовили Сергей Буланов, Нина Рузанова, Сергей Панасенко, Лариса Ионова, Олег Корякин