Глубины
См. также: Трафик и Типы станций.
Профиль глубины 1я Красная линия
Разрез глубин Первой Красной линии метро Санкт-Петербурга
100m
Девяткино
Гражданский проспект
Размыв
Лесная
Чернышевская
Маяковская
Пушкинская
Нарвская
Кировский Завод
Автово
ТЧ-1 Автово и ТЧ-2 Дачное
Дачное (закрыта)
Профиль глубины 2я Синяя линия
Разрез глубин Второй Синей линии метро Санкт-Петербурга
100m
Парнас
Проспект Просвещения
Объект 61-25
Черная Речка
Петроградская
Невский Проспект
Сенная Площадь
Садовая
Московские Ворота
Парк Победы
Московская
Звездная
Купчино
Профиль глубины 3я Зелёная линия
Разрез глубин Третьей Зелёной линии метро Санкт-Петербурга
100m
Беговая
Зенит
Приморская
Василеостровская
Маяковская
Площадь Восстания
Площадь Александра Невского-2
Ломоносовская
Завод Большевик (недострой)
Пролетарская
Обухово
Рыбацкое
Профиль глубины 4я Оранжевая линия
Разрез глубин Четвёртой Оранжевой линии метро Санкт-Петербурга
100m
Горный Институт (строится)
Театральная (строится)
Спасская
Садовая
Лиговский проспект
Новочеркасская
Проспект Большевиков
Улица Дыбенко
Кудрово (проект)
Профиль глубины 5я Фиолетовая линия
Разрез глубин Пятой Фиолетовой линии метро Санкт-Петербурга
100m
Комендантский проспект
Старая Деревня
Крестовский остров
Адмиралтейская
Садовая
Невский Проспект
Достоевская
Звенигородская
Международная
Проспект Славы
Дунайская
Шушары
◉ Наземные станции
◉ Станции мелкого заложения
◉ Глубина от 20 до 40 метров
◉ От 40 вплоть до 50 метров
◉ От 50 вплоть до 60 метров
◉ От 60 до 70 метров
◉ От 70 до 80 метров
◉ Глубже 80 метров
ГУП «Петербургский метрополитен» – одно из крупнейших транспортных предприятий России. На 2023 год метрополитен состоит из пяти работающих линий, а общее количество станций – 72, длина путей составляет 124,8 км. Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций, самая глубокая из которых – «Адмиралтейская». Многие станции петербургского метро известны своим архитектурно-художественным оформлением, а несколько даже признаны объектами культурного наследия России.
Первые обсуждения подземной железной дороги в Санкт-Петербурге начались ещё в конце 19 века, однако все проекты в то время были отвергнуты властями.
Всерьёз вопрос о проектировании подземки был рассмотрен в 1938 году, однако на время войны строительство было остановлено.
В 1947 году строительство возобновили, и в конце 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. 15 ноября 1955 года первая очередь метрополитена была сдана в эксплуатацию, от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания».
Строительство второй линии началось сразу после открытия метрополитена, её первый участок открылся в 1961 году. Третья была открыта в 1967, четвёртая в 1985. К моменту распада СССР Ленинградский метрополитен состоял из четырёх линий общей протяжённостью почти 100 километров, количество станций достигло 54.
1 июля 1992 года Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина переименован в Петербургский метрополитен.
В 1999 году в метрополитене появилась первая сотовая связь.
В ноябре 2005 года к 50-летию Петербургского метрополитена выпущен набор юбилейных жетонов с изображением первых станций.
В 2016 году на четвертой линии заработала система «Штурман» ― комплекс мониторинга физического состояния машинистов, что позволило максимально исключить влияние человеческого фактора и повысить безопасность перевозок.
В 2022 году ГУП «Петербургский метрополитен» разработало стратегию развития до 2035 года. Петербургский метрополитен называет своей главной миссией безопасные, комфортные и доступные пассажирские перевозки для жителей и гостей Санкт-Петербурга для повышения уровня жизни и качества городской среды.
Невский Проспект
Название станции метро, конечно, не очень удачное. Просто потому, что Невский проспект — длинная главная магистраль города, и вдоль неё расположены 7 станций метро всех 5ти линий. Это если не считать ещё продолжения проспекта на Правом берегу Невы — там он уже не Невский, а Заневский проспект 😉
Конкретно вдоль Невского проспекта расположены станции: Адмиралтейская, Невский Проспект, Гостиный двор, Маяковская, Площадь Восстания, Площадь Александра Невского-1 и Площадь Александра Невского-2. А на Правом берегу Невы — Новочеркасская и Ладожская.
Более того, и в проекте эта станция носила несколько названий. Кроме основного, — «Площадь Плеханова», т.к. изначально станцию хотели построить в районе площади Плеханова, ныне Казанской, — были также названия «Казанский собор» и «Улица Желябова». И по слухам, также была версия названия «Центр Ленинграда». Но в итоге назвали её почему-то именно «Невский проспект». Такой вот пердимонокль.
На станции за её историю трижды менялось освещение: от слегка желтоватого до 2003 года, через ядовито-желтое к бело-светодиодному в 2021 году.
Украшений на станции нет, она очень утилитарна. Оштукатуренные стены покрыты горизонтальными алюминиевыми профилями.
Но двери в путевых стенах почему-то оформлены не в цвет этим алюминиевым горизонталям.
Станция имеет самый напряжённый в городе пересадочный трафик, и даже глубокой ночью фотографировать здесь крайне трудно. Большие толпы людей всё время куда-то спешат. При этом, поскольку станция пилонная, конструктивная пропускная способность её невелика — проходы между пилонами узкие. Такой вот парадокс.
Вместе со станцией Гостиный двор «Невский проспект» образует единственный в городе пересадочный узел, где потоки людей разных направлений полностью физически разделены — Гостинка-Невский, переходы. Исключение составляет лишь единственный эскалатор на вход с канала Грибоедова, он же «Невский проспект-2».
Всего пересадочный узел имеет три выхода — Нет такой страницы!, Невский проспект-2 и выход в здание Гостиного двора со станции Гостиный двор. Сама станция «Невский проспект» — первая в городе, не имевшая наземного вестибюля. Его просто некуда было в центре города воткнуть.
Выход в «Теплую трубу», старейший в городе подземный переход, интересен сам по себе — смотри Нет такой страницы! Он закрывается ровно в 23:00. Здесь когда-то был ещё второй малый экскалатор, но во время ремонта 1998 году малые эскалаторы были демонтированы и заменены на трёхпролётную лестницу.
Остальные выходы и переходы работают до последнего посетителя — то есть до закрытия метро в половину первого ночи.
Переход с «Невского проспекта» на «Гостиный двор» расположен в торце станции. Там 4 эскалатора на Гостинку, три на Грибанал и один с Грибанала.
Обратный переход с Гостинки на Невский, кроме единственного эскалатора в торце, обеспечен отдельным коридором, который вываливается на станцию Невский проспект в самой её середине. Для того, чтобы поток людей шёл только в одну сторону, здесь установлены турникеты.
В период, когда освещение на станции было ядовито-жёлтым, белый торец перехода особенно ярко подчёркивал эту разницу цветов.
Напротив перехода, где по лестнице всё время скатывается людской водопад, находится единственная, зато очень крутая достопримечательность этой станции — текст о награждении метрополитена орденом Ленина. Под орден Ленина в грунте специально сделали большую выработку.
И если с самой станции его видно, только когда стоишь прямо напротив него, то на выходе из перехода он просто-таки бросается в глаза, занимая всё поле зрения.
Одно время в торце одного из боковых залов была ещё одна стихийная достопримечательность — очень милая наклейка на торце служебного электроящика (фото слева). Но в настоящее время она, увы, утрачена (фото справа).
В целом это станция-трудяга, такая утилитарная рабочая лошадь метро Петербурга. Люди проносятся сквозь неё, не замечая. Сравните визуально со станцией Площадь Восстания, которая тоже расположена на этом же Невском проспекте в этом же центре этого же города, но строилась по сталинскому плану первой очереди метро.
В северном торце станции находится ответвление на ССВ 2/5 линий (Садовая/Невский) — к северному торцу станции Садовая. По нему ранее ежедневно происходила выдача составов на 5я Фиолетовая линия, и по нему в обе стороны частенько ходили поезда с пассажирами. Но с платформы его, конечно, не видно. Видно только перья стрелочного перевода.
В эту же сторону, к станции Горьковская, в тоннелях метро находятся знаменитые «Американские горки». При прокладке тоннеля между этими станциями под Невой проходчики обнаружили в районе Марсова поля ранее не выявленную водоносную песчаную линзу. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном. На этом отрезке первый вагон поезда оказывается на шесть метров ниже последнего. Это самый глубокий перегон метро в мире (126 метров в самой глубокой точке).
В другую сторону, к станции Сенная Площадь, лежит самый короткий перегон на всей 2я Синяя линия. Самый центр города, станции натыканы очень плотно.
Если внимательно пошариться по станции, то можно найти разные любопытные технологические артефакты предыдущей промышленной эпохи. Эдакие следы высокоразвитой техногенной цивилизации в виде переговорных устройств или непонятных зазубрин на алюминиевых профилях на стенах.
Но если вы захотите здесь просто погулять — знайте, поток людей вас затопчет. Даже глубокой ночью 😉
Я (26Ж) снимаю дом на пару с матерью-одиночкой (30Ж) и ее сыном (6М). Я раньше жила с другим соседом, но он переехал, и в дом заселилась эта мама с ребенком. Я не возражала жить с ними – все было нормально, и мы каждый жили своей жизнью. Я много времени провожу на работе или дома у моего парня. Наши с соседкой рабочие расписания противоположны друг другу, так что мы действительно редко сталкиваемся с ней, а когда это происходит – нормально ладим, никаких проблем.
Хочу начать рассказ с того, что у нее явные проблемы с деньгами, но я не думаю, что это оправдание, я тоже не слишком много зарабатываю. Однако я начала замечать, что моя еда исчезает или от нее отъедается существенная часть. Я полагала, что это делает ребенок, так что попросила мать проследить, чтобы он не ел мою еду. Я сказала это спокойно, и она ответила, что проследит.
Сперва меня не слишком расстроила эта ситуация, но она начала раздражать, когда я приходила домой с работы, ожидая, что в холодильнике осталось достаточно еды для ужина, а ее было мало или не было вовсе. Я продолжала поднимать эту тему в разговоре с соседкой, и она стала раздражаться из-за моих слов.
Размышляя над этой ситуацией, я поняла, что, судя по тому, какие блюда съедаются, а какие остаются нетронутыми, никто из них не ест овощи. Все, содержащее зелень и зеленые компоненты, избегается. Курица в апельсиновом соусе пропадает, но курица с брокколи остается. Так что я начала добавлять овощи абсолютно во все блюда.
Я нахожу овощи вкусными, к тому же блюда, не состоящие из картошки и содержащие зеленые компоненты, соседи не съедают, так что я могу добавить несколько сладких перцев в еду и с ней все будет в порядке. Я и раньше ела много овощей, так что стала просто добавлять их везде. Осталось картофельное пюре – добавлю зеленые бобы, осталась жареная картошка с сыром и беконом – добавлю брокколи. Делаю кастрюлю макарон с сыром (любимое блюдо ребенка) – добавляю жареную брюссельскую капусту. Для меня это действительно вкусно, к тому же позволяет есть больше овощей, так что я в двойном выигрыше.
Когда я готовила макароны с сыром, соседи были дома, и мать выглядела сильно раздраженной. Сидя в гостиной, она увидела, как я достаю капусту и такая: «что ты собираешься с ней делать?». Я добавляю капусту в еду. На это она говорит, что я жадина, и веду себя раздражающе. Я на это: «я люблю брюссельскую капусту», и на этом все. Она: «нам нужна еда», я отвечаю, пусть пойдет и добудет, или перестанет покупать только полуфабрикаты, и у нее останется больше денег.
Я думаю, что она видит в этом какой-то акт великой мести, но я просто хочу есть мою собственную еду.
Хочу добавить, что для меня не проблема поделиться. Я просто рассчитываю на какую-то еду, а она пропадает. Очень часто я приходила домой с работы, ожидая, что мне хватит оставшейся еду на ужин, а ее нет. Или просыпаюсь утром и собираюсь в спешке, хочу позавтракать, но оказывается, что нечем, так что мне приходится остаться без завтрака. Если бы она просто писала мне порой: «хэй, ничего, если мы съедим *название еды*?», я бы знала и могла изменить свои планы – заехала бы по пути домой и что-то купила, или приготовила на скорую руку по приезду. И я думаю, что это безумие и грубость – съедать чужую еду целиком, до крошки. Если кто-то готовит большую кастрюлю еды, и ты просишь порцию – без проблем. Но когда кто-то готовит и остается одна порция, а ты ешь это без разрешения – это воплощение адского зла.
Апдейт: Я продолжаю настойчиво добавлять овощи везде, кладу их даже туда, куда никогда бы не подумала класть раньше. Соседка при этом называет меня негодяйкой, но не признается, что ест мою еду, просто смотрит, как я готовлю лазанью и добавляю слой сладкого перца и сельдерея. Единственное, куда я не могу добавить овощи, это чипсы и прочие снеки, или выпечка – печенье и брауни. Но это легко исправить – я кладу выпечку в контейнеры и уношу к себе в комнату. С чипсами то же самое. Как я уже говорила, для меня не проблема поделиться. Недавно ребенок постучал в мою дверь и попросил пакетик попкорна для микроволновки. Я дала.
Вся эта ситуация так не бесила бы меня, если бы соседка просто писала «хей, можно мне немного вот этого?» и ожидала моего ответа, прежде чем распоряжаться моей едой самой. Я сочувствую маме, потому что она испытывает явные трудности с готовкой и пробованием новой еды. Она старше меня и при одной мысли о том, чтобы попробовать что-то зеленое, кривится, и такое поведение распространяется и на ее ребенка, но это не оправдание.
Несколько дней назад я делала тако с говяжьим фаршем и она, как обычно, следила за мной, притворяясь, что не глядит – стояла в стороне, провожая каждое мое движение, но стараясь выглядеть непринужденно. За день до этого я делала блюдо из грибов и порезанного перца. И когда мясо было почти готово, я открыла холодильник, и когда она увидела в моих руках грибы, она взбесилась. Она сказала «*имя сына* ненавидит грибы!», а я просто добавила грибы и перец в сковородку. Такой реакции от нее я раньше не видела. Она начала орать и топать по кухне туда-сюда на глазах у собственного сына. Мне жаль, что ребенок видел свою мать в таком виде. Комментаторы беспокоились, что она может испортить мою еду. Не думаю, что она бы так поступила, но если бы да, я бы сразу сообщила об этом куда следует. Она была вне себя, но не выхватывала мою еду и ничего не швыряла, просто распахивала и захлопывала кухонные шкафчики, и выглядело это очень тупо. Затем она начала разглагольствовать о том, что пожалуется на меня властям. Я только ответила «непременно» и посоветовала ей остыть.
Она выглядела неподдельно расстроенной и подавленной, и я сказала, что понимаю, как трудно быть матерью-одиночкой, но ей нужно более разумно тратить свое пособие. Она приносит домой холодные макароны с сыром, суши и курицу из лавки готовой еды, и они это все съедают. Я предложила ей место в продуктовой кладовке и покупку долгохранящихся продуктов, типа картошки. Она ответила, что я веду себя снисходительно и никогда не нуждалась.
Тем, кто говорит: «просто отложи порцию своей еды и оставь на столе для нее и ребенка» — я не зарабатываю столько, чтобы регулярно кормить еще двоих человек. Если бы она иногда просила что-то из моих остатков – без проблем, но эта ситуация происходила постоянно, и я не отдавала оставшуюся еду потому что «я все равно ее не буду есть». Если я готовлю кастрюлю какого-то блюда, я подразумеваю, что буду им питаться несколько дней. Если его съедают, значит я впустую потратила МОИ деньги и мне нужно снова покупать продукты и выходить из заложенного на еду бюджета. Это трата моих денег и времени.
Адмиралтейская
Станция названа в честь Адмиралтейства, рядом с которым и расположена. Изначально выход со станции планировался намного ближе к Адмиралтейству, но и так Адмиралтейская — ближайшая станция метро к Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской площадям.
Решение о постройке этой станции было принято в конце 1980-х, но строительство подземной части станции началось только в 1991 году, было прервано в 1997 году. По одной версии, из-за нехватки финансирования, по другой — из-за невозможности найти подходящее для выхода здание в плотной старой застройке на поверхности. Стройку возобновили только в 2005 году.
По факту станция была введена в эксплуатацию (открыто движение поездов) 15 сентября 1997 года и строилась вместе с соседними cтанциями Спортивная (верхний зал) и Чкаловская, но без внутренней отделки и платформы. Поезда проезжали станцию без остановки. Вплоть до 2011 года из окна поезда можно было видеть тускло освещенную платформу (сначала — лишь два «балкона» для перехода с одной боковой платформы на другую) и колонны станции. Затем все проёмы между колоннами были закрыты металлическими листами.
Изначально, ещё с 1970х годов станция предполагалась пересадочной, даже упоминалось название «Адмиралтейская-1». Она специально спроектирована и построена вдоль прямого участка тоннеля 3я Зелёная линия — между станциями Гостиный двор и Василеостровская — где должна была находиться «Адмиралтейская-2». Изначально предполагалось, что у обоих пересадочных станций будет общий вход и Y-образный коридор, расходящийся к обоим станциям.
Однако в Петербургском метрострое нет опыта встраивания станций на действующих участках метро без перекрытия движения или хотя бы встраивания камер съездов для подключения временных обходных тоннелей. Поэтому «Адмиралтейская-2» не была построена, и также была убрана из планов строительства метро на ближайшие десятилетия.
Задел под переход на вторую станцию готов, но закрыт, визуально его не обнаружить. Также при строительстве перехода будет перенесено мозаичное панно в торце станции.
В июле 2010 года было заявлено, что «Адмиралтейская» не будет пересадочной станцией. Однако 28 июня 2011 года был принят новый план развития метро, согласно которому «Адмиралтейская» может получить не одну, а целых две пересадки: на станцию «Адмиралтейская-2» планируемой Адмиралтейско-Охтинской линии и на перспективную станцию «Адмиралтейская-3» действующей 3я Зелёная линия.
Важно, что в теории по действующим нормам «Адмиралтейская» не может быть пересадочной станцией, т.к. ввиду конструкции пешеходного коридора между большим и малым наклонными ходами, может иметь лишь один выход в город.
К слову, о выходе. В торце станции располагается малый экскалатор, длиной 15,2 метра.
Гермодвери на этом участке нет. Над входом на малый эскалатор расположен красивый витраж с часами.
Поднимемся наверх. Здесь пролегает 112-метровый переходной коридор сложной формы. Вызвано это как большой глубиной станции, так и неочевидным расположением выхода на поверхности.
Коридор очень интересен сам по себе. Здесь расположена гермодверь вертикального типа («гильотина»). На одной из сторон конструкции гермозатвора находится панно «Нептун».
Здесь же можно найти множество интересных элементов.
Включая и колоритные навигационные указатели.
И в торце перехода, перед большим эскалатором, можно видеть великолепное панно «Нева».
В центре этого панно торчит прекрасный каменный лев с кольцом в носу. Всё как надо.
Поднимемся по большому эскалатору. Длина 68,7 метра, время подъёма больше 3х минут. Два эскалатора нужны потому, что станция «Адмиралтейская» — самая глубокая в России (86 метров) и третья по глубине в мире. Единственный эскалатор не мог бы работать при такой большой глубине. Аналогичное двух-эскалаторное решение реализовано на станции Пролетарская.
Вестибюль наверху тоже не самый простой.
Потолок вестибюля украшен композицией «Роза ветров» (похожая композиция есть и на полу центрального зала станции).
Над эскалаторами можно видеть мозаичное панно «Адмиралтейство».
Выйдем на улицу и оценим станцию снаружи.
С расположением наземного вестибюля станции «Адмиралтейская» связана отдельная и долгая история.
Центр Петербурга исключительно плотен и сложен с точки зрения застройки, инфраструктурных и инженерный сетей, геологии и прочего. Изначально с 1970х годов для выхода на поверхность станции «Адмиралтейская» предолагалось снести и перестроить заново дом послевоенной постройки по адресу Кирпичный переулок, дом №1/4 (на пересечении с Малой Морской улицей).
Однако после 1991 года в стране наступил волчий капитализм и частная собственность, многие жилые помещения запланированного к перестройке дома были выкуплены жильцами, и расселение дома столкнулось с серьёзными юридическими трудностями и со стороны жильцов, и со стороны городских властей, хотя сам дом исторической ценности не представлял.
В 2005 году начались попытки найти новое место для вестибюля станции. Большая глубина заложения станции предполагала длинные эскалаторные ходы и большой радиус возможного размещения выхода на поверхность относительно самой станции.
Самая интересная локация для возможного выхода со станции «Адмиралтейская» — набережная реки Мойки, дом 61. Как раз там когда-то располагалась усадьба Михайлы Ломоносова. Рассматривалось также строительство в Александровском саду, под перекрестком Гороховой улицы и Адмиралтейского проспекта и в других колоритных местах.
Однако к 2007 году все эти экзотические варианты были отклонены, прежде всего ввиду неудобного расположения транспортных потоков, и было принято политическое решение вернуться к первоначальному варианту и расселить проблемный дом принудительно.
6 сентября 2007 года правительство Санкт-Петербурга приняло постановление об изъятии земельного участка, квартир и помещений в целевом доме с формулировкой «для государственных нужд». Летом 2009 года дом был снесен, но элементы фасада сняли и использовали для отделки нового офисного здания. Проходка эскалаторного тоннеля была завершена к апрелю 2011 года. Торжественное открытие станции «Адмиралтейская» состоялось 28 декабря 2011 года, при этом более года часть здания была ограждена в связи с достройкой торгового комплекса.
Вернёмся обратно под землю.
На старых съёмках хорошо видна конструкция светильников на нижнем выходе с нижнего эскалатора.
Станция очень красивая, хотя на длинных планах тёмные колонны делают её мрачноватой.
В одном торце, как мы уже показали, находятся 4 эскалатора.
В другом торце — ещё одно замечательное панно «Основание Адмиралтейства».
В облике Петра есть что-то общее со знаменитой смальтой Михайлы Ломоносова про Полтавскую баталию.
По простенкам станции расположены шесть барельефов со знаменитыми российскими флотоводцами. Между ними на полу как раз можно наблюдать розу ветров.
Тут и адмиралы Ушаков с Нахимовым.
И Макаров с Апраксиным.
И конечно Беллинсгаузен с Григоровичем.
Двери в путевых стенах тоже колоритные, с якорем. И название станции на путевых стенах сопровождается флюгером Адмиралтейства. Этот кораблик в советское время был неофициальным гербом Ленинграда.
Освещение в центральном зале закарнизное.
А в боковых залах — непосредственное. Интересно, что среди светильников отдельно расположены аварийные лампы (на фото справа). Но всё равно по сравнению с центральным залом по бокам несколько темновато.
Интересно, что Счётная палата Санкт-Петербурга подозревает расхищение при строительстве этой станции свыше 6 миллиардов рублей. Хорошая такая сумма.
Интересен целый выводок телекамер в торце бокового зала (фото слева).
Вечером 31 декабря 2011 года эскалаторы станции остановились на 15 минут и несколько сот пассажиров встретили Новый год в эскалаторном зале «Адмиралтейской».
В период навигации по Неве является одной из двух станций, открытых для проезда пассажиров в ночное время.
На фото разных лет хорошо видно изменение цвета освещения станции в разные годы.
В общем, станция более чем достойна того, чтобы её посетить.