Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что продление двух линий петербургского метро запланировано в 2024–2025 годах (а не в 2024-м). Люди, близкие к процессу, не удивились бы, но перед выборами никто ничего официально двигать пока не решается.
Реплика Хуснуллина прозвучала во время интервью «Интерфаксу», опубликованного 11 августа. Говорили об инфраструктурных льготных кредитах (ИБК) под 3 % годовых, которые федеральный центр раздает регионам на конкретные важные проекты и часть которых перепала Петербургу. « Благодаря средствам ИБК, в Санкт-Петербурге будут построены участки Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до «Путиловской», и Лахтинско-Правобережной линии от станции «Спасская» до станции «Морской фасад». Проекты предусматривают возведение станции, вестибюлей и административного здания станции. Их реализация запланирована на 2024–2025 годы»», — заявил вице-премьер.
Петербург несколько раз подавался на инфраструктурные кредиты. В первичной заявке было проектов аж на 200 млрд, но в итоге в первую порцию включили развязки ЗСД и приобретение трамваев, всего 24,2 млрд рублей. Соглашение с Минфином подписали уже в 2022 году, к тому времени в Москву ушла вторая заявка на 27,5 млрд: строительство метро, покупка электробусов и газомоторных автобусов. Зима и весна внесли свои коррективы, так что эти запросы удовлетворять никто не стал, а Смольный еще раз запросил более реальное и конкретное: 8 млрд на строительство коричневой линии от «Казаковской» до «Путиловской» (6,3 млрд) и оранжевой от «Спасской» до «Горного института» (1,7 млрд). Правительственная комиссия одобрила.
Появление в этой речи станции «Морской фасад» не должно смущать: продолжение Лахтинско-Правобережной линии даже в титуле контракта берется от «Спасской» до «Морского фасада» (то есть включая, помимо них, «Театральную», «Горный институт» и «Гавань»), но всегда уточняется, что это первый пусковой комплекс именно от «Спасской» до «Горного института». Да и кредиты выдавали только на этот отрезок, Смольный недвусмысленно об этом сообщал. Что касается «Гавани» и «Морского фасада», то на их проектирование даже пока нет соглашения.
Новость в том, что объекты, о которых говорит Хуснуллин, строятся много лет, сроки их сдачи неоднократно и радикально переносились, а за время работ сменился даже генподрядчик — вместо обанкротившегося «Метростроя» участки взял «Метрострой Северной столицы» (МССС). Последняя и железобетонная дата — 2024 год, ее неоднократно называл губернатор, в том числе — на встрече с президентом. По сути, это единственная стройка, которую ведет МССС: зеленую линию еще толком не потянули к «Каменке», а все остальное — это реконструкция «Чернышевской» или приведение в порядок последних станций Невско-Василеостровской линии и Фрунзенского радиуса. Между тем, у Хуснуллина прозвучали 2024–2025 годы.
В «Метрострое Северной столицы», не комментируя конкретные слова вице-премьера, отметили, что компания «работает в рамках заключённых с правительством Санкт-Петербурга контрактов». « По текущим объектам Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линии срок окончания строительства в 2024 году остаётся неизменным. Использование инфраструктурных кредитов рассматривается в рамках реализации всей программы развития метрополитена в Петербурге до 2032 года, а не только указанных участков», — говорят там.
Если бы город и МССС уже заключили допсоглашение об очередном переносе сроков, широкая публика и не узнала бы об этом — так работает контракт с единственным поставщиком. Но собеседники «Фонтанки», близкие к процессу, подтверждают: этого допсоглашения нет, а во всех производственных планах действительно все еще значится 2024-й. Ни один из них не поручится своей карьерой, что эти сроки будут выдержаны, но пока официально никто ничего не объявлял. Одна из причин, как они признаются, — электоральная насыщенность 2024 года, в который пройдут выборы и губернатора, и президента. Насколько можно судить, именно уложиться по ранее данным обещаниям — это главный приоритет Смольного: о том, что отставание необходимо компенсировать под личную ответственность гендиректора МССС, писал губернатору комитет по развитию транспортной инфраструктуры, а бюджетные деньги по максимуму перераспределяют на уже строящиеся станции.
В логике собирания позитива для избирателей важно правильно выбрать время для неприятных новостей, если сроки все же пойдут под откос. Президентские выборы запланированы на март, губернаторские — на осень. Можно вспомнить, что Беглову, в общем, не привыкать к неурядицам с метро посреди кампании: в 2019 году одним из главных достижений к выборам должно было стать открытие трех станций и одного депо Фрунзенского радиуса. В итоге в назначенный день ленточку решили не перерезать, поставив соображения безопасности выше электоральных, и станции открыли со второго раза уже после голосования.
Откуда все же взялся 2025 год — сложно сказать наверняка, но можно предположить. Речь, судя по всему, именно о выдаче 8-миллиардного инфраструктурного кредита под стройку, за которую расплачиваться придется и после ввода станции. Говорят-то о нем давно, больше года, но деньги никуда пока не дошли. По данным «Фонтанки», соглашение могли под камеры подписать на ПМЭФ, но этого не случилось. Комитет финансов на запрос «Фонтанки» подтвердил, что в 2023 году кредит предоставляли именно на Витебскую и Шкиперскую развязки ЗСД и трамваи, то есть только по первой заявке города. Что касается метро, то этот кредит никто не похоронил: по данным комитета, планы не изменились и он — внимание — «планируется к выдаче в 2024 и 2025 годах».
Заходим в адресную инвестиционную программу Санкт-Петербурга и видим следующее: на оранжевую линию метро есть отдельная строчка в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга», в ней на 2024 год заложено 1 млрд 746 млн 318 тыс. рублей — это до рубля повторяет сумму ИБК на этот участок. А вот на коричневую линию деньги по аналогичной строчке заложены и на 2024, и на 2025 годы: 4,5 млрд и 1 млрд 764 млн 949 тысяч — это в сумме ровно дает выделенный на объект инфраструктурный кредит.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
- Станция метро Московская Санкт Петербург
- Метро Обухово район СПБ
- Станция метро Девяткино Санкт Петербурга – город Мурино Ленинградская область
- Станция метро Лесная СПБ район
- Район Звенигородская Пушкинская метро СПБ
- Проекты метро в царском Петербурге
- Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
- Великая Отечественная война (1941—1945)
- Крестовский остров метро СПБ
- Петербургский метрополитен в культуре
- Район метро Балтийская СПБ
- Метро Приморская район Санкт Петербурга
- Режим работы станций
- Район метро Бухарестская СПБ
- Метро Обводный канал район СПБ
- Строительство новых линий, станций и депо
- Метро Рыбацкое район СПБ
- Район метро Кировский завод СПБ
- Район метро Проспект Большевиков СПБ
- Метро Московские ворота район СПБ
- Станция Фрунзенская метро СПБ
- Район метро Василеостровская Санкт Петербург
- Район метро Спортивная СПБ
- Район метро Площадь Александра Невского
- Площадь Восстания станция метро Санкт Петербург, Маяковская
- Станция метро Чернышевская район Санкт Петербурга
- Район метро Электросила СПБ
- Район метро площадь Ленина СПБ
- Район метро Петроградская СПБ
- Метро Купчино Санкт Петербург
- Район метро Выборгская СПБ
- Прорыв 1974 года
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 декабря 1996 года
- Обрушение козырька 10 июня 1999 года
- Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
- Теракт 3 апреля 2017 года
- Проспект Ветеранов метро СПБ район
- Метро Волковская район СПБ
- Район метро Площадь Мужества Санкт Петербург
- Район метро Ленинский проспект СПБ
- Станция метро Парк Победы СПБ район
- Метро Черная речка район Санкт Петербурга
- Район метро Лиговский проспект СПБ
- Район метро Елизаровская СПБ
- Станция метро Пионерская Санкт Петербург
- Метро Гражданский проспект район СПБ
- Район метро Горьковская СПБ
- Район метро Чкаловская СПБ
- Станция метро Дунайская СПБ
- Метро Нарвская район СПБ
- Район метро Международная СПБ
- Станция метро Шушары СПБ
- Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
- Многоразовые проездные билеты
- Бесконтактные однократные платежи
- Работа в ночное время
- Доступность для маломобильных групп населения
- Особенности системы информирования пассажиров в поездах
- Съёмки в метрополитене
- Район метро Проспект Просвещения СПБ
- Длина сети и пассажиропоток
- Район метро Ладожская Санкт Петербург
- Район метро Парнас Санкт Петербург
- Станция метро Ломоносовская СПБ
- Ст метро Невский проспект, Гостиный двор СПБ
- Факты, особенности и технические подробности
- Станция метро Удельная район СПБ
- Станция метро Старая деревня СПБ
- Пассажирский подвижной состав
- Музейный подвижной состав
- Станция метро Автово район СПБ
- Станция метро Зенит СПБ
- Метро улица Дыбенко Санкт Петербург
- Район метро Проспект Славы СПБ
- Станция метро Новочеркасская Санкт Петербург
- Метро Комендантский проспект СПБ
Станция метро Московская Санкт Петербург
Метро Обухово район СПБ
Станция метро Девяткино Санкт Петербурга – город Мурино Ленинградская область
Станция метро Лесная СПБ район
Район Звенигородская Пушкинская метро СПБ
Проекты метро в царском Петербурге
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Динамическая схема развития Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год
Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Административное здание Петербургского метрополитена на улице Одоевского
Станция «Гражданский проспект»
Великая Отечественная война (1941—1945)
Первое продление Ленинградского метрополитена датируется 1958 годом, когда первая (Кировско-Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».
Вторую (Московско-Петроградскую) линию начали строить сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок «Технологический институт» — «Парк Победы» вдоль Московского проспекта, после чего образовался первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт», а также впервые в мире открыта станция закрытого типа — «Парк Победы».
Четвёртую (Правобережную) линию построили в 1985 году.
На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей.
Станция «Комендантский проспект»
К началу 1992 года продолжалось строительство 14 станций на четырёх линиях:
Предполагалось, что в 1994—2004 гг. метрополитен вырастет вдвое за счёт трёх новых линий и 61 станции, однако в условиях нестабильной экономики в эти сроки удалось построить только 6 станций.
Крестовский остров метро СПБ
Петербургский метрополитен в культуре
Петербургский метрополитен описывается в романе Шимуна Врочека «Питер», «Питер. Война» и «Путевые знаки» книжной вселенной Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Петербургское (Ленинградское) метро запечатлено в художественном фильме «Прорыв», вышедшем в прокат в 1986 году.
Район метро Балтийская СПБ
Метро Приморская район Санкт Петербурга
Режим работы станций
Переход с одной линии на другую (с одной станции пересадочного узла на другую) заканчивается в 00:15.
открытия и закрытия вестибюлей станций Петербургского метрополитена для входа и выхода пассажиров и проследования первых и последних поездов с пассажирами с 19 августа 2023 года
Линия 1 • Линия 2 • Линия 3 • Линия 4 • Линия 5
нечет/ чет — по нечетным числам/ по четным числам.
* Доступ на эскалаторы, работающие на подъем, прекращается за 10 минут до закрытия вестибюля на выход.
Район метро Бухарестская СПБ
Метро Обводный канал район СПБ
Информационные наклейки на эскалаторе станции «Волковская»
Станция «Площадь Мужества»
Станции по конструкции разделяются на:
«Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту, т. н. «сороконожка».
В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»). Узел «Технологический институт» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
Курсивом обозначены строящиеся станции.
Петербургский метрополитен обслуживается семью (в перспективе — ещё шесть приблизительно до середины 2030-х годов) электродепо. Определить, к какому депо приписан тот или иной пассажирский состав, можно по маркировке номера депо (кроме тех, которые не являются эксплуатационными) у головных вагонов, расположенной в нижней части торцевой стены вагона со внешней стороны справа по ходу движения поезда.
Строительство новых линий, станций и депо
Метро Рыбацкое район СПБ
Район метро Кировский завод СПБ
Район метро Проспект Большевиков СПБ
Метро Московские ворота район СПБ
Станция Фрунзенская метро СПБ
Часть бюллетеня Роспатента (№ 23; 2021 г.)
Район метро Василеостровская Санкт Петербург
Район метро Спортивная СПБ
Район метро Площадь Александра Невского
Площадь Восстания станция метро Санкт Петербург, Маяковская
Станция метро Чернышевская район Санкт Петербурга
Район метро Электросила СПБ
Район метро площадь Ленина СПБ
Район метро Петроградская СПБ
Метро Купчино Санкт Петербург
Район метро Выборгская СПБ
Прорыв 1974 года
8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм «Прорыв».
Размыв 1995 года
Состав из вагонов 81-540.7 №№ 10264—10263 на открытии перегона «Площадь Мужества» — «Лесная» 26 июня 2004 года, в котором участвовал также президент России Владимир Путин. Фотография сделана в экспозиции ретро-поезда
Теракт 19 декабря 1996 года
19 декабря 1996 года на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушён взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июня 1999 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции «Восточная» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
10 февраля 2012 года в 18:23 состав, следовавший в сторону «Парнаса» по первому пути, совершил запланированную остановку на «Петроградской», проехав до сигнального знака «Остановка первого вагона», чтобы совместить двери поезда с дверьми станции («Петроградская» — станция закрытого типа). Однако при попытке тронуться далее произошёл сбой пневматического характера в системе торможения, в результате чего поезд простоял около пяти минут на станции до тех пор, пока инструктор не помог машинисту вручную сбросить тормозное давление путём отключения воздухораспределителей в каждом из вагонов. По инструкции, данный состав стал непригоден для эксплуатации и должен был произвести аварийную высадку пассажиров, после чего быть отбуксированным в ближайший ПТО. Тем не менее, машинист с инструктором решили «дотянуть» состав до ПТО вручную при помощи резервного управления, и в 18:28 состав отправился в сторону «Чёрной речки». Поскольку на данном перегоне имеется значительный перепад высот (порядка 15 м), стояночные тормоза не справились с нагрузкой и отказали за 300 м до въезда на станцию, отчего состав проехал «Чёрную речку» без остановки, а позже развил предельную скорость 60 км/ч в сторону «Пионерской». Дежурный по станции, не сумев связаться с аварийным составом, догадался в чём дело и подал сигнал в ПЦБ для отключения питания КР на перегоне. В результате состав снизил скорость, и по инерции доехал до середины перегона, затем поехал в обратную сторону и проехал «Чёрную речку» до упора, а после — опять сменил направление и остановился в тоннеле между «Чёрной речкой» и «Пионерской». Инцидент в СМИ прозвали «американскими горками в Питере». Никто не пострадал. Машинист и инструктор в дальнейшем уволились по собственному желанию.
Теракт 3 апреля 2017 года
Проспект Ветеранов метро СПБ район
Метро Волковская район СПБ
Район метро Площадь Мужества Санкт Петербург
Район метро Ленинский проспект СПБ
Станция метро Парк Победы СПБ район
Метро Черная речка район Санкт Петербурга
Район метро Лиговский проспект СПБ
Район метро Елизаровская СПБ
Станция метро Пионерская Санкт Петербург
Метро Гражданский проспект район СПБ
Район метро Горьковская СПБ
Район метро Чкаловская СПБ
Станция метро Дунайская СПБ
Метро Нарвская район СПБ
Район метро Международная СПБ
Станция метро Шушары СПБ
Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
Проездной билет Петербургского метро
Транспортная карта «Подорожник»
Для оплаты проезда и провоза багажа используются:
При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира выдаёт чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
Многоразовые проездные билеты
Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт.
Время проезда лимитировано:
Бесконтактные однократные платежи
В 2005 году, в год 50-летия петербургского метро, в петербургском метрополитене начали выпускать коллекционные жетоны. Выпуск таких жетонов обычно приурочен к какой-либо круглой дате в истории метрополитена (юбилеи метрополитена, отдельных его станций или служб), либо к другим круглым датам так или иначе связанным с метрополитеном или его историей. По заведённой традиции, в день юбилея коллекционные жетоны можно приобрести по цене обычного жетона в кассах определённых станций метро и очень ограниченным тиражом. В последующие дни коллекционные жетоны можно приобрести только в составе открытки и по гораздо более высокой цене. Коллекционный жетон можно использовать для прохода в метрополитен, однако из-за его ценности никто так не поступает.
Ниже можно ознакомиться со списком всех коллекционных жетонов, выпущенных в 2005—2022 годах.
Список коллекционных жетонов
Работа в ночное время
Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям
Доступность для маломобильных групп населения
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Подъёмник для инвалидов на станции «Ленинский проспект»
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пять операторов сотовой связи: «МегаФон» (в том числе Yota), «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» и Tele2. Они присутствуют на всех станциях.
Особенности системы информирования пассажиров в поездах
Объявление в поезде метро, озвученное Михаилом Быковым
Объявление в поезде метро, озвученное Вадимом Чернявским
Объявление «Осторожно, двери закрываются!», озвученное Вадимом Чернявским
Съёмки в метрополитене
Район метро Проспект Просвещения СПБ
Длина сети и пассажиропоток
Поезд «Ладога» (не эксплуатировался, переделан в «Оку» на Метровагонмаше для эксплуатации в Московском метрополитене)
Район метро Ладожская Санкт Петербург
Район метро Парнас Санкт Петербург
Станция метро Ломоносовская СПБ
Ст метро Невский проспект, Гостиный двор СПБ
Факты, особенности и технические подробности
Станция метро Удельная район СПБ
Станция метро Старая деревня СПБ
Пассажирский подвижной состав
Состав с головным вагоном типа Ема, въезжающий в ТЧ-4
Состав с головным вагоном типа 81-717 в ТЧ-5
Головной вагон 81-540 в ТЧ-5
Состав с вагонами типа НеВа
Состав с вагонами типа Юбилейный в ТЧ-5
Состав с вагонами типов 81-722.1/723./724 .1 на станции «Владимирская»
Состав из вагонов 81-540.1/541.1 на IV пути (в первом колонном зале) станции «Технологический институт»
Музейный подвижной состав
Станция метро Автово район СПБ
Станция метро Зенит СПБ
Метро улица Дыбенко Санкт Петербург
Район метро Проспект Славы СПБ
Станция метро Новочеркасская Санкт Петербург
Метро Комендантский проспект СПБ