Метро в Москве – это основное средство передвижения. Ежедневно миллионы людей пользуются его услугами.
Для обслуживания метро требуется большое количество людей, к концу 2020 года численность персонала составляла более 65 000 человек.
Устроиться на работу в метрополитен Москвы достаточно просто.
- Где найти вакансии метрополитена Москвы
- Требования к кандидатам
- Заработная плата работников Московского метрополитена
- Плюсы и минусы работы в метрополитене
- Заключение
- Где найти вакансии метрополитена Москвы
- Требования к кандидатам
- Прохождение медицинской комиссии
- Заработная плата работников Московского метрополитена
- Высокооплачиваемые профессии (более 70 000 рублей)
- Заработная плата 50 000 – 70 000 рублей
- Менее 50 000 рублей
- Плюсы и минусы работы в метрополитене
- История профессии
- Описание и характеристика профессии
- Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
- Профессиональные обязанности
- Кому подходит
- Как построить карьеру
- Перспективы профессии
- Рабочее время для работников до 18 лет
- Отпуск несовершеннолетним
- Как оплачивается труд несовершеннолетних
- Какие документы нужны для оформления трудового договора с несовершеннолетним
- Увольнение несовершеннолетнего
- Кратко о профессии
- Требования к специалисту
- Где учиться
- Расходы
- Категории (классы) машинистов
- Составляющие заработка
- График и ломка сна
- Сколько зарабатывает машинист метро в Москве
- Люди на рельсах и другие проблемы
- Социальные преимущества профессии
- Коллектив
- Зарплата дежурного по станции
- Доходы у других сотрудников
Где найти вакансии метрополитена Москвы
Вакансии Московского метрополитена легко найти:
- На сайтах по поиску работы, например на superjob.ru доступны более 400 вакансий Московского метрополитена.
- Можно лично обратиться в один из центров по подбору персонала: м. Выставочная, 2 ярус или м. Нагорная, ул. Криворожская, д.6, стр.1. Там вы получите информацию об имеющихся вакансиях, заполните анкету. Потом вас должны пригласить на собеседование.
- Существует студенческий отряд, где студенты ВУЗов могут пройти практику с последующим трудоустройством.
Метро Выставочная и Нагорная на карте:
Требования к кандидатам
Требования к кандидатам зависят от профессии трудоустройства.
Почти во всех случаях необходимо:
- Для работников клинингового центра, водителя автобуса, машиниста электропоезда, контролёра-кассира, монтера пути, грузчиков, требуется образование не ниже основного или среднего общего.
- Для электромонтеров, слесарей-электриков, маляров, монтажников, медицинских работников – не ниже среднего профессионального.
- Для бухгалтеров, инженеров, специалистов контроля качества, дизайнеров-проектировщиков необходимо высшее образование.
- Для некоторых профессий опыт не обязателен (уборщики, вахтеры и прочие).
- Для трудоустройства машинистом электропоезда, инспектором службы безопасности, дежурным по станции нужно предварительно пройти обучение в Корпоративном университете в течение 5-6 месяцев.
- Для остальных профессий требуемый опыт работы разный, в основном от 1 года.
Прохождение медицинской комиссии
Требуется почти для всех работников, кроме офисных: бухгалтер, ведущий инженер, диспетчер и другие.
Заработная плата работников Московского метрополитена
Заработная плата конечно же зависит от профессии и усердия работника. В метрополитене часто проходят проверки качества работы сотрудников, накладываются штрафы.
Высокооплачиваемые профессии (более 70 000 рублей)
- ведущий бухгалтер;
- машинист электропоезда;
- инженеры;
- водитель автомобиля категории D;
- специалист отдела контроля качества;
- ведущий специалист технического отдела;
- врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;
- редактор чат-бота.
Заработная плата 50 000 – 70 000 рублей
- электромонтеров по ремонту и обслуживанию оборудования;
- плиточников-облицовщиков;
- электросварщиков;
- слесарей-электриков;
- инженеров по охране окружающей среды;
- токарей;
- дежурных по станции;
- мастера клинингового центра;
- инженера-метролога;
- специалиста по подбору персонала;
- водителей автобусов, автомобиля категории В;
- дежурного по станции.
Менее 50 000 рублей
- электромеханики;
- специалисты по работе с пассажирами;
- грузчики;
- инспекторы досмотровой зоны;
- контролеры – кассиры;
- мастер-контролер технического состояния транспортных средств;
- уборщики;
- делопроизводитель;
- слесарь по контрольно-измерительным приборам;
- фельдшеры;
- курьеры и другие;
Плюсы и минусы работы в метрополитене
Стабильная работа и заработная плата.
Полный социальный пакет.
Возможность работать рядом с домом.
Бесплатный проезд в метро.
Для некоторых профессий возможность карьерного роста.
Профессиональные и творческие конкурсы.
Наличие корпоративной жизни: есть хор, клуб коллекционеров, совет ветеранов, молодежи, проводятся спортивные мероприятия.
Возможность пройти обучение для работы.
Льготный отдых в оздоровительных учреждениях метрополитена.
Возможность трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.
Работа под землёй без солнечного света.
Сильный шум и пыль.
При необходимости работника могут отправить работать на другой конец Москвы.
Постоянные проверки качества работы для некоторых должностей.
Работа в ночное время (для сотрудников, обслуживающих пути).
- Найти работу в Московском метрополитене может каждый, для некоторых вакансий даже не требуется опыт работы.
- Заработная плата выплачивается стабильно, в основном её размер выше средней оплаты труда.
- Нужно быть готовым к работе под землёй по сменам.
Специалист в создании аналитических материалов, который требует анализа и сравнения данных по разным странам и регионам с официальных источников. Путешественник, был в 19 странах.
* Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент
Только жители мегаполисов могут в полной мере оценить, как много зависит от машиниста метро: привычный распорядок дня, важные планы, городской маршрут, комфорт. Ежедневно доверяя свою жизнь этому незнакомому человеку, мы не задумываемся о мере его ответственности.
Средняя заработная плата: рублей в месяц
Машинист метро – это профессионал, который обеспечивает управление составом электропоезда и перевозку пассажиров по подземным и надземным линиям метрополитена в крупных городах. Фактически машинист является водителем железнодорожного транспортного средства.
История профессии
Первый метрополитен был построен в 1863 году в Лондоне. Изначально поезда в нем ездили на паровой тяге, а с 1890 года – на электрической. В СССР первая линия была запущена в Москве в 1935 году. С развитием новых технологий к классическим видам наземного и подземного метро добавились такие транспортные системы, как монорельс, преметро, легкое метро, S-Tog (S-Bahn) и др.
Составами управляют машинисты метрополитена, которые проходят специальную профессиональную подготовку. В России метро функционирует в семи крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде и Самаре. Также есть метротрам в Волгограде.
Описание и характеристика профессии
Машинисты в метро – это специально обученные люди, которые не только умеют выполнять свои прямые обязанности, но и психологически готовы работать длительное время в условиях замкнутого пространства под землей. Они трудятся посменно, например, в Московском метрополитене предусмотрены дневная, вечерняя и ночная смены. Ночная смена разделена на несколько частей: начало работы вечером, затем ночной отдых и утренняя часть смены.
По характеру деятельности специалист может быть задействован на таких заданиях, как:
- перевозка по маршруту пассажиров;
- передвижение составов (маневры) на конечных станциях;
- подмена отсутствующего коллеги;
- пребывание в резерве.
Машинисту необходимо перевозить пассажиров с точным соблюдением графика движения, соблюдать технику безопасности и своевременно реагировать на нештатные ситуации.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Для работы в метрополитене лучше всего подойдет профессиональное образование по специальности «машинист локомотива». Его можно получить в одном из следующих ссузов:
- Колледж железнодорожного и городского транспорта (г. Москва) готовит квалифицированных машинистов локомотивов на специальности «техэксплуатация подвижного состава ЖД (электровоз, электропоезд, тепловоз, вагоны)».
- Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ также готовит машинистов локомотивов. Если ты учишься в этом колледже, то имеешь льготы при поступлении в вуз.
- Орехово-Зуевский железнодорожный техникум им В.И. Бондаренко. Длительность обучения на машиниста здесь составляет 4 года на базе неполного среднего образования. Учащимися приобретается две квалификации: слесарь-ремонтник подвижного состава и помощник машиниста электровоза.
- Наро-Фоминский техникум проводит практику своих учащихся в локомотивных депо.
Поступать на обучение можно как после 11 класса, так и после 9 класса. В зависимости от этого варьируется длительность обучения. Правда, на машиниста метро необходимо будет дополнительно учиться непосредственно на предприятии, но это займет меньше времени и усилий, чем получение знаний с нуля.
Профессиональные обязанности
В должностные обязанности машиниста электропоезда метрополитена входит:
- соблюдение правил безопасности и утвержденных инструкций;
- прохождение перед сменой обязательного медосмотра;
- приемка и сдача состава, проверка тормозной системы;
- осуществление перевозки пассажиров строго по графику, без допуска в кабину посторонних лиц;
- использование энергосберегающих и рациональных режимов вождения;
- реагирование на информацию, поступающую по системе экстренной связи «пассажир – машинист»;
- контроль технического состояния кабин и вагонов, информирование о неисправностях диспетчера.
Машинист несет ответственность за правильную эксплуатацию и содержание вверенного ему состава, культуру обслуживания пассажиров и безопасность движения. Также он отвечает за действия своего помощника.
Кому подходит
Машинистом метрополитена может стать физически здоровый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет с уровнем образования не ниже среднего и прошедший срочную службу в Вооруженных Силах. Работа женщин на данной должности на сегодня не предусмотрена.
Рассмотрим подробнее, как стать машинистом метро в Санкт-Петербурге:
- Мужчина после армии со средним образованием может обратиться непосредственно в ГУП «Петербургский метрополитен» и представить такие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и военный билет.
- Следующий этап – прохождение медицинской комиссии (психолог, офтальмолог, кардиолог, анализы, флюорография). За комиссию придется заплатить, но после обучения и начала работы затраты возмещают.
- Если заключение медкомиссии положительное, то претендент на должность отправляется на обучение в Техническую школу метрополитена. Там в течение полугода он получит теоретические знания, а практические навыки осваиваются непосредственно на линии под контролем мастера. Учащимся каждый месяц выплачивается стипендия.
- После окончания учебы кандидат становится помощником машиниста, отрабатывает навыки на маневрах в депо и на конечных станциях и только после этого может самостоятельно выводить состав на линию. При этом перед началом работы сотрудник подписывает контракт, что минимум один год он отработает на предприятии, в противном случае с него взыщут стоимость обучения.
Основные требования работодателей к претендентам на должность:
- крепкое физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- аккуратность и пунктуальность,
- ответственность,
- готовность к физическим и психическим перегрузкам,
- способность работать в ночную смену,
- хорошая память и быстрая реакция,
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
Плюсы профессии – достойная оплата труда, работа на стабильном государственном предприятии, а также ряд льгот. Минусы – эмоционально и физически тяжелый посменный труд под землей, что плохо сказывается на здоровье.
Заработная плата машиниста метрополитена складывается из целого ряда составляющих:
- платы за количество отработанных часов;
- доплаты за работу вечером, за разделенную смену и за труд в ночное время (соответственно 20, 30 и 40 процентов от часовой тарифной ставки);
- доплаты за количество лет выслуги;
- доплаты за уровень квалификации;
- премии и 13 зарплаты.
В Москве зарплата машиниста метро в среднем составляет около 60-65 тысяч рублей, хотя при наличии стажа свыше 10 лет и квалификации она может достигать и 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят несколько меньше (50-60 тысяч рублей), хотя глубина линий там больше и условия труда хуже. В других городах зарплата приблизительно 20-30 тысяч рублей. Часто машинисты из-за кадрового голода вместо положенных 6 часов в сутки работают по 8 часов. Это дает существенную прибавку в доходе, но плохо сказывается на здоровье.
Машинист метро имеет право на ряд льгот: форменную одежду, бесплатный проезд в любых направлениях на метро, длительный оплачиваемый отпуск (до 45 дней), обучение в профильных вузах за бюджетный счет, возможность получить ипотеку. Сотрудник, проработавший машинистом 12,5 года, может выйти на пенсию в 55 лет.
Как построить карьеру
Больших карьерных перспектив у рабочего это профессии нет. На руководящие должности (начальник депо или станции) он может претендовать только после получения соответствующего образования.
Перспективы профессии
Следует отметить, что данная профессия актуальна только в городах, где есть метрополитен, а таких на сегодня в России только семь. Правда, есть еще планы строительства метро в Челябинске, Омске, Красноярске, Уфе, Саратове, но это дело будущего.
Компании могут принимать на работу несовершеннолетних, но с учетом ряда особенностей, установленных трудовым законодательством. Они затрагивают виды деятельности, в которых могут быть задействованы молодые люди до 18 лет, а также другие вопросы: оформление трудового договора, продолжительность рабочего дня, отпуск и т.д.
Федеральный закон от 01.07.2017 № 139-ФЗ расширил возможности работодателей по найму несовершеннолетних. До этого заключать трудовой договор с подростком можно было только на свободное от учебы время, а правила по трудоустройству тех, кто закончил учебу или был отчислен, законодательством и вовсе не были установлены.
Сейчас фактически принимать на работу можно даже детей до 14 лет, но с учетом ряда условий и ограничений. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, вводит ст. 63 ТК РФ.
Как видно из приведенной выше таблицы, ключевые характеристики работы, на которую принимаются несовершеннолетние по закону: работа не должна приносить ущерб здоровью и нравственному развитию, она должна быть легкой. Перечень работ, к которым не могут быть допущены несовершеннолетние, подробно приводится в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Всего таких работ более 2000, все они так или иначе связаны с вредными и опасными условиями.
Ч. 5 ст. 282 ТК РФ устанавливает для людей до 18 лет ограничения на работу по совместительству.
Рабочее время для работников до 18 лет
Если вы решили нанимать на работу несовершеннолетних, то важно учитывать не только продолжительность рабочей недели для них, но и продолжительность рабочего дня.
В отличие от большинства обычных сотрудников, для которых продолжительность рабочей недели составляет 40 часов, на несовершеннолетних распространяется правило сокращенного рабочего времени. Причем время сокращается в зависимости от возраста и других обстоятельств — в частности, учитывается факт обучения.
Так, например, для работников до 16 лет, продолжительность рабочей недели составляет не более 24 часов, а для работников от 16 до 18 лет она удлиняется на 11 часов, то есть не превышает 35 часов (ст. 92 ТК РФ).
Если при условии обучения несовершеннолетних и работы в свободное от учебы время в течение учебного года продолжительность работы не может превышать половины от установленных норм, а именно:
- 12 часов в неделю, если молодому человеку или девушке не исполнилось еще и 16 лет;
- 17,5 часов, если несовершеннолетнему от 16 до 18 лет.
При этом работодатель имеет право потребовать справку из учебного заведения, которая подтверждает факт получения образования.
В период каникул несовершеннолетние работники, которые продолжают обучение, могут отработать весь срок сокращенной рабочей недели полностью — 24 или 35 часов соответственно.
Существуют также жесткие ограничения по продолжительности рабочего дня, установленные ст. 94 ТК РФ:
- подростки в возрасте 14-15 лет работают 4 часа;
- подростки в возрасте 15-16 лет — 5 часов;
- молодые люди и девушки в возрасте 16-18 лет — 7 часов.
Если несовершеннолетний совмещает учебу по общеобразовательным программам или программам среднего профессионального образования, с работой в свободное от учебы время, в течение учебного года, то продолжительность рабочей смены не должна превышать:
- 2,5 часа — если несовершеннолетним 14-16 лет;
- 4 часа — если несовершеннолетним 16-18 лет.
Обратите внимание на то, что ст. 268 ТК РФ запрещает работодателям:
- Отправлять несовершеннолетних в служебные командировки;
- Привлекать подростков до 18 лет к сверхурочной работе;
- Давать им работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Работодатель не имеет права устанавливать для несовершеннолетнего работника испытательный срок (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). Также ему запрещено поручать такой категории работника выполнение работ в условиях полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).
Исключением в этих случаях являются только творческие сферы: СМИ, кинематограф, съемки, театральная и концертная деятельность, цирк.
Отпуск несовершеннолетним
Все мы хорошо помним, что обычно право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении 6-ти месяцев непрерывной работы в компании. Но есть категории работников, которым законодательство (ст. 122 ТК РФ) предоставляет право на ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения полугода. К ним относятся женщины — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, работникам, усыновившим ребенка в возрасте до 3-х месяцев, и несовершеннолетние. Отпуск предоставляется по заявлению работника.
Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для работника до 18 лет, согласно ст. 267 ТК РФ, больше, чем для обычных сотрудников — это 31 календарный день.
Работодатель не имеет права отзывать несовершеннолетнего сотрудника из отпуска (ч. 3 ст. 125 ТК РФ) и компенсировать отпуск деньгами (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).
Как определить продолжительность отпуска в случае, если он предоставляется работнику после достижения им 18 лет? Правильный вариант: по совокупности времени, отработанному отдельно до и отдельно после наступления совершеннолетия.
Как оплачивается труд несовершеннолетних
Согласно ст. 270 ТК РФ, для работников в возрасте до 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.
Если несовершеннолетний был нанят после получения общего или среднего профессионального образования, а также если он прошел соответствующее обучение на производстве, то трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки.
При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. В ст. 271 ТК РФ уточняется, что «работодатель может за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы».
Если несовершеннолетний выполняет сдельную работу, то оплата производится по установленным сдельным расценкам. Если работник до 18 лет обучается и работает в свободное от учебы время, то оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. И в первом, и во втором случае работодатель тоже может (но не должен!) устанавливать такому работнику доплаты к заработной плате за счет собственных средств.
Какие документы нужны для оформления трудового договора с несовершеннолетним
Комплект необходимых документов для оформления трудового договора сильно зависит от возраста несовершеннолетнего работника и некоторых обстоятельств — например, впервые или нет он устраивается на работу. Кроме того, если работнику до 14 лет, то трудовой договор за него подписывает родитель или опекун.
В максимально полном виде этот комплект будет выглядеть следующим образом:
- паспорт (если подросток его уже получил);
- свидетельство о рождении (если несовершеннолетнему не исполнилось 14 лет);
- согласие одного из родителей (опекуна) на заключение трудового договора — при условии, что несовершеннолетний не достиг возраста 14 лет;
- согласие органа опеки и попечительства — для ребенка моложе 14 лет.
- трудовая книжка (если есть). Если работник принят на работу впервые, то трудовую книжку оформляет работодатель.
- СНИЛС (при наличии);
- документ воинского учета (если несовершеннолетний подлежит призыву на военную службу);
- документ об образовании, документ, подтверждающий квалификацию (если работа, которую он будет выполнять, подразумевает наличие определенных компетенций): аттестат об основном общем или среднем общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании или даже справка об обучении;
В договоре с несовершеннолетним нужно прописать все особенности трудовых отношений: продолжительность рабочей недели, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и другие детали. Вы можете использовать в качестве шаблона этот трудовой договор с несовершеннолетним работником – образец для скачивания.
Увольнение несовершеннолетнего
Стоит отметить, что основания для увольнения подростков те же, что и для обычных работников. Это, в частности, неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если имеется дисциплинарное взыскание; однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (прогул, совершение хищений и др.) и т.д. (полный список см. в ст. 81 ТК РФ). Хотя одно отличие все же есть: несовершеннолетних нельзя уволить по причине непрохождения испытательного срока, так как испытательный срок для них устанавливать нельзя.
В целом процедура увольнения имеет свои особенности только в том случае, если увольнение несовершеннолетнего происходит по инициативе работодателя: в этом случае ст. 269 ТК РФ обязывает работодателя соблюсти ряд дополнительных требований (исключением является лишь увольнение в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП)
- наличие согласия госинспекции труда;
- наличие согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Соответственно, прежде чем издать приказ о расторжении трудового договора, работодателю придется сделать письменные запросы в комиссию по делам несовершеннолетних и госинспекцию по труду по месту жительства работника, а также в выборный орган предприятия.
Только при наличии согласий издается приказ, с которым нужно ознакомить работника, производится расчет и выплата всех полагающихся сумм, а также выдача трудовой книжки.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые увольняются организацией в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата, обеспечивается получение за счет средств работодателя необходимого профессионального обучения с последующим трудоустройство, о чем говорится в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Московский метрополитен – организация, имеющая многолетнюю историю. С 1935 года и по сегодняшний день метрополитен является главной транспортной системой столицы нашей страны, услугами которой пользуются миллионы граждан. По объему перевозок и интенсивности движения метрополитен Москвы является одним из лидеров во всем мире.
В метрополитене Москвы трудятся специалисты разных профилей, по-своему важных и уникальных. При этом кадровая политика организации направлена не только на увеличение численности персонала, но и на повышение его профессионализма. Это особенно актуально с учетом того факта, что сегодня происходит модернизация используемой в метрополитене техники, требующей особого обслуживания, ухода и ремонта.
С момента создания организации работа сотрудников выстраивалась на принципах честности, самоотдачи и ответственного отношения к деятельности. Эти принципы актуальны и сегодня. В свою очередь руководство столичного метро старается обеспечить для сотрудников достойные условия труда и его оплаты. Кроме того, в организации проводятся конкурсы среди специалистов, применяются разные формы поощрения работников, в том числе за определенные достижения.
Кратко о профессии
Машинисты перевозят пассажиров, занимаются передвижением составов на конечных станциях. Сотрудник подвижного состава должен точно соблюдать график движения и технику безопасности, а также быстро реагировать на внештатные ситуации.
Требования к специалисту
Начать подготовку на курсах раньше могли только мужчины от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Летом текущего года сократился список работ и должностей, которые нельзя занимать женщинам. Минтруд официально разрешил женщинам управлять поездами в метро, впервые со времен Великой Отечественной войны.
Перечень противопоказаний для водителей электропоезда установлен приказом Минздрава № 796. К ограничениям относятся наличие следующих болезней и отклонений:
- сужение поля зрения;
- аномалии цветовосприятия;
- плохая адаптация к свету в темноте;
- низкая острота зрения или слуха;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- варикозная болезнь;
- эмоциональная неустойчивость.
Машинистом может быть дисциплинированный, стрессоустойчивый, физически здоровый человек без вредных привычек и хронических заболеваний. Только таким под силу переносить критические нагрузки: работа ночью, вибрация и шум при движении, недостаток кислорода, высокое электромагнитное излучение, нахождение под землей в течение всего рабочего дня.
На вопросы отвечает машинист московского метро:
Где учиться
Чтобы устроиться работать водителем подземки, недостаточно иметь диплом техникума или вуза, хотя с базой знаний пройти подготовку непосредственно на предприятии будет намного проще. В Москве получить среднее профессиональное образование по специальности «машинист локомотива» можно в таких учебных заведениях:
- Колледж железнодорожного и городского транспорта.
- Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.
Метро — специфический вид транспорта, поэтому при каждом метрополитене есть свои отделы образования и подготовительные центры. Предподготовка неоплачиваемая, включает неделю теоретического курса и ознакомительную смену со специалистом.
После предподготовки будущих машинистов учат в УПЦ (учебно-подготовительный центр). Программа длится 747 часов. Это чуть больше четырех календарных месяцев, полтора из которых отводится практике в кабине. Сначала обучающийся выходит на линию вместе с опытным работником по его графику, потом — самостоятельно.
Обучение машинистов на тренажере:
Во время обучения учащимся платят стипендию — 23 600 тыс. рублей чистыми.
По окончанию курса нужно сдать экзамен по основным дисциплинам (техническое, пневматическое, электрическое оборудование, управление), знать инструкции по маневровой работе, эксплуатации, сигнализации. Перед экзаменами учащиеся проходят 10-дневную практику. За это время нужно запомнить, как принимают и сдают состав, выучить все станции. С молодыми работниками, успешно завершившими курс, сразу подписывают контракт.
В метрополитене работают в три смены: утренняя, дневная, ночная. Машинисты первых и последних поездов ночуют в комнатах отдыха на конечных станциях. Смена длится максимум 6–7 часов. Разрыв между сменами — не менее 12 часов. В месяц официально должно быть 5–6 выходных.
Расходы
Я не из Москвы, и деньги в основном уходили на жилье. Снимать квартиру с друзьями я не мог, потому что ты пришел утром поспать, а у тебя сосед гири поднимает. Сначала приходилось снимать комнату у тихой бабушки, но там никакой личной жизни. Потом я снимал квартиру недалеко от метро, на нее уходило по 30 тысяч в месяц, еще 4 тысячи на коммунальные услуги.
Мне было лень готовить и на работе я питался фастфудом: «макдак», бургерная, шаурма — что нашел, то и съел. Притом что у тебя есть 30 минут на то, чтобы выйти из метро, купить еду и пообедать. У нас была подмена на одной станции, рядом с которой ничего не было: надо было тратить время, чтобы доехать до следующей, добежать до «макдака», купить, вернуться и поесть уже в кабине. На фастфуд уходило по 200–300 рублей за смену, то есть 6 тысяч в месяц.
Еще 3 500 я тратил на сигареты. На продукты домой и разную бытовую химию — 10 тысяч рублей. На отдых с друзьями и развлечения я тратил не меньше 5 тысяч рублей за вечер — мы обычно шли в бар или курили кальян. Около тысячи я клал на телефон. Если нужно было заступать на смену в депо, которое находится далеко от станции, и я опаздывал, приходилось брать такси — это стоило 200–400 рублей за поездку. Отпуск у меня был 44 дня, и проводил я его шикарно — ездил на Черное море. На поездки к родителям, покупку одежды и гаджетов периодически приходилось тратиться. А в остальном деньги куда-то уходили, так что в конце месяца ничего и не оставалось.
Категории (классы) машинистов
Существует три класса квалификации, которые влияют на зарплаты.
Третья категория — это молодые специалисты, отработавшие на должности помощника машиниста более двух лет. Сотрудники подвижного состава третьей категории самостоятельно управляют электропоездом или маневровым локомотивом.
Специалисты второго класса проработали по третьей категории не менее двух лет. Вне метрополитена такой специалист может управлять пассажирскими и пригородными составами.
В первую категорию входят сотрудники подвижного состава, со стажем работы машинистами предыдущего класса более четырех лет. Специалисты первой категории перевозят людей на длинные дистанции и по сложным маршрутам.
- соблюдение правил безопасности и утвержденных инструкций;
- прохождение перед сменой обязательного медосмотра;
- приемка и сдача состава, проверка тормозной системы;
- осуществление перевозки пассажиров строго по графику, без допуска в кабину посторонних лиц;
- использование энергосберегающих и рациональных режимов вождения;
- реагирование на информацию, поступающую по системе экстренной связи «пассажир – машинист»;
- контроль технического состояния кабин и вагонов, информирование о неисправностях диспетчера.
Составляющие заработка
Зарплата состоит из базовой части (за отработанные часы) и доплат. Согласно нормативам, машинист должен работать 36 часов в неделю (по 6 часов в день). Но из-за недостатка кадров рабочий день часто увеличивается до 8 часов. Это существенно влияет на зарплату, но негативно сказывается на здоровье.
Работникам подвижного состава начисляют надбавки по следующим показателям:
- работа в вечернее время (+ 20 % от часовой тарифной ставки), разделенная смена (+ 30 %), ночное время (+ 40 %);
- уровень квалификации;
- количество лет выслуги.
Дополнительно выплачиваются премии, 13-я зарплата, единовременное денежное поощрение к отпуску.
На поездах есть РПДП — прибор, который считывает информацию об аварийных ситуациях и регистрирует нарушения по вине машиниста. После расшифровки водителю состава списывают зарплату.
График и ломка сна
Заступление на смену происходит с 06:30 до 22:00, ее продолжительность — от пяти с половиной до восьми с половиной часов, включая два получасовых перерыва на обед. Бывают отстои, когда идет техническое обслуживание состава: в эти моменты ты просто сидишь и ничем не занимаешься, в депо или пункте техобслуживания на линии.
Если ты машинист I класса, у тебя выслуга большая, тебя не ставят на вечер и ночь. Обычно это люди под 40, у них семья, они работают днем, пока дети в школе, — им удобно и зарплата хорошая. А молодые мальчишки набирают зарплату за счет вечерних и ночных часов, у них все время выпадают разные смены. Минимальный разрыв между ними — 12 часов. После ночной смены ты не работаешь, ты выходишь на следующий день, но возможно, что работа начнется в 06:30 и у тебя будет ломка сна.
Изначально в кабине работали два человека, машинист и помощник, был взаимный контроль. Но помощника убрали, а он нужен, если машинисту вдруг стало плохо. Ты можешь быть уставший: пришел со смены и хотел поспать, а в соседней квартире ремонт или над головой начинают бегать полоумные дети. Или пятница, вечер, тебе начинают звонить друзья и тянуть куда-то, а тебе в 06:30 на работу. Хорошо, если ты в пятницу днем выспался, можешь где-то провести время, правда, без алкоголя, и неспавшим идти на работу, но ты проснулся в 20:00.
Сколько зарабатывает машинист метро в Москве
Павел Ковалев, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом, сообщил, что в 2020 году средняя зарплата машинистов метро в Москве превысила 111 тыс. рублей.
Специалисты московского метро получают больше, чем в регионах. Для сравнения: в Екатеринбурге зарплата новичка в службе подвижного состава — около 40 тыс. рублей. Уже через год положена прибавка — 6 %. Такие данные приводит начальник отдела кадров Екатеринбургского метрополитена Марина Адамович.
Машинист московского метро (он пожелал остаться неизвестным) рассказал онлайн-журналу The Village, что молодой специалист получает 65 тыс. рублей на руки. При наличии от 120 до 160 рабочих часов в месяц и с учетом переработок до 12 часов зарплата составляет 85–90 тыс. рублей чистыми.
Валерий Собачкин, заместитель председателя Независимого профсоюза сотрудников метро, в интервью «Радио Свобода» сообщил, что средняя зарплата водителей электропоездов — 80 тыс. рублей чистыми, начинающий получает около 60 тыс. рублей, а машинист со стажем от 10–15 лет, бригадирскими надбавками и первым классом квалификации — до 110 тыс. рублей.
Люди на рельсах и другие проблемы
Сложнее всего работать, когда ты хочешь спать, — а хочешь спать ты всегда. Утренний час пик напряженнее, чем вечерний, потому что он короче: все едут на работу примерно в одно время, вечером кто-то может задержаться, пойти на встречу с друзьями. В утренний час пик интервал между поездами — 1 минута 40 секунд, в вечерний — 1 минута 45 секунд. Это на три состава меньше на линии — легче ездить. Когда много селедки в бочке, не особо можно подвигаться и поплавать.
Другая проблема — человеческая наглость и глупость. Почему состав тормозит в туннеле и стоит там? Потому что один очень умный Вася решил запрыгнуть в поезд в последний момент. В это время стоит весь состав, в котором бывает от 2 до 3 тысяч человек в пиковое время. И следующий поезд ждет в туннеле, пока предыдущий отъедет от станции. Бывает, что пассажир держит дверь и говорит с другом, когда уже надо уезжать со станции, — приходится жестко говорить по громкой связи, иногда вызывать наряд.
Падения на рельсы бывают раз в два месяца, из них около 70 % смертельных случаев. По инструкции, если между рельсом и колесной парой нет ни единого кусочка тела пострадавшего, то все, что от него осталось, нужно выкинуть на платформу, не дожидаясь медработников, и ехать дальше до ближайшего пункта подмены. Там тебя меняет резервный машинист, а тебя в этот день снимают с работы. У меня не было таких случаев. Бывает, что люди с разбега прыгают в кабину, разбивают стекло, а оно каленое, режет. Иногда человека откидывает на платформу, но дико поломанного.
Социальные преимущества профессии
Работа машиниста относится к вредным профессиям. Для таких специалистов предусмотрены льготы и социальные гарантии:
- дополнительные дни оплачиваемого отпуска;
- бесплатный проезд междугородним и международным транспортом муниципального ведомства (1 раз в год в направлении туда-обратно);
- бесплатный проезд в метро;
- образование в вузах путей сообщения на бюджетной форме;
- медицинское обслуживание в ведомственных организациях;
- обеспечение спецодеждой;
- отдых в ведомственных пансионатах, санаториях, для детей сотрудников метрополитена — в детских лагерях.
Дни отпуска нельзя заменить на денежную компенсацию, потому что работа машиниста вредит здоровью.
Одна из важных льгот — досрочный выход на пенсию. Общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, по профессии машиниста — 12,5 лет. Работники подвижного состава могут оформить пенсию в 55 лет.
- Мужчина после армии со средним образованием может обратиться непосредственно в ГУП «Петербургский метрополитен» и представить такие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и военный билет.
- Следующий этап – прохождение медицинской комиссии (психолог, офтальмолог, кардиолог, анализы, флюорография). За комиссию придется заплатить, но после обучения и начала работы затраты возмещают.
- Если заключение медкомиссии положительное, то претендент на должность отправляется на обучение в Техническую школу метрополитена. Там в течение полугода он получит теоретические знания, а практические навыки осваиваются непосредственно на линии под контролем мастера. Учащимся каждый месяц выплачивается стипендия.
- После окончания учебы кандидат становится помощником машиниста, отрабатывает навыки на маневрах в депо и на конечных станциях и только после этого может самостоятельно выводить состав на линию. При этом перед началом работы сотрудник подписывает контракт, что минимум один год он отработает на предприятии, в противном случае с него взыщут стоимость обучения.
Профессия машиниста подземки актуальна только в городах, где есть метрополитен. На данный момент в России таких семь. Планируется строительство метро в Уфе, Омске, Саратове, Челябинске, Красноярске, но четких сроков нет.
Правда, о долгосрочной перспективе говорить не приходится: в КНР уже появились автоматизированные линии метро без машиниста, которыми управляет компьютер.
Рабочий день машиниста метро:
Сложная и ответственная работа машиниста метро плохо сказывается на здоровье. Но есть и преимущества: такие специалисты могут быть уверены в том, что после обучения получат хорошую работу с достойной зарплатой. Текучки кадров в метрополитене нет, так что работа стабильная, с социальными льготами и высоким (но ограниченным, если не расти до руководящих должностей) уровнем оплаты.
Коллектив
Машинисты — в основном люди технически грамотные, у всех соображает голова, всех проверяли психологи, все прошли через армию, то есть мировосприятие похоже. Дико неадекватные люди редко остаются, про них обычно на линии анекдоты слагают. Основная масса — адекватные мужики, у которых одна задача, как у водителя: пришел, откатал рейс, пошли все на фиг.
Но есть некоторые инструкторы и начальники истеричной натуры, которые всегда чего-то боятся и из-за этого страха лезут вверх. Они нарушают правило «не ползти по головам» и, чтобы сохранить 10 тысяч своей зарплаты, готовы снять с каждого из 50 человек по 15 тысяч.
Есть понятие «машинист до года» — с таких обычно спрос меньше. На практике люди слетают с должности из-за происшествий в первые два месяца, в первый год, после пяти лет и после 15–20 лет работы, когда начинают думать: «Я все знаю, у меня седые яйца». Основная причина таких увольнений — поломка составов.
Зарплата дежурного по станции
Дежурный по станции метрополитена является одним из главных действующих лиц для обеспечения движения и безопасности. Им осуществляется прием, пропуск и отправление поездов, а также обеспечивается бесперебойная работа станции.
Основные функции человека на этой должности заключаются в:
- ведении и контроле ведения оператором поста централизации настольного журнала движения;
- выписывании и вручении приказов диспетчера о закрытии перегонов и участков следования поездов;
- информировании пассажиров по громкоговорителю;
- обеспечении безопасности посадки и высадки пассажиров;
- осуществлении связи с диспетчером поездов;
- руководстве операторами и работой обслуживающего персонала.
По своим функциям он является сменщиком начальника станции. Поэтому выполняет очень ответственные обязанности. В зависимости от региона, заплата на это должности колеблется от 25 тысяч в Нижнем Новгороде до 50 тысяч рублей в Москве.
Доходы у других сотрудников
Зарплаты в метро СПб, Москвы у электрика в среднем составляют 43 тысячи рублей. Вакансия предусматривает полную занятость. Специфика профессии подразумевает проверку оборудования, проведение внеплановых мероприятий (штробление, прокладку кабеля, установку УЗО, сборку щитов), поиск обрывов, устранение неисправностей, монтаж осветительных приборов, заполнение документации.
Строитель монолитчик получает на руки 75 тысяч рублей. Подразумевается полная занятость, вахтовый метод. Кроме того, предусмотрена компенсация на питание и проживание. В обязанности входит вязка арматуры, заливка бетоном, выставление опалубки.