- Как оплатить проезд банковской картой в автобусе, троллейбусе, трамвае
- Стоимость проезда в пригородных поездах
- Единый электронный билет и «Подорожник» — это одно и то же?
- Как пополнить «Подорожник»
- Пополнения через официальный сайт «Подорожника»
- Можно ли купить «Подорожник» в Пулково?
- Проездные билеты на несколько видов транспорта
- Как и где можно активировать «Подорожник» после удаленного (онлайн) пополнения?
- Тарифы на проезд по карте «Подорожник» в 2023 году
- Есть ли иные способы оплаты проезда в транспорте Санкт-Петербурга кроме налички и банковских карт?
- Электронная карта «Подорожник»
- Единый суточный билет
- QR-билет
- Интернет в метро СПб
- Стоимость проезда в метро СПб в 2023 году и способы оплаты
- Цены на проезд в метро Петербурга в 2023 году
- Оплата проезда в метро Петербурга
- Штрафы за правонарушения в метро Петербурга
- Можно ли записать на карту «Подорожник» другие билеты?
- Наземные и кросс-платформенная станции метро Петербурга
- Именной льготный билет (для пенсионеров и предпенсионеров)
- Как списываются деньги, если на «Подорожник» записано несколько проездных?
- Что выгоднее — Единая карта петербуржца или «Подорожник?
- Особенности билетов
- Схема петербургского метро
- Теракт в метро Петербурга в апреле 2017 года и меры безопасности
- Единый комбинированный билет
- Как пользоваться «Подорожником» в электричках
- Как производится разовая оплата проезда в метро и наземном транспорте
- Что делать, если «Подорожник» сломался или не читается?
- Транспортная реформа и метро
- Самые загруженные станции метро СПб
- Как проверить баланс карты «Подорожник»
- Что делать, если «Подорожник» потерялся?
- Закрывающиеся в выходные дни и праздники станции метро и отдельные вестибюли
- Сколько стоит проезд в транспорте Санкт-Петербурга? Самый дешевый способ проезда?
- Имеет ли смысл для туристов покупать «Подорожник»?
- Как пользоваться «Подорожником» в городском транспорте
- Действует ли «Подорожник» в Ленинградской области?
- Ночное метро Петербурга
- Оплата банковской картой в метро
- Шутки из соцсетей
- Как вернуть неправильно списанные деньги?
- Ограничения по станциям метро
Как оплатить проезд банковской картой в автобусе, троллейбусе, трамвае
В наземном транспорте оплатить банковской картой можно с помощью валидатора. Сложность в том, что модели валидаторов в транспорте различаются. Если вам попался вот такой валидатор, то на нём можно оплатить проезд банковской картой и проездным «Подорожник».

Такими валидаторами оснащены все бирюзовые автобусы.

Есть вот такой тип валидаторов, в основном встречаются в новых трамваях.

В трамваях, а также в некоторых троллейбусах и автобусах, встречаются валидаторы не принимающие к оплате банковские карты.

Если вы попали в транспорт с такими валидаторами как на фото выше и вам нужно оплатить проезд именно банковской картой, необходимо найти валидатор на экране которого изображен знак бесконтактной оплаты. Обычно на весь салон он будет один и расположен в центре салона. Если в транспорте много народа, то придётся пробираться через толпу в поисках нужного валидатора.

При оплате банковской картой есть ограничения, её нельзя использовать повторно в течение одной поездки. Оплатить проезд двух или более лиц за один раз картой не получится.
Стоимость проезда в пригородных поездах
Распоряжение комитета по тарифам СПб от 19.12.2022 222-р «Об установлении тарифов, стоимости проездных документов многоразового использования на проезд (перевозки) пассажиров и багажа наземным транспортом общего пользования и метрополитеном на территории Санкт-Петербурга на 2023 года» лежит здесь
.
Единый электронный билет и «Подорожник» — это одно и то же?
Не совсем, хотя разница непринципиальна. Единый электронный билет (ЕЭБ) дает вам право платить за поездки со скидкой в рамках определенной суммы. В общем, он — электронный кошелек. И когда вы покупаете «Подорожник», вы покупаете именно его — этот самый ЕЭБ. По умолчанию, так сказать.
А в чем же тогда разница?
Она в том, что ЕЭБ может быть записан не только на «Подорожник», но и на другие носители, в частности, на ряд банковских карт и на Единую карту петербуржца. И на «Подорожник» можно записать не только ЕЭБ, но и некоторые проездные. Об этом как раз следующий пункт.
Как пополнить «Подорожник»
Положить деньги на «Подорожник» возможно как в офлайне (кассе, терминале), так и онлайне. Во втором случае, через Интернет, есть важная вещь: карту перед оплатой надо будет еще активировать (об этом будет написано ниже).
Пополнения через официальный сайт «Подорожника»
С весны 2023 года вы можете внести деньги на карту через официальный сайт «Подорожника» https://podorozhnik.spb.ru/.
Сделать это можно даже без регистрации и с регистрацией.
- нажимаем соответствующую кнопку «Пополнить ЕЭБ без регистрации»;
- после ее нажатия нужно заполнить простую форму: ввести номер своего «Подорожника», он указан на карте и состоит из 28 цифр;
- затем перейти на страницу выбора способа оплаты. Вводим сумму не меньше 40 рублей;
- далее открывается обычное окно оплаты.
Регистрация на сайте позволит при последующей оплате пропускать шаг с вводом длинного номера карты:
- нажимаем кнопку «Регистрация»;
- заполняем графы имени, электронной почты и номера телефона;
- на почту придет ссылка с подтверждением регистрации. Если ссылка с подтверждением не работает, рекомендуется попробовать другой браузер или отключить антивирус;
- в разделе «Карты» личного кабинета доступно добавление карты. Для этого нужно ввести ее номер и псевдоним. Это будет удобно в случае, если нужно добавить несколько электронных билетов;
- после добавления появится кнопка «Пополнить ЕЭБ», по которой откроется окно оплаты.
Вот что важно. После пополнения электронного билета платеж необходимо активировать. Это можно сделать на любой станции метро, приложив карту к валидатору. Обычно валидатор установлен рядом с кассами.
Активировать платеж можно также и в автобусах. На валидаторе, куда обычно прикладывается карта для оплаты проезда, нужно справа нажать боковую кнопку (она там одна), чтобы запустить меню. Продолжаем нажимать эту кнопку, пока не доберемся до пункта «Активация отложенного пополнения». Часто функция доступна только на каком-то одном валидаторе в автобусе, обычно это ближайший к центральному входу. Затем удерживаем нажатой все ту же боковую кнопку пару секунд, чтобы включить выбранный режим. На экране загорится просьба приложить карту к валидатору. Спустя еще пару секунд пополнение будет активировано.
Важный нюанс
: после пополнения электронного билета онлайн системе необходимо время, чтобы обработать платеж. Обычно хватает 1-2 минуты. То есть, если вы пополнили «Подорожник» с телефона прямо в автобусе или около метро, придется немного подождать.
Подробно про способы активации читайте ниже.
Кладем деньги на карту `Подорожник` через `Сбербанк онлайн`
Положить деньги на «Подорожник» в офлайне можно в следующих местах:
— кассы метро;
— автоматы по продаже билетов и пополнению баланса в метро;
— офисы «Организатора перевозок»;
— уличные киоски «Проездные билеты»;
— некоторые отделения «Сбера».
Автомат в метро по продаже билетов/жетонов и пополнению баланса карт
Список всех вариантов офлайнового пополнения смотрите здесь
.
Для пополнения в онлайне есть сервисы «Сбер», «Санкт-Петербург», «Газпромбанк» и SIAB и онлайн-сервис https://ltkarta.ru/
.
Можно ли купить «Подорожник» в Пулково?
До июля 2023 года было нельзя, теперь можно. В аэропорту Пулково открыли киоск по продаже проездных билетов
на общественный транспорт Санкт-Петербурга, купить можно в том числе «Подорожник» и даже льготные билеты.
Проездные билеты на несколько видов транспорта
- 90-минутый проездной и пересадочный «60 минут» записываются на карту «Подорожник»;
- по 90-минутному проездному допускается только одна на поездка на метро; на остальных видах транспорта — не ограничено;
- по проездным на 1, 3 и 5 суток количество поездок на любом виде транспорта не ограничено;
- по проездным на 90 минут и 1,3,5 суток тайм-аут составляет 20 минут.
Как и где можно активировать «Подорожник» после удаленного (онлайн) пополнения?
Если вы положили деньги на «Подорожник» через Интернет
, то перед тем как оплачивать проезд, карту надо сначала активировать. Без такой активации деньги как бы не будут зачислены. Они никуда, конечно, не денутся, но при этом и не будут отображаться. Вот все способы, как это можно сделать:
- через специальные аппараты для активации и проверки проездных билетов в метро. Есть на каждой станции рядом с кассами (фотография в следующем разделе);
- через валидатор с данной функцией в автобусе;
- через автомат по продаже и пополнению проездных билетов в метро (фотография в предыдущем разделе, чуть-чуть выше). Тоже есть на каждой станции;
- в кассе метро. Просто обратитесь к кассиру и скажите, что надо активировать «Подорожник». Вас поймут;
- в некоторых отделениях «Сбера». Вот как выглядят устройства активации и в каких офисах «Сбера» можно это сделать, смотрите здесь
; - через аппарат пополнения и проверки проездных документов на станциях «Петергоф» и «Новый Петергоф».
Важно
: пока что не во всех автобусах есть активаторы «Подорожника». Как узнать, поддерживает ли ваш автобусный маршрут такую функцию? Очень просто: кликаете по этой ссылке
, ищите свой маршрут, и если возле его номера видите зеленый значок ЕЭБ+, то, значит, активатор имеется. Если нет — то нет.
Вот так выглядит валидатор (активатор) в автобусе
Тарифы на проезд по карте «Подорожник» в 2023 году
Расплачиваясь «Подорожником» в транспорте, вы тратите на одну поездку:
- автобус — 44 рубля;
- троллейбус — 44 рубля;
- трамвай — 44 рубля;
- метро — 49 рублей;
- электричка — по полному тарифу электрички (если только вы не записали на «Подорожник» абонемент);
- пригородная маршрутка — по полному тарифу маршрутки.
Важно
: с 1 апреля 2022 года у «Подорожника» появился новый тариф — пересадочный «60 минут»
:
— первая поездка на социальном наземном маршруте
(автобус, троллейбус, трамвай) стоит 44 рубля;
— вторая поездка стоит 10 рублей;
— третья и последующие поездки — бесплатно.
Есть ли иные способы оплаты проезда в транспорте Санкт-Петербурга кроме налички и банковских карт?
Со всеми способами оплаты можно ознакомиться на официальном сайте
.
В этой же статье рассмотрим способы оплаты транспорта, которыми могут воспользоваться туристы, посетившие Санкт-Петербург.
Электронная карта «Подорожник»
Самый удобный способ оплаты транспорта для гостей Санкт-Петербурга – электронная карта « Подорожник
».

Почему «Подорожник» удобен для оплаты транспорта:
- «Подорожником» можно оплатить проезд во всех видах городского транспорта;
- «Подорожником» можно оплатить через валидатор любого типа в наземном транспорте и турникет в метро;
- при оплате «Подорожником» проезд будет дешевле: 44 рубля в наземном транспорте и 49 рублей в метро (вместо 65 р. и 70 р. соответственно);
- важная особенность при оплате «Подорожником» проезда в наземном транспорте то, что при второй поездке в течение 60 минут стоимость составит 10 р., а последующие 0 р. (так называемый пересадочный тариф).

проезда «Подорожником» в течение часа. Стоимость проезда составила 10 р. Последующие поездки в течение данного часа будут бесплатными ( кроме проезда в метро
).
«Подорожником» можно оплатить проезд только за одного пассажира. Если вы едете вдвоём, то в рамках одного рейса транспортного средства, имея на руках один «Подорожник», оплатить за каждого пассажира не получится.
Единый суточный билет
Электронная карта «Подорожник» обладает ещё одним полезным свойством, которое может быть удобным при необходимости оплаты общественного городского транспорта в течение определённого времени.
Получается, что, заплатив 270 рублей, можно неограниченное количество раз (в метро ограничение времени повторного предъявления — 20 минут) воспользоваться городским транспортом в течение 24 часов с момента оплаты первой поездки.
QR-билет
Редко встречаемый способ оплаты проезда, но раз он есть, то расскажу и про него.
Qr-билет можно приобрести в кассах метрополитена или сгенерировать в приложении на смартфоне. Оплатить проезд Qr-билетом можно только в наземном городском транспорте в течение с 72 часов с момента его приобретения. Стоимость Qr-билета – 65 рублей.
Более подробно о том как купить Qr-билет и как им воспользоваться можно здесь.
Интернет в метро СПб
В метро работает собственная сеть Wi-Fi. Ваш смартфон начинает ее видеть ближе к концу спускающегося вниз эскалатора под именем MT_FREE. Сеть принадлежит частной московской компании «Максима Телеком», ее пользование бесплатно. « Платой», которую «вносят» пассажиры, является просмотр рекламы – довольно быстрый и ненавязчивый.
По нашим собственным впечатлениям, сеть работает неплохо, хотя, понятное дело, и не без косяков. Впрочем, мы не смотрели в потоковом режиме видео, а всего лишь проверяли почту, социальные сети и читали тексты. С загрузкой особых проблем не возникало.
Как правило, процедура авторизации через «Госуслуги» или sms по времени занимает один перегон между станциями.
Какой здесь возникает косяк: не всякая Интернет-страница (как это указано в инструкции самого метрополитена) отправляет вас на страницу идентификации, увы. Иногда появляется надпись, что соединение с узлом не установлено. Что делать: попробуйте повбивать в браузер несколько разных сайтов, какой-то да и сработает.
Мобильный Интернет в метро Петербурга работает вообще превосходно. У большинства операторов. И основная часть пассажиров пользуется именно им.
Стоимость проезда в метро СПб в 2023 году и способы оплаты
Цены на проезд в метро Петербурга в 2023 году
Все приведенные выше тарифы взяты из распоряжение Комитета по тарифам правительства Петербурга от 19 декабря 2022 года.
До 2023 года по ЕКП были большие скидки. Тариф составлял 31 или 35 рублей. Теперь же проезд по ЕКП сравняли с «Подорожником».
Имейте в виду, что в Петербурге с 1 апреля 2022 года введен «Пересадочный тариф», который действует 60 минут. Важно: он НЕ относится к метро.
Оплата проезда в метро Петербурга
И купить жетоны, и пополнить карточки можно как через кассу, так и через аппараты.
Аппарат позволяет пополнить карточку метро, наземного транспорта, электронный кошелек или приобрести жетоны. Управление очень простое, на табло все написано. Принимает купюры разного достоинства и монеты, дает сдачу. Такие аппараты принимают также и банковские карты.
Мы вам очень рекомендуем пользоваться автоматами и искренне не понимаем, почему многие предпочитают стоять в длинной очереди в кассу.
Отметим, что в кассах всех станций метро Петербурга можно расплатиться банковскими картами и наличными (в наземном транспорте с 01.04.2022 расплатиться наличными на большинстве маршрутов (не на всех) уже нельзя).
Вы можете оплачивать проезд в петербургском метро с помощью банковских карт с помощью технологии PayPass (пэйпас) от MasterCard и PayWave (пэйвейв) от Visa. Для этого надо приложить карту (она должна поддерживать эти технологии) к багажному турникету – это либо самый правый, либо самый левый из турникетов. У технологии есть нюансы, читайте наш материал о подробностях работы бесконтактных банковских карт
. Главный нюанс в том, что по банковской карте вы платите полную стоимость, то есть, если мы говорим о 2023 годе, — 70 рублей.
И еще один нюанс, поменьше: на стороне вашего банка могут возникнуть сложности, и оплатить картой проезд у вас не получится. Что делать? Можем дать совет: держите в кошельке жетон. Карта не сработала — жетон подстрахует.
Важные моменты для тех, кто пользуется льготными бесконтактными картами (БСК):
1. Вас могут попросить предъявить документы, которые дают право на такую карту, например, студенческий билет или пенсионное удостоверение. Контроль осуществляется выборочно при проходе через турникеты и постоянно – при покупке и пополнении карты через кассу.
2. Если вы приложили карту к турникету и прошли к эскалатору (или не прошли), то повторно ее можно будет использовать только через 10 минут. Такой механизм внедрен для того, чтобы льготными картами не пользовались пассажиры, например, друзья или просто спутники льготника, которые на нее не имеют права. К слову, у карты «Подорожник» подобной защиты нет, но: повторное прикладывание к турникету, которое следует сразу же за первым, снимет с карты 65 рублей, то есть полную, а не льготную стоимость проезда.
Полезный совет: проверить остаток средств на вашей карте вы можете на специальном терминале, который установлен рядом со всеми кассами. Кладете на него карту, он высвечивает, сколько денег на ней осталось.
Оплачивать проезд в метро можно с помощью даже смартфона, правда, не всех моделей. В настоящее время такая опция доступна для РСТ-телефонов (то есть сертифицированных «Ростестом») HTC One M7, HTC One M7 Dual Sim, HTC One SV, HTC One Max, HTC One M8, HTC One M8 Dual Sim, HTC One E8 Dual Sim, Philips Xenium W8555, Sony Xperia Z (C6603).
Это работает следующим образом:
— вы скачиваете из Google Play приложение «Кошелёк» для мобильного телефона;
— в закладке «Транспорт» выпускаете мобильную транспортную карту и кладете на нее деньги;
— выбираете нужный тип билета;
— прикладываете смартфон к считывателю турникета и проходите в метро.
Штрафы за правонарушения в метро Петербурга
За кое-какие неправильные действия в петербургском метро, например, за нахождение на его территории голым или катании на велосипеде, а также запуск дронов и фотосъемки со вспышкой, положены штрафы. Мы собрали их в табличку.
Важно: у каждого штрафа есть официальная формулировка. В табличке — не она, а лишь ее часть, чтобы вы понимали суть и общую картину. За конкретными формулировками идите сюда: Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»
, глава 6 «Административные правонарушения на транспорте», статья 40. « Нарушение правил пользования Петербургским метрополитеном, правил технической эксплуатации Петербургского метрополитена.
Можно ли записать на карту «Подорожник» другие билеты?
Следите за руками. Вы пришли в кассу, заплатили 80 рублей за саму пластиковую карту «Подорожник» (или 100 рублей за брелок) и положили на нее, скажем, 1000 рублей. В рамках этих 1000 рублей вы будете пользоваться транспортом. В таком случае вы приобрели ЕЭБ — по умолчанию.
Однако вы можете положить на «Подорожник» не только ЕЭБ, но еще и вдобавок к нему любой другой проездной, кроме:
— персонифицированных льготных билетов;
— месячного автобусного билета для пригородных маршрутов;
— комбинированного проездного (трамвай, троллейбус, автобус) билета на 10 поездок;
— суточных проездных.
Допустим, вы каждый день катаетесь на автобусе, на работу с пересадкой и также обратно, то есть четыре поездки. 22 рабочих дня в месяц. В режиме электронного кошелька (ЕЭБ) вы бы платили 44 рубля х 4 поездки х 22 дня = 3 872 рубля. Автобусный проездной на месяц с неограниченным количеством поездок стоит 1965 рублей. Но при этом вы иногда ездите куда-то и на метро.
Стало быть, вам было бы удобно положить на «Подорожник» и а) автобусный проездной и б) еще какое-то количество денег в электронный кошелек.
И так можно сделать. Для того, чтобы положить на «Подорожник» какой-то «специальный» проездной, вам просто надо сказать об этом кассиру.
Кроме того, на «Подорожник» можно записать и абонементные билеты на электрички (но не все), которые дают существенную экономию по сравнению с разовой оплатой каждой поездки (подробно про пользование «Подорожником» на железнодорожном транспорте смотрите ниже).
Наземные и кросс-платформенная станции метро Петербурга
Станции и линии построены просто, традиционно. Есть только несколько важных особенностей местности.
1. Станция Технологический институт
(в народе просто Техноложка). Чтобы понять, как она работает, «следите за руками», потратьте минуту, чтобы вникнуть, зато сэкономите потом десять.
Если вы выйдете на станциях Технологический институт-1 и Технологический институт-2 из поезда, перейдете через перрон и сядете в поезд, то вы попадете вовсе не на ту станцию, откуда только что приехали (как это происходит на всех остальных остановках).
Например, если едете со стороны Пушкинской, вышли на Техноложке-1 и перешли через перрон, то следующей станцией будет Фрунзенская. А если вы проехали Сенную площадь, вышли на Техноложке-2 и перешли на другую сторону, то затем приедете на Балтийскую (смотрите карту). Понятна логика? Схема станции Технологический институт называется кросс-платформенная. Сделано так для того, чтобы пересаживаться было удобнее.
2. Станции Купчино
, Парнас
, Рыбацкое
, Шушары
и Девяткино
наземные и напоминают обычные железнодорожные (на фото выше). Поезда выезжают на поверхность и, что самое главное, между ними нет соединяющего их перрона. Это чревато следующим. Если вы туда приехали, то для того, чтобы уехать обратно, вам нужно будет еще раз заплатить за проезд. Вы не сможете просто пересечь перрон и сесть на поезд, следующий в обратном направлении, как на подземных станциях. Вы приехали, вышли из вагона, сделали свои дела, купили снова жетон и только тогда уехали обратно.
Именной льготный билет (для пенсионеров и предпенсионеров)
— Единый месячный именной льготный проездной билет предназначен для мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет (предпенсионеров и пенсионеров) и других льготников. Важно: нужно иметь постоянную регистрацию Петербурге, либо быть зарегистрированным в ГКУ «Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства»;
— именной билет выдается и продлевается в кассах метро. Можно сделать с фотографией и без фотографии. С фотографией билет делается в течение 10 дней и за отдельную плату. Надо принести фотографию 3х4 сантиметра;
— заказать льготный билет с фотографией можно и в «Центре изготовления льготных БСК» (Чернорецкий переулок, дом 3). Фотографию при этом приносить с собой не надо;
— именной билет не распространяется на перевозку багажа.
Как списываются деньги, если на «Подорожник» записано несколько проездных?
Схема очень простая. « Специальный» проездной имеет приоритет. Деньги будут списаны с него. Если же он недействителен (не подходит под данный транспорт или истек), то тогда уже деньги списываются с Единого электронного билета (по простому — с кошелька).
Давайте на примере, чтобы было понятно.
Вы записали на свой «Подорожник» два билета:
— месячный проездной на автобус;
— ЕЭБ, положив на него 1 000 рублей — в кошелек, как на обычную дебетовую карту.
И вот садитесь вы в городской автобус. Прикладываете карту к валидатору, система видит, что у вас записан автобусный проездной (неограниченное число поездок в месяц) и потому ничего не списывает. А если вы сели в трамвай или в метро, то система увидит, что проездной-то автобусный, и тогда уже обратится к электронному кошельку и спишет с него 44 рубля (или, в случае с метро, 49).
Что выгоднее — Единая карта петербуржца или «Подорожник?
Правильный ответ зависит от того, какими видами транспорта вы часто пользуетесь:
— если только или почти только метро, то разницы особой нет. Но если уж выбирать, то платите ЕКП.
— если только или почти только наземными видами, то выбирайте ЕКП. Однако:
— если вы пользуетесь двумя-тремя видами транспорта в течение часа-полутора, то выбирайте «Подорожник».
Теперь посмотрим каждый вариант с цифрами.
Только метро \ или почти только метро
.
Раньше, до 2023 года, у ЕКП были свои тарифы на проезд в метро, причем существенно ниже, чем на «Подорожнике». Теперь же их практически сравняли: если метро по «Подорожнику» стоит 49 рублей, то по ЕКП — 47. Разница, казалось бы, всего два рубля за одну поездку. Ну и вроде несущественно. Однако если вы ездите часто, то, как говорится, курочка по зернышку. Допустим, вы ездите на работу по рабочим дням, а в выходные, каникулы и во время отпуска тоже куда-то выбираетесь. Итого у, грубо, нас 356 поездок туда-обратно, а один вояж по ЕКП туда-обратно экономит вам (2 + 2) целых 4 рубля. Умножаем 356 на 4 и получаем годовую экономию 1424 рубля. Деньги? Для кого пустяк, а для кого и вполне себе прибавка к бюджету.
(В скобках заметим, что если вам нужно только метро и вы катаетесь куда-то каждый день, то тогда месячный проездной на метро — самый выгодный вариант).
Только наземный транспорт \ или почти только наземный транспорт
.
Теперь допустим, что вы используете преимущественно автобус, троллейбус или трамвай. « Подорожник» стоит 44 рубля. Е КП — либо 42 (если оплачивать «пластиком»), либо 40 (если оплачивать через ЕКП на смартфоне). Логика наших рассуждений та же. При оплате ЕКП «пластиком» вы по сравнению с «Подорожником» экономите в год около 1424 рублей, при оплате «смартфоном» — где-то 2848.
Важно: ЕКПшные тарифы в 40 и 42 рубля действуют в трамваях и троллейбусах только с 1 апреля 2023 года. А в автобусах — уже.
(В скобках заметим, что тарифы по карте «Мир» — 43 рубля (пластик) и 41 рубль (смартфон)).
Несколько видов наземного транспорта в течение часа-полутора
.
Допустим, вы части ездите на работу на трамвае и троллейбусе или на автобусе и трамвае. И пересадка на второй или третий вид укладывается в период 60-90 минут с момента начала поездки. Скажем, вы начинаете на автобусе, а через 40 минут пересаживаетесь на трамвай. В таком случае, вам подойдет пересадочный тариф «60 минут» или проездной на 90 минут. А это все дешевле, чем в случае с ЕКП.
Итого: в целом выгоднее платить за поездки в транспорте Петербурга через ЕКП. Официально это называется «транспортное приложение ЕКП». Но это именно «в целом». Если вы ездите очень часто, то обязательно посмотрите месячные проездные на один или несколько видов транспорте. При достижении определенного количества поездок получается так, что именно проездной приносит больше выгоды. Если же вам подходят тарифы на 60 или 90 минут, то в данном случае вам показан «Подорожник».
Особенности билетов
— отсчет срока действия начинается не с момента покупки, а с момента первой активации (оплаты проезда);
— суточный проездной не действует на коммерческих маршрутах, при этом действует на маршрутах автобусов со смешанным тарифом ( №№ 200
, 210
, 211
, 213
, 215
, 216
, 273
, 278
)
— суточные билеты и проездной на 90 минут записываются на электронный носитель, на котором нет уже записанных ранее других видов проездных длительного срока действия. Т.е. билеты не совмещаются с электронным кошельком «Подорожник» и должны быть записаны на отдельную карту! В большинстве случаев лучше всего приобрести новый «Подорожник» с нулевым балансом и записывать новые проездные на него;
— срок действия билета — 180 дней;
— на одну карту могут быть записаны не более 2 билетов одного срока действия, запись двух и более билетов с различным сроком действия не предусмотрена;
— билеты имеют тайм-аут повторного использования — 20 минут.
Схема петербургского метро
Тех, кто пользовался подземкой в Москве, сразу спешим обрадовать тем фактом, что «многокилометровые» очереди на эскалатор утром и вечером в Петербурге есть, но их мало. И они короче, чем в столице. И, кстати, мало длинных утомительных переходов между станциями.
Официальный сайт Санкт-Петербургского метрополитена — www.metro.spb.ru
Схема взята с сайта Санкт-Петербургского метрополитена.
Для расчета времени, которое вам надо для того, чтобы добраться от одной станции до другой, воспользуйтесь интерактивной картой метро СПб
. Выбираете две станции, начальную и конечную, и вам показывают количество минут, которое займет поездка — как с учетом спуска и подъема на эскалаторах, так и без. По нашей практике, интерактивная карта ни разу не подводила, но имейте в виду, что в утренние и вечерние часы пик поезда движутся чуть медленнее, чем в менее загруженные периоды.
Справочная метро Петербурга: 8 800 350 11 55
Теракт в метро Петербурга в апреле 2017 года и меры безопасности
Взрыв в петербургском метро привел к определенным ужесточениям в плане досмотра пассажиров, но только первые дни после теракта — почти всех, кто спускался в подземку с сумками или рюкзаками, пропускали через досмотровый комплекс. Часто просили открыть сумки и показать содержимое. Через какое-то ажиотаж постепенно прошел. Через комплекс прогоняют чаще, чем до взрыва, но уже не каждого первого, проверять внутренности рюкзаков также стали пореже, как правило, тогда, когда на вас с определенным сигналом реагирует рамка. Сам досмотр редко занимает больше половины минуты.
К сожалению, участились случаи закрытия станций из-за того, что какие-то растяпы забывают свои вещи, поэтому шансов опоздать из-за непредвиденных задержек стало больше. Впрочем, это пока что все негативные последствия, с которыми пришлось столкнуться петербуржцам — не то чтобы они сильно мешают.
Единственное, определенные неудобства испытывают люди с кардиостимуляторами и кохлеарными имплантами. Для них предусмотрена отдельная процедура прохода в метро – не через металлодетекторы.
Слева или справа от детекторов находятся специальные разграничительные барьеры, на панели которых расположены кнопки для вызова сотрудника метро. Приглашенный работник обеспечивает проход через барьер. Уточняется, что справку о кардиостимуляторе или импланте он требовать не имеет права, но документы все же рекомендуется носить с собой.
В том случае, если пассажир вызывает подозрение, то его вручную досматривают специально обученные люди без применения каких-либо устройств.
Единый комбинированный билет
(городской транспорт + электрички)
- карту 30-километровой зоны вокруг Петербурга и входящие в нее станции можно посмотреть здесь
; - Единый комбинированный билет продается в кассах СЗППК (в пределах 30-километровой зоны), в кассах метро;
- ЕКБ можно записать на «Подорожник» и Единую карту петербуржца;
- непотраченный ресурс ЕКБ можно вернуть в кассах СЗППК.
Как пользоваться «Подорожником» в электричках
На железнодорожном транспорте у «Подорожника» есть много нюансов. Это вообще отдельный вид искусства, не похожий на оплату поездки и пополнение карты на автобусах или в метро. Поэтому мы выделили электрички в отдельный раздел.
Вот что вам обязательно надо знать:
— очень важно: если на вашем «Подорожнике» нет пиктограммы электрички, то для оплаты поездки на электричке его сначала надо активировать. Сделать это можно только в специальных кассах: на Балтийском вокзале — касса № 9, на Финляндском — № 4, на Ладожском — № 2, на Витебском — № 4, на Московском — № 1;
— оплатить одним и тем же «Подорожником» можно в рамках одной поездки только за одного человека;
— более того, по какой-то непостижимой логике вы можете записать на «Подорожник» не более двух разовых поездок «туда» или «туда и обратно». По этой причине «Подорожником» на электричках почти никто не пользуется;
— вот ряд поездок на электричке, которые нельзя оплатить «Подорожником»:
а) поездка с оказанием услуги (провоз живности, велосипедов, ручной клади и пр.);
б) поездка с указанием посадочного места;
в) разовая безденежная поездка;
г) поездка по льготному билету.
— купить «Подорожник» можно в любой кассе, которая торгует билетами на электрички, и в любом терминале «Северо-Западной пригородной пассажирской компании»;
— при оплате «Подорожником» вам выдадут обычный билет, как если бы вы заплатили наличными или банковской картой;
— на «Подорожник» можно записать не более двух абонементных билетов на электричку;
— на «Подорожник» нельзя записать:
а) абонементные билеты «На количество поездок»;
б) абонементные билеты, которые включают две и более услуг, например, «Ежедневно +» или «Рабочий день +»;
в) льготный абонемент.
— записать на свой «Подорожник» абонемент вы можете в любой кассе. А вот пополнить «Подорожник» (то есть просто положить на него деньги, в тот самый электронный кошелек) в железнодорожной кассе нельзя. А где можно — смотрите ниже, в следующем разделе;
— проверить ресурс «Подорожника» можно в железнодорожной кассе или терминале самообслуживания;
— если ваш «Подорожник» при оплате билета на электричку оказался нечитаемым, то придется заплатить другим способом, а потом написать заявление вот сюда
.
Терминалы самообслуживания по продаже билетов на пригородные поезда
Как производится разовая оплата проезда в метро и наземном транспорте
Оплатить проезд в метро труда не составит. В вестибюле каждой станции метрополитена расположены кассы, а также автоматы с помощью которых можно купить жетоны для оплаты проезда. Покупку жетона можно оплатить как наличным, так и безналичным способом.


Оплатить проезд в наземном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай) уже чуть сложнее. Сложность вызвана тем, что кондуктора вы встретите только на некоторых маршрутах (и это будет очень редко), а водитель оплату не принимает. Если кондуктор в салоне есть, то у него можно купить билет оплатив как наличным способом, так и безналичным.

В большинстве случаев оплата проезда в трамваях, троллейбусах и автобусах производится без участия кондуктора и водителя безналичным способом через валидатор.
Поэтому если вы оказались в наземном транспорте без заранее купленного проездного, например ,
«Подорожника» (об альтернативных способах оплаты написано ниже) и кондуктора в салоне нет, то единственно возможный способ платы за проезд —
банковская карта с функцией бесконтактных платежей.
Что делать, если «Подорожник» сломался или не читается?
Вы идете с картой в один из офисов «Организатора перевозок», пишите заявление и вам восстанавливают ресурс — перечисляют деньги, но уже на новую карту. Эту новую карту вы должны будете приобрести.
Время перечисления зависит от того, какой билет у вас был оформлен. Если ЕЭБ — то в течение 30 дней. Если проездной на наземный транспорт — то в день обращения. Если проездной на метро — то вам в «Организаторе перевозок» выдают справку, с ней вы идете в кассу метро, и ваши деньги переводят на новую карту в течение 30 дней.
Транспортная реформа и метро
В Петербурге в 2022 году случилась реформа общественного транспорта. Заключалась она в том, что коммерческие маршрутки уступили место городским (общественным, социальным) автобусам. Из маршруток остались лишь «областные» — те, которые везут из Петербурга в ближайшие населенные пункты Ленинградской области.
При чем тут метро? Многие маршруты, тяготеющие к метро, изменились. Посмотреть все изменения — какие маршрутки исчезли, какие автобусы их заменили, какие новые автобусы появились, а какие были ликвидированы — можно на сайте метро в специальном разделе вот здесь
. Крайне рекомендуется посмотреть всем, кто не пользуется метрополитеном регулярно. Или пользуется, но не следил за ходом реформы.
P. S. Наш гид Алексей проводит увлекательную экскурсию по станциям петербургского метрополитена. Посмотреть описание и заказать можно на этой странице
.
Самые загруженные станции метро СПб
Есть несколько станций, на которых такой пассажиропоток, что реально напоминает Москву, причем — Красную площадь и Мавзолей в былые годы.
Лидерство в этом плане держит, безусловно, станция Василеостровская
. Утром, в районе 7:30-8:00 часов, и вечером, примерно с 17:30 до 19:00, бывает так, что ни сесть, ни слезть нормально невозможно! И хоть очереди и стали поменьше с введением в строй соседней станции Спортивная-2, но все равно иногда случается локальный ужас. Наш вам совет: если у вас есть выбор между станциями Василеостровская и Приморская, например, вам надо в Ленэкспо или гостиницу Прибалтийская, то никогда не пользуйтесь Василеостровской.
Более подробно читайте в статье «Как доехать до Ленэкспо»
.
Следом идет Проспект Ветеранов
. Людей вокруг живет очень много, а станция одна, так что утром, часов до 9, придется потолкаться. А уж на Ленинском проспекте
и на Автово
, мимо которых проходит поезд, загруженный под завязку еще на Ветеранов, так и вовсе ловить нечего. Многие пассажиры делают так: с Ленинского доезжают до Ветеранов, ехать буквально минуту, и садятся уже там.
Правда, если вам удалось втиснуться на Ветеранов, пережить штурм на Ленинском проспекте и Автово, впереди вас ждет испытание на Балтийской
. Не всегда, конечно, а как попадет. Дело в том, что на Балтийской находится Балтийский же вокзал, который полностью отдан под пригородное сообщение.
Метро Пионерская
: та же самая жесть. В районе 8-9 часов творится Мавзолей, надо отстоять очередь, чтобы попасть в вестибюль метро, а потом еще очередь в самом вестибюле, чтобы попасть на эскалатор, и все это для того, чтобы встретить поезд, забитый еще на станции Проспекте Просвещения
. А на следующей за Пионерской станции Черная речка
(в этих местах состоялась роковая дуэль А. С. Пушкина с Дантесом) можно уже вообще не влезть в электричку, идущую в сторону центра.
Есть две станции, пассажирам которых не повезло из-за спорта. Станция Крестовский остров
время от времени закрывается в дни, когда на стадионе «Газпром Арена» на Крестовском острове играет футбольный клуб «Зенит». Станция выпускает болельщиков, прибывших на стадион, как может, но иногда не справляется и потому закрывается на вход на какое-то время. После матча фанаты расходятся до станций Зенит, Крестовский остров и Беговая, но Крестовский все равно переполнен.
Станция Проспект Большевиков
принимает болельщиков хоккейного клуба СКА, когда тот, в свою очередь, принимает гостей
в Ледовом дворце. Оно не закрывается, и потому сразу после окончания поединка — а это обычно часа два-два с половиной после его начала — армия фанатов осаждает вестибюль, руководствуясь большевистским императивом «все или ничего».
В мае 2018 года были открыты станции Новокрестовская (с 19 августа 2020 года она называется Зенит) и Беговая, расположенные на зеленой ветке сразу за Приморской. Теперь конечные станции ветки — Рыбацкое и Беговая (раньше была Приморская). Что надо иметь в виду, если вы собираетесь ими пользоваться? Мы отметим два момента:
1. Станция Зенит находится как бы позади стадиона «Газпром Арена». От нее легко дойти до пешеходного Яхтенного моста, который ведет, в частности, к аквапарку «Питерлэнд»
. По карте расстояние что до моста, который превратился в красивую пешеходную зону, что до аквапарка вроде бы небольшое. Но это если идти по прямой. Путь от Зенита до моста лежит через обход всего огромного стадиона. Это примерно 20-25 минут. Имейте в виду на всякий случай.
2. Если вы планируете воспользоваться Зенитом или Беговой, посмотрите, нет ли в данный день матчей на стадионе «Газпром Арена». Он вмещает почти 65 тысяч человек одних только болельщиков, так что перегруз ветки в этот день гарантирован.
Как проверить баланс карты «Подорожник»
Действующий баланс можно узнать с помощью терминалов в метро и в салоне наземного транспорта.
В автобусе, троллейбусе или трамвае прикладываете карту к валидатору и обращаетесь к кондуктору.
В метро баланс высвечивается каждый раз, когда вы прислоняете карту к турникету. Второй вариант — приложить ее к визуализатору, аппарату, который висит неподалеку от касс.
Визуализаторы бывают, например, такими.
Кроме показа баланса карты, на таком визуализаторе можно активировать средства, внесенные онлайн.
Для смартфонов на базе ОС Android есть приложение
«Подорожка: метро и Подорожник» для просмотра поездок и проверки баланса онлайн. Скриншот ниже.
Приложение неофициальное. На Windows ссылка на приложение может не открываться, но с телефона на Андроиде проблем нет.
При несогласии с суммой, снятой за проезд (а так случается) или просто желании узнать количество поездок и потраченные денежные средства вы можете заказать детализацию расходов. Прямо как по обычной банковской карте. Для этого надо обратиться в один из офисов «Организатора перевозок» или оставить заявку по телефону +7 812 576 55 55 или заполнив обращение на сайте
.
Что делать, если «Подорожник» потерялся?
Остается только купить новый. И попрощаться с деньгами, которые были на старом.
Закрывающиеся в выходные дни и праздники станции метро и отдельные вестибюли
В выходные пассажиропоток по ряду станций падает столь значительно, что держать вход на станцию в полноформатном режиме нет никакого смысла. И двери закрываются до понедельника или окончания каникул и праздников:
— станция Достоевская. Закрыта в субботу, воскресенье и праздники;
— вестибюль Технологический институт-1. Закрыт по воскресеньям и праздникам;
— вестибюль Площадь Александра Невского-2. Закрыт по воскресеньям и праздникам;
— вестибюль 2 станции Невский проспект (выход на канал Грибоедова). Вход закрыт по рабочим дням с 07:30 до 10:00 и
с 16:15 до 18:30. Пользуйтесь входом на пересечении улиц Михайловская и Невский проспект или войдите через станцию метро Гостиный двор (смежная со станцией Невский проспект).
Сколько стоит проезд в транспорте Санкт-Петербурга? Самый дешевый способ проезда?
Если не принимать в расчет различные виды единых проездных на месяц, то туристу в Санкт-Петербурге можно оплатить городской транспорт следующим образом:
оплата наличными кондуктору
оплата банковской картой
Имеет ли смысл для туристов покупать «Подорожник»?
Однозначно да. Главное — не положить туда слишком много денег, потому что они, если вы их не потратите, там останутся навсегда. Обычно туристы кладут некую сумму, а потом, в случае необходимости, потихоньку пополняют электронный кошелек.
Чтобы понять выгоду, достаточно провести простые вычисления. Карта стоит 80 рублей. Размер скидки с каждой поездки в метро составляет 21 рубль, в наземном транспорте — тоже 21 рубль.
Таким образом, для того, чтобы отбить «Подорожник», вам потребуется совершить всего лишь четыре поездки. Даже если вы в Петербурге всего один день, то вряд ли вы будете ездить меньше. А сама карточка останется как сувенир о городе на Неве.
И не забудьте купить «Подорожник» каждому члену группы, чтобы экономия была больше.
Официальный сайт карты «Подорожник» podorozhnik.spb.ru
Как пользоваться «Подорожником» в городском транспорте
«Подорожник» прост в использовании: в наземном транспорте достаточно приложить карту к валидатору в салоне или у кондуктора / водителя.
Валидатор в трамваях, троллейбусах и автобусах
Если на валидаторе появилась зеленая стрелка, то оплата прошла. Если нет — то нет. К вам еще может подойти кондуктор, чтобы проверить, правда ли списались деньги. Он достанет свой собственный валидатор, к которому вы должны приложить «Подорожник». Не опасайтесь — повторно деньги не спишутся, это всего лишь проверка.
В метро карта прикладывается к турникету. При этом высвечивается сумма, которая на карте у вас осталась.
Есть нюанс. В метро «Подорожник» рассчитан для оплаты проезда со скидкой только за одного человека. Если пассажир хочет воспользоваться картой несколько раз подряд, скажем, для оплаты проезда друга / родственника / туристической группы / кого угодно, то стоимость второй и последующей поездки будет полная. Однако если выждать интервал в 10 минут, то и вторая поездка будет со скидкой.
В автобусе, троллейбусе, трамвае и маршрутке возможность оплаты проезда за двух и более пассажиров возможна, но только на определенных валидаторах. У них сбоку есть кнопка, которую надо нажать перед каждой оплатой, следующей за первой: вы оплатили, потом нажали — и оплатили еще раз; потом нажали еще раз — и оплатили третий билет.
Действует ли «Подорожник» в Ленинградской области?
Обратите внимание на важный момент. Есть маршрутки, которые идут из Петербурга в какой-нибудь пригород или село, или деревню. Вот они вполне могут «Подорожник» не принимать совершенно легально, если компания-перевозчик относится к Ленинградской области, а не Петербургу.
Список пригородных маршруток и автобусов, которые едут из Петербурга по Ленинградской области (и не имеют официального отношения к Петербургу), и принимают «Подорожник», вы найдете здесь
.
Важно
: с 1 апреля 2022 года схема ценообразования на пригородных маршрутах Петербурга (в Пушкин, Павловск, Кронштадт, Сестрорецк и пр.) изменилась: разовая поездка стоит 65 рублей, по «Подорожнику» — 44 рубля вне зависимости от километража, то есть как в целом по «основной части» города.
Ночное метро Петербурга
В некоторые дни метро Санкт-Петербурга полностью или частично работает почти круглосуточно.
1) В период с 30 апреля по 15 ноября два раза в неделю — с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье — запускается поезд между станциями Спортивная и Адмиралтейская (его еще называет поезд-челнок). Он ходит с интервалом в 20 минут с 01:00 до 03:00, соединяя между собой островную Петроградку с центральными районами во время развода мостов.
Расписание ночного поезда в 2022 году (если бы он ходил) было бы следующим:
С Адмиралтейской он отправляется в 01:00, 01:20, 01:40, 02:00, 02:20 и 02:40, со Спортивной — в 01:10, 01:30, 01:50, 02:10, 02:30 и 02:50.
Поезд-челнок не ходит по некоторым праздничным дням, поскольку в это время метро работает круглосуточно (ниже).
2) По большим праздникам метро Петербурга функционирует почти круглосуточно, а именно до 05.00 утра. В 2022 году это было бы (но не было):
— Рождество, с 6 на 7 января;
— Пасха и День весны и труда, с 1 на 2 мая;
— День Победы, с 9 на 10 мая;
— Ночь музеев, с 18 на 19 мая;
— День города (выпадает на 27 мая, но празднуется в ближайший выходной);
— Праздник выпускников «Алые паруса» (в 2022 году был в ночь с 24 на 25 июня);
— Новый год, с 31 декабря 2022-го на 1 января 2023-го.
Как будет в 2023-м и если будет вообще, пока неизвестно. В ночь с 6 на 7 января метро работало, как будет дальше — поглядим.
Оплата банковской картой в метро
Оплатить проезд банковской картой в метро просто.
Большинство турникетов в метро позволяет оплатить проезд банковской картой. Прикладываете карту к турникету и проходите.


Шутки из соцсетей
Кроме шуток в Интернете, «Подорожник» «участвует» и в известных викторинах. Например, ему был посвящен вопрос в «Своей игре».
Как вернуть неправильно списанные деньги?
Не часто, но бывает, что деньги с «Подорожника» списываются некорректно. Обычно это случается при тарифе «Пересадочный»: на втором «плече» должна быть скидка, а ее нет. Или еще где-нибудь без скидки «пробьют».
Ваш порядок действий в таком случае:
— вы идете на сайт «Организатора перевозок» вот сюда
и составляете обращение;
— вы указываете:
1) номер «Подорожника»;
2) маршрут, которым вы ехали;
3) дату и предполагаемое время списания;
— ожидаете ответ.
В итоге проверки деньги будут возвращены обратно на «Подорожник».
Есть круглосуточный телефон для консультаций по некорректному списанию: +7 812 576 55 55.
Ограничения по станциям метро
1. Станция метро Чернышевская закрыта на реконструкцию до мая 2024 года. О том, как добраться теперь до района Чернышевской или же оттуда, мы написали здесь
.
2. Станция метро Ладожская закрывается на реконструкцию с (предварительно) 31 марта 2023 по 29 февраля 2024
.
4. По станции метро Пионерская до 15 января 2023 года закрыт вестибюль с проспекта Испытателей. Работает только вход с Богатырского проспекта. Кроме того, в рабочие дни возможно ограничение вход в период с 07:30 до 10:00.