Станция метро «Нарвская»
Мозаичное панно. Станция метро «Сталинская»
Станция-фантом«Пушкинская» была одной из первых запущенных в эксплуатацию станций на ветке, окрашенной в патриотичный красный цвет. И сегодня над путями напротив платформ можно увидеть металлические двери с цифрами «1955». Однако в 1955 году ее вместе с остальными станциями не открыли, и больше полугода она пробыла «станцией-фантомом» — поезда проезжали ее без остановки.
Станция метро «Пушкинская»
Птичка-синичкаЕсть любопытные особенности и у совсем новых станций подземки. Например, в оформление подземных интерьеров «Бухарестской» архитекторы заложили маленький сюрприз. Стены перронного зала по всей длине украшает золотисто-красный мозаичный орнамент, который завершает мозаичное панно с увитой осенними листьями вазой. Он кажется довольно однообразным, если не знать об одной детали – среди листьев художники спрятали небольшую синюю птичку, которую не всякий сможет разглядеть. Быстро появилось поверье, что случайно увидеть ее, выходя из вагона – к удаче.
Станция метро «Бухарестская»
История про букву «Ч»Говорят, что мелкое несовершенство придает любому произведению особый шарм. Так было и со станцией метро «Новочеркасская» вплоть до 2011 года. После смерти Л. И. Брежнева в его честь в соответствии с его же еще прижизненным указом в Ленинграде решено было назвать площадь. Поскольку все мало-мальски крупные площади были уже «разобраны», именем Брежнева назвали Красногвардейскую. Но и память воинов оскорблять было нельзя, поэтому заодно переименовали Новочеркасский проспект в Красногвардейский. Открывшуюся станцию метро по топонимическому принципу тоже назвали «Красногвардейской», подобрав для ее оформления в соответствии с духом эпохи шрифт с характерными засечками. С распадом Советского союза идеологически выверенные названия утратили актуальность, и проспект снова стал Новочеркасским, а площадь Красногвардейской. Чтобы не было путаницы, решили оставить связь станции метро с проспектом и в 1992 году переименовать ее в «Новочеркасскую». Решить вопрос с оформлением вроде было несложно: название можно было сложить из тех же букв, добавив одну «О» и «Ч». Буквы заказали в ближайшей слесарной мастерской. Но если «О» слесарь смог сделать, ориентируясь на пример из «КраснОгвардейской», то внешний вид «Ч» полностью зависел от его вкуса и чувства прекрасного. Чувство это слесаря подвело, и «Ч» оказалась «ложкой дегтя» в визуальном оформлении станции.
Станция метро «Новочеркасская»
«М» на месте крестовПо большей части станции метрополитена строились в советский период, когда, как известно, ради «светлого будущего» люди охотно расставались с «пережитками прошлого». Церкви в советское время часто разрушались безо всякой надобности, а уж если они мешали строительству чего-нибудь полезного, то вопроса об их сохранении тем более не возникало. Ради строительства наземных вестибюлей метро были уничтожены как минимум три православных храма, один из которых сегодня активно восстанавливается. На Знаменской площади (переименованной позже в площадь Восстания) в середине XVIII века была выстроена одноименная церковь, которую в начале XIX века перестроили в камне по проекту Федора Деменцова. Ее разобрали в 1941 году, а в 1955 на ее месте вырос вестибюль станции «Площадь Восстания». В 2007 году на стене вестибюля станции была установлена мемориальная доска в память о Знаменской церкви. На Кирочной улице в конце XIX века по проекту Месмахера возвели церковь Святых Космы и Дамиана при лейб-гвардии Саперном батальоне. В храме хранились знамена и были установлены памятные доски с именами погибших офицеров. Храм закрыли в 1933 году, а в 1950-х снесли ради строительства наклонного хода станции метро «Чернышевская».
Античный срамСтанцию метро «Международная» открыли в 2012 году юго-западнее пересечения улиц Бухарестской и Белы Куна. Вестибюль ее ничем не примечателен, поскольку встроен в торговый центр, а внутреннее убранство решено было связать с абстрактной темой сотворения мира. Перронный зал отделан серым гранитом и золотистыми латунными листами, а центром композиции стало мозаичное панно с изображением Атланта, держащего Землю. С ним перед открытием станции был связан небольшой конфуз. Изображение Атланта изначально было выдержано в античном стиле – то есть природная человеческая нагота ничем не была прикрыта.
Станция метро «Международная»
Безграмотная «Спасская»Гораздо более досадную оплошность допустили при оформлении интерьера другой новой станции – «Спасской», которую открыли в 2009 году и оборудовали выходом на поверхность в 2013. Сразу после открытия дотошных пассажиров возмутило содержание знака «Зодчеству Петербурга», где обнаружилось множество ошибок в именах великих архитекторов. Например, Жана-Батиста Вален-Деламота назвали просто «Деламот», Жана Франсуа Тома де Томона обозвали «Детомоном», фамилию автора Исаакиевского собора Огюста Монферрана написали с одной «р». Также авторы доски допустили путаницу в семейственных связях зодчих. Братья Косяковы названы просто «Косяковыми», а Шарлемань и двое его сыновей – «Бр. Шарлемани». Николай Бенуа и его сын Леонтий Бенуа при этом записаны отдельно, а инициалы у них стоят перед фамилиями, тогда как у отца и сына Фоминых инициалы указаны после фамилий. Мастерская, в которой был изготовлен медальон, обещала исправить ошибки за свой счет. Также авторы доски допустили путаницу в семейственных связях зодчих.
Станция метро «Спасская»
6 пугающих легенд петербургского метро
15 ноября петербургскому метрополитену исполнится 60 лет. С полуторавековой историей лондонской подземки, конечно, не сравнить. Но за свою пока еще недлинную жизнь наш метрополитен уже успел обрасти мифами и легендами. Woman’s Day собрал самые яркие, а порой фантастические образцы народного творчества.
4 ноября 2015
Замурованный Сталин
Так выглядела станция «Нарвская» до 1961 г.
В проекте станция «Нарвская», открытая ровно 60 лет назад, значилась как «Сталинская». А потому и оформление было соответствующим – в торце нижнего зала располагалось огромное мозаичное панно: Иосиф Виссарионович на фоне алых флагов и золотых колосьев пшеницы, которые трудолюбиво вырастили советские люди.
Но вскоре культ личности Сталина был развенчан, а в 1961 году исчезло и панно. Впрочем, говорят, что мозаика вовсе не уничтожена, а лишь заложена мраморными плитами, так что отец народов по-прежнему рядом с нами.
Защита от монстров
Двойные двери на некоторых станциях петербургского метрополитена до сих пор удивляют гостей Северной столицы. Существует легенда, что таким образом пассажиров пытались защитить от всякой нечисти: якобы в тоннелях расплодились громадные крысы, которых даже давили поездами. Конечно, все это неправда, никаких крыс-монстров в питерской подземке сроду не было.
А в народе между тем гуляет и такая версия: двойные двери были придуманы на случай, если вода из залива просочится в метро: они на время перекроют потоки, и люди успеют выбраться по эскалатору.
На самом деле проектировщики в защиту своей идеи приводили довод о нулевом риске умышленного и неумышленного падения пассажиров на рельсы. Да и экономия отделочных материалов тоже сыграла свою роль.
План петербургского метрополитена, 1970-е гг.
Дерни за веревочку
С первой станцией закрытого типа «горизонтальный лифт» – «Парк Победы» связана еще одна городская легенда, на этот раз довольно веселая. В день торжественного открытия, 29 апреля 1961 года, механизм открытия дверей-створок дал сбой. И это перед самым прибытием высокого городского начальства! В итоге, утверждает народная молва, у каждой створки поставили служащих станции в форме красноармейцев, которые дергали в течение дня за веревочки, открывающие двери.
Последняя станция
«Как только в Петербурге будет построена 60-я станция, город уйдет под землю», – гласит еще одна легенда, весьма популярная в Северной столице в конце прошлого века. Мол, именно поэтому новые станции строятся долго и неохотно.
Но и эта история не нашла своего подтверждения: 60-я по счету станция метро – «Парнас» была введена в эксплуатацию 22 декабря 2006 года.
На сегодняшний день питерская подземка насчитывает уже 67 станций, и город до сих пор на месте.
Царство призраков
Говорили, что наклонный ход с эскалаторами обрушился перед самым открытием «Пушкинской»
Долгое время станцией-призраком считалась «Адмиралтейская». Более 10 лет пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной», видели темный зал. Но звание первого «призрака» по праву досталось «Пушкинской». Эта станция была открыта спустя пять месяцев после пуска первого участка «красной» линии метро – 30 апреля 1956 года.
Если верить молве, во всем виноват наклонный ход с эскалаторами, который обрушился перед самым открытием. Так что «Пушкинская» сразу ушла на ремонт. Однако менять декоративные решетки с надписью «1955» уже никто не стал.
Позже «призраками» успели побывать «Чернышевская», «Крестовский остров» и «Обводный канал».
От метро до кино
5 октября 1977 года в 13:00 со станции «Дачное» ушел последний поезд
А еще в Петербурге есть станция-«мертвец» – «Дачное». Возвели ее в 1966 году как временное сооружение, пока к юго-западу от нее строили вестибюли станций «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». 5 октября 1977 года в 13:00 из «Дачного» ушел последний поезд. Вскоре пути и часть платформы разобрали, а оставшуюся кирпичную коробку по адресу: Трамвайный пр., 18а, сейчас занимает МРЭО ГИБДД.
При этом на еще не закрытой станции успели снять несколько фильмов: «Его звали Роберт» (1967) с Олегом Стриженовым и Марианной Вертинской в главных ролях, «Происшествие, которого никто не заметил» (1967) с Жанной Прохоренко и Виталием Соломиным и «Шаг навстречу» (1975), где на станцию спускаются герои Людмилы Гурченко и Николая Волкова – мл.
Красавица Марина Неелова сыграла контролера ленинградской подземки
Платформа «Дачное» выглядит мертвой и пустынной, хотя станция еще работала
И это не весь список! В 1970 году на экраны вышел фильм «Цвет белого снега», в котором практически все действие происходит на станции «Дачное», где главная героиня, ее играет Марина Неелова, работает контролером.
И напоследок еще одна загадка петербургского метрополитена – переход со станции «Площадь Александа Невского 1» на «Площадь Александра Невского 2»: громадное панно с богатырями рано или поздно ставит в тупик абсолютно всех пассажиров: на четырех конях восседают пять всадников.
В народе загадочное панно получило грубоватое прозвище «Пять мужиков на четырех конях», а сами станции из-за длинного названия часто именуются «ПлАНом», но это сокращение известно только старожилам, приезжие от таких топонимов сразу теряются.