- Проекты метро в царском Петербурге
- Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
- Великая Отечественная война (1941—1945)
- Линии, станции и депо
- Строительство новых линий, станций и депо
- Музейный подвижной состав
- Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
- Многоразовые проездные билеты
- Бесконтактные однократные платежи
- Работа в ночное время
- Доступность для маломобильных групп населения
- Особенности системы информирования пассажиров в поездах
- Съёмки в метрополитене
- Прорыв 1974 года
- Размыв 1995 года
- Теракт 19 декабря 1996 года
- Обрушение козырька 10 июня 1999 года
- Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
- Теракт 3 апреля 2017 года
- Факты, особенности и технические подробности
- Колонная станция глубокого заложения
- Односводчатая станция глубокого заложения
- Пилонная станция глубокого заложения
- Станция закрытого типа
- Количество вагонов в составах
- Тип подвижного состава
- Авария на эскалаторе станции «Невский проспект»
- Неисправность тормозов подвижного состава на участке «Петроградская» — «Пионерская»
Проекты метро в царском Петербурге
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Динамическая схема развития Петербургского метрополитена с 1955 по 2012 год
Возвращение к теме метро и начало строительства (1938—1941)
Здание Управления Петербургского метрополитена на Московском проспекте
Административное здание Петербургского метрополитена на улице Одоевского
Станция «Гражданский проспект»
Великая Отечественная война (1941—1945)
Первое продление Ленинградского метрополитена датируется 1958 годом, когда первая (Кировско-Выборгская) линия прошла под Невой к Финляндскому вокзалу. Дальнейшее строительство Кировско-Выборгской линии в 1970-е годы происходило главным образом в северном направлении. В 1978 году была построена станция «Девяткино» в пределах Всеволожского района Ленинградской области. Продвижение этой линии на юг было существенно меньшим, в 1977 году были введены в эксплуатацию две станции, «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», при этом закрыта станция «Дачное».
Вторую (Московско-Петроградскую) линию начали строить сразу после открытия метрополитена. 6 лет спустя — в 1961 году — открылся участок «Технологический институт» — «Парк Победы» вдоль Московского проспекта, после чего образовался первый в СССР кросс-платформенный узел на станции «Технологический институт», а также впервые в мире открыта станция закрытого типа — «Парк Победы».
Четвёртую (Правобережную) линию построили в 1985 году.
На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей.
Станция «Комендантский проспект»
К началу 1992 года продолжалось строительство 14 станций на четырёх линиях:
Предполагалось, что в 1994—2004 гг. метрополитен вырастет вдвое за счёт трёх новых линий и 61 станции, однако в условиях нестабильной экономики в эти сроки удалось построить только 6 станций.
Линии, станции и депо
Информационные наклейки на эскалаторе станции «Волковская»
Станция «Площадь Мужества»
Станции по конструкции разделяются на:
«Проспект Ветеранов» и «Ленинский проспект» построены по типовому московскому проекту, т. н. «сороконожка».
В Петербургском метрополитене есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»). Узел «Технологический институт» имеет кросс-платформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кросс-платформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
Курсивом обозначены строящиеся станции.
Петербургский метрополитен обслуживается семью (в перспективе — ещё шесть приблизительно до середины 2030-х годов) электродепо. Определить, к какому депо приписан тот или иной пассажирский состав, можно по маркировке номера депо (кроме тех, которые не являются эксплуатационными) у головных вагонов, расположенной в нижней части торцевой стены вагона со внешней стороны справа по ходу движения поезда.
Строительство новых линий, станций и депо
Состав с головным вагоном типа Ема, въезжающий в ТЧ-4
Состав с головным вагоном типа 81-717 в ТЧ-5
Головной вагон 81-540 в ТЧ-5
Состав с вагонами типа НеВа
Состав с вагонами типа Юбилейный в ТЧ-5
Состав с вагонами типов 81-722.1/723./724 .1 на станции «Владимирская»
Состав из вагонов 81-540.1/541.1 на IV пути (в первом колонном зале) станции «Технологический институт»
Музейный подвижной состав
Поезд «Ладога» (не эксплуатировался, переделан в «Оку» на Метровагонмаше для эксплуатации в Московском метрополитене)
Эксплуатация, сервисы и перевозка пассажиров
Проездной билет Петербургского метро
Транспортная карта «Подорожник»
Для оплаты проезда и провоза багажа используются:
При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира выдаёт чек или заполняет «справку о стоимости проезда», предъявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
Многоразовые проездные билеты
Для оплаты проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт.
Время проезда лимитировано:
Бесконтактные однократные платежи
В 2005 году, в год 50-летия петербургского метро, в петербургском метрополитене начали выпускать коллекционные жетоны. Выпуск таких жетонов обычно приурочен к какой-либо круглой дате в истории метрополитена (юбилеи метрополитена, отдельных его станций или служб), либо к другим круглым датам так или иначе связанным с метрополитеном или его историей. По заведённой традиции, в день юбилея коллекционные жетоны можно приобрести по цене обычного жетона в кассах определённых станций метро и очень ограниченным тиражом. В последующие дни коллекционные жетоны можно приобрести только в составе открытки и по гораздо более высокой цене. Коллекционный жетон можно использовать для прохода в метрополитен, однако из-за его ценности никто так не поступает.
Ниже можно ознакомиться со списком всех коллекционных жетонов, выпущенных в 2005—2022 годах.
Список коллекционных жетонов
Работа в ночное время
Поездка на мотовозе в ночное время по Кировско-Выборгской, Невско-Василеостровской и Правобережной линиям
Доступность для маломобильных групп населения
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Подъёмник для инвалидов на станции «Ленинский проспект»
В Петербургском метрополитене предоставляют свои услуги пять операторов сотовой связи: «МегаФон» (в том числе Yota), «Мобильные ТелеСистемы», «Билайн» и Tele2. Они присутствуют на всех станциях.
Особенности системы информирования пассажиров в поездах
Объявление в поезде метро, озвученное Михаилом Быковым
Объявление в поезде метро, озвученное Вадимом Чернявским
Объявление «Осторожно, двери закрываются!», озвученное Вадимом Чернявским
Съёмки в метрополитене
Часть бюллетеня Роспатента (№ 23; 2021 г.)
Прорыв 1974 года
8 апреля 1974 года около 16 часов 30 минут при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, однако заморозить его не удалось. Забой начал заполняться водой через появляющиеся трещины.
Вскоре стал заполняться и верхний тоннель, у которого не было прямого сообщения с забоем. Аварийные затворы из-за быстрого поступления плывуна полностью закрыть не удалось, но, по официальным данным, все люди были спасены. Тоннели были затоплены на километр, значительная часть льдогрунтового массива разморозилась.
На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений. Следы этого происшествия несут в себе два производственных корпуса НПО «Аврора», которые можно увидеть с Политехнической улицы: часть этих зданий обрушилась, было решено их не сносить, а просто заделать этажи со стороны улицы.
Проникновение плывуна в тоннели метро удалось остановить путём сооружения преграды недалеко от станции метро «Лесная». Для того чтобы остановить разрушения на поверхности, выработки были затоплены — в аварийные тоннели закачали водопроводную воду.
По мотивам произошедшего в 1986 году был снят фильм «Прорыв».
Размыв 1995 года
Состав из вагонов 81-540.7 №№ 10264—10263 на открытии перегона «Площадь Мужества» — «Лесная» 26 июня 2004 года, в котором участвовал также президент России Владимир Путин. Фотография сделана в экспозиции ретро-поезда
Теракт 19 декабря 1996 года
19 декабря 1996 года на 1 линии произошёл взрыв, в ходе которого один из двух находившихся в вагоне пассажиров был оглушён взрывной волной.
Обрушение козырька 10 июня 1999 года
После отключения четырёх линий напряжением 330 кВ, в 18:34 произошло обесточивание шести секций шин 330 кВ на подстанции «Восточная» Всеволожского района Ленинградской области, а следом подстанций «Северная» и «Каменногорская», некоторые районы Санкт-Петербурга были обесточены; коснулось это и метрополитена.
Неисправность тормозов поезда на участке «Петроградская» — «Пионерская»
10 февраля 2012 года в 18:23 состав, следовавший в сторону «Парнаса» по первому пути, совершил запланированную остановку на «Петроградской», проехав до сигнального знака «Остановка первого вагона», чтобы совместить двери поезда с дверьми станции («Петроградская» — станция закрытого типа). Однако при попытке тронуться далее произошёл сбой пневматического характера в системе торможения, в результате чего поезд простоял около пяти минут на станции до тех пор, пока инструктор не помог машинисту вручную сбросить тормозное давление путём отключения воздухораспределителей в каждом из вагонов. По инструкции, данный состав стал непригоден для эксплуатации и должен был произвести аварийную высадку пассажиров, после чего быть отбуксированным в ближайший ПТО. Тем не менее, машинист с инструктором решили «дотянуть» состав до ПТО вручную при помощи резервного управления, и в 18:28 состав отправился в сторону «Чёрной речки». Поскольку на данном перегоне имеется значительный перепад высот (порядка 15 м), стояночные тормоза не справились с нагрузкой и отказали за 300 м до въезда на станцию, отчего состав проехал «Чёрную речку» без остановки, а позже развил предельную скорость 60 км/ч в сторону «Пионерской». Дежурный по станции, не сумев связаться с аварийным составом, догадался в чём дело и подал сигнал в ПЦБ для отключения питания КР на перегоне. В результате состав снизил скорость, и по инерции доехал до середины перегона, затем поехал в обратную сторону и проехал «Чёрную речку» до упора, а после — опять сменил направление и остановился в тоннеле между «Чёрной речкой» и «Пионерской». Инцидент в СМИ прозвали «американскими горками в Питере». Никто не пострадал. Машинист и инструктор в дальнейшем уволились по собственному желанию.
Теракт 3 апреля 2017 года
Петербургский метрополитен описывается в романе Шимуна Врочека «Питер», «Питер. Война» и «Путевые знаки» книжной вселенной Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Петербургское (Ленинградское) метро запечатлено в художественном фильме «Прорыв», вышедшем в прокат в 1986 году.
Факты, особенности и технические подробности
Для информации, почему утверждены ПТЭ Петербургского метрополитена
Метрополитен – вид внеуличного транспорта.
· нет сигнала абсолютной остановки (чередующиеся «0» и «НЧ»);
· показания светофоров и сигналы, подаваемые ручными фонарями – сигналы. Например: два желтых сигнала, из них верхний мигающий, ручной фонарь с прозрачно-белым сигналом, один лунно-белый сигнал.
· В частности, изменилось значение показания светофора «один желтый и один зеленый сигналы» — «Разрешается проследование светофора со скоростью не более 60 км/ч, готовностью проследовать следующий светофор при наличии на нем показания один желтыи сигнал со скоростью, не более 35 км/ч, а на наземных и приравненных к ним участках — со скоростью не более 25 км/ч». Раньше было — после ЖЗ проследовать следующий светофор с желтым показанием (не обязательно именно «один желтый», следовательно, теперь АВ248 не может быть ЖЗ, если АВ246М – 2 желтых, верхний мигающий);
· глава 7 (сигналы, применяемые при маневровой работе):
o нет пункта о том, что допускается применение сигнала «два лунно-белых огня»:
o при маневрах не допускается применение «одного синего сигнала» как было в пунктах 7.4 и 7.2 ИСИ РФ;
o нет информации о том, что повторитель лунно-белого сигнала маневрового светофора подает сигнал в обе стороны;
· новый знак – «Ограничение максимальной скорости» для подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по эксплуатации метрополитена;
· новый знак «предел» — устанавливается в тоннеле с правой стороны по направлению движения не менее 50 метров до начала пассажирской платформы. Запрещается проследовать знак в случае остановки впереди идущего перед сигнальным знаком «6», «7», «8» (остановка первого вагона соответственно шести-, семи- или восьмивагонного состава) состава при применении торможения до знака «Предельное место применения экстренного торможения».
· указатель КГУ. Для подачи информации машинисту о срабатывании КГУ на станциях, в районе остановки первого вагона, устанавливается сигнальный указатель контрольно-габаритного устройства (указатель КГУ) — фонарь с красным мигающим сигналом (раньше высвечивался молочно- белым цветом), на котором нанесены показания белым шрифтом с буквами «КГУ» и звонок КГУ предназначенный для подачи звукового сигнала.
· Знак «предельно допускаемая скорость». Допускается обозначение «км/ч»
· знак «Ограждение сходного устройства на станционный путь» — добавилась формулировка «Допускается установка дублирующих знаков «Ограждение сходного устройства на станционный путь» на путевой стене, а на станциях закрытого типа на тоннельной обделке на уровне кабины машиниста»;
· знаки «6», «7», «8» — остановка первого вагона соответственно шести-, семи- или восьмивагонного состава, после применения экстренного торможения по знаку «Предельное место применения экстренного торможения»; указанные знаки также используются для остановки головного вагона при следовании сцепа объединенных поездов для высадки пассажиров на станции. добавилась фраза (выделена жирным).
· знак «ограждение металлоконструкций (МК)» — устанавливается перед металлоконструкцией с правой стороны по ходу движения в правильном направлении на расстоянии 100м, а после МК — на расстоянии 200м (Рис. 94, 95).
добавилась фраза (и рисунок расстановки знаков – устанавливаются на высоте 2-2,2м от уровня головки рельс):
На однопутных соединительных ветвях знак «Ограждение металлоконструкций (МК)» устанавливается с правой и левой стороны от пути на расстоянии 200 метров до и после МК.
· новые знаки – «АЛС-0» и «АЛС-НЧ» — указывают машинисту место возможной смены разрешающего сигнального показания АЛС на «0» или «НЧ» в кабине управления подвижного состава, предназначенного для обеспечения пассажирских перевозок;
· Пункт 2.25, как дополнение к разделу 3.8 ИДП «движение ПСП при снижении видимости или затоплении пути». При следовании по участку с ограниченной видимостью подаются оповестительные сигналы с периодичностью не менее 2 сигналов в минуту (этого нет в ИДП);
· не употребляется больше слово «электропоезд» (здесь и в ИСИ, ИДП, ИФМ), в основном используется формулировка «подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров» или «подвижной состав».
· новые понятия: ПСП – подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров (обкатка, перегонка). П СР – подвижной состав, предназначенный для выполнения работ по эксплуатации метрополитена (ранее хозяйственный поезд). Поездной диспетчер (ДЦХ) – уполномоченный перевозчиком на осуществление функции по регулированию движения подвижного состава в соответствии с установленными графиками работник. Эти понятия не встречается в ПТЭ Петербургского метрополитена, только определение (расшифровка).
· следование после ночного отстоя:
o за светофором автоматического действия – с разрешения ДЦХ на дальнейшее движение со скоростью не более 20 км/ч до появления разрешающего сигнала на указателе АЛС-АРС (до следующего светофора);
o за светофором полуавтоматического действия (входным, выходным) – с разрешения ДЦХ при наличии разрешающего сигнала на указателе АЛС-АРС. Дальше без изменений.
· Нет пунктов, которые раньше были в ПТЭ РФ, а именно производство маневров (общие требования, особенности производства маневров (скорости)), движение поездов (общие требования, прием и отправление поездов, средства сигнализации при движении поездов, порядок движения поездов), порядок вождения поездов, особенности вождения поездов, порядок действий при вынужденной остановке поезда. Вся эта информация теперь в ИДП.
· Добавился пункт к требованиям для электрической централизации стрелок и сигналов. Устройства электрической централизации не должны допускать выдачи разрешающей сигнальной команды в рельсовую цепь, если стрелки в данном маршруте, включая охранные, не поставлены в соответствующее положение, а в рельсовые цепи враждебных маршрутов подаются разрешающие сигнальные команды;
· Нет понятия о предельно допустимой скорости. Теперь «предельно допускаемая скорость». Раньше в ПТЭ и ИСИ было по-разному;
· Добавился пункт — АЛС-АРС должна обеспечивать автоматическое торможение подвижного состава до полной его остановки при не подтверждении машинистом восприятия торможения от устройств АЛС-АРС на не кодируемой рельсовой цепи.
· Порядок работы, установки, включения, отключения и т.д. объектов инфраструктуры и подвижного состава устанавливается перевозчиком, а не управлением метрополитена, как раньше.
Изменения, касающиеся составов нового поколения:
o изменился пункт в главе «подвижной состав» — в пассажирском помещении вагона должны быть установлены краны (рукоятки) отключенияэлектропневматического (электромеханического) управления дверями. Вагоны могут быть оборудованы бортовой сигнализацией и дистанционными устройствами отжатия токоприемников;
o В главе «колесные пары подвижного состава, предназначенного для пассажирских перевозок» убрали информацию о подрезиненных колесных парах (в СПб – цельнокатаные);
o В главе «тормозное оборудование и автосцепное устройство». Подвижной состав должен быть оборудован автоматическими пневматическими тормозами или электропневматическими тормозами; авторежимное устройство теперь просто устройство, обеспечивающее сохранение постоянства тормозного пути при различной загрузке вагонов; в кабинах и промежуточных вагонах должны быть стоп-краны (стоп-кнопки);
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2022 года; проверки требуют 55 правок.
Строительство линии началось в 1958 году, после выхода постановления «об устранении излишеств в проектировании и строительстве», а первый участок линии был открыт 29 апреля 1961 года и состоял из 5 станций: от «Парка Победы» до второго зала «Технологического института». Из-за этого оформление станций значительно отличается от первых станций Кировско-Выборгской линии минималистичностью. На некоторых станциях стены оштукатурены на всю высоту (Невский проспект, частично Электросила), либо выложены керамической плиткой (Сенная площадь, Петроградская). На прочих для отделки использовались крупные плоские панели из мрамора. На первых станциях линии также не использовалось люстр, вместо них — люминесцентные лампы без плафонов, либо закарнизное освещение.
Кроме устранения архитектурных излишеств, экономия средств выражалась и в других особенностях. Все станции этой линии, кроме «Технологического института», не способны принять поезда длиннее 6 вагонов (1 линия принимает 8 вагонов с частичным заходом заднего в тоннель). На линии было построено 7 пилонных станций подряд, многие из них имеют короткий центральный зал. 4 станции были построены с типовыми наземными вестибюлями — «ротондами», имеющими защиту от прямого попадания авиационной бомбы. На этой линии впервые в мире были построены станции типа «горизонтальный лифт».
В рамках строительства 2-й очереди 2-й линии предполагалось построить станцию под Марсовым полем, однако из-за обнаруженного плывуна от станции пришлось отказаться.
С 1980-х годов на линии было также построено 4 станции односводчатого типа и одна колонная (Проспект Просвещения), имеющие более богатое оформление. Конечные станции — Купчино и Парнас — были построены соответственно в 1972 и 2006 годах и являются крытыми наземными станциями перед въездом в депо (соответственно ТЧ-3, построенное в 1972 году и ТЧ-6 в 2000).
Все станции Московско-Петроградской линии, кроме «Купчино» и «Парнаса», имеют островные платформы.
Колонная станция глубокого заложения
При пуске линии в 1961 году первой колонной станцией на Московско-Петроградской линии стал первый зал станции «Технологический институт», открытый в 1955 году в составе Кировско-Выборгской линии, образовав с ней кросс-платформенный пересадочный узел.
Вторая колонная (колонно-стеновая) станция — «Проспект Просвещения» — появилась на пусковом участке «Удельная» — «Проспект Просвещения» в 1988 году.
Односводчатая станция глубокого заложения
Данный тип станции представляет собой однообъёмный большой зал. На Московско-Петроградской линии станции такого типа появились на пусковых участках «Петроградская» — «Удельная» и «Удельная» — «Проспект Просвещения» в 1982 и 1988 годах.
На 2023 год таких станций на Московско-Петроградской линии четыре:
Пилонная станция глубокого заложения
Впервые на Московско-Петроградской линии станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Технологический институт» — «Парк Победы» в 1961 году.
На 2023 год таких станций на Московско-Петроградской линии восемь:
Все они следуют друг за другом. Станции «Горьковская», «Фрунзенская», «Московские ворота» и «Электросила» имеют укороченный центральный зал.
Станция закрытого типа
В Санкт-Петербурге (Ленинграде) станции такого типа впервые появились в первой очереди Московско-Петроградской линии на пусковом участке «Парк Победы» — «Технологический институт». Такие станции имеют раздвижные платформенные двери, ограждающие пассажиров и работников станции от прибывающих и отправляющихся поездов.
Две таких станции на линии — «Купчино» и «Парнас» — появились в 1972 и 2006 году соответственно, став конечными на юге и севере линии.
Количество вагонов в составах
С момента пуска первой очереди и до 1970 года линию обслуживали пятивагонные составы, далее — шестивагонные. Дальнейшее удлинение составов невозможно, так как проектная длина платформ на всех станциях и канав в депо изначально рассчитывалась только на шесть вагонов.
Тип подвижного состава
В 1993 году в тоннеле у станции «Пионерская» мотовоз переехал находившихся там рабочих, которые от полученных травм позже скончались.
Авария на эскалаторе станции «Невский проспект»
10 июня 1999 года в 19:45 пятиметровый бетонный козырёк наземного павильона, площадью около 50 квадратных метров, обрушился на людей. Авария унесла 7 жизней. Трое женщин и двое мужчин погибли на месте, ещё двое раненых — мужчина и женщина — скончались в больнице на следующий день. Причина — ошибки при проектировании вестибюля.
Неисправность тормозов подвижного состава на участке «Петроградская» — «Пионерская»
Согласно планам по развитию метрополитена до 2048 года, никаких работ по продлению линии не предполагается. Однако есть ряд перспективных проектов, предусматривающих различные направления строительства:
В 1970-х годах планировалось построить ответвление от станции «Петроградская» на Крестовский остров.