История Петербургского метрополитена.
Дальнейшее строительство метро подробно описано на страницах, посвященных конкретным линиям метрополитена. В дальнейшем линии метро достигли бывших окраин Петербурга — Озерков, Обухово, Гражданки и других районов.
В качестве подвижного состава поезда были использованы вагоны типа 81-717/714.
На торцевых дверях головных вагонов висели вывески:
Внутри отличался только наличием под заводской табличкой второй, на которой присутствовала надпись красным шрифтом:
Именные поезда Петербургского метрополитена — составы, имеющие собственное имя, присвоенное в честь каких-либо людей, событий, в рамках тематических акций и т. п. Как правило, такие составы имеют какие-либо отличительные особенности. Спектр таких особенностей может быть широким: от простых табличек на головных вагонах или внутри их до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.
Именные поезда Московского метрополитена — составы, имеющие собственные имена, присвоенные в честь каких-либо людей, событий, в рамках тематических акций и т. п. Как правило, такие составы имеют какие-либо отличительные особенности. Спектр таких особенностей может быть широким: от простых табличек на головных вагонах или внутри них до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.
С 1997 года за десять лет было открыто только шесть станций из-за недостаточного финансирования в 1990-х годах. Однако в 1994 году за десять лет планировалось построить гораздо больше и практически удвоить метро, построив три новых линии и 61 новую станцию, но открылось в десять раз меньше и количество линий осталось таким же.
С конца 1995 до июня 2004 года движение на участке Кировско-Выборгской линии между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было закрыто из-за так называемого «размыва» (прорыва воды в тоннели перегона). Еще в 1970-х годах, в процессе изначального их строительства строители столкнулись с проблемой прорыва грунтовой воды, с которой боролись заморозкой. В 1995 году произошел прорыв воды в туннели и движение на этом участке было прекращено. Работы по строительству обходных туннелей заняли 9 лет — до 2004 года, и поглощали существенную долю финансов, выделенных на строительство Петербургского метрополитена.
- Изменение времени работы метрополитена
- В метро Петербурга появился хохломской поезд, посвященный Нижегородской области
- Полувековой юбилей Ленинградского метрополитена
- «Московскому метрополитену в честь 60-летнего юбилея»
- «Красная стрела — 75 лет»
- «Поэзия в метро»
- «175 лет железным дорогам России»
- Состав к 200-летию Петербургского университета путей сообщения
- «50 лет Метрополитену»
Изменение времени работы метрополитена
Пассажирские вагоны типа Г были доставлены в Ленинград в количестве 40 штук. Именно они работали на первой линии Ленинградского метрополитена «Площадь Восстания» — «Автово», открывшейся 15 ноября 1955 года. Обслуживались вагоны электродепо «Автово». По некоторым данным, в 1965 году все вагоны типа Г из Ленинграда переданы в Москву, где они работали до 1975 года.
Пассажирские вагоны типа Д были переданы в депо «Автово» (Ленинград) в количестве 140 вагонов в 1961 году. Пассажирские перевозки этими вагонами не осуществляются с 1992 года (депо «Московское»).
В метро Петербурга появился хохломской поезд, посвященный Нижегородской области
6 июля 2023 12:15
Дизайн вагонов разработала студия Артемия Лебедева
На синей ветке метро в Петербурге запустили поезд, посвященный Нижегородской области. У него есть название: «Нижний Новгород: 100% настоящая Россия». Расписанные хохломой вагоны будут ездить по станциям до января 2024 года. Об этом рассказали в пресс-службе комитета по транспорту.
— Яркое внешнее и внутреннее оформление состава разработала студия дизайна Артемия Лебедева. В основе концепции дизайна — шесть ключевых точек притяжения Нижегородской области: Нижний Новгород, Болдино, Городец, Семенов, Дивеево, Арзамас, — говорится в сообщении ведомства.
С историей перечисленных городов пассажиры смогут познакомиться прямо во время поездки. Для этого нужно будет просто отсканировать QR-код. Позже в нижегородском метро тоже планируют запустить вагоны, посвященные Санкт-Петербургу.
Напомним, нижегородский поезд появился в Северной столице в рамках развития туристического маршрута «Три столицы: от рассвета до заката». Москва, Петербург и Нижний Новгород с помощью проекта развивают сотрудничество.
Метрополитен к 300-летию Петербурга в подарок получил предусмотренное проектом и не завершённое на момент открытия, художественное оформление станции метро «Крестовский остров»
Полувековой юбилей Ленинградского метрополитена
В 2005 году праздновался юбилей Ленинградского метрополитена.
Несмотря на ограниченность бюджета мероприятия в связи с дотационным положением организации, метрополитен постарался достойно встретить юбилей, проведя следующие праздничные мероприятия:
Обкатка «ретро-поезда» Петербургского метрополитена
Был создан к 50-летнему юбилею метрополитена из вагонов типа Е. Включает в себя два головных вагона, шесть промежуточных и один запасной.
Это вполне современные вагоны, только оформлены «под старину»: снаружи — верхняя часть вагона салатного цвета, нижняя — голубого, посередине — прямая полоса темно-синего цвета. На вагонах старая эмблема метрополитена (с гербом СССР). В качестве праздничного оформления все вагоны состава украшены красной полосой по боку. В дополнение к этому у головных вагонов аналогично оформлены торцы составов. Изнутри отделаны линкрустом «нового» образца (без рисунка) и покрашены «по-новому» — в жёлтый цвет. Головные вагоны пришли из депо «Невское», промежуточные — с депо «Северное».
В этом составе нет рекламы, а привычные пассажирам рекламоместа заняты под историческую информацию.
Сокольническая линия, состоял из вагонов типа Д.
Поезд «Пионер Кунцева»
Назван в 1984 году в честь почина пионеров Кунцевского района, собравших металлолом для двух новых поездов для Филёвской линии метро — «Пионер Кунцева» и «Молодогвардеец». Целью акции был пуск по Филёвской линии Московского метро двух новых именных электропоездов. Однако руководство Московского метрополитена отказалось запустить на Филёвскую линию новые поезда, сославшись на то, что те не смогут эксплуатироваться в условиях наземной Филёвской линии с суровыми погодными условиями. В итоге «Пионером Кунцева» стал обычный перекрашенный старый состав выпуска 1961 года. По слухам, настоящий новый состав поступил в итоге на Замоскворецкую линию, где в то время шла замена старых вагонов на новые. Второй же поезд «Молодогвардеец» поступил на Серпуховско-Тимирязевскую линию, вообще не имеющую никакого отношения к Кунцевскому району Москвы. Подобные подлоги вызвали в то время существенный общественный резонанс, особенно в Кунцевском районе. Неоднократно в газетах «Пионерская правда» и «Гудок» появлялись статьи на эту тему. Некоторое время шла тяжба между Кунцевским РК Комсомола и Московским горкомом КПСС с руководством Московского метрополитена, но в итоге всё равно новые именные поезда на Филёвской линии так и не появились. Поезд «Пионер Кунцева» просуществовал всего 6 лет, после чего в 1991 году был порезан на металлолом, поскольку настоящий срок его работы на линии был не с 1984, а с 1961 года.
Из металла, собранного пионерами, был построен ещё один именной поезд «Молодогвардеец». На Филёвскую линию он так и не был запущен, а ходил по Серпуховско-Тимирязевской линии, не имеющей никакого отношения к Кунцевскому району Москвы (см. выше — упоминание о подлогах).
«Московскому метрополитену в честь 60-летнего юбилея»
Состав из вагонов 81-717.5М/714.5М с гербом Москвы и наклейками «Moscow 2012 Candidate City» на боковинах. Создание было приурочено к подаче заявки Москвы на проведение Олимпиады-2012. Поезд вёз представителей МОК до станции «Воробьёвы горы». Работал на Сокольнической линии в 2005 году.
Уже в конце XIX века в столице Российской империи всерьез обсуждали перспективы строительства подземной железной дороги. О планах Петербургского метро шумно спорили газеты, видные инженеры обсуждали достоинства и недостатки проектов. Тем временем в Петербурге не было даже электрического трамвая. Противодействие городских властей, желавших взять этот вид транспорта под свой контроль, в конечном итоге стало одной из причин того, что проект метро тогда так и не был осуществлён.
Проект Петербургского метрополитена П. И. Балинского (1900-е)
Всего известно о десятке дореволюционных проектов. Первый из известных проектов — проект правления Балтийской железной дороги. В нем предложено одной линией соединить все столичные вокзалы — идея, которая кочевала из проекта в проект и в итоге была воплощена при строительстве метрополитена. В 1901 году инженер В. Н. Печковский предложил построить вокзал в районе Казанского собора и от него проложить тоннельно-эстакадную линию к вокзалам. В этом же году Г. А. Гиршсон предложил создать метро под Невским проспектом. Однако наиболее продуманным проектом следует признать проект гражданского инженера П. И. Балинского, который еще в 1898 году предложил создать разветвленную сеть столичной железной дороги (им же был предложен аналогичный проект для Москвы). Балинский предложил создать радиально-кольцевую транспортную систему с Центральным вокзалом, преимущественно эстакадно-насыпную. Кольцо должно было охватить все пригороды Петербурга, планировалось построить 11 новых мостов через Неву и ее рукава. Стоимость проекта была оценена в 190 млн рублей, при этом доход уже в первый год мог составить около 2 млн рублей. Однако в 1903 году императором Николаем II не без «трамвайного лобби» в городском правлении проект был отклонен. Практически все дореволюционные проекты отличались преимущественно эстакадными линиями и как показал последующий опыт эксплуатации в условиях Петербурга использование открытых линий было бы сопряжено с большими трудностями. Для строительства преимущественно тоннельного метрополитена, притом глубокого заложения, в Петербурге не было достаточных материальных и технических ресурсов.
Прошло время, произошла революция, после этого — перенос столицы в Москву. Московский метрополитен открылся 15 мая 1935 года.
После этого со всей остротой встал вопрос о строительстве метро в Ленинграде.
Первым руководителем метро стал начальник Ленинградского метростроя И. Г. Зубков. Сооружение первой очереди Ленинградского метро — выдающаяся страница советского метростроения. Изначально разработка проектного задания первой линии от станции «Автово» до Бабурина переулка велась московским институтом Метрогипротранс, но 21 января 1941 года образована «Дирекция Строительство № 5 HKПС». В феврале 1941 года действовало большинство стройплощадок, а к апрелю были заложены все 34 шахтных ствола.
Работы по сооружению метро прервала война. Через пять дней после начала войны
Во время войны метростроевцы строили тупики и склады, железнодорожные ветки и портовые сооружения в осажденном Ленинграде. В 1944 году, несмотря на то, что война продолжалась, началось восстановление города. Метрострой строил дороги, платформы, восстанавливал жилые дома, готовил к работе заводы. В конце войны, 28 июня 1944 года погиб директор строительства И. Г. Зубков. Во время войны он входил в управление военно-восстановительных работ.
С 1944 по 1946 годы метрострой возглавлял один из участников работ по железнодорожному обеспечению Дороги жизни и Дороги победы генерал-майор В. Е. Матишев. До этого он командовал подразделениями железнодорожных войск на Ленинградском фронте и постоянно работал в контакте с И. Г. Зубковым.
В принятом варианте специалисты выделяют два новых решения:
3 сентября 1947 года снова началось строительство Ленинградского метрополитена.
В 1949 году на заводе Ленметростроя был изготовлен первый ленинградский горнопроходческий комбайн.
В декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил И. С. Новиков. Организация разместилась в том здании, в которое выходит наклонный ход станции «Технологический институт».
5 августа 1955 года в 8 утра на станции «Площадь Восстания» началась обкатка первого эскалатора.
6 сентября 1955 года в эксплуатацию сдан первый объект — понижающая трансформаторная подстанция Ленэнерго.
7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд. Он состоял из вагонов 690, 691, 692, 693. Его вел машинист Н. Климов, помощник машиниста Л. Денисов, в кабине второго вагона находился запасной машинист В. Лзетов.
5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена. Всего через десять лет после окончания войны город получил подземный транспорт, оформленный в роскошном стиле, характерном для московского метро 1940—1950-х годов.
Торжественное открытие состоялось 15 ноября 1955 года.
Ленинградский метрополитен вступил в постоянную эксплуатацию.
В общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.
Самый старый из действующих именных составов: начал работу на Замоскворецкой линии в 1989 году. Поначалу мало отличался от обычных поездов, дизайн был обновлён с 8 ноября 2006 года. Сейчас на вагонах надписи «Народный ополченец» (фотография состава) и «1941—1945» (последняя на георгиевской ленте), внутри — материалы о Великой Отечественной войне.
Собственного расписания поезд не имеет, поэтому может работать в любое время наравне с обычными составами. Тип — 81-717.5М/714.5М
«Курская дуга» в старой верии окраски на станции «Улица Подбельского»
Одновременно с запуском поезда в дар метрополитену была передана обнаруженная в Белгородской области картина «Последний бой бронепоезда „Московский метрополитен“».
Поезд состоит из 7 вагонов 81-717.5М/714.5М, их номера: 2695-1529-1530-1531-1532-1533-2696. Единственное внешнее отличие — на головных вагонах присутствуют памятные металлические таблички и надписи «Курская дуга» с георгиевскими лентами. Внутри в вагонах расклеены материалы об истории бронепоезда «Московский метрополитен».
Собственного расписания «Курская дуга» не имеет, поэтому может работать в любое время наравне с обычными поездами
«Красная стрела — 75 лет»
Состав «Красная стрела — 75 лет» на станции «Улица Подбельского»
Запущен на Сокольнической линии 9 октября 2006 года в честь 75-й годовщины первого фирменного поезда Москва — Санкт-Петербург «Красная стрела». Приписан к электродепо «Северное». Номера вагонов — 2763-1699-1700-1701-1702-1703-2764 (старый состав), 2763-1938-1699-1700-1701-1702-2764 (новый состав), тип — 81-717.5М, 81-714.5М.
Внешний вид поезда разработан в СКБ метро АО «Метровагонмаш». Снаружи он окрашен в красный цвет вместо обычного синего, горизонтальная полоса жёлтая вместо белой, крыши и торцы головных вагонов серебристые, на дверях вместо обычного рисунка стилизованное число 75. Внутри — жёлтые поручни, красные сиденья и красноватое с блёстками покрытие пола, а на стенах расклеены материалы об истории поезда «Красная стрела».
В 2009 году, в связи с плановым текущим ремонтом объёма ТР-3, вагоны состава были перекрашены. Основная гамма раскраски, включая полоски на дверях и надписи, сохранилась, однако цвета стали несколько более бледными.
Собственного расписания «Красная стрела» не имеет, поэтому может работать в любое время наравне с обычными поездами.
«Акварель» на станции Кунцевская
Первый именной поезд на Арбатско-Покровской линии, а также первый именной метропоезд, вагоны которого имеют конструктивные отличия от стандартных. Представляет собой картинную галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы Все пять вагонов состава снаружи оклеены цветной плёнкой с изображениями цветов и фруктов. По сравнению с обычными вагонами этого типа отсутствует половина больших окон и сидения, которые должны располагаться под ними, на их месте расположены картины. Добавлено освещение над картинами. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму — уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола и сидений в вагоне.
Запущен в 2007 году. Первоначально предполагалось использование только во внепиковые часы и по укороченному маршруту, позднее стал работать и в утренние часы пик на полной длине линии. Но последним рейсом он шёл до Молодёжной, а потом до Партизанской. В начале эксплуатации поезд ходил по собственному расписанию, в настоящее время работает наравне с обычными составами.
В 2009 году экспозиция в поезде была обновлена в галерее были представлены работы из коллекции Русского музея.
С 1 июня 2012 года по н.в. экспозиция состоит из картин Государственной Третьяковской галереи, посвящённых Отечественной войне 1812 года.
31 мая 2008 года на станции «Воробьевы горы» состоялась торжественная церемония пуска нового именного поезда «Читающая Москва».
Шестивагонный состав литературного метропоезда снаружи имеет художественное оформление с обозначением акции «Читающая Москва». Внутри вагонов поезда размещены изображения литературных персонажей, репродукции характерных сцен и отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы для детей и взрослых.
На стенах первого вагона можно прочитать отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и «Добрыня и змей», увидеть героев народных сказок — Колобка, Ивана-царевича и Царевну-лягушку.
Второй вагон посвящен русским классикам. В его оформлении использованы отрывки из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Записок охотника» И. С. Тургенева, «Маскарада» М. Ю. Лермонтова и репродукции известных сцен из этих произведений.
Любителям произведений о природе и животных больше всего понравится третий вагон — здесь можно познакомиться с Лягушкой-путешественницей В. М. Гаршина и Серой Шейкой Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Четвертый вагон посвящен литературе для самых маленьких: здесь их будут ждать Айболит, Муха-Цокотуха, Старик Хоттабыч и Незнайка. Пятый вагон ориентирован на подростков — на стенах вагона отрывки из произведения В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» и повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Последний вагон посвящен произведениям зарубежной литературы. Здесь пассажиры встретятся с Антуаном де Сент-Экзюпери, Марком Твеном, Жюлем Верном, Гербертом Уэллсом и Амадеем Гофманом.
3 июня 2008 года поезд «Читающая Москва» начал регулярное движение по Кольцевой линии.
Собственного расписания «Читающая Москва» больше не имеет, поэтому теперь может работать в любое время наравне с обычными составами. Тип — 81-717/714
Возможно в ближайшее время поезд будет эксплуатироваться на Каховской линии в связи с заменой вагонов 81-717/714 на вагоны типа «Русич» на Кольцевой линии.
По состоянию на 10 сентября 2012 года «Читающая Москва» ходит по Каховской линии — 78 маршрут.
Собственного расписания ретропоезд «Сокольники» не имеет, поэтому может работать в любое время наравне с обычными поездами. Тип — 81-717.5А/714.5А.
«Поэзия в метро»
Отличительный логотип поезда «Поэзия в метро»
Собственного расписания поезд «Поэзия в метро» не имеет, поэтому может работать в любое время, наравне с обычными поездами.
«175 лет железным дорогам России»
Поезд, запущенный к 175-летию Российских железных дорог и посвященный истории железнодорожного транспорта. После «Красной стрелы» стал вторым поездом Московского метрополитена, посвящённым железнодорожной тематике.
В качестве подвижного состава используются вагоны 81-740.4/741.4 «Русич», которые и ранее находились в пассажирской эксплуатации в качестве обычного поезда. Все пять вагонов состава снаружи оклеены цветной плёнкой красного и серого цветов в стиле фирменной окраски РЖД. Изнутри на стенах салона наклеены плакаты с фотографиями и историческими зарисовками на тему становления и развития железнодорожного транспорта России. В экспозицию вошло множество архивных фотографий и редких документов, но немало внимания уделено и современным разработкам, а также перспективам развития железных дорог.
Сообщения: 5132Зарегистрирован: 10 окт 2005, 16:25id ВКонтакте: 0Станция метро: ТеатральнаяОткуда: Санкт-Петербург
14 окт 2007, 17:31
Все дело в том, что изготовление именного состава по стоимости дороже естетсвенно чем обыкновенный состав, поэтому у нас с этим особо не парятся. Пионерский состав действительно был, но в нем ничего кроме таблички внутри не было. Модель вагонов 81-717/714. Все вагоны эти живы и здоровы, обслуживают МПЛ.
Сообщения: 2495Зарегистрирован: 24 мар 2006, 19:43Откуда: Санкт-Петербург
14 окт 2007, 17:45
Что же касается ретро-состава, то после того, как на нём прокатили губернатора, состав был ободран от наклеек, расцеплен и перекрашен.
Затем, вагоны вернули в свои родные составы и пустили по линии.
НаШи ПоЕзДа СаМыЕ ПоЕзДаТыЕ ПоЕзДа В МиРе!
15 окт 2007, 17:59
Имидж. Отсюда возможная прибыль.
StranixСообщения: 914Зарегистрирован: 24 окт 2006, 16:42id ВКонтакте: 0Станция метро: КоломяжскаяОткуда: Санкт-Петербург, Долгое озеро
17 окт 2007, 22:10
А я думал, что посередине — все Е.
andzisСообщения: 1435Зарегистрирован: 23 авг 2004, 00:36id ВКонтакте: 0Станция метро: КупчиноОткуда: Москва
17 окт 2007, 23:21
Ема-Е-Ем-Ем-Е-Е-Ем-Ема, все Мытищинские кроме 3935, 3936 и 3756.
Прицепных вагонов в Питерском метро нет и никогда не было
BatareikinСообщения: 394Зарегистрирован: 03 янв 2006, 21:46Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:
Состав к 200-летию Петербургского университета путей сообщения
В качестве подвижного состава используются вагоны 81-540.9/541.9 (вагоны похожие на вагон метро 81-540/541, только там 5 светильников в ряд).
«50 лет Метрополитену»
Обкатка «ретро-поезда» Петербургского метрополитена на станции «Площадь Ленина»
В качестве подвижного состава поезда (два головных вагона, шесть промежуточных, один запасной) были использованы вагоны типа Ема (головные) — резерв из депо «Невское», типа Е и Ем (промежуточные) — резерв из депо «Северное». Номера вагонов: 3935—3433—3733—3756—3430—3425—3735—3936.
В следующем году вся праздничная информация из вагонов была убрана, а сами они были перекрашены в стандартную окраску.