В Санкт-Петербурге подорожник в Москве

В Санкт-Петербурге подорожник в Москве Подорожник СПБ

В Санкт-Петербурге подорожник в Москве

Транспортную карту «Подорожник» в Москве и карту «Тройка» в Санкт-Петербурге после интеграции можно будет использовать только в режиме электронного кошелька. Таким образом, на эти карты нельзя будет записывать поездки. Об этом рассказал пресс-секретарь ГКУ «Организатор перевозок» Санкт-Петербурга Роман Агапитов.

«Подразумевается, что карта «Тройка» и карта «Подорожник» будут работать и в метро, и в наземных видах транспорта. Но при использовании в другом городе («Тройки» в Санкт-Петербурге, «Подорожника» в Москве) электронные проездные билеты можно будет использовать только в режиме «кошелек», – цитирует Агапитова Агентство «Москва».

По его словам, остальные проездные билеты, записанные на эти носители в одном из двух городов, не будут работать в другом из-за различий в тарифной политике, билетных меню и местного законодательства.

Ранее об интеграции столичной карты «Тройка» с питерским «Подорожником» сообщил заммэра Москвы, глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. Он отметил, что это произойдет в течение двух-трех ближайших месяцев.

Кроме того в такой же срок планируется сделать единую карту, объединяющую функционал «Тройки» и подмосковной «Стрелки».

В Санкт-Петербурге подорожник в Москве

Москва и Санкт-Петербург обсуждают возможность использования транспортных карт «Подорожник» и «Тройка» в метрополитенах обоих городов, сообщили в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы.

Такую перспективу обсудили вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин и заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, уточнили представители ведомства. «Таким образом жители Санкт-Петербурга смогут использовать «Подорожник» для проезда в московском метрополитене, а москвичи привычную им карту «Тройка» для пользования подземкой северной столицы», – цитирует пресс-службу Агентство «Москва».

Отмечается, что применение карт в метро станет первым этапом, затем проездные возможно начнут принимать и в наземном общественном транспорте двух городов. Сроки реализации проекта пока не озвучены.

Москвичи и петербуржцы могут пользоваться картой с двумя приложениями «Тройка-Подорожник» и «Подорожник-Тройка». Они стали доступны пассажирам общественного транспорта в 2017 году.

Аналогичные совмещенные карты действуют в столице и Московской области. Пассажиры могут купить пластиковый проездной, на котором записаны приложения «Тройка» и «Стрелка». В ближайшее время планируется выпустить совмещенный билет, посвященный чемпионату мира по футболу 2018 года.

Ещё больше новостей – в телеграм-канале «Москва 24». Подписывайтесь!

В Санкт-Петербурге подорожник в Москве

Новые единые проездные, совмещающие функционал московской карты «Тройка» и ее питерского аналога «Подророжник» поступили в продажу, сообщает пресс-служба Московского транспорта.

Транспортные карты можно купить на станции метро «Комсомольская», а в северной столице – на «Площади Восстания». В течение месяца карты появятся в продаже и на остальных станциях московского и петербургского метро, а также на других транспортных объектах столицы, где выдается карта «Тройка».

Карты отличаются только внешним видом и городом распространения. Единый функционал объединенных карт включает в себя наличие двух «Кошельков» для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования Москвы и Санкт-Петербурга.

Как пояснил заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов объединенная карта особенно актуальна в преддверии Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу 2018 года. Кроме того, столица уже провела успешный эксперимент по слиянию карт Москвы и Подмосковья – «Стрелки» и «Тройки».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин напомнил, что пассажиропоток поездов «Сапсан» на маршруте Москва – Санкт-Петербург превысил 4,8 миллиона человек в 2016 году, что свидетельствует о масштабной маятниковой миграции между двумя городами.

Карты «Тройка» и «Подорожник» – универсальные проездные документы, на них можно записать различные виды билетов. Обе они дают право на проезд на основных видах городского наземного и подземного общественного транспорта.

О возможном объединении карт «Тройка» и «Подорожник» сообщалось в марте 2017 года. Единую карту протестировали в обоих городах перед запуском.

Петербуржцы смогут ездить по «Подорожнику» в Москве с мая этого года

16 марта 2017 17:37

Городской БСК объединят со столичной картой «Тройка»

В Санкт-Петербурге подорожник в Москве

«Подорожник» – пополняемая транспортная карта для оплаты проезда в общественном транспорте

Об объединении петербургского «Подорожника» и московской «Тройки» говорят уже около года. Изначально планировалось, что их интегрируют к концу 2016-го. Но сроки сдвинулись.

Накануне чиновники объявили, что слияние двух электронных карт произойдет в конце весны или в начале лета 2017 года (предположительно в мае или первых числах июня). Об этом сообщили на заседании Комитета по транспорту Северной столицы.

– Внедрение современных технологий в работу нашей отрасли – это один из приоритетов Комитета по транспорту. В ближайшее время планируется завершение работы по интеграции «Тройки» и «Подорожника» на едином носителе, – подчеркнула первый заместитель председателя транспортного ведомства Елена Осинцева.

Ожидается, что на общем БСК можно будет иметь счета сразу для двух билетов. Один будет предназначен для поездок по Петербургу, а другой – для путешествий по Москве. Чиновники считают, что объединенные карточки будут пользоваться спросом у тех, кто часто ездит в командировки, да или просто живет на два города.

– На первом этапе планируется выпустить около десяти тысяч карт, – обратила внимание Елена Осинцева.

Сейчас система проходит тестирование, рассказывают транспортники. Каких-либо существенных недостатков в ее работе пока не выявлено. Однако практика показывает, что узнать о серьезных огрехах можно будет только после запуска пилотного проекта, когда тысячи петербуржцев воспользуются карточками.

Напомним, «Подорожник» – пополняемая транспортная карта для оплаты проезда в общественном транспорте: метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. Как правило, стоимость поездки, если оплачивать ее «Подорожникам», выходит на несколько рублей дешевле, нежели покупать жетоны или билеты.

Объединение с московской «Тройкой» – не единственное изменение, которое может произойти с «Подорожником». По словам представителей городского Комитета по транспорту, сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы оплачивать им проезд в пригородном железнодорожном сообщении.

В 2022 году многое в жизни наземного общественного транспорта в Петербурге изменилось. В том числе — тарифы. Рассказываем, как можно сэкономить благодаря новой модели транспортного обслуживания и современным технологиям. Изучите нашу шпаргалку внимательно — вы наверняка откроете для себя много полезного.

Кому подойдет: тем, кто активно пользуется общественным транспортом практически каждый день.

Проездной на месяц (автобус, троллейбус, трамвай) на момент публикации стоит 2282 рубля. Если вы работаете пять дней в неделю, хотя бы один выходной проводите в городе, при этом делаете одну пересадку по пути, то совершаете 111 поездок в месяц. Нетрудно подсчитать: одна поездка обойдется в среднем всего в 20,5 рубля.

Этот способ работает и для тех, кто пользуется метро, но добирается до него наземным транспортом. Единый проездной, включающий подземку, стоит 3385 рублей. Экономия составит до 1000 рублей по сравнению теми, кто платит «разово». Единственный нюанс: проездной на месяц нужно обязательно «откатать». Иначе деньги сгорят.

Кому подойдет: всем, кто хочет экономить на каждой поездке, но не готов покупать проездной на месяц.

Транспортный электронный кошелек вошел в нашу жизнь давно и прочно. На сегодняшний день это самый популярный способ оплаты, которым, по данным Комитета по транспорту Петербурга, пользуются порядка 45% пассажиров. Однако 16% все еще используют так называемый «гостевой тариф», оплачивая поездки банковскими картами, QR-билетами или жетонами, если речь о метрополитене. И зря! Ведь можно уменьшить на 20 рублей стоимость каждой поездки: вместо 60 рублей по банковской карте обладатель «Подорожника» заплатит всего 40 в наземном транспорте и 45 рублей в метро. На счет можно положить до 15 тысяч рублей, тратить их в течение трех лет с момента последнего пополнения, сколько хочется и где хочется — на земле и под землей. Стоимость «пластика» (носителя) электронного кошелька 60 рублей, которые окупаются всего за 3 поездки. Дизайн «Подорожника» регулярно обновляется, что привлекает к нему все большее внимание туристов — ведь это отличный сувенир на память о Петербурге. Приобрести его можно в кассах метрополитена и точках продажи СПб ГКУ «Организатор перевозок»

Читайте также:  Метро Гражданский проспект: часы работы и полезная информация

Кому подойдет: тем, кто ездит на работу только наземным транспортом с пересадками, а также жителям пригородов в административных границах Петербурга.

Этот тариф появился в Петербурге с 1 апреля 2022 года. Он автоматически включается при оплате электронным билетом, записанным на карту «Подорожник». В течение 60 минут поездки в наземном транспорте будут стоить:

1-я поездка — 40 рублей, 2-я — 10 рублей, 3-я и последующие — бесплатно.

Тариф не распространяется на поездки в метро и в автобусных маршрутах Ленобласти, в том числе коммерческих. Если вы оплатите «Подорожником» проезд в подземке, в областных автобусах или пригородной электричке, то действие активного билета «60 минут» закончится.

Кому подойдет: тем, кто добирается до метро наземным транспортом, в том числе — жителям пригородов в административных границах Петербурга.

Этот тариф позволяет совершить одну поездку в метро и любое количество — в наземном транспорте в течение 90 минут с момента активации. Стоимость билета составит всего 72 рубля, очередность — метро или наземный транспорт — не имеет значения. Активируется билет в любом общественном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус, метро). Согласитесь, очень привлекательное предложение.

Но есть два нюанса, которые нужно учитывать. Во-первых, билеты «90 минут» нельзя записать на электронный носитель вместе с другими видами проездных. Вам придется купить отдельный «Подорожник». Второе ограничение касается суммы пополнения карты. За один раз вы сможете положить на электронный носитель стоимость от 1 до 30 билетов «90 минут». Их нужно будет использоваться в течение 180 дней с момента приобретения. Есть и такой нюанс: если вы проехали в метро, но по каким-то причинам не поехали дальше наземным транспортом, с карты все равно спишется 72 рубля.

Кому подойдет: тем, кто уверенно владеет современными технологиями и готов потратить немного времени, чтобы разобраться в функционале ЕКП. Важно: ваш смартфон должен отвечать определенным требованиям.

Подробнее

Для того, чтобы использовать функционал ЕКП максимально, нужен смартфон на основе Android не ниже версии 7.0, сертифицированный для России. Также гаджет должен поддерживать NFC — технологию беспроводной передачи данных на близком расстоянии

«Единая карта петербуржца» — универсальный инструмент горожанина, у которого много приложений — в том числе банковское и транспортное. Другими словами — его можно использовать как банковскую карту и электронный проездной одновременно. Причем на ЕКП можно записать любой вид проездного — хоть «Подорожник», хоть именной льготный на месяц. Об этом не все знают.

Как ЕКП поможет сэкономить в метро и наземном транспорте? В подземке по ней стоит расплачиваться как банковской картой, а в автобусе, в троллейбусе или трамвае — как «Подорожником» или другим видом проездного.

Как это работает? В метро: сперва считыватель проверяет баланс на банковском приложении. Если он положительный — необходимая сумма списывается, если средств нет — проверяется «Подорожник». В наземном транспорте: приоритет в списывании средств по ЕКП — с «Подорожника». Если на нем недостаточно средств, деньги списываются с банковского счета. Таким образом, работа валидаторов организована по алгоритму экономической пользы для пассажира.

Есть еще одна тонкость — стоимость проезда в метро будет отличаться при оплате ЕКП «пластиком» и смартфоном. В первом случае вы заплатите за поездку 35 рублей, во втором — 31*.

Как все правильно настроить, читайте в нашей пошаговой инструкции.

Как платить в метро смартфоном, а в наземном транспорте — пластиковой картой ЕКП

1. Выпустите «Единую карту петербуржца» на основе платежной системы «Мир».

2. Активируйте транспортное приложение ЕКП в кассе метрополитена или в специализированных киосках СПб ГКУ «Организатор перевозок».

3. Пополните баланс проездного билета.

4. Активируйте платеж. Сделать это можно двумя способами: в наземном транспорте — приложив карту к валидатору со значком бесконтактной оплаты PayPass. В метро — приложив «пластик» к автомату, показывающему остаток средств на транспортных картах.

6. Добавьте ЕКП в приложение бесконтактной оплаты.

7. Оплачивайте телефоном проезд в метро только в турникетах, где установлен специальный датчик.

Теперь при оплате ЕКП в наземном транспорте спишется сумма по тарифу проездного билета (например, 40 рублей при едином электронном билете), а в метрополитене цена поездки составит 35 рублей при оплате «пластиком» и 31 при оплате смартфоном.

Если на турникете или валидаторе появилась фраза «Карта в стоп-листе», это означает следующее: по банковской карте совершена поездка, за которую не списаны деньги. Это может произойти из-за недостатка средств на карте на момент оплаты, блокировки карты банком или технических проблем при выполнении запроса на списание средств. Карта автоматически удаляется из стоп-листа в течение 10 минут после погашения задолженности. Подробные рекомендации по выводу карты, в том числе виртуальной, из стоп-листа читайте здесь.

Ирина: «Я уже полтора года не езжу на метро, только наземным транспортом. Из дома на «Лесной» до работы на Невском добираюсь с пересадкой. Отлично показал себя пересадочный тариф «60 минут»: поездка в одну сторону обходится всего в 50 рублей. До реформы я платила 80».

Анатолий: «Мы живем на южном берегу Финского залива — на Ленинском проспекте. Кронштадт видно из окна, но доехать до него общественным транспортом всегда было непросто: нужно добраться до метро, потом подземкой до «Черной речки», оттуда — на маршрутке. Недавно мы решили поэкспериментировать: построить маршрут по югу, через Ломоносов.

Сначала доехали до Петергофского шоссе — это совсем рядышком. Там пересели на автобус, который идет до Ломоносова. Каково же было наше удивление, когда «Подорожник» списал всего по 10 рублей! Это заработал пересадочный тариф «60 минут». Раньше дорога до Ломоносова обошлась бы более чем в 100 рублей, теперь — 50. На конечной остановке в Ломоносове мы буквально перешли дорогу — и стали ждать автобус, который довезет нас до Кронштадта. Если бы мы успели уложиться в час, то эта поездка была бы еще и бесплатной».

Светлана: «Я живу в Петергофе. До транспортной реформы билет на автобус до «Кировского завода» стоил 80 рублей, теперь действует единый городской тариф — 40 рублей. А с билетом «90 минут» я могу добраться в офис на Петроградской стороне всего за 72 рубля. Благодаря этому ощущаю себя действительно жителем Петербурга, а не далекого пригорода».

Расскажите, как вы управляете расходами на общественный транспорт. Какие виды проездных выбираете? Какие инструменты для оплаты используете? Знаете ли вы, как проехать Петербург из одного конца в другой, потратив наименьшую сумму? Ждем ваших историй и советов.

Отправка сообщения означает, что вы согласны на наши условия по обработке персональных данных.

* Акция, организатор — АО «НСПК» — оператор платежной системы «Мир». С 01.01.2022 по 31.12.2022 на турникетах в метро Санкт-Петербурга действует отдельный тариф при оплате по картам «Мир» и Единым картам петербуржца, в том числе токенизированным через мобильные приложения. Подробнее читайте здесь.

Тарифы без конкуренции и очередей. «Подорожник» снова становится «любимой женой» Смольного

Единая карта петербуржца все еще может дать фору единому электронному билету в общественном транспорте, но между ними уже не пропасть, а считанные рубли. Прикладыванием «Подорожника» лечат сразу несколько зайцев.

Читайте также:  Оставайтесь впереди в метрополитене: проверенные методы достижения успеха в качестве сотрудника

Цены на проезд в Петербурге, как обычно происходит в невыборный год, выросли с 1 января. Выросли не так, как предполагалось еще за 4 месяца до этого (и понятно, почему). То есть разовые поездки (жетоны в метро и талоны в наземном транспорте) в обеих редакциях смольнинского плана дорожали до 70 и 65 рублей соответственно: туристов и командированных здесь давно не считают за потерпевших и предлагают им платить если не по экономически обоснованному тарифу, то близко к тому. Проезд по «Подорожнику» хотели поднять до 49 рублей под землей и 43 рублей на земле, однако на выходе получилось 49 и 44. Стоимость различных билетов длительного пользования в итоге выросла на 8,2–8,8%, полуторачасового проездного — примерно так же, до 78 рублей. Это в общем охватывает большую часть пассажиров: по данным чиновников, в 2022 году «Подорожником» оплатили 43,5% поездок, льготными проездными — 39,1%.

Однако еще в 11,8% случаев выбрали банковские карты всех видов, это около 160 млн поездок (втрое больше, чем наличными). И вот здесь были основные новости. Вернее, их очень долго не было. Собеседники в тарифном и транспортном блоках кивали на экономический, который и вел какие-то тихие переговоры с Национальной системой платежных карт, а они все ни во что не выливались. Речь идет о карте «Мир» и Единой карте петербуржца. Когда тарифы устанавливали на 2022 год, именно этот сегмент показал небывалое — а именно снижение цен. В итоге в прошлом году при оплате ЕКП в метро на турникете поездка стоила 35 рублей, а при использовании мобильного телефона (токенизированной карты) — 31 рубль. По «Миру» получалось 44 рубля и 41 рубль соответственно. И все это — при стоимости жетона в 65 рублей и поездки по «Подорожнику» в 45 рублей. В общем не возникало вопросов, какой из способов оплаты является фаворитом Смольного. И неудивительно, что, по прикидкам самого метрополитена, доля оплаты банковскими продуктами выросла — с 3,9% до 22% в 2022-м. «Фонтанка» подробно рассказывала, как надо было пользоваться этой благодатью.

Скидку предоставляет НСПК, это результат ее договоренностей с городом. И перед 2023-м, как уже было сказано, переговоры затянулись. В итоге только 21 декабря Смольный отчитался: в метро поездка по ЕКП с нового года будет стоить 47 рублей, вне зависимости от того, в какой форме вы карту используете. Это, что называется, сильный ход: если отсчитывать от «токенизированного» 31 рубля — рост в полтора раза, такую инфляцию еще поискать. Про наземный транспорт сообщили, что там ЕКП и «Мир» приравнивают к «Подорожнику» (то есть 44 рубля, а не 65 рублей, если платить какой-нибудь другой банковской картой).

«Подорожник» на этом фоне как-то резко похорошел. Однако еще через неделю НСПК и Смольный разродились новыми пресс-релизами. С метро все подтвердилось, а вот про наземный транспорт зачем-то выбрали такую формулировку: стоимость проезда по «Мир» и ЕКП будет на 38% меньше, чем разовая поездка (сравнительная база так себе, разовыми поездками пользуются процентов 5 пассажиров). Несложный расчет показывает: поездка в автобусе или трамвае будет стоить по «Миру» 43 и 41 рубль (при оплате картой и мобильным приложением), а по ЕКП — 42 и 40 рублей. Впрочем, надо учитывать, что эти скидки заработали с января только на автобусах, а на трамваях и троллейбусах запустятся с апреля.

Те, кто в свой семейный бюджет привыкли закладывать поездку в метро по дешевке, резко погрустнели. Но пафос Смольного понятен. «С 1 января и весь 2023 год со скидкой от базового тарифа можно будет ездить не только в метро, но и во всех автобусах Санкт-Петербурга, расплачиваясь картой «Мир» и ЕКП. Размер скидки будет зависеть от способа оплаты проезда — «пластиком» или картой в смартфоне. Кроме того, мы планируем в 2023 году расширить действие выгодного предложения на весь наземный городской транспорт Петербурга, включая электротранспорт», — цитируют в релизе генерального директора НСПК Владимира Комлева. Не переживайте, мол: да, на метро теперь не так выгодно, зато в наземном транспорте скидки появились. И кешбэк за оплату школьного питания. Это из другой оперы, но НСПК мыслит услугами как таковыми: было все на транспорт — теперь перераспределили.

Если анализировать новую тарифную линейку, то очевидно, что у «Подорожника» стало больше шансов сохранить лидерство в рейтинге самых популярных способов оплаты. Те, кто уже привык носить ЕКП в кошельке или сохранил ее себе на телефон, вероятно, не откажутся от нее и теперь. Но новые пользователи могут и не «заморочиться» на оформление себе отдельной карты для транспорта, на которой к тому же не действует пересадочный тариф, как на «Подорожнике». Так что много ли появится неофитов из-за возможности выгадать по сравнению с «Подорожником» 2 рубля в метро или максимум 4 в автобусе — вопрос.

Впрочем, насколько это критично для НСПК, тоже с ходу не скажешь. Это раньше, когда приходилось конкурировать с иностранными платежными системами, можно было вкладываться в кешбэк на полную. А сейчас тот же «Мир» — для многих безальтернативная, если не обязательная, система.

С НСПК про «Мир» и ЕКП говорили экономисты Смольного. А вот «Подорожник» — это да, детище транспортного и тарифного блоков, так что они, надо думать, не особо грустят из-за новой системы. Тому несколько причин. Первая: чем меньше льготность проезда — тем меньше субсидия, которую надо доплачивать из бюджета перевозчикам, а это традиционно самая большая часть отраслевых расходов городской казны.

Второе: автобусы с 2022 года у нас считаются чуть ли не главным видом общественного транспорта, под них перелицевали маршрутную сеть, а новых станций метро, к примеру, не появилось. Так что, по логике, если уж вы пытаетесь пересадить людей из автомобилей в наземный транспорт — туда бы и надо направлять усилия по скидкам.

И третье: возможно, метро теперь не захлебнется в утренних очередях на конечных станциях. «Фонтанка» подробно писала о том, что происходит на «Парнасе» или «Комендантском проспекте». Очевидная выгода по ЕКП заставляет его держателей толпиться у немногочисленных универсальных турникетов, которые могут принимать такие карты, но информацию считывают с паузой, так как связываются с банком. Эти двухсекундные паузы складываются в толпы на входе в станцию. Вкупе с попытками Смольного заменить все старые турникеты на универсальные, падение привлекательности ЕКП может помочь в борьбе с часпиковыми очередями. Это теория.

«На данный момент метрополитен работает с двумя банками-эквайерами по предоставлению сервиса по приему оплаты с помощью банковских карт, — сообщили «Фонтанке» в пресс-службе метро. — В вестибюлях станций «Проспект Ветеранов-2» и «Достоевская» прием банковских карт в УТ (универсальных турникетах — прим.ред.) осуществляется через банк «Россия». На остальных станциях — через банк «Санкт-Петербург». Всего в метрополитене 724 УТ, из них 320 имеют возможность приема оплаты банковскими картами. В метрополитене установлено 630 УТ, оснащенных универсальными считывателями, однако прием банковских карт там будет возможен только после разработки специализированного программного обеспечения банком-эквайером и предоставления его метрополитену».

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

«Подорожник» с тарифом «две столицы». Москва предлагает Петербургу свою систему оплаты проезда

Столица готова безвозмездно поделиться разработками и опытом. Смольный сравнивает затраты на внедрение подарка и создание собственного.

Правительства Москвы и Петербурга обсуждают возможность интеграции систем оплаты транспортных услуг и парковок. Как стало известно «Фонтанке», в ближайшие дни будет сформирована рабочая группа, которая оценит целесообразность такого объединения и проработает конкретные направления. Курировать проект со стороны Петербурга будет вице-губернатор Евгений Елин, со стороны Москвы — заместитель мэра Максим Ликсутов.

Читайте также:  Возврат транспортной карты ржд

Евгений Елин подтвердил: если проект будет признан перспективным, власти Москвы и Петербурга заключат соглашение о намерениях и взаимных обязательствах.

Оценку со стороны Смольного будет делать комитет по экономической политике и стратегическому планированию. Как пояснил «Фонтанке» его глава Валерий Москаленко, базовая гипотеза в том, что пассажиропоток между двумя столицами в перспективе будет только расти, а значит, есть потребность в единой инфраструктуре.

Идея такой интеграции не нова. Еще в 2017 году в Москве и Петербурге начала продаваться объединённая транспортная карта двух столиц. Но по сути это были все те же «Подорожник» и «Тройка», только на одном носителе. Сами системы никак не взаимодействуют.

По информации «Фонтанки», с инициативой более тесной интеграции выступила столичная мэрия — причем еще в 2019 году. Но переговорный процесс застопорился после смены руководства в транспортно-инвестиционном блоке Смольного: на посту вице-губернатора Эдуарда Батанова сменил Максим Соколов. Не заставили себя ждать и пересменки в руководстве комитета по транспорту — Кирилл Поляков был назначен вместо Александра Головина.

Тем временем инициативу перехватил экономический блок. Как пояснил «Фонтанке» Евгений Елин, сейчас интеграция рассматривается именно с точки зрения оптимизации бюджетных трат. По его словам, столица готова предоставить свое программное обеспечение на безвозмездной основе. В свете такой щедрости рабочей группе предстоит ответить на вопрос, что выгоднее и быстрее: выделять средства на доработку своих ИТ-систем или перенять московский опыт, а также какие технические или иные сложности могут препятствовать такой интеграции. Комментариев ждут от транспортного блока, комитета по тарифам и самих перевозчиков.

Но в какой форме будет проходить интеграция — пока не решено. Как пояснил Валерий Москаленко, в первую очередь сторонам нужно определиться с универсальным носителем. Варианты — сама транспортная карта, карта петербуржца или москвича либо приложение в телефоне. В зависимости от этого может потребоваться приведение к единому знаменателю считывающей инфраструктуры: то есть ридер на московском турникете должен считать петербургскую карту и наоборот.

Еще один предмет для обсуждения — выработка единой тарифной политики и взаимного учета льгот. Сейчас билет на одну поездку в общественном транспорте Москвы стоит 57 рублей, тариф по карте «Тройка» — 40, поездка при оплате банковской картой — 44. Карта «90 минут» стоит 62 рубля, на 60 поездок — 1970 рублей.

В Петербурге разовый проезд на наземном транспорте и в метро стоит 50 и 55 рублей соответственно. Поездки по единому электронному билету обходятся дешевле: первые десять — по 38 рублей в метро и по 37 — в автобусе; дальше — меньше.

Месячный билет в метро стоит 1870 рублей, суточные единые билеты — от 185 рублей до 705 рублей в зависимости от количества дней, а единый на 90 минут — 68 рублей.

Также предстоит решить, будет ли управлять системой единый оператор или каждый город останется при своей платформе, но будет обмениваться данными.

Что касается оплаты парковки, то столица также готова безвозмездно поделиться с Петербургом своими разработками, вплоть до передачи лицензий на ПО. «Москва ушла вперед, схема реализации технологически находится на более высоком уровне», — комментирует Валерий Москаленко. По его словам, Смольный намерен изучить, насколько столичная платформа будет рабочей на наших улицах и какие затраты потребуются на ее внедрение в сравнении с доработкой собственной. По словам Евгения Елина, Москва также готова оказать «методологическое содействие» по обмену персональными данными автовладельцев с МВД для привлечения их к административной ответственности. Ранее отсутствие правовой базы для предоставления такой информации мешало полноценному запуску зон платной парковки в Петербурге. Но поправки в КоАП РФ, вступившие в силу весной 2020 года, устранили этот пробел.

В комитете по транспорту Смольного «Фонтанке» подтвердили, что переговоры о транспортно-парковочной интеграции с Москвой, действительно, ведутся. Но в ведомстве предпочитают рассуждать не о передаче Петербургу московского ПО, а о «совместной работе систем». По словам собеседников «Фонтанки» в транспортном блоке, вопрос передачи прав на информационную систему, обеспечивающую администрирование парковочного пространства, и пользовательские приложения был внимательно изучен. Но специалисты пришли к выводу, что выгоды от «бесплатной» московской платформы не столь уж велики.

Так, права на систему составят не более 20 % затрат, тогда как остальные 80 % придутся на ее внедрение и интеграцию в ИТ-архитектуру Петербурга. Зато использование мобильного приложения «Московский паркинг» для оплаты парковочного пространства Петербурга было признано «возможным и целесообразным».

Модернизация ИТ-платформы управления общественным транспортом — еще одна давняя мечта Смольного. Разработка Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ) стоимостью 750 млн рублей велась под руководством комитета по информатизации с 2015 года. Но все закончилось пшиком — в конце 2019-го ведомство было вынуждено признать, что подрядчик не справился, и расторгло контракт. В частности, важнейшая платежная подсистема «Учёт реализации проездных документов и контроль оплаты проезда» оказалась просто надстройкой на платформе «1°С».

Вероятно, к проекту придется приступать заново. В интервью «Фонтанке» новый глава комтранса Кирилл Поляков говорил, что городу надо больше, чем было прописано в техзадании. «Мы ждем открытую и понятную платформу, которая позволит выбирать разные типы валидаторов, а также разработать всеобъемлющее приложение, где не только оплата и маршруты, но и расчет времени поездки, оптимального пути, каршеринг, велошеринг и многое другое», — заявил он.

Вопрос о том, отвечает ли таким задачам московская платформа, в ведомстве не прокомментировали.

Но, по словам источников «Фонтанки», близких к комитету, транспортный блок склоняется к тому, чтобы отказаться от разработки собственной информационной системы. Вместо этого он планирует получить ее как услугу из облака. Сейчас готовится соответствующее техзадание. В нем будет прописано требование по интеграции с ведомственными системами Петербурга. «Технологически — следует говорить скорее о разработке новых сервисов, а не об использовании московских, ввиду сложности их интеграции», — сообщил собеседник издания.

Глубокая интеграция систем оплаты общественного транспорта Москвы и Петербурга маловероятна на данном этапе, считает эксперт Ассоциации транспортных инженеров (АТИ) Владимир Валдин. Причина — в разнице тарифных систем. В Петербурге субсидия перевозчикам привязана к числу перевезенных пассажиров, в Москве — как к числу пассажиров, так и километражу. «Это совершенно разные бухгалтерии: можно соединить в одном куске пластика самые дорогие тарифы из возможных, но это будет не более чем маркетинговый трюк», — считает эксперт.

По его словам, более продвинутым был бы запуск гибкой системы оплаты проезда банковской картой, как это сделано, к примеру, в Лондоне. «Но у нас сложности с процессингом: каждый раз, когда прикладывается карта, должны списываться деньги. У англичан сначала блокируется сумма, а списывается в конце дня — в зависимости от числа поездок», — комментирует Валдин.

А вот переход на московскую систему оплаты парковки был бы логичен. «Петербургская система работает криво и привязана к часу. Если тарификация, как в Москве, будет поминутной начиная с какого-то времени, будет выгоднее, — пояснил он. — Сам по себе обмен опытом, скорее, пойдет на пользу. Москва в свое время взяла наш «Подорожник» и допилила до «Тройки», причем весьма удачно».

Кто выиграет, а кто проиграет в случае принятия решения об интеграции или отказа от предложения столицы, предстоит выяснять.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Оцените статью
Подорожник