Характеристика метрополитена спб

Характеристика метрополитена спб Подорожник СПБ

Причины глубокого заложения станций

Строительству метрополитена в Ленинграде, а позднее в Петербурге зачастую препятствовало не только отсутствие финансирования, но и сложные геологические условия. В толще грунтов прослеживается от двух до трех водоносных горизонтов – стволы шахт, скважины и наклонные ходы для метро сооружают в крайне неустойчивых грунтах.

Но на глубине нескольких десятков метров залегает плотная и сухая кембрийская глина, в которой чаще всего и строятся непосредственно объекты метрополитена. Чтобы добраться до благоприятных для строительства кембрийских глин метростроители сооружают глубокие шахтные стволы, пронизывающие толщу неустойчивых пород. Кроме того, все линии метро имеют тоннели под Невой и 25 станций располагаются в островной части города – в зоне возможного затопления. Поэтому у многих станций верхняя поверхность ступенчатого цоколя наземного вестибюля располагается выше уровня земли во избежание чрезвычайных ситуаций.


Характеристика метрополитена спб

Станция метро «Нарвская» в Санкт-Петербурге

Протяженность линий метрополитена в Санкт-Петербурге составляет 113,6 км. Он состоит из 73 вестибюлей с 255 эскалаторами и 67 станций, каждая из которых оформлена в неповторимом стиле Северной столицы. Почему оно считается самым глубоким в России?


Характеристика метрополитена спб

Главная отличительная особенность петербургского метрополитена – это глубина заложения станций. В среднем станции располагаются на отметке 57 метров, самая глубокая из них – «Адмиралтейская», 86 метров под землей.

Для сравнения, средняя глубина станций в столичном метро (без учета монорельса и Московского центрального кольца) – 22,5 метра. Самой глубокой станцией в Москве и второй по глубине в России является «Парк Победы», 84 метра от поверхности земли. Правда, это объясняется особенностями рельефа – она находится под возвышенностью, что делает ее глубину значительной, хотя находится она примерно на одной глубине с остальными станциями столичной подземки.

Нажмите на изображение, чтобы подробнее рассмотреть

Сравнение Петербургского и Московского метрополитенов по глубине

Петербургское метро имеет 60 станций глубокого заложения и всего лишь 4 станции из 67 располагаются близко к поверхности: «Автово», «Ленинский проспект», «проспект Ветеранов» и станция  «Дунайский проспект», открытие которой планируется в 2018 году. Есть также несколько наземных станций, которые, как правило, являются конечными: «Парнас», «Купчино», «Девяткино», «Рыбацкое», конечная станция Фрунзенского радиуса — «Южная» (также откроется в 2018 году).


Характеристика метрополитена спб

ГУП «Петербургский метрополитен» – одно из крупнейших транспортных предприятий России. На 2023 год метрополитен состоит из пяти работающих линий, а общее количество станций – 72, длина путей составляет 124,8 км. Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций, самая глубокая из которых – «Адмиралтейская». Многие станции петербургского метро известны своим архитектурно-художественным оформлением, а несколько даже признаны объектами культурного наследия России.
Первые обсуждения подземной железной дороги в Санкт-Петербурге начались ещё в конце 19 века, однако все проекты в то время были отвергнуты властями.
Всерьёз вопрос о проектировании подземки был рассмотрен в 1938 году, однако на время войны строительство было остановлено.
В 1947 году строительство возобновили, и в конце 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. 15 ноября 1955 года первая очередь метрополитена была сдана в эксплуатацию, от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания».
Строительство второй линии началось сразу после открытия метрополитена, её первый участок открылся в 1961 году. Третья была открыта в 1967, четвёртая в 1985. К моменту распада СССР Ленинградский метрополитен состоял из четырёх линий общей протяжённостью почти 100 километров, количество станций достигло 54.
1 июля 1992 года Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина переименован в Петербургский метрополитен.
В 1999 году в метрополитене появилась первая сотовая связь.
В ноябре 2005 года к 50-летию Петербургского метрополитена выпущен набор юбилейных жетонов с изображением первых станций.
В 2016 году на четвертой линии заработала система «Штурман» ― комплекс мониторинга физического состояния машинистов, что позволило максимально исключить влияние человеческого фактора и повысить безопасность перевозок.
В 2022 году ГУП «Петербургский метрополитен» разработало стратегию развития до 2035 года. Петербургский метрополитен называет своей главной миссией безопасные, комфортные и доступные пассажирские перевозки для жителей и гостей Санкт-Петербурга для повышения уровня жизни и качества городской среды.

Читайте также:  Подорожник спб можно ли снять деньги

Метро Санкт-Петербурга

Я влюбилась в Питерское метро будучи туристом, меня завораживала длинна эскалаторов и величие станций. Сейчас то же самое чувство испытывают мои друзья, когда приезжают ко мне в гости из других городов нашей необъятной страны. Я сделала вывод, что люди делятся на тех, кто привозит в качестве сувенира домой жетон от метро, и на тех, кто не придает этой мелочи особого значения. Петербург любит романтиков, которые не утратили веру в чудо. Я как раз из числа таких.


Характеристика метрополитена спб

Так вышло, что однажды я забрала жетон, а спустя год уже живу в Питере. За окном Нева, а во дворе гуляют чайки. Представьте, что и вы сюда переехали. Вечный шум воды, ветер в волосах и шум подземки — это звуки Питера. И это не идеальный рецепт по соблазнению миллионера, но идеальный прием для обретения внутренней гармонии. Счастье в мелочах, даже в таких, как жетон от метро.

История и Современность

Любое строение Петербурга насквозь пронизано духом прошлого, даже такое, сравнительно современное, как метрополитен. Каждая станция строилась ни один год, какие-то исчезли, становились заброшенными, также продолжают появляться новые. Одной из главных проблем в строительстве метро является болотистый грунт. Дело в том, что прокладывать новые тоннели и строить станции очень тяжело и опасно в таких условиях. Также неблагоприятно сказывается экономическая ситуация. Специалисты считают, что питерское метро невозможно расширить до размеров московского. Я считаю, что и не нужно, иначе исчезнут гармония и красота.

Уже в 19 веке отечественные инженеры начали задумываться о постройке метро. Но Александр I не был приверженцем прогресса, поэтому столь революционные идеи отклонял. Хотя проекты подземного города уже начинали появляться, реализовать их было вряд ли возможно. Наземный транспорт еще не был доведен до образца иностранных коллег, что уж говорить о подземном.

Петербургское метро – это уникальное архитектурное сооружение, появившееся на свет 15 ноября 1955 года. Продукт советской культуры и дитя имперских интриг сегодня развозит нас по срочным делам в любое время года. Здесь не бывает пробок, а значит для большого города этот вид транспорта подходит идеально. Можно с точностью рассчитать время поездки в специальном приложении, которое легко и без финансовых затрат скачивается даже на самый простой гаджет. Но совсем без опозданий тоже нельзя. Прежде всего нужно брать в расчет тот факт, что поезда иногда останавливаются в туннеле. Но не на долго, максимум 5 минут. Такие происшествия происходят чаще всего по утрам. Стоит отметить, что питерская подземка отличается по своей концепции от других европейских городов. Архитекторы хотели создать под Ленинградом еще один город, т.к ученые подсчитали, что человек проводит более 10 лет в метро, а значит необходимо сделать жизнь под землей комфортной. К сожалению, в современном питерском метро нет уборных, что доставляет несомненный дискомфорт пассажирам, но по техническим соображениям это сделать невозможно. Зато в метро есть маленькие ламповые магазинчики, я бы выделила тот, что под названием «Первая полоса». В них можно приобрести питьевую воду, шоколадку или книгу. Идеальный вариант для тех, кто все делает на лету. Можно запастись легким перекусом и духовной пищей на весь день.


Характеристика метрополитена спб

Питерское метро проходит прямо под руслом Невы и своенравие реки отражается на работе метрополитена. Вагоны, выполненные по принципу горизонтального лифта, защищают метро от затопления. Так устроены все поезда на станиях Маяковская, Гостиный двор и Петроградская. На самом деле эта уникальная система прижилась только в Петербурге. При подходе поезда к станции, двери вагона точно совпадают с дверями платформы и автоматически вместе открываются. Между станциями Горьковская и Невский проспект Нева внесла значительные изменения, пришлось углублять тоннель, и сейчас первый вагон находится на 6 метров ниже последнего. В парке аттракционов этот факт мог бы стать частью экстремальной прогулки, но не в метро, пассажиры даже не замечают этого явления.

Читайте также:  Активировать станцию ​​и ⚙️ Как войти и активировать Яндекс Station Light

Схема петербургского метро

Немного цифр о петербургском метро:

  • Число линий – 5.
  • Количество станций – 67.


Характеристика метрополитена спб

Самые красивые станции

Культурная столица России славится прежде всего своей архитектурой, вот и станции метрополитена отличились своим внешним видом. Вестибюли питерского метро создавались под влияние советской эстетики, так уж повелось, что всю концепцию динамики культура позаимствовала у коммунистов. Так я предлагаю взглянуть на самые красивые станции Питерского метро:


Характеристика метрополитена спб

Характеристика метрополитена спб

Характеристика метрополитена спб

Характеристика метрополитена спб

Характеристика метрополитена спб

Как сойти за своего. Особенности подземной культуры

Впервые оказавшись в метро, я чувствовала себе неуютно, постоянно казалось, что уеду в другой конец города и не найду дорогу обратно, а еще меня всегда пугали эскалаторы. Честно скажу: на эсколаторах нужно держаться за поручни, так как они частенько останавливаются и по инерции можно упасть, зрелище будет не из приятных. Поэтому берегите себя. Но кроме этого есть и другие важные особенности жизни под землей, о них я и постараюсь рассказать:

Интерактивный центр истории метрополитена

Музей работает с понедельника по субботу. В воскресенье все отдыхают. Посещение происходит по предварительной записи. Билет стоит 300 рублей. На скидку могут рассчитывать все льготные категории гражда. Чтобы выбрать правильное время, я советую зайти на официальный сайт музея и все узнать из первых уст.

Подземные жители

Кем мы становимся, когда попадаем в метро? Пассажирами? Наверное. Находясь в замкнутом пространстве, каждый из нас получает новую роль, какую выберешь ты? Я хочу ездить в одном вагоне с людьми, которые помнят, что такое уважение и любовь к Человеку. Нельзя забывать, кто мы такие ни под землей, ни на земле. Это важно.

Бродячие музыканты

Эти люди поднимают настроение, они играют разнообразный репертуар и на разных инструментах. От скрипки до ситара. Не стесняйтесь подойти и кинуть немого монет, если хочется услышать что-то особенное, то можно попросить.


Характеристика метрополитена спб

Модники или фрики

В метро ездят очень необычные люди, необычные вещи петербуржцы чаще всего покупают в секонд-хендах или на Удельном рынке. Для особо отличившихся экземпляров было создано сообщество в социальных сетях «Мода петербургского метро». Там можно увидеть фриков всех мастей.

Туристы

Не вводите в заблуждение, если не знаете как пройти до какого-то места. Воспользуйтесь своим гаджетом, чтобы помочь отыскать нужный путь. Если к вам подошел иностранец и у вас есть немного свободного времени, то пройдитесь вместе с туристом. Ведь русского человека язык до Киева доведет, а у иностранца такой возможности нет.


Характеристика метрополитена спб

Полиция и сотрудники метрополитена

Люди в форме могут остановить вас и попросить показать документы (которые всегда нужно носить с собой) или просветить ваш багаж. Если вы не нарушаете закон, то вас быстро отпустят. Непонятно почему, но многие начинают вступать в полемику с охранниками порядка. С какой целью? Мне не совсем ясно, будьте доброжелательны по отношению к другим, не грубите, и тогда наша полиция действительно нас бережет.


Характеристика метрополитена спб

Коммивояжеры

Продают эти люди одно и тоже во всех поездах, не важно где они находятся. На протяжении долгого времени их инновационные приспособления не изменяются. Годами они режут морковку и капусту супер-острыми ножами и годами пассажиры на это смотрят.


Характеристика метрополитена спб

Мошенники

Нельзя забывать о бдительности, не позволяйте мошенникам обмануть себя. Они будут играть на вашей невнимательности или на чувстве жалости. Роль несчастного и обездоленного может сыграть кто угодно за ваши деньги. Это замечательно, если вы хотите помогать людям, тогда делайте это через проверенные организации. Также я советую держать все ценные вещи при себе, не оставлять сумки и рюкзаки открытыми, не хранить в карманах ничего ценного.


Характеристика метрополитена спб

Петербургское «ноу-хау»

К реализации проекта вернулись в 2007 году. Было принято решение об использовании тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) немецкой фирмы Herrenknecht AG. Планировалось, что большой наклонный ход станции будет пройден сквозь сильно обводненный грунт с помощью этого оборудования. Обеспечить безосадочную проходку предполагалось за счет использования регулируемого пригруза давления внутри забойной зоны с тем, чтобы создавать давление, соответствующее давлению массива.

Читайте также:  Единый проездной на неделю

Принятое решение использовать механизированный щит диаметром 10,4 м с активным пригрузом забоя было очень смелым. В мире на тот момент не существовало опыта проходки тоннелей под углом 30 градусов с помощью тоннелепроходческих комплексов.


Характеристика метрополитена спб

Схема действия ТПМК

Проектная величина осадок не превышала 25 мм, поэтому для устройства строительной площадки станции «Адмиралтейская» было принято решение о расселении и сносе только одного дома – это позволило избежать массового расселения. Благодаря современнейшему оборудованию появилась возможность «ловить» осадки на самой первой стадии и принимать меры практически мгновенно за счет наблюдения за движением щита через датчики, установленные в  четырех скважинах вдоль оси проходки.

На всех этапах строительства была обеспечена безопасность, прежде всего, для исторических зданий центра Санкт-Петербурга, представляющих собой архитектурные памятники федерального значения, находящиеся под охраной ЮНЕСКО.


Характеристика метрополитена спб

Снос здания для строительства будущего вестибюля метро «Адмиралтейская» и торгового центра

Появление «станции-призрака»

Решение о необходимости создания станции в историческом центре города было принято еще в 1960-х годах. Но начало строительства отложилось до 1994 года. Именно станция «Адмиралтейская» должна была стать самой глубокой станцией – такие условия диктовала геология. В этом месте залегают водонасыщенные грунты, пески и суглинки, а удобные для проходки кембрийские глины уходили глубоко вниз на глубину более 80 метров.

К тому же площадка, выделенная для строительных работ на поверхности, располагалась в очень плотной городской застройке, где каждое сооружение представляет архитектурную, историческую ценность. Изначально предполагалось расселить несколько домов на прилегающей улице. Пока шло строительство перегонных тоннелей и подземного вестибюля, власти города работали над этим вопросом, но финансовый кризис того времени так и не позволил его решить. В 1997 году поезда начали ходить по Правобережной линии, проезжая «станцию-призрак» без остановки.


Характеристика метрополитена спб

Так выглядела станция «Адмиралтейская» в 2008-2009 гг.

Метро как способ решения городских проблем

Появление самой глубокой в России станции метро – это не только удачный пример вклада петербургских специалистов в развитие технологий подземного строительства. Благодаря появлению станции метро «Адмиралтейская» в историческом центре Санкт-Петербурга значительно разгрузились соседние станции, жители этой части центра города получили шаговую доступность к метро, а туристы – удобный способ добраться до основных достопримечательностей Петербурга, среди которых всемирно известные Эрмитаж и Исаакиевский собор.

Строительство одной лишь этой станции позволило повысить уровень комфорта пребывания в городе и стало удачным примером решения целого комплекса проблем – транспортных, территориальных, социально-культурных. Сейчас похожую историю переживает «Театральная» – долгожданная станция в непосредственной близости от Мариинского театра. Станция почти построена, но из-за отсутствия решения о местоположении выхода на поверхность ввод в эксплуатацию откладывается. И решать эту проблему, по последней информации, будут не раньше 2020 года.


Характеристика метрополитена спб

транспортная инфраструктура, рекорды

Особенности и технологии строительства

Поскольку отбойные молотки и ручные инструменты справлялись с этой задачей неэффективно, в сентябре 1948 года технический совет управления строительства Ленинградского метрополитена утвердил проектное задание на создание механизированного проходческого щита. Через год опытный образец уже установили в забое, по результатам испытаний щита была откорректирована проектная документация, оформлен заказ на изготовление первых шести серийных щитов на Кировском заводе.

Специалисты «Метростроя» и Научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела создали оптический прибор, позволяющий с высокой точностью вести механизированный щит в забое. Позднее была создана новая шахтная подъемная установка с так называемыми опрокидными клетями, которая ускорила процесс выгрузки породы.

Пришлось внедрить еще немало инноваций, чтобы адаптировать процесс строительства под условия города. В начале 2000-х годов на вооружении у метростроевцев появились тоннелепроходческие щиты нового поколения, которые позволили взять курс на механизацию проходческих процессов. Это и помогло в итоге построить самую глубокую станцию петербургского метро «Адмиралтейскую».


Характеристика метрополитена спб

Станция метро «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге

История строительства самой глубокой станции

Хронология строительства станции «Адмиралтейская»

1960е гг.

Принято решение о строительстве

1994 г.

Начато строительство станции «Адмиралтейская»

1997 г.

Строительство заморожено. Поезда проезжают «Адмиралтейскую» без остановки


Характеристика метрополитена спб

Вид сверху на строительную площадку метро «Адмиралтейская»

2007 г.

Подписан контракт на изготовление тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК)

2009 г.

Строительство наклонного хода станции «Адмиралтейская»

2011 г.

Станция «Адмиралтейская» сдана в эксплуатацию

Оцените статью
Подорожник