Сентябрьский тренировочный вариант (тренировочная работа) №7873383 решу ОГЭ 2022 года по русскому языку 9 класс с ответами, изложением (многое в людях, переживших блокаду Ленинграда) и сочинением для подготовки к экзамену, вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ.
Решу ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс тренировочный вариант №7873383
Многое в людях, переживших блокаду Ленинграда, удивительно и неожиданно. Например, поражает и бесконечно трогает – сколько их, бывших блокадников, писали и пишут стихи. Едва ли не каждый десятый.
Можно было бы и не придавать особого значения «непрофессиональному» увлечению стихами взрослых людей, если бы за этим не виделось большее, главное: сквозь годы многое в блокаде светится поэтически, проступает романтика общего подвига.
Дело вовсе не в том, что ленинградец опускает в своих воспоминаниях холод, голод, ужас тех дней и ночей. На самом деле всё это живёт в нём как крик боли до сих пор, потому что забыть подобное невозможно. Но во всех этих воспоминаниях и над ними – понимание почти каждым, что это были исторические дни и ночи, сознание, что Ленинград – единственный город, который смог перенести самую длительную блокаду, что образ этого города помог миру, человечеству остановиться на краю страшной пропасти.
Готовое сжатое изложение
Многое в людях, переживших блокаду Ленинграда, удивительно и неожиданно. Например, многие бывшие блокадники писали и пишут стихи. Едва ли не каждый десятый.
За «непрофессиональным» увлечением стихами взрослых людей виделось большее: сквозь годы многое в блокаде светится поэтически, проступает романтика общего подвига.
Дело не в том, что ленинградец опускает в своих воспоминаниях ужас тех дней и ночей. Всё это живёт в нём как крик боли, забыть подобное невозможно. Во всех этих воспоминаниях осознание того, что Ленинград – единственный город, который смог перенести самую длительную блокаду, что образ этого города помог человечеству остановиться на краю пропасти.
Ответы для заданий варианта ОГЭ 2022
Задание 1 № 7438 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 2 № 13020 Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1) Трудно найти того, кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. (2)Чаще всего эта фамилия ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире. (3)Дмитрий Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. (4)Этот неординарный ученый − первый разработчик стратостата. (5) Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- 1) Кто не слышал (предложение 1)
- 2) Ассоциируется с химией (предложение 2)
- 3) Дмитрий Иванович был педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. (предложение 3)
- 4) Учёный − первый (предложение 4)
- 5) Менделеев был одним из основателей (предложение 5)
Задание 3 № 12969 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место.
Задание 4 № 13046 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «отцовская несуразность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: несуразность отца
Задание 5 № 13928 Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) ЦИРКУЛЬ — в корне слове буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
- 2 ) ПРЕГРАДИТЬ (путь)— написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.
- 3 ) КОСИТЬ (траву)— написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
- 4 ) РЕЗАНЫЕ (овощи)— в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.
- 5) ДРУЖОК— в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
Задание 6 № 13000 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ленины шалости рассердили родителей. 2) Лена строила разнообразные планы на воскресенье и никак не могла решить, чему отдать предпочтение. 3) Ленины родители собирались уйти, и ей пришлось остаться одной дома. 4) Лена представляла войну как игру, и она не могла понять, почему это известие расстроило родителей. 5) Как только Лена проснулась, родители сразу же обратили на неё внимание.
Задание 7 № 13001 Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. 2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. 3) Ныряю с головой под одеяло. 4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей. 5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
Задание 8 № 13002 Лексический анализ. Найдите в тексте антоним к слову ПОДЕВАЛСЯ (предложение 21). Напишите этот антоним.
Задание 9 № 8187 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания».
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение.
Другие тренировочные варианты ОГЭ 2022 по русскому языку
Тренировочная работа №1 статград ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу(-ы). Будьте
внимательны: кроме простых предложений встречаются и сложные.
1. Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо
с грустным и бесстрастным выражением.
2. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не
имели выхода.
3. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в
бане, огоньков.
4. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя
главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.
5. И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю
понимать.
6. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам,
тропинкам и песням.
7. А вдруг зал будет не полный?
8.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая
гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.
9. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в
маленьком доме на взморье.
10. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом
веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.
11. Чешуйки бывают разные по форме, и все они — видоизменённые волоски.
12. С помощью этих инструментов художник и музыкант создают свои
произведения.
13. Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа.
14. Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины.
15. Потушили пожар — это хорошо.
16. Разве мы можем обездолить наших далёких потомков!
17. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и
растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных,
находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить
списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение.
18.Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские
дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном.
19. Мясо этих птиц считается целебным, оно помогает от многих болезней, что
явилось причиной почти полного истребления уларов.
20.Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне
Байкала?
1. месяц был
близок смотрел
2. болота не имели
выхода
3. толпы
оборванцев двигаются мелькают
4. Корней Иванович
не дожил назвал
5. вижу начинаю
понимать
6. он отдал
сердце
7. зал будет не
полный
8. три льва
ходили
9. Андерсен
встретился был в гостях
10. разбойник
раскаялся решил спасаться
11. чешуйки бывают
разные они волоски
12. художник
музыкант создают
13. бороться нужно
различать
14. изделие стало
гладким шпаклевали
15. потушили это
хорошо
16. мы можем
обездолить
17. сохранить
ученые решили составить существование вызывает опасения
18. египтяне
поняли создания полезны кошки стали приходить
19. мясо считается
целебным оно помогает что явилось причиной
20. кто является
загрязнителем
Синтаксический анализ. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая
основа в одном из предложений или в одной из частей сложного
предложения текста. Запишите номера ответов.
1. (1) Летнее, июльское
утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает
накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем
пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и
алеет на солнце.
1) Утро (предложение 1)
2) Свежо (предложение 2)
3) Вас обдаёт
(предложение 3)
4) Небо пышет
(предложение 4)
5) Лес стоит
(предложение 5)
1) Источник таится
(предложение 1)
2) Куст раскинул сучья
(предложение 2)
3) Колыхаясь
(предложение 3)
4) Час проходит
(предложение 4)
5) Стало жарко (предложение
5)
3.(1) Встретились и подружились в царскосельском лицее два мальчика: Саша
Пушкин и Ваня Пущин. (2) Они выросли. (3)Годы лицея остались позади. (4)А
верность лицейской дружбе Пущин и Пушкин смогли пронести до последнего вздоха.
(5) Дружба — это дар, ниспосланный свыше.
1) Два мальчика
встретились (и) подружились (предложение 1)
2) Они выросли
(предложение 2)
3) Годы лицея остались
(предложение 3)
4) Верность смогли
пронести (предложение 4)
5) Дружба — дар
(предложение 5)
4. (1) Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было
видно, словно все потонуло в молоке. (2)Судно остановилось у большого ледяного
поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали. (3)Утром туман начал слегка
расползаться. (4)Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля
зашуршали и тоже пришли в движение. (5)Впереди открылся свободный проход, и
судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и
чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону.
1) Ничего не было видно
(предложение 1)
2) Судно остановилось
(предложение 2)
3) Туман начал
(предложение 3)
4) Поля зашуршали (и)
пришли в движение (предложение 4)
5) Не столкнуться (и)
остановиться (предложение 5)
5. (1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием.
(2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание
милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых.
(4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится
основой их собственных отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить
без примера сострадательного отношения к другим невозможно.
1) Милосердие определяется
характером (предложение 1)
2) Вкладывать понимание
(предложение 2)
3) Дети копируют
(предложение 3)
4) Модель становится
основой (предложение 4)
5) Научить любить
(предложение 5)
1) Домик сохранён (предложение 1)
2) Подходил с
похоронками (предложение 2)
3) Епистиния Федоровна
не уставала (предложение 3)
4) Ждала (предложение 4)
5) До последнего часа
(предложение 5)
8. (1) В психологии
считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до
стa. (2)Однако, существуют люди, которые имеют феноменaльную пaмять.
(3)Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих
воинов. (4)Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу
логaрифмов. (5)Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное
произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.
1) Считается (предложение 1)
2) Люди имеют
(предложение 2)
3) Александр Македонский
помнил (предложение 3)
4) Абрам Иоффе знaл
(предложение 4)
5) Исполнить и записать
(предложение 5)
1) Не перечислишь
(предложение 1)
2) Можем взять
(предложение 2)
3) Ничем не измерить
(предложение 3)
4) Катерок побежал,
поплыл (предложение 4)
5) Могу любоваться
(предложение 5)
10. (1) Трудно найти
того, кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. (2)Чаще всего эта фамилия
ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире. (3)Дмитрий
Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем.
(4)Этот неординарный ученый − первый разработчик стратостата. (5) Менделеев был
одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его
президентом.
Теория и практика
1) Кто не слышал
(предложение 1)
2) Ассоциируется с
химией (предложение 2)
3) Дмитрий Иванович был
педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. (предложение 3)
4) Учёный − первый
(предложение 4)
5) Менделеев был одним
из основателей (предложение 5)
(1) В аллеях застыл
зеленоватый полусвет. (2)Поблескивали золоченые статуи. (3)Фонтаны ночью
молчали, не было слышно их быстрого шороха. (4)Падали только отдельные капли
воды, и плеск их разносился очень далеко. (5)Каменные лестницы около дворца
были освещены зарей: желтоватый свет падал на землю, отражаясь от стен и окон.
1) Застыл (предложение
1)
2) Статуи поблёскивали
(предложение 2)
3) Не слышно
(предложение 3)
4) Плеск разносился
(предложение 4)
5) Лестницы были (предложение
5)
(1)Мы разбрелись
поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины
наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки
нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее
хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и
растянулись на траве.
1) Мы разбрелись
(предложение 1)
2) Мы наелись
(предложение 2)
3) Обед нужен
(предложение 3)
4) Маруся расстелила
(предложение 4)
5) Съели и растянулись
(предложение 5)
(1) Утром я,
выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. (2)До чего же хорошо, когда в
воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк.
(3)В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха,
и я не мог понять, чем пахнет. (4)Оглядев горизонт, я заметил вдалеке темную
полоску, вроде как от набежавшей тучки. (5)Небо по-прежнему сияло голубизной, и
все же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело.
1) Я вышел на вахту
(предложение 1)
2) Хорошо (предложение
2)
3) Примесь чувствовалась(предложение
3)
4) Я заметил полоску
(предложение 4)
5) Небо сияло (и)
темнело (предложение 5)
(1) Наша задача —
сказать о Красной площади в тысячный раз. (2)Площадь известна каждому человеку
раньше, чем он открывает букварь. (3)И если жизнь пройдет даже в глухомани и
человек ни разу не покидал дома, все равно он знает этот мощенный камнем кусок
земли. (4)Познавая землю собственным опытом, сюда мы тянемся в первую очередь,
хотя, кажется уже известна до мелочи эта площадь. (5) Красная площадь в Москве
имеет неповторимую красоту, строгость, своеобразие.
1) Задача — сказать
(предложение 1)
2) Известна каждому
(предложение 2)
3) Человек не покидал,
знает (предложение 3)
4) Мы тянемся
(предложение 4)
5) Красная площадь имеет
красоту (предложение 5)
(1) По улицам города, по
его бульварам разлит удивительный аромат. (2)Подует ветерок, чуть колыхнет
зеленые кроны — и сильнее ударит волной медовой свежести. (3)Подошла
душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар
лета. (4)Липа — древнейшая спутница города. (5)Целые города выросли под
липами с нареченными в ее честь именами — Липецк, Лиепая, Лейпциг.
1) Аромат разлит
(предложение 1)
2) Ветерок подует
(предложение 2)
3) Липы цветут на разгар
(предложение 3)
4) Липа — спутница
(предложение 4)
5) Выросли под липами
(предложение 5)
(1) С потемневших ветвей
срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь
сугробов. (2)Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду.
(3)Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью.
(4)В тайге начиналась весна. (5)Марина, сдав дежурство, отправилась домой
пешком через просыпающуюся тайгу.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая
основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения
текста. Запишите номера ответов.
1) Комья срывались
(предложение 1)
2) Тайга сбрасывала
одежду (предложение 2)
3) Стоял (предложение 3)
4) Весна начиналась
(предложение 4)
5) Марина отправилась
(предложение 5)
(1)Внезапно налетел
ветер и промчался. (2)Воздух дрогнул кругом, слабо сверкнула молния.
(3)Растущая туча наклоняется сводом. (4)Передний ее край вытягивается рукавом.
(5)Трава, кусты — все вдруг потемнело.
1) Ветер налетел
(предложение 1)
2) Молния сверкнула
(предложение 2)
3) Наклоняется сводом
(предложение 3)
4) Её край вытягивается
(предложение 4)
5) Трава, кусты — всё
потемнело (предложение 5)
Укажите варианты
ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в
одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.
Запишите номера ответов.
1) Утро (предложение 1);
2) Свежо; близость
чувствуется (предложение 2);
3) Обдаёт (предложение
3);
4) Небо темнеет; воздух
пышет (предложение 4);
5) Лес стоит, блестит,
алеет (предложение 5).
· Курс 80 баллов ·
Сообщить об ошибке · Помощь
5) Стало жарко
(предложение 5)
1) Источник таится
(предложение 1);
2) Куст раскинул
(предложение 2);
3) Пузыри поднимаются
(предложение 3);
4) Час, другой проходит
(предложение 4);
5) Стало жарко
(предложение 5).
(1) Встретились и
подружились в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. (2)
Они выросли. (3)Годы лицея остались позади. (4)А верность лицейской дружбе
Пущин и Пушкин смогли пронести до последнего вздоха. (5) Дружба — это дар,
ниспосланный свыше.
Укажите варианты ответов,
в которых верно выделена грамматическая основа в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера
ответов.
1) Два мальчика Саша
Пушкин (и) Ваня Пущин встретились (и) подружились (предложение 1);
2) Они выросли
(предложение 2);
3) Годы остались
(предложение 3);
4) Пущин и Пушкин смогли
пронести (предложение 4);
5) Дружба — дар
(предложение 5).
ВНИМАНИЕ! В первом предложении
основа, указанная в пояснении верная: подлежащее выражено несколькими словами:
«обобщающееДва мальчика: однородныеСаша Пушкин (и) Ваня Пущин». Приложения
не стоят после двоеточия.
(1) Ночью туман
сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в
молоке. (2)Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных,
спокойно спали. (3)Утром туман начал слегка расползаться. (4)Он постепенно
исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение.
(5)Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но
медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или
повернуть в сторону.
1) Туман сгустился; не
было видно; всё потонуло (предложение 1);
2) Судно остановилось;
все спали (предложение 2);
3) Туман начал
расползаться (предложение 3);
4) Он исчезал; поля
зашуршали (и) пришли в движение (предложение 4);
5) Проход открылся;
судно поплыло; не столкнуться; остановиться (или) повернуть (предложение 5).
ВНИМАНИЕ!!! Ответ под номером 2
правильный, потому что основа «судно остановилось» является основой ОДНОЙ ИЗ
ЧАСТЕЙ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, как того и требует задание.
(1)Милосердие
определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с
младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания.
(3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения,
которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных
отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера
сострадательного отношения к другим невозможно.
1) Милосердие
определяется характером (предложение 1)
1) Милосердие
определяется (предложение 1);
2) Важно вкладывать
(предложение 2);
3) Дети копируют
(предложение 3);
4) Модель становится
основой; они встречают (предложение 4);
5) Невозможно научить
(предложение 5).
ВНИМАНИЕ! В пятом
предложении глагол «любить» является дополнением: невозможно научит (чему?)
любить.
1) Домик сохранён
(предложение 1)
1) Домик сохранён; мать
провожала (предложение 1);
2) Глаза смотрели;
почтальон подходил (предложение 2);
3) Епистиния Федоровна не
уставала вглядываться (предложение 3);
4) Ждала (предложение
4);
5) Ждала (предложение
5).
ВНИМАНИЕ!!! Ответ под номером 1
правильный, потому что основа «домик сохранён» является основой ОДНОЙ ИЗ ЧАСТЕЙ
СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, как того и требует задание.
1) Считается
(предложение 1)
1) Считается; человек в
состоянии запомнить (предложение 1);
2) Люди существуют;
которые имеют память (предложение 2);
3) Александр
Македонский; который помнил (предложение 3);
4) Академик Абрам Иоффе,
который знaл (предложение 4);
5) Достаточно было
прослушать; исполнить и записать (предложение 5).
1) Не перечислишь;
дает — «дарит» Волга (предложение 1);
2) Мы любим; можем взять
(предложение 2);
3) Не измерить; она
разливает (предложение 3);
4) Катерок побежал;
теплоход поплыл; баржи снуют (предложение 4);
5) Я могу любоваться
(предложение 5).
(1) Трудно найти того,
кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. (2)Чаще всего эта фамилия
ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире.
(3)Дмитрий Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и
приборостроителем. (4)Этот неординарный учёный − первый разработчик
стратостата. (5) Менделеев был одним из основателей Русского химического
общества и неоднократно избирался его президентом.
5) Лестницы были
(предложение 5)
1) Полусвет застыл
(предложение 1);
2) Статуи поблёскивали
(предложение 2);
3) Фонтаны молчали; не
было слышно (предложение 3);
4) Падали капли; плеск
разносился (предложение 4);
5) Лестницы были
освещены; свет падал (предложение 5).
1) Мы разбрелись и
перекликаемся (предложение 1);
2) Корзины наполнились;
мы наелись (предложение 2);
3) Обед нужен
(предложение 3);
4) Маруся расстелила,
положила (предложение 4);
5) Мы съели и
растянулись (предложение 5).
(1) Утром я,
выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. (2)До чего же хорошо, когда в
воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.
(3)В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха,
и я не мог понять, чем пахнет. (4)Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную
полоску, вроде как от набежавшей тучки. (5)Небо по-прежнему сияло голубизной, и
всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело.
3) Примесь
чувствовалась(предложение 3)
1) Задача — сказать
(предложение 1);
2) Площадь известна; он
открывает (предложение 2);
3) Жизнь пройдёт;
человек не покидал; он знает (предложение 3);
4) Мы тянемся; площадь
кажется известна (предложение 4);
5) Красная площадь имеет
красоту, строгость, своеобразие (предложение 5).
1) Комья срывались
падали (предложение 1);
2) Тайга сбрасывала
(предложение 2);
3) Запах стоял
(предложение 3);
4) Весна начиналась
(предложение 4);
5) Марина отправилась
(предложение 5).
4) Её край вытягивается (предложение
4)
1) Ветер налетел и
промчался (предложение 1);
2) Воздух дрогнул;
молния сверкнула (предложение 2);
3) Туча наклоняется
(предложение 3);
4) Край вытягивается
(предложение 4);
5) Трава, кусты — всё
потемнело (предложение 5).
(1)К сожалению, духовность в культуре отодвинута в нашу эпоху далеко на задний план. (2)Она стала сегодня лишь иллюзорной оболочкой, за которой скрывается ярко выраженная материальность. (3)Культура сейчас является лишь совокупностью материальных достижений народа, она выступает в союзе с его экономическими и политическими стремлениями. (4)Нации хотят, чтобы их культура овладела другими народами и тем самым их осчастливила. (5)Все начали искать рынки сбыта для своей культуры так же, как для своих товаров и сырья.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) духовность отодвинута (предложение 1)
2) материальность скрывается (предложение 2)
3) выступает (предложение 3)
4) культура осчастливила (предложение 4)
5) все начали (предложение 5)
(1)К сожалению, духовность в культуре отодвинута в нашу эпоху далеко на задний план. (2)Она стала сегодня лишь иллюзорной оболочкой, за которой скрывается ярко выраженная материальность. (3)Культура сейчас является лишь совокупностью материальных достижений народа, она выступает в союзе с его экономическими и политическими стремлениями. (4)Нации хотят, чтобы их культура овладела другими народами и тем самым их осчастливила. (5)Все начали искать рынки сбыта для своей культуры так же, как для своих товаров и сырья.
(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.
Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
5) Грамматическая основа в предложении 5 — нравственность оказывается подчинена.
Выполним синтаксический анализ.
(2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. − Предложение осложнено обособленным обстоятельством.
(4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. − Составное глагольное сказуемое, действительно, есть.
(5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс. − Верно.
(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)
(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.
(1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле. (3)Но на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место. (4)На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве. (5)Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, океане, земной коре.
1) гелий обнаружили (предложение 1)
2) элемент найден (предложение 2)
3) относительное содержание гелия (предложение 3)
4) гелий скапливался бы (предложение 4)
5) он рассеян присутствует (предложение 5)
(1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле. (3)Но на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место. (4)На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве. (5)Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, океане, земной коре.