Зимние сады, которые можно встретить в самых неожиданных местах. Как зародилась эта мода? Что сейчас с оранжереями советской эпохи? И что приходит им на смену сегодня? Репортаж Антона Цумана.
У начальника станции «Выборгская» Екатерины Масловой единственной из коллег всего петербургского метрополитена есть дополнительная обязанность — уход за доброй сотней растений. Полив, обрезка. С самого открытия станции в 1975 году горшки с каланхоэ и диффенбахиями приносили местные жители. Те и прижились. Пространства у вестибюлей этого типа много, свет естественный, температурный режим строго по техрегламенту — стабильный. Так и сформировалась почти домашняя традиция на стратегическом объекте.
Такую страсть создавать летний рай в северных широтах привил Петербургу царь Пётр, подсмотрев как устраивают «померанцевые», то есть апельсиновые, теплицы голландцы и англичане. А уже в екатерининскую эпоху, граф Потёмкин-Таврический устроил рядом с дворцом целую сеть оранжерей. Откуда мода на зимние сады распространилась среди всей знати.
Со специалистом по истории садов Ольгой Волковой прогуливаемся в павильоне «Цветы» Таврического сада. Это уже постройка 19 века, когда появились опорные конструкции из металла. Устраивать тепличные тропики хоть и стало дешевле, но по-прежнему были роскошью, доступной лишь «особам приближенным к императору».
Вот, кстати, изящный пример. Балерина Матильда Кшесинская в одном из своих самых любимых мест — саду собственного особняка.
Это сегодня кажется, что мода на экологические темы возникла в 21 веке. Петербургский модерн доказывает обратное. Даже орнамент на окнах в виде венка из листьев.
Конечно, нынешний сад восстановили сотрудники Музея Политической истории, лишь приблизительно. Зимний сад Кшесинской исчез после февральской революции и обустройства здесь музея истории октябрьской.
Примечательно, как связаны история зимних садов и история российской политики. На месте зимнего сада Таврического дворца в 1905 году был устроен «Думский зал».
В Мариинском дворце зимний сад отдали под заседания Госсовета Империи. Сегодня это рабочее место петербургских законотворцев.
В советское время зимние сады из роскоши превратились в средства «обеспечения отдыха трудящихся граждан». Редкий дворец культуры или дом творчества юных был без уголка тропической зелени. Отличия были в размерах. Чем масштабнее был проект, тем роскошнее зимний сад. Пример — Ленинградский дворец молодёжи.
Сегодня зимний сад ЛДМ оказался заложником типичной для многих объектов советской эпохи судьбы. Развал СССР, приватизация, акционирование — после смены череды собственников здание приобрёл крупный петербургский застройщик — «Эталон». Представители которого на вопрос о судьбе сада дают весьма уклончивые ответы.
Кратко, пока в июле не съедет последний арендатор, сад не тронут. Дальше, мол, посмотрим. Хотя что будет дальше, уже ясно — на месте ЛДМа планируется возвести жилой комплекс. Что смогут — раздадут, что не смогут — вырубят. В любом случае, этот зимний сад скоро станет историей. Причём с печальным концом. Но есть и другие случаи, когда, казалось бы, запущенный объект вдруг получает новую жизнь.
Так начинается рабочий день садовника ДК Ленсовета Евгении Силиной. Этот тропический сад с бананом, авокадо, коричным деревом — сотнями растений — был разбит в 70-х. Технология ухода не изменилась с советских времён. Щедрый полив, плюс имитация тропического ливня.
Сейчас это помещение в аренде под кафе. Арендатор мог пойти по пути наименьшего сопротивления. Вырубить всё под корень и устроить больше посадочных мест. Но решили рискнуть. Даже восстановили забитый досками фонтан. И теперь «оазис посреди зимы» — мода и ориентир для рестораторов Петербурга.
Вот так до пандемии в 777-й школе выглядел типичный урок биологии. Не за партами, а в окружении растений. Школу построили два года назад, причём помещение для зимнего сада было уже предусмотрено проектом. И современной школе, по словам директора, без зимнего сада уже никуда.
Вертикальная стена. Что называется, последний тренд в озеленении помещений. Когда каждый квадратный метр на счету можно задействовать и стены. А с автоматической системой полива становишься и «сам себе агроном» и «сам себе садовник».
И все эти истории ещё одно подтверждение факта — зимний сад для петербуржца не просто дань моде и стилю. А попытка устроить вокруг уголок комфорта, тепла и красоты. Независимо от географической широты, времени года или температуры за окном.
Подземный дворец
По задумке архитекторов, эта станция должна была напоминать «хрустальный дворец». Ее свод поддерживают 46 колонн: 30 из них облицованы мрамором, а 16 — литым стеклом.
Alex ‘Florstein’ Fedorov (CC BY-SA 4.0)
Тема оформления — оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Станцию украшает огромное мозаичное панно «Победа», а на люстрах и светильниках можно увидеть мечи, лавровые венки и другие триумфальные символы.
Кстати, в 2014 году «Автово» попала в список 12 самых красивых станций мира, по версии The Guardian.
А еще эта станция снималась в кино — в одной из сцен фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» знаменитый сыщик находит тело жертвы именно в депо «Автово». Конечно, по сюжету герои находятся в Англии, электродепо «Автово», которое удобно находилось между станциями красной ветки, отлично сыграло роль заброшенных путей британской железной дороги.
Куда сходить рядом?
Станция — зимний сад
«Выборгская» — единственная станция Петербурга с оранжереей. В саду находится больше 50 видов комнатных растений, и некоторые из них растут здесь с момента основания «Выборгской» — 1975 года. Появилась оранжерея благодаря работникам метрополитена, которые следят за цветником до сих пор. Кстати, некоторые растения сюда принесли пассажиры. Особенно нарядно станция выглядит в солнечные дни.
Подземная часть отделана травертином, известковой пористой горной породой, а полы выложены серым гранитом. Выше по лестнице расположилось большое панно — на нем запечатлены рабочие, участвовавшие в революции 1917 года. Внутри станция выглядит типично, поэтому рекомендуем сразу подниматься наверх, чтобы посмотреть на оранжерею.
Летающая тарелка в центре города
Это самая космическая станция в городе — она построена в форме огромной летающей тарелки. Такой вид «Горьковская» приняла не сразу. Станцию открыли в 1963 году, тогда это был обычный павильон с круглой крышей. В верхнем вестибюле в советское время работало кафе, где можно было перекусить и даже выпить шампанского. В 2009 году станцию реконструировали, и «Горьковская» превратилась в НЛО.
Самая футбольная станция
Эту станцию открыли к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Финальная часть Чемпионата проходила в России, в Санкт-Петербурге, поэтому «Зенит» находится рядом со стадионом «Газпром Арена». Названа станция в честь главного футбольного клуба города — «Зенит», — которым очень гордятся петербуржцы. Кстати, сначала станция носила имя «Новокрестовская». Позже ее переименовали, но некоторые жители продолжают пользоваться старым названием.
В вестибюле станции выставлены кубки футбольного клуба «Зенит». Тут и кубок чемпиона СССР 1984 года, и трофеи чемпионата России 2007, 2010, 2011, 2015 годов.
Станция отделана камнем темно-синего цвета. Белые вкрапления на облицовке изображают пенящиеся волны Финского залива.
Площадь Александра Невского-2
Это самая чешуйчатая станция Петербургского метрополитена. Ее стены закованы в латы, которые состоят из сотен золотых чешуек. Эта броня красиво переливается, когда к станции подходит поезд.
Переход с оранжевой ветки на зеленую украшен композицией со всадниками. Приглядитесь: на изображении пять всадников и только четыре лошади. Еще на этапе создания эскиза туда закралась ошибка, которую художники попросту не заметили. В народе над композицией посмеиваются и называют ее «Пять мужиков и четыре лошади».
Верхний вестибюль станции «Площадь Александра Невского-2» украшает огромная мозаика — «Ледовое побоище». Сам Александр Невский изображен в центре мозаики с поднятым мечом, готовый сразить рыцаря-крестоносца.
Адмиралтейская
«Адмиралтейская» находится на глубине 86 метров — это одна из самых глубоких станций метро в мире. Санкт-Петербург построен в болотистой местности: ближе к поверхности грунт мягкий, тоннели в нем строить нельзя. Поэтому станции делают на большой глубине.
Интересный факт — вестибюли станций находятся выше, чем тоннели: при подъезде к остановке поезд поднимается в гору, а потом скатывается, разгоняясь. Этот проект был утвержден еще в 1940-х, что позволило снизить траты на строительство. Таким образом, самые глубокие точки станции находятся как раз в тоннелях.
Кстати, из-за разных сложностей «Адмиралтейскую» не могли открыть целых 14 лет: планировали еще в 1997, а получилось только в 2011. Все это время поезда проходили «Адмиралтейскую» не останавливаясь. Поэтому местные жители стали называть ее «станцией-призраком».
Станция выполнена в морском стиле: в вестибюле вы можете увидеть мозаику «Основание Адмиралтейства», а на входе панно с кораблями. Кроме того, станция украшена якорями, на полу изображена роза ветров, а рядом с названием станции красуется тот самый кораблик, который можно увидеть на шпиле Адмиралтейства.
Выставка пожарных машин
Эту станцию открыли в 2019 году. Главный акцент в ее оформлении — яркие витражи с советскими звездами, которые тянутся вдоль всего вестибюля.
Повсюду используется белый мрамор, который красиво сочетается с ярко-красными звездами витражей.
Но самое интересное вас ждет наверху. Южный вестибюль станции посвящен героям-пожарным. Свод украшает огромная мозаика, а в переходе выставлены пожарные машины: от самой первой, дореволюционной повозки, до современной техники.