Зимний сад петербургского метрополитена

Зимний сад петербургского метрополитена Подорожник СПБ

Зимние сады, которые можно встретить в самых неожиданных местах. Как зародилась эта мода? Что сейчас с оранжереями советской эпохи? И что приходит им на смену сегодня? Репортаж Антона Цумана.

У начальника станции «Выборгская» Екатерины Масловой единственной из коллег всего петербургского метрополитена есть дополнительная обязанность — уход за доброй сотней растений. Полив, обрезка. С самого открытия станции в 1975 году горшки с каланхоэ и диффенбахиями приносили местные жители. Те и прижились. Пространства у вестибюлей этого типа много, свет естественный, температурный режим строго по техрегламенту — стабильный. Так и сформировалась почти домашняя традиция на стратегическом объекте.

Такую страсть создавать летний рай в северных широтах привил Петербургу царь Пётр, подсмотрев как устраивают «померанцевые», то есть апельсиновые, теплицы голландцы и англичане. А уже в екатерининскую эпоху, граф Потёмкин-Таврический устроил рядом с дворцом целую сеть оранжерей. Откуда мода на зимние сады распространилась среди всей знати.

Со специалистом по истории садов Ольгой Волковой прогуливаемся в павильоне «Цветы» Таврического сада. Это уже постройка 19 века, когда появились опорные конструкции из металла. Устраивать тепличные тропики хоть и стало дешевле, но по-прежнему были роскошью, доступной лишь «особам приближенным к императору».

Вот, кстати, изящный пример. Балерина Матильда Кшесинская в одном из своих самых любимых мест — саду собственного особняка.

Это сегодня кажется, что мода на экологические темы возникла в 21 веке. Петербургский модерн доказывает обратное. Даже орнамент на окнах в виде венка из листьев.

Конечно, нынешний сад восстановили сотрудники Музея Политической истории, лишь приблизительно. Зимний сад Кшесинской исчез после февральской революции и обустройства здесь музея истории октябрьской.

Примечательно, как связаны история зимних садов и история российской политики. На месте зимнего сада Таврического дворца в 1905 году был устроен «Думский зал».

В Мариинском дворце зимний сад отдали под заседания Госсовета Империи. Сегодня это рабочее место петербургских законотворцев.

В советское время зимние сады из роскоши превратились в средства «обеспечения отдыха трудящихся граждан». Редкий дворец культуры или дом творчества юных был без уголка тропической зелени. Отличия были в размерах. Чем масштабнее был проект, тем роскошнее зимний сад. Пример — Ленинградский дворец молодёжи.

Сегодня зимний сад ЛДМ оказался заложником типичной для многих объектов советской эпохи судьбы. Развал СССР, приватизация, акционирование — после смены череды собственников здание приобрёл крупный петербургский застройщик — «Эталон». Представители которого на вопрос о судьбе сада дают весьма уклончивые ответы.

Читайте также:  Проезд в троллейбусе по подорожнику спб

Кратко, пока в июле не съедет последний арендатор, сад не тронут. Дальше, мол, посмотрим. Хотя что будет дальше, уже ясно — на месте ЛДМа планируется возвести жилой комплекс. Что смогут — раздадут, что не смогут — вырубят.  В любом случае, этот зимний сад скоро станет историей. Причём с печальным концом. Но есть и другие случаи, когда, казалось бы, запущенный объект вдруг получает новую жизнь.

Так начинается рабочий день садовника ДК Ленсовета Евгении Силиной. Этот тропический сад с бананом, авокадо, коричным деревом — сотнями растений — был разбит в 70-х. Технология ухода не изменилась с советских времён. Щедрый полив, плюс имитация тропического ливня.

Сейчас это помещение в аренде под кафе. Арендатор мог пойти по пути наименьшего сопротивления. Вырубить всё под корень и устроить больше посадочных мест. Но решили рискнуть. Даже восстановили забитый досками фонтан. И теперь «оазис посреди зимы» — мода и ориентир для рестораторов Петербурга.

Вот так до пандемии в 777-й школе выглядел типичный урок биологии. Не за партами, а в окружении растений. Школу построили два года назад, причём помещение для зимнего сада было уже предусмотрено проектом. И современной школе, по словам директора, без зимнего сада уже никуда.

Вертикальная стена. Что называется, последний тренд в озеленении помещений. Когда каждый квадратный метр на счету можно задействовать и стены. А с автоматической системой полива становишься и «сам себе агроном» и «сам себе садовник».

И все эти истории ещё одно подтверждение факта — зимний сад для петербуржца не просто дань моде и стилю. А попытка устроить вокруг уголок комфорта, тепла и красоты. Независимо от географической широты, времени года или температуры за окном.


Зимний сад петербургского метрополитена

Подземный дворец

По задумке архитекторов, эта станция должна была напоминать «хрустальный дворец». Ее свод поддерживают 46 колонн: 30 из них облицованы мрамором, а 16 — литым стеклом.


Зимний сад петербургского метрополитена

Alex ‘Florstein’ Fedorov (CC BY-SA 4.0)

Тема оформления — оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Станцию украшает огромное мозаичное панно «Победа», а на люстрах и светильниках можно увидеть мечи, лавровые венки и другие триумфальные символы.

Читайте также:  Как проверить сколько денег на подорожнике через интернет и как проверить баланс подорожника через интернет на www подорожник спб ру или другим способом


Зимний сад петербургского метрополитена

Кстати, в 2014 году «Автово» попала в список 12 самых красивых станций мира, по версии The Guardian.

А еще эта станция снималась в кино — в одной из сцен фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» знаменитый сыщик находит тело жертвы именно в депо «Автово». Конечно, по сюжету герои находятся в Англии, электродепо «Автово», которое удобно находилось между станциями красной ветки, отлично сыграло роль заброшенных путей британской железной дороги.


Зимний сад петербургского метрополитена

Куда сходить рядом?

Станция — зимний сад


Зимний сад петербургского метрополитена

«Выборгская» — единственная станция Петербурга с оранжереей. В саду находится больше 50 видов комнатных растений, и некоторые из них растут здесь с момента основания «Выборгской» — 1975 года. Появилась оранжерея благодаря работникам метрополитена, которые следят за цветником до сих пор. Кстати, некоторые растения сюда принесли пассажиры. Особенно нарядно станция выглядит в солнечные дни.


Зимний сад петербургского метрополитена

Подземная часть отделана травертином, известковой пористой горной породой, а полы выложены серым гранитом. Выше по лестнице расположилось большое панно — на нем запечатлены рабочие, участвовавшие в революции 1917 года. Внутри станция выглядит типично, поэтому рекомендуем сразу подниматься наверх, чтобы посмотреть на оранжерею.


Зимний сад петербургского метрополитена

Летающая тарелка в центре города


Зимний сад петербургского метрополитена

Это самая космическая станция в городе — она построена в форме огромной летающей тарелки. Такой вид «Горьковская» приняла не сразу. Станцию открыли в 1963 году, тогда это был обычный павильон с круглой крышей. В верхнем вестибюле в советское время работало кафе, где можно было перекусить и даже выпить шампанского. В 2009 году станцию реконструировали, и «Горьковская» превратилась в НЛО.


Зимний сад петербургского метрополитена

Зимний сад петербургского метрополитена

Самая футбольная станция


Зимний сад петербургского метрополитена

Эту станцию открыли к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Финальная часть Чемпионата проходила в России, в Санкт-Петербурге, поэтому «Зенит» находится рядом со стадионом «Газпром Арена». Названа станция в честь главного футбольного клуба города — «Зенит», — которым очень гордятся петербуржцы. Кстати, сначала станция носила имя «Новокрестовская». Позже ее переименовали, но некоторые жители продолжают пользоваться старым названием.


Зимний сад петербургского метрополитена

В вестибюле станции выставлены кубки футбольного клуба «Зенит». Тут и кубок чемпиона СССР 1984 года, и трофеи чемпионата России 2007, 2010, 2011, 2015 годов.

Читайте также:  Когда был открыт петербургский метрополитен


Зимний сад петербургского метрополитена

Станция отделана камнем темно-синего цвета. Белые вкрапления на облицовке изображают пенящиеся волны Финского залива.

Площадь Александра Невского-2


Зимний сад петербургского метрополитена

Это самая чешуйчатая станция Петербургского метрополитена. Ее стены закованы в латы, которые состоят из сотен золотых чешуек. Эта броня красиво переливается, когда к станции подходит поезд.


Зимний сад петербургского метрополитена

Переход с оранжевой ветки на зеленую украшен композицией со всадниками. Приглядитесь: на изображении пять всадников и только четыре лошади. Еще на этапе создания эскиза туда закралась ошибка, которую художники попросту не заметили. В народе над композицией посмеиваются и называют ее «Пять мужиков и четыре лошади».


Зимний сад петербургского метрополитена

Верхний вестибюль станции «Площадь Александра Невского-2» украшает огромная мозаика — «Ледовое побоище». Сам Александр Невский изображен в центре мозаики с поднятым мечом, готовый сразить рыцаря-крестоносца.

Адмиралтейская


Зимний сад петербургского метрополитена

«Адмиралтейская» находится на глубине 86 метров — это одна из самых глубоких станций метро в мире. Санкт-Петербург построен в болотистой местности: ближе к поверхности грунт мягкий, тоннели в нем строить нельзя. Поэтому станции делают на большой глубине.


Зимний сад петербургского метрополитена

Интересный факт — вестибюли станций находятся выше, чем тоннели: при подъезде к остановке поезд поднимается в гору, а потом скатывается, разгоняясь. Этот проект был утвержден еще в 1940-х, что позволило снизить траты на строительство. Таким образом, самые глубокие точки станции находятся как раз в тоннелях.


Зимний сад петербургского метрополитена

Кстати, из-за разных сложностей «Адмиралтейскую» не могли открыть целых 14 лет: планировали еще в 1997, а получилось только в 2011. Все это время поезда проходили «Адмиралтейскую» не останавливаясь. Поэтому местные жители стали называть ее «станцией-призраком».


Зимний сад петербургского метрополитена

Станция выполнена в морском стиле: в вестибюле вы можете увидеть мозаику «Основание Адмиралтейства», а на входе панно с кораблями. Кроме того, станция украшена якорями, на полу изображена роза ветров, а рядом с названием станции красуется тот самый кораблик, который можно увидеть на шпиле Адмиралтейства.

Выставка пожарных машин


Зимний сад петербургского метрополитена

Эту станцию открыли в 2019 году. Главный акцент в ее оформлении — яркие витражи с советскими звездами, которые тянутся вдоль всего вестибюля.


Зимний сад петербургского метрополитена

Повсюду используется белый мрамор, который красиво сочетается с ярко-красными звездами витражей.


Зимний сад петербургского метрополитена

Но самое интересное вас ждет наверху. Южный вестибюль станции посвящен героям-пожарным. Свод украшает огромная мозаика, а в переходе выставлены пожарные машины: от самой первой, дореволюционной повозки, до современной техники.


Зимний сад петербургского метрополитена

Оцените статью
Подорожник